Московский дом национальностей | Семинар «Тысячелетняя нить: духовно -нравственные традиции древней Руси и современной России», приуроченный к 1030-летию Крещения Руси в рамках проекта ГБУ «МДН»
«Для нашей страны, которая исторически стала общим домом для сотен народов и этносов, межнациональное согласие является безусловным приоритетом и важнейшим условием существования государства.»
В.В. Путин, президент Российской Федерации
«В Москве исторически сложилось московское сообщество, члены которого, несмотря на различие национальностей, составляют единую культурно-историческую общность "москвичи".»
С.С. Собянин, мэр Москвы
Семинар «Тысячелетняя нить: духовно -нравственные традиции древней Руси и современной России», приуроченный к 1030-летию Крещения Руси в рамках проекта ГБУ «МДН»
 02 февраля 2018  Московский дом национальностей Семинар «Тысячелетняя нить: духовно -нравственные традиции древней Руси и современной России», приуроченный к 1030-летию Крещения Руси в рамках проекта ГБУ «МДН»

02 февраля 2018 г. в Московском доме национальностей состоялся семинар «Тысячелетняя нить: духовно — нравственные традиции древней Руси и современной России», приуроченный к 1030-летию Крещения Руси в рамках проекта «Межнациональные отношения в истории Российского государства». В работе семинара приняли участие представители Русской Православной Церкви, историки, публицисты, представители национальных общественных и патриотических организаций, преподаватели высших учебных заведений.  

С приветственным словом к собравшимся обратилась  ответственный секретарь  Общественного  Оргкомитета по празднованию знаменательных дат и юбилеев Героев Отечества, вице-президент РОО «Бородино 2012-2045гг.» Л.Н. Кривцова, которая отметила значимость проведения научных и культурно-просветительских мероприятий, приуроченных к знаменательным историческими датам в истории России. В 2018 г. наша страна отмечает знаменательную дату – 1030-летие Крещения Руси – события, оказавшего огромное влияние на исторический путь России.

Директор Московского дома национальностей В.Б. Тарасов подчеркнул, что принятие князем Владимиром в 988 г. христианства в качестве государственной религии сыграло большую роль в становлении и развитии российского государства. Крещение Руси привело к установлению тесных контактов нашей страны с христианским миром, появлению письменности, развитию просвещения, науки, культуры. Мы должны бережно хранить память о значимых событиях отечественной истории.

С основным докладом выступил журналист, публицист, обозреватель радиостанции «Радонеж», член Императорского Православного Палестинского Общества В.А. Саулкин. Он отметил, что Крещение Руси стало важнейшей вехой в духовной жизни русского народа.  Языческие верования не могли стать основой развития государственности в нашей стране и укрепления единства восточнославянских племен, не позволяли славянам приобщиться к мировой культуре, обрекали русские земли на изоляцию. Выбор веры князем Владимиром представлял собой очень ответственное решение. После долгих размышлений и дипломатических переговоров великий князь остановил свой выбор на православии и принял крещение от византийских епископов и священников. Вслед за князем христианами стали его дружинники, а затем были крещены киевляне и жители других русских городов. Древняя Русь вошла в круг христианских государств.

Православие укоренилось на Руси, способствовало этнической и духовной консолидации восточных славян, стало рассматриваться в народном самосознании как исконно русская вера. Само слово «крестьянин» является производным от «христианин»,  т.е. уже во времена Средневековья люди начинают ощущать  значимость своей конфессиональной принадлежности. После падения Византийской империи и других православных государств под натиском турок в середине XV в. Россия остается единственным независимым православным государством в мире. Именно тогда была разработана концепция «Москва – Третий Рим» и представление о нашей стране как о «Святой Руси», призванной хранить и защищать православную веру, оказывать помощь православным народам. Эту духовную миссию Россия пронесла вплоть до XX в. Сегодня мы являемся свидетелями возрождения духовности и традиций, присущих нашим предкам, что позволяет надеяться на то, что величие нашего государства, заложенное князем Владимиром, пребудет в веках.

Ведущий эксперт ГБУ «Московский дом национальностей», к.и.н. С.А. Орешин в своем докладе осветил основные этапы христианизации славянских народов. С христианством славянские племена познакомились в VI-VII вв. после переселения на Балканский полуостров. Византийские императоры и римские папы направляют к славянам миссионеров. Постепенно славянские князья и племенная знать начинают склоняться к принятию новой веры, рассчитывая на установление дружественных отношений с Византией и странами Западной Европы, развитие торговли и дипломатии, укрепление своих внутриполитических позиций. В середине VIII в. христианство становится государственной религией в Великой Карантантии (совр. Словения), в IX столетии новую религию принимают хорваты и сербы.

Благодаря подвижнической деятельности братьев Константина (Кирилла) и Мефодия крестились правители и народ Великой Моравии, Мефодий и его ученики содействовали христианизации Чехии и Болгарии. В 966-968 гг. крестился князь Польши Мешко I, а вслед за ним и его страна. В 988 г. христианство стало государственной религией на Руси. Дольше всего языческая вера сохранялась у полабских и поморских славян  (лужицкие сербы, лютичи, ободриты, руяне), проживавших на территории современной Восточной Германии и Северной Польши. В 1147 г. папа Римский объявил о начале крестового похода против славянских языческих племен. После упорного сопротивления языческие племена были к концу столетия разгромлены и вынуждены креститься. Т.о., к концу XII в. все славянские племена и народы стали христианами.    

Руководитель Духовно-просветительского центра Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заведующий кафедрой теологии Московского государственного лингвистического университета, заместитель председателя Совета Ассамблеи народов России Л.Е. Семенов рассказал о подготовке к празднованию 1000-летия Крещения Руси. В советское время православная общественность не могла надеяться на то, что эта знаменательная дата будет отмечаться на государственном уровне. Еще в середине 1980-х гг. в СССР проходили масштабные атеистические кампании. Историческая наука находилась под прессом официальной идеологии. Более того, в начале 1988 г. было принято решение не отмечать 1000-летие Крещения Руси. Однако весной ситуация изменилась В №4 журнала «Коммунист» (главный теоретический орган ЦК КПСС) была опубликована статья «Социализм и религия», в которой говорилось о том, что свобода совести и право свободно отправлять религиозный культ являются неотъемлемым правом всех граждан Советского Союза и подчеркивалось недопустимость дискриминации верующих граждан.

Государство впервые после долгого перерыва повернулось лицом к Церкви. Сыграла свою роль и позиция многих выдающихся деятелей российской науки, культуры и искусства, доказывавших необходимость уважительного отношения к исторической памяти, увековечивания знаменательных дат в истории Отечества, среди которых видное место занимает и принятие христианства в качестве государственной религии. В результате в Советском Союзе прошли масштабные торжественные мероприятия, приуроченные к 1000-летию Крещения Руси, что знаменовало собой отход от политики государственного атеизма в нашей стране.

Председатель Общества во имя святой равноапостольной великой княгини Ольги О.В. Гаврилова осветила роль святой благоверной княгини Ольги в христианизации Руси. Ольга сыграла выдающуюся роль в истории нашего Отечества. В 945 г. после гибели своего мужа князя Игоря она фактически стала правительницей Руси, провела ряд реформ, укрепила положение страны на международной арене, упрочила связи с Византией. Приняв христианство в Константинополе, она многое сделала для распространения новой веры на Руси, строила храмы, открывала школы при них. Впоследствии князь Владимир и его приближенные в вопросе о выборе веры руководствовались примером княгини Ольги.

Писатель и журналист Г.Х. Гарибян-Рштуны рассказала о роли византийской царевны Анны в крещении и христианизации Киевской Руси. Анна была сестрой византийского императора Василия II и происходила из знатного армянского рода, в течение двух столетий занимавшего трон Византии. В 988 г. по условиям русско-византийского договора она стала женой князя Владимира. Молодая царевна сыграла выдающуюся роль в распространении христианской веры в своем новом Отечестве. Вместе с ней на Русь прибыли ученые священники и монахи, что послужило отправной точкой развития древнерусской культуры и просвещения.

Прекрасным дополнением семинара стал просмотр документального фильма «Война и мир Александра I. Благословенный старец. Кто он?» (режиссер – Г.А. Огурная). Фильм посвящён исследованию тождественности императора Александра I  и старца Фёдора Кузьмича, а также раскрывает многие неизвестные подробности духовной жизни государя, который сыграл выдающуюся роль в истории нашей страны, но так и остался непонятым своими современниками. Всю жизнь над царем тяготел грех отцеубийства – участие в заговоре 1801 г., увенчавшегося свержением и убийством его отца – императора Павла I. Александр раскаивался в этом преступлении и неоднократно выражал намерение отречься от власти и удалиться от мира. По официальным данным, император скончался в 1825 году в Таганроге. Спустя некоторое время в Сибири появился старец Федор Кузьмич, который вел жизнь отшельника-аскета и был известен своей праведной жизнью. Он ничего не рассказывал о своем прошлом, однако еще при жизни стала распространяться версия о том, что Федор Кузьмич и император Александр Павлович – это одно лицо.

 Председатель Женского православно-патриотического общества Г.В. Ананьина отметила важность проведения исторических исследований, посвященных выдающимся представителям российской истории, в том числе святым подвижникам. До сих пор фигура старца Федора Кузьмича остается загадочной и малоизвестной, однако судьба этого подвижника привлекает внимание не только профессиональных историков, но будет интересна всем россиянам, интересующимся историей своего Отечества.

Автор-составитель издательства «Духовное просвещение» Л.В. Солодова представила собравшимся свою новую книгу «Император — старец», в которой раскрывает сложный внутренний мир Александра I, его духовные поиски и попытки найти ответы на сложные вопросы смысла жизни и своего предназначения. Пройдя испытание бременем власти Александр, по мысли автора, понял тщетность земной власти и добровольно оставил власть. Вместо могущественного самодержца всероссийского появился скромный старец Федор Кузьмич – аскет, постник и молитвенник, отрекшийся от бренного мира ради нетленной награды в мире вечном.

Итоги работы семинара подвела Л.Н. Кривцова, которая отметила, что выбор веры князем Владимиром в 988 г. означал выбор исторического пути нашего государства и народа. На протяжении столетий православная вера оставалась той нравственной силой, которая объединяла и сплачивала наш народ и страну и сегодня обращение к традиционным духовно-нравственным ценностям, заложенным 1030 лет назад, будет способствовать развитию культуры и искусства, упрочению системы патриотического воспитания в нашей стране, укреплению единства российской нации.