Московский дом национальностей | Семинар «Аудиовизуальные СМИ в контексте реализации государственной национальной политики РФ (опыт изучения этнических СМИ)» в рамках проекта ГБУ «МДН»
«Для нашей страны, которая исторически стала общим домом для сотен народов и этносов, межнациональное согласие является безусловным приоритетом и важнейшим условием существования государства.»
В.В. Путин, президент Российской Федерации
«В Москве исторически сложилось московское сообщество, члены которого, несмотря на различие национальностей, составляют единую культурно-историческую общность "москвичи".»
С.С. Собянин, мэр Москвы
Семинар «Аудиовизуальные СМИ в контексте реализации государственной национальной политики РФ (опыт изучения этнических СМИ)» в рамках проекта ГБУ «МДН»
 19 февраля 2018  Московский дом национальностей Семинар «Аудиовизуальные СМИ в контексте реализации государственной национальной политики РФ (опыт изучения этнических СМИ)» в рамках проекта ГБУ «МДН»

19 февраля 2018 г. в Московском  доме национальностей состоялся семинар «Аудиовизуальные СМИ в контексте реализации государственной национальной политики России (опыт изучения этнических СМИ)» в рамках проекта «Информационная политика в поликультурном пространстве столицы», организованный отделом методического обеспечения и взаимодействия с НОО и ТОИВ. В мероприятии приняли участие журналисты этнических СМИ, представители национальных общественных организаций, аспиранты и студенты московских вузов.

Семинар открыла эксперт I категории «Московского дома национальностей» Л.Д. Чанглян. Она поприветствовала присутствующих и поблагодарила за проявленный интерес к теме. В качестве экспертов выступили к.ф.н., старший научный сотрудник кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, руководитель проекта «Атлас этнических СМИ России» А.А. Гладкова и к.ф.н., старший преподаватель кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, участник проекта «Атлас этнических СМИ России» О.В. Тихонова.

«Атлас этнических СМИ России» это научно-исследовательский проект факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. Актуальность темы определяется важной ролью, которые СМИ играют в многонациональном и многоэтническом государстве, таком как Российская Федерация, объединяющем представителей более 190 национальностей, говорящих на 150 языках. СМИ, являясь важным инструментом воздействия на массовое сознание и формирования общественного мнения, принадлежат сегодня к числу ключевых компонентов государственной стратегии в области укрепления государственного единства и упрочения общероссийского гражданского самосознания.

Исследование аудиовизуальных, цифровых и печатных СМИ проводилось в Татарской, Башкирской и Чувашской республиках. Среди вузов-партнеров, принимавших участие в проекте «Атлас этнических СМИ России»: Казанский федеральный университет, Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, Башкирский государственный университет.

В ходе исследования были выявлены современные вызовы, возникающие перед этническими СМИ России. Среди них: падение тиражей и закрытие ряда СМИ на национальных языках; неконкурентноспособность этнических СМИ в современных условиях; меньшее по сравнению с русскоязычными СМИ число профессиональных журналистов, готовых работать в редакциях этнических СМИ; необходимость модернизации контента СМИ в условиях цифровой среды; отсутствие в ряде случаев оригинального контента на национальных языках в билингвальных СМИ республик; доминирование государственной модели финансирования этнических СМИ, трудности с поиском альтернативных моделей финансирования (реклама, подписка, пожертвования и другие); отсутствие актуальной классификации этнических СМИ в российском научном дискурсе.

На первом этапе реализации проекта «Атлас этнических СМИ России» (период 2015-2016 гг.) были исследованы государственные и негосударственные проекты по поддержке СМИ на языках этнических групп России, в том числе законодательные акты, ФЦП, культурная и просветительская деятельность негосударственных фондов, специальные конкурсы для журналистов, пишущих на этническую тематику, и т.д.; систематизированы данные по числу зарегистрированных СМИ этнических групп на территории страны, их тиражам, типу, форме собственности и т.д.; сделаны выводы о медиапотреблении аудитории этнических СМИ; проанализирована сетка вещания теле- и радиоканалов на территории национальных республик, изучена программная политика ГТРК республик в области поддержки контента на языках, помимо русского; предложен прогноз развития этнических СМИ в условиях цифровой среды и мультимедийности, а также рекомендации по оптимизации государственной стратегии в области поддержки этнических СМИ РФ.

Эксперты рассказали о промежуточных результатах исследования. Наблюдается очевидный дисбаланс в числе материалов, доступных за исследуемый период в аудиовизуальных СМИ Татарстана и Чувашии (213), печатных СМИ (260) и цифровых СМИ (7), а число радиопрограмм в разы опережает число телепередач. Анализ ТВ и РВ передач в версиях на двух языках показал, что в 90% случаев контент на этническом языке и на русском языке оригинален. Основная тематика этнических СМИ – культура и искусство, основные герои – деятели культуры и искусства, представители органов власти, обычные граждане. Материалы характеризуются локальностью – субъект федерации и столица республики (исключение – чувашская газета, где основная локальность материалов – село и деревня), большинство их них создано штатными журналистами.

После выступлений семинар продолжился многочисленными вопросами к экспертам и активным обсуждением заданной темы.