Московский дом национальностей | РОО «Форум женщин ЕврАзии». Участие в круглом столе «Роль русского языка на евразийском пространстве»
РОО «Форум женщин ЕврАзии». Участие в круглом столе «Роль русского языка на евразийском пространстве»
 28 мая 2017  Центр Международной Торговли РОО «Форум женщин ЕврАзии». Участие в круглом столе «Роль русского языка на евразийском пространстве»

28 мая 2017 года в Центре Международной Торговли в рамках Первого съезда Ассамблеи народов Евразии состоялся круглый стол «Роль русского языка на евразийском пространстве», в котором приняли участие представители государственных органов исполнительной власти, институтов гражданского общества, образовательных учреждений, также гости из Белграда, а том числе сербские студенты-филологи. Модераторами на мероприятии выступили — Лаптев Владимир Валентинович, вице-президент Российской академии образования и Кандыбович Сергей Львович, председатель  совета Федеральной национально-культурной автономии Белорусов России, заместитель председателя совета Ассамблеи народов России, член Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям.

Открыл работу круглого стола В.В. Лаптев  с докладом «Русский мир как цивилизационная стратегия эпоху глобализации». Основываясь на идеи сохранения этноконфессионального многообразия, Владимир Валентинович определил Русский мир как трансгосударственное сообщество, как особую цивилизацию, существующую параллельно с Восточной и Западной цивилизациями, как открытое пространство идей и традиций, а также как «мир» в значении отсутствия вражды. В данном контексте русский язык и культура рассматриваются им как основополагающие элементы для создания многонационального поликонфессионального государства, процессов интеграции и единения народов России. В условиях глобализации, когда размываются этнокультурные границы, перед цивилизационным пространством Русского мира стоят задачи сохранения  наследия цивилизованного пространства Русского мира; защиты и развития русского языка и языков  народов России;  поддержки отечественной литературы и возрождения интереса к чтению; поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом; развития русской и национальной культур народов России. В завершении своего выступления Владимир Валентинович отметил, что необходимо комплексно подходить к решению поставленных задач, а также учитывать культурное и историческое достояние Русского мира.

Особое внимание было уделено билингвальной системе образования в России. Доктор педагогических наук, профессор Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена Елизавета Александровна Хамраева отметила, что основу самоидентичности народов России составляет билингвизм. По её мнению, билингвизм – это социальный и психолингвистический феномен сегодняшнего дня, требующий осмысления и организации билингвального (бикультурного) или полилингвиального (поликультурного) образования на территории Российской Федерации. Особое значение приобретает сохранение родного языка и одновременно качественное овладение государственным языком — русским – средством социализации и бикультурной адаптации ребенка. Суть билингвального образования в России состоит в изучении языка в деятельности, а не в отрыве от нее, изучении школьных предметов на разных языках, восприятии языка как инструментария познания, самопознания и саморазвития.

На сегодняшний день в Российской Федерации существует 5 моделей национальных школ, в образовательные программы которых заложен билингвальный компонент. Первая модель распространена в республиках Татарстан, Башкортостан, Саха-Якутия. В рамках нее дети овладевают сразу двумя языками, начиная с первого класса и заканчивая в одиннадцатом. Вторая модель подразумевает обучение на родном языке по девятый класс с дальнейшим изучением предметов на русском языке. Такая модель действует в Бурятии, в ряде школ Северного Кавказа, в сельских школах Чувашии, Хакассии и Тывы. В республиках Дагестан, Чечня, Коми, а также в школах Севера и Дальнего Востока распространена четвертая модель, когда обучение идет на русском языке, но при этом присутствует углубленное изучения родного языка и родной литературы в каждом классе. Пятая модель, модель выездного типа,  сюда относятся экстернаты и интернаты с учетом этнических традиций. Распространены данные школы в Заполярье, Ямало-ненецком автономном округе. 

В завершении своего выступления Елизавета Александровна обратила внимание на перспективы билингвального образования в Российской Федерации, в рамках которых билингвизм выступает как важнейший элемент создания социокультурной образовательной среды, играет важную роль в формировании навыков и компетенций XXI века, в реализации на практике диалога культур.

Также была затронута тема русского языка как иностранного в мире и языка диаспор в странах СНГ. Было отмечено, что сегодня наблюдается тенденция вымывания русского языка из предметной сферы преподавания. В последние годы это происходит на Украине, в Молдове, в Узбекистане. Необратимыми остаются данные процессы и в странах Прибалтики.

В завершении круглого стола все желающие смогли передать свои предложения и пожелания, которые были учтены и представлены в отчете о работе круглого стола на Пленарном заседании Первого Съезда Ассамблеи народов Евразии. С.Л. Кандыбович, поблагодарил собравшихся за живую дискуссию и единодушие в вопросах сохранения культурного и языкового наследия Русского мира.