Московский дом национальностей | РОО «Пермяцкое землячество». Выставка народного мастера Пермского края И.И. Канюкова «Времена года»
РОО «Пермяцкое землячество». Выставка народного мастера Пермского края И.И. Канюкова «Времена года»
РОО «Пермяцкое землячество». Выставка народного мастера Пермского края И.И. Канюкова «Времена года» РОО «Пермяцкое землячество». Выставка народного мастера Пермского края И.И. Канюкова «Времена года»
03-21 февраля 2020 Московский дом национальностей

Часы работы выставочных залов: ПН-ЧТ – c 10:00 до 18:00, ПТ – с 10:00 до 16:00

С 3 по 21 февраля 2020 года в государственном бюджетном учреждении «Московский дом национальностей» пройдёт выставка народного мастера Пермского края И.И. Канюкова «НЁЛЬ РОМА ВО. (Времена года)»

Канюков Иван Иванович родился 19 июня 1956 года в селе Белоево Кудымкарского района Пермского края. Окончил Нижнетагильский государственный педагогический институт, художественно-графический факультет. В 1979-1980 гг. работал художником в Коми-Пермяцком Окружном драматическом театре им. А. М. Горького (г. Кудымкар).

Керамист Иван Канюков работает в глине, стремясь возродить забытый в этих краях промысел, а вместе с ним — древнюю культуру керамических изделий. Так появились глиняные фигурки людей и зверей, посуда, пластика, декоративное решение которых напоминает о пермском зверином стиле, о деревянной скульптуре, и о таинственных узорах вышивки на коми-пермяцких поясах. Органическая связь творчества Канюкова с героическим эпосом, мифологией и фольклором народа придаёт его произведениям национальное своеобразие, и связывает его с традициями древней культуры.

Мастер создал целое собрание кукол из глины в одеждах народов России.

Глиняная глазированная посуда также одно из направлений творчества Ивана Ивановича. Глазурь он делает из стекла. Причем, из-за странностей работы печи, глазурь иногда не покрывает посуду ровно и получается неоднородный слой, похожий на чешую дракона или змея. Возможно, Змея-полоза, который по уральским поверьям спит в глубинах уральских гор…

Основной жанр, в котором работает Канюков, – игрушка.

Иван Канюков взял за основу дымковскую игрушку. Технология её изготовления и декоративное решение (полихромия на белом фоне) стали отправной точкой. В дальнейшем его поиски носили самостоятельный характер, о чём свидетельствует серия костюмированных фигуративных пар народов финно-угорской группы. Работа над серией идет уже много лет. Художник тщательно изучает материалы этнографического характера, отыскивая описания и изображения малоизвестных народов. Глиняные пары воспроизводят типы не только современных национальностей финно-угорской группы, но и давно ушедших (в перечень народов группы входят коми-пермяки, удмурты, коми, марийцы, мордва, финны, карелы, эстонцы, ливы, саамы, водь, вепсы, манси, ханты, венгры). Желание проникнуть в природу изображаемого явления сочетается у Канюкова с поиском органичного художественно-образного решения, в основе которого часто прочитываются черты искусства древних времен. Эти черты заметны как в анималистическом жанре, так и в создании предметов бытовой керамики. Хорошее знание жизни животных помогает художнику создавать убедительные по сходству и выразительные по художественному решению образы обитателей леса. В декоративной трактовке туловищ зверей (медведя, волка, лисицы, кабана, рыси) он обращается к приёмам пермского звериного стиля. Несмотря на внешнюю близость нанесения узоров на туловище зверя, стилистика Канюкова отличается от искусства знаменитых предков. Точечный узор имеет свою технологию. Сначала стекой в нужном месте проводит неглубокую борозду. После этого на предварительно смазанную водой бороздку выкладывает заранее приготовленные глиняные шарики, которые слегка придавливает. Получается своеобразный точечный орнамент, имеющий отдаленное сходство с декорировкой бронзовых сюжетов звериного стиля. На связь художника с традициями указывают и его гончарные изделия. В них использованы не только древние способы формовки (ручное формование жгутовым способом, так называемый скульптурный метод — путём выдавливания стенок и дна сосуда из кома глины с последующим формованием на гончарном круге), но и различные способы декорировки. Отдельные сюжеты звериного стиля встречаются на вазах, как, например, на вазе «Мир предков». Здесь используется мотив человеко-птицы. В некоторых вазах ручки трактованы в виде орлиных голов или фигур медвежат. Канюков И.И. — член художественного объединения «Художники Кудымкара», участник городских, краевых, международных художественных выставок: коми-пермяцких художников в Центральном выставочном зале Перми (1990), финно-угорских художников в Санкт-Петербурге (1992), «Финно-угры: сходство и различие» (Москва, Культурный центр Венгрии, 1993), выставки членов художественного объединения «Художники Кудымкара» (Пермь, Государственная художественная галерея, 2004, 2006), выставки керамики «Народы финно-угорской группы» (пос. Ильинский, 2006), выставки «Пленэр-2006», посвящённой рождению Пермского края (Пермь, Органный зал).

Перечень званий и наград:

  • Почетный знак «Отличник народного просвещения» — 1994 г.
  • Звание «Народный мастер Пермского края» — 2008 г.
  • Почетный знак «Отличник качества» — 2009 г.
  • Почетная грамота Министерства образования Пермского края — 2008 г.
  • Почетная грамота Коми-Пермяцкого автономного округа — 2006 г.
  • Почетная грамота Министерства Коми-Пермяцкого округа — 2013г.
  • Благодарственное письмо губернатора Пермского края — 2016 г.