Московский дом национальностей | Семинар «Психологические причины вовлечения в экстремистскую деятельность» в рамках проекта ГБУ «МДН»
Семинар «Психологические причины вовлечения в экстремистскую деятельность» в рамках проекта ГБУ «МДН»
 18 июня 2018  Московский дом национальностей Семинар «Психологические причины вовлечения в экстремистскую деятельность» в рамках проекта ГБУ «МДН»

18 июня 2018 г. в Московском доме национальностей состоялся семинар «Психологические причины вовлечения в экстремистскую деятельность» в рамках проекта «Ксенофобия и экстремизм: причины, противодействие и профилактика», организованный отделом методического обеспечения и взаимодействия с НОО и ТОИВ. В мероприятии приняли участие представители Лаборатории истории диаспор исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, отдела Кавказа Института стран СНГ, Молодежной общественной палаты России, территориальных органов исполнительной власти, лидеры афганской, турецкой и уйгурской диаспор, сотрудники средних специальных учебных заведений, а также студенты и аспиранты столичных ВУЗов.

Семинар провела доцент кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования Московского государственного психологопедагогического университета, председатель правления Ассоциации исламских психологов, главный редактор журнала «Ислам: личность и общество», консультант Центра психологической помощи и психологической посткризисной реабилитации, канд. пед. н. О.С. Павлова. Она отметила, что наибольшую вовлеченность в экстремистские организации демонстрируют молодые люди в возрасте от 16 до 25 лет. Эта возрастная группа наиболее чувствительна к пропаганде экстремизма, имеет мало «иммунизирующих» к такой пропаганде личностных ресурсов, в частности: подверженность чужому влиянию, внушению и манипулированию; недостаточная стрессоустойчивость; интернетзависимость; романтизация и героизация противоправных и агрессивных действий; пониженный инстинкт самосохранения и социальной ответственности.

Среди основных психологических причин вовлечения в экстремистскую деятельность О.С. Павлова выделила одиночество, кризисные ситуации, психологические травмы (в том числе детские травмы), потребность в значимости для окружающих, потребность в структурированности жизни, суицидальные наклонности, аномичный самоубийца ― человек с неприятием общепринятых норм поведения и человеческих ценностей. Также опасным явлением является латентный экстремизм – это готовность к насильственной и деструктивной деятельности, обоснованной соответствующими (как правило, агрессивными) идеями. Латентный экстремизм в виде накопившегося недовольства и агрессии распространен в обществе более широко, чем открытый и присутствуют во всех его слоях. Перевод его в открытую форму происходит по принципу переполненной чаши, в которую попадает последняя капля (негативные эмоции, идеи, настроения), или по принципу домино, что взрывает скрытую накопленную агрессию или аффект.

Эксперт описала психологический портрет экстремиста это человек, у которого низкая или неадекватно завышенная самооценка, элементы расщепления личности, недостаточная личная идентичность, сильная потребность в присоединении к группе, т. е. в групповой идентификации или принадлежности, обостренное переживание социальной несправедливости со склонностью проецировать на общество причины своих неудач, социальная изолированность и отчужденность, ощущение потери жизненной перспективы, постоянная агрессивнооборонительная готовность и др.

О.С. Павлова подчеркнула, что в вербовщики для привлечения в экстремистские организации новых членов используют определенные психологические приемы манипуляции сознанием. Под воздействием полученных манипулятивных сигналов человек перестраивает свои воззрения, мнения, настроения, цели и жизненные установки. Способы воздействия при манипуляции: заражение бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям; внушение – это один из способов воздействия одних лиц на других, которое производится намеренно или ненамеренно со стороны воздействующего лица и которое может происходить или незаметно для внушаемого лица, или даже с его ведома и согласия; подражание это способность индивидов к подражанию применяется массовыми коммуникациями для формирования определенных моделей поведения аудитории посредством демонстрации ей поведения тех или иных индивидов, пользующихся у массовой аудитории доверием и авторитетом;  манипулятор может применять стереотипы как «фильтры», через которые его жертвы видят действительность; убеждение – это процесс логического обоснования, с целью добиться результата, в ходе убеждения приводятся факты, аргументы, разъяснения.

В заключение своего выступления О.С. Павлова акцентировала внимание на том, что экстремистские организации в своей деятельности часто прикрываются иными «благими» целями.

Далее слово взял специалист Центра профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях Российской Федерации Московского педагогического государственного университета Д.Ю. Петросян. Он рассказал о деятельности Центра, основной целью которого является укрепление общероссийской гражданской идентичности обучающихся в МПГУ и других образовательных организациях Российской Федерации, профилактика экстремизма и терроризма на религиозной и национальной почве. Среди функций Центра: мониторинг, обобщение и анализ опыта деятельности в сфере профилактики и противодействия экстремистской и террористической деятельности в высших учебных заведениях; анализ правовой базы по вопросу профилактики и противодействия экстремистской и террористической деятельности; анализ уровня этнорелигиозной напряженности в образовательных организациях и в молодежной среде; обеспечение методическими материалами учебновоспитательные и структурные подразделения МПГУ и другие образовательные организации РФ.

Затем Д.Ю. Петросян перешел к феномену экстремизма, подчеркнув, что экстремизм сегодня – это исключительно законспирированное явление, которое пустило свои корни в самые разные сегменты социальной жизни страны. У этой радикальной идеологии нет территориальных или иных границ распространения. Экстремистские идеи могут разделяться представителями любых демографических групп и социальных слоёв. Вербовщики каждодневно ведут активную идеологическую работу по привлечению новых людей в экстремистские организации, используя при этом психологические приемы воздействия. В связи с этим необходимо разработать комплексные меры по профилактике экстремизма среди населения, чтобы противостоять этой угрозе.

После выступлений экспертов состоялась дискуссия и обмен мнениями. Также все участники получили возможность задать интересующие вопросы.