Московский дом национальностей | Онлайн-семинар «Ненцы, идущие за оленями» в рамках проекта «Межкультурный диалог в Москве»
Онлайн-семинар «Ненцы, идущие за оленями» в рамках проекта «Межкультурный диалог в Москве»
 11 сентября 2020  Online Онлайн-семинар «Ненцы, идущие за оленями» в рамках проекта «Межкультурный диалог в Москве»

11 сентября 2020г. на платформе Zoom состоялся онлайн-семинар «Ненцы, идущие за оленями» в рамках проекта «Межкультурный диалог в Москве».

Организатор онлайн-семинара – отдел по работе с молодежью Московского дома национальностей.

С приветственными словами открыл мероприятие  начальник отдела по работе с молодежью М.И. Вьюев, который поприветствовал зрителей и представил антрополога, аспиранта ИЭА РАН, специалиста по культурам кочевников-оленеводов Станислава Терешкова. Станислав является  участником экспедиций в Туву, Монголию, Тибет, на Чукотку, Ямал, а также в русскую и скандинавскую Лапландию.

На семинаре речь шла о ненцах.

Основным спикером семинара выступил антрополог, экскурсовод Музея кочевой культуры Станислав Терешков. Экскурсоводы Музея кочевой культуры Ивлева Наталья Юрьевна, Елена Кулагина и др.

Нэнэй нэнэч – «Настоящие Люди». Так называются себя ненцы, и по сей день кочующие со стадами оленей в Ямальской тундре. Их яркая, самобытная культура уходит корнями в далекое прошлое. Мало кто знает, что ненцы хранят свои традиции уже более 6000 лет, а их цивилизация – ровесница китайской.

Впрочем, кочевать со стадами оленей ненцы стали сравнительно недавно. Столетиями они вели образ жизни кочевых охотников, и лишь около 300 лет назад приручили дикого оленя и стали настоящими кочевниками. Таким образом, их цивилизация – одна из самых молодых на планете, ровесница американской.

До сих пор коренные жители Ямала ходят в одеждах из шкур оленей, сшитых нитями из сухожилий животных. Живут в островерхих чумах, поклоняются древним богам, приносят жертвы на языческих капищах и разговаривают с духами предков. И в то же время кочевники-ненцы с удовольствием смотрят телевизор и DVD, молодые парни и девушки легко пересаживаются с оленьей упряжки на мощные современные снегоходы, пользуются ноутбуком и спутниковым телефоном.

Кто они – современные кочевники Ямала? Осколки каменного века, обреченные на вымирание крошечные племена, или же полноправные жители современного мира?

Об этом и многом другом узнали зрителе в прямом эфире.

Любимый напиток оленеводов – крепкий чай с листьями брусники и морошки. Экскурсоводы, в прямом эфире, рассказали зрителям о культуре, обычаях и традициях оленеводов.

Музей кочевой культуры – «живой музей». То есть все экспонаты действующие, их можно не только трогать, но и научиться пользоваться ими по прямому назначению. Например, бросать аркан – тынзян, выделывать шкуры специальным скребком, заворачивать полог для сна или подвязывать кисы – мужскую обувь.

В чуме собраны все предметы, необходимые в жизни семье кочевника. Здесь нет стеклянных витрин и шкафов с пыльными экспонатами – войдя в чум, гость почувствует себя гостем семьи оленеводов. Достаточно будет представить, что хозяева ненадолго поехали в тундру, а гость, присев у еще теплой печи, ждете их возвращения…