Московский дом национальностей | Семинар «Совершенствование государственной политики РФ в сфере миграции населения в условиях пандемии» в рамках проекта «Государственная национальная политика и межэтнические отношения в РФ»
Семинар «Совершенствование государственной политики РФ в сфере миграции населения в условиях пандемии» в рамках проекта «Государственная национальная политика и межэтнические отношения в РФ»
 07 декабря 2020  Online Семинар «Совершенствование государственной политики РФ в сфере миграции населения в условиях пандемии» в рамках проекта «Государственная национальная политика и межэтнические отношения в РФ»

7 декабря 2020 года на онлайн-платформе «Zoom» ГБУ г. Москвы «Московский дом национальностей» прошел семинар «Совершенствование государственной политики в Российской Федерации в сфере миграции населения в условиях пандемии» в рамках проекта ГБУ «МДН» «Государственная национальная политика и межэтнические отношения в Российской Федерации». В семинаре приняли участие студенты и аспиранты ВУЗов г. Москвы, представители национальных общественных организаций и землячеств столицы.

В качестве эксперта на мероприятии выступил профессор Государственного университета управления, почетный работник ФМС России, академик Академии политической науки, д.п.н., В.А. Волох. 

Он раскрыл значения таких понятий, как «миграция населения» и «миграционная политика»; особенности миграционной политики и миграционной ситуации в настоящее время; особенности реализации Концепции государственной  миграционной политики РФ на период до 2025 года; особенности управления миграционными процессами на федеральном и международном уровнях. Также рассказал об изменениях, произошедших в реализации государственной миграционной политики во время пандемии короновируса, и отметил, что в последнее время вопросы миграции и миграционной политики являются актуальными темами, которые активно обсуждаются в современном обществе.

В.А. Волох сообщил, что данный семинар будет состоять из 3 основных блоков:

  1. Формирование и реализация государственной миграционной политики до наступления пандемии COVID-19. Какая была миграционная политика и формы её реализации (трудовая и др.)? Какова была миграционная ситуация в стране?
  2. Как изменилось управление миграционными процессами в период пандемии? В какой ситуации оказались мигранты?
  3. Что необходимо делать в дальнейшем, чтобы оптимизировать миграционную ситуацию в условиях пандемии и после?

Государственная миграционная политика является очень важной частью как внутренней, так и внешней политики для государства. От того, как проводится данная политика во многом идёт понимание, будет ли миграция стабилизирующим фактором или наоборот, вызовет обострение в различных социально-экономических сферах страны.

В.А. Волох описал миграционные законодательства и миграционный опыт ряда зарубежных государств и Российской Федерации, отметил основные условия их формирования и проблемы, которые они призваны реализовать. Привел в пример статистические и демографические данные по российским миграционным процессам в городах и регионах страны до начала и во время пандемии.

Значительное внимание было уделено и Указу Президента РФ от 31.10.2018 N 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы». В.А. Волох отметил, что подготовлена данная Концепция была с учетом основополагающих документов, таких как Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Целью данной Концепции является: создание миграционной ситуации, которая способствует решению задач в сфере социально-экономического, пространственного и демографического развития страны; повышение качества жизни ее населения; обеспечение безопасности государства и защита национального рынка труда; поддержание межнационального и межрелигиозного мира и согласия в российском обществе, а также в сфере защиты русской культуры, русского языка и историко-культурного наследия народов России, составляющих основу ее культурного кода. Основными направлениями работы по данному документу являются: совершенствование правовых механизмов; адаптация и интеграция мигрантов; учебная и академическая миграция; внутренняя миграция; профилактика и предупреждение административных правонарушений мигрантов; оказание гуманитарной помощи беженцам; развитие и совершенствование сотрудничества в международной сфере. Реализация данных целей и задач способствует гармонизации межнациональных отношений, развитию продуктивного диалога между представителями различных культур и предотвращению экстремистских течений в полиэтническом российском обществе.

Также ведется значительная работа по международной деятельности. Проходит активное взаимодействие с профильными подразделениями ООН, руководителями миграционных ведомств БРИКС и миграционных органов СНГ, Евросоюзом и Международной организацией по миграции, с которой заключено межправительственное соглашение. На уровне двухсторонних контактов — соглашения заключены практически со всеми странами мира.

Эксперт отметил, что миграция как общественное явление имеет свои негативные и позитивные стороны. Она способствует экономическому и социальному развитию страны, пополнению трудовых ресурсов, выступает средством коммуникации и реализует обмен культурным опытом между народами. В то же время мигранты приносят новую культуру и поведение, которое может по-разному восприниматься коренным населением.

Также В.А. Волох привел статистические данные, которые указывали на увеличение общего объёма инвестиций в 1,5 раза в экономику Российской Федерации в 2019 году (по сравнению с 2018 годом), где важнейшую роль сыграло привлечение иностранных инвестиций и рабочей силы, что является также неотъемлемой частью миграционных процессов происходящих в стране. Примером создания новых рабочих мест за счёт привлечения технологий, высококвалифицированных специалистов, инвестиций из-за рубежа эксперт назвал открытие на территории РФ автомобильных заводов таких крупных концернов, как DAIMLER (Mercedes), Renault-Nissan, Hyundai и другие.

Ежегодно, до 2019 года, на территорию Российской Федерации въезжали (пересекали государственную границу) порядка 15-17 миллионов иностранных граждан. Основную массу составляли краткосрочные деловые или туристические поездки, однако, на начало 2020 года одновременно в России на постоянной основе или временно проживало более 800 тысяч человек (0,5% от общей численности населения РФ).

В ходе семинара эксперт затронул тему «трудового патента» и дал пошаговое разъяснение порядка оформления данного документа для всех въезжающих, желающих трудоустроится на территории Российской Федерации.

В.А. Волох также рассказал о мерах введенных в РФ для поддержки мигрантов, которые оказались не в состоянии вернуться обратно на свою родину из-за вспышки короновирусной инфекции COVID-19 и закрытия границ между государствами.

Далее лектор вкратце затронул тему дальнейшего совершенствования  реализации государственной миграционной политики и управления миграционными процессами в Российской Федерации (отказ от миграционных карт и переход на использование биометрических персональных данных и технологий работы с ними, информатизация государственного управления миграционных процессов).

В завершение мероприятия участники смогли задать лектору интересующие их вопросы.