Московский дом национальностей | Музыкально-познавательный семинар для детей и юношества «О народах и культурах языком искусства» в рамках проекта ГБУ «МДН»
Музыкально-познавательный семинар для детей и юношества «О народах и культурах языком искусства» в рамках проекта ГБУ «МДН»
 06 августа 2019  ул. Косыгина, д.17 Музыкально-познавательный семинар для детей и юношества «О народах и культурах языком искусства» в рамках проекта ГБУ «МДН»

6 августа 2019 года в ГБПОУ города Москвы «Воробьевы горы» состоялся музыкально-познавательный семинар «О народах и культурах языком искусства», организованный  отделом по работе с молодежью Московского дома национальностей в рамках проекта «Мелодии континентов». В мероприятии приняли участие воспитанники лагеря. Открыл семинар «О народах и культурах языком искусства»  специалист отдела по работе с молодежью Павел Шарыкин, который рассказал о работе Государственного бюджетного учреждения г. Москвы «Московский дом национальностей» и об основных проектах, которые проводятся отделом по работе с молодежью. Сотрудник ГБУ «МДН» выразил слова благодарности руководству учреждения за радушный прием и оказание содействия в проведении мероприятия.

В рамках семинара состоялась музыкально-познавательная программа и интерактивный игровой тренинг. На сцену вышел коллектив творческого объединения «Открытая школа народного танца» под руководством деятеля культуры и искусств Ильи Владимировича Ахрамеева — известного московского исследователя народного творчества и руководителя «Живого музея народных искусств».

Программа выступления началась с мини-лекции «О русской народной музыке и культуре». В «Живом музее народных искусств», подчеркнул И.В. Ахрамеев, все экспонаты не пылятся в витринах и не прячутся в хранилищах — они звучат в руках посетителей, рассказывая им об истории народной музыки. Сейчас о том, как и на чём играли наши предки, отметил эксперт, известно мало.

Музыкальная часть мероприятия «Мир русской музыки» объединила под собой знакомство с духовыми инструментами (от кувикл до рожков) и струнными (щипковыми, смычковыми, грифовыми). Участники семинара получили представление о гармониках и ударных. В рамках программы ребята смогли не только в теории, но и на практике узнать о красоте звучания того или иного инструмента, освоить приемы игры.

Распространенная тростниковая флейта – кувиклы или кугиклы, была популярным музыкальным инструментом среди женщин. Пятиствольные кувиклы получили широкое распространения в курских деревнях. Участницы творческого объединения «Открытая школа народного танца» не только продемонстрировали старинный наигрыш, бытовавший на Брянщине, но и научили некоторым приёмам игры всех желающих.

На колюке, дуднике или «медвежьей дудке», изготавливаемой из трубчатого тростника, было принято играть среди пастухов. Показать своё умение обращаться с этим инструментом из зала вызвалось несколько активных участников семинара.

Выступление творческого объединения продолжилось исполнением мелодий на таких духовых инструментах как: камышовый пищик, ладница (жалейка из бересты), боевой сигнальный рог, волынка, пыжатка (свирель). Презентация каждого инструмента сопровождалась подробными комментариями И.В. Ахрамеева. Так, на двойной свирели – двойчатке, распространённой также на Балканах, играли на шумных застольях, для усиления звучания. А владимирские пастухи «струбливались», то есть сыгрывались, во время выпаса скота, играя на особой локальной разновидности пастушьего рожка.

Говоря о старинных струнных инструментах, Илья Владимирович представил аудитории особенности игры на музыкальном инструменте древних охотников – музыкальном луке.

Первое упоминание о широко известных сегодня гуслях относится к шестому веку — они встречаются в летописи византийского императора Маврикия, когда к нему пришли славянские послы, имевшие при себе этот щипковый музыкальный инструмент, отождествляемый греками с кифарами или лирами.

Подобные гуслям музыкальные инструменты также получили распространение в Прибалтике и Финляндии. Латыши называют их кокле, литовцы – канклес, а финны – кантеле. Последние считают создателем кантеле героя эпоса Калевала – Вайнемёйнена.  Интересно, что в Подмосковье, Латвии и Литве распространена схожая щипковая техника игры.

Ребята, присутствовавшие на семинаре, с удивлением узнали, что такой узнаваемый инструмент как балалайка родом из Средней Азии. Прямым её предком является домбра кочевников Евразии. Широкую популярность среди музыкальной академической общественности балалайка получила благодаря музыканту-виртуозу Василию Андрееву, изобретшему балалайку «андреевской системы», главной особенностью которой стало увеличение количества ладов.

Как отметил И.В. Ахрамеев, серьёзный удар по народным инструментам нанёс царь Алексей Михайлович накануне церковной реформы, по повелению которого был издан указ об изгнании скоморохов, использовавших широкий арсенал народных музыкальных инструментов. Эти инструменты изымались властями и сжигались.

Завершая мероприятие, И.В. Ахромеев совместно с ассистентом продемонстрировали воспитанникам лагеря виртуозную игру  на разных видах русской гармоники среди которых редкий музейный экспонат — елецкая рояльная гармонь, которой может похвастаться редкий музей. Данный музыкальный инструмент получил распространение в регионе русского Черноземья.

От Московского дома национальностей вожатым отрядов были вручены магнитные  спилс-карты с деталями в форме регионов России и книги о народах и культурах мира.