Московский дом национальностей | К конференции «Куракинские чтения». Презентация выставки из собрания музеев Тверской области «Портретная галерея династии князей Куракиных» и выставки графики XIX-ХХI вв. «Россия. 1812 год»
К конференции «Куракинские чтения». Презентация выставки из собрания музеев Тверской области «Портретная галерея династии князей Куракиных» и выставки графики XIX-ХХI вв. «Россия. 1812 год»
 18 октября 2012  Московский дом национальностей К конференции «Куракинские чтения». Презентация выставки из собрания музеев Тверской области «Портретная галерея династии князей Куракиных» и выставки графики XIX-ХХI вв. «Россия. 1812 год»

18 октября 2012 г. в Московском доме национальностей состоялась презентация выставки из собрания музеев Тверской области «Портретная галерея династии князей Куракиных». Ее провела главный хранитель ТГОМ Е.Г. Мойкина.

Коллекция живописных портретов начала XVIII — конца XIX веков из имения князей Куракиных Степановское-Волосово Зубцовского района Тверской губернии является жемчужиной собрания Тверского музея и уникальным образцом провинциальной художественной культуры русской усадьбы. Фамильная часть галереи Куракиных дает возможность проследить историю личности, семьи и рода, показать взаимосвязь поколений, зарождение и сохранение семейных ценностей, традиций. Представители семи поколений древнейшего дворянского рода России, от свояка Петра I Бориса Куракина до последней владелицы родового имения Елизаветы Нарышкиной — это влиятельные государственные деятели, блистательные дипломаты, выдающиеся военные и талантливые художники.

Виднейшие представители рода Куракиных:

Борис Иванович Куракин (1676-1727) — действительный тайный советник, крупный дипломат, состоял послом в Англии, Ганновере, Нидерландах, Франции. По поручению своего свояка Петра Великого руководил российскими послами, аккредитованными при европейских дворах. Составил «Гисторию о Царе Петре Алексеевиче и ближних к нему людях».
Александр Борисович I Куракин (1697-1749) – обер-шталмейстер, посол во Франции, сенатор.
Александр Борисович II Куракин (1752-1818) – дипломат, член Государственного совета, действительный тайный советник, канцлер российских императорских и царских орденов.
Степан Борисович Куракин (1754-1805) – действительный тайный советник, генерал-майор, сенатор.
Алексей Борисович I Куракин (1759-1829) – действительный тайный советник I класса, генерал-прокурор, генерал-губернатор Малороссии, член Государственного совета, министр внутренних дел, канцлер российских императорских и царских орденов.
Александр Борисович III Куракин (1813-1870) – полковник Кавалергардского полка, генерал-майор, флигель-адъютант.
Алексей Борисович II Куракин (1809-1872) – действительный тайный советник, церемониймейстер, генерал от кавалерии, почетный член Императорской Академии художеств.

Портретная галерея князей Куракиных является одним из крупнейших портретных собраний, сформировавшихся в период «золотого века». Она состоит из фамильной и царской/дипломатической части. Служба отечеству всегда считалась в дворянском сословии делом чести. Одинаково успешно Куракины служили на ниве дипломатии, военном поприще, были видными государственными чиновниками, имели высшие российские и иностранные награды. Многие из князей Куракиных были в тесной дружбе с выдающимися писателями, поэтами и художниками, политическими и общественными деятелями своего времени в России и Европе. Можно сказать, что ни одно сколько-нибудь значимое событие европейского масштаба не проходило без участия в них дипломатов князей Куракиных.

Портреты Куракиных писали как известные российские и зарубежные живописцы, так и крепостные мастера, что дает возможность оценить ее художественное многообразие.

Представленные на выставке принткопии 29 работ из общего числа хранящихся в музее 169 портретов семейства Куракиных выполнены членом Союза дизайнеров России В.Н. Ниминущим. Виртуально «отреставрированный» мастером фотодизайна подлинник передает художественное решение и колорит оригинала, представляя собой не только источник информации, но и эстетическую ценность. Эта практика востребована и широко используется в музеях России.

* * *

Одновременно была презентована выставка графики XIX-XXI вв. «Россия. 1812 год» из собрания В.Г. Беликова.

Отечественная война 1812 года, героическая страница нашей истории, и сегодня воскрешает в памяти людей невиданный доселе всенародный патриотический подъем, массовый героизм и самопожертвование во имя сохранения свободы и независимости Родины. Не случайно в истории России только две войны называют «Отечественными» — 1812 года и 1941-45 годов.

Ничто так значимо и так эмоционально не доносит до нас события прошлого, как искусство, которое сокращает пространство и время, сближает эпохи, заставляет нас осознать свою принадлежность и причастность к далекому прошлому, почувствовать «связь времен» (знаменательно, что именно во время войны Н. Карамзин писал «Историю государства Российского», по сути — первую историю Отечества, изучая которую, читатель ощутил себя гражданином единой страны). Благодарная человеческая память талантом композиторов, художников и писателей воплотила народный подвиг в музыке, живописи, графике, литературе. Важно, что с течением времени не ослабевает интерес художников к событиям 1812 года — более того, их произведения позволяют увидеть эти события объемнее, многограннее, в контексте исторической перспективы.

На выставке «Россия, 1812 год» Отечественная война представлена графическими произведениями (гравюра, акварель) художников XIX-XXI веков. Графика как самое демократическое искусство всегда отличалось оперативностью отражения текущих событий. Художник-график чутче и эмоциональнее ощущает и выражает пульс событий, нерв своего времени. Очень важно, что гравюра своей тиражированностью превращает эстамп в самое действенное подвижное искусство, тесно связанное с реальными историческими эпизодами, «здесь и теперь». Поэтому закономерно, что именно с гравюры начинается «изобразительная история» войны 1812 года.

Выставку открывают сатирические лубочные листки 1812 года, которые оперативно печатались в походной типографии при штабе М. Кутузова. Первый из них – «Русский ратник Иван Гвоздила и русский милицейский мужик Долбила» был отпечатан 1 июля 1812 года по распоряжению графа Ф. Ростопчина, губернатора Москвы (в дальнейшем эти народные картинки стали называть «ростопчинскими»).

Эстафету народного лубка продолжили профессиональные художники А. Венецианов, И. Теребенев, И. Иванов, создавшие в технике гравюры целые сюиты карикатур и жанровых картинок на тему борьбы с французскими пришельцами (1812-1814 гг.). Интересно, что сатирическое освещение войны через 200 лет по-своему, в аллегорической форме осмыслил В. Павлов в серии автолитографий.

Значительное место на выставке отведено портрету: война часто воспринималась и воспринимается в памяти современников и потомков как противостояние двух личностей, русского и французского императоров, противоборство персонифицированной когорты генералов двух армий. На выставке зритель увидит портреты Александра I (литография Н. Родионова), Наполеона Бонапарта (в частности, гравюра с картины Жака Луи Давида, «первого художника» императора), русских (М. Кутузов, П. Багратион, М. Барклай де Толли, Я. Кульнев) и французских (Ланн, Бесьер) полководцев. Портреты выполнены как российскими графиками (П. Бунин, Н. Родионов, А. Суворов), так и зарубежными мастерами (Ч. Бур, П. Валло, Т. Готье, Ладьер). Обращает на себя внимание портрет М. Кутузова, гравированный европейским художником Г. Боттингером. Интересен портрет генерала от кавалерии графа де Ламберта, литографированный с живописного оригинала Джорджа Доу, создавшего по инициативе Александра I знаменитую Военную галерею Зимнего дворца.

Тему народной войны продолжили в портретах партизан художники Н. Домашенко (Герасим Курин, Василиса Кожина, Денис Давыдов – «питомец муз, питомец боя») и Н. Родионов (Денис Давыдов).

К батальным сценам обращены работы В. Матэ, П. Бунина, В. Колтунова, В. Морковина; беспорядочное бегство французской армии из России отражено в линогравюре С. Харламова и работах П. Бунина.

Современные художники отдают дань и жанру иллюстрации литературных произведений, посвященных войне 1812 года: на выставке можно увидеть станковые литографии В. Колтунова к «Войне и миру» Л. Толстого, графику П. Бунина к «Бородино» М. Лермонтова, «сухую иглу» Н. Домашенко к басням И. Крылова. Интересны ксилографии Л. Хижинского к повести А. Виноградова «Потерянная перчатка», рассказывающей о пребывании Наполеона в Москве.

Отрадно, что события 1812 года и сегодня вдохновляют художников на создание новых произведений. И мы надеемся, что посетители выставки с пониманием отнесутся к патриотическим чувствам русских, испытывающих гордость за своих далеких предков, а, с другой стороны, увидят трагические лики войны и ее уроки, говорящие о тщетности попыток амбициозных правителей попирать человеческие нормы и удовлетворять свое тщеславие насильственными методами.