Московский дом национальностей
Фестиваль тюркских народов пройдет в Москве
Автор: Автор не указан
Издание: etatar.ru, 30.05.2016
Фестиваль тюркских народов «Birlik toy» пройдет в Московском доме национальностей 29 мая.
Фестиваль делится на два этапа: видео-презентации и вокальные, хореографические выступления. Презентации имеют необычный формат: культура одного тюркского народа будет показана глазами другого. На сцене под аккомпанемент национальных инструментов карачаево-балкарцев, крымских татар, ногайцев, азербайджанцев и кумыков пройдет демонстрация национальных костюмов.
Все желающие смогут принять участие конкурсе на знание истории, культур и языков тюркских народов. Мероприятие завершится традиционными этническими танцами и вокальными выступлениями артистов.
Организаторами фестиваля являются Московская кумыкская организация «Qumuqlar», фонд содействия развития карачаево-балкарской молодежи «Elbrusoid», Московская община крымских татар, Союз ногайской молодежи, Молодежная азербайджанская организация «Oguzeli». Партнерами мероприятия выступили Московский дом национальностей и Ассоциация тюркских предпринимателей «Altin tamga».
Делегация из Дагестана выступила на «Балу национальностей» в Петербурге
Автор: РИА «Дагестан»
Издание: РИА «Дагестан», 29.05.2016
Накануне, 28 мая, в Санкт-Петербурге состоялся «Бал национальностей», в котором приняла участие дагестанская делегация во главе с директором «Дома Дружбы» РД Текраром Ахмедовым.
С приветственным словом перед собравшимися выступили вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Говорунов, представитель Московского Дома национальностей Анастасия Щербакова, а также Текрар Ахмедов, который в своем выступлении подчеркнул, что Российская государственность зарождалась именно в городе Петра.
Затем он сердечно поздравил всех присутствующих с праздником, пожелав всем мира и благополучия между народами, проживающими в России.
После выступлений началась концертная программа. Зрители необычного фестиваля увидели множество вокальных и танцевальных коллективов в национальных костюмах.
Отметим, что первыми выступили дагестанские ансамбли «Дружба», «Имамат», которые тепло были приняты зрителями, получив от них заслуженное восторженное одобрение
Ассоциации молодежи Дагестана 9 лет
Автор: MoiDagestan.Ru
Издание: moidagestan.ru, 29.05.2016
прошел вечер Дагестанской молодежи в «Московском доме национальностей»,посвященный 9-летию Ассоциации молодежи Дагестана.
Изначально Ассоциация молодежи объединяла студентов-дагестанцев,учащихся в Москве,но за 9 лет существования стала одной из крупнейших дагестанских организаций в Москве.
На вечере выступили активисты молодежного объединения и близкие друзья Ассоциации: лауреат российских и международных вокальных конкурсов, педагог по вокалу — Хасиева Марина с композицией «Долалай», на слова Расула Гамзатова, Курбанов Руслан с песней «Чемпионы», студент Московского Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных — Селим Аллахяров, танцевальный коллектив «Намус», танцевальный коллектив «Самур» и т.д.
В настоящее время Ассоциация имеет множество проектов, в рамках которых проводятся интересные мероприятия и лектории,развивается направление «Благотворительность» в рамках, которого ребята устраивают еженедельные поездки к детям в РДКБ (Российскую детскую клиническую больницу), ездят в детский дом, устраивают благотворительные вечера и донорские акции.
«Дивом России-2016» в одной из номинаций стал ролик из Чувашии о Мемориальном комплексе летчика-космонавта Николаева
Автор: Автор не указан
Издание: Чувашская республика, 28.05.2016
Победители финала Третьего Всероссийского фестиваля-конкурса туристических видеопрезентаций «Диво России», который прошел при поддержке Ростуризма, названы в «Московском доме национальностей».
За почетное звание боролись 26 проектов из 21 региона. В финал прошли победители полуфиналов «Европа» и «Азия», которые состоялись на туристской выставке «Интурмаркет», победители в каждой номинации среди участников полуфиналов, а также проекты, получившие наибольшее количество просмотров на сайте диво-россии.рф и видеоканале конкурса на YouТube.
Победителем конкурса стал проект «Биктемле — очень вкусно» из Республики Татарстан.
Названы лучшие проекты по номинациям. В номинации «Историко-архитектурные, религиозные объекты и музеи» видеоматериал о Мемориальном комплексе летчика-космонавта Николаева, Чувашская Республика занял почетное третье место.
1 место в этой номинации присуждено проекту Геоглиф «Лось», Челябинская область, 2 место завоевал ролик о Национальном музее Республики Коми.
(…)
В Москве пройдет фестиваль тюркских народов
Автор: Автор не указан
Издание: newstatar.ru, 28.05.2016
Фестиваль тюркских народов «Birlik toy» пройдет в Московском доме национальностей 29 мая.
Фестиваль делится на два этапа: видео-презентации и вокальные, хореографические выступления. Презентации имеют необычный формат: культура одного тюркского народа будет показана глазами другого. На сцене под аккомпанемент национальных инструментов карачаево-балкарцев, крымских татар, ногайцев, азербайджанцев и кумыков пройдет демонстрация национальных костюмов.
Все желающие смогут принять участие конкурсе на знание истории, культур и языков тюркских народов. Мероприятие завершится традиционными этническими танцами и вокальными выступлениями артистов.
Организаторами фестиваля являются Московская кумыкская организация «Qumuqlar», фонд содействия развития карачаево-балкарской молодежи «Elbrusoid», Московская община крымских татар, Союз ногайской молодежи, Молодежная азербайджанская организация «Oguzeli». Партнерами мероприятия выступили Московский дом национальностей и Ассоциация тюркских предпринимателей «Altin tamga».
Роль традиционной народной культуры в консолидации современного общества
Автор: Екатерина Экстович
Издание: diapost.ru, 27.05.2016
Традиционная народная культура (или этническая культура) – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных тем или иным народом (этносом). В традиционную народную культуру входят передаваемые от поколения к поколению празднично-обрядовые, семейно-бытовые и этнопедагогические традиции этноса, а также народная художественная культура (художественные ценности того или иного народа, формы их бытования в этнических общностях). Народная художественная культура (или этнохудожественная культура) представлена устным народным творчеством, народной музыкой, танцами, декоративно-прикладным творчеством, фольклорным театром и другими видами народного художественного творчества.
Традиционные народные праздники, обряды, художественное творчество, издревле воплощали духовно-нравственные ценности и идеалы этноса, его самосознание, характер, стереотипы поведения, которые передавались из поколения к поколению с использованием средств этнопедагогики.
При анализе феномена традиционной народной культуры необходимо обратиться к понятию «этнос» и к взаимосвязанным с ним понятиям «этническое самосознание», «этнические стереотипы» и «характер этноса».
Этнос представляет собой исторически сложившуюся достаточно устойчивую общность людей, обладающую единым языком и культурой, а также общим самосознанием. Вместе с тем общепринятой дефиниции «этноса» в современной науке не существует, но используются его такие определения, как «этносоциальный организм» (Ю.В. Бромлей) или «биосоциальный организм» (Л.Н. Гумилев). Как указывает В.А. Тишков, в отечественном обществознании наиболее широко употребляется термин «этнос» в тех случаях, когда речь идет об этнических общностях (народах) различного историко-эволюционного типа. Понятие «этнос» предполагает существование гомогенных, функциональных и статичных характеристик, которые отличают группу от других, обладающих иным набором подобных характеристик.
Раскрывая психологическое своеобразие этноса, Л.Н. Гумилев указывает, что это «коллектив людей, который противопоставляет себя всем другим таким же коллективам, исходя не из сознательного расчёта, а из чувства комплиментарности – подсознательного ощущения взаимной симпатии и общности людей, определяющего противопоставление «мы – они» и деление на «своих» и «чужих» [2].
Любой этнос представляет собой сложную социальную систему, которая обладает рядом характеристик как сходных с другими общностями, так и выделяющих его среди них. Этнические общности формируются под воздействием природно-ландшафтных и социальноэкономических факторов.
В советской науке этнос было принято рассматривать через два уровня включённости личности в социум. Е.Н. Легун пишет, что макроуровень включённости личности – это весь социокультурный мир, соответственно, микроуровень – это конкретные этнические группы.
Этносы отличаются друг от друга особенностями своего этнического самосознания – одной из форм социального сознания. Этнос, как и человек, является субъектом сознания и самосознания. Первое предшествует второму. С.Л. Рубинштейн писал: «Не сознание рождается из самосознания, из «Я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того, как оно реально становится самостоятельным субъектом». Народ, сознающий себя, склонен видеть себя и свои интересы, потребности и запросы как предпочтительные, бесспорные, правомерные, естественные, писал А.Г. Агаев. Нельзя не учитывать, что этническое самосознание формировалось и развивается в контексте межэтнических коммуникаций.
«Именно противопоставление своей общности другим, – писал Б.Ф. Поршнев, – всегда способствовало внутри общности фиксации к активному закреплению своих этнических отличий и тем самым скреплению общности».
Этническое сознание и самосознание базируются на архетипах коллективного бессознательного. К.Г. Юнг в книге «Об архетипе коллективного бессознательного» делает вывод о том, что коллективное бессознательное формируется из остатков коллективных переживаний этнической группы в виде определённых неосознанных реакций, которые проявились в характерных для этой группы универсальных прообразах. На жизненной важности архетипов коллективного бессознательного, а также символов: Мать, Земля, Ребёнок, Бог и Мифы в обществе настаивал Э. Эриксон в труде «Детство и общество». По мнению Э. Эриксона, рассматривая различные культуры, мы можем оценить коллективное поведение во множественном спектре, вычленяя историческую память, мифологическую теологию, ритуалы, игры и др.
В последние годы значительно увеличилось число этнопсихологических исследований, где в качестве объекта изучения выступают этническое сознание и самосознание в их взаимосвязи с непосредственным поведением. Главная категория этих исследований – «Мы», точнее «Мы как этнос», которая может рассматриваться в случаях изучения этнического самосознания в отношениях типа «Мы – Я», и в случае анализа этнического сознания в условиях межэтнического общения в связи «Мы – Они».
Характерной чертой этнического самосознания является наличие целой гаммы эмоционально-окрашенных стереотипов.
В традиционной народной культуре отражены этнические стереотипы поведения, которые Л.Н. Гумилев выделяет в качестве одного из главных признаков любого этноса. Они рассматриваются им как особый поведенческий язык, который передаётся по наследству, но не генетически, а через механизм сигнальной наследственности, когда потомство перенимает от родителей поведенческие стереотипы, являющиеся одновременно адаптивными механизмами.
В каждом этносе существуют определённые нормы, стереотипы взаимоотношений между индивидами и индивидом и коллективом, а также стереотип поведения этноса в ландшафтной среде. Таким образом, два типа связей «Человек-человек (коллектив)» и «Человек – природная среда» имеют в этносе устойчивый, определяемый традицией, характер.
А.Н. Монтьев с позиции деятельного подхода включает в сущность этнокультуры схемы поведения, традиции, социокультурные нормы, в которых опредмечиваются и являются продуктом совместной деятельности общечеловеческие ценности.
Каждый этнос формирует свои, наиболее целесообразные для его выживания и развития в конкретной природной среде стереотипы, духовно-нравственные нормы и ценности. И каждый этнос, народ стремится передать эти нормы и ценности следующим поколениям, используя при этом формы и средства этнопедагогики (сказки, пословицы, поговорки, народные игры, праздники, обряды, народное искусство и др.). Они оказывают важное влияние на характер как конкретной личности, так и этноса в целом.
Характер любого народа (этноса) генетически обусловлен длительным эволюционным процессом. Он определяется, прежде всего, исторически сложившимися традициями, социальной средой, воспитанием, а также наследственностью. Характер этноса, как и национальный характер, не сводится просто к психическим особенностям народа, которые встречаются у него чаще всего. Если национальный характер есть неповторимое сочетание отличительных черт данной нации, то этнический характер – аналогичное, но более узкое понятие, касающееся только этноса. У разных этносов есть общие черты их характеров. Например, такая черта характера, как вспыльчивость, свойственна грекам, грузинам и испанцам, но греки, грузины и испанцы – разные этносы.
Терпением отличаются не только русские, но и китайцы. Словом, каждый этнос, как и нация, несмотря на наличие некоторых общих характеристик с другими этносами и нациями, – это своего рода неповторимая индивидуальность.
Этнопсихологические особенности каждого народа находятся в тесном взаимодействии с его историей и культурой. Культура этнических общностей на определённом этапе своего исторического развития стала определять национальное своеобразие социокультурной сферы общества.
Ценность её в современном мире заключается, в частности, в том, что она остаётся наиболее ёмкой и образной формой выражения сформировавшегося за многие века этнического самосознания и характера каждого народа, а также этнических стереотипов поведения в природной среде и в социуме. Сохранение и развитие традиций этнических культур народов мира, как считает ЮНЕСКО, имеет важное значение для сохранения культурного разнообразия человечества, а также духовно-нравственного воспитания новых поколений.
Традиционная народная культура составляет один из наиболее значительных глубинных пластов культуры общества, является важнейшей составляющей частью национальной культуры, основой формирования национального самосознания, укрепляющей духовную связь поколений и эпох. В основе традиционной народной культуры – этническая история и этническое самосознание. В широком смысле традиционная народная культура включает в себя все многообразие народных традиций, национальных особенностей духовного уклада, обрядов, ритуалов, праздников, народного художественного творчества. В современных трактовках оно подразумевает также занятия любительским творчеством.
Многообразные этнокультурные традиции народов России являются сокровищницей актуальных для современного общества духовно-нравственных ценностей и идеалов. Отечественный исследователь Т.И. Бакланова выделила главные ценности русской традиционной культуры, объединяющие её с культурами других народов нашей страны [1].
Первая из них – ценностное отношение к матери как одной из главных святынь и материнству как единству природного (биологического) и духовно-нравственного начал. Девальвация в наше время традиционного для русской культуры отношения к матери и материнству как к святыне, отказ от проверенных веками форм воспитания девочек как будущих заботливых матерей, хранительниц семейного очага, привело к демографическому кризису, к девальвации значимости семьи, к детофобии, к росту детской беспризорности и другим жесточайшим проблемам современного детства. Приоритетный в западноевропейской культуре природно-биологический подход к материнству неприемлем для России. Он нивелирует духовно-личностный смысл материнства. Взгляд на женщину исключительно как на орудие продолжение рода широко обоснован в работах Г. Гегеля, И. Канта, Ф. Ницше, З. Фрейда, А. Шопенгауэра и других западноевропейских философов.
Иное отношение к женщине сложилось в русской религиозной философии. Например, в трудах Н. Бердяева, Н. Булгакова, В. Розанова, В. Соловьева так или иначе выражена идея о материнском, женском начале как основе творения, которое связывает человека с космосом. Материнство рассматривается ими, прежде всего, как явление культуры, а не с позиций реализации репродуктивной функции женщины как самоцели.
Анализ материнства в культурно-историческом контексте показывает, что издревле на Руси мать являлась для ребёнка первичным и самым главным источником его духовнонравственного становления и развития. Образ матери, её колыбельные песни, потешки и пестушки, пословицы и поговорки, выпеченный её руками хлеб или вышитая скатерть, нормы отношения к мужу, к родителям и другим детям несли ребёнку огромную социальную информацию, в том числе — о нравственных ценностях семьи и семейной жизни, формировали у него образы — идеалы. Материнство играло важнейшую роль в создании и трансляции культурных ценностей, являясь уникальным механизмом объединения природного (биологического, генетического) и социокультурного начал в наследовании традиций. С образом матери в русской культурной традиции ассоциируются такие качества, как материнская любовь к детям, забота о них, доброта, сочувствие, поддержка, защита.
В русской православной традиции преклонение перед матерью и материнством нашло отражение, как известно, в культе Богородицы, которая воспевается в богородичных песнопениях и к иконописному лику которой обращаются с молитвами. В древнеславянской мифологии в образе богини-матери персонифицируется Земля как производящее начало. Культ славянской Матери-Сырой-Земли сблизился в последствие с культом Богородицы. Ещё одной из ценностей русской традиционной культуры является ценность семьи и традиционных семейных отношений, построенных на уважении к родителям, взаимопомощи и сопереживании. «Домострой» содержал указания «како детям отца и матерь любити и беречи и повиноваться и покоити их во всем». «Домострое» создан образ-идеал семейной жизни того времени, поэтому, безусловно, не все в нем приемлемо для современной семьи.
Ценность родной земли, Родины также свойственна русской культуре. Почитание родной земли – ещё одна фундаментальная духовно-нравственная ценность русского народа, как и многих других народов. У древних славян слово «Мать-земля» имело не просто метофорическое значение. Оно обозначало душу природы, богиню, супругу Хозяина небес. По древним поверьям, богиня-мать правит всеми природными процессами, заставляет прорастать посеянные в почву семена, вселяет любовь во все живое, с её помощью расцветают цветы и появляются плоды на деревьях. Жизнь в гармонии с природой, не выделение себя из мира природных явлений, были несовместимы с разрушительным, варварским отношением к ней, характерным для современной цивилизации.
В русской традиционной культуре, в народном творчестве и классическом искусстве отношения человека к земле проявлялись в значимости, почётности земледельческого труда (воспевание землепашца) и ратного труда по защите своей родной земли (прославление богатырей).
Важной является ценность трудолюбия и труда на родной земле. Необходимо отметить, что эта ценность наиболее слабо представлена в имеющихся образовательных программах, связанных с традиционной культурой. Многие из таких программ во главу угла этнокультурного воспитания и образования ставят календарные народные праздники и обряды. При этом учащиеся живут от одного народного праздника до другого и каждый праздник, по замыслу педагогов, должен «проживаться». Такой подход может создать у детей иллюзию о русской культуре как сплошном праздничном действе, зрелище, призванном только веселить и развлекать народ. Совершенно упускается при этом из виду тот факт, что реальная история нашего народа связана, прежде всего, с борьбой за выживание в сложных климатических условиях, с упорным земледельческим трудом и с повседневной, зачастую очень тяжёлой, работой по дому, в огороде, в кузнице и т.д.
Формирование у детей и подростков ценностного отношения к честному повседневному труду как основе жизненного благополучия, потребности и привычки постоянно и с полной отдачей трудиться, — вот одна из наиболее актуальных задач современной педагогической практики.
Ценность здорового образа жизни и одухотворённой красоты человека также характерна для традиционной русской культуры. Как известно, человек есть единство природного (биологического) и духовного начал. Его духовно-нравственное здоровье определённым образом связано с физическим. Современные методы арттерапии уходят своими корнями в древние формы магического воздействия на людей с помощью определённых звуков, ритмов, танцев, словесных формул-заклинаний и т.д. Медитативные функции выполняет и храмовый синтез искусств. Издревле известны целительные свойства колокольных звонов, духовной музыки, определённых видов фольклора. Целительное влияние на детей, как показывают исследования, имеет и игра на народных деревянных духовых инструментах (дудке, кугиклах, свистульках).
Традиционная народная культура – это сплав языка и этнокультурных традиций. Не случайно, сохранение и развитие русской традиционной народной культуры и русского языка рассматриваются исследователями как двуединая задача современного российского общества, а также как основа, объединяющая народы России. Д.С. Лихачев отмечал, что русский язык «объединял культуру России не только по горизонтали, но и по вертикали: культуру прошедших столетий и культуру нового времени, делая понятными высокие духовные ценности всех народов России». Благодаря русскому языку культура, и в первую очередь литература, других народов вошла в мировое культурное пространство. Русский язык – так уж сложилась многовековая российская история – был понятен значительной части населения страны и в силу этого вобрал в себя все, что создавалось фольклором, литературой, наукой, и способствовал взаимопроникновению традиций народов России.
Русский язык – не только средство общения миллионов людей, не только язык межнационального общения – это язык нашего национального духовного богатства. «Если мы откажемся от языка Ломоносова, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Достоевского, Лескова, Толстого, Бунина и многих-многих других – утраты в нашем понимании многонациональной русской культуры XI – начала XX будут невосполнимы», – писал Д.С. Лихачев.
Понятие «традиционная народная культура» взаимосвязано с понятием «этнокультурная деятельность», которое можно трактовать двояко:
–во-первых, как исторически сложившаяся и развивающаяся деятельность этноса по созданию и развитию своей культуры (собственных праздников, обычаев, обрядов, самобытных произведений народного художественного творчества), воплощающей этническое самосознание, этнические стереотипы и характер народа.
–во-вторых, как деятельность различных социальных институтов, государственных и негосударственных структур, направленная на сохранение и развитие традиционной народной культуры и трансляции её произведений и ценностей в современное социокультурное пространство.
Деятельность по выявлению, изучению, сохранению, развитию традиций народной культуры, реализация её педагогического потенциала осуществляется в настоящее время самыми разными социальными структурами, в основном – на профессиональной основе, хотя изначально она складывалась стихийно. Начало такой деятельности было положено энтузиастами из числа разночинной русской интеллигенции в конце XIX – начале XX веков. Среди них были создатель первого крестьянского хора М.Е. Пятницкий, основоположник русского народного оркестра В.В. Андреев, собиратели фольклора Е.Э. Линева, А.М. Листопадов, собиратели предметов старины княгиня М.К. Тенишева, художники Абрамцевского кружка, художник В.Д. Поленов и его сподвижники – меценаты, актеры, художники, основавшие в 1915 г. первый дом народного творчества – Поленовский дом. Это частное (негосударственное) учреждение положило начало созданию в советский период сети государственных домов народного творчества, которые в настоящее время имеются во всех регионах России и имеют свой организационно-методический центр – Государственный российский дом народного творчества.
В советский период многие традиции народной культуры были вытеснены из профессиональной и любительской художественной деятельности и образования идеями Пролеткульта. Только с 1960-х г. начинает возрождаться интерес к подлинному народному искусству, развивается фольклорное движение и исследования в сфере народной культуры. В 90-е г., после распада Советского Союза, началось активное возрождение самобытных культур народов России, получившее поддержку государственных структур.
В современном российском обществе деятельность по сохранению и развитию
традиционной народной культуры охватывает художественно-творческую, образовательную, исследовательскую и организационно-управленческую деятельность различных социальных институтов (органов управления культурой и образованием, социально-культурных учреждений, учебных заведений, домов народного творчества, фольклорных центров, общественных объединений, фондов и др.).
Так, создаются целевые комплексные межведомственные программы, оказывается поддержка проведению полевых экспедиций, изыскательских работ по выявлению подлинных носителей народных культурных традиций, созданию благоприятных условий для их творческой деятельности. Создаются базы данных по проблематике и персоналиям носителей народных традиций, формированию фондов фольклорных записей и образцов народных ремёсел, пропаганде фольклора и традиционных ремёсел через систему выставок, конкурсов, фестивалей, праздников; проводится обучение руководителей фольклорных коллективов, педагогов, народных мастеров; осуществляется издание репертуарных и методических материалов.
Государственный республиканский центр русского фольклора (ГРЦРФ) осуществляет выпуск журналов «Народное творчество», «Живая старина», альманаха «Традиционная культура», организует проведение всероссийских и международных научно-практических конференций.
Масштабную исследовательскую работу ведут соответствующие кафедры университетов, консерваторий, педагогических вузов, вузов культуры и искусств, других высших учебных заведений. Несомненным достоинством этой деятельности стал комплексный подход к исследованию локальных художественных традиций. Расширяются масштабы этнокультурной деятельности клубных учреждений, библиотек, музеев и других социaльно-культурных учреждений. Во многих регионах созданы этнокультурные центры народов России и зарубежных стран. Большой вклад в развитие этнокультурной деятельности и межрегионального сотрудничества вносит Московский дом национальностей.
Более интенсивной в последние десятилетия стала деятельность учебных заведений по сохранению этнокультурного наследия и развитию этнокультурного образования. Фольклорные отделения созданы в детских школах искусств. Развивается система среднего и высшего образования по направлению «Народная художественная культура».
Также развивается сеть дошкольных учреждений и школ с этнокультурным компонентом, различные формы дополнительного этнокультурного образования.
Разработаны учебные программы для образовательных учреждений России:
–дошкольных учреждений по традиционной художественной культуре, которые позволяют эффективно использовать педагогический потенциал различных видов и жанров народного творчества не только в художественно- эстетическом, но и в духовнонравственном развитии подрастающего поколения, в формировании патриотических чувств, экологической культуры, укреплении здоровья юных россиян;
–общеобразовательных школ — введение в народоведение, фольклор, история народной культуры, светочи России, святыни России, – отражающие различные аспекты традиционной художественной культуры;
–профессиональных учебных заведений, для которых разработан Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению «Народная художественная культура», обеспечивающие подготовку специалистов нового поколения, способных осуществлять различные виды деятельности (образовательную, художественно-творческую, исследовательскую, научно-методическую, управленческую, экспертно-консультационную и т.д.) в области сохранения и развития традиционных народных культур.
Созданы новые учебные планы, программы и учебные пособия для вузов по этнологии, теории и истории народной художественной культуры, фольклористике, народному костюму, народной игрушке, народному песенному творчеству, древнеславянской мифологии, народным праздникам и обрядам, этнопедагогике и другим учебным дисциплинам, предусмотренным ФГОС.
Таким образом, как отмечалось на заседании Госсовета РФ ещё 26 декабря 2006 г., «традиционная народная культура – глубинная основа всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества. В ней закреплен весь накопленный веками опыт практической и духовной деятельности, через неё формируются важнейшие национальные идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений, семейных, общинных, трудовых отношений между поколениями. Если эти истоки, если эти корни будут сохранены, никакие внутренние проблемы и потрясения, террористические и экстремистские угрозы нам не будут страшны.
Великая Россия будет развиваться и процветать, потому что для любого народа главное – это духовная основа, выраженная в его исторически сложившихся традициях» [3]. Являясь этнокультурным и этнопедагогическим феноменом, традиционная народная культура стала сферой многоаспектной деятельности социальных институтов по её сохранению, развитию и трансляции в современное культурно-образовательное пространство России, что способствует консолидации общества.
Гладилина Ирина Петровна – доктор педагогических наук, доцент, заместитель начальника управления по организации воспитательной работы ГБОУ ВПО В»Московский городской университет управления Правительства Москвы»
«Дивом России-2016» стал ролик о гастрономическом туризме в Татарстане
Автор: Автор не указан
Издание: oreanda.ru, 27.05.2016
Победителем финала Третьего Всероссийского фестиваля-конкурса туристических видеопрезентаций «Диво России», который прошёл при поддержке Ростуризма, стал проект «Биктемле — очень вкусно» из Республики Татарстан. Финальный этап прошел в «Московском доме национальностей». За звание «Дива России» сражались 26 проектов из 21 региона.
В финал конкурса прошли победители полуфиналов «Европа» и «Азия», которые состоялись на туристской выставке «Интурмаркет», победители в каждой номинации среди участников полуфиналов, а также проекты, получившие наибольшее количество просмотров на сайте диво-россии.рф и видеоканале конкурса на YouТube.
Калейдоскоп народных красок. «Вечерка» проведет грандиозный праздник народов Москвы
Автор: Ксения Ракитянская
Издание: Вечерняя Москва, 26.05.2016
В День России, 12 июня, в рамках Московского фестиваля прессы на Поклонной горе, на главной сцене, газета «Вечерняя Москва» совместно с Департаментом национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы проведет на главной сцене уникальное мероприятие — фестиваль национальных культур «Народы Москвы».
Праздник «Народы Москвы» станет грандиозным представлением, в рамках которого творческие коллективы многонациональной столицы представят гостям праздника мелодии, танцы, поэзию, песни, национальные костюмы и музыкальные инструменты.
В фестивале примут участие официальные представители республик, руководители и представители народностей и диаспор, проживающих в Москве.
Фестиваль на Поклонной горе объединит представителей самых разных национальностей, конфессий, взглядов и станет незабываемым шоу, полным музыки и энергии.
Идее проведения фестиваля предшествовал мультимедийный проект «Народы Москвы» , который существует на протяжении трех лет в формате еженедельных встреч с представителями разных народов в прямом эфире студии сетевого вещания.
За это время в гостях у «Вечерки» побывали представители 55 национальностей, проживающих в столице.
Ждем вас 12 июня на Поклонной горе в 15:30. Вход свободный. Прямая трансляция фестиваля будет вестись на сайте vm.ru
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Полад Бюльбюль-оглы, Чрезвычайный и Полномочный Посол Азербайджанской Республики в РФ:
— Важно, чтобы каждый житель столицы независимо от своей национальности мог с гордостью говорить: «Я москвич!»
Леонид Волков, полномочный представитель Чувашской Республики при президенте РФ:
— Фестиваль — отличная возможность поделиться с москвичами нашей древней культурой, традициями. Земля у нас многонациональная и дружная.
Владимир Тарасов, директор Московского дома национальностей:
— Спасибо вашей газете. «Вечерка» делает все для того, чтобы народы Москвы ощутили единение.
Виталий Сучков, первый заместитель руководителя Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы:
— Сила — в единстве. Власти города все делают для того, чтобы мы говорили не «народы», а «народ» Москвы.
Государственная национальная политика
Владимир Путин направил приветствие участникам пленарного заседания Группы стратегического видения «Россия — исламский мир»
Автор: Елена Бритвина
Издание: prav.tatarstan.ru, 27.05.2016
Президент России Владимир Путин направил приветствие участникам пленарного заседания Группы стратегического видения «Россия — исламский мир».
Напомним, что мероприятия в рамках заседания Группы стратегического видения «Россия — исламский мир» проходят в Казани 26-27 мая 2016 года.
Пленарное заседание Группы состоялось в Белом зале Казанской Ратуши. Модератором заседания выступил директор Центра партнерства цивилизаций МГИМО (У) МИД РФ, координатор Группы Вениамин Попов.
Приветствие Президента России участникам заседания Группы стратегического видения «Россия — исламский мир» зачитал заместитель министра иностранных дел РФ Михаил Богданов, курирующий вопросы отношений России со странами Ближнего Востока и Африки, Организацией исламского сотрудничества (ОИС) и другими международными мусульманскими организациями.
«Сердечно приветствую вас по случаю очередного заседания Группы стратегического видения «Россия — исламский мир», — говорится в тексте приветствия. — В повестке дня вашей встречи — важные, актуальные вопросы, многие из которых напрямую связаны с теми драматическими событиями, которые происходят в настоящее время в ряде мусульманских стран и имеют, без преувеличения, глобальный резонанс.
При участии России нанесен мощный удар по силам терроризма и экстремизма в Сирии. Тем не менее террористы и их пособники по-прежнему стремятся дестабилизировать региональную обстановку, всеми силами препятствуют международным усилиям по конфликтному урегулированию. Они пытаются использовать в своих целях сохраняющиеся разногласия между этническими и религиозными группами, а также законное недовольство мусульманских народов вмешательством извне в их внутренние дела, навязыванием чуждых им моделей развития.
Хотел бы подтвердить, что в лице России исламский мир всегда найдет надежного друга и союзника, готового прийти на помощь в противостоянии глобальным вызовам и угрозам, оказать содействие в решении насущных проблем. Со своей стороны мы рассчитываем на активную позицию мусульманских государств по закреплению в международных отношениях принципов справедливости, верховенства права, неприятия силового диктата, экономического и пропагандистского давления.
Уверен, что ваша встреча пройдёт в конструктивном ключе, будет способствовать укреплению взаимного доверия, понимания и сотрудничества между нашими странами и народами».
Кроме того, приветствие участникам заседания также направил Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Сергей Нарышкин. Текст приветствия зачитал координатор Группы стратегического видения «Россия — исламский мир» Вениамин Попов.
Пресс-служба Президента РТ, Елена Бритвина.
Путин отметил роль русского языка в создании единой российской нации
Автор: Автор не указан
Издание: ria.ru, 26.05.2016
Русский язык важен для сохранения национальной идентичности и исторической преемственности, считает президент РФ Владимир Путин.
«Речь идет о сохранении ни больше ни меньше национальной идентичности, о том, чтобы быть и оставаться народом со своим характером, со своими традициями, со своей самобытностью, не утратить историческую преемственность и связь поколений. Для русских это означает быть и оставаться русскими», — сказал Путин на съезде Общества русской словесности.
«Но не только в этом роль русского языка. Роль русского языка в такой многоликой и многонациональной красивой стране, как Россия, еще и в том, чтобы создавать единую российскую нацию, быть языком межнационального общения», — добавил президент РФ.
Он подчеркнул, что литературное наследие России и уникальный по своей выразительности и многогранности русский язык является национальным достоянием, которое мы обязаны сохранять.
«Я очень рассчитываю, дорогие коллеги и друзья, что Общество русской словесности станет одним из самых активных, неравнодушных участников этой важнейшей для России работы, для всех наших граждан деятельности и искренне, от всего сердца желаю вам удачи», — заключил глава государства.
Укрепление межнациональных отношений
На Невском армянская диаспора приглашает прохожих танцевать и угощает лавашом
Автор: Автор не указан
Издание: life.ru, 30.05.2016
Акция, проводимая молодежными организациями, привлекает большое количество петербуржцев и гостей города.
В Санкт-Петербурге во дворе Армянской Апостольской Церкви Св. Екатерины проходит шумный и веселый праздник «Май – месяц побед».
Советник председателя армянской автономии Варужан Гегамян в беседе с корреспондентом Лайф рассказал, что сегодняшнее мероприятие посвящено всем значимым для их народа майским праздникам, а также скорому Дню защиты детей.
Прохожие сначала удивляются громкой музыке в центре города, затем, интересуясь, останавливаются. Самые смелые через какое-то время включаются в национальные танцы и пользуются армянским гостеприимством.
Деятельность домов дружбы и национальностей
Дагестанский Дом дружбы и Санкт-Петербургский Дом национальностей договорились о сотрудничестве
Автор: РИА «Дагестан»
Издание: РИА «Дагестан», 27.05.2016
Подписание соглашения о сотрудничестве между Государственными бюджетными учреждениями «Дом дружбы» Республики Дагестан и «Санкт-Петербургский Дом национальностей» состоялось 27 мая в Северной столице.
Предметом соглашения является долгосрочное сотрудничество сторон в области развития условий для сохранения межэтнического мира и согласия, обмена опытом в сфере гармонизации межнациональных отношений на территории Республики Дагестан и Ленинградской области. В частности, в сфере продвижения общегражданских ценностей и налаживания межкультурного диалога; в решении задач по укреплению этнокультурных связей, расширению контактов между общественными объединениями граждан; в совместной организации культурно-просветительских мероприятий, способствующих утверждению межнационального мира и согласия.
Стороны могут оказывать друг другу все виды методической, технической и организаторской помощи, в том числе по обмену опытом и информационному сотрудничеству на взаимосогласованных условиях.
Соглашение подписали директор Дома дружбы Текрар Ахмедов и директор Санкт-Петербургского Дома национальностей Сергей Земсков. На церемонии присутствовали первый заместитель председателя Комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге Вадим Окрушко, исполняющий обязанности представителя Республики Дагестан в Санкт-Петербурге Николай Чичварин, работники представительства Санкт-Петербургского Дома национальностей и дагестанцы, проживающие в Северной столице.
Выступая перед собравшимися, Владимир Окрушко акцентировал внимание на важности подписываемого документа, нацеленного на сохранение дружбы между народами Санкт-Петербурга и Дагестана. Текрар Ахмедов основной упор своего выступления сделал на патриотизме, основываясь на истории создания Санкт-Петербурга в контексте Российской Федерации. Николай Чичварин рассказал о факторах, объединяющих Северную столицу с Республикой Дагестан.
Народы России
Об истории татар расскажут в Музее государственности татарского народа и Татарстана
Автор: Татар-информ
Издание: Татар-информ, 27.05.2016
В рамках лектория состоится премьерный показ видеоролика «Происхождение татар».
(Казань, 27 мая, «Татар-информ»). В Музее истории государственности татарского народа и Республики Татарстан 31 мая состоится очередной образовательный лекторий «Акыл фабрикасы», посвященный истории татар в XX веке.
Директор Института истории имени Ш.Марджани Академии наук РТ Рафаэль расскажет об основателях Татарстана. Ассистент кафедры татароведения и тюркологии К(П)ФУ Ильдар Шафиков выступит на тему «Общественные дискуссии татар 100 лет назад». А заместитель председателя Всемирного форума татарской молодежи, кандидат исторических наук Айрат Файзрахманов познакомит слушателей с альтернативными проектами РТ.
Также будет организована интерактивная командная игра «Татарстановедение».
В рамках лектория «Акыл Фабрикасы» состоится премьерный показ видеоролика «Происхождение татар». Это совместный проект Института истории им.Ш.Марджани АН РТ, объединения «Татармультфильм» и Татарского детского издательства, сообщает пресс-служба Всемирного форума татарской молодежи.
«Происхождение татар» — начало цикла инновационных продуктов, предназначенных для изучения истории и культуры Татарстана учащимися и просвещения широкой аудитории. Анимационный видеоролик создан на трех языках: татарском, русском и английском, что позволяет расширить аудиторию и образовательные возможности материала.
Диаспоры и землячества
Досуговый центр для мусульман «Татарская слобода» может появиться в Москве
Автор: Автор не указан
Издание: mskagency.ru, 26.05.2016
Муфтий Москвы предлагает создать в Москве досуговый центр для мусульман «Татарская слобода». Об этом в ходе круглого стола в Мосгордуме сообщил заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, муфтий Москвы и Центрального региона Альбир Крганов.
«Для мусульман Москвы не хватает тех действующих четырех мечетей. У нас большое количество мусульман, они активны, и это в основном молодежь. Куда же нам деваться с молодежью этой? У евреев есть прекрасный центр толерантности, у русских прекрасные православные церкви, прекрасные музеи. Эти четыре мечети для молитвы и все, а для общего досуга, культурного, мусульманской молодежи нет. Я бы очень попросил Мосгордуму поддержать нас, чтобы в Москве решить этот вопрос о строительстве культурного центра и может назвать его «Татарской слободой» или «Мусульманской слободой», — сказал А.Крганов.
Депутаты Мосгордумы обещали рассмотреть данную инициативу.
II Международный фестиваль-конкурс «Лезгинка на Неве» состоялся в Санкт-Петербурге
Автор: DagStudent.Ru
Издание: БезФормата.Ru — Махачкала, 27.05.2016
II Международный фестиваль-конкурс «Лезгинка на Неве» состоялся накануне в конгрессно-выставочном центре «Экспофорум» северной столицы, сообщили РИА «Дагестан» в представительстве РД в Санкт-Петербурге.
По информации источника, в мероприятии приняли участие хореографические коллективы и отдельные исполнители разных возрастных категорий из регионов России и стран ближнего зарубежья. Мероприятие проводилось Автономной некоммерческой организацией, возглавляемой дагестанцем Нурмагомедом Гаджиевым, при поддержке представительства Республики Дагестан в Санкт-Петербурге.
В течение двух дней молодые танцоры показывали свое мастерство и старались занять призовые места в фестивале-конкурсе. Строгое жюри во главе с заведующей кафедрой хореографии Санкт-Петербургского государственного института культуры, заслуженным работником культуры России, доцентом Зарой Лянгольф внимательно наблюдало за выступлениями ребят.
Право первым начать программу по жребию получил детско-юношеский фольклорно-хореографический ансамбль «Гордость Кавказа», художественным руководителем которого является Юсуп Магомедов. Коллектив под дружные аплодисменты зала зажигательно исполнил «Аварский танец». Вслед за ним в танцевальную «схватку» вступили образцовые коллективы ансамблей грузинского танца «Сихарули» имени Джано Липартелиани и азербайджанской народной песни и танца при НКА азербайджанцев в Санкт-Петербурге «Чинар», возглавляемые Софико Липартелиани и Хейранса Мирзоевой. Они на бис исполнили «Аджарский танец» и «Лезгинку». Далее эстафету достойно продолжили ансамбли «Даглар» и «Ритмы Кавказа», художественными руководителями которых являются Гюльнара Алимова и Кристина Санакоева.
Затем один за другим по два танцора от каждого ансамбля подключились к конкурсной баталии по исполнению парной лезгинки. Эмоциональным и ярким получился и очередной конкурс – «Трюки», в ходе которого солисты стремились мастерски демонстрировать свое умение выполнять те или иные элементы танца. В завершении испытаний творческие коллективы соревновались в исполнении номеров в номинации «Народный танец». В нем участие, кроме вышеперечисленных коллективов, также приняли воспитанники «Школы лезгинки Закира Набиевича», «Школы кавказского танца FARN» и ансамбля «Кавказ», возглавляемые Закиром Абдуразаковым и Ацамазом Тедеты.
Подводя итоги II Международного фестиваля-конкурса «Лезгинка на Неве», представитель Дагестана в Санкт-Петербурге Гасан Гасанов подчеркнул, что он удался на славу. «Все было очень искренне и красиво, участникам и гостям мероприятия он принес истинное наслаждение, современной молодежи показал, что национальное высокое искусство может быть весьма интересным. Это мероприятие, ставшее уже ежегодным, призвано укрепить взаимопонимание и дружбу между людьми разных национальностей и вероисповеданий, ознакомить зрителей с культурой и искусством народов Дагестана и Кавказа в целом, поднять имидж республики и дагестанцев в городе на Неве и за его пределами», – отметил Гасанов.
Он заверил, что представительство Дагестана в Санкт-Петербурге и впредь будет оказывать поддержку и помощь в организации и проведении такого важного мероприятия, которое нацелено на приобщение подрастающего поколения к национальным культурам, традициям и обычаям народов Кавказа и России в целом. В завершение выступления Гасан Гасанов сердечно поблагодарил руководство Санкт-Петербурга, Комитета по межнациональным отношениям и миграционной политике, Дома национальностей, КВЦ «Экспофорум», а также участников и организаторов мероприятия.
Победителям и призерам фестиваля-конкурса в соответствии с занятыми местами были торжественно вручены заслуженные награды: кубки, грамоты и денежные премии.
© РИА Дагестан
В Москве прошла презентация новой организации грузинской диаспоры (ВИДЕО)
Автор: Вестник Кавказа
Издание: Вестник Кавказа, 27.05.2016
В Москве в гостинице Kebur Palace прошла презентация Общероссийской общественной организации «Федеральная Грузинская национально-культурная автономия в России». На сегодняшний день она является единственным грузинским диаспорным объединением федерального уровня.