Московский дом национальностей | Интерактивная лекция «Модерн: между Западом и Востоком» в рамках проекта «Девять веков московской архитектуры: сравнение европейской и московской архитектуры»
Интерактивная лекция «Модерн: между Западом и Востоком» в рамках проекта «Девять веков московской архитектуры: сравнение европейской и московской архитектуры»
 18 февраля 2021  Online Интерактивная лекция «Модерн: между Западом и Востоком» в рамках проекта «Девять веков московской архитектуры: сравнение европейской и московской архитектуры»

18 февраля 2021г. в рамках проекта «Девять веков московской архитектуры: сравнение европейской и московской архитектуры» Московский дом национальностей организовал интерактивную лекцию «Модерн: между Западом и Востоком». Экскурсию провел гид-экскурсовод Н. В. Никулина.

Гид дала определение модерну, как художественному направлению в архитектуре и изобразительном искусстве, распространенное в последние десятилетия XXI- начале XX века ( в основном до начала Первой мировой войны). Мастера модерна стремились сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений. Отличительными особенностями модерна являются отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям, а также расцвет прикладного искусства.

Слушателей познакомили с разновидностями модерна в зависимости от национальных особенностей: югендстиль, ар нуво, стиль либерти. Условно выделяют три этапа развития стиля – начальный период развития модерна, этап «зрелого» модерна и спад и угасание стиля.

Нам рассказали о модерне в архитектуре Европы: Англия, Бельгия, Испания, Франция.

Вена стала центром отдельного варианта модерна, который известен как «Венский сецссион». Нас познакомили с творчеством Густава Климта, Коломан Мозера, самым известным архитектором – Отто Вагнером и его основным проектом – станция Карлсплац, которая в настоящее время является выставочным залом Венского музея.

Развитие модерна во Франции стартовало после всемирной выставки в1900 году в Париже, которая стала «столицей» модерна. Самые экстравагантные здания были спроектированы архитектором Жюлем Лавиротом, фасады которых были полностью покрыты керамическим скульптурным оформлением. Офисные здания и универмаги отличались высокими дверями, покрытыми витражами и керамической отделкой. Стиль был особенно популярен при оформлении интерьеров ресторанов и кафе.

Виртуально перенеслись в Испанию — там оригинальный вариант модерна появился в то же время, что и в Бельгии и Франции. Он получил название — Каталонский модернизм.

Более 100 архитекторов проектировали здания в этом стиле, но самым известным представителем каталонского модерна был Антонио Гауди, который в своих работах широко использовал цветочные и органические формы, особенно это заметно в

оформлении Парка Гуэль. Основная работа архитектора – Собор Саграда де Фамилия, где объединились элементы модерна с неоготикой.

Гид рассказала о национально – романтических поисках московских архитекторов, их источниках вдохновения.

Мы виртуально прогулялись по роскошному особняку Саввы и Зинаиды Морозовых, который спроектировал Ф. Шетель, а возводили это произведение пять лет.

Полюбовались особняком предпринимателя и банкира С. Рябушинского( проект Ф. Шехтеля).В особняке Рябушинского с 1931 по 1936 год жил М. Горький.

Познакомились с особняком Шехтеля в Ермолаевском переулке.

Гостиницу «Метрополь» создавала целая команда архитекторов и художников, это Уильям Уолкот, Лев Кекушев, Павел Висневский, Михаил Врубель, Александр Головин.

Нас проинформировали о здании Московского купеческого собрания, архитектором проекта которого был назначен Илларион Иванов – Шиц, познакомились с зданием Ярославского вокзала, первоначальный план переустройства здания был создан Львом Кекушевым.

Узнали о подворье Иосифо — Волоколамского монастыря и другие строения А. Каминского.