Московский дом национальностей | Семинар «Основные направления государственной национальной политики от древности до наших дней» в рамках проекта ГБУ «МДН»
Семинар «Основные направления государственной национальной политики от древности до наших дней» в рамках проекта ГБУ «МДН»
 14 марта 2018  Московский дом национальностей Семинар «Основные направления государственной национальной политики от древности до наших дней» в рамках проекта ГБУ «МДН»

14 марта 2018 года в Московском доме национальностей состоялся семинар «Основные направления государственной национальной политики от древности до наших дней» (проект «Основные направления и задачи национальной политики города Москвы»). В семинаре приняли участие представители научно-экспертного сообщества, руководители и активисты национальных общественных организаций, студенческая молодежь.

С приветственным словом к собравшимся обратился ведущий эксперт научно-исследовательского сектора ГБУ «МДН», к.и.н. С.А. Орешин, который указал на то, что в современном, динамично развивающемся обществе вопросы укрепления межнациональных отношений, развития межкультурного диалога, совершенствования взаимоотношений между представителями власти и гражданского общества, упрочения дружбы народов приобретают особую актуальность. Для успешной реализации поставленных целей следует обратиться к богатому историческому опыту, накопленному нашей страной в ходе своего развития.

Заместитель директора Института этнологии и антропологии РАН, член Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, председатель Общественного совета ГБУ «МДН», д.п.н., профессор В.Ю. Зорин отметил, что Россия исторически сформировалась как многонациональное и поликонфессиональное государство, представляющее собой добровольный союз народов, проживающих на ее территории. Все 193 народа Российской Федерации равноправны. Древнерусское государство возникло во второй половине IX в. как союз различных племен и народов, говоривших на разных языках, но объединившихся на добровольных началах. Уже в «Повести временных лет» упоминается 15 народов, проживавших на территории Руси.

 Российское правительство никогда не проводило ассимиляторской политики, не допускало притеснений по национальному и религиозному признакам. Российская модель многонациональной государственности характеризовалась мирным сосуществованием и взаимодействием всех народов и этнических групп. В России никогда не было религиозных войн. Элита народов, входивших в состав Российской империи, инкорпорировалась в ряды российского дворянства. Это обеспечивало длительную внутриполитическую стабильность многонационального государства.

Однако в начале XX в. непродуманные действия российских властей привели к обострению межнациональной обстановки в стране, содействовали всплеску этнической активности народов России, что особенно активно проявилось в период Гражданской войны, когда национальный фактор приобрел важную роль. В 1922 г. был создан СССР, представлявший собой федерацию советских республик, образованных по национально-территориальному признаку. Советская национальная политика базировалась на принципах интернационализма и равноправия народов, признания их права на самоопределения вплоть до отделения и создания независимого государства.

Назревавшие в стране кризисные явления проявились в конце 1980-х гг. в том числе и в сфере межнациональных отношений. Распад Советского Союза вынудил российские власти искать новые подходы к решению вопросов государственной национальной политики. В результате Российская Федерация осталась единственным федеративным государством на постсоветском пространстве. Конституция РФ признает равноправие всех россиян независимо от их национальной и конфессиональной принадлежности, а также право каждого гражданина на национальную самоидентификацию. В 1996 г. была принята Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, сочетавшая в себе как традиционные советские подходы, так и некоторые новации в сфере этнополитики, взятые в основном из западной политической мысли.

В 2002 г. в условиях изменившейся общественно-политической и международной ситуации была признана необходимость уточнения некоторых положений Концепции. В результате долгой работы в 2012 г. был разработан и утвержден текст Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. В Стратегии нашли отражение новые подходы в отечественной этнополитологии, в основу которых была положена двуединая задача: укрепление единства российской гражданской нации и создание условий для этнокультурного развития представителей всех национальностей, проживающих в России.

После этого стал осуществляться комплекс институциональных и идеологических мер по реализации Стратегии. Был сформирован Совет при Президенте РФ по межнациональным отношениям, создано Федеральное агентство по делам национальностей. В 2016-2017 гг. на заседаниях Совета Президент признал необходимым проведение работы по совершенствованию системы государственной национальной политики в  нашей стране, среди которых упоминал совершенствование законодательной базы; проведение этнологической экспертизы состояния межнациональных отношений; разработку профессионального стандарта подготовки управленческих кадров; повышение роли органов местного самоуправления и т.д.

В начале 2018 г. была утверждена Государственная программа по реализации государственной национальной политики в Российской Федерации. В феврале на совещании в ФАДН было принято решение о начале работы над новой редакцией Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации с учетом современных вызовов и рисков, с которыми приходится сталкиваться нашей стране.

Одним из таких рисков является международный терроризм. Экстремисты стараются подорвать межнациональное единство в нашей стране, спровоцировать конфликты на национальной почве. В «зоне риска» находится российская молодежь, в этой среде радикалы и экстремисты ведут особенно активную работу. В этой связи власть и общественность должны оказывать им эффективное противодействие. Важно вести работу по профилактике ксенофобии и экстремизма среди многонациональной столичной молодежи. Молодежь нужно рассматривать в качестве субъекта государственной национальной политики, вовлекать молодых людей в социально значимые проекты, реагировать на их нужды и запросы.

Участники семинара отметили, что перед российским обществом стоит задача дальнейшего совершенствования законодательной базы в сфере государственной национальной политики; развития инфраструктуры в сфере межнациональных отношений; подготовки профессионального стандарта специалистов в области межнациональных и межконфессиональных отношений; содействие адаптации и интеграции мигрантов, упрочения единства российской нации. Достижение поставленных целей возможно только при активном сотрудничестве органов государственной власти и институтов гражданского общества.

Завершая семинар, С.А. Орешин поблагодарил докладчика и всех участников, подчеркнув, что институты гражданского общества должны оказывать всемерное содействие органам государственной власти в деле реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации, содействовать укреплению межнационального мира и согласия в столице, сплочению представителей всех национальностей, что является залогом успешного развития Москвы и России в целом.