Московский дом национальностей | Семинар «Осенние праздники славянских народов» в рамках проекта «Этническая культура в условиях современности»
Семинар «Осенние праздники славянских народов» в рамках проекта «Этническая культура в условиях современности»
 16 октября 2021  Московский дом национальностей Семинар «Осенние праздники славянских народов» в рамках проекта «Этническая культура в условиях современности»

16 октября 2021 года в Московском доме национальностей и параллельно на видеохостинге YouTube состоялся семинар «Осенние праздники славянских народов» в рамках проекта «Этническая культура в условиях современности». В мероприятии приняли участие представители национальных общественных организаций, преподаватели московских ВУЗов, студенты и приглашенные гости.

Перед слушателями выступила Е.А. Бурдаева, выпускница Российской академии музыки (РАМ) имени Гнесиных, специалист в области культурного наследия русского народа, лауреат всероссийских и международных конкурсов, обладатель премии губернатора Московской области и Нижегородской области «Душа России» с докладом «Цикл осенних праздников Нижегородского края на примере этнографических исследований XIX–XXI века». Народный (крестьянский) календарь Нижегородской губернии, как и у других представителей славянской языковой группы, согласовывался с христианским календарем, по которому определялись начало и конец сельскохозяйственных работ. Однако содержательная сторона этого календаря, в том числе интерпретация праздников и сезонов, а также их ритуальное наполнение, определяется не христианским учением, а исходит из народных традиций, начавших свое формирование еще с языческих времен (это явление получило понятие «народное православие»). Также докладчик отметила, что в России у каждой деревни имелся свой особый праздник, посвященный тому или иному православному событию, он назывался престольным. В церковные праздники обычно было принято не работать, а готовить праздничную еду и ходить на гулянья.

Екатерина Андреевна также обратила внимание, что крестьяне раньше делили времена года только на зиму и на лето. Это было связано с циклом сельскохозяйственных работ. Далее выступающая рассказала о праздниках и

обрядах, которые были распространены в осенний период на Нижегородчине: дожинальные ритуалы, три Спаса (яблочный, медовый, хлебный или ореховый). Успение Пресвятой Богородицы, Фролов день, Иван Постный, Симеон Столпник и проводимые в этот день обряды изгнания насекомых, Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, Покров Пресвятой Богородицы, день Кузьмы и Демьяна. Также Е.А. Бурдаева опровергла распространенное представление об Овсене (Таусене) как об осеннем празднике и поделилась информацией о других сезонных праздниках нижегородского региона.

Далее с докладом об осенних праздниках славянских народов выступил А.К. Столяров, историк, этнограф директор Центра традиционного искусства и ремесел «Славич» (г. Москва), председатель РОО «Творческое объединение Жар-птица», создатель музея ремесел «Дом крестьянина» и этнографического Музея Кашинской старины (Тверская область), создатель и режиссер ежегодного Фестиваля каши в Кашине. В начале Алексей Кириллович рассказал о зарождении календаря у славян. Представление о нем начало складываться еще у протославян – предков славянской языковой группы, чья культура зародилась, по мнению большинства современных историков, в Карпатах. Вообще календарные циклы у разных народов похожи тем, что основываются на астрономических событиях, в частности на летнем и зимнем солнцестояниях, весеннем и осеннем равноденствиях. Большинство славянских культур – земледельческое, поэтому наши предки жили по солнечному календарю. Докладчик отметил, что это утверждение применимо к раннему периоду становления славянских народов, так как с их развитием появлялось больше отличий в календарях, например, восточные славяне перешли на лунно-солнечный календарь.

Потом А.К. Столяров поведал слушателям о сходствах и различиях осенних праздников и обычаев, бытующих у некоторых западных, южных и восточных славян. Большинство праздничных событий и традиций касается определенных периодов сельскохозяйственных работ и почитания предков. В целом можно сказать, что различия празднования, а также возникновение уникальных дат и обрядов обусловлено различными природно-климатическими условиями, вероисповеданием, а также историко-политическими событиями, повлиявшими на становление славянских государств и народов.

Слушатели активно отвечали на вопросы докладчиков, а также делились воспоминаниями о том, как отмечались праздники и проводились обряды в деревнях своих предков.