Московский дом национальностей | Фотовыставка «Этнографические портреты. Фотоработы студентов, преподавателей и выпускников Центра социальной антропологии РГГУ» в рамках проекта «Свежий взгляд»
Фотовыставка «Этнографические портреты. Фотоработы студентов, преподавателей и выпускников Центра социальной антропологии РГГУ» в рамках проекта «Свежий взгляд»
Фотовыставка «Этнографические портреты. Фотоработы студентов, преподавателей и выпускников Центра социальной антропологии РГГУ» в рамках проекта «Свежий взгляд»
15-28 ноября 2021 МДН

Контактная информация

Информация по телефонам: +7 (495) 625-54-07, +7 (495) 625-98-72

С 15 по 28 ноября 2021 года в зале №3а Московского дома национальностей проходит «Этнографические Портреты. Фотоработы студентов, преподавателей и выпускников Центра социальной антропологии РГГУ» в рамках проекта «Свежий взгляд»

Проект «Свежий взгляд» направлен на популяризацию этнокультурных знаний о многонациональном богатстве России и мира, развитие фотоискусства в молодёжной среде.

Учебно-научный центр социальной антропологии – уникальное образовательное подразделение Российского государственного гуманитарного университета, которое первым в России стало готовить профессиональных этнологов и антропологов.

Как это часто бывает многие преподаватели, студенты и выпускники порой впервые оказываются далеко от родных мест и для многих из них фотоаппарат стал надежным инструментом познания мира, знакомства с людьми разных культур и их традициями.

Среди авторов фотографий как студенты ЦСА, так и выпускники, осуществляющие деятельность в других профессиональных сферах, а также преподаватели, которые занимаются научными исследованиями. В объективы фотоаппаратов успели попасть жители таких стран страны как Россия, Франция, Италия, Япония, Мальта, США, Танзания, Намибия, Уганда, Нигерия, Эфиопия, Таджикистан, Афганистан, Куба, Австралия, Бразилия.

На выставке представлено сорок пять снимков 14 авторов. Многие фотографии отражают разнообразие тем научных экспедиций преподавателей, моменты практической социокультурной работы студентов и полевые исследования выпускников, но кроме того, из них можно понять – какими социальные антропологи видят людей, с которыми они взаимодействуют. Фотовыставка «Этнографические Портреты. Фотоработы студентов, преподавателей и выпускников Центра социальной антропологии РГГУ» дает возможность поговорить об этом.

Выставка продлится до 28 ноября 2021 года.


Артемова О.Ю. Художник Джоханнес Пункамелиа создает скульптурное изображение Пиккуу (крокодила). Селение вик-мункан рядом с городом Аурукун, штат Квинленд, Австралия , 2015 г.

Артемова О.Ю. Местная жительница Розина Путчеманка с плодами леса (буша). Селение вик-мункан рядом с городом Аурукун, штат Квинленд, Австралия , 2015 г.

Бондаренко Д.М. Арабка – жительница Марселя. Город Марсель, Франция. 2019 г.

Бондаренко Д.М. Уличный торговец картинами для туристов. Город Флоренция, Италия. 2013 г.

Бондаренко Д.М. Школьница и майко (ученица гейши). Город Киото, Япония. 2014 г.

Бондаренко Д.М. Праздничный вынос из храма изображения Девы Марии. Город Сент-Джулианс, Мальта. 2010 г.

Бондаренко Д.М. Повар и продавец стрит-фуда. Автономия Занзибар, Танзания. 2021 г.

Бондаренко Д.М. Представитель койсанской народности жуцъоан. Намибия. 2017 г.

Бондаренко Д.М. Лодочник на озере Виктория. Уганда. 2017 г.

Бондаренко Д.М. Уличный музыкант. Город Сан-Диего, Калифорния, США. 2015 г.

Бутовская М.Л. Женщина народа датога за взбиванием масла в своем жилище. Дато-га – полуоседлые скотоводы продолжают сегодня вести традиционный образ жизни. Молочные продукты составляют основу питания. Сливочное масло является не толь-ко ценным пищевым продуктом, но сакральной субстанцией, используемой в раз-личных ритуалах жизненного цикла этого народа. Окрестности села Горофани, Се-верная Танзания. 2018 г.

Бутовская М.Л. Молодая женщина хамер с традиционным шейным украшением, во-лосы уложены в традиционную прическу и покрыты смесью глины, охры и жира. Хамер – скотоводы. Продолжают вести традиционный образ жизни. В соответствии с традицией, мужчины хамер могут иметь нескольких жен. При этом, первая жена по-лучает статус главной, и имеет право руководить другими женами. Железные или медные кольца на шее являются указывают на матримониальный статус женщины. Верхнее кольцо с дополнительным украшением указывает на статус старшей жены. Кольца обильно покрыты мастикой из охры. Женщины хамер носят традиционные кожаные платья, обильно декорированные раковинами каури. Поселение хамер близ г. Турми, долина реки Омо, Южная Эфиопия. 2014 г.

Бутовская М.Л. Масайский юноша прошедший инициацию обрезания. Церемония обрезания, «эморат» продолжает оставаться важной вехой жизненного пути мужчин масаев. Она знаменует переход из юности в категорию младших воинов «иль-мурран». После инициации в течение 4-6 мес., пока не заживет крайняя плоть, юно-ши носят черные туники и раскрашиваю лицо белой краской. В этот период они жи-вут в особом поселении, которое возводят без защитной изгороди, так как предпола-гается, что новообращенные воины должны уметь постоять за себя, а также защи-щать скот, в любое время суток. Деревня Эндулен, охраняемая территория Нгорон-горо, Северная Танзания. 2017 г.

Бутовская М.Л. Молодая женщина хадза с ребенком. Хадза бродячие охотники-собиратели, продолжающие вести традиционный образ жизни в наши дни. Женщины хадза занимаются собором клубней и ягод, а также различных дикоросов, которые используются ими в пищу. Для копания клубней продолжают использоваться палки копалки. Традиционные женские передники из кожи животных сегодня практически не используются. На их смену пришли канги, которыми женщины обертывают тело. Хадза широко используют украшения из бисера в сочетании с иглами дикобраза, се-менами и плодами, а также фрагментами костей животных – головные повязки, оже-релья, ножные и ручные браслеты, бисерные пояски для детей. Техника плетения постоянно усовершенствуется ими. Популярными в наши дни стали так же пластико-вые браслеты, которые хадза обменивают на сельских рынках на мед диких пчел и плоды баобаба. Лагер хадза близ пос. Мурус. Мангола. Северная Танзания. 2019 г.

Бутовская М.Л. Женщина исанзу за приготовлением просяного пива. Просяное пиво является традиционным напитком исанзу. Его употребляют как мужчины, так и женщины после окончания сбора урожая. В это время все члены сельской общины могут расслабиться, не спешить по делам на свои поля. И провести время в дружеской компании. Пригороды г. Ибаги, Танзания. 2013 г.

Волкова Е.А. «Живая память». Фотография была сделала во время полевой антропологической практики в селе Березовском Яшалтинского района Республики Калмыкия, где проживают этнические немцы. На фотографии запечатлена Гильда Дружинина до замужества Клинк. Село Березовское, Яшалтинский район, Республика Калмыкия. 2021 г.

Вьюев М.И. Летняя практика студентов 4 курса УНЦСА, экспедиция под руководством В.Л. Кляуса. Бабушка Козлова Нина Павловна: «Я помню, мне было тогда шесть лет, в 41 ходу шесть лет, я с 35 хода. Они были… деревню палили, ну, снарядами. Немцы были там, за озером, наши на этэй стороне озера, а они на той стороне озера были. Драка была большая, а нас вывезли, на эвокуацию-то нас везли, деревня Белокурова, как сейчас помню. Там мы даже зимували. Нас у мами было семеро, у нас брат ваювал, десять классов окончевший, воювал, а мы были маленькие. И шли пяшком, это… и шли, ничего, ни кола ни двора, боже мо, столько пережили. Дай вас бох всяхо доброхо, хорошим людям!» Сельское поселение Селезни, Велижский район, Смоленская область, 2010 г.

Вьюев М.И. Летняя практика студентов 4 курса УНЦСА, экспедиция под руководством В.Л. Кляуса. Бабушка Киреева Тамара Емельяновна: «Ну а Катька там что?.. Не говорила вам что шаболдыть умеет? шепчеть. Она хвалится этим, что шаболдыть умею. Да ну, это всё равно, что у Голубихи у этой, что у Катьки. Что Голубева, у этой диплом даже. Я говорю закинь ты его, диплом, я тебе нашаболдыю та и без диплома… Она ж была в Чернобыле где-то да на Украине. Там какие-то курсы проходила, да и диплом у неё. Я говорю выкинь ты его, это дар только, да и кто тебя научит? Ну кто тебя научит? Ну молитву там ты выучила какую, ну чему там ещё можно научиться? Пойми. Это действительно, были бабки раньше, так это дар, рождённый и всё. И никакая там никто не выучит. Ну молитву выучишь, пошаболдишь да и толку, чего там? Толку никакого.» Сельское поселение Селезни, Велижский район, Смоленская область, 2010 г.

Зверкова Е.А. Девушка-метис. Фотография выполнена в рамках фотопроекта «Эго». Город Москва, Россия. 2018 г.

Зверкова Е.А. Талыш. Фотография выполнена в рамках фотопроекта «Эго». Город Москва, Россия. 2018 г.

Каверин С.И. Пуштун из Хоста. Город Мазари-Шариф, Афганистан. 2019 г

Каверин С.И. Пуштуны из Нангархара. Город Кабул, Афганистан. 2019 г.

Каверин С.И. Нуристанцы. Отец и сын – наполовину пуштун, портрет деда по линии матери над ним, портрет деда по отцу – справа, по центру – портрет прадеда. Город Кабул, Афганистан. 2017 г.

Каверин С.И. Таджик. Провинция Пандшжер, Афганистан. 2017 г.

Кляус В.Л. Маруся Дементьева, китайско-русская метиска. Я пришел очень невовремя — когда баба Маруся пекла хлеб. Она была очень недовольна, что я снимаю, но впоследствии всегда со смехом вспоминала об этом. Национальная волость Эньхэ (Караванная), Хубунбуриский аймак, Автономный район Внутренняя Монголия, КНР. 2009 г.

Кляус В.Л. Павел Фуэндэ, китайско-русский метис. Это была единственная встреча с ним, недолгое знакомство. Потом из рассказа соседей, я узнал, что он был хорошим знатоком сказок, которые он слышал от своей русской мамы. Национальная волость Эньхэ (Караванная), Хубунбуриский аймак, Автономный район Внутренняя Монголия, КНР. 2009 г.

Крыков Е.А. Это фотография соседки моего дальнего родственника — Карасевой Нины Викторовны, которая почти всю жизнь прожила в этом небольшом населенном пункте. Она застала войну, оказавшись практически на самой линии фронта во время Битвы за Москву, пережила побои нацистов, голод, испытала на себе лишения послевоенного периода. Нина Викторовна удивительный человек: она проучилась всего 4 класса, но была передовиком совхоза, она знала наизусть, сколько километров разделяет соседние поселки, но никогда не бывала в Москве или в Одинцово — ближайшем после Голицыно городе. Ей 84 года, она любит давать наставления по самолечению, исходя из богатого опыта «народного врачевания», а также она исключительно остроумна в плане сочинения «срамных» частушек с каламбурами. Деревня Бутынь, Одинцовский городской округ, Московская область, Россия. 2019 г.

Матусовский А.А. Мальчик хоти, играющий на флейте татуибо. Штат Амазонас, р. Каньо-Москито, Венесуэла. 2001 г.

Матусовский А.А. Женщина мацэсс традиционными украшениями. Провинция Ло-рето, р. Лобояку, Перу.2019 г.

Матусовский А.А. Процессия на церемонии мапулава праздника пеки. Штат Мату-Гросу, община Пиюлага (ваура), Бразилия. 2013 г.

Матусовский А.А. Мужчина ваура на празднике пеки. Штат Мату-Гросу, община Пиюлага (ваура), Бразилия. 2013 г.

Матусовский А.А. Мужчина ваура раскрашивает себя краской уруку (Bixa orellana). штат Мату-Гросу, община Пиюлага, Бразилия. 2013 г.

Михалев М.С. «Улыбка мудреца» ( лама Шэнэхэнского дацана, бурят). Городской округ Хулун-Буир, Автономный район Внутренняя Монголия, КНР. 2009 г

Михалев М.С. «Дом на крыше мира» (памирцы). Поселок Ташкурган, Синьцзян-Уйгурский автономный район, КНР. 2013 г.

Михалев М.С. «Таёжник» (эвенкийский охотник). Село Ивановское, Амурская область, Россия. 2017 г.

Михалев М.С. «Кузнец». Штат Раджастан, Индия, 2007 г.

Приходько Е.С. «Радуга спальных окраин». Девушка, озаряющая собой серость городской застройки. Город Москва, 2021 г.

Приходько Е.С. «Корё-сарам». Корё-сарам — потомки корейцев, исконно проживавших или переселившихся на российский Дальний Восток после 1861 г., когда была установлена граница между Россией и Кореей. Город Уссурийск, Приморский край, Россия. 2021 г.

Христофорова О.Б. «Маски игбо». Во дворце правителя народа игбо хранятся риту-альные маски. Служитель дворца их демонстрирует и рассказывает о них. Город Абеокута, Нигерия. 2018 г.

Христофорова О.Б. «Алаафин Ойо». Придворные показывают портрет правителя (алаафина) города Ойо во время подготовки к его 80-летнему юбилею. Город Ойо, Нигерия, 2018 г.

Христофорова О.Б. «Королевская чета». Правитель г. Гену с супругой, народ камбе-ри. Город Гену, Нигерия. 2018 г.

Христофорова О.Б. «Секреты Шанго». В доме местной жительницы, последователь-ницы культа Оча-Ифа (сантерии). Она показывает домашний алтарь, посвященный ориша – божествам сантерии. В ее руках – сосуд с «секретами» ориша Шанго, боже-ства грома. Она показывает «громовую стрелу» — в данном случае это камень особой формы, хранящийся в сосуде среди других предметов, ассоциированных с Шанго. Город Матансас, Куба. 2016 г.

Христофорова О.Б. «Родома, зимний день». Саукова Светлана Михайловна, храни-тельница часовни в д. Родома, с внуком. Деревня Родома Лешуконский р-н, Архан-гельская область, Россия. 2018 г.

Христофорова О.Б. «Палеро». Палеро, адепт афро-атлантического культа пало – их на Кубе считают колдунами – просит милостыню на центральной улице Гаваны. Го-род Гавана, Куба. 2013 г.

Часнык Е.И. «Успеть до вечера». Пожилая женщина продаёт у вокзала выращенные ею цветы. Город Москва, Россия. 2021 г.