Московский дом национальностей | РОО «Землячество Донбассовцев». Вечер, посвященный 140-летию основателя отечественного кинематографа Александра Ханжонкова «А. Ханжонков. Пионер кино из Макеевки»
РОО «Землячество Донбассовцев». Вечер, посвященный 140-летию основателя отечественного кинематографа Александра Ханжонкова «А. Ханжонков. Пионер кино из Макеевки»
 16 августа 2017  Московский дом национальностей РОО «Землячество Донбассовцев». Вечер, посвященный 140-летию основателя отечественного кинематографа Александра Ханжонкова «А. Ханжонков. Пионер кино из Макеевки»

Землячество Донбассовцев в Москве вот уже многие годы отмечает знаменательные даты своих знаменитых земляков.

8 августа 2017 года исполнилось 140 лет со дня рождения Александра Алексеевича Ханжонкова – известного российского предпринимателя, организатора кинопромышленности, продюсера, режиссера, сценариста, одного из пионеров русского кинематографа. Этому событию посвящался видео-вечер «Александр Алексеевич Ханжонков. Пионер кино из Макеевки» в Московском доме национальностей.

Автор программы вечера – член Землячества Донбассовцев, режиссер, драматург, продюсер, доцент ВГИК, кандидат искусствоведения, член Союза кинематографистов России, член российской академии телевидения «ТЭФИ», заслуженный работник культуры России Юрий Михайлович Беленький. В этот вечер гости увидели редкие фотографии Александра Ханжонкова, а также отрывки из его фильмов. Показ сопровождался увлекательным рассказом Юрия Михайловича.

А.А. Ханжонков родился в городе Макеевка, в семье сотника, из дворян Войска Донского, отец был помещиком. Ныне этот город входит в Донецкую Народную Республику.

Свою первую зарплату Ханжонков вкладывает в кинопромышленность: он становится пайщиком московской компании «Гомон и Сиверсен», которая вскоре вливается в его собственное предприятие и на ее основе Ханжонков организует фабрику по производству кинолент в доме Саввинского подворья. Весной 1906 года создается на паях Торговый дом «Э. Ош и А. Ханжонков», целью которого был прокат в России зарубежных кинофильмов и создание российских кинолент.

Вначале Ханжонков занимается только кинодокументалистикой и прокатом в России зарубежных фильмов, но уже летом 1907 года он начинает съемки собственной постановочной картины, которая, впрочем, закончена не была.

2 января 1909 года (20 декабря 1908 года по старому стилю) выходит на экраны первая художественная продукция ателье Ханжонкова — фильм «Драма в таборе подмосковных цыган». К этому времени в работе в ателье Ханжонкова находятся одновременно несколько художественных и множество документальных фильмов, которые выходят в 1909 году — в том числе «Песнь про купца Калашникова», «Русская свадьба XVI столетия», «Ванька-ключник» и другие. Тематикой картин, выпускавшихся Ханжонковым, были экранизации русской классики, народных сказок, песен и романсов.

С конца 1910 года компания Ханжонкова начинает издавать журнал «Вестник кинематографии». В 1913 году в Ростове-на-Дону появляется второе издание — «Синема». С 1915 года начинает также выходить финансируемый им журнал «Пегас», где, помимо материалов о кино, печатались также материалы о театральной жизни, музыке, литературе и современной культуре вообще.

На счету киноателье Ханжонкова множество важнейших достижений в развитии российского кино. В 1911 году на экраны выходит первый в России полнометражный фильм «Оборона Севастополя», совместно поставленный Ханжонковым и Гончаровым. В 1912 году компания выпускает в прокат первый в мире мультфильм, снятый в технике объемной анимации — «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» в постановке Владислава Старевича. С начала 1910-х годов компания Ханжонкова становится бесспорным лидером российского кинопроизводства. В начале 1912 года его компания была преобразована в акционерное общество «Ханжонков и К°».

Ханжонков был единственным из крупных российских кинопроизводителей, кто создал в своем ателье специальный Научный отдел для съемок образовательных, видовых и этнографических фильмов, выпускавший ленты по сельскому хозяйству, географии, зоологии, ботанике, медицине с привлечением ведущих российских специалистов. Для создания некоторых из этих фильмов привлекались лучшие силы компании: например, в фильме «Пьянство и его последствия», помимо документальных кадров, на которых показывались ужасные отклонения в развитии у детей алкоголиков, были и игровые сцены — Иван Мозжухин изображал допившегося до белой горячки, который видит вылезающего из бутылки чертика (еще один редкий по тем временам спецэффект, осуществленный Владиславом Старевичем).

Весной 1917 года Ханжонков вместе с большинством сотрудников своей компании выезжает в Крым, где организует полноценное кинопроизводство в Ялте и в течение нескольких лет продолжает выпускать фильмы. После разгрома армии Врангеля он в ноябре 1920 года уезжает в Стамбул, затем в Милан и Вену, где пытается восстановить кинопроизводство. В 1922 году на арендованной вилле в Бадене он организует исследования по созданию звуковых фильмов, однако вынужден прекратить их из-за нехватки средств.

В 1923 году к Ханжонкову обращаются представители акционерного общества «Русфильм» с предложением вернуться на родину. Ханжонков предложение принимает, однако «Русфильм» закрывается, так и не начав работать. Ханжонков некоторое время работает консультантом «Госкино», а затем заведующим производством «Пролеткино».

В 1926 году Ханжонков вместе с группой руководителей «Пролеткино» был арестован по уголовному делу о финансовых злоупотреблениях в этой организации. В итоге он был ввиду отсутствия доказательств его вины освобожден, однако получил запрет на работу в области кинематографа и был лишен политических прав. Из-за этого, а также из-за резкого ухудшения здоровья, Ханжонков вынужден был переехать из Москвы в Ялту.

В 1934 году Ханжонков обращается к председателю кинофотоуправления (фактическому министру кинематографии СССР) Борису Шумяцкому с письмом, в котором пишет о своем бедственном положении. Письмо возымело действие — Ханжонков был реабилитирован и получил правительственную персональную пенсию. В последние годы жизни он занимался написанием мемуаров. Его воспоминания частично опубликованы в книге «Первые годы русской кинематографии» (1937).

Во время немецкой оккупации Крыма в 1941—1944 годах прикованный к инвалидной коляске Ханжонков оставался в Ялте.

Скончался А.А. Ханжонков 26 сентября 1945 года, похоронен в Ялте на Поликуровском кладбище.