Московский дом национальностей | Мусульмане Москвы – многовековое соседство
Мусульмане Москвы – многовековое соседство

Первая из серии экскурсий «Мусульмане Москвы» вводит слушателей в круг вопросов, связанных со становившимися в течение веков все более многочисленными соседями коренных москвичей — выходцами из мусульманского мира. Первые контакты с ним берут начало в незапамятные времена через арабских, персидских, среднеазиатских купцов, приезжавших на Русь еще до появления на карте самой Москвы.

После монгольского нашествия на Русь и столетий ордынского ига мусульманское население города, которому суждено было стать русской столицей, выросло. Пришедших из Золотой Орды все чаще собирательно называют «татарами», хотя тогдашние татары были лишь очень далекими и вовсе не единственными предками современных татар. Тем временем связи русских земель с мусульманским Востоком крепнут. Даже знаменитый венец русских царей — «шапка Мономаха» была изготовлена в Средней Азии, Египте или Золотой Орде и попала в Москву как подарок золотоордынского хана Узбека.

На Русь приезжают представители знатных ордынских семей и здесь становятся основателями родовитых фамилий Юсуповых, Тургеневых, Карамзиных, Аракчеевых и многих других. Они получают от московских правителей земли — на территории нынешних районов Черкизово, Крылатское (Татарово), вероятно, Измайлово и др.

Затем в Москве появились Крымский двор для послов и купцов из Крымского ханства — в районе нынешнего Крымского вала, Ногайский двор для приводивших тысячи чистокровных коней на продажу в русской столице уроженцев Ногайской орды — немного южнее, за современным Павелецким вокзалом. Со временем мусульмане (а это были прежде всего татары) стали селиться в определенных районах — Замоскворечье, вблизи Мясницкой, Трубной и др.

Постепенно самой многочисленной группой «московских татар» становятся выходцы из земель бывших Казанского и Касимовского ханств. А после победы над Наполеоном в награду за героизм воинов-мусульман было позволено построить в Москве первую мечеть. Сегодня, кроме нее, их в столице уже несколько — недавно перестроенная и ставшая самой большой в Европе Соборная мечеть, мемориальная мечеть на Поклонной горе в память героев-мусульман, павших в годы Великой Отечественной, а также две мечети в комплексе традиционных религий в Отрадном.

Экскурсия посвящена самому первому месту проживания мусульман в Москве — Китай-городу. Здесь можно было встретить и послов от мусульманских правителей, и купцов с Востока — первыми из них с конца XV в. стали негоцианты из Турции. Мусульмане издавна жили в Москве или приезжали сюда по торговым, дипломатическим делам. Контакты между ними и коренными москвичами (как и между ними и проживавшими тут выходцами из других стран) насчитывали много веков и стали основой для последующих добрососедских отношений москвичей разных национальностей и вероисповеданий.

Объекты маршрута

  1. Английский двор и храмы XVI—XVII вв. в Зарядье (ул. Варварка)
  2. Один из древнейших центров коммерции — Гостиный двор, изначально появившийся здесь, рядом с главной торговой (Красной) площадью, задолго до строительства ныне стоящего тут классического здания (ул. Ильинка д. 4)
  3. Богоявленский и Николаевский греческий монастыри
  4. Храм Успения Богородицы на Чижевском подворье – великолепный памятник «нарышкинского барокко» (во дворе здания Никольская ул. д. 8/1)
  5. Храм Космы и Дамиана в Старопанском переулке

Источник фото: Кирилл Кравченко