Московский дом национальностей | Семинар «Традиция воинского мастерства в культурах народов мира» в рамках проекта ГБУ «МДН»
Семинар «Традиция воинского мастерства в культурах народов мира» в рамках проекта ГБУ «МДН»
 18 сентября 2018  Московский дом национальностей Семинар «Традиция воинского мастерства в культурах народов мира» в рамках проекта ГБУ «МДН»

18 сентября 2018 года в Московском доме национальностей прошёл семинар «Традиции воинского мастерства в культурах народов мира» в рамках проекта «Этническая культура в условиях современности». В мероприятии приняли участие представители молодёжных организаций, национальных общественных объединений, сотрудники научных учреждений, студенты, приглашенные гости.

Мероприятие открыла эксперт I категории отдела методического обеспечения и взаимодействия с НОО и ТОИВ О.В. Базик. Она рассказала о значении воинского искусства в истории человечества, его возникновении и развитии. Воинское искусство народов мира является уникальным наследием человечества. Возникнув на заре времен, оно вобрало в себя опыт и знания тысяч поколений мастеров, вносивших в его развитие свое особенное видение.  С его помощью человек воспитывает в себе силу воли и духа, развивает мужество и храбрость, стойкость и непоколебимость перед опасностями, которые встают на его жизненном пути. Изучая воинское наследие, личность познает не только особенности той или иной боевой дисциплины, но и учится философии, на которой она основана, а также историю той страны, в которой она существует. Ведь каждое учение, вне зависимости от региона происхождения и распространения, несет в себе идеологический базис, определенные принципы, с помощью которых человек может совершенствоваться не только физически, но и морально. Только осознанное изучение всех компонентов боевой техники и их тщательная отработка, только вдумчивое постижение морали, на которых она основана, способно воспитать личность, которая использует приобретенные знания во благо общества.

Эксперт по японскому воинскому искусству Д.В. Белинцев рассказал о развитии самурайского доспеха, его технических характеристиках и эволюции обмундирования на протяжении различных исторических периодов Японии. Также он продемонстрировал части вооружения, объяснив их строение и предназначение. Помимо этого, слушатели узнали историю возникновения самураев, их основной деятельности, главных представителях данного сословия, современном состоянии школ самурайского военного искусства. Д.В. Белинцев отметил, что японские боевые техники стали популярны после Второй мировой войны и сейчас практикуются во многих странах мира.

Руководитель Додзё ХАККОРЮ дзюдзюцу в России К.Н. Марычев рассказал о деятельности своей школы, ее истоках, традиции и принципах, которых придерживаются ученики. Также под его руководством функционирует музей истории отечественных систем самозащиты имени М.Н. Лукашина. В учреждении можно посетить экспозицию о единоборствах, популярных в начале прошлого века в России; увидеть уникальную кинохронику; взять в руки оружие и снаряжение, использовавшееся для подготовки к рукопашному бою: винтовки с учебными штыками, разные виды штыков, малые пехотные лопатки, учебное оружие. К.Н. Марычев поделился своим опытом изучения боевых искусств, вспомнил об общении с заведующим кафедрой физвоспитания и спорта в МОПИ им. Крупской с 1946-1994 гг. Б.А. Сагателяном. Кроме того, докладчик рассказал о личности и деятельности родоначальника советского дзюдо и одного из основателей самбо В.С. Ощепкова. Он отметил основные вехи его становления как мастера боевых искусств, навел исторические факты и легенды, связанные с его именем.

Председатель федерации этнофитнеса «Волчий стиль», разработчик и основатель прикладной фланкировки «Волчий стиль», инструктор традиционного казачьего вида спорта А.Г. Гончарук поделился с присутствующими историей развития казачества, его участием и значением в воинской истории России. Он отметил, что казакам свойственна быстрота, маневренность и непредсказуемость. Также докладчик указал на особый статус женщин в казацкой среде, которые владели оружием и могли воевать наравне с мужчинами. Гости семинара смогли увидеть элементы боевой прикладной фланкировки «Волчий стиль» и узнать об основных принципах ее обучения.  А.Г. Гончарук подчеркнул, что воинские навыки развивают человека, физически и интеллектуально, оказывая в то же время на весь организм оздоравливающий эффект.

Эксперт в области китайского боевого искусства М.Е. Михайлин рассказал присутствующим об искусстве владения копьем, его возникновении и эволюции, главных его преимуществах и недостатках. Он указал, что копье, в большей мере, было оружием рядовых воинов или тех бойцов, которые сражались на передовой. Докладчик отметил, что данный вид вооружения является более древним оружием, чем топор. История возникновения копья прослеживается с первобытного общества. Примитивное длинное копьё представляло собой деревянный или бамбуковый жезл с заострённым концом. Ещё в каменном веке существовали каменные копья Ши Мао. В дальнейшем оно претерпевало различные модификации: на него вешали клевцы (обоюдоострое лезвие), который позволял пробивать пластинчатые доспехи и работать с колесницей. В дальнейшем к копью был приставлен полумесяц, который позволял рубить, тянуть и блокировать атаку. М.Е. Михайлин продемонстрировал ряд боевых связок, которые используются вместе с копьем, и объяснил их значение.

Инструктор Воронежской Школы Русского Кулачного Боя (ВРКБ) А.Ю. Щербаков рассказал об истории кулачного боя. Он отметил, что с появлением огнестрельного оружия рукопашный бой теряет свои позиции и уходит на второстепенную роль и трансформируется в различных сословиях общества. В достаточно полном объеме он сохранился в казацкой среде. В то же время кулачный бой имел и социальный аспект. Так, например, он применялся в судебных поединках как способ доказать свою правоту в судебном делопроизводстве. Помимо этого, кулачный бой неразрывно связан с праздничной культурой, где он выступал одним из обязательных элементов празднеств. Кулачные артели на Руси сохранялись до ХХ века, но потом, в связи с серьезными социальными потрясениями и переформатированием общества, многие  традиции были утрачены. Однако, с приходом в СССР восточных боевых искусств, появился интерес и к отечественным боевым традициям. Ряд мастеров обратили внимание на свою историю и попытались исследовать ее. А.Ю. Щербаков назвал ряд современных школ русского кулачного боя, которые активно функционируют на сегодняшний день, а также поделился опытом работы своей школы.

Президент МОО «Союз гагаузов» Ф.Г. Драгой рассказал об истории гагаузского народа, его развитии и современном состоянии. Важной традицией была передача воинских знаний и умений от отца к сыну. Выступающий отметил активную работу по сохранению воинского наследия своего народа, тщательную исследовательскую и реконструкторскую работу. Зрителям было продемонстрировано обмундирование и вооружение гагаузов, показаны основные боевые приемы с оружием, а также элементы рукопашного боя, призванные защитить от нападения противника.

Настоятель храма св.р-ап. Николая Японского (пос. Мирный Оленинского р-на Тверской обл.), член исполкома Тверской федерации самбо, тренер по самбо в клубе «NikoraiDo» протоиерей Артемий Рублёв отметил, что для современного общества актуально возрождение мужественности и воинского духа, которые необходимы при воспитании мальчиков. Он рассказал о своем опыте обучения боевыми искусствами и секции самбо в воскресной школе, где проходят постоянные тренировки молодого поколения.

В завершение мероприятия гости семинара могли задать экспертам интересующие их вопросы.