Московский дом национальностей | Культурно-паломнический центр имени протопопа Аввакума. Круглый стол «Актуальные проблемы современного Старообрядчества»
Культурно-паломнический центр имени протопопа Аввакума. Круглый стол «Актуальные проблемы современного Старообрядчества»
 03 марта 2016  Московский дом национальностей Культурно-паломнический центр имени протопопа Аввакума. Круглый стол «Актуальные проблемы современного Старообрядчества»

3 марта 2016 г. в Московском доме национальностей состоялся круглый стол на тему «Актуальные проблемы современного Старообрядчества», на котором присутствовали представители основных старообрядческих согласий России. Это мероприятие прошло на базе Культурно-паломнического центра имени протопопа Аввакума и при поддержке государственного гранта Национального благотворительного фонда.

За круглым столом представители Русской Православной старообрядческой Церкви, Русской Древлеправославной Церкви, Древлеправославной Поморской Церкви обсудили общие для всех проблемы. Ведущим мероприятия был координатор рабочей группы по организации межстарообрядческого сотрудничества, доктор философских наук, профессор М.О. Шахов.

С приветственным словом к собравшимся обратился Патриарх Московский и всея Руси Русской Древлеправославной Церкви Александр  (Калинин): «Много лет, десятилетий, а может быть и столетий прошло с тех пор, как мы, братья больших трех направлений, собирались воедино. Слава Богу, что Господь благоволил, благословил, чтобы мы сейчас собрались. И дай Бог, чтобы благословение Божие пребывало с нами и дальше».

Председатель Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви о. Олег Розанов не успел приехать к началу Круглого стола. Приветственное слово от его имени произнес М. Б. Пашинин. Он отметил, что 25 лет старообрядцы живут в условиях свободы, но есть вакуум между староверием и обществом. Необходимо, чтобы голос староверия зазвучал на уровне всего государства, которое нуждается в диалоге с носителями традиционных ценностей. Межстарообрядческое сотрудничество должно принести не только теоретические, но и практические результаты.

Затем приветственное слово произнес Митрополит Московский и всея Руси Русской Православной старообрядческой Церкви Корнилий (Титов): «Мы служим по одним книгам, молимся одними молитвами и почитаем святую древность. Нам необходимо преодолеть недоверие и увидеть друг в друге братьев, хоть и разлученных некогда от единства духовного, но не потерявших исторического родства. Ныне, как мы надеемся, настало время благоприятно, чтобы развивать между старообрядческими направлениями добрососедский диалог».

Среди задач, которые старообрядческие согласия могли бы решать вместе, митрополит назвал совместную издательскую и просветительскую деятельность; возвращение в Россию старообрядцев, проживающих за рубежом; проведение встреч, научно-практических конференций, выставок, вечеров духовных песнопений; организацию паломнических и туристических маршрутов по местам, связанным с историей и современной жизнью старообрядцев; организацию сбора исторических документов, предметов быта, изделий народных ремесел и т.д. для создания музеев старообрядчества; открытие школ по обучению церковному знаменному пению, богослужебному уставу, письму и реставрации икон, шитью богослужебной одежды, переписыванию и переплетению книг и т.д.

Затем с приветственными обращениями выступили представители органов государственной власти. К участникам круглого стола обратились главный советник Администрации Президента Российской Федерации А.А. Терентьев, Председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций  Я.Е. Нилов, заместитель руководителя Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы, начальник Управления по связям с религиозными организациями К.Л. Блаженов, депутат Государственной думы РФ от Республики Бурятия М.В. Слипенчук, депутат Народного Хурала Республики Бурятия А.Г. Кушнарев. В своем обращении директор Московского дома национальностей В.Б. Тарасов поблагодарил организаторов за выбор площадки для столь значимого мероприятия.

Основная часть работы Круглого стола началась с доклада доктора философских наук, профессора М.О. Шахова «Проблемы взаимоотношений старообрядчества с органами государственной власти». Докладчик пояснил, что работа по координации деятельности старообрядцев разных согласий по социально значимым, национально-культурным, общественно-политическим проблемам началась в феврале прошлого года. В дальнейшем регулярно происходили встречи рабочей группы, и было принято решение о проведении настоящего круглого стола. «Постсоветский период — время наибольшей свободы для старообрядцев. Сейчас наступило благоприятное время, чтобы перейти от выживания к развитию. Существует открытое и дружелюбное отношение общества к старообрядчеству. Общество готово воспринять рассказ об основах Веры. Наши канонические и вероучительные разногласия не мешают совместному диалогу с властью и социальному служению». По мнению М.О. Шахова, нужно искать формы совместного представления интересов старообрядчества в органах власти. Необходимо солидарно взаимодействовать с Министерством юстиции, Министерством образования, МВД, сотрудничать с органами власти субъектов РФ подобно тому, как это происходит в Москве, Бурятии.

Иерей Александр Панкратов (РПСЦ) выступил с докладом «О взаимодействии с государством в области сохранения культурного наследия». В нем, помимо прочего, он поднял имеющиеся проблемы сохранения старообрядческого культурного наследия. В частности, это весьма небольшой объем финансирования по сравнению с суммами, предоставляемыми другим традиционным конфессиям, трудности в реализации Закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения».

Протоиерей Андрей Марченко (РДЦ) выступил на тему «Межстарообрядческие отношения». В своем докладе о. Андрей рассказал об опыте межстарообрядческого сотрудничества в прошлом и настоящем, а также обрисовал его перспективы. «Целью моего доклада является намерение показать, что межстарообрядческое сотрудничество имело место с самого начала разделения единого древлеправославного движения на согласия и особенно активизировалось после дарования религиозных и политических свобод в начале ХХ века. А также обозначить причины, по которым это сотрудничество необходимо развивать в настоящее время», — сказал он.

А.А. Безгодов (ДПЦ) выступил с докладом «Особенности организационной структуры в современных обществах староверов-безпоповцев». В отличие от поповцев, безпоповцы в большинстве не имеют регистрации общин. Из примерно 600 общин разных согласий зарегистрированы лишь 100. Это связано с большими трудностями в оформлении документов, особенно у тех согласий, где нет зарегистрированной централизованной организации, т.е. у всех, кроме поморцев и федосеевцев.

Самое крупное безпоповское согласие — поморцы. Во всем мире насчитывается примерно 450 поморских общин, из них около 250 во всех регионах России, кроме Дальнего Востока. Общины федосеевцев есть в центральных областях России, филипповцев — в Кировской и Кемеровской областях. Спасовцы живут преимущественно в Поволжье и Башкирии. Общины староверов-часовенных есть на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Во всем мире часовенных около 300 общин, из них 200 в России. У часовенных общины существуют без всякой регистрации, поскольку у них есть соборно утвержденный запрет на использование государственных юридических процедур.

За 300 лет сложилась организационная структура безпоповцев. У Древлеправославной Поморской Церкви это Собор и Российский совет. У спасовцев нет внутреннего единства. Аналогично и у часовенных. Их условным духовным центром принято считать Дубчесские скиты. Часовенные периодически проводят свои Соборы в регионах.

Иерей Иоанн Курбацкий (РПсЦ) зачитал доклад «К вопросу о проповеди Старой Веры в современном мире». До начала XX века проповедь старообрядцев была адресована представителям господствующего исповедания. Были начетчики, проводились диспуты. В настоящее время людям нужны не дискуссии по узким вопросам, они хотят понимать суть Старой Веры. «Обращаясь к современникам, надо проповедовать Христа, Старую Веру, а не агрессивное анти-никонианство», — сказал о. Иоанн. Он также добавил, что, несмотря на развитие медийных технологий, старообрядцы до настоящего времени не издали ни одной  книги в аудио-формате, столь популярном в наши дни. Например, полезно было бы к 400-летию протопопа Аввакума выпустить его «Житие» и письма в формате аудиокниги.

После перерыва к участникам круглого стола присоединился Председатель Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви о. Олег Розанов. Он обратился к собравшимся: «Присутствие глав старообрядческих церквей следует рассматривать как благословение на дальнейшее сотрудничество по вопросам взаимодействия с органами государственной власти, без рассмотрения и обсуждения духовно-канонических разногласий». Совместная работа необходима и важна для рассмотрения многих спорных вопросов. В итоге круглые столы начинают деловые отношения с властью. Это сотрудничество возможно и полезно без уступок в вероучении.

Однако ясно, что в процессе сотрудничества по вопросам семьи, нравственности, наследия, образования неизбежно будут подняты духовные темы, что приведет к обсуждению вопросов и вероучительных. Таков путь предстоящего сотрудничества. Но это в будущем, а сейчас на повестке дня взаимодействие с властями — от первой, до четвертой (информационной).

Нынешняя седмица родительская — поминание наших предков. Как они восприняли бы наше сотрудничество? Неоднозначно. И не только усопшие, но и живые, включая здесь присутствующих. Тем не менее желаю успеха в работе нашим представителям в совместной деятельности, умной и образованной молодежи, на благо церквей и общества, государства, а в целом — Отечества. Это и есть патриотизм, который набирает силу благодаря мягким действиям миролюбивой нынешней политики в государстве — внешней и внутренней, но сильной, мощной, как хвост леопарда», — добавил о. Олег.

Протоиерей Александр Филиппских (РДЦ) представил доклад «Социальное служение в приходе». В нем отмечалось, что наши предки, купцы-старообрядцы, были щедрыми благотворителями. Они строили не только храмы, но и больницы, школы, богадельни. В этом взаимодействовали купцы разных согласий. РДЦ открыта для сотрудничества в социальных вопросах. Тут можно взаимодействовать не только старообрядцам.

Послание протоиерея Леонтия Пименова (РПсЦ) зачитал протодиакон Виктор Савельев (РПсЦ). О. Леонтий рассказал о подводных камнях в межстарообрядческом сотрудничестве и предложил назвать старообрядческое движение РСБ — Русское Старообрядческое Братство. «Не Никон, и не царь Алексей Михайлович разделили нас на разные согласия, вернее, несогласия. Мы должны предпринять попытку скрепиться в трудноломаемый веник», — обратился о. Леонтий к участникам круглого стола. От имени всех участников круглого стола было решено поблагодарить о. Леонтия и поздравить его с юбилеем.

Д.А. Урушев (РПСЦ) выступил с докладом «Взаимодействие современного старообрядчества со СМИ и издательствами: опыт и перспектива». В нем он призвал трезво взглянуть на информационную атмосферу вокруг старообрядчества и перестать заниматься самолюбованием. По мнению докладчика, современное общество не имеет живого интереса к старообрядчеству. Воспринимая староверов как живые музейные экспонаты, СМИ часто представляют старообрядчество как некий набор фольклорных атрибутов: пояски, туяски, Агафья Лыкова. При этом люди со стороны не знают о наших проблемах, а редакции газет и журналов проблемные темы о старообрядчестве не привлекают.

«Пора разрушить информационные клише и рассказывать о современном положении старообрядчества», — добавил Д.А. Урушев. Он  рассказал об успехе старообрядческого писателя К.Я. Кожурина (член ДПЦ), книги которого были опубликованы в издательствах «Питер» и «Молодая гвардия». Важно, чтобы книга о старообрядчестве продавалась не только в церковной лавке, но во всех книжных магазинах. Книги эти расходятся с большим успехом, значит, есть запрос в обществе. Интерес к книге к хорошему журналу, интересной газете существует.

М.Б. Пашинин (председатель КПЦ им. протопопа Аввакума) зачитал доклад «Взаимоотношения с зарубежными поморскими центрами староверия». В настоящее время много поморцев проживает в странах Балтии, в Польше. Действуют пять поместных поморских церквей, с центрами в России, Литве, Латвии, Польше и Украине. Проводятся общие Соборы, издается общий календарь. С 1945 по 1995 гг. календарь издавался в Риге, что вызывало немалые трудности. Теперь редколлегия находится в Санкт-Петербурге.

А.П. Мельников (ДПЦ) в докладе «Современные проблемы развития региональных старообрядческих общин на примере Усть-Цилемской поморской общины» рассказал, как живут староверы на Русском Севере. Это островок старой, дониконовской культуры. Усть-Цильма — часть паломнического пути в Пустозерск, куда едут представители разных старообрядческих согласий.

После окончания основной части работы круглого стола были заслушаны несколько сообщений. Иерей Дмитрий Богданов (РДЦ) предложил подумать о таком явлении, как недоверие к власти. Причины объективные, имеющийся негативный опыт приводит к тому, что староверы избегают контактов с государственными структурами. Нужно делиться опытом положительного прохождения властных лабиринтов.

Председатель Совета РОО «Общество культуры семейских Республики Бурятия» С.П. Петров высказал мнение о необходимости внедрения в образовательные программы компонента истории и культуры старообрядчества, учитывая опыт староверов-семейских. Он рассказал о создании в 2007 году общественной организации с целью сохранения и развития традиций семейских староверов.

Протоиерей Геннадий Чунин (РПсЦ), настоятель Покровского храма в Санкт-Петербурге, поделился своим опытом общения с людьми «внешними»: студентами и преподавателями Санкт-Петербургского университета, обществом блокадников. Это было неформальное, живое общение. Люди проявляют интерес не только к истории, но и к современным вопросам старообрядчества. О. Геннадий поделился также впечатлениями от поездки в Пустозерск делегации РПсЦ в 2013 году. В Нарьян-Маре их гостеприимно приняла поморская община. Участники поездки с благодарностью вспоминают теплый прием. Не было никакого экуменизма, лишь общение и взаимный интерес. «Нас больше объединяет, чем разъединяет», — сказал о. Геннадий и пригласил посетить храм, в котором он служит, во внеслужебное время, — не для того, чтобы молиться вместе, а для общения. Только так мы сможем стать ближе друг к другу, не изменяя своей вере, принципам».

В.В. Михалев, председатель общины РПсЦ во Владивостоке, высказался по вопросам, которые затронули основные докладчики. Он предложил наладить взаимодействие с Министерством образования: «Сейчас готовится единый учебник истории. Необходимо, чтобы в нем была отражена наша позиция о Расколе». В.В. Михалев задал также необычные вопросы. Можно ли старообрядцам ходить в храмы других конфессий — не для молитвы, а в образовательных целях? Можно ли разрешить посещать воскресную школу детям из других согласий, организовать совместный летний отдых детей?

Епископ РПсЦ Костромской и Ярославский Викентий (Новожилов) высказал мнение, что создание всестарообрядческого общественного движения поможет решать проблемы не порознь, а всем вместе. Ведь отношение внешнего мира к старообрядчеству оставляет желать лучшего. Даже священники РПЦ, закончившие семинарию, говорят о старообрядцах-революционерах. В обществе распространены и другие мифы, вплоть до того, что старообрядцы приносят младенцев в жертву. «Наша задача — донести до людей правду Старой Веры. Общение, знакомство даст положительный результат для дальнейшего конструктивного сотрудничества в сфере образования, социального служения», — сказал владыка Викентий.

В обсуждении докладов и сообщений приняли участие председатель Самарской общины ДПЦ П.В. Половинкин, М.О. Шахов, Митрополит Корнилий, М.Б. Пашинин, редактор газеты «Старообрядецъ» С.В. Рудаков, прихожанка РПсЦ Е.А. Антошина, диакон Виктор Кузнецов (РДЦ), А.А. Безгодов, о. Андрей Марченко и другие.

По окончании круглого стола была согласована резолюция:

«Участники круглого стола «Актуальные проблемы современного Старообрядчества», подводя итоги состоявшегося обмена мнениями, приняли резолюцию, в которой указали, что:

— признают полезность дальнейшего развития межстарообрядческих контактов и обмена опытом по проблемам взаимоотношений с органами власти и с российским обществом;
— поддерживают начатую работу по поиску форм и методов взаимной поддержки и совместного отстаивания интересов наших религиозных организаций в диалоге с властями по конкретным проблемам;
— считают целесообразным развивать взаимосвязи со старообрядческими религиозными организациями и старообрядческой общественностью за рубежом;
— одобряют идею создания старообрядческой общественной организации.

Источник: http://moskva.bezformata.ru/listnews/stol-aktualnie-problemi-staroobryadchestva/44404806/