Московский дом национальностей | Заседание Комиссии по мониторингу и разрешению конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям
Заседание Комиссии по мониторингу и разрешению конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям
 18 марта 2016  Московский дом национальностей Заседание Комиссии по мониторингу и разрешению конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям

18 марта 2016 года в Московском доме национальностей под председательством В.Ю. Зорина состоялось очередное заседание Комиссии по мониторингу и разрешению конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям.

На заседании Комиссии были рассмотрены вопросы выполнения поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина о создании системы мониторинга. В заседании Комиссии приняли участие Т.В. Вагина — руководитель Департамента межнациональных отношений Администрации Президента РФ, Д.Е. Савельев — начальник Управления мониторинга, анализа и прогноза ФАДН, В.И. Сучков – первый заместитель руководителя Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма г. Москвы.

Была заслушана информация о работе ФАДН России (докладчики — заместитель начальника Управления мониторинга, анализа и прогноза ФАДН Р.А. Сафронов, советник руководителя ФАДН С.Р. Хайкин), руководителей Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов ИЭА РАН (докладчик — кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник ИЭА РАН В.В. Степанов) и Распределенного научного центра межнациональных и межрелигиозных проблем Министерства образования и науки РФ и Российской академии наук (докладчик – исполнительный директор Центра, кандидат исторических наук Р.А. Старченко).

Во исполнение поручений Президента Российской Федерации ФАДН России осуществляет создание и внедрение в субъектах Российской Федерации государственной информационной системы «Система мониторинга состояния межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций». На настоящий момент доступ к системе мониторинга в пилотном режиме предоставлен 60 субъектам Российской Федерации. Активно продолжают работу по анализу и прогнозированию этноконфессиональной ситуации научные и общественные центры страны.

Эксперты оценивают уровень напряженности межэтнических отношений в стране как низкий. Причем с 2013 г. этот показатель имел тенденцию к улучшению. Такой вывод идет вразрез с тиражируемыми сегодня представлениями о том, что в Российской Федерации, якобы, возрастает ксенофобия и обостряются межнациональные отношения. Данные мониторинга по 40 субъектам Российской Федерации, в т. ч. в Республике Крым и г. Севастополе, показывают, что проявления нетерпимости не представляют собой повсеместного явления. В отличие от европейских стран, в России усиления массовых антимигрантских настроений не наблюдается.

В условиях в целом стабильной обстановки в сфере межэтнических отношений, тем не менее, требуется усилить внимание во всех звеньях власти к реализации программ противодействия экстремизму и ксенофобии, особенно среди молодежи, повышения уровня толерантности общества. Не следует отказываться и от самого термина «толерантность», поскольку в обществе и в среде управленцев это воспринимается как поощрение радикальных настроений. Как отметили участники заседания, было бы недальновидным экономить на программах этнокультурного развития регионов России. Для этого необходимы средства как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. В этой связи следует поддержать инициативу ФАДН по разработке государственной программы реализации Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года.

В принятом решении в целом одобрена деятельность ФАДН по созданию системы государственного мониторинга и рекомендовано строить ее разработку при тесном сотрудничестве и с учетом опыта мониторинговых центров научных и общественных организаций.

Рекомендовано также уделить внимание формированию нормативной правовой базы государственной информационной системы «Система мониторинга состояния межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций», по возможности предусмотрев возможность использования информации более широким кругом представителей власти и институтов гражданского общества.