Московский дом национальностей
Международная старообрядческая конференция. День второй
Автор: Автор не указан
Издание: ruvera.ru, 14.07.2016
23-24 июня в Московском Доме национальностей прошла международная старообрядческая конференция «Старообрядчество, государство и общество в современном мире». На нашем сайте уже опубликован репортаж с первого дня конференции и дискуссия. Сегодня вниманию читателей предлагаем подробный рассказ о втором дне конференции.
Петр Артемьевич Донцов (Молдова) зачитал доклад «Проблемы совместной издательской деятельности в аспекте сохранения русского языка и православных традиций».
«В глобальном мире мы сможем выжить, только соединив наши усилия. В противном случае нам обеспечена только фольклорная резервация», — сказал докладчик в начале своего выступления. Он считает, что необходимо создать общественную организацию для объединения усилий. Можно назвать ее «Всемирная ассоциация старообрядческих общин». Не обязательно сразу ее регистрировать, надо просто начать работу. «Предлагаю, чтобы старообрядческие церкви делегировали представителей в создаваемую общественную организацию и могли отозвать их в случае необходимости. У нас в Молдавии общественная организация русских липован называется «Русское национальное единство». Под такое название Запад денег не дает, нам помогает только Россия. Издано 15 книг по старообрядчеству, к работе подключились русскоязычные ученые. Провели несколько международных конференций по старообрядчеству. Вместе с Московским университетом мы провели несколько полевых экспедиций, были описаны все книжные памятники, которые находятся в настоящее время в Молдове в наших общинах и некоторых частных собраниях».
Алексей Владимирович Муравьёв, профессор Высшей школы экономики. Доклад «Эффективное общество и идеал старообрядчества».
Современное общество, в котором мы живем (Россия и другие постсоветские государства), нередко характеризуется в современной политологии и социологии как неэффективное: слабое, плохо реагирующее на вызовы современности, в нем действует очень архаичная система взаимоотношений, разные формы ренты (взятки, «откаты»), ресурсная разбросанность, слабая скоординированность, невозможность ничего сделать без ручного управления.
А. В. Муравьёв считает, что «старообрядчества» сейчас уже нет. Это был особый дореволюционный феномен, когда были купцы, большая социальная прослойка, были старообрядческие города, был целый сегмент общества, который во многих отношениях был автономным. Сейчас мы имеем дело со старообрядцами в современном обществе, а не со «старообрядчеством», которое когда-то было. Но сохранился идеал, на который ориентируются современные старообрядцы. Этот идеал содержит видение перехода к тому, что современная социальная наука называет эффективным обществом:
1. Честность и прозрачность в формальных отношениях между людьми.
2. Принципиальное признание полезности и нужности конфессионального многообразия.
3. Малая ресурсность. Старообрядцы привыкли делать большие дела, имея небольшие средства.
4. Связь этического и эстетического — никакой эстетики без этического содержания невозможно.
5. Модернизация экономики. С точки зрения старообрядческого идеала, нужно модернизировать производство, оставаясь традиционалистами с точки зрения нравственности.
6. Спокойное отношение к современным технологиям, то есть к утилитарной стороне технического прогресса.
7. Отказ от невротизма в религиозной сфере. Старообрядческий идеал предлагает взгляд на религиозную жизнь как на некое совокупное мировоззрение, основанное на рациональном подходе — не на зависимости от чужой воли, не на порабощении и страхе, а именно на рациональном.
«Таковы позитивные стороны идеала, который, как мне кажется, сформировался внутри старообрядчества. В чем современные старообрядцы могут помочь нашему обществу стать эффективным», — закончил Алексей Владимирович свое выступление.
Алексей Александрович Безгодов, заместитель Председателя Российского Совета ДПЦ, выступил с докладом «Старообрядческие согласия в современной России».
Для межстарообрядческого сотрудничества важно четко понимать, что представляет собой старообрядчество сегодня. Кроме трех крупнейших согласий, представленных на конференции, есть еще одна централизованная организация, официально зарегистрированная, — федосеевцы.
Единых духовных центров не имеют часовенные, спасовцы. Это, скорее, «семья» согласий, поскольку те же часовенные делятся на чувственных и духовных. Существуют в настоящее время также филипповское согласие (около 20 общин), малоизвестные странники, рябиновцы и другие мелкие согласия. Таким образом, около половины старообрядцев в настоящее время не входят в рамки централизованных религиозных организаций.
Что касается оценки численности старообрядцев в настоящее время, то примерный критерий таков: человек, участвующий в таинствах церковных (у безпоповцев это Исповедь), равен единице. Прихожан в 5 раз больше, а крещеных — в 20 раз больше. Таким образом, получается, что староверов примерно 5-7% от численности РПЦ.
В дополнение к докладу А. А. Безгодова ведущий конференции М. О. Шахов сообщил, что в настоящее время готовится к печати справочник по современному состоянию старообрядчества.
Александр Николаевич Белов, председатель Центрального совета ДПЦ Республики Беларуси, представил доклад «О современном состоянии ДПЦ Белоруссии».
Централизованная организация ДПЦ Белоруссии существует с 1999 года. В ней состоят 32 общины, которые раньше входили в Высший совет Литвы. Общая численность поморцев в Белоруссии примерно 50-60 тысяч человек.
При Совете Министров Республики Беларусь создан консультативный комитет по религиозным организациям, объединяющий 28 конфессий. Их представители собираются 2 раза в год. Однако существуют определенные сложности во взаимоотношениях с властями, связанные, например, с выделением места для строительства новых храмов.
Павел Владимирович Половинкин, заместитель Председателя Российского Совета ДПЦ. Доклад «Опыт взаимоотношений церкви и государства на примере Самарской поморской общины».
Самарская община — одна из крупнейших среди всех согласий. По опыту взаимодействия с государством видно, что прежние чиновники из Совета по делам религий относились с бо?льшим вниманием и уважением, а сейчас отношение к старообрядцам изменилось в корне в связи с тем, что чиновники прислушиваются к местным новообрядческим епископам.
Как и в других общинах, основным вопросом взаимодействия с государством является недостаток средств на ремонт храма. «Отказ в финансировании — в то время как другим традиционным конфессиям выделяются немалые средства — формирует у нас обиду, чувство ущемленности, зависти. А это ведь неправильно! Мы должны показывать пример самостоятельности», — считает П. В. Половинкин.
О. Александр Егорович Тарасов, наставник Белгородской поморской общины, дополнил доклад П. В. Половинкина, рассказав о своем положительном опыте взаимодействия с губернскими и городскими властями в Белгородской, Курской и Липецкой областях.
Докладчик высказал также мнение, что конференция собрана не по воле людей, но по воле Божией: «Может быть, это промысел Божий? Может, уже при дверях (антихрист) и настало время собраться во едином ковчеге? Может, Господь и собирает нас, остальцев древлего благочестия, чтобы мы совместно и сами спасались и паству спасали?» Необходимость конференции, в которой принимают участие представители основных старообрядческих согласий, давно назрела. Нужно объединяться, ведь староверы находятся на переднем крае борьбы с тлетворным влиянием Запада.
Василий Гладышев в докладе «Опыт анализа и разбора антистарообрядческих программ СМИ» рассказал, что противостарообрядческая полемика не осталась в далеком прошлом, а продолжается и в наше время. Мифы о старообрядчестве и сегодня тиражируются в газетах, журналах, теле- и радиопередачах. Во Ржеве на базе лагеря «Ржевская обитель» проводятся образовательные мероприятия для старообрядческой молодежи, на которых разбираются подобные передачи, вырабатываются методы противодействия антистарообрядческой пропаганды.
Необходимо объединять усилия старообрядческих интеллектуалов для анализа противостарообрядческих публикаций, а также взаимодействовать со средствами массовой информации, добиваться опровержения недостоверной и предвзятой информации о старообрядчестве.
Людмила Николаевна Свинцова, Председатель национально-культурного общества старообрядцев г. Киева, выступила с сообщением «Опыт работы национально-культурных обществ Украины в условиях современности».
Людмила Николаевна считает, что сложившаяся на Украине ситуация — не тупиковая: «Может быть, она станет механизмом, рычагом для развития старообрядчества».
В Киеве создан Совет национально-культурных обществ, в него входят 150 общественных организаций, представляющих национальные меньшинства Украины. У всех одна цель: сохранить свою самобытность, идентичность и показать властям, что кроме титульной нации есть множество других. Совет показывает, как нужно дружить, взаимодействовать вне зависимости от конфессиональной и национальной принадлежности. Это пример межнационального сотрудничества и уважения.
Александр Андреевич Лотко, Председатель совета Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины, зачитал доклад «Проблемы сохранения культурного наследия в РГСО».
Рижская Гребенщиковская старообрядческая община является не только крупнейшим религиозным, но и духовно-просветительским центром. При ней действует духовное училище, типография, ведется издательская деятельность, большое внимание уделяется воспитанию детей и молодежи. Созданы музей имени Заволоко и музей староверия. В завершение своего доклада А. А. Лотко подарил оргкомитету конференции несколько новых изданий, подготовленных РГСО, в том числе и путеводитель по общине на четырех языках.
После дискуссии и обеденного перерыва было продолжено чтение докладов.
Михаил Викулович Радионов, председатель Псковской поморской общины. Доклад «Проблемы возврата церковной собственности в Псковской поморской общине». Псковская община, которая молится в небольшом храме, испытывает недостаток места: на большие праздники молящихся собирается так много, что невозможно положить земной поклон. Было принято решение добиваться возвращения храма, построенного в 1906 году купцом-старовером П. Д. Батовым. В настоящее время в этом здании находится кукольный театр. В соответствии с законом о реституции община подготовила документы, после чего начались мытарства: псковские чиновники посылают староверов в Санкт-Петербург. Затем документы переслали в Москву, откуда пришел ответ: объект культурного наследия находится в ведении Псковской области, обращайтесь туда… Староверы в очередной раз столкнулись с тем, что на местах крайне сложно добиться возвращения собственности, несмотря на действующее законодательство о реституции.
Татьяна Дмитриевна Вокуева, председатель Московского представительства межрегиональной общественной организации «Русь Печерская», выступила с докладом «Деятельность «Руси Печерской» как пример просветительских проектов старообрядческой общественной организации».
После регистрации поморской общины Усть-Цильмы 16 ноября 1990 года прошел учредительный съезд усть-цилемского общества «Русь Печерская». Силами этой общественной организации была организована воскресная школа, располагавшаяся в помещениях краеведческого общества. Спустя несколько лет были открыты представительства «Руси Печерской» во многих городах, в том числе и в Москве.
Проводятся родословные чтения, ведется работа с традиционными костюмами, большое внимание уделяется сбору и исполнению народного фольклора, былин. Работа приносит не только культурные, но и духовные плоды: начиная заниматься фольклором, взрослые и молодежь приходят к Вере и принимают крещение.
Иерей Алексей Лопатин (РПсЦ): «Исторические старообрядческие некрополи: проблема сохранения».
Старообрядческие кладбища известны начиная с XVIII века. Это Рогожское и Преображенское кладбища в Москве, Волковское и Громовское кладбища в Санкт-Петербурге. Старообрядческие кладбища на сегодняшний день являются старейшими некрополями в России. Только на них сохранилась структура православных родовых участков. На старообрядческих кладбищах похоронены представители крупнейших купеческих фамилий, составивших славу российского предпринимательства: Морозовы, Рябушинские, Солдатенковы, Гучковы, Рахмановы и многие другие.
В провинции старообрядческие кладбища часто находятся в печальном состоянии. Так, полуразрушенными, с разбросанными надгробиями, предстают старинные некрополи Хвалынска, Боровска, Тураево. Необходимо выработать единую позицию по сохранению исторических кладбищ. Эта проблема становится особенно актуальной и требует к себе внимания не только старообрядцев, но и всего общества. Поводом для осознания важности этой проблемы послужило обсуждение законопроекта «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Необходимо выработать общестарообрядческое мнение об этом законопроекте.
Дарья Евгеньевна Мальцева, искусствовед и реставратор: «Проблемы сохранения художественного наследия в старообрядческих храмах». Старообрядцы сохранили многие памятники культуры, в том числе и строгановские иконы. О масштабах этой работы можно судить по нетронутым храмам: Рогожскому, Преображенскому, Рижской Гребенщиковской общине. Эти собрания сопоставимы с крупнейшими музеями. В настоящее время ведется работа по составлению описей и фотофиксации, что помогает защитить наследие предков от посягательств злоумышленников. К сожалению, часть древних собраний оказалась утраченной, поскольку ранее ветхое убранство храмов сжигали. То, что осталось, выявляется почти случайно, например, пелена царевича Димитрия (XVI век).
В настоящее время создаются старообрядческие музеи. В рамках правительственного гранта был недавно открыт Музей старообрядческой иконы на Рогожском. Необходима также и работа по воспитанию бережного отношения к иконам. Необходимо создавать условия для сохранения древних образов. Эта проблема стала особенно актуальной в последние годы, когда почти во все храмы проведено центральное отопление, а в окнах стоят герметичные стеклопакеты, следствием чего температура и влажность стали неподходящими для икон.
К сожалению, реставрационные работы скудно финансируются, а ведь речь идет о национальном культурном наследии! Необходимо создавать курсы реставраторов, поскольку ощущается острый недостаток кадров.
Елена Михайловна Юхименко, доктор филологических наук, представила новое научно-художественное издание «Старообрядчество: история и культура». Работа по подготовке книги была начата три года назад по инициативе Митрополита Корнилия. Целью было создание общей аналитической картины истории старообрядчества. В основу книги положено три идеи:
* показать старообрядчество, как единое целое;
* показать большой вклад старообрядчества в отечественную культуру;
* расширить изобразительный ряд (значительная часть памятников публикуется впервые).
Основные разделы книги: духовные центры старообрядчества, поповские и безпоповские центры, «Репрессии против старообрядцев», «Старообрядчество и культура». Отдельная глава называется «Современная фотолетопись старообрядчества», где представлены фотоматериалы, посвященные событиям из жизни общин РПСЦ.
Издание рассчитано на широкий круг читателей. Работы проводились за счет правительственного гранта. Книга отпечатана в Риге.
В конце конференции с кратким сообщением выступила Капитолина Попова, секретарь Молодежного отдела ДПЦ. Она рассказала о мероприятиях, проводимых отделом, в том числе и о работе летнего молодежного лагеря. В настоящее время также ведется работа по подготовке просветительского сайта.
Работа конференции завершилась краткими выступлениями о. Алексея Николаевича Жилко и Митрополита Корнилия, после чего выступили мужской и женский хор Рогожской общины с духовными песнопениями.
Сегодня основателю галереи «Мирас» в Уфе исполнилось бы 60 лет
Автор: Башинформ
Издание: Башинформ, 17.07.2016
УФА, 17 июл 2016. /ИА «Башинформ», Владимир Романов/.
Сегодня, 17 июля, видному деятелю культуры республики, живописцу и сценографу Наилю Габдулловичу Байбурину исполнилось бы 60 лет. Он получил известность и как театральный режиссёр, драматург, художник ассамбляжа и инсталляции. Ровно год его уже нет с нами.
Наиль Байбурин родился 17 июля 1956 года в Уфе, в семье известного писателя Габдуллы Байбурина. Постоянное общение семьи с людьми искусства помогло Наилю в выборе жизненного пути.
В 1980 году Наиль Байбурин окончил художественное отделение Уфимского государственного института искусств, где его педагогами были выдающиеся художники Мухамед Арсланов и Рашит Нурмухаметов.
Начал трудовую деятельность преподавателем в Уфимском нефтяном институте. Затем преподавал в Уфимском училище искусств, работал художником-постановщиком, главным художником, главным режиссёром Башкирского театра кукол. В 1985 году вступил в Союз театральных деятелей, в 1991 году — Союз художников Башкортостана.
С 1981 года Наиль Байбурин участвовал в республиканских, всероссийских, всесоюзных, международных и зарубежных выставках. Персональные выставки художника проходили в Дели (1988), Уфе (1991, 2000) и Москве (2002). Его работы получили высокую оценку Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Зальцбурге, Париже и Нью-Йорке. Он входил в творческие группы «Инзер» и Чингизхан». В 2004 году стал организатором этноартфестиваля «Прямая линия» в Московском доме национальностей. Считается основателем галереи «Мирас» в Уфе.
Как сценограф Наиль Габдуллович оформил более 30 спектаклей в различных театрах Башкортостана и России. Наиболее известные его работы: «Индийская легенда» Натальи Гусевой и Святослава Потабенко, «Лисистрата» Аристофана, «Букет для мамы» Ильмара Альмухаметова (в Республиканском театре кукол), «Студенты» Наиля Гаитбаева (в Национальном молодежном театре), «Баш?орт туйы» («Башкирская свадьба») Мухаметши Бурангулова, «А? ?о??он» («Белый коршун») Габдуллы Байбурина (в Сибайском башкирском драмтеатре им. А. Мубарякова), «Платочек» Туфана Миннуллина (в татарском театре «Нур»), «Волшебная лампа Аладдина» Нины Гернет, «Ищи ветра в поле» Владимира Лифшица и Ирины Кичановой (в Екатеринбургском театре кукол) и другие. В своей работе художник использовал принципы концептуального искусства, где на первое место выходит значимость самой концепции произведения, а не художественных приёмов в её реализации, объединяющий в единый процесс творчество и исследование творчества.
Наиль Байбурин снискал известность как один из самых видных перфомансье Башкирии. Он является автором и режиссёром перфомансов «Науруз-байрам», «Принцесса Чингизхана», «Золотая пайзца», «Сульды», руководителем многих арт-проектов. За долгую плодотворную деятельность им создано немало живописных работ. Фантазия, своеобразный взгляд на искусство позволяли ему продуктивно работать в ассамбляже и инсталляции. Он является также автором нескольких пьес, литературных эссе.
Наилю Байбурину принадлежит дизайн Национального молодёжного театра имени Мустая Карима. Мастер часто принимал участие в оформлении различных массовых праздников и зрелищ. Так, в 2004 и 2005 годах он являлся главным художником республиканских фольклорных праздников «Салават йыйыны», посвящённых дню рождения национального героя Салавата Юлаева.
За большой вклад в развитие искусства Наилю Байбурину было присвоено почётное звание «Заслуженный деятель искусств Башкирской АССР». В 1988 году он стал лауреатом Международной премии им. Д. Неру. В 2001 году удостоился диплома II Республиканского фестиваля «?олонса?» («Жеребёнок»).
К сожалению, Наилю Байбурину было не дано реализовать многие свои художественные замыслы. Он неожиданно скончался 20 июля 2015 года на 60-м году жизни, и похоронен в Уфе.
Работы художника хранятся в собраниях Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова, Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина (Москва), Государственного музея изобразительных искусств Татарстана, Музее национальной культуры культурного центра «Казань», Международном независимом культурологическом фонде «Туран» (Стамбул), в галереях и частных собраниях России и за рубежом.
Творческая биография Наиля Байбурина освещается в Башкирской энциклопедии, Татарской энциклопедии, Татарском энциклопедическом словаре, на сайте Союза художников РБ.
Наталья Аринбасарова: «Ни один мужчина не стоит того, чтобы терять себя»
Автор: Игорь Корнеев
Издание: Мир новостей, 16.07.2016
Одна из жен Андрея Кончаловского? Нет, такое определение для Натальи Аринбасаровой не подходит. Слишком мелко! Она знаменитая актриса, 50 лет назад получившая главный приз на Венецианском фестивале. Она замечательная мать: талантливые и успешные дети тому яркое подтверждение. И, наконец, она мудрая женщина, за плечами которой целая судьба…
«СЕРГЕЙ МИХАЛКОВ НАЗЫВАЛ МЕНЯ ЛЮБИМОЙ НЕВЕСТКОЙ»
— Наталья Утевлевна, но давайте отмотаем пленку на полвека назад, когда все было впервые и вновь. Первая роль в фильме «Первый учитель», первое признание. Ну и, наконец, первая любовь…
— Да, конечно, я все помню. Например, как во время съемок Андрон уехал на три дня в Москву (мы снимали в Казахстане), и мне все казалось почему-то, что он не вернется. А когда вернулся, мы пошли с ним на наше место — там было поваленное сухое дерево, и Андрон сказал: «В Москве я ехал в троллейбусе, и вдруг меня словно ослепила мысль: ведь мы можем с тобой пожениться!»
— Как вас встретила знаменитая семья?
— Сергей Владимирович (Михалков. — Ред.) мне говорил: «Ты моя любимая невестка». И Наталья Петровна (Кончаловская. — Ред.) меня очень любила. Мы с ней часто разговаривали, она многое мне рассказывала. Настя (Анастасия Вертинская, первая жена Никиты Михалкова. — Ред.), помню, все удивлялась: «Как вы можете так долго говорить?» Именно Наталья Петровна была душой дома, его хранительницей. Она говорила: «Я Сереженьку чаще по телевизору вижу». Но когда Сергей Владимирович приезжал, мы всегда готовили говяжьи почки в сметанном соусе. Наталья Петровна была потрясающая кулинарка. Когда мы заканчивали съемки «Первого учителя», уже в Москве Андрон предложил собрать близких, чтобы отметить нашу свадьбу. Сказал: «Мама тебе поможет». И она приехала к нам в маленькую квартирку с крохотной кухней, привезла всякие сверточки, заготовки…
— С Кончаловским вы разошлись, когда вашему сыну Егору было всего три года. Но отношения с семьей Михалковых, отношения между отцом и сыном сохранились теплые?
— У нас у всех очень хорошие отношения. Андрон считает, что у Егора потрясающее чувство юмора, в этом плане он пошел в деда. Сергей Владимирович был как большой ребенок, и в Егоре много детского. Что-то мимолетно скажет — и мы все лежим от смеха. Вообще в юности Егор был похож характером на Никиту — такой же веселый, солнечный. Он же дядю видел чаще, чем папу — тот вскоре после развода уехал с новой женой за границу.
«СТАРАЛАСЬ, ЧТОБЫ У ДЕТЕЙ НЕ БЫЛО КОМПЛЕКСА БЕЗОТЦОВЩИНЫ»
— Скажите, вы предчувствовали расставание с Андроном?
— Да, и это было тяжело. Но я училась во ВГИКе, снималась, меня называли звездой, потому что первая роль — и сразу награда Венецианского фестиваля. Мне некогда было отчаиваться. Надо было растить Егора, учиться, зарабатывать… Сын всегда ездил к Михалковым на дачу. Никогда ему не запрещала — зачем ребенка воспитывать в ненависти? Всегда говорила Егору, что мы с папой расстались, но оба тебя очень любим. Для меня было крайне важно, чтобы у моих детей не было комплекса безотцовщины. Я ведь и с Катиным папой (художник Николай Двигубский, второй муж актрисы. — Ред.) рассталась, и Катя с ним продолжала общаться. И дети выросли очень солнечными и веселыми. И я себя не потеряла. Вообще, ни один мужчина не стоит того, чтобы терять себя.
— Вокруг вас всегда были блистательные мужчины. Раскройте свой женский секрет, что их так манит?
— К Егору как-то подошел один продюсер и спросил: «Что за женщина твоя мама? Вон молодые девки, свободные и не могут выйти замуж. А твоя мама трижды выходила, и все за людей выдающихся…» Мой второй муж — художник Николай Двигубский, отец Кати. Он снимал «Зеркало» с Тарковским; «Сибириаду», «Дядю Ваню», «Дворянское гнездо» — с Андреем Сергеевичем; «Вассу» с Панфиловым… Очень талантливый человек. Но вернулся во Францию (он там родился в семье эмигрантов), а в Париже жизнь не заладилась… (Николай Двигубский, двоюродный брат Марины Влади, покончил с собой в 2008 году. — Ред.)
— В 2010 году вы снимались вместе с Жераром Депардье в фильме «Поздняя любовь». Может, и его сердце ненароком покорили?
— Мы с ним практически не общались. Я прилетела ночью в Алма-Ату, долго не могла уснуть. И вдруг утром слышу прямо рычание за стенкой: «Кхаа, кха». Думаю, это, наверное, «Солнце» встало. (Смеется). Уже на площадке нас стали представлять друг другу, я сказала ему несколько фраз на французском. И он так смутился, пробурчал, что у него горло болит, — ну чтобы оправдать утреннее рычание. А потом началась съемка. Между дублями он мутузил казахского актера, заваливался с ним, у Депардье поднималась рубашка, все видели его необъятный живот. (Смеется). А как только съемка закончилась, вся группа бросилась с ним фоткаться. Часа два Депардье со всеми снимался. А потом оказалось, что у него страшно болела нога, он повредил себе колено, но молча выдержал испытание славой.
«ХОЧУ, ЧТОБЫ МНЕ ПОДАРИЛИ НОВЫЙ АЙПАД»
— У вас в семье столько актеров, режиссеров. Как думаете, дочка Егора Маша и сын Кати Тимофей не изменят традиции?
— Не знаю. У Маши был в июне день рождения, 15 лет, Егор купил ей видеокамеру. Она с детства увлекалась этим, с подружками играли, как снимают кино. Мне бы и самой хотелось, чтобы у нее что-то сложилось. Кино — очень интересная жизнь. Я вспоминаю свои годы учебы, как мы все трепетно относились к Сергею Аполлинариевичу и Тамаре Федоровне (Герасимову и Макаровой. — Ред.). Как они старались нас поддерживать и после выпуска. Даже однажды пришли к нам в гости.
Я все отнекивалась поначалу, мол, ремонт давно не делала. Тамара Федоровна говорит: «Вот пригласи нас, Сергей Аполлинариевич поможет тебе квартиру новую получить». Я их пригласила.
Это был 1978 год. Кате едва исполнилось четыре года, я ей сказала: «Ты смотри, придет моя педагог, Тамара Федоровна Макарова, самая красивая женщина в СССР. Это она хозяйку Медной горы играла».
Они пришли. Это были пасхальные дни, Тамара Федоровна всем принесла какие-то подарочки. Сели за стол. Я смотрю, Катя моя вокруг кресла Тамары Федоровны ходит: с одной стороны посмотрит, с другой. Думаю, сейчас что-нибудь отчебучит. И вдруг Катя спрашивает: «Скажите, пожалуйста, а кто старше: вы или моя мама?» Тамара Федоровна говорит: «А ты как думаешь?» — «Я думаю, что вы, на один год». Макарова засмеялась: «На такое я согласна»… Ведь мы все были для них детьми. Они знали имена уже наших детей, расспрашивали о них…
Еще вспоминаю такой случай на съемках фильма «У озера». Как-то я пошла в сторону леса, смотрю: огромный пень весь в опятах. Полный подол набрала — и на съемочную площадку. «Сергей Аполлинариевич, смотрите!» А он страшный грибник был. «Где ты набрала?» — «Да вот здесь целый пень». Схватили ведра, набрали много-много опят. Он говорит: «Вечером ужин». Хотела помочь ему чистить — «Нет, я сам всегда готовлю».
Вечером все собрались, и он рассказывал про свою молодость, про Тамару Федоровну. Читал стихи, пел казачьи песни — очень любил еще с «Тихого Дона»…
— Вы сейчас снимаетесь?
— Время от времени. В Казахстане играла роль мамы Назарбаева в фильме «Путь лидера». Там была сцена, когда Назарбаев, уже взрослый, ему 18, и он идет на танцы. Мама видит, как он прихорашивается перед зеркалом, достает из комода тройной одеколон, бережно ему дает, чтобы подушился. А потом спрашивает: «А танцевать-то ты умеешь?» — «Не-а». И она начинает его учить, они вальсируют. Потом он подхватывает ее на руки, кружит… Так делал Егор, когда ему было 15-16 лет. Он меня подхватывал на руки, я была худенькая, а ему приятно было показать свою силу… Получилась очень нежная сцена. Но ее, к сожалению, вырезали.
— Осенью у вас юбилей. Есть уже наметки, как хотели бы справить?
— Пока решили, что будет вечер в Московском доме национальностей на Басманной. Я вообще-то не люблю юбилеи, а сейчас приходится ходить на празднества такого рода к своим друзьям. 60 лет я справляла в Благовещенске, на фестивале «Амурская осень». Ну а сейчас дома, конечно, будем праздновать.
— Если не секрет, какие подарки хотели бы получить?
— Хочу, чтобы дети подарили мне хороший курс английского языка и новый айпад. Мы ведь все сейчас без этого не можем — век техники. Хотя и добрые человеческие отношения, конечно, никто не отменял…
Игорь Корнеев, Фото из архива Н. Аринбасаровой и ЭПСИЛОН/PHOTOXPRESS.RU
Государственная национальная политика
Карелия получит 700 тысяч рублей на укрепление единства российской нации
Автор: Автор не указан
Издание: ИА Республика Карелия, 15.07.2016
Карелия получит федеральные деньгив в рамках реализации федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 — 2020 годы)». Это стало возможно благодаря подписанию соглашения с Федеральным агентством по делам национальностей.
Объем субсидии — 694,20 тысяч рублей передается в рамках реализации федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 — 2020 годы)».
Получить эти деньги удалось благодаря реализации на территории Карелии подпрограммы «Сохранение единства народов и этнических общностей Карелии на 2014-2020 годы».
За счет средств субсидии планируют провести образовательную сессию для государственных и муниципальных служащих, представителей национальных общественных объединений и некоммерческих организаций. Также пройдет Форум народов Карелии, будут созданы ролики социальной рекламы, издана книгу «Избранные сказки Ф.Н. Свиньина» и сборник статей межрегионального семинара по традиционным знаниям и вепсскому национальному фольклору и II краеведческой конференции «Лонинские чтения».
Государство усилит меры поддержки коренных малочисленных народов
Автор: Автор не указан
Издание: ЭФКАТЕ, 15.07.2016
Такое заявление сделал заместитель руководителя федерального агентства по делам национальностей Андрей Меженько. Накануне он побывал в аулах Лазаревского района, где проживают представители адыгского этноса. Инициатором этой рабочей поездки стал член общественной палаты России, директор института стран СНГ Константин Затулин.
Лазаревский район. Мост через реку Шахе. Именно здесь представители адыгской общины встречали гостей — члена общественной палаты РФ Константина Затулина и заместителя руководителя федерального агентства по делам национальностей Андрея Меженько. На одной из предыдущих встреч местные жители попросили Затулина привлечь внимание федеральных властей к решению давних проблем Шапсугского населения. Главная из которых — ограничения в землепользовании. И вот долгожданный визит. После знакомства с историческими достопримечательностями в ауле Шхафит, гости побывали в штаб-квартире общественного движения «Адыгэ Хасэ» и редакции газеты «Шапсугия». Здесь бережно хранят традиции этого малочисленного коренного народа. Не упускают из виду и проблемы, с которыми он сегодня сталкивается. Свой быт, своя культура и язык. И назревшая необходимость сохранить свою исконную среду обитания.
Маджид Чачух, председатель общественной краевой организации » Адыгэ Хасэ»: Без согласования с нами, местными жителями, начинают использовать природные ресурсы, что наносит ущерб природной среде, исконное среде обитания, экологической среде. Люди возмущались, что ведётся добыча гравия в промышленных масштабах, это ведёт к серьёзным последствия экологическим. А нашего участие никакого нет”
Разрабатывают карьеры, рубят лес, а местным жителям остаётся только молча наблюдать за происходящим. Дело в том, что аулы, в которых сегодня живут Шапсуги, не вошли в перечень мест традиционного проживания коренных малочисленных народов. А значит, в правовом смысле — они беззащитны. Собственно, чтобы наделить эту этническую группу законными правами и приехал по просьбе директора института стран СНГ Константина Затулина представитель федерального агентства по делам национальностей.
Андрей Меженько, заместитель руководителя федерального агентства по делам национальностей: «Поездка была очень продуктивной, мы посетили школу, где изучается адыгский язык, посмотрели инфраструктуру населённых пунктов. Теперь у нас с активом общественной организации «Адыгэ Хасэ» налажено взаимодействие. Вместе с ними будем думать, как сделать нашу жизнь лучше».
В помощь местным жителям и программа поддержки малочисленных коренных народов. Её на данный момент разрабатывает это федеральное агентство. А вот как раз представитель коренного малочисленного народа — шапсуг Айса Ачмизов. Он — основатель этнотуризма в Сочи. За чашкой Шапсугского чая знакомит гостей с историей своей семьи и народов черноморского побережья Кавказа. Через дорогу от его дома — образцово-показательная чайная плантация. Он обрабатывает её за свой счет. Это, пожалуй, одна из немногих территорий бывшего совхоза, которая используется эффективно и по назначению.
Константин Затулин, член общественной палаты РФ, директор института стран СНГ: Метод отдать часть их земли в субаренду не проходит, потому что есть ограничения по срокам субаренды и люди не готовы на 11 месяцев брать землю, которая принесёт плоды только через несколько лет. Здесь необходимо вносить изменения. Но прежде всего надо у неэффективного собственника отобрать ту землю, которую он не использует».
Но это вопрос ни одного дня, конечно. Побывав в аулах Калеж, Хаджико, Большой Кичмай, делегация отправляется в Тхагапш, перенесший в начале июня удар стихии. Сегодня жизнь этого населённого пункта возвращается в привычное русло. Работы по ликвидации последствий наводнения — практически завершены. Накануне жители устроили для тех, кто помог им в трудные минуты, праздник.
Мурдин Тешев, почётный председатель общественной краевой организации «Адыгэ Хасэ»: Все национальности города независимо о того, кто они — грузины, греки, армяне, русские — вложили физический труд. В резиновых сапогах разгребали эту грязь”.
Константин Затулин, член общественной палаты РФ, директор института стран СНГ: Я видел, что здесь происходило. Трудно было себе представить тогда, что это будет в таком виде сегодня. Вы совершенно правы».
Между тем, ещё есть над чем поработать. К примеру, отремонтировать здание администрации, которая первой приняла удар стихии. Не пощадила большая вода и детскую площадку. Впрочем, некоторые вопросы, которые также курировал Константин Затулин, уже решены. Так, в том же Большом Кичмае накануне возобновились поездки к 33 водопадам. Компромиссное решение между перевозчиками — для которых работа на туристическом маршруте — основной сезонный заработок — и правоохранительными органами, отвечающими за безопасность перевозок было найдено.
Деятельность региональных органов власти
На взаимодействия различных национальностей и конфессий в Ленобласти истратят 550 тысяч рублей
Автор: Автор не указан
Издание: 47 новостей, 14.07.2016
Областной комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям (МСУ) стал заказчиком мероприятий, направленных на развитие взаимодействия представителей различных национальностей и конфессий, представленных на территории Ленинградской области.
Соответствующий электронный аукцион с начальной ценой лота — 550 тысяч рублей, был объявлен по заказу комитета по МСУ 13 июля. Заявленная цель закупки — «поддержание стабильной общественно-политической обстановки в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений на территории Ленобласти, укрепление межэтнического и межконфессионального сотрудничества».
Согласно техзаданию, исполнитель будет обязан организовать 3 конкурса среди учащихся образовательных организаций профессионального образования, рассчитанных на 150 участников. Конкурсы посвящены 75-летию начала Великой Отечественной войны и направлены «на укрепление связей между разными поколениями, сохранение памяти об истории и подвиге народов в ВОВ».
Заявки на участие в аукционе можно подавать до 21 июля.
Ленобласть потратит 550 тысяч рублей на 3 межэтнических конкурса для молодежи
Автор: dglo.ru
Издание: Деловая газета Ленинградской области, 15.07.2016
Областной комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям (МСУ) разместил электронный аукцион на проведение в Ленобласти мероприятий, направленных на взаимодействие представителей различных этносов и конфессий. Начальная цена лота – 550 тысяч рублей. Цель закупки — поддержание стабильной общественно-политической обстановки в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений на территории 47-го региона, укрепление межэтнического и межконфессионального сотрудничества.
Согласно техническому заданию, исполнитель должен будет организовать 3 конкурса на 150 участников среди учащихся техникумов и колледжей. Конкурсы посвящены 75-летию начала Великой Отечественной войны и направлены на укрепление связей между разными поколениями, сохранение памяти об истории и подвиге народов в ВОВ. Заявки на участие в аукционе можно подавать до 21 июля.
Укрепление межнациональных отношений
В Южном округе в эти выходные пройдет праздник межнациональной дружбы
Автор: Автор не указан
Издание: Префектура ЮАО г. Москвы, 14.07.2016
В Москве массово отметили День семьи, любви и верности. Одной из главных площадок стал государственный музей-заповедник «Царицыно», где Объединенная редакция интернет-изданий Южного округа провела акцию «Главное в жизни». После теплого семейного праздника москвичей ждет день межнациональной дружбы. Где в ЮАО устроят Сабантуй и соберутся лучшие райдеры столицы, узнаете из нашей постоянной рубрики «Культпоход».
В музее-заповеднике «Коломенское» в шестой раз пройдет общегородской праздник Сабантуй в эту субботу, 16 июля. Гостей ждет разнообразная программа: концерт мастеров искусств Москвы, Татарстана и Башкортостана, конкурсы и игры для всей семьи, ярмарка национальных сувениров и, конечно, гвоздь программы любого Сабантуя – борьба на поясах.
Также на территории музея-заповедника установят импровизированную татарскую деревню, где за плетеной изгородью будут представлены деревянная изба с надворными постройками.
Отметим, что московский Сабантуй – традиционно самый массовый из всех проводимых праздников плуга. Ежегодно его посещают более 150 тысяч жителей и гостей столицы. Это семейный праздник с многовековыми традициями. В этом году он пройдет в 57 регионах России и 27 странах ближнего и дальнего зарубежья. Празднование в Коломенском начнется в 11:00. Вход свободный.
Для любителей духовой музыки 17 июля в музее-заповеднике «Коломенское» начнется музыкальный фестиваль под открытым небом. Организаторы отмечают, что все желающие послушать классику могут собраться на лужайках напротив Дворца царя Алексея Михайловича и насладиться не только живым звуком, но и прекрасными видами. Оркестр «Music-brass» выступит для гостей музея-заповедника в 15:00.
В культурном центре ЗИЛ 16 июля проведут дискуссию, посвященную 145-летию со дня рождения Марселя Пруста. Вести беседу будут переводчики Елена Баевская и Наталия Мавлевич. Они ответят на вопросы, чем актуален Пруст сегодня, какова история восприятия писателя в России, Франции и Америке, какова его читательская аудитория в современном мире и зачем снова переводить его творчество.
Гости смогут увидеть фрагмент пьесы Леонида Десятникова «Du cote de chez Swann» в исполнении Полины Осетинской, а также фрагменты фильмов, поставленных по произведениям автора. Начало мероприятия в 16:00. Вход по предварительной регистрации на сайте.
В музее-заповеднике «Царицыно» в эти выходные откроют летний сезон прогулок.
«Мы возрождаем традицию долгих медитативных прогулок и концертов в Царицынском пейзажном парке, возвращаем звучание его легендарным уголкам, воссоздаем атмосферу романтичных прогулок начала XX века», — отметили в пресс-службе «Царицыно».
Также организаторы отметили, что в павильоне «Миловида» можно будет услышать исполнение Федора Шаляпина, который выступал здесь в начале ХХ века: пластинки с уникальными записями русского баса из коллекции Сергея Лемешева будут звучать на старинном патефоне. Участие в прогулке бесплатное.
В парке «Садовники» в эту субботу, 16 июля в очередной раз соберутся лучшие райдеры со всей Москвы. Здесь пройдет второй ежегодный скейт-контест B-ACTION.
С 13:00 до 21:00 спортсмены будут демонстрировать разные стили катания на доске и экстремальные трюки. Победители соревнований получат ценные призы: денежный сертификат на сумму 50 тысяч рублей, фото- и видеокамеры, скейтборды и другое оборудование для катания, поездку в спортивный лагерь B-action Camp в Сочи.
Отметим, что в скейт-контесте B-ACTION участие может принять любой желающий. Предварительная регистрация не требуется.
Сабантуй превратился в многонациональный праздник – Фарид Мухаметшин на празднике плуга в Москве
Автор: Татар-информ
Издание: Татар-информ, 17.07.2016
Московский Сабантуй посетили более 160 тыс. жителей и гостей столицы.
(Москва, 17 июля, «Татар-информ»). Сегодня в Москве жители и гости города отмечают народный праздник Сабантуй. Шестой год подряд торжество проходит на одном из исторических мест столицы России — в музее-заповеднике «Коломенское».
Официальными гостями общегородского праздника стали Председатель Государственного Совета Татарстана Фарид Мухаметшин, заместитель Премьер-министра РТ — полномочный представитель республики в Российской Федерации Равиль Ахметшин, заместитель Премьер-министра Башкортостана Ирек Мухаметдинов, заместитель руководителя Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма Москвы Виталий Сучков, мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев, первый заместитель председателя Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман России Рушан хазрат Аббясов, председатель оргкомитета московского Сабантуя, руководитель Региональной татарской национально-культурной автономии Москвы Фарит Фарисов, послы многих зарубежных стран. Об этом сообщает пресс-служба Полпредства РТ в РФ.
Виталий Сучков зачитал приветствие участникам и организаторам праздника от имени мэра Москвы Сергея Собянина. В обращении главы города говорится: «Дорогие друзья, сердечно приветствую вас на празднике Сабантуй! Этот замечательный праздник, вобравший в себя традиции, обычаи и достижения татарского и башкирского народов, отражает стремление людей к гармонии с природой, символизирует их надежды на хороший урожай и благополучие. Наш московский Сабантуй с каждым годом становится все ярче и интереснее. Праздник занял достойное место в сердцах москвичей, которые прекрасно проводят время и отдыхают всей семьей в атмосфере дружбы, веселья и душевного человеческого общения. В этом году представители татарской и башкирской общественности Москвы, наши друзья из регионов России подготовили много мероприятий, раскрывающих красоту, богатство и уникальность своих национально-культурных традиций. Добрый, светлый Сабантуй в музее-заповеднике «Коломенское» вновь подарит нам радость и незабываемые впечатления, будет способствовать сбережению межнационального мира и согласия в нашей любимой Москве. Желаю вам, дорогие друзья, прекрасного настроения, здоровья и благополучия!»
От своего имени чиновник отметил, что Сабантуй — это не только праздник татар и башкир, это праздник многонациональной России и Москвы, подчеркнув, что в столице страны проживают представители более 160 национальностей.
О том, что Сабантуй превратился в многонациональный праздник, сказал и Фарид Мухаметшин. «Сегодня на праздник собираются представители разных народов — татар, башкир, русских и десятков других, чтобы встретиться, пообщаться, узнать как дела, порадоваться, что живы и здоровы, крепко стоим на ногах. Люди приводят своих детей, чтобы на следующем майдане уже гулять свадьбы. Так живет мой народ — татарский, так живет и башкирский. И мы горды тем, что лучшие традиции, которые есть у каждого народа, мы стараемся сохранить: и язык, и музыку, и песни, и одежду, и национальную кухню. Они, как вы обратили внимание, ярко проявляются на таких самобытных праздниках, как Сабантуй», — сказал он.
Председатель Госсовета РТ передал оргкомитету праздника приветственное письмо от Президента Татарстана Рустама Минниханова, в котором выражены слова благодарности Правительству Москвы — за содействие в проведении праздника, организаторам и участникам.
«Но сегодня особый колорит праздника еще и в том, что среди нас присутствуют послы ряда государств. Вместе с нами на московском майдане послы Бахрейна, Кыргызстана, Узбекистана, дипломаты из Кубы, Мальты, Бельгии, Молдовы, Германии, Кореи, представители посольства США», — подчеркнул Ф.Мухаметшин.
Официальные гости посетили импровизированные татарские и башкирские этнофольклорные деревни, где их встречали национальными песнями и танцами, угощали лучшими блюдами и изделиями своей кухни. С большим удовольствием и интересом они приняли участие в конкурсах и играх.
Также представители Москвы, Татарстана и Башкортостана на борцовском майдане поздравили участников с началом состязаний по национальной борьбе на кушаках. «Издревле в борьбе на поясах, на кушаках ребята мерились своими силами. Сегодня этот вид спорта представлен на российских сабантуях. Хочу пожелать участникам хорошей борьбы, воли и упорства, мастерства и терпения. И, конечно же, пусть победит сильнейший!» — обратился к борцам Мухаметшин.
Москвичи и гости столицы стали собираться на праздник с 10 часов утра. Они активно участвовали в различных национальных играх и конкурсах, знакомились и приобретали изделия декоративно-прикладного искусства, национальные сувениры, выпечку, сладости. На нескольких сценах была организована разнообразная концертная программа с участием мастеров искусств Москвы, Татарстана и Башкортостана.
Давний партнер московского Сабантуя, город Набережные Челны, и в этом году помимо импровизированной татарской деревни, где за плетеной изгородью представлены деревянная изба с натуральными надворными постройками, привез автомобиль «КАМАЗ», участвовавший в ралли «Дакар». Москвичи с удовольствием фотографируются на фоне легендарного автомобиля.
Также в татарской деревне можно посетить мастер-классы по кожаной мозаике, гончарному мастерству, посоревноваться в ловкости: поймать в большой бочке рыбу голыми руками, пострелять из лука, принять участие в спортивных состязаниях. Много разнообразных площадок с увлекательными конкурсами организаторы подготовили и для детей.
Хорошему настроению гостей праздника способствует и жаркая летняя погода. Праздник посетили более 160 тыс. москвичей и гостей столицы.
Осветить мероприятие приехали представители ведущих федеральных и московских СМИ: «Первого канала», ТВЦ, «Москвы 24», «Коммерсанта», «Российской газеты», «Аргументов и фактов», МИА «Россия сегодня», Агентства новостей «Москва» и других.
Московский Сабантуй организовали Правительство Москвы, Полномочное представительство РТ в РФ, Полномочное представительство РБ при Президенте РФ, Татарская национально-культурная автономия Москвы, администрация Набережных Челнов, Московский историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Коломенское».
Праздник продлится до 21.00 и завершится молодежной дискотекой.
Диаспоры и землячества
Узбекская диаспора Карелии рассказала главе республики о жизнеустройстве узбеков
Автор: Автор не указан
Издание: ca-news.org, 15.07.2016
Глава Карелии Александр Худилайнен провёл встречу с представителями Карельского отделения Общероссийской общественной организации по содействию в сохранении национально-культурных ценностей узбеков и народов Узбекистана Ядгарбеком Мухтаровым и Акмалом Кахоровым. Об этом сообщил официальный интернет-портал Республики Карелия.
Цель деятельности организации – сохранение национальной самобытности, развитие языка, образования и культуры узбеков, узбекистанцев, проживающих в Российской Федерации и Республике Карелия, укрепление межнациональных отношений и дружбы между народами Российской Федерации и Республики Узбекистан, предотвращение социальных, межнациональных и межрелигиозных конфликтов.
Гости рассказали руководителю региона о жизнеустройстве узбеков в Карелии, о семейных праздниках и традициях. По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, численность узбеков в Республике Карелия – 554 человека, однако, по словам Ядгарбека Мухтарова, сегодня, с учётом прибывших в Карелию и вставших на миграционный учет трудовых мигрантов, число граждан Узбекистана, находящихся в республике, составляет около одной тысячи человек.
Как отметил Министр Республики Карелия по вопросам национальной политики Андрей Манин, представители узбекской диаспоры являются участниками общественно-государственной инициативы «Маршрут дружбы по районам Карелии», мероприятий в сфере социально-культурной адаптации мигрантов. Кроме того, Ядгарбек Мухтаров — член Консультативного совета по вопросам взаимодействия с национальными общественными объединениями при Министерстве Республики Карелия по вопросам национальной политики, Совета национальных общественных объединений при Главе Петрозаводского городского округа.
Александр Худилайнен поинтересовался возможностью участия узбеков в запланированном на 6 августа празднике «Сабантуй объединяет друзей», подготовкой которого занимается «Общество татарской культуры «Чулпан» при поддержке Министерства Республики Карелия по вопросам национальной политики и Администрации Петрозаводского городского округа. Представители Карельского отделения Общероссийской общественной организации по содействию в сохранении национально-культурных ценностей узбеков и народов Узбекистана заявили о готовности поддержать столь яркий и интересный праздник.
На вопрос Главы Карелии о ближайших планах узбекской диаспоры, Ядгарбек Мухтаров ответил: «Жить и работать! Карелия по праву считается многонациональной, доброй республикой. Здесь не звучит слово «понаехали», а это очень важно для всех нас».