Московский дом национальностей | Дайджест от 15 марта 2018
Дайджест от 15 марта 2018
 

Московский дом национальностей

Народные ремесла вновь становятся популярными

Автор: Алексей Пищулин

Издание: Вечерняя Москва, 13.03.2018

Вера Леонтьева (слева) и ее ученицы Султана Пахомова и Серафима Лебедева смастерили поделки из бересты

В Московском доме национальностей на Масленую неделю прошли мастер-классы по традиционным русским, а также современным промыслам и ремеслам.

Мероприятие состоялось в рамках «Ассамблеи народных ремесел», совместного проекта с газетой «Вечерняя Москва».

С шутками и смехом мастера учили гостей тому, что умеют сами. Анна Базик уже 20 лет занимается лозоплетением. Пока ученики пытались что-нибудь смастерить из непривычного для многих материала, рукодельница рассказала, как по осени заготавливается лоза: ее варят, чтобы снять кору, и высушивают.

Но на этот раз вместо нее индонезийский ротанг, это лиановое растение, схожее с ивой. Из нее получаются красивые корзины, хлебницы и другие поделки.

Наталья Осташова родилась в Республике Коми. На мастер-классе она делилась секретами северного узорного вязания, которые женщины на ее родине передают из поколения в поколение на протяжении пяти столетий.

— В рисунке используются только пять цветов: черный обозначает землю, синий — небо, белый — чистоту, зеленый — растение, красный — солнце, — объяснила мастерица.

Этнолог Галина Матушкина представила ткачество Русь-Печерского землячества, хотя сама она москвичка. С помощью нехитрого ткацкого станка, так называемых ткацких дощечек, она делает из шерсти пояса точно как в старину.

— Раньше человек без пояса нигде не мог появиться, это просто было неприлично, — рассказала Галина. — Распоясаться можно было, только когда идешь спать.

Пояса считались оберегами наряду с нательными крестиками.

В наши дни обычай этот уже забыт, а вот народные ремесла благодаря таким энтузиастам и подобным проектам возрождаются и вновь набирают популярность.

В ТЕМУ

Еще с одним ремеслом москвичей познакомил фестиваль «Кузнечный талисман», прошедший с 12 по 18 февраля в Измайловском кремле. Гости увидели, как проводится древний ритуал «Кузнечное венчание», в котором приняли участие молодожены Антон и Дарья Серегины. Завершился фестиваль Галактической Масленицей, где каждый мог выковать сувенир в виде блина.   Новости по теме «Вечерка» раскрывает таланты 19 февраля 2018 «Вечерка» раскрывает таланты 12 февраля 2018 Мастера народных промыслов готовятся к Масленице 11 февраля 2018 «Вечерка» раскрывает таланты 18 января 2018 Все новости по теме Теги: Организации:

Столичному зрителю представили документальный фильм «Вдохновленный Тукаем».

Автор: Пресс-служба Полпредства РТ

Издание: Полномочное представительство Республики Татарстан, 12.03.2018

В Московском Доме национальностей состоялся показ кинофильма в рамках проекта «Киноклуб национальных кинематографов». Помимо просмотра киноленты гости смогли воочию встретиться с кинорежиссёром, заслуженным деятелем искусств России Николаем Морозовым, а также с народным артистом Татарстана, руководителем камерного оркестра «La Primavera» Рустемом Абязовым и кинопродюсером Кузьмой Морозовым.

Николай Морозов представил московскому зрителю документальный фильм «Вдохновленный Тукаем». Киноработа, посвященная 125-летию со дня рождения выдающегося татарского поэта Габдуллы Тукая, была создана при поддержке Министерства культуры Республики Татарстан.

О своем участии в съемках рассказал главный герой фильма — композитор Рустем Абязов, создавший по мотивам поэзии Габдуллы Тукая сюиту для скрипки с оркестром.

Главные герои вечера, отвечая на многочисленные вопросы зрителей, рассказали о своем творческом пути, тонкостях кинопроизводства и, конечно, много говорили о музыке.

В финале творческой встречи состоялся показ короткометражной картины «№9». Музыкальный художественный фильм снял ученик Николая Морозова Юрий Данилов, главную роль в фильме также сыграл Рустем Абязов.

В рамках проекта «Киноклуб национальных кинематографов» Московский дом национальностей и дальше планирует знакомить жителей столицы с творчеством признанных мастеров кино.

Пресс-служба Полпредства РТ в РФ по материалам пресс-службы Московского Дома национальностей

Приглашаем 15 марта 2018 года (четверг) на творческий вечер актрисы театра и кино, Народной артистки РСФСР Валентины Талызиной

Автор: Иркутское землячество «Байкал»

Издание: Иркутское землячество «Байкал», 11.03.2018

11 марта 2018

15 марта 2018 года (четверг) в Московском Доме Национальностей состоится творческий вечер актрисы театра и кино, обладательницы Ордена «За заслуги перед Отечеством», Ордена Почёта, Ордена Дружбы, Народной артистки РСФСР Валентины Талызиной.

Валентина Талызина – одна из самых узнаваемых и востребованных актрис советского и российского кинематографа. На счету всенародно любимой артистки более сотни ярких и характерных ролей, из которых многие — в фильмах, ставших национальным достоянием: «Афоня», «Зигзаг удачи», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Вас вызывает Таймыр», «Старики-разбойники», «Большая перемена», «Женитьба», «Гостья из будущего», «После дождичка в четверг», «О бедном гусаре замолвите слово», «Ирония судьбы, или С легким паром». Дважды артистка была удостоена Кинопремии «Золотой орел» за лучшую женскую роль.

Более шестидесяти лет Валентина Илларионовна преданно служит Театру имени Моссовета. В её послужном списке более пятидесяти спектаклей.

Валентина Талызина известна десятками работ по озвучиванию и дубляжу: именно ее голосом говорит мама дяди Федора из любимого мультфильма «Трое из Простоквашино». Ее голос можно услышать в фильмах «Долгая дорога в дюнах», «ТАСС уполномочен заявить» и, разумеется, им говорит главная героиня главного новогоднего фильма страны.

Сегодня репертуар Валентины Талызиной, блестяще читающей стихи и прозу, насчитывает большое число композиций по произведениям российских драматургов и поэтов.

В программе творческого вечера:

— цикл стихотворений (Зинаида Гиппиус, Александр Блок, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Арсений Тарковский) под музыкальное сопровождение;

— показ киноматериала;

— откровенный разговор со зрителем – о кино, театре, поэзии, творческом пути и жизни Артистки;

— любимые песни из любимых кинофильмов.

Встреча состоится 15 марта 2018 года (четверг) в 18.00 в Московском Доме Национальностей по адресу:

г.Москва, ул. Новая Басманная д.4 стр.1. Зал 2.

Дата создания: 13.03.2018 19:37:34

Дата изменения: 13.03.2018 19:42:52

Возврат к списку

Состоится семинар "Государственная национальная политика России от князя Рюрика до наших дней"

Автор: Автор не указан

Издание: Палитра диаспор, 14.03.2018

14 марта 2018 года в 18.30 в зале №6 Московского дома национальностей состоится семинар «Государственная национальная политика России от князя Рюрика до наших дней», посвященный становлению и развитию системы государственной национальной политики и управления межнациональными отношениями в нашей стране.

Семинар посвящен актуальным вопросам становления и развития государственной национальной политики в нашей стране и системы управления межнациональными отношениями в России. Как проходило формирование многонационального Российского государства? Какие этапы в своем развитии прошла отечественная этнополитика? Как шла выработка курса современной государственной национальной политики? Какие задачи ставит Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года и каковы промежуточные итоги ее реализации? Какова роль институтов гражданского общества в укреплении межнациональных отношений в России? Какой должна быть единая российская нация?

На эти и многие другие актуальные вопросы можно будет получить ответ на семинаре, который будет проводить член Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, заместитель директора Института этнологии и антропологии РАН, председатель Общественного совета ГБУ г. Москвы «Московский дом национальностей», доктор политических наук, профессор Владимир Юрьевич Зорин.

Приглашаем к участию в семинаре историков, политологов, журналистов, культурологов, а также всех, интересующихся историей, культурой, традициями народов Российской Федерации, межнациональными отношениями в нашей стране, государственной политикой в сфере межэтнических отношений на современном этапе.

Мероприятие состоится 14 марта 2018 г. в 18.00 в Государственном бюджетном учреждении города Москвы «Московский дом национальностей» (ул. Новая Басманная, д. 4, стр. 1). Запись по телефону 8(495)625-79-55 (Сергей) или по электронной почте Sergeyao@mdn.ru Тема: Семинары

Государственная национальная политика

ФАДН подготовило новую редакцию Стратегии государственной национальной политики

Автор: Парламентская газета

Издание: Парламентская газета, 13.03.2018

Федеральное агентство по делам национальностей разработало законопроект о внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики на период до 2025 года. Соответствующий документ опубликован на портале проектов нормативно-правовых актов.

В пояснительной записке отмечается, что разработанный ФАДН проект Указа президента направлен на актуализацию Стратегии государственной национальной политики, утвержденной в 2012 году.  Читайте по теме

В России появится система мониторинга межнациональных отношений

Отмечается, что в настоящее время многие разделы Стратегии требуют изменений в соответствии с госпрограммой «Реализация государственной национальной политики», утвержденной кабмином в 2016 году.

Согласно законопроекту, вносимые изменения будут направлены на выработку новых подходов к решению вопросов государственной национальной политики.

В частности, в новом документе предлагается исключить из Стратегии пункты, отмечающие её преемственность по отношению к Концепции государственной национальной политики 1996 года.

Также в новой редакции Стратегии отмечается, что в настоящее время достигнуты существенные результаты в обеспечении межнационального мира и согласия в стране.

«Значимым событием для развития межнациональных отношений и укрепления общероссийской гражданской идентичности стало воссоединение Крыма с Россией. Патриотический подъем, наряду с реализацией мер государственной национальной политики, активизацией участия структур гражданского общества в гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, существенно снизили риски и угрозы возникновения межнациональных конфликтов», — говорится в тексте законопроекта.  Читайте по теме

Этнологическая экспертиза поможет сохраниться коренным народам

Кроме того, в новом документе отмечается, что в сфере межнациональных отношений имеются нерешенные вопросы, обусловленные новыми вызовами и угрозами, в том числе внешнего характера. Сохраняют актуальность проблемы, связанные с проявлениями экстремизма на национальной и религиозной почве.

Согласно новому документу, вопросами национальной политики, требующими особого внимания, в частности, являются: укрепление единства многонационального народа России, социальная интеграция российских граждан на основе общих норм, целей и ценностей российского общества, гармонизация межэтнических отношений, недопущение конфликтов и проявлений экстремизма на национальной и религиозной почве.

Также авторы законопроекта дополнили задачи по совершенствованию государственного управления в сфере государственной национальной политики. В частности, речь идет о создании организационно-правовых и экономических условий для расширения участия институтов гражданского общества, прежде всего, национально-культурных автономий, межнациональных объединений, НКО, специализирующихся на проектах в области гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, в решении задач государственной национальной политики. Читайте наши новости в Яндекс.Дзен и подписывайтесь на наш канал в Telegram

Укрепление межнациональных отношений

В Москве отметили 204 годовщину со дня рождения Тараса Шевченко

Автор: Парламентская газета

Издание: Парламентская газета, 12.03.2018

В Москве отметил 204 годовщину со дня рождения украинского писателя Тараса Шевченко. Писатели, историки, общественные деятели и представители украинской диаспоры также обсудили, как примирить Россию и Украину, сообщает Федеральное агентство новостей.

Мероприятие прошло в сквере у набережной Тараса Шевченко. У памятника писателю участники акции спели песни на родном языке автора и прочли стихи из его произведений.  Читайте по теме

Порошенко призвал союзников Украины запретить флаг России

«Он, с одной стороны, украинский гений, а с другой — он корнями связан был и с Россией. И он является и русским, и украинским. А вот отношения между государствами, между странами — это дело переменчивое. Неразрывность и слитность, о которой и президент наш говорил, — это слитность наших народов, слитность наших культур», — сказал первый заместитель председателя правления Российского фонда мира Анатолий Салуцкий.

К памятнику Тарасу Шевченко участники акции возложили цветы. Представители украинской диаспоры признались, что скучают по Родине и выразили надежду на то, что отношения между Россией и Украиной скоро наладятся.

Члены Общественной палаты (ОП) России рассказали участникам мероприятия о созданном в Нью-Йорке Международном комитете по взаимопониманию и согласию. В организацию вошли российские, украинские и американские общественники, они планируют провести миротворческий форум в Минске.

Глава Комиссии ОП по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей, первый зампредседателя правления Российского фонда мира Елена Сутормина указала, что: «те настроения, когда и удаляли из друзей в Facebook, когда прекращали переписываться, уже прошли».

«Люди начинают понимать, что они действительно жестко обмануты. Трагедия, которая в Донбассе проходит… И всегда гражданское общество выступало вот таким локомотивом попыток соединения, потому что через гуманитарные, культурные вопросы есть возможность такого сотрудничества», — отметила Сутормина.

В Мосгордуме представили школьный интерактивный проект «Я – россиянин»

Автор: Московская городская дума

Издание: Московская городская дума, 12.03.2018

Комиссия Мосгордумы по делам общественных объединений и религиозных организаций обсудила школьный интерактивный проект «Я – россиянин», разработанный Фондом образования «Ноосфера». Презентация открыла цикл встреч под общим названием «Интересный проект».

Председатель комиссии Мосгордумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Антон Палеев, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»: 

«Мы собираемся регулярно, примерно раз в месяц, презентовать наиболее интересные и актуальные проекты московских социально-ориентированных некоммерческих организаций, как участников федеральных и городских грантовых программ, так и самостоятельно реализующих свои инициативы. В столице уже разработаны десятки проектов, достойных широкого информационного внимания и поддержки. И наша комиссия готова выступить в роли площадки, на которой они могут быть представлены как профессионалам, так и широкой общественности».

Первым из таких проектов стал школьный интерактивный образовательный набор «Чемоданчик для творчества «Я – россиянин», разработанный Фондом поддержки образования «НООСФЕРА». «Чемоданчик» успешно апробирован в школах Москвы, Московской, Вологодской, Тверской, Ленинградской и Владимирской областей. Участникам заседания, а среди них были депутаты МГД, представители системы школьного образования, Общественной палаты города Москвы, основных религиозных конфессий, его представила директор Фонда поддержки образования Софья Арзуманян:

«Проект рассчитан на школьников 4-6 классов и позволяет учителю быстро, корректно и интересно рассказать детям о традиционных религиях России. «Чемоданчик» содержит все необходимое для проведения двухчасового урока в классе из 30 человек. Набор представляет собой комплект интерактивных материалов, состоящий из фильма «Традиционные религии России», 17 настольных игр и творческих заданий. В него также входят наборы «Национальные костюмы», «Христианское пасхальное яйцо», «Исламская мозаика», «Буддийская мандала», «Иудейская кипа», хрестоматии «Священные тексты религий России», книжка-раскраска «Я – россиянин». Комплект снабжен подробными методическими материалами для учителей с объяснением алгоритма работы. Главная цель нашего проекта – формирование у детей культуры добрососедства, толерантности, понимания того, что несмотря на религиозные различия мы – россияне, граждане одной великой многонациональной и многоконфессиональной страны».

В обсуждении представленного проекта принял участие Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве Евгений Бунимович:

«К позитивным сторонам проекта «Я – россиянин» можно отнести его интерактивность, работу учеников в группах, творчество. Но эта работа потребует от педагогов соответствующего уровня квалификации. Проект полезный, но он должен быть «вписан» в общую канву образовательного процесса».

Проект уже получил поддержку основных религиозных конфессий. Вместе с тем, их представители предложили внести в методические материалы ряд поправок и дополнений.

Сотрудник секретариата Отдела внешних церковных связей по делам дальнего зарубежья Московского Патриархата, иеродьякон Роман Киселев:

«Мы готовы сотрудничать с этим проектом, он вписывается в многовековую традицию нашего государства, нацеленную на сохранение межнационального и межконфессионального мира».

Член комиссии МГД по делам общественных объединений и религиозных организаций Зоя Зотова, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»:

«Представленный проект очень важен для Москвы. Он уже достаточно серьезно проработан и требует относительно небольшой корректировки. Участие в проекте обязательно подтолкнет детей к тому, чтобы больше узнать о религиях, традициях и обычаях разных конфессий. Поэтому я полностью его поддерживаю. Вместе с тем необходимо еще подумать, как его лучше включить в уже имеющиеся учебные планы. Возможно, это могут быть классные часы или одна из форм дополнительного обучения. Разработчикам стоит задуматься и над некоей электронной версией курса, с тем, чтобы использовать возможности «Московской электронной школы».

В столице пройдет пресс-конференция «О проведении Московского общегородского праздника «Навруз»»

Автор: Департамент национальной политики г.Москвы

Издание: Департамент национальной политики г.Москвы, 13.03.2018

15 марта 2018 года в 12:00 в Информационном центре Правительства Москвы (Новый Арбат, 36, сектор А) состоится пресс-конференция, посвященная подготовке Московского общегородского праздника «Навруз-2018», который пройдет 25 марта в павильоне № 75 ВДНХ при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы.

Древний праздник «Навруз» традиционно отмечают в Иране, Афганистане, Таджикистане, Азербайджане, Туркменистане, Кыргызстане, Узбекистане, Казахстане, Индии, Китае, а также других странах; в российских регионах — Татарстане, Башкортостане, Дагестане и уже более десяти лет — в Москве.

«Навруз» — уникальный праздник, способствующий укреплению межнационального мира и согласия, праздник, где всегда царит атмосфера дружбы и взаимопонимания. В этом году по традиции в мероприятии примут участие делегации стран дальнего зарубежья, СНГ и субъектов Российской Федерации, а также представители национальных общественных организаций города Москвы и, конечно, все москвичи и гости столицы, желающие приобщиться к этому яркому событию.

Как будет отмечаться «Навруз» в этом году? Каково значение этого праздника? На эти и другие вопросы журналистов ответят:

* Виталий Иванович Сучков — руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы;

* Хуршеда Давроновна Хамракулова — председатель Совета Таджикского культурного центра;

* Мехрибан Эльдаровна Садыгова — президент Федеральной национально-культурной автономии азербайджанцев «АзерРос», член Совета по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации;

* Артем Марксович Каминский — народный артист России, ведущий праздника «Навруз-2018».

Приглашаем представителей СМИ к участию в пресс-конференции.

Аккредитация СМИ: до 18:00 14 марта по тел.: +7 (495) 925-00-90; press@icmos.ru

Национальные костюмы представят в Выхине-Жулебине

Автор: Юго-Восточный курьер

Издание: Юго-Восточный курьер, 12.03.2018

Фестиваль пройдет в ДШИ имени М.А. Балакирева

Выставка-продажа изделий народного творчества откроется сегодня в фойе детской школы искусств имени М.А. Балакирева района Выхино-Жулебино, где пройдет II фестиваль национального костюма и таланта «Моя Родина». В рамках фестиваля также выступят артисты, пройдут конкурсы «Национальный костюм России» и конкурс «Таланты России».

— В конкурсе участвуют все, кто любит и популяризирует национальный костюм своего родного края, моделирует одежду с этническими мотивами, сохраняет исторические и культурные традиции России, — говорит пресс-секретарь ДШИ имени М.А. Балакирева Екатерина Ремизова.

Выставка будет работать с 13.00 по адресу: улица Ферганская, дом 23. Торжественная церемония открытия фестиваля начнется в 15.00.

Народы России

Выставка изделий мастеров-ремесленников Адыгеи открылась в Москве

Автор: ТАСС

Издание: ТАСС, 12.03.2018

МАЙКОП, 12 марта. /ТАСС/. Открывшаяся в понедельник в выставочном комплексе на станции Московского метрополитена «Воробьевы горы» экспозиция представляет москвичам и гостям столицы лучшие работы народных мастеров-адыгов (черкесов), рассказала ТАСС заместитель министра культуры республики Аминет Сообцокова.

«Выставка национальных промыслов и ремесел «Республика Адыгея на «Воробьевых горах» на станции московского метро проходит впервые. Мы уверены, что расположение выставочного комплекса в галерее метрополитена позволит до 30 марта познакомиться с культурой республики большому числу москвичей и гостей столицы. Надеемся, что более 100 уникальных и самобытных изделий народных художественных промыслов наших ведущих мастеров не оставят никого равнодушным», — сказала она.

Экспозиция репрезентирована в едином национальном стиле. На ней, в частности, представлены национальные костюмы черкеса и черкешенки от Фатимы Акушевой, Сафият Сет, авторские костюмы Юрия Сташа «Тырготао» и «Гекатей», изделия с элементами золотого шитья — родовые знаки, сумочки, очечники, картины с этническими мотивами, гобелены. Здесь можно увидеть адыгский стол — предмет особого почитания черкесов, музыкальные инструменты, колыбель и деревянные поделки, ореховые флаги из священного дерева древних адыгов — фундука, которыми одаривают гостей на свадьбах. Авторы этих работ — Аслан Негуч, Айдамир Потоков, Лариса Гумова, Фатима Деды и другие, пояснила Сообцокова.

Как прокомментировал ТАСС мастер народных художественных промыслов, учредитель Ассоциации мастеров народных художественных промыслов Адыгеи Айдамир Патоков, у адыгов буквально в каждой семье были мастерицы и мастера, работы которых очень высоко ценили.

«А сегодня народными промыслами занимаются только энтузиасты: зачем тратить драгоценное время, если всё и так доступно? Но в работах адыгских мастеров — особая сила, мощнейшая энергетика. Философия мастерства проста — любой может научиться, и мы в Адыгее всегда готовы в этом помочь», — сказал он.

Станция «Воробьевы горы» — одна из традиционных выставочных площадок Московского метрополитена, работающая с 2010 года. Экспозиция изделий мастеров-ремесленников Адыгеи — вторая национальная выставка, которая открылась здесь с начала года и будет работать до 30 апреля, ежедневно её смогут увидеть более 12 тыс. пассажиров. В этом году порядка 300 тыс. человек уже увидели экспозицию работ народных мастеров «Бурятский художественный металл», на которой были представлены уникальные скульптуры художественного литья.

Выставка ремесленников Адыгеи открылась на станции метро «Воробьёвы горы»

Автор: АртМосковия

Издание: АртМосковия, 14.03.2018

12 марта 2018 года на станции «Воробьёвы горы» Сокольнической линии метро состоялось торжественное открытие выставки изделий мастеров-ремесленников Адыгеи. Экспозиция послужила началом серии мероприятий в Москве, приуроченных ко Дню Республики Адыгея.

В десяти специальных колбах на платформе станции «Воробьевы горы» представлены национальные костюмы и панно с золотой вышивкой, предметы быта, музыкальные инструменты, колыбель и другие экспонаты, изготовленные мастерами Адыгеи. Пассажиры также смогут увидеть ореховые флаги из фундука — священного дерева древних адыгов. Такие флаги дарят гостям на адыгейских свадьбах.

«Станция «Воробьевы горы» — одна из традиционных выставочных площадок Московского метрополитена. Экспозиция изделий мастеров-ремесленников Адыгеи — вторая национальная выставка, которая открылась здесь с начала года. Она будет доступна до 30 апреля. Ежедневно её смогут увидеть более 12 тысяч пассажиров», — рассказал первый заместитель начальника Московского метрополитена по стратегическому развитию и клиентской работе Роман Латыпов.

«На этой выставке мы постарались максимально широко представить спектр народного искусства Адыгеи, чтобы познакомить москвичей с богатством нашей культуры. Уверен, что это поможет укрепить межкультурные и межнациональные связи, популяризировать традиционное декоративно-прикладное творчество Адыгеи, а также поддержать самобытные традиционные ремесла и старинные народные промыслы», — заявил министр культуры Республики Адыгея Юрий Аутлев.

На торжественном открытии выставки пассажиры увидели старинный адыгский танец Къафэ и выступление московского хореграфического ансамбля «Адыги» под руководством Михаил Батырова.

Диаспоры и землячества

Фестиваль плова отметят на празднике Навруз в Москве

Автор: Татар-информ

Издание: Татар-информ, 12.03.2018

Фестиваль плова пройдет в формате состязания на приготовление самого лучшего блюда.

(Казань, 12 марта, «Татар-информ»). В Москве 25 марта на ВДНХ пройдет ежегодный общегородской праздник «Навруз-2018», в рамках которого состоится фестиваль плова, сообщает пресс-служба Полпредства РТ в РФ.

Фестиваль плова пройдет в формате состязания на приготовление самого лучшего блюда. В конкурсе примут участие шеф-повара ресторанов национальной кухни. В жюри войдут не только кулинары, но и представители национальных диаспор, фуд-блогеры.

Также гостям праздника будут представлены серебряные украшения, национальная вышитая кожаная обувь и одежда, посуда, полотенца и скатерти, разнообразные сувениры. Для маленьких посетителей Навруза пройдут мастер-классы по созданию сувениров, национальных кукол и многое другое. Участники и гости события также смогут принять участие в демонстрации национальных костюмов.

На главной сцене праздника выступят вокальные и танцевальные коллективы. Они представят искусство разных народов. В концертной программе Татарстан представят заслуженный артист РТ Марсель Вагизов и ансамбль народного танца «Сайдаш».

Азербайджанцы Подмосковья организовали Гражданский форум по межкультурным коммуникациям в России

Автор: Автор не указан

Издание: ФНКА АзерРос, 15.03.2018

Региональная национально-культурная автономия азербайджанцев Московской области (РНКАА МО) выступила организатором Гражданского форума «Роль межкультурных коммуникаций в многонациональной России».

Мероприятие, приуроченное к предстоящим выборам президента РФ и национальному весеннему празднику Новруз, прошло в городском поселении Видное Ленинского района Московской области, сообщает AzRu.org.

Открывая мероприятие, модератор Форума – первый заместитель председателя РНКАА МО, главный редактор Единого информационного портала азербайджанцев России AZRU Роман Агаев отметил, что в современной России созданы все условия для самовыражения национально-культурных прав населяющих Россию наций и народов. По его словам, важность межкультурных коммуникаций отражается в гармоничном межнациональном взаимодействии, что является основой стабильности и гражданского согласия в государстве.

Он также отметил, что азербайджанцы России вовлечены в разные сферы жизнедеятельности Российского государства, но существует необходимость заметной активизации по всем направлениям. «Помимо всего прочего, азербайджанцы России являются тем важным связующим элементом, который играет значимую роль в еще большем углублении и всестороннем развитии добрососедских дружественных связей между Россией и Азербайджаном, между народами наших стран, что еще раз подкрепляется высоким уровнем плодотворного диалога как между главами наших государств – Владимиром Путиным и Ильхамом Алиевым, так и на уровне министерств, ведомств, представителей бизнеса, науки, культуры и т.д.», — сказал Р. Агаев.

Глава городского поселения Видное, уроженец Баку Моисей Шамаилов в приветственной речи в адрес участников и гостей Форума отметил, что азербайджанцы весьма активны в сфере общественных и гуманитарных проектов, а РНКАА МО уже не первый раз является организатором событийных мероприятий, что еще раз говорит об уровне деятельности организации.

Выразив благодарность руководству городского поселения и Детской школы искусств, где уже не первый раз проводятся общественно значимые мероприятия, председатель РНКАА МО Эльшан Ибрагимов рассказал о многогранной деятельности возглавляемой им организации, а также отметил, что азербайджанцы являются сторонниками преемственности той стабильности и межнационального мира, который наличествует в Российской Федерации и в условиях которого имеются все возможности для национально-культурного самовыражения. Он призвал соотечественников к проявлению более активной гражданской позиции и заверил в намерении организации продолжать разнонаправленную деятельность с целью еще большего вклада в гражданское согласие в российское общество, а также еще большего укрепления тесных связей как в межчеловеческом, культурно-гуманитарном измерении, так и в аспекте более широкоформатного взаимодействия двух стран и народов.

Президент Федеральной национально-культурной автономии азербайджанцев России (ФНКА АзерРос), доверенное лицо кандидата в президенты РФ Владимира Путина Мехрибан Садыгова акцентировала внимание на важности совместной активной работы национально-культурных объединений в деле поддержания межнационального мира и гражданского согласия в России, находящейся на пороге значимого исторического события – выборов президента страны. По ее словам, активное участие в выборах каждого из нас означает непосредственное участие в жизни страны, существенный вклад в развитие и укрепление которой вместе с другими нациями и народностями вносят представители многочисленной азербайджанской общины России.

На Форуме в рамках поставленной тематики также выступили представители национально-культурных организаций и общественных объединений Ленинского района, Общественной палаты, Совета ветеранов войны и труда, Казачества и т.д.

В концертной части мероприятия, посвященного предстоящему празднику Новруз, выступили лауреат всероссийских и международных конкурсов, скрипач-виртуоз Анар Юсифов, юная талантливая певица, автор и исполнитель собственных песен Нона Мамедова и лауреат всероссийских конкурсов, восходящая звезда Зейнаб Насибова.

В фойе зала была организована выставка, включающая предметы и сувениры, отражающие быт и культуру азербайджанского народа, его самобытность, а также книги об общенациональном лидере азербайджанского народа Гейдаре Алиеве, сборники сказок, номера международного азербайджанского журнала «ИРС-Наследие». Композицию украшала традиционная для Новруза сямяни, а гостям Форума были предложены национальные азербайджанские сладости.

Москва мусульманская. Стоит ли бояться исламизации России

Автор: Екатерина Иващенко

Издание: Фергана, 14.03.2018

[ФОТО: Историческая мечеть в Москве. Архивное фото с сайта Manar.ru]

За последние пятнадцать лет этнический состав прихожан московских мечетей серьезно изменился, а мусульманское пространство Москвы стало еще более разнообразным. Эти изменения связаны как с внутренней миграцией из северокавказских республик, так и с внешней – из стран Центральной Азии. Об особенностях жизни мусульманской Москвы в интервью «Фергане» рассказал кандидат исторических наук, старший преподаватель исторического факультета МГУ, научный сотрудник Центра качественных исследований Института социальной политики НИУ ВШЭ Дмитрий Опарин.

– Насколько сильно, на ваш взгляд, изменилось мусульманское население Москвы?

– Мусульманская история Москвы началась не одно столетие назад. Говоря о дореволюционной исламской Москве или даже советской исламской Москве, мы обычно подразумеваем Москву татарскую. До революции в городе были открыты две мечети: на Большой Татарской улице и в Выползовом переулке. Кроме того, в те времена в Москве, в Малом Татарском переулке, работала также мусульманская школа. И хотя школа эта была построена на деньги азербайджанского нефтепромышленника Шамси Асадуллаева, большую часть учителей и учеников там составляли татары. После революции татарская школа превратилась в Татарский Дом просвещения. Там действовали разного рода кружки, типография, театр.

В 30-е годы мечеть на Большой Татарской была закрыта, а ее имам – расстрелян. В городе осталась одна Соборная мечеть, московские татары называли ее «Татарским домом». Она расположена недалеко от станции метро «Проспект Мира». Это было не только религиозное учреждение, но и важная культурная институция со сложившимися традициями. Особенным авторитетом здесь пользовались представители старых московских татарских семей. Любопытно, что население татарской Москвы пополнялось не за счет Казани, а за счет мигрантов из Горьковской и Рязанской областей. Тех, кто хочет узнать об истории татарской Москвы больше, я отсылаю к весьма интересным исследованиям Марата Сафарова, Ислама Зарипова, Фарида Асадуллина и Дамира Хайретдинова.

[ФОТО: Дмитрий Опарин]

В послевоенное время в Москву двинулись выходцы из мусульманских регионов – Центральной Азии и Азербайджана. Это были студенты и интеллектуальная элита в целом. Надо заметить, что Москва всегда привлекала к себе региональную интеллигенцию, в том числе с Северного Кавказа, Татарстана и Средней Азии.

Первые волны миграции в постсоветскую Москву пришлись на первую половину 90-х годов, когда начались конфликты на Северном Кавказе, и в центральную Россию хлынул поток беженцев. Многие из них приехали в начале девяностых, их дети уже родились в Москве и, вероятно, считают себя москвичами. Впрочем, говорить так обо всех едва ли можно: идентичность в наше время – вещь сложноопределимая.

После реконструкции, проведенной на деньги Саудовской Аравии, в 1993 году открылась мечеть на Большой Татарской улице. Она сразу же получила репутацию «кавказской мечети», хотя сейчас во всех молельных домах и мечетях Москвы и Подмосковья большую часть прихожан составляют все-таки выходцы из Центральной Азии.

Следующий этап изменений мусульманской Москвы – среднеазиатская экономическая миграция 2000-х. Мусульманскую элиту России традиционно составляют татары, поэтому имамы и муфтии у нас, за исключением Северного Кавказа и Башкортостана, также, в основном, татары. Однако большая часть прихожан сегодня – это, конечно, выходцы из Центральной Азии. В связи с этим меняется язык хутбы (часть пятничного богослужения – прим. «Ферганы»), он перестает быть полностью татарским. Татарское тут остается, в первую очередь, как дань историческому наследию татароязычного пространства Москвы. В жизни мусульман начинает главенствовать русский язык как универсальный язык постсоветского пространства. О русском языке российского ислама стоит почитать Альфрида Бустанова (Европейский университет) и Михаэля Кемпера (Университет Амстердама).

– Как меняется религиозность людей, ставших мигрантами? Я замечала, что одни перестают ходить на пятничный намаз и не соблюдают халяль: в Москве общественное мнение не так строго, а большинство недорогих мясных изделий содержит свинину. Другие, столкнувшись с трудностями, наоборот, практикуют ислам в более строгих формах, вероятно, ища утешения и защиты у Всевышнего.

– Тут важно помнить, что мечеть – это не только религиозное учреждение, это и важная социальная институция. В мечети происходит некая адаптация мигранта, здесь складывается определенный круг общения. Да, многие мигранты на чужбине становятся более религиозными и открывают для себя новые грани ислама. Они родились в исламском обществе, но бэкграунд у этого общества сложный. Вероятно, их бабушки и дедушки были довольно религиозными, а родители, скорее всего, восприняли советское атеистическое воспитание. Здесь, в Москве, мигранты встречаются с другим исламом, иными его практиками и иным отношением к религиозности. Тем не менее, обобщать тут не стоит. Безусловно, опыт у всех разный, места исхода тоже разные, и даже мусульманские пространства Москвы могут отличаться друг от друга.

Как уже говорилось, ислам – это не только Коран и сунна. Ислам – это еще и круг общения, и новые форматы взаимопомощи, что очень важно в мегаполисе. Я лично знаю нескольких мужчин-киргизов, ставших очень религиозными уже в России. Так случилось, что половина их класса приехала в Москву, где они продолжали тесно общаться. Один из этих одноклассников принял веру уже здесь. Он оказался лидером группы людей, объединенных не только общим прошлым, но и общим социальным положением здесь, в Москве. Они стали вместе ходить в мечеть, нашли вкус в религии, и это сделалось их повседневной практикой.

Некоторые полагают, что это эскапизм, бегство от тяжелой реальности. Я так не думаю. Мусульманское пространство Москвы не такое уж радушное. Это не телефон доверия, это продукт российской социальной среды. Да, в мечети всегда рады каждому, и ты всегда можешь поговорить с имамом, но все-таки это не то же самое, что в Центральной Азии. Для большей части московских прихожан имам – это человек, который проводит обряды. Для жителей Азии имам является учителем и наставником, психологом, человеком, который помогает и не требует ничего взамен.

Надо помнить, что многие московские имамы – хорошо образованные татары. Они представители так называемого интеллектуального ислама, они москвичи, и они русскоязычные. У них нет таких проблем, как у мигрантов. Кроме того, они не всегда принимают среднеазиатскую исламскую традицию – именно поэтому верующие мигранты ищут среднеазиатских мулл.

Одновременно с этим некоторые мигранты, наоборот, отходят от религии, поскольку на чужбине получают свободу от махалли, родителей и того, что иногда зовут предрассудками. Они не читают намаз, не держат уразу и становятся более светскими.

На первом этапе мечеть для многих мигрантов становится местом социализации: здесь ты можешь найти земляков, обсудить все, что связано с документами, узнать, как лучше переводить деньги и где покупать правильную еду. Мечеть – это место не только религиозного и культурного, но и социального, и финансового взаимодействия. Особенно это видно в молельных домах Москвы и Подмосковья, где все знают, что этот прихожанин, например, хороший врач, а этот – хороший механик. Здесь между людьми устанавливаются горизонтальные связи. Установив эти связи, человек получает возможность лучше жить и эффективнее работать в новом и малопонятном московском мире.

Конечно, мигрант мигранту рознь, и социализация у них тоже разная. Киргизы, например, открывают в Москве и детские сады, и бойцовские клубы. Иными словами, у них есть альтернативные светские институции, где можно найти земляков и попросить помощи. А вот таджики и узбеки социализированы в этом смысле гораздо меньше. С другой стороны, в Узбекистане и Таджикистане их религиозность может быть нежелательной и вызывать вопросы со стороны власти. Поэтому им мусульманами в Москве быть легче, чем на родине.

– Что представляют собой молельные дома в Москве?

– Начнем с того, что с каждым годом их становится все больше. Как правило, это несколько квартир на первых этажах жилых домов. К молельным домам местные жители относятся по-разному. Обычно это зависит от имама, прихожан и от того, как они взаимодействуют с местным населением. Так, например, в районе Бутово молельный зал на первом этаже жилого дома существует с 2008 года. Однако там никогда не было проблем с местными, хотя люди иногда молятся на улице, потому что не помещаются. Имам выстроил с местным населением правильные отношения, поэтому там нет конфликтов.

Молельные комнаты есть и в офисных зданиях, и в промышленных зонах. Там обычно вообще нет проблем, потому что это официальные молельные дома, которые относятся к духовному управлению мусульман Москвы. Однако есть и неофициальные молельные дома, которые находятся в квартирах и кафе.

Я иногда хожу в одно таджикское кафе на Рязанском проспекте. По назначению это светское место, но там решаются и религиозные вопросы. Здесь не совершают намаз, но здесь есть определенные правила, связанные с религией, – например, не подают алкоголь. Здесь ты можешь познакомиться с братьями, которые помогут тебе, с муллой, который проведет необходимый обряд в машине или поедет к тебе домой. Надо помнить, что мусульманское пространство Москвы (как и любого другого города) не ограничивается мечетью или молельным домом, оно намного шире.

– Сегодня Соборная мечеть, которую на мусульманские праздники заполняют верующие, вызывает у многих москвичей негативную реакцию. Некоторые говорят, что такого никогда не было. Однако на фото 1958 года, которое вы предоставили «Фергане», видно, что во время Ураза-Байрама в те времена мечеть была тоже переполнена. Что это значит? Москва забыла о своем недавнем прошлом?

– Город поменялся, и он теперь не такой, как раньше. Татары – меньшинство русскоязычное и практически невидимое. Многие татары выглядят как русские, ведут себя как русские, часто их сложно вычленить из толпы. Мы живем вместе с татарами столетиями, они для русских «свой другой». Мигрант – тоже другой, но этот другой – чужой. Так что это, скорее, психологическая проблема, чем реальная. Да, могут быть некоторые неудобства, но они сильно преувеличены. Скажите, сколько людей реально страдают от того, что на Уразу-байрам и Курбан-байрам перекрывают дороги?

[ФОТО: Ураза-байрам, 1958 год. Фото РГАКФД предоставлено Дмитрием Опариным]

Вообще, по отношению к мигрантам мы не так уж нетерпимы, как принято думать. Кавказ, который может быть российским или даже христианским, иной раз вызывает гораздо больше возмущения, чем мусульманская Центральная Азия. В сферу моих исследований не входит национализм, межрелигиозная или межкультурная конфронтация, однако мне не кажется, что в Москве так уж актуализирована исламофобия. Хотя, конечно, нетолерантности хватает с обеих стороны – и со стороны местных, и со стороны мигрантов.

Надо не забывать, что российская среда нетерпима в целом. Проблема в том, что у нас потерян навык коммуникации с чужими. Неважно, что это за чужой: чужой ли он, потому что ты его не знаешь, или он чужой, потому что он выглядит не так, как ты. Неприятие чужого – главный корень нетерпимости России. С другой стороны, нетерпимость у нас не слишком устойчивая: она то вспыхивает, то исчезает; когда появляется новый объект, нетерпимость переносится на него, а про старый объект забывают.

Следует понимать одну важную вещь: нельзя воспитать этническую толерантность, можно воспитать только толерантность в целом. Если выбирать одну грань толерантности – это грозит крахом. Ты должен быть толерантен к инвалидам, другим национальностям, людям другой сексуальной ориентации и, самое главное, просто к другим людям, которые живут вокруг.

– Как вы полагаете, возможна ли так называемая «исламизация» России? Существует мнение, что если раньше выходцев из Средней Азии и население, и чиновники рассматривали как узбеков, киргизов и таджиков, то сейчас на них смотрят исключительно как на мусульман.

– Никакой исламизации России не происходит. Не хочется повторять прописные истины о том, что мусульманские народы являются коренным населением нашей страны. Думаю, имеет место, скорее, некая религиозная интенсификация в целом. Растет популярность харизматических течений протестантизма, в публичном пространстве усиливается присутствие православия – ну, и ислам тоже не отстает. Тут стоит говорить не об исламизации, а о некотором общем усилении религиозности среди россиян. Другое дело, что усиление это – по большей части обрядовое или даже и вовсе формальное. Ну, скажите, среди тех людей, которые на Крещение прыгают в прорубь, многие ли читали Библию или хотя бы знают, кто такой Иоанн Предтеча?

То же и с исламом. Разве все мигранты – практикующие мусульмане? Очевидно, что нет. Так можем ли мы говорить, что к нам едут именно мусульмане? «Мусульманин» – это в первую очередь самосознание. Сюда едут как люди с разными «мусульманскими самосознаниями», так и люди с отсутствующим мусульманским самосознанием. Самосознание это может появиться и актуализироваться здесь, а может и не появиться. Поэтому хочу повторить еще раз: исламизации России не происходит. Национальные кафе и магазины халяльной еды – это все не исламизация. У людей существуют повседневные практики и просто бытовые привычки. Если они покупают еду в халяльных магазинах или справляют день рождения в узбекском кафе – это не означает, что они мусульмане или становятся ими. Появление национальных кафе и магазинов я бы не сравнивал с появлением молельных залов. Я бы скорее поставил их в один ряд с появлением магазинов органической еды. Это просто диверсификация повседневных практик, в данном случае – кулинарных.

– Как вам кажется, среднеазиатские муллы приехали сюда вслед за мигрантами? Это связано с тем, что на них появился спрос?

– Как правило, они приезжали сюда не затем, чтобы быть именно муллами. Все они мигранты, работают в службах такси, на стройках, где-то еще. Кто-то приехал с семьей, кто-то уже получил гражданство. Недавно я познакомился с муллой, который «в миру» работает программистом. Даже вероисповедный бэкграунд у этих людей разный: у кого-то, например, были религиозные предки, а кто-то специально учился в Египте или Марокко. Все они обычно старше 35 лет, знают арабский язык и умеют читать Коран. Они увидели, что на исповедание веры существует спрос, они поняли, что надо помогать людям. При этом, конечно, все они практикующие мусульмане и имеют репутацию в мечетях.

Да, религиозная помощь мулл – это и способ заработка тоже. Но в этом нет ничего особенно меркантильного: люди обладают знаниями и навыками и помогают другим. У них ведь нет прейскуранта – они берут, сколько им дадут. Муллы совершают определенные обряды, такие, например, как никох, изгнание джиннов, читают поминальные молитвы. Наконец, они просто дают советы, и если вы им не заплатите, ничего страшного не случится, это дело вашей совести. При этом они, как правило, еще и работают на какой-нибудь светской работе.

Записала Екатерина Иващенко

Международное информационное агентство «Фергана»