Московский дом национальностей | Семинар «Русская народная песня в условиях современности» в рамках проекта ГБУ «МДН»
Семинар «Русская народная песня в условиях современности» в рамках проекта ГБУ «МДН»
 26 апреля 2018  Московский дом национальностей Семинар «Русская народная песня в условиях современности» в рамках проекта ГБУ «МДН»

26 апреля 2018 года в Московском доме национальностей прошёл семинар «Русская народная песня в условиях современности» в рамках проекта «Этническая культура в условиях современности». В мероприятии приняли участие преподаватели и студенты высших учебных заведений, представители национальных общественных организаций.

Начальник отдела методического обеспечения и взаимодействия с НОО и территориальными органами власти Г.В. Бурова поприветствовала участников мероприятия, рассказала о проекте «Этническая культура в условиях современности» и о сотрудничестве Московского дома национальностей с Московским государственным институтом культуры (МГИК).

Кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры народной художественной культуры и декоративно-прикладного искусства МГИК Е.В. Гайманова отметила важность сохранения культурного наследия России. Она представила коллег кафедры — доктора искусствоведения, профессора, Заслуженного деятеля искусств РФ, заведующего кафедрой народной художественной культуры и декоративно-прикладного искусства МГИК В.М. Щурова и преподавателя кафедры народной художественной культуры и декоративно-прикладного искусства МГИК Д.Н. Щекатурову.

Е.В. Гайманова выступила с докладом «Жанровое своеобразие русской народной лирической песни». Докладчица указала, что важной частью жизни человека с давних времён являлась песня. С самого рождения она сопровождала личность на определенных и ответственных жизненных этапах. В песне важно слово, которое выражает конкретное песенное содержание и музыка, формирующая определенный настрой. Кроме того, благодаря исследовательской деятельности лаборатории комплексного взаимодействия искусств Института художественного образования РАО, было выявлено преобладающее, по сравнению с другими видами искусства, воздействие музыки на сознание человека.
Е.В. Гайманова привела классификацию песен, которые делятся на обрядовые и необрядовые.

Обрядовые относятся к древнейшему виду народного творчества и получили своё название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем — распорядком работ по временам года. Они исполнялись во время разнообразных обрядов и являлись необходимой их частью. Считалось, что если не будут выполнены все обрядовые действия и сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.
Необрядовые песни сформировались позже, уже с появлением патриархальной семьи. Они свободно поются в любой подходящей обстановке, вне ситуации исполнения ритуала и имеют развлекательный или назидательный характер. Необрядовые лирические песни также отличаются большим разнообразием. Их виды выделяются на основании условий и среды бытования, формы исполнения, сюжетов. Е.В. Гайманова привела классификацию бытовых песен с точки зрения ритма, мелодии и содержания (бытовые, любовные, семейные, социального содержания — разбойничьи, тюремные, рекрутские, отхожих промыслов ямщицкие, чумацкие, бурлацкие и пр.).
Она отметила, что сейчас традиция семейного исполнения песен уходит в небытие, поэтому необходимо сохранить культурное наследие нашего народа и в то же время с уважением относиться к культурам тех народов, которые проживают на территории России.

В.М. Щуров рассказал о своей научной и экспедиционной деятельности, проходившей в Воронежской и Белгородской областях. Он отметил, что традиция исполнения песен до сих пор передаётся из поколения в поколение, что доказывает участие молодежи в этнографических концертах. Кроме того, гости мероприятия узнали о классификации песен, их видах и жанрах, быте и особенностях русской семьи. В.М. Щуров привел примеры исполнения лирических песен и поделился планами дальнейшей научной работы в данной области.

Д.Н. Щекатурова рассказала о художественны приёмах и поэтических особенностях русской народной песни (метафора, эпитеты, инверсия, ступенчатое сужение образов, тавтология, исключение единичного из множества, обратный порядок слов, принцип сравнения, гипербола, наличие многообразной символики и т.п.) и привела примеры произведений, где они присутствуют.

В завершение мероприятия коллектив студентов Московского государственного института культуры провёл перед гостями мероприятия театрализованное выступление, в котором был исполнен ряд русских народных песен.