Московский дом национальностей | Фонд культурного наследия А.С. Грибоедова. Творческий вечер, посвященный А.С. Грибоедову
Фонд культурного наследия А.С. Грибоедова. Творческий вечер, посвященный А.С. Грибоедову
 16 ноября 2021  Московский дом национальностей Фонд культурного наследия А.С. Грибоедова. Творческий вечер, посвященный А.С. Грибоедову

16 ноября 2021 года в Московском доме национальностей состоялся Творческий вечер, посвященный А.С. Грибоедову.

Организатор мероприятия Фонд культурного наследия А.С. Грибоедова.

Председатель совета Фонда А.С. Грибоедова Алексей Чертков рассказал о грибоедовских местах, связанных с жизнью и творчеством дипломата и литератора. Художник Алла Цветкова представила своих коллег, представивших авторские работы, посвященные памятным местам жизненного пути Грибоедова в Москве, Санкт-Петербурге, Грузии и Крыму». Собравшимися было принято решение организовать экскурсию в особняк Барышниковых для ознакомления с интерьером усадьбы, где А.С. Грибоедов работал над комедией «Горе от ума», а также выезд на пленэр в усадьбу Грибоедовых в Хмелите (Вязьма, Смоленская обл.).

Об истории и побудительных мотивах для создания своих произведений поведали следующие московские художники: «Приходской Храм А.С. Грибоедова во имя Девяти мучеников Кизических», Светлана Садовская.

Своим появлением Девятинский храм в Москве обязан Первосвятителю Адриану, по его вере и молитвам в Казани прекратилось «моровое поветрие». В 1696 году оказавшись на пороге смерти, и обратившись за помощью к Девяти мученикам, патриарх получил исцеление, дав обед построить храм в Москве. Место для храма было определено у Новинского монастыря. Петр I любил посещать Девятинский храм. Храм изначально был деревянный, в 1735 был построен каменный храм. Ему достался замечательный приход. Самым знаменитым прихожанином много лет был А.С. Грибоедов. В 1801 году мать писателя купила здесь маленький деревянный домик у своего брата – говорили, что он и стал прототипом Фамусова. Ныне дом точно восстановлен в камне и стоит на углу Большого Девятинского переулка (№1/17). Здесь Грибоедов жил, когда учился в Благородном пансионе, а потом в Московском университете, и в церкви Девяти мучеников родные писателя служили. После революции замечательная Девятинская церковь была закрыта и ограблена. По сведениям, здание храма перешло в ведение ЧК, и там, возможно, совершались расстрелы по приговорам. Потом там разместились какие-то учреждения, вроде Гипробытпрома, но уцелевшее старинное здание поставили на государственную охрану и в 1970-е годы отреставрировали, – даже поставили кресты на главах.

Девятинский храм был возвращен верующим в 1992 году. Через несколько месяцев он попал под обстрел во время октябрьских событий 1993 года, но снова уцелел чудесным образом. А в 1994 году его настоятелем стал священник Антоний Серов, внук знаменитого художника Валентина Серова.

«Усадьба Барышникова, Мясницкая, 42», Валентина Семенихина.

В самом конце XVIII столетия отставной майор, богатый помещик и владелец конных и хлебопекарных заводов и многочисленных фабрик Иван Иванович Барышников заказывает знаменитому московскому зодчему Матвею Федоровичу Казакову проект усадьбы в его владении по Мясницкой улице (ныне дом №42). Строительство велось с 1793 по 1802 годы. Дом Барышникова выдержан в классическом стиле. Здание П-образной формы ограждено коваными решетками, установленными на колоннах из белого камня, по периметру двора расположены колонные галереи. Усадебный комплекс уцелел в пожаре 1812-го, но был разграблен. В 1823-м усадьба стала приданным дочери Барышникова Анны, которая вышла замуж за подполковника Степана Бегичева, близкого друга Грибоедова. Находясь на службе в Тифлисе, Грибоедов написал два акта пьесы «Горе от ума». История создания произведения продолжилась в 1823 году, в Москве. По приглашению Бегичева Грибоедов гостил в этом доме около года.

«Исаакиевский собор», Алла Цветкова.

Архитектор собора Огюст Монферран. Строительство курировал сам Николай I, председателем Комиссии о построении собора был Карл Опперман. При возведении здания использовались новые для того времени строительные технологии, что повлияло на дальнейшее развитие архитектуры XIX и XX века. Сооружение здания и работы по его оформлению продолжались с 1818 по 1858 год. Исаакиевский собор считается самой поздней постройкой в стиле классицизма. Грибоедов часто по делам службы посещал Санкт-Петербург, где встречался с другими литераторами и поэтами.

«Весна в Мцхете», Марина Хлыбова.

Грузия занимала важное место в жизни Александра Сергеевича Грибоедова. В Тбилиси он венчался с грузинской княжной Нино Чавчавадзе. В Тифлисе (так раньше называли Тбилиси) находится и могила русского дипломата, поэта и драматурга. Находясь в дипломатической миссии, он просил жену: «Не оставляй костей моих в Персии; если умру там, похорони меня в Тифлисе, в монастыре святого Давида». Нино Чавчавадзе исполнила это завещание.

По словам В. Григорьева, одного из современников Грибоедова: «Он любил Грузию так пламенно и чисто, как редко кто даже любит родину свою».

И для Грузии Грибоедов имеет большое значение. На берегу Куры рядом с Дворцом бракосочетания стоит памятник Александру Грибоедову работы Мераба Мерабишвили.

Тбилисскому государственному русскому драматическому театру — старейшему русскому театру за пределами России и старейшему профессиональному театру на Кавказе — присвоено имя Александра Сергеевича Грибоедова. Одна из центральных улиц города тоже названа в честь русского дипломата и драматурга.

На картине Марины Хлыбовой «Весна в Мцхете» изображен вид на предместья Тифлиса из монастыря Джвари, стоящего на слиянии рек Арагви и Кура. И по сей день эти места сохранили облик старого города. Города, который когда-то беззаветно полюбил Александр Сергеевич Грибоедов.

«Весна в Бахчисарае», Татьяна Беседина.

В 1825 году Крым посетил, автор незадолго до того нашумевшей комедии «Горе от ума» — Александр Сергеевич Грибоедов. Целью Грибоедова было обозрение природы и памятников Тавриды. Собираясь в путь, он прочел несколько книг, которые могли ему дать понятие об истории края. В пути он не расставался с книгой Палласа, служившей для него лучшим справочником и путеводителем. Выбирая маршруты, он отчасти следовал за этим неутомимым ученым. Паллас приучал к пониманию связи природы и истории, его суждения об археологии были столь же значительны, как изыскания географические. Осмотр полуострова Грибоедов начал от Перекопского рва. Из Симферополя отправился он вверх по Салгиру, исследовал склоны и вершины Чатырдага, Демерджи, осмотрел Алушту и ее окрестности и объехал весь южный берег. Особое внимание уделил он севастопольским бухтам, Херсонесу и Инкерману.