Московский дом национальностей | Интерактивная экскурсия «Древний многонациональный Китай – город. Легенды и были, храмы и торговля» в рамках ГБУ «МДН»
Интерактивная экскурсия «Древний многонациональный Китай – город. Легенды и были, храмы и торговля» в рамках ГБУ «МДН»
 29 ноября 2020  Online Интерактивная экскурсия «Древний многонациональный Китай – город. Легенды и были, храмы и торговля» в рамках ГБУ «МДН»

29 ноября 2020 г. прошла организованная Московским домом национальностей интерактивная   лекция – экскурсия  «Древний многонациональный Китай-город. Легенды и были, храмы и торговля» в рамках проекта «Прогулки по  Москве». Ее провел  в режиме онлайн гид —   Н.Ю. Ремизова.

Участники экскурсии виртуально побывали в тех местах, где в Москве в прежние века знахари, ведуньи лечили людей, помогали им справиться с непростыми жизненными ситуациями. Так, во время эпидемии чумы в 18 веке в Москве одна из ведуний организовала хоровод вокруг ярко горящего костра, в который кидали соль – проводя таким образом дезинфекционные мероприятия.

Экскурсанты ознакомились с планом-схемой Сьяновских каменоломен. Расположенные в подмосковном Домодедово, по преданию, они связаны с Китай-городом целой сетью подземных ходов, благодаря чему в древности москвичи заранее узнавали о появлении неприятеля. Здесь, в китайгородском подземелье, якобы произошла встреча двух братьев – царя Ивана Васильевича Грозного и его старшего брата Георгия, сына великого князя Василия от первого брака. Именно здесь братья зарыли два сокровища: каменья самоцветные и библиотеку, чтобы посмотреть, как именно через много лет их потомки распорядятся этими богатствами.

Здесь, в китайгородских трактирах, часто бывал художник А.К.Саврасов. В молодости он повстречался с водяным, который забрал у него душу и счастье в обмен на жизнь и талант. Написал художник картину, до сих пор восхищающую всех – картину «Грачи прилетели» — да и потерял счастье, утратил душу. И не смог найти до конца жизни, как ни просил об этом водяного.

А чтобы жить долго и счастливо, надо пользоваться проточной водой, черпать ее из хороших, надежных источников – недаром в Китай-городе колодцы рылись один на двор или один на два двора. При устройстве колодцев надо соблюдать особые правила, действовать не торопясь, обдуманно, копать колодцы в день святого Феодора Стратилата – «Колодезника». И, возможно, получится так, что колодец простоит тысячу лет, радуя людей чистой, свежей, «живой» водой.

Ведь, по преданию, именно «живую» воду подменили царю Алексею Михайловичу – и скончался батюшка-царь от недосмотра лекаря. Другое же предание говорит о том, что лечил царя Алексея и сына его, царя Федора, один и тот же лекарь – Даниэль, и пользовался он при лечении особым изумрудом. Выпал тот изумруд из короны Сатаны, когда Архангел Михаил свергал его из Рая – и с той поры несчастья этот изумруд приносит всякому человеку. Невозможно избавиться от такого изумруда, владельцев своих он «втягивает» в себя, и невозможно найти их на земле.

Действа театральные, с дурными намерениями, также неприятности приносят. Была у царевны Софьи Алексеевны приближенная, приехала из Португалии, называли ее Донна Луна. Не появлялась она при свете на людях. При себе имела Донна Луна кусочек зеркала из таинственной страны Гипербореи. С помощью этого зеркала и постановки театральной погубить задумала царевна Софья братьев своих, Федора и Петра. Да не получилось это, прибежал белый жеребец с черной гривой, разбилось зеркало.

Только с хорошими, добрыми намерениями заниматься можно ремеслом театральным. И делать нужно это осторожно, осмотрительно. Как скоморохи – получили они в подарок за доброе дело маску серебряную, помогающую в делах.

Особенно осторожно поступать надо с перекрестками – там сходятся дороги разные. Обращаться нужно с перекрестками бережно, периодически «чистить» их, не застраивать тяжелыми зданиями. И тогда отдадут они сторицей добро людям, через много лет отдадут – как получилось это со станционным залом станции метро «Площадь Революции. Воспринимается эта станция душевной, радостной, обрастает она, как и Китай-город, новыми легендами, современными.