Московский дом национальностей | Круглый стол «Традиционные педагогические системы в контексте задач развития современного образования» в рамках проекта «Межнациональные отношения в истории Российского государства»
Круглый стол «Традиционные педагогические системы в контексте задач развития современного образования» в рамках проекта «Межнациональные отношения в истории Российского государства»
 28 сентября 2021  Московский дом национальностей Круглый стол «Традиционные педагогические системы в контексте задач развития современного образования» в рамках проекта «Межнациональные отношения в истории Российского государства»

28 сентября 2021 года в Московском доме национальностей и на онлайн-платформе Zoom состоялся круглый стол «Традиционные педагогические системы в контексте задач развития современного образования» в рамках проекта «Межнациональные отношения в истории Российского государства». В мероприятии приняли участие представители национальных общественных организаций, образовательных и культурных учреждений, преподаватели и студенты столичных ВУЗов.

Мероприятие открыла заместитель начальника отдела методического обеспечения и взаимодействия с НОО и ТОИВ ГБУ г. Москвы «Московский дом национальностей» О.В. Базик. Она поприветствовала участников круглого стола и отметила важность сохранения достижений классической педагогической мысли для нынешнего образования. Благодаря современным коммуникационным технологиям и интернету, у детей появилась возможность свободного доступа к различным информационным ресурсам. Однако возникает вопрос о том, насколько качественный и необходимый для обучения и развития контент несут в себе социальные сети, группы, сообщества, сайты и т.п.; как они влияют на моральное и духовное формирование подрастающего поколения? Оксана Владимировна подчеркнула, что в связи с этим необходимо как сохранять достижения классической педагогики, так и актуализировать их в различных видах систем обучения, используя для этого возможности в области информационно-коммуникационных технологий.

Далее О.В. Базик передала слово модератору — историку-востоковеду, координатору проекта «Путь святителя Николая: от Берёзы до сакуры», руководителю Российско-японского культурно-просветительского Центра «От Берёзы до сакуры» Н.А. Ерофеевой. Наталия Анатольевна в докладе «Опыт архиепископа Николая Японского в России и Японии» акцентировала внимание на личности и многогранной деятельности архиепископа Николая Японского. Она подчеркнула, что его наследие в области просвещения и образования требует глубокого и всестороннего изучения, так как несет в себе важный опыт для совершенствования преподавательской и учебной работы. Выступающая отметила, что наследие деятельности просветителя активно используется в японских учебных процессах.

Заместитель директора Ивановской на Лехте школы, преподаватель Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, историк, этнограф, краевед, исследователь истории Ярославской области В.С. Мартышин выступил с докладами «Педагогическое учение С.А. Рачинского в современной школьной системе. Опыт Ивановской на Лехте школы» и «Основоположник научной педагогики К.Д. Ушинский – современникам». Владимир Сергеевич рассказал о развитии образовательного учреждения в с. Иваново Ярославской области, которое основывается на педагогических принципах С.А. Рачинского. Выступление эксперт сопровождал статистическими данными и фотоматериалами. Гости круглого стола узнали о различных просветительских инициативах в рамках работы школы, а также видах, формах и тематиках дополнительных факультативов, кружков и секций. Отдельно выступающий проанализировал главные образовательные идеи и принципы К.Д. Ушинского и их реализация в учительской работе.

Филолог-японовед, доцент кафедры японской филологии ИСАА МГУ В.П. Мазурик выступил с докладом «Светское и духовное в деятельности архиепископа Николая Японского и С.А. Рачинского». Виктор Петрович охарактеризовал развитие российского образования после реформ Петра I. Отдельное внимание он уделил идеям, которые появились во время эпохи Просвещения и оказали влияние на формирование образовательных тенденций в различных странах, в том числе и в России. Кроме того, эксперт описал становление японской учебной системы в середине XIX – первой половине ХХ века (эпоха Мэйдзи) и специфику просветительской деятельности Николая Японского в указанный исторический период в Японии.

Журналист, исследователь трудов С.А. Рачинского, этнограф, краевед, исследователь истории Смоленской и Тверской областей И.В. Ушакова выступила с докладом «Краткий обзор современных школ, воспринявших опыт С.А. Рачинского: Свято-Алексеевская гимназия (Ярославская обл.), (директор С.А. Василенко); Русская школа в Твери, (директор Е.А. Суворина); Школа искусств императрицы Александры Фёдоровны (СПб); Школа им. лётчика Гастелло в Долгопрудном (Н.С. Корольчук); учебник «Святыни Отечества» Н.Е. Бухаровой и факультатив в школе дер. Костяево Ивановской обл., Юрьевецкого района; Татевская школа им. С.А. Рачинского». Она рассказала о современном состоянии данных учебных заведений, охарактеризовала их деятельность и отметила, что ряд из них успешно интегрировали педагогическое наследие С.А. Рачинского и К.Д. Ушинского в образовательный процесс. В школах реализуются патриотические мероприятия, возрождаются учебные предметы, которые существовали в Российской Империи, поддерживается трудовое воспитание и духовное просвещение.

Также с докладами выступили: И.В. Кузьмина, научный сотрудник Николо-Угрешской православной духовной семинарии — «О десятитомном издании трудов святителя Николая»; А.Ю. Соловьёв, вице-президент Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры; историк, преподаватель Николо-Угрешской православной духовной семинарии — «Необходимая полнота изучения наследия и возможности учебного заведения»; К.С. Макарова, сотрудник Городецкой епархии Русской православной церкви — «Миссия через педагогику святителей Николая Японского и Иннокентия Московского и современный опыт Городецкой епархии»; А.С. Юрьев, студент 4 курса бакалавриата Николо-Угрешской православной духовной семинарии — «Ректор Токийской духовной семинарии Иоанн Акимович Сэнума»; К.Н. Марычев, командир военно-исторического клуба «Инструкторы самозащиты» им. В.С. Ощепкова и Б.А. Сагателяна — «Педагоги-ощепковцы. Самозащита и не только…»; М.А. Кириченко, преподаватель Дипломатической академии МИД России — «Воспитание через культуру в современном японском образовании»; А.А. Мелик-Пашаев, доктор психологических наук, член Международного совета по музыкальному воспитанию, главный редактор журнала «Искусство в школе» — «Роль искусства в культурном и духовном воспитании детей и молодёжи»; Л.А. Гафнер, менеджер театрального проекта — «Театральный проект «ЭтноСказки»; О.Г. Гильфанова, член Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, генеральный директор Межрегионального общественного фонда содействия развитию спорта и культуры мира — «Теория поколений» и её влияние на традиционные педагогические системы»; О.Н. Нефёдова, председатель Армавирской городской общественной организации «Культурный центр «Русский Мир» — «Цифровые технологии в воспитательной работе. Интерактивные мемориальные экспозиции «Юные герои Кубани и Адыгеи»; А.К. Столяров, историк, этнограф директор Центра традиционного искусства и ремесел «Славич» (г. Москва), председатель РОО «Творческое объединение Жар-птица», создатель музея ремесел «Дом крестьянина» и этнографического Музея Кашинской старины (Тверская область), создатель и режиссер ежегодного Фестиваля каши в Кашине — «Воспитательный и досуговый опыт Центра традиционного искусства и ремесел Славич»; Ю.В. Московский, председатель Комиссии по вопросам миграции Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство» и ИАЦ «Прогноз», преподаватель Московского педагогического государственного университета.

В докладах были рассмотрены: историческое наследие педагогов и просветителей разных времен, их вклад в развитие российской учебной системы; современные тенденции в образовании и его взаимосвязь с творчеством и искусством; актуальные патриотические и общественные проекты, направленные на актуализацию интереса учеников к истории и культуре России.

В завершение Н.А. Ерофеева поблагодарила участников мероприятия за активную работу и содержательные выступления.