Московский дом национальностей | Дайджест от 15 июля 2017
Дайджест от 15 июля 2017
 

Московский дом национальностей

Многонациональный праздник «Абрикос» собрал около 30 000 гостей

Автор: Департамент национальной политики и МС г.Москвы

Издание: Департамент национальной политики и МС г.Москвы, 11.07.2017

Ежегодный Многонациональный праздник «Абрикос» прошел 9 июля в Парке искусств «Музеон». В этом году, несмотря на прохладную погоду, в празднике приняли участие около 30 000 человек.

Красочный праздник «Абрикос» стал еще одной интересной и яркой традицией, так полюбившейся москвичам и гостям столицы. В этом году праздник прошел уже в четвертый раз. Мероприятие было организовано Союзом армян России при поддержке Правительства Москвы, Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, Министерства культуры Российской Федерации и Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН).

На официальной церемонии открытия праздника Президент Союза армян России, член Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, Посол доброй воли ЮНЕСКО Ара Абрамян отметил, что «Праздник «Абрикос» — это праздник для москвичей и гостей нашей любимой столицы. Он нас объединяет и создает атмосферу добра, сплоченности, дружбы, согласия и мира. Все это очень важно для многонациональной Москвы — города, руководство которого уделяет огромное внимание вопросам гармонизации межнациональных отношений».

Руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Виталий Сучков с приветственным словом обратился ко всем присутствующим и зачитал послание Мэра Москвы Сергея Собянина, адресованное организаторам, участникам и гостям Многонационального праздника «Абрикос».

«Символами московского праздника «Абрикос» являются гостеприимство, дружба и единство народов, которые являются хранителями своей истории, неповторимого национального колорита и национально-культурных традиций», — отмечалось в послании Мэры Москвы.

На открытии также выступили Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Армения в Российской Федерации Вардан Тоганян, председатель Комитета Госдумы Российской Федерации по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов, первый заместитель председателя Комитета Госдумы Российской Федерации по делам СНГ Константин Затулин, сопредседатель движения «Бессмертный полк», депутат Госдумы Российской Федерации Николай Земцов, председатель Совета Ассамблеи народов России Светлана Смирнова, член Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям Владимир Зорин, политолог Андраник Мигранян, Чрезвычайный и Полномочный Посол СССР, фронтовик, первый вице-президент Союза армян России Георгий Тер-Газарянц.

В мероприятии приняли участие руководители более пятидесяти региональных отделений Союза армян России, члены Президиума Ассамблеи народов России, руководители национально-культурных автономий и общественных организаций, члены Общественной палаты Российской Федерации и представители посольств иностранных государств.

Символом праздника является абрикос – сладкий фрукт, издревле неразрывно связанный с Арменией. Согласно легенде, первую абрикосовую косточку Ной нашел на склоне горы Арарат. Именно из абрикосового дерева изготовлен уникальный и один из древнейших духовых музыкальных инструментов в мире – дудук, который в этот день звучал со сцены в исполнении выдающихся армянских дудукистов.

Праздник «Абрикос» по праву носит название многонационального. С 10 утра и до позднего вечера на территории парка творческие коллективы из Москвы и других субъектов Российской Федерации рассказали москвичам и гостям столицы об искусстве, традициях и современной жизни своих народов. У гостей также была возможность прогуляться по «Восточному базару» и насладиться сочными армянскими абрикосами, накануне привезенными спецрейсом из Еревана.

Особую атмосферу праздника и замечательное настроение создавали не только угощения в виде отборных абрикосов, но и насыщенная культурная и развлекательная программа: различные мастер-классы, турниры по нардам, шахматам и домино, спектакли для детей, выступления клоунов и канатоходцев.

Всех посетителей праздника ждала яркая концертная программа, в которой наряду с известными армянскими коллективами и исполнителями, такими как Норайр Барсегян, Маргарита Позоян, Армен Авджян, ансамбли «Цветы Армении», «Айордик», «Ташир», приняли участие замечательные артисты и коллективы, представляющих культуру народов мира: хор грузинского многоголосия «Акапелла-Сакартвело», Этери Бериашвили, «Кыргыз ыныры», танцевальный коллектив Греческого культурного центра, победители Всероссийского фестиваля музыкального творчества МВД России «Щит и меч», ансамбль индийского танца «Лила Прем», хор Марии Струве и многие другие.

Каков праздник, таков и урожай

Автор: Елена Богданова

Издание: 100lichnost.ru, 11.07.2017

По чувашским обычаям веселиться нужно не меньше недели

Этот праздник нагружен ритуалами так, что справлять его приходится несколько дней, как деревенскую свадьбу, иначе просто не успеть оказать почести всем богам и духам. Зато обилие т­радиций позволяет близко познакомиться с народом и практически сродниться с ним. Итак, отмечаем чувашский Акатуй!

Гадание на яйцах и полотенцах

За несколько дней до него по улицам разъезжают юноши верхом на конях, в руках у них длинные шесты, к которым девушки привязывают вышитые рушники и пояса. Ещё в Акатуй принято гадать на яйцах и палках. Делается это так: выйдя в поле, кидаешь яйцо, и, если оно не разбилось, можно ждать богатого урожая хлебов. А бросив палку, нужно стараться, чтобы она ни в коем случае не упала на линию восток — запад: это дурной знак.

Правда, трудно себе представить всадников, увешанных полотенцами, на московских улицах, или прохожих, швыряющих палки в парке. Тем не менее Акатуй уже не в первый раз отмечают в столице, и он пользуется успехом у москвичей.

«В нашем городе каждый месяц проходит несколько подобных мероприятий, — сказал руководитель столичного Департамента национальной политики и межрегиональных связей Виталий Сучков. — Для нас очень важно, чтобы все жители чувствовали себя в Москве как дома. А праздники отлично укрепляют дружбу и взаимопонимание между людьми».

В этом году Акатуй гремел в Московском доме национальностей, и каждый прохожий мог зайти в гостеприимный двор, послушать песни, принять участие в общем хороводе, полюбоваться костюмами и купить себе затейливую чувашскую рубаху.

Как и большинство этнических традиций, Акатуй тесно связан с сельскохозяйственными работами. Но что в этом деле важнее — начало или конец, первая борозда или последняя, вспашка или сев? Разумеется, любой этап имеет огромное значение, поэтому чувашский праздник охватывает весь период посевных работ.

Волна добра накрыла страну

«Акатуй уже прошёл и в Ч­ебоксарах, и во всех регионах Чувашской республики, а последними его отмечают Москва и Нижний Новгород, — рассказал руководитель московской чувашской автономии Анатолий Григорьев. — На него люди всегда приходят с открытой душой и с хорошим настроением. Таким образом волна добра прокатилась чуть ли не по всей стране!»

«Этот праздник пришёл к нам из незапамятных древних времён, — отметил полномочный представитель Чувашской Республики при Президенте РФ Юрий Акиньшин. — Его отмечают люди, которые выше всего на свете ценят и почитают основу самой жизни — хлеб. И такое отношение к хлебу передаётся у нас в Чувашии из поколения в поколение. А мне хочется пожелать одного: пусть колосятся наши нивы, пусть богатеет наша земля».

По правде сказать, Чувашия и богатеет. По словам президента федеральной национально-культурной автономии «Чуваши России» Леонида Черкесова, сегодня республика динамично развивается: «Из года в год всё меньше становится необрабатываемых земель. Сельское хозяйство наращивает обороты. Недавно прошедший экономический форум показал, что Чувашия заняла достойное второе место по инвестиционной привлекательности среди регионов России. Это говорит о том, что у нас большой потенциал».

Хоровод один на всех. Как москвичи находят и делу время, и празднику свободный час

Автор: Елена Воронова

Издание: 100lichnost.ru, 11.07.2017

Этнические праздники стали таким же неотъемлемым достоянием и даже достопримечательностью Москвы, как, скажем, Кремль или Останкинская башня. В огромном городе, где живут представители многих национальностей, люди не только трудятся бок о бок, они ещё и отдыхают все вместе, с удовольствием знакомясь с традициями соседей.

О том, как проводятся в российской столице национальные торжества, на днях говорили участники Московского координационного совета региональных землячеств при Правительстве Москвы. Понятно, что традиции и обычаи у каждого народа свои, а вот рецепты успешного проведения мероприятий один на всех.

В Удмуртию, к Деду Морозу

В Удмуртской Республике проживают 100 национальностей. «Поэтому вопрос о том, как сохранить этническую идентичность и при этом остаться добрыми друзьями и соседями, у нас всегда актуален, — сказала заместитель постоянного представителя главы Удмуртской Республики при Президенте РФ Любовь Амбарцумян. — Многие народности, живущие в Удмуртии, имеют свои праздники, каждый из которых по-своему прекрасен. И некоторые из них мы отмечаем в столице, потому что нам очень хочется познакомить москвичей с самобытностью удмуртского народа, с нашим научным и промышленным потенциалом.

Удмуртия, кроме того, обладает не до конца раскрытыми туристическими резервами, мы всегда готовы принять гостей и показать им лучшие уголки нашей республики. У нас есть то, чего нет ни у кого. Знаете, как зовут удмуртского Деда Мороза? Тол Бабай. В прошлом году он приезжал в Москву, рассказывал о наших обычаях, приглашал к себе в гости. А результатом этих встреч стал увеличившийся зимой поток туристов!

Нам есть что рассказать и о наших земляках. Например, своим мы считаем оружейника Михаила Калашникова, который долгое время жил и работал в Ижевске.

Мы хотим, чтобы Удмуртия была узнаваема, — ведь у нас чудесные края, где есть что посмотреть! А мы в свою очередь знаем, как встретить гостей и сделать их путешествие к нам незабываемым».

Уютные посиделки для друзей

Пойти другим путём решили представители Республики Коми. «Для организации больших, масштабных мероприятий мы пока не созрели, — пояснил председатель региональной общественной организации «Землячество Коми» Николай Рулёв. — Поэтому мы устраиваем локальные встречи по интересам, собираем единомышленников и проводим уютные празднества. Например, мы приглашали в российскую столицу директоров библиотечных систем республики, где коллеги общались и делились опытом. А весной на площадке Московского дома национальностей мы отметили праздник Коми гаж, на котором все желающие могли познакомиться с культурой и историей, с языком и традициями региона. Коми гаж был организован в формате посиделок, и все были очень довольны — будто в гостях побывали! Подобные события позволяют нам не только дарить людям радость, но и открывать новые имена».

Поиграли на варгане

Наши предки были уверены, что Новый год в Якутии наступает летом, когда наконец-то приходит тепло и можно начинать земледельческий сезон. «Ведь зима у нас длинная, холодная, но тем веселей летний праздник Ысыах, который знаменует начало лета, — отметила член региональной общественной организации «Якутское земляче­ство», руководитель Управления по социальным вопросам, межрегиональным связям и связям с общественностью постоянного представительства Республики Саха (Якутия) при Президенте РФ Ольга Быкова. — В Москве мы празднуем его уже 11 лет, по сложившейся традиции это происходит в парке «Коломенское». Там даже установлен символ якутского гостеприимства «сэргэ» — ритуальный столб, коновязь, один из главных элементов этого праздника. Ежегодно сотни москвичей приходят на Ысыах, из Якутии приезжают делегации по 100-150 человек, и гостей собирается всё больше! В этом году впервые на московском празднике мы провели конкурс «Длинная коса» и соревнование по игре на варгане. Кстати, в нём принимало участие много москвичей — оказывается, здесь это популярный инструмент!

По традиции Ысыах заканчивается общим хороводом «осуохай», когда все участники собираются в единый круг. Похоже, наш «круг» всё шире: в этом году кроме Якутска и Москвы его праздновали Калининград и Сибирь.

Шумбрат, Мордовия!

Национальные праздники — любимая тема. «Почему? Мы их ценим, умеем проводить и очень хотим, чтобы москвичи как можно ближе познакомились с нашим народом, — поделилась член региональной общественной организации «Мордовское землячество», директор Центра мордовской культуры Постоянного Представительства Республики Мордовия при Президенте РФ Лидия Круглова. — Ведь основа любого праздника — не только развлечение, а прежде всего познание, потому что через торжества, через традиции мы представляем свою культуру, позиционируем собственную самобытность и уникальность. Думаю, что проведение любого этнического праздника в таком мегаполисе, как Москва, где представлены едва ли не все народности мира, — важная и необходимая миссия, в которой заинтересованы все, в том числе и сами москвичи. Мы и так всё про себя знаем, но нам хочется, чтобы нас узнала столица!

В Мордовии есть три больших праздника, к которым нам хочется приобщить и москвичей. Это прежде всего Масленица по-мордовски, которая напоминает русскую, но всё же имеет свои особенности. Мы уже проводили её, правда, не с общегородским размахом, а локально, по-семейному, в университете им. Плеханова. А на День народного единства мы проводим песенный фестиваль, приглашая на него представителей других диаспор. Кстати, нам совсем несложно устраивать праздники в столице, потому что здесь у нас пять прекрасных самодеятельных творческих коллективов, которые с удовольствием принимают участие во всех мероприятиях.

Третий наш национальный праздник — Шумбрат, на мордовском языке это слово означает «здравствуйте». Впервые отметили Шумбрат в Москве в 2012 году, приурочив его к 1000-летнему юбилею присоединения Мордовии к России. В этом году 26 августа всех приглашаем приехать в парк «Кузьминки» и присоединиться к нашему веселью.

Без сомнения, праздники очень нужны — иначе как мы будем узнавать друг друга? Ведь это — лёгкий, весёлый, красивый и самый простой способ познакомиться».

Государственная национальная политика

Президиум Совета по межнациональным отношениям утверждает концепцию будущего закона о единстве российской нации

Автор: Пресс-служба Общественной палаты РФ

Издание: Общественная палата РФ, 10.07.2017

Вопрос о роли и языке русского народа вызвал дискуссию на заседании президиума Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ. В числе прочих вопросов обсуждалась концепция правового акта, регулирующего отношения в сфере укрепления единства многонационального народа РФ (российской нации), инициативу которого поддержал ранее Президент Владимир Путин.

Светлана Кузнецова: «Считаю очень правильным намерение закрепить роль русского народа как государствообразующего. Более того, как эксперт Комитета по делам национальностей Госдумы РФ VI созыва я принимала непосредственное участие в разработке стратегии госнацполитики. Еще тогда шли жаркие дискуссии по этому вопросу. Замечательно, что сейчас русскому народу отведено то место, которое он занимает по факту.

Предполагается, что правовой акт будет способствовать решению двух задач: укреплению единства и сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов России. И это верно даже с общефилософской точки зрения.

Однако, на мой взгляд, на данный момент в России отсутствуют механизмы межрегионального взаимодействия внутри страны с учетом специфики отдельных субъектов РФ. Это является причиной межнациональной напряженности во многих регионах. Поэтому я считаю необходимым обратить особое внимание на создание системы «внутренней дипломатии», способствующей гармонизации межнациональных отношений внутри России.

Необходима определенная доля унификации в сфере межнациональных отношений, а именно создание базовых моделей межкультурных коммуникаций между представителями народов внутри России. Только в этом случае мы сможем грамотно балансировать в интересах России как единого государства и входящих в его состав народов».

Деятельность региональных органов власти

Татарстан просит Кремль подумать о продлении договора

Автор: Елена Мухаметшина, Ольга Чуракова

Издание: Ведомости, 11.07.2017

Ради этого республиканские депутаты готовы поправить свою конституцию

Татарстан просит Кремль подумать о продлении договора (на фото: президент Татарстана Рустам Минниханов и президент России Владимир Путин) Алексеи? Насыров / ТАСС

Депутаты Госсовета Татарстана во вторник обратились к президенту России Владимиру Путину с просьбой сохранить статус президента республики и создать комиссию для обсуждения правовых вопросов, которые позволили бы разрешить ситуацию с продлением договора о разграничении полномочий между Россией и Татарстаном (см. врез). На заседании присутствовали президент Рустам Минниханов и экс-президент, госсоветник Татарстана Минтимер Шаймиев.

Председатель госсовета Фарид Мухаметшин выразил мнение, что комиссия позволила бы «поработать над будущим нашей республики, имея в виду, что договор подразумевал сглаживание некоторых моментов российской Конституции, которая не была принята на территории Татарстана в свое время». Республика готова привести ряд норм своей конституции в соответствие с российской, добавил он: «Но за основополагающие документы, которые были заложены в конституционное строительство нашей республики, конечно, мы заступаемся и этим обращением информируем и президента». Депутат Николай Рыбушкин напомнил, что заключение договора в свое время стало важным фактором сохранения политической, национальной, межконфессиональной стабильности, а из-за истечения срока договора возникают проблемы с реализацией ряда норм конституции республики. «Никто не скажет, что фактор договора является элементом какого-то сепаратизма или еще чего-то негативного», – добавил депутат Марат Галеев. История вопроса

Борис Ельцин и Минтимер Шаймиев подписали договор о разграничении полномочий в 1994 г. В 2000-е гг. Кремль взял курс на ликвидацию договорных отношений с регионами, но договор с Татарстаном сохранили: его новый вариант был подписан 24 июля 2007 г. сроком на 10 лет.

«В обращении к президенту все написано, что мы будем сейчас комментировать», – заявил «Ведомостям» депутат Госдумы от Татарстана Ильдар Гильмутдинов. Он заверил, что «никакой напряженности не будет, все разрешится в рабочем порядке».

Татарстан – единственный регион, имеющий подобный договор и пост президента республики. В декабре 2016 г. Мухаметшин заявил, что республика будет настаивать на продлении договора, за это выступал и Минниханов. В апреле 2017 г. Шаймиев говорил, что договор может быть продлен без изменений.

Конфликта между Москвой и Татарстаном не будет, считает политолог Аббас Галлямов: «Теоретически местные националисты могут окончательно выйти из-под контроля, поскольку позиция Минниханова еще больше ослабеет. На протяжении многих лет татарская пропаганда использовала тему договора как одно из ключевых доказательств особого положения республики, и по этому ключевому вопросу Минниханов потерпел поражение, при том что его позиции и так ослабели из-за банковского кризиса». В республике могут вырасти протестные настроения и результат кандидата от власти на выборах президента России – 2018 может оказаться ниже, чем этого хотелось бы Кремлю, добавляет эксперт: «Обиды по таким вопросам копятся долго, и, когда окажется, что Минниханов ослабеет окончательно, это припомнят». Кремль мог бы пойти на перезаключение договора, но, видимо, кремлевский куратор внутренней политики Сергей Кириенко «в свое время настрадался, работая полпредом» в Приволжском федеральном округе, и «сейчас это для него символическая победа», заключает Галлямов: «Правда, ошибочно думать, что за это позже не предъявят счет».

Укрепление межнациональных отношений

В Москве прошло расширенное заседание Совета Ассамблеи народов России

Автор: Автор не указан

Издание: fnkaa.ru, 09.07.2017

В столичном Президент-отеле 9 июля состоялось расширенное заседание Совета Ассамблеи народов России (АНР).

В мероприятии приняли участие члены Совета Ассамблеи народов России, члены ЦКС Молодежной Ассамблеи народов России «МЫ-РОССИЯНЕ»,

представители федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, члены Общественной палаты Российской Федерации, члены Совета по межнациональным отношениям при Президенте России, руководители федеральных национально-культурных автономий и объединений, представители экспертного сообщества, СМИ. Среди его участников президент ФНКА АзерРос Мехрибан Садыгова и председатель Региональной НКА азербайджанцев Костромской области Кямран Бабаев.

Открывая заседание, председатель Ассамблеи народов России Светлана Смирнова подвела итоги состоявшихся 27-29 мая 2017 г. VII Съезда Ассамблеи народов России и Первого Съезда Ассамблеи народов Евразии и рассказала об основных направлениях деятельности АНР за текущий период и ее позитивных результатах.

Светлана Смирнова подчеркнула, что проводится определенная работа о придании Ассамблее народов России общественно-государственного статуса и подготовлено по этому поводу обращение к президенту России.

Она также говорила и о недоставках в работе АНР и выразила сожаление, что до сих пор не завершена работа по открытию региональных отделений во всех субъектах РФ. Также была отмечена необходимость усилить работу по привлечению региональных отделений к участияюв общероссийских мероприятиях Ассамблеи и продолжить работу по участию в конкурсах на получение грантовой поддержки не только в президентском фонде, но и в других организациях и фондах.

Также был поднят вопрос о создании Оргкомитета по подготовке и проведению мероприятий, посвященных 20-летию Ассамблеи народов России, и предложены кандидатуры.

На заседании были озвучены кандидатуры на должности первых заместителей и заместителей Председателя Совета Ассамблеи народов России и принято решение по ним. Кандидатура президента ФНКА АзерРос Мехрибан Садыговой в числе других кандидатур была одобрена на должность заместителя председателя АНР.

На мероприятии было принято обращение к Федеральному агентству по делам национальностей (ФАДН) о совместной подготовке к празднованию 100-летия государственного органа по национальной политике: «От Наркомнаца до Федерального агентства по делам национальностей» в ноябре 2017 года и о восстановлении «Портретной галереи руководителей госорганов по вопросам национальной политики», созданной при музее дружбы народов АНР.

Также было объявлено о проведении III Всероссийского конкурса лидеров некоммерческих организаций и общественных объединений, реализующих проекты в сфере государственной национальной политики Российской Федерации совместно с ФАДН и Администрацией Пермского края. Конкурс пройдет в 2 этапа: I-й этап – заочный – с 10 июля по 10 сентября 2017 г. и II-й этап – в рамках Всероссийского форума национального единства в г. Пермь.

В завершение расширенного заседания состоялось награждение по случаю 19-летия Ассамблеи народов России и всех участников мероприятия пригласили принять участие в межнациональном празднике «Абрикос», который проходил Парке искусств «Музеон».

Народы России

В поисках легендарных народов

Автор: Lenta.ru

Издание: Lenta.ru, 11.07.2017

Атланты, гипербореи, гномы и другие народы, о которых рассказывают европейские легенды, всемирно известны. Одни ученые находят доказательства их существования, другие опровергают, про них снимают блокбастеры и пишут бестселлеры… О них и в России знают гораздо больше, чем о своих собственных мифических или полумифических народах, которые то ли существовали когда-то действительно, то ли возникли по тем или иным причинам в народных сказаниях. Тонци, сихиртя, чучуна — мало кто слышал о них, а между тем жители малонаселенных областей России считают, что их по-прежнему можно увидеть.

Ненецкие гномы

Впервые о сихиртя я услышал в Ямало-Ненецком автономном округе от местных ханты и ненцев 10 лет назад.

Охотники и оленеводы говорили о них, как о неотъемлемой и реальной части повседневной жизни. По их словам, сихиртя не какое-нибудь легендарное племя и даже не существовавший много веков назад, исчезнувший к нашим дням этнос, а существа, которые по-прежнему появляются в тайге и тундре.

Охотник-ханты из деревни Зеленый Яр (на западе автономного округа) Юрий Худи рассказывал мне: «увидишь сихиртя, когда идешь на охоту, значит, охота будет очень удачной».

В ямальской тундре можно встретить священные места, о которых ненцы говорят, что это священное место сихиртя. Ненцы их также почитают. Однако особых примет, которые отличали бы этническую принадлежность священного места, нет. О том, что именно здесь поклонялись (или даже продолжают поклоняться) сихиртя, могут рассказать только местные ненцы.

Из описаний ненцев и ханты можно понять, что сихиртя очень похожи на северо-европейских гномов. Обязательно низкорослые (не выше пояса взрослого человека), удачливые охотники и рыболовы, прекрасно ориентируются на местности, живут под землей. К тому же по отдельным сказаниям сихиртя и гномов роднит то, что они умелые кузнецы и прячут клады из серебра и золота. О внешнем облике «ненецких гномов» сведения разнятся: по одним сказаниям, у них монголоидные черты лица, темные глаза и волосы, по другим — «похожи на русских», то есть светлый цвет волос и глаз, европеоидные черты лица.

Занятно, что обнаружение древних погребений уральскими археологами возле уже упомянутой деревни Зеленый Яр в начале 2000-х придала местным ханты и ненцам больше уверенности в существовании сихиртя. Это уникальное открытие: впервые в России почти на полярном круге нашли хорошо сохранившиеся мумифицированные останки людей. Было найдено 11 мумий. Как считают специалисты из Научного центра изучения Арктики, это мужчины-воины и дети. Однако местные жители сочли детские мумии за тех самых сихиртя. В 2002-м археологи откопали очередную детскую мумию. Приблизительно в то же время в деревне умерли несколько человек.

Возник конфликт между местными жителями и археологами. Ханты и ненцы решили, что их близкие умерли, потому что были потревожены погребения и сихиртя и их духи теперь мстят. Раскопки были остановлены. Возобновить их удалось лишь летом 2014 года.

Во время поездки с ненцами по территории Горнохадатинского заказника в 2007 году мне показали «крепость сихиртя». Заказник расположен за полярным кругом на стыке Уральских гор и тундры. Тундра там перемежается с каменными сопками. И вот на склоне одной из таких сопок, на ровной, похожей на полку площадке, ненцы остановились. Объяснили, что это священное место. Ненцы, проезжая возле священного места, делают остановку, чтобы принести небольшую жертву (в том случае ненцы высыпали на землю табак из нескольких сигарет). Нехотя мне рассказали, что тут давным-давно располагалась «крепость сихиртя». От нечего делать я взобрался на вершину сопки и оттуда увидел: вроде бы беспорядочно разбросанные огромные валун формируют вполне конкретные очертания, похожие на русскую крепость-детинец.

На западной стороне Заполярного Урала в 90 километрах от Нарьян-Мара, столицы Ненецкого автономного округа, на берегу Печоры российские археологи открыли Ортинское городище. Датируется VI-X веками нашей эры. Археолог Олег Владимирович Овсянников, руководящий исследованиями Ортинского городища, предполагает, что его населяли те самые сихиртя.

Протоайны и доайны

Долгое время считалось, что первыми Сахалин и Курильские острова заселили айны. Об их происхождении спорят. Были они высокими, с внушительными бородами, а типом лица похожи на обитателей островов южной части Тихого океана. Вблизи или в отдалении от поселений айнов прибывавшие с континента русские, нивхи и иностранные путешественник находили предметы, которые были совершенно не свойственны культуре айнов.

В конце 1880-х на Сахалине оказался Бронислав Пилсудский — народоволец, приговоренный к 15 годам каторжных работ. Он начал заниматься изучением айнов и достиг больших успехов. Именно Пилсудский записал сказания айнов о народе, который жил до них на Сахалине и Курилах. Народ этот они называли «тонцы» (другие версии — «тончи», «коропок-гуру»). Материалы исследований Пилсудского составили труд под названием «Сахалинский календарь и материалы к изучению острова Сахалин».

Одно из сказаний, например, гласит: «Когда айны приехали на Сахалин, то застали там племя, живущее в землянках и делавшее горшки из земли. Называло оно себя «тонцями». Они были невысокого роста, но не совсем малы, волосы и глаза имели черные и не сильно отличались внешним видом от айнов. Платье носили короткое из звериных шкур или из маньчжурских материй; обувь была из нерпы. Ни собак, ни оленей не держали. Тонцы ездили в лодках в Маньчжурию и привозили оттуда товары. Тонцы были вороваты и особенное пристрастие имели к айнским женщинам, которых увлекали к себе, но еще чаще (впрочем, только на севере) насиловали и убивали. Это прощать айны уже не могли и время от времени с тонцями воевали. Вражда и войны с айнами заставили тонцей удалиться, и они уехали на своих лодках с острова».

В 1902-1905 годах Пилсудский уже по поручению Академии наук занимался изучением местных народностей на Сахалине. Был даже награжден за свои работы. Непосредственно среди айнов бывший народоволец прожил два года.

Некоторые айны рассказывали ему, что тонцы продолжают навещать Сахалин. Они прибывают на промысел котиков вместе с американцами. На самом деле на промысел с собой американцы брали алеутов. Из чего Пилсудский заключил, что внешний облик алеутов и тонцев схож — то есть они относятся к монголоидной расе. Позже исследователю его догадку подтвердили нивхи, рассказывавшие, чем тонци промышляли и как выглядели.

Ямы, оставшиеся от землянок тонцев, айны активно использовали для ловли орлов. Клали приманку, обычно — собачье мясо, и закрывали рогожами так, чтобы получился шалаш с отверстиями сверху и по бокам. Промысел добывания орлиных хвостов для украшения стрел японских самураев был на Сахалине в свое время хорошо развит. Айны вообще не питали никакого уважения к следам культуры тонцей, потому что считали их чужим народом.

Что в итоге произошло с тонцами и куда они делись, наукой достоверно пока не установлено. Видимо, частично они действительно были перебиты в вооруженных конфликтах, частично ассимилировались айнами. Поэтому вопрос, считать тонцев доайнским населением Сахалина или протоайнским, и остается дискуссионным.

Следы их пребывания и сегодня можно найти на острове. Каменные топоры и другие рабочие инструменты из камня, остатки гончарных изделий и ямы, оставшиеся от землянок, — свидетельства исчезнувшего некогда этноса.

А был ли чучуна?

В преданиях якутов, эвенков и даже русских старожилов севера Якутии упоминается персонаж под названием «чучуна». Чучуна ростом выше обычного человека, ловок, очень сильный, одевается в звериные шкуры, но разговаривать не умеет. Людей он не трогает — только если из баловства может напугать. Беда от него местным жителям в том, что он ворует домашних оленей и съестные припасы.

В своей книге «Ураанхай Сахалар», изданной в 1937 году, якутский историк и этнограф Гавриил Ксенофонтов писал о чучуна: «Ест мясо в сыром виде. Говорят, с дикого оленя целиком сдирает шкуру, как мы сдираем шкуру с песца. Эту шкуру натягивает на себя. Он будто бы живет в норе, наподобие медведя. Голос у него противный, хриплый и трескучий. Свистит, пугает людей и оленей. Люди встречают его весьма редко, видят убегающим… Лицо у чучуна черное, в нем невозможно разобрать ни носа, ни глаз. Чучуна видят только в летнее время, зимой он не бывает».

В советском журнале «Техника — молодежи» в начале 1980-х годов упоминали о рассказах якутов, живущих в Верхоянском районе, что им доводилось находить скелеты людей «необычайно большого размера». Чаще всего подобные находки совершались якобы в бассейне реки Адычи.

В сказаниях живущего к востоку от якутов малочисленного народа юкагиров тоже фигурирует персонаж, похожий на чучуна. Только называют его иначе — «бродячий чукча». По представлениям юкагиров, это изгнанные или отбившиеся по разным причинам от своих сородичей чукчи, которые стали вести дикий, почти животный образ жизни. А так как юкагиры и чукчи враждуют с давних пор, то бродячие чукчи не решаются просить помощи у юкагиров, но подворовывают необходимое.

В старинных рассказах самих чукчей упоминаются великаны «лолгай». Этнограф Владимир Богораз в исследовании «Чукчи» писал: » (…) Сказки о них похожи на такие же сказки у эскимосов. Один из рисунков, иллюстрирующих эти сказки, изображает великана по имени «Моржовым мясом одетый». Этот великан пришел из-за моря в страну коряков. Он был так тяжел, что везде оставлял следы (…). Однажды он лег спать на открытом месте. Три человека увидели его и поймали, привязав канатами к кольям, вбитым в землю. Потом они убили его своими копьями (…)». Среди традиционных для чукчей изделий из моржового клыка можно увидеть изображения мифологических великанов.

Советский историк и социолог Борис Поршнев был уверен, что истории о чучуна, бродячих чукчах, великанах на Чукотке и прочие подобные сюжеты — это свидетельства существования реликтового гоминоида, то есть существа, находящегося на промежуточной стадии развития между человекообразными обезьянами и человеком. В конце 1950-х советские ученые под руководством Поршнева даже предпринимали попытки найти реликтового гоминоида. Безуспешно. Тем не менее истории о чучуна никуда не делись. Наоборот, возникают новые — о том, как кто-то из охотников, рыбаков или оленеводов в безлюдных горных районах Якутии видел «и не человека, и не медведя».

Самые экзотические этносы, живущие в России

Автор: Николай Сыромятников

Издание: Русская семерка, 11.07.2017

В России живут представители порядка 200 народов. Численность некоторых из них настолько мала, что не дотягивает и до сотни. О существовании большинства таких этносов многие россияне даже не подозревают.

Югов практически не осталось

Данный российский этнос по численности самый уникальный: 7 лет назад данные официальной статистики свидетельствовали, что в нашей стране остался только один юг (остяк), способный говорить на своем диалекте. Раньше представители этого малочисленного народа жили в Сибири (в Туруханском крае, в районе Енисея), селились в берестяных чумах или в полуземлянках, промышляли охотой и рыболовством.

Несчастные кереки

От этого битого судьбой российского народа, проживавшего на Чукотке, осталось всего 8 человек (по данным переписи 2002 г.). В XVIII веке совершенно невоинственным керекам, занимавшимся охотой на морских животных и рыболовством, сильно досталось от коряков и чукчей, которые к тому же воевали между собой. Кереков притесняли и те, и другие: мужчин убивали, а детей и женщин уводили в полон.

Многочисленные разбойные нападения, а также эпидемии болезней резко сократили количество представителей этого народа. К началу ХХ века насчитывалось немногим более 100 кереков, которые к этому времени практически полностью ассимилировались с чукчами.

Первый советский миллионер – черкесогай

Черкесогаи – яркий пример рождения самостоятельного этноса путем смешения двух народностей – армян и адыгов. Черкесские армяне начали массовое переселение на территорию Северо-Западного Кавказа в первой половине XIX века, именно ими был основан город Армавир. Первые же переселенцы-армяне, спасаясь от засилья Османской империи, бежали из Крыма на эти земли еще в XVI веке.

Переняв у коренных жителей этих земель обычаи и нравы и заговорив на черкесском (адыгском) языке, переселенцы-армяне тем не менее остались христианами. Вместе с тем взаимопроникновение культур двух этносов способствовало появлению самостоятельной народности – горских армян (черкесогаев).

Самые известные представители этого этноса – первый миллионер в СССР Артем Тарасов и знаменитый французский писатель Анри Труайя (Левон Тарасов).

Круговерть води

История малочисленных народов России на примере финно-угорского этноса водь в очередной раз подтверждает мысль, что абсолютно неконфликтные по отношению к другим народности чаще всего подвергаются жесточайшим гонениям и массовому истреблению. Появление води на территории современной России (в основном район границы Эстонии и Ленинградской области) историки относят к I–IV векам нашей эры. Для представителей этноса было характерно занятие земледелием, рыболовством и животноводством. В советское время численность этого народа сильно сократилась из-за войны. После Великой Отечественной население води стали насильственно расселять по другим областям, в частности, отправляли в Сибирь. На историческую родину представители этой народности вернулись только в середине 1950-х годов. К 2010 году в России насчитывалось немногим более 60 человек, сохранивших принадлежность к води, больше половины из них живут в Ленинградской области.

Тaзы, пошедшие от китайцев

В первой половине XIX века Уссурийский край начали активно осваивать китайцы. Их в этой местности поначалу интересовал главным образом женьшень. А потом они обратили внимание на удэгеек и нанаек. В результате смешанных браков стали рождаться метисы, которых китайцы называли да-цзы (туземец, абориген). Русские переиначили это слово на свой лад, получилось тaзы. Общался этот народ на севернокитайском языке. Тазы вели преимущественно оседлую жизнь и занимались огородничеством. При советской власти их пытались депортировать с Дальнего Востока. Но за них вступились этнографы, и часть этноса осталась в СССР. Сейчас в Приморье живут порядка 300 тaзов. В основном все они говорят на русском языке.

Диаспоры и землячества

«Я живу в комплексе „Ханой-Москва“»

Автор: Автор не указан

Издание: The Village, 11.07.2017

* Вавилонская башня на Ярославском шоссе

Комплекс «Ханой-Москва» видно издалека — это огромное монолитное здание на Ярославском шоссе, облицованное плиткой цвета кофе с молоком и украшенное стилизованной пагодой. Здание построили в рамках российско-вьетнамских соглашений: его площадь — 132 тысячи квадратных метров, территория — почти пять гектаров. Внутри 21-этажной постройки находятся апартаменты, полупустой торговый центр и две парковки. Лицевая сторона дома выходит на сквер и жилой микрорайон, построенный к Олимпиаде-80, обратная — на МКАД. Добраться до него можно на бесплатном шаттле от метро ВДНХ, который ходит по расписанию. Территория полностью огорожена, ее круглосуточно охраняют.

Здесь есть все, что может понадобиться жителям апартаментов: первые четыре этажа занимают центры восточной медицины, к специалистам которых едут со всей Москвы, тут же есть SPA-центр, салоны красоты, фитнес-клуб, рестораны и караоке, отделения банков, букмекерские конторы и деловой центр. В здании — десять скоростных лифтов. На 19-м и 21-м этажах расположен апарт-отель «Ханой-Москва», на остальных этажах — апартаменты, которые можно приобрести или арендовать. Главная особенность жилого комплекса в том, что жильцов изначально старались поселить в соответствии с их национальностью: в комплексе есть вьетнамские, русские, грузинские, армянские этажи.

В рубрике «Где ты живешь» The Village рассказывает о самых известных и необычных домах и их обитателях. В новом выпуске мы расскажем, как устроена жизнь в многофункциональном комплексе «Ханой-Москва» и как люди разных национальностей находят общий язык, несмотря на конфликт из-за уток и шашлыков.

Фотографии

Анна Марченкова

Текст

Анастасия Дорофеева

Многофункциональный комплекс «Ханой-Москва»

Адрес: Ярославское шоссе, 146, корпуса 1–2

Высотность: 3–21 этаж

Застройщик: ООО «Инвестиционная компания „Инцентра“»

Годы строительства: 2010–2014

Елизавета Шулындина, 23 года

специалист по PR

У меня мама вьетнамка, а папа из Нижнего Новгорода. В 14 лет я переехала в Ханой вместе с мамой и 2,5 года жила там и училась в русской школе. После окончания голландского университета я решила переехать в Москву. Здесь нужно было срочно найти жилье и работу — мне посоветовали устроиться в УК «Инцентра» (компания, которая управляет МФЦ «Ханой-Москва». — Прим. ред.). В декабре 2014-го, спустя месяц работы, я арендовала апартаменты: комплекс только начали заселять, и я стала одним из первых его жителей.

У меня стандартная однушка с площадью около 40 квадратных метров, я плачу за нее 22 тысячи рублей — по льготной ставке сотрудника. Сейчас договор аренды заканчивается, в компании я уже не работаю, и мне хотят повысить ежемесячный платеж до 30 тысяч. Это одна из причин, почему я переезжаю. Все квартиры в комплексе сдаются с отделкой и встроенной кухней, мебель можно арендовать дополнительно: условно, диван стоит дополнительно 500 рублей к аренде в месяц.

Планировка квартиры немного идиотская — по такому принципу строят апартаменты во Вьетнаме. На этаже есть центральная площадка с лифтами, от нее в обе стороны идут длинные коридоры с апартаментами. Из-за этого однокомнатные квартиры получаются вытянутой прямоугольной формы: прихожая, санузел, кухня, совмещенная с гостиной, и спальня у окна. В гостиной практически нет дневного света, поэтому в апартаментах всегда есть межкомнатные пластиковые окна из спальни в гостиную, которые не открываются, — это некомфортно.

Апартаменты все похожи между собой, но есть небольшая разница в площади и качестве отделки. У меня, например, очень хороший этаж — 15-й. Его сдавали одним из первых, и поэтому он отделан немного качественнее, чем другие. Я как-то ночевала на пятом этаже — его строил другой подрядчик, и разница очень чувствуется, там все слышно: сосед включил телевизор, и я как будто оказалась рядом с ним на диване. Это, в принципе, нормальная ситуация для России: ты урезаешь смету, а подрядчик экономит на материалах. Есть очень много конфузов в этом плане: в некоторых квартирах, которые сдаются с мебелью, шкафы ставят друг напротив друга так, что ни тот, ни другой ящик невозможно до конца открыть. Еще я знаю, что мебель в последнее время стали плохую закупать: некоторые люди пытались ее разобрать, а она просто разваливалась.

Охрана в комплексе есть, но ее мало для такого здания. Раньше были открыты все шесть входов в дом, сейчас оставили только один — потому что по закону у каждого входа должен стоять охранник, а управляющая компания экономит. На территорию зайти и заехать может кто угодно.

Само жилое здание построено так, что внутри очень плохая вентиляция, в квартирах ужасно душно. Все время нужно держать окно открытым, и зимой это особенно сложно: приходится терпеть или холод, или духоту. Зато у нас отличная система сигнализации, и есть спринклерная система. Она срабатывает, даже если люди забывают плиту выключить и ложатся спать. Больше всего раздражает то, что некоторые жители ведут себя безответственно. У нас есть система входа по магнитным карточкам на этаж. Некоторые забывают карточки, и, чтобы не париться, нажимают кнопку «Нажать при пожаре». После этого дверь разблокируется, но приезжают пожарные. Почему-то чаще всего так поступают вьетнамцы.

Я жила во Вьетнаме в похожем здании, и меня мало чем можно удивить. Но я знаю, что русских ребят напрягают вьетнамские дети, которые в коридоре все время играют, бегают, хулиганят, срывают противопожарные краны и так далее. На самом деле, поведение людей зависит не от национальности, а от уровня культуры конкретного человека. Самая большая проблема с вьетнамцами в том, что они не закрывают двери в квартиры. Я понимаю, в квартире душно, но есть вытяжка и есть окно. Вьетнамская кухня требует много масла, на котором нужно жарить, — и вот эта жарка и соусы пахнут очень специфически. А так как дверь в квартиру не закрыта, в коридоре может пахнуть рыбой на весь этаж. Это большая проблема, поэтому стараются вьетнамцев и русских селить отдельно, на разных этажах.

Вообще в комплексе много разных людей арендуют апартаменты на длительный срок, но в основном это приезжие — из регионов, иностранцы: очень многим людям в Москве сложно из-за национальной принадлежности найти квартиру. В «Ханой-Москва» нет с этим проблем, поэтому здесь много армян, грузин, осетин, есть один индиец даже.

В последние два месяца постоянно заезжают китайцы — по 200–300 человек почти каждый день: насколько я знаю, они заключили с УК договор на все лето, их селят в апарт-отель. Есть проблема с лифтами: ты приходишь домой, а в отеле день заезда — и 300 человек стоят в холле с чемоданами.

Из-за этого, несмотря на то, что у нас шесть лифтов в центральной группе, ждать приходится по десять минут.

Мы здесь живем очень обособленно от всего района: несмотря на многонациональный состав, у нас есть свое маленькое комьюнити: по дороге домой встречаешь много знакомых людей. А вот с жильцами из соседних домов бывают стычки, особенно когда жильцы комплекса приходят к ним на детские площадки. Зато летом

воюем уже мы: у нас хорошие и красивые беседки с мангалами, которые пытаются занять люди из соседних кварталов. Вообще, с ксенофобией в отношении жителей «Ханой-Москва» мы часто сталкиваемся, местные были против строительства комплекса — они думали, что это будет вторая гостиница «Москва». Когда я работала в УК, то общалась с местными жителями, от них было очень много жалоб и предубеждений. Говорили, например, что вьетнамцы съели всех уток в прудах рядом с комплексом, но это ложь! Утки по-прежнему плавают в пруду, я сама их видела!

Лонг Нгуен, 21 год

работает на ресепшен в «Ханой-Москва», студент

Моя семья из Вьетнама, но я родился в Тульской области. В Москву мы переехали в 2001 году и жили в Измайлове, там я учился в школе. Сейчас я учусь заочно на психолога. Помимо русского, я отлично знаю английский и вьетнамский языки. Семья у меня вьетнамских традиций, но меня вырастили больше на русский лад.

У меня был знакомый, который выбил для меня собеседование в «Ханой-Москва». Я понравился работодателям, и меня поставили на ресепшен полтора года назад. Вскоре я переехал в комплекс, потому что из другого места добираться до работы накладно. Я арендую через управляющую компанию однушку на 10-м этаже, по оплате — 20 тысяч со скидкой сотрудника плюс коммуналка 2–3 тысячи в месяц. У меня уже были укомплектованы кухня и санузел, а все остальное я сам привозил из родительской квартиры.

На самом деле, при других обстоятельствах я бы вряд ли стал здесь жить, потому что комплекс расположен очень далеко от метро: в часы пик дорога занимает 30–40 минут, да и мест в бесплатной маршрутке не хватает. За обычную цену в 30–35 тысяч рублей можно найти однушку в Москве или в соседних Мытищах, откуда на электричке добираться до центра быстрее, чем от комплекса. Работа занимает очень много времени: график 2/2, но бывает, что в выходные приходится работать, потому что большой наплыв гостей в отель.

Инфраструктурой МФК я не пользуюсь, иногда только хожу в магазин «Магнит» в торговом центре, а он так себе, если честно. Говорят, медицинский центр акупунктуры хороший — туда люди приезжают специально. На втором этаже есть караоке, которое все время слышно с ресепшен. До восьмого этажа его точно слышно, я проверял. Туда ходят в основном вьетнамцы, напиваются в хлам и орут во все горло. Я помню, когда караоке только открыли, первые четыре месяца каждый день оттуда музыка шла с четырех вечера и до четырех утра. Сам я на порог караоке не ступал и не собираюсь. В самом районе нет никаких развлечений, помимо парка.

УК очень перебарщивает с коммуналкой: у некоторых людей она доходит до 15 тысяч. Не знаю, как так получается: счетчики в каждой квартире стоят. Можно было бы предположить, что счетчик сломался, но получается, что слишком у многих. По этому поводу вечные скандалы возникают, и многие русские и вьетнамские арендаторы стали массово уезжать где-то месяц назад. Моего брата тоже коммуналка покоробила, и он съехал, плюс неудобно добираться в центр было. Залог за квартиру УК часто не возвращает по разным причинам: то дырка в стене, то слишком грязно, то сломана дверь шкафа или шланг в душевой кабине, но это все не стоит на самом деле суммы месячной аренды. Еще одна излюбленная вещь УК: если ты хотя бы на один день просрочил с оплатой, то тебе отключают электричество. Если не платишь десять дней, то УК меняет личинку в замке. Вообще, ключи от всех квартир есть у охраны, поэтому многие люди, когда заезжают, сразу меняют личинку — так первым делом сделал мой брат.

Если говорить в целом о жильцах, то это где-то 50/50 вьетнамцы и русские. Раньше вьетнамцев было больше. Сейчас 17-й и 18-й этажи расчистили под отель, переселили арендаторов ниже, поэтому теперь почти нет свободных комнат в длительную аренду. В основном люди здесь живут год-два и съезжают.

Вьетнамцы меня не смущают, единственное, у них есть привычка детей не на улицу отпускать гулять, а по коридору. Вот они там колесят на своих велосипедах до 23 часов уж точно — в квартире это очень слышно. Раньше старались селить вьетнамцев и русских раздельно, но сейчас все вперемешку. Большая часть вьетнамцев не говорят ни по-английски, ни по-русски, поэтому им нравится здесь вместе жить. Вообще, у вьетнамцев в Москве несколько таких общин. Большинство из них работает на рынках и фабриках. Половина специально приезжает с целью работать на швейной фабрике. Рабочий класс в основном живет в «Ханой-Москва», есть и более богатые люди, но они постепенно съезжают.

В прошлом году шла война между вьетнамцами и местными жителями. Дело в том, что вьетнамцы очень любят шашлыки, так как у них такого нет. Они буквально каждый день по пять-шесть компаний с мангалами шли в парк рядом с жилыми домами — жареной бараниной пахло на всю округу. Однажды местные не выдержали, пришли всем скопом в «Ханой-Москва» и стали орать на всех подряд, чуть до драки не дошло. Я, если честно, сомневаюсь, что здесь безопасно жить, так как тут проходной двор.

На ресепшен звонят и постояльцы, и арендаторы, последних мы чаще перенаправляем к менеджерам по работе с клиентами. Самое излюбленное и у тех и у других — спросить, есть ли девочки или стрип-клуб. Мне кажется, что пора открывать, так как желающих слишком много. Арендаторы обычно звонят с разными проблемами: с потолка течет вода, или трубу прорвало, или электричества нет в комнате. Вообще, тут постоянно что-то ломается. В феврале сломались три лифта из шести, и люди по полчаса ждали, чтобы попасть к себе домой. Еще в доме есть проблемы с вентиляцией: летом душно, зимой холодно, потому что окна кое-как сделаны. Помню, была жалоба, что дует из стены, а однажды стена у окна в каких-то апартаментах даже треснула.

Екатерина Зенькова, 30 лет

домохозяйка, ведет блог про путешествия

Мы с мужем и ребенком переехали в «Ханой-Москва» полгода назад. Раньше, как и все понаехавшие, жили в съемных недорогих квартирах в пределах МКАД. Вообще мы из Краснодара.

Мы часто проезжали мимо МФК, думали, что это офисное здание. Однажды заехали в торговый центр и узнали, что это вполне приличный жилой дом, аренда в котором стоит недорого: цена за апартаменты в МФК такая же, как и за квартиры, которые мы снимали раньше, но здесь инфраструктура гораздо лучше.

Мы заключили договор с УК на полгода, чтобы посмотреть, понравится нам здесь жить или нет. Полгода подходят к концу, и мы думаем продлевать договор. Мы снимаем двухкомнатную квартиру под 100 квадратных метров с мебелью на 12-м этаже за 45 тысяч рублей. У нас два санузла, что очень удобно, кухня, совмещенная с гостиной, и две спальни. Планировка хорошая. Единственный минус: окна есть только в спальнях, a в гостиную через них попадает мало света. Очень нравится, что сейчас у нас огромная кухня, по которой можно на самокате кататься, — дочка иногда так и делает. Спальни тоже очень большие и удобные. Мы арендуем большие двуспальные кровати, шкафы-купе и прикроватные тумбочки. На кухню мы сами покупали диван со столиком. Что касается техники, то стиральная машинка здесь уже была, а микроволновка и телевизор у нас свои.

Мы пользуемся фитнес-залом, детской комнатой, ходим в «Магнит» и в грузинский ресторан — во вьетнамском нам не понравилось. Еще ходили играть в боулинг, но он тут дорогой — 1 500 в час, в Москве можно дешевле найти. Район сам отличный: вокруг куча торговых центров, рестораны и кинотеатры. В торговом центре комплекса все только вьетнамское: к ним не пошли другие торговые представители.

Соседи в основном вьетнамцы — тут уж ничего не поделать. Они готовят с открытыми дверями, от этого ужасный запах в коридоре — бывает, дышать невозможно, хоть противогаз надевай. Еще вьетнамцы очень громкие — они не ругаются, a именно разговаривают громко. Детей у нас на этаже много, все дружат и вместе играют. Кстати, пока было холодно, абсолютно все дети в коридорах гуляли. В доме мы дружим с одной русской семьей, которая через квартиру живет, — у них тоже мальчик с девочкой одного возраста с нашей дочерью. Шашлыки вместе жарить ходим.

Нам очень нравится тут жить, зимой вообще было идеально: не надо выходить на улицу, чтобы купить продукты или лекарства, снять деньги, сходить в ресторан или фитнес-клуб — это все есть в здании.

Фаррух Досчанов, 34 года

владелец магазина кожаных изделий ручной работы, хореограф

Мы с девушкой живем в «Ханой-Москва» немногим больше двух лет. Мама у меня казашка, а отец туркмен, в молодости они переехали в Москву, здесь я и родился. Моя девушка родилась в Саранске. До этого мы вместе снимали квартиру в Химках.

На апартаменты в МФК мы случайно наткнулись на сайте ЦИАН. Сначала подумали, что это какой-то развод, и отложили этот вариант в сторону, так как фото и интерьер были слишком красивые, а цена, наоборот, маленькая — от 25 тысяч рублей. Целый месяц мы искали другие квартиры, но ничего подходящего не нашли, поэтому и решили съездить посмотреть комплекс. Здесь нам понравился сервис и приятное обслуживание. Мы выбрали однокомнатную квартиру с голыми стенами на 17-м этаже, в которой никто еще не жил. В этих апартаментах мы прожили полтора года, после чего этаж расселили. Хотя изначально нам эта идея не понравилась, УК сделала переселение максимально комфортным для нас: менеджер позвонил и культурно объяснил, что этаж расчищают под отель, и предложил посмотреть несколько других апартаментов в доме.

Сейчас мы живем в однушке на 10-м этаже, окна выходят на МКАД, которая, кстати, абсолютно не мешает. Всю мебель и технику мы берем в аренду, из своего в апартаментах у нас только вещи. В месяц за квартиру с мебелью платим 33 тысячи рублей, вместе с коммунальными платежами выходит около 35, зимой из-за отопления получалось максимум 38 тысяч.

В самом комплексе очень удобная инфраструктура: все рядом — аптеки, магазины и так далее. Когда мы только переехали, бесплатных маршруток не было, сейчас же с трансфером все более-менее налажено. Вообще, я на машине, поэтому с дорогой проблем нет. Для нас важно, что территория комплекса охраняется, везде есть камеры и в целом безопасно. Когда мы жили в Химках, то по полчаса колесили по району в поисках парковочного места, здесь же на парковке всегда есть свободные места. Что касается пробок, то они везде — все зависит от того, в какое время ездить. Благо наша сфера деятельности позволяет нам расходиться с офисным режимом дня, поэтому в пробках мы стоим нечасто.

Мне очень нравится, что здесь рядом Лосиный остров и можно на пробежку выйти, воздухом подышать — атмосфера хорошая. Сам район нам тоже нравится, мы на машине можем добраться куда нужно. В фитнес-зал и рестораны в комплексе мы не ходим, стараемся сами готовить, так как мясо не едим. Единственное, можем иногда в торговом центре вьетнамские вещички купить.

Лично меня особо не удивляют вьетнамцы, потому что я жил в Китае по работе четыре месяца. У китайцев и вьетнамцев очень схожие культура и менталитет. Они такие, какие есть, для них нормально, например, не уступать дорогу выходящим из лифта. Мне, конечно, не особо нравится то, что они не очень чистоплотные и шумные, a так в целом я ко всем национальностям отношусь положительно. Вообще, все зависит не от национальности, а от человека: девушка однажды на маршрутку опоздала, на остановке встретила двух вьетнамцев, оказавшихся в такой же ситуации, так они ее на такси бесплатно до метро довезли.