Московский дом национальностей | Интерактивная экскурсия «Остановись мгновенье…или метро строила вся многонациональная Столица» в рамках проекта ГБУ «МДН»
Интерактивная экскурсия «Остановись мгновенье…или метро строила вся многонациональная Столица» в рамках проекта ГБУ «МДН»
 18 ноября 2020  Online Интерактивная экскурсия «Остановись мгновенье…или метро строила вся многонациональная Столица» в рамках проекта ГБУ «МДН»

18 ноября 2020 г. Московский дом национальностей организовал интерактивную экскурсию «Остановись мгновенье…или метро строила вся многонациональная Столица» в рамках проекта «Прогулки по Москве». Экскурсию провел гид-экскурсовод А.А. Мелихова.

Московский метрополитен – одна из главных достопримечательностей города.

На лекции слушатели узнали о богатой и долгой истории этого вида транспорта.

Первым проложить городские железные дороги предложил инженер Василий Титов еще в 1872 году! Если бы его идею поддержали, Москва стала бы вторым городом мира с таким видом транспорта. Однако идея Титова была воспринята как кощунственная и недальновидная. От нее отказались и город заполонили трамваи, до сих пор одни из любимых способов перемещения москвичей.

Однако попытки построить метро не прекращались, в 1902 году представлен план Балинского-Кнорре, согласно которому центральный вокзал Метрополитена должен был расположиться на Васильевском спуске, а ветка метро проходить под Красной площадью. Однако и этот проект был отклонен.

Следующая попытка была предпринята инженером Антоновичем, но из всего грандиозного плана, который он представил, осуществили только часть, построили и открыли в 1908 году МКЖД, ныне известную как МЦК.

После еще одной попытки защитить проект метро перед городской Думой в 1913 году об этой идее забыли.

После 1917 года и Гражданской войны жизнь в городе резко изменилась, стало больше населения.

А 6 января 1931 года Москва встала в страшном транспортном коллапсе, виной которому стали любимые москвичами трамваи.

Уже в ноябре того же года был представлен план первой ветки Метрополитена, началась работа. В мае 1935 года первая ветка метро была открыта.

Участники лекций узнали о том, что первые станции получили свой строгий облик из-за того, что идеи художников и оформителей опередили время – они предполагали украсить стацию за счет отражения света от поверхностей, и иных принципов освещения. Тода так сделать не получилось, но сегодня именно свет стал основным украшением новых станций: Тропарево, Зюзино.

Участники внимательно рассмотрели декор старых станций метро: Театральная. Площадь Революции, Арбатская, Киевская радиальная и кольцевая, Комсомольская.

Узнали о том, что фигуры на станции Театральная сделаны скульптором Н. Данько из фарфора, рассмотрели какие национальности представлены на этой станции.

Увидели все скульптуры на станции Площадь Революции, узнали истории их прототипов и моделей.

Студент – Аркадий Гидрат, учитель физкультуры, погибший в 1941 году на Синявских высотах.

Пограничник с собакой – Никита Карацупа и Ингус, легендарный пограничник и его верный напарник, сам Карацупа не позировал скульптору Манизеру, скорее всего была использована его фотография.

Девушка парашютистка – Нина Камнева, первая из женщин установившая несколько мировых рекордов в парашютном спорте.

Рассмотрели станцию Арбатская, над которой работал архитектор Л.М. Поляков. Его же работа  гостиница «Ленинградская».

Так же слушатели узнали о том, как создавались мозаики для станции Комсомольская в мастерской П.Д. Корина. Каждая мозаика площадью 30 кв.метров и весом 3 тонны. Слушатели узнали и о том, какая цитата Сталина зашифрована в этих мозаиках, и как две мозаики изменили после ХХ Съезда ЦК КПСС.

Таким образом, на лекции «Остановись мгновение» участники не только рассмотрели наиболее интересные станции современного метро, но и узнали историю этого вида транспорта.