Московский дом национальностей | Экскурсия «Прогулки по Москве. Вокруг промышленной Каланчевки» часть 1 в рамках проекта ГБУ «МДН»
Экскурсия «Прогулки по Москве. Вокруг промышленной Каланчевки» часть 1 в рамках проекта ГБУ «МДН»
 06 ноября 2019  Комсомольская пл. Экскурсия «Прогулки по Москве. Вокруг промышленной Каланчевки» часть 1 в рамках проекта ГБУ «МДН»

6 ноября 2019 г. состоялась экскурсия МДН «Вокруг промышленной Каланчевки» ч.1, в рамках проекта «Прогулки по Москве». Экскурсию проводила гид-экскурсовод  И.В. Вишнякова.

Первым архитектурным объектом, с которым нас познакомила гид – был Дом Правления Московско-Рязанской железной дороги Л. В. Готье-Дюфайе, здание построено архитектором Н.И. Якуниным в 1904 году.  Из рассказа гида слушатели узнали, что Готье-Дюфайе Лев Владимирович (1856—1912) —  русский промышленник, руководил торговым домом «Л.В. Готье», купец второй гильдии. Занимался торговлей железом, чугуном и цементом. Современный вид здание приобрело после перестройки в 1914 г. по проекту Д.С. Маркова: появился второй этаж, изменился фасад. Во времена СССР в доме было Представительство Латвийской Социалистической республики. В войну особняк сильно пострадал: в первый же налет в него попала бомба. Сейчас в нем Посольство Латвии в России.

Зрители узнали об интересных фактах из биографии  Николая Ивановича  Якунина – русского архитектора, одного из видных мастеров московского модерна.

Дальше группа туристов ознакомилась с Гаражами на Новорязанской улице – их еще называют Гаражами Мельникова. Константин  Мельников получил известность  после  заказа проекта гаража для Парижа вместимостью в тысячу машин. Мельников разработал два альтернативных варианта: полупрозрачный стеклянный куб со стоянками в десять этажей и поднятое над уровнем земли здание с консольно-подвесными конструкциями. Парижским проектам не суждено было реализоваться, однако ряд возникших при их проектировании архитектурных идей был использован К. Мельниковым при строительстве гаражей в Москве: Бахметьевский гараж, на Новорязанской улице, Гараж Интуриста, Гараж Госплана.

Гараж для грузовых машин построен в 1926-1929 годах. Проект гаража выполнен с учетом геометрии отведенной под строительство территории. Для строительства был выделен участок треугольной формы по Новорязанской улице на пересечении с Чичкиным переулком, расположенным к улице под острым углом.

Далее маршрут следовал  к Трамвайному  депо. Экскурсанты услышали рассказ о том, что работы по устройству сети трамвая  были разделены на три очереди: первую (1903-1905 гг.), вторую (1906-1907 гг.) и третью (1908-1909 гг.). Проектом предусматривалось сооружение 12 вагонных парков, вагоноремонтных мастерских, ремонтных мастерских путевого хозяйства, централизованной системы электроснабжения трамвая, реконструкция старых и укладка новых трамвайных путей, закупка нового подвижного состава.

Закончился маршрут возле Фабрики Высоцкого — одного из  бывших промышленных объектов работы Романа Клейна. Шестиэтажное кирпичное здание в стиле модерн было построено в 1914 году специально для чаеразвесочной фабрики товарищества чайной торговли «В. Высоцкий и Ко». В советское время здесь располагалась чаеразвесочная фабрика № 4, принадлежавшая Государственному чайному, кофейному и цикорному тресту. Сейчас компания «Колди» занимается реконструкцией здания под комплекс лофт-апартаментов Kleinhouse.