
16 ноября 2021 года в Московском доме национальностей состоялся Творческий вечер, посвященный А.С. Грибоедову.
Организатор мероприятия Фонд культурного наследия А.С. Грибоедова.
Председатель совета Фонда А.С. Грибоедова Алексей Чертков рассказал о грибоедовских местах, связанных с жизнью и творчеством дипломата и литератора. Художник Алла Цветкова представила своих коллег, представивших авторские работы, посвященные памятным местам жизненного пути Грибоедова в Москве, Санкт-Петербурге, Грузии и Крыму». Собравшимися было принято решение организовать экскурсию в особняк Барышниковых для ознакомления с интерьером усадьбы, где А.С. Грибоедов работал над комедией «Горе от ума», а также выезд на пленэр в усадьбу Грибоедовых в Хмелите (Вязьма, Смоленская обл.).
Об истории и побудительных мотивах для создания своих произведений поведали следующие московские художники: «Приходской Храм А.С. Грибоедова во имя Девяти мучеников Кизических», Светлана Садовская.
Своим появлением Девятинский храм в Москве обязан Первосвятителю Адриану, по его вере и молитвам в Казани прекратилось «моровое поветрие». В 1696 году оказавшись на пороге смерти, и обратившись за помощью к Девяти мученикам, патриарх получил исцеление, дав обед построить храм в Москве. Место для храма было определено у Новинского монастыря. Петр I любил посещать Девятинский храм. Храм изначально был деревянный, в 1735 был построен каменный храм. Ему достался замечательный приход. Самым знаменитым прихожанином много лет был А.С. Грибоедов. В 1801 году мать писателя купила здесь маленький деревянный домик у своего брата – говорили, что он и стал прототипом Фамусова. Ныне дом точно восстановлен в камне и стоит на углу Большого Девятинского переулка (№1/17). Здесь Грибоедов жил, когда учился в Благородном пансионе, а потом в Московском университете, и в церкви Девяти мучеников родные писателя служили. После революции замечательная Девятинская церковь была закрыта и ограблена. По сведениям, здание храма перешло в ведение ЧК, и там, возможно, совершались расстрелы по приговорам. Потом там разместились какие-то учреждения, вроде Гипробытпрома, но уцелевшее старинное здание поставили на государственную охрану и в 1970-е годы отреставрировали, – даже поставили кресты на главах.
Девятинский храм был возвращен верующим в 1992 году. Через несколько месяцев он попал под обстрел во время октябрьских событий 1993 года, но снова уцелел чудесным образом. А в 1994 году его настоятелем стал священник Антоний Серов, внук знаменитого художника Валентина Серова.
«Усадьба Барышникова, Мясницкая, 42», Валентина Семенихина.
В самом конце XVIII столетия отставной майор, богатый помещик и владелец конных и хлебопекарных заводов и многочисленных фабрик Иван Иванович Барышников заказывает знаменитому московскому зодчему Матвею Федоровичу Казакову проект усадьбы в его владении по Мясницкой улице (ныне дом №42). Строительство велось с 1793 по 1802 годы. Дом Барышникова выдержан в классическом стиле. Здание П-образной формы ограждено коваными решетками, установленными на колоннах из белого камня, по периметру двора расположены колонные галереи. Усадебный комплекс уцелел в пожаре 1812-го, но был разграблен. В 1823-м усадьба стала приданным дочери Барышникова Анны, которая вышла замуж за подполковника Степана Бегичева, близкого друга Грибоедова. Находясь на службе в Тифлисе, Грибоедов написал два акта пьесы «Горе от ума». История создания произведения продолжилась в 1823 году, в Москве. По приглашению Бегичева Грибоедов гостил в этом доме около года.
«Исаакиевский собор», Алла Цветкова.
Архитектор собора Огюст Монферран. Строительство курировал сам Николай I, председателем Комиссии о построении собора был Карл Опперман. При возведении здания использовались новые для того времени строительные технологии, что повлияло на дальнейшее развитие архитектуры XIX и XX века. Сооружение здания и работы по его оформлению продолжались с 1818 по 1858 год. Исаакиевский собор считается самой поздней постройкой в стиле классицизма. Грибоедов часто по делам службы посещал Санкт-Петербург, где встречался с другими литераторами и поэтами.
«Весна в Мцхете», Марина Хлыбова.
Грузия занимала важное место в жизни Александра Сергеевича Грибоедова. В Тбилиси он венчался с грузинской княжной Нино Чавчавадзе. В Тифлисе (так раньше называли Тбилиси) находится и могила русского дипломата, поэта и драматурга. Находясь в дипломатической миссии, он просил жену: «Не оставляй костей моих в Персии; если умру там, похорони меня в Тифлисе, в монастыре святого Давида». Нино Чавчавадзе исполнила это завещание.
По словам В. Григорьева, одного из современников Грибоедова: «Он любил Грузию так пламенно и чисто, как редко кто даже любит родину свою».
И для Грузии Грибоедов имеет большое значение. На берегу Куры рядом с Дворцом бракосочетания стоит памятник Александру Грибоедову работы Мераба Мерабишвили.
Тбилисскому государственному русскому драматическому театру — старейшему русскому театру за пределами России и старейшему профессиональному театру на Кавказе — присвоено имя Александра Сергеевича Грибоедова. Одна из центральных улиц города тоже названа в честь русского дипломата и драматурга.
На картине Марины Хлыбовой «Весна в Мцхете» изображен вид на предместья Тифлиса из монастыря Джвари, стоящего на слиянии рек Арагви и Кура. И по сей день эти места сохранили облик старого города. Города, который когда-то беззаветно полюбил Александр Сергеевич Грибоедов.
«Весна в Бахчисарае», Татьяна Беседина.
В 1825 году Крым посетил, автор незадолго до того нашумевшей комедии «Горе от ума» — Александр Сергеевич Грибоедов. Целью Грибоедова было обозрение природы и памятников Тавриды. Собираясь в путь, он прочел несколько книг, которые могли ему дать понятие об истории края. В пути он не расставался с книгой Палласа, служившей для него лучшим справочником и путеводителем. Выбирая маршруты, он отчасти следовал за этим неутомимым ученым. Паллас приучал к пониманию связи природы и истории, его суждения об археологии были столь же значительны, как изыскания географические. Осмотр полуострова Грибоедов начал от Перекопского рва. Из Симферополя отправился он вверх по Салгиру, исследовал склоны и вершины Чатырдага, Демерджи, осмотрел Алушту и ее окрестности и объехал весь южный берег. Особое внимание уделил он севастопольским бухтам, Херсонесу и Инкерману.