Московский дом национальностей | Интерактивная экскурсия «Москва умеет удивлять или след этносов в городе» в рамках проекта ГБУ «МДН»
Интерактивная экскурсия «Москва умеет удивлять или след этносов в городе» в рамках проекта ГБУ «МДН»
 16 ноября 2020  Online Интерактивная экскурсия «Москва умеет удивлять или след этносов в городе» в рамках проекта ГБУ «МДН»

16 ноября 2020 г. в рамках проекта «Прогулки по Москве» Московский дом национальностей организовал интерактивную экскурсию   «Москва умеет удивлять или след этносов в городе». Экскурсию провел гид-экскурсовод А.А. Мелихова.

Лекция – экскурсия  была посвящена двум удивительным стилям архитектуры XVII века: русскому узорочью и нарышкинскому барокко.
Русское узорочье наметилось в грандиозном замысле храма Покрова на Рву и полностью развилось в храм Троицы в Никитниках.

Храм Троицы в Никитниках уникальный образец русской архитектуры, в котором в полной мере проявилось обмирщение церковной культуры. На смену строгим линиям соборов, их монолитности и сдержанной торжественности пришли совсем иные черты – пышные узоры, состоящие из мелких деталей. Кокошники, ниши, ширинки, поребрики, замысловатая каменная резьбы – все это придало архитектуре первой половины XVII века праздничный вид, вид нарядный и веселый.

Другим стилем того же сложного и богатого на потрясения века стало нарышкинское барокко. Стиль получил свое название по фамилии Нарышкиных, которые строили в то время много и именно их домовые и усадебные церкви стали лучшими образцами нового направления в архитектуре.

Участники узнали, что стиль нарышкинского барокко очень близок к барокко европейскому по композиции. Многие храмы того периода имеют центричный план, что не было характерно для узорочья. Многие декоративные элементы, например, колонны, разорванные фронтоны, круглые или шестигранные окна, были заимствованы из европейской архитектуры, преимущественно голландской.

Однако заимствование происходило не механически, а творчески. Каждая деталь подвергалась осмыслению и максимально перерабатывалась зодчими.

Участники лекции увидели шедевры московского зодчества: храм Покрова в Филях, храм Троицы в Троице-Лыково, храм Спаса Нерукотворного образа в селе Уборы.

К каждому храму был показан его план и крупные фото пластических деталей, благодаря чему удалось полностью оценить необыкновенность и самобытность этого стиля.

Слушатели узнали и о загадочной фигуре зодчего этих храмов Якове Бухвостове. Узнали, какова была его роль в становлении этого архитектурного стиля и как судебное дело с боярином Шереметевым повлияло на известность имени этого человека через века.

Затем участники увидели и те храмы в стиле нарышкинского барокко, которые строили другие семьи, когда этот стиль вошел в моду среди боярства: храм Св. Бориса и Глеба в Зюзино, храм Троицы Живоначальной в Хохлах.

Так же участники лекции увидели храм Казанской иконы Божией Матери в Узком, который был построен в усадьбе Тихона Стрешнева. Этот храм отличается от предыдущих тем, что построен в украинизирующей стилистике, в то время как все храмы, рассмотренные ранее вдохновлены ранним барокко и голландским маньеризмом.

Стиль нарышкинского барокко завершился после окончательного и единоличного воцарения Петра I и после переноса столицы в Санкт-Петербург.

Это одни из последних каменных зданий, построенных в Москве до запрета каменного строительства, и конечно самые нарядные и красивые.