Московский дом национальностей | Дайджест от 10 августа 2020 года
Дайджест от 10 августа 2020 года
 

Московский дом национальностей

Онлайн-выставка работ Ильи Павловича Вьюева, посвященная Международному дню коренных народов мира

Автор: Центр Культуры народов России

Издание: Центр Культуры народов России, 06.08.2020

Онлайн-выставка работ Ильи Павловича Вьюева, посвященная Международному дню коренных народов мира

«Алеутская» коллекция из кости и камня» в рамках Патриотической интернет-акции Центра культуры народов России Государственного Российского Дома народного творчества имени В.Д. Поленова «Мы любим Россию», посвящённой Юбилею Великой Победы

«Алеутская коллекция» была создана Ильёй Вьюевым в годы его работы на острове Беринга с 1986 по 1992 гг. Командорские алеуты – малочисленный народ, потомки переселенцев-алеутов и русских промышленников, осваивавших тихоокеанский регион с середины XVIII в. Развитие современной цивилизации, культурная ассимиляция, улучшение условий жизни во всём мире приводят к потере национальной самобытности и утрате многих традиций, знаний и умений, особенно среди малочисленных народов. Не избежали этой участи и алеуты.

Целью «Алеутского культурного центра», существовавшего в конце 80х – начале 90х гг., было в том числе воссоздание декоративно-пластических приёмов обработки кости, камня и других природных материалов, сохранение утраченной культуры резьбы и создание методического художественного фонда, который в дальнейшем мог бы стать основой для развития местного сувенирного промысла.

В годы работы на острове Беринга Илья Вьюев создавал как анималистические работы, так и реконструкции, пластические повторы сохранившихся в различных музеях мира аутентичных этнографических предметов культуры и быта алеутов. Материалом служили камень, клыки моржа и мамонта, береговые находки, зубы различных морских животных, а также кость Стеллеровой коровы — эксклюзивный материал, не встречающийся более нигде, кроме Командорских островов.

Для справки: Вьюев И.П. – художник-прикладник, член МОСХ, скульптор. Родился 21.11.1944 г. в г. Москве. Учился в МСХШ и в МВХПУ (б. «Строгановка», ныне МГХПУ). Автор ряда памятников, скульптурных композиций, творческих работ в металле, керамике, дереве, кости. Его работы находятся в музеях и частных коллекциях. Среди городских памятников – гербовый символ г. Лотошино «Лотошник», «Капитан Витус Беринг» и подготовленный для установки памятник «Георг Стеллер» на острове Беринга, «Царевич Дмитрий» в Москве, скульптурно-архитектурный комплекс «Губернская книжная ярмарка» в г. Люберцы, «Чёрная лисица» в г. Тотьма, «Баргузинский соболь» в с. Сосновка, «Александр Пушкин» в Пушкинском институте г. Кадис (Испания), а также многочисленные объекты реставрации. Принимал участие в различных выставках. С 1986 по 1992 гг. жил на Командорских островах, работал в жанре мелкой пластики, организовал на острове Беринга «Алеутский культурный центр», мастерскую национального художественного промысла, сотрудничал с Алеутским музеем и другими музеями страны, занимался реставрацией и реконструкцией декоративно-прикладного искусства алеутов. В качестве методического фонда создал художественную коллекцию из кости, дерева, камня, перламутра и других природных материалов. Эти работы хранятся в Алеутском и Камчатском музеях. Художник и сейчас продолжает работать с алеутским искусством, занимаясь реконструкцией этнографических музейных предметов: поиском и исследованием материалов, из которых они были сделаны, воссозданием приёмов работы и практического использования этих предметов. Благодаря командорскому и камчатскому краеведу Н.А. Татаренковой, предоставившей фотографии и свои научные материалы, в этом году Илья Павлович сделал деревянную основу для алеутского бубна и варианты ручек к нему, модель каркаса 2-лючной байдарки, традиционное оружие алеутов – «бобровую стрелку» и метательные дощечки. Этот уникальный способ охоты перестал использоваться алеутами в 19 веке, с распространением огнестрельного оружия, а в 20 веке был практически утерян. Сохранились лишь описания и музейные коллекции. Художнику удалось сделать стрелку и метательную дощечку и даже поэкспериментировать с их использованием — метанием в цель. Илья Вьюев принимает активное участие в работе Московского историко-просветительского общества «Русская Америка». Скульптор работает над портретами политических деятелей, учёных, преподавателей «Навигацкой школы», священников, моряков-первопроходцев, участников Великих северных и восточных экспедиций XVIII в., купцов и предпринимателей, чья деятельность в регионе продолжалась вплоть до начала ХХ в. В настоящее время Илья Вьюев живёт и работает в Москве и Московской области.

Контакты с коренным населением Алеутских островов, а также история изучения алеутов начинается со времени открытия в 1741 году Аляски Великой Северной (Второй Камчатской) экспедицией Витуса Беринга (1733—1743).

Село Никольское на острове Беринга – это единственное место компактного проживания алеутов в нашей стране. Однако у малочисленных народов процесс исчезновения национальной аутентичности часто бывает скор и необратим. С ростом цивилизации особенно быстро исчезает культура, в основе которой лежат примитивные методы охоты, сформировавшиеся в тяжёлых условиях бытования народа. К концу 80-х годов ХХв среди алеутов Командорских островов забылись многие местные умения и традиции, и всего несколько человек могли говорить на алеутском языке. Местных художественных промыслов на островах не было никаких.

Последний резчик-алеут, житель острова Медный Сергей Сергеевич Григорьев резал по кости и белому медновскому камню в 50-70-х годах ХХ в. Камчатские искусствоведы успели заказать ему несколько вещей и даже понаблюдать, как он их делает, но предпринять действенные меры для сохранения этой традиции не удалось. Многие промысловики имели ножи собственного изготовления, но эти ножи мало чем отличались от ножей любого сибирского охотника. Да и рынок сбыта полностью отсутствовал – развитию туризма препятствовали очень плохие погодные условия, строгий пограничный контроль, короткое лето, долгое ожидание транспорта. Сохранились приёмы охоты, рыбалки и собирательства, но этнографические предметы были лишь в музее.

Скульптор и искусствовед Илья Вьюев, оказавшись в 1986 г на Командорских островах в составе научной экспедиции, заинтересовался культурой алеутов. Свою первую мастерскую он организовал в 1987г на базе госпромхоза, стал привлекать к этой деятельности местных охотников-промысловиков.

Но не производство сувениров было основным его интересом, а желание постичь культуру алеутского народа через собственные руки, через делание и творческое осмысление того, что когда-то носило глубокий семантический и культурный смысл, а сейчас имело весьма слабый шанс сохраниться хотя бы в виде сувениров. И, конечно, это была попытка создать методический фонд, разработать и возродить тот изобразительный язык, который бы отличал «алеутское» произведение искусства от любого другого.

Командорские острова бедны подходящими для скульптора ресурсами – нет ни моржовых лежбищ, ни бивней мамонта, ни древесины (острова безлесны, покрыты тундрой). Есть лишь разные породы местного камня и выбросы моря, среди которых встречаются очень интересные породы дерева.

Кроме того, Илья Вьюев впервые освоил совершенно новый материал – кость рёбер стеллеровой коровы, вымершей на островах 200 лет назад.

Кость стеллеровой коровы — такой же ограниченный, исчерпаемый ресурс, как и бивни мамонта, но значительно более редкий. И, конечно, говорить об её использовании как сувенирного материала нельзя. Художник работал с костью стеллеровой коровы в первую очередь для того, чтобы создать музейные коллекции. Кость оказалась сильно минерализованной, её приходилось экспериментально вымачивать, пропитывать казеином и другими клеями, желатинировать, вощить, высушивать и так далее. Требовалось также работать с коллекциями МАЭ в Петербурге и в музеях Иркутска, Хабаровска, Москвы. Нужна была зарубежная литература, изучение опыта Аляски — места, где живут алеуты, знающие свой язык и сохранившие, хотя бы отчасти, культуру предков. Эта работы выходили за рамки сельской сувенирной мастерской. И в 1889 году Илья Вьюев при поддержке Д.С. Лихачёва и помощи «Фонда традиционной культуры» Дмитрия Покровского организует АКЦ – Алеутский культурный центр. Им публикуются статьи о предстоящем в 1991 году юбилее открытия Командорских островов, составляется программа развития местных национальных ремёсел, а благодаря поддержке Фонда культуры алеутский семейный музыкальный ансамбль «Чиян» обновляет костюмы и принимает участие во всероссийском фестивале этнографической народной музыки.

Илья изучал предметы материальной культуры в различных музеях Арктики и Антарктики, Народов СССР, в экспозиции и в фондах Кунсткамеры. В Кунсткамере он сделал очень интересную работу — обмеры и исследование с последующей реконструкцией обрядовой маски с Алеутских островов. Эта маска вкупе с небольшими «типажными» масками находится в Алеутском музее на о. Беринга.

Обрастала мастерская и местными умельцами. Ильёй и его соратниками была создана художественная коллекция масок, мелкой пластики и утилитарных предметов из дерева, кости, камня, с использованием гравировки, со вставками из металла и перламутра — своеобразный методический фонд, «отправная точка» для будущих мастеров. Некоторые их работы позже попадут в Алеутский музей, будут увезены в качестве подарков, в том числе в ассоциации и музеи на Аляску.

Описание предметов коллекции в приложении

В ходе Творческой встречи «И помнит мир спасённый!» (освобождение Азии), посвященной Международному дню коренных народов мира, Илья Павлович выступил с сообщением «Реконструкция каркаса модели алеутской байдарки и некоторых других предметов».

Русские морские экспедиции XVIII века и история Русской Америки неразрывно связаны с культурой местных народов — алеутов, эскимосов, индейцев различных племён северной Америки. Экспедиции на Аляску и Алеутские острова, как научные, так и промысловые, вывозили и передавали в музеи многочисленные этнографические коллекции. Кроме утвари, одежды, ритуальных масок, оружия и художественных изделий, во всех этих коллекциях присутствуют небольшие, от 30 до 100 см, модели байдарок и байдар. Как правило, модели байдарок обтянуты кожей, в люках сидят гребцы, сделанные из дерева и одетые в камлейки. В описании одной из самых первых коллекций, купленных у алеутов и поступивших в собрание Академии наук в 1759 г., значится «байдарка малолетних ребят». Видимо, это и была одна из первых моделей байдарки, оказавшейся в музейном собрании.

До сих пор до конца не известно назначение этих моделей, которые алеуты делали явно задолго до прихода на американский континент европейцев. Для детских игрушек эти модели слишком подробны и достоверны. Если бы это, действительно, были детские игрушки, то они должны были встречаться вместе с другими игрушками, и тогда существовали бы упрощённые, условные модели. Но этого нет. Модели байдарок могли быть ритуальными, могли нести некую функцию для привлечения удачи в морской охоте. Они могли быть и учебным материалом, этапом в обучении молодого будущего охотника. Впрочем, функциональное значение этих маленьких моделей могло включать в себя всё вышеперечисленное — и ритуальный, и игровой, и обучающий смысл. Каждый мужчина алеут имел свою лодку. По наблюдению Вениаминова, никогда двое охотников не садились вместе в двухлючную байдарку, только очень пожилой мужчина мог оказаться в одной лодке с подростком.

Впрочем, байдарки были весьма разнообразны, как и географические условия каждого острова, методы охоты, традиционные предпочтения аборигенного населения. В моделях встречаются и двухлючные байдарки с двумя сидящими охотниками, с закреплёнными на байдарке моделями орудий охоты — гарпунами, стрелками, пых-пыхами, линями, а подчас и изображениями добытого морского зверя. Байдарки были продолжением алеута, его вторым «я», его образом жизни. Эскимо-алеутская группа народов достигла виртуознейшего владения этими плавсредствами, за сотни лет существования сумела освоить и заселить суровые островных северные архипелаги, создать своеобразную культуру морских охотников, выжить в чрезвычайно суровых условиях существования. Но в настоящее время, во всяком случае в нашей стране, культура алеутской байдарки и умение её делать полностью утрачены. Также утрачено умение делать и модели байдарок. Они остались лишь в музейных коллекциях. В собрании Кунсткамеры существует и настоящая 6-метровая байдарка, и множество маленьких моделей байдарок и байдар в разной степени сохранности. Модели байдарок есть в Хабаровском музее, в собрании этнографического музея в Кракове (коллекция Дыбовского), в музеях США и Канады.

Большая часть народа алеутов в настоящее время живёт не в России, а в США. И американские мастера Аляски в последние годы вернулись к своей традиционной культуре, начали делать как модели байдар, так и полноценные большие лодки. Ради возрождения этого умения группа американских алеутов даже приезжала в Петербург, работала в Кунсткамере, где находится самая большая коллекция моделей. В 2006 изучали модели своих традиционных байдар представители музея алютик (коренной народ Аляски). Наши соотечественники — алеуты, живущие на Командорах и Камчатке, также интересуются своей традиционной культурой, пытаются восстановить утерянное за несколько поколений.

Но если модели байдар рассмотреть легко как снаружи, так и внутри, то большинство моделей байдарок со всех сторон обтянуты кожей морских животных, и ни один музей не согласится разрушить ценный экспонат для исследования его внутреннего устройства. Однако, на наше счастье, в музеях встречаются и необтянутые байдарки, то есть только их каркасы. Более поздние собиратели коллекций заказывали их алеутским мастерам, видимо, с той же целью — рассмотреть внутреннее строение уникальной алеутской лодки. К сожалению, время не пощадило большинство моделей, многие детали утрачены, верёвочные крепления истлели, да и фотографии, предоставляемые музеями, дают очень неполное представление об изделиях.

Вьюев Илья был директором Алеутского культурного центра в конце 80х-начале 90х годов, жил на Командорских островах, занимался восстановлением традиционной изобразительной культуры этого народа. В общество «Русская Америка» пришёл как художник и этнограф, занимающийся культурой алеутов. События, произошедшие в стране в 90е годы, прервали эту работу. Но изучение культуры алеутов, истории Русской Америки он не прекращал никогда. В этом году по заказу Камчатский краевой библиотеки имени Крашенинникова он начал собирать материал по восстановлению некоторых аутентичных алеутских предметов. Н. А. Татаренкова, камчатский исследователь, автор многочисленных работ по истории островов и культуре алеутов, прислала прекрасные фотографии практически полного каркаса 2-лючной байдарки, фотографии бобровых стрелок и метательных дощечек, стрел, алеутских бубнов, сделанные ею в музеях. Эти снимки позволили начать работу по восстановлению в материале некоторых предметов и модели байдарки длиной 1 метр (максимальный размер для известных моделей). Тщательные предварительные прорисовки дали представление об устройстве узлов крепежа, а начавшаяся работа определила и логическую последовательность сборки байдарки. Приходилось искать близкий материал, из которого могла быть построена модель. Алеуты пользовались выбросами древесины, растущей в Северной Пацифике и ближайших географических зонах. Однако здесь, в средней полосе России, американские виды растений недоступны, приходилось искать замену, испытывать разные виды древесины. Кроме байдарки, была сделана реконструкция алеутского бубна и «бобровой стрелки» с метательной дощечкой — другой уникальной технологии алеутов. Кроме байдарки, была сделана реконструкция алеутского бубна и «бобровой стрелки» с метательной дощечкой — другой уникальной технологии алеутов. Уникальность бобровой стрелки была обусловлена именно байдаркой. Алеут, сидящий в байдарке, не мог пользоваться для охоты двумя руками, так, как это требуется при стрельбе из лука. Одной рукой морской охотник должен был держать весло, сохранять равновесие лодки, управлять ею, чтобы не перевернуться. Второй рукой охотник должен был кинуть лёгкий гарпун в морского зверя. Для этого у каждого охотника была индивидуальная, сделанная под его ладонь метательная дощечка, удлинявшая на 40-50 см. руку и усиливавшая бросок. Держа дощечку, подхватить этой же рукой стрелку, положить в небольшой жёлоб с маленькой костяной зацепкой на конце, и держа её буквально двумя пальцами, метнуть её прицельно на большое расстояние — этому искусству алеутских подростков учили с 10 до 18 лет. Стрелки делал также каждый охотник «под себя», с учётом длины рук. Каждая стрелка делалась с лёгким ярким древком, тяжёлым костяным наконечником, маленьким металлическим гарпунчиком, легко выскакивающим из своего гнезда при попадании в морского бобра, системой верёвочного У-образного линя, чтобы стрелка становилась поперёк движения зверя, стремящегося уйти от охотника.

Автор текста выступления: Липилина И. А. Значительное содействие в подготовке выставки и творческой встречи оказал начальник отдела по работе с молодёжью ГБУ «Московский дом национальностей» Михаил Ильич Вьюев.

Патриотизм – это не пустое слово

Автор: Голос Армении

Издание: Голос Армении, 10.08.2020

Впервые он появился в нашей редакции в начале нового тысячелетия. Обаятельно-скромный и интеллигентный, он сразу обратил на себя внимание. Руководителя Армянского культурно-просветительского общества «Арарат» Эмануила ДОЛБАКЯНА хорошо знали в Москве.

В ТЕ ГОДЫ ЕГО АКТИВНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ получила широкий резонанс. Ее он совмещал с серьезной научной работой. Нейрофизиолог, бывший аспирант выдающегося ученого-нейрофизиолога Эзраса Асратяна, организовавшего в середине прошлого века Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии Академии наук СССР, Долбакян работал в этом институте почти до конца жизни. В редакцию «ГА» он пришел с супругой — Аидой Нерсесовной Сукиасян — ведущим сотрудником Института дезинфектологии Минздрава РФ. Сюрприз, который они преподнесли мне (первый сборник «Лазаревских чтений по истории армян России»)- обрадовал неимоверно. После публикации материала об этом сборнике телефон отдела почти не умолкал. Все звонили с просьбой – как достать книгу? Оказалось, что ее тема — династия Лазаревых — волнует многих, особенно операторов, режиссеров телевидения, кинематографистов. Долбакян умел заразить своим увлечением. Именно он был инициатором и организатором конференций «Лазаревские чтения по истории армян России».

Вскоре после первой конференции, организованной Э. Долбакяном, появился замечательный фильм о династии Лазаревых «Армянский переулок», снятый талантливым кинорежиссером Нерсесом Оганесяном. Текст читает Армен Джигарханян.

Сочетание «династия Лазаревых» звучит так мощно, что за ним представляется скорее целая эпоха, нежели один род. Без всякой натяжки можно сказать, что жизнь семьи Лазаревых была отдана не только собиранию духовной энергии армянского народа, она отдана созиданию этой самой духовной энергии. Это ощущение испытываешь не только при чтении первого сборника, но и последующих сборников, вобравших в себя множество фактов, мало или вовсе не известных страниц истории армян России, армяно-русских отношений. Названием же чтений Лазаревскими воздается должное той выдающейся роли, которую сыграла семья Лазаревых в жизни армян России.

СВОЮ БУРНУЮ ОБЩЕСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭМАНУИЛ ДОЛБАКЯН начал после событий в Сумгаите, Карабахе, которые мало кого оставили равнодушными. В 1992 году была учреждена Армянская община Москвы, руководителем которой стал директор Института механики МГУ Самвел Григорян, а заместителем — Э. Долбакян, ответственным секретарем — Аида Нерсесовна, супруга Долбакяна. Но так получилось, что эта организация распалась и Долбакян учредил новое Армянское культурно-просветительское общество — «Арарат».

Целью организации явилось сохранение культуры армянского народа вдали от Армении, языка, традиций, веры, укрепление русско-армянской дружбы, пропаганда исторических заслуг армян перед российским государством, нашего тысячелетнего участия в жизни России. За прошедшее тысячелетие сложились многогранные армяно-русские культурные, экономические, политические, военные и иные связи, единое духовное пространство. Этому посвящено огромное количество исследований. И тем не менее эта область далеко не исчерпала себя. Общество не ставило перед собой политических задач, но, как кажется, хорошая культурная акция – это тоже политика, не менее ценная и полезная.

Учитывая, что эта деятельность развивается на фоне пестрой, многонациональной жизни Москвы, общество под руководством деятельного, инициативного Долбакяна проводит мероприятия, посвященные историческим датам, биографиям известных людей, устраивает концерты, выставки работ армянских художников, помогает общинам Подмосковья. Не без помощи общества «Арарат» армянские артисты выступали в Ярославле, Иванове, Калуге, Астрахани и других городах России. Самую активную помощь обществу оказывала мэрия Москвы, благодаря которой большинство культурных акций проходят в московском Доме национальностей, который, как отмечал Долбакян, всегда был открыт для общества. Там проводились десятки акций, в том числе замечательная литературно-художественная программа «Вернатун», которую общество осуществляло совместно с Домом-мастерской выдающегося художника Дмитрия Налбандяна. В свое время художником было создано огромное полотно под названием «Вернатун», где представлены 15 выдающихся деятелей армянской культуры конца XIX — начала XX веков. Сейчас это полотно находится в Третьяковской галерее. В Доме-мастерской Налбандяна прошли вечера, посвященные Комитасу, Ов. Туманяну, Ав. Исаакяну, Чаренцу, Ширазу, Севаку, Нарекаци, скульптору Николаю Никогосяну. Как правило, на эти вечера собираются не только московские армяне, но и представители других национальных организаций.

У ОБЩЕСТВА ОЧЕНЬ ТЕСНЫЕ СВЯЗИ СО МНОГИМИ ХУДОЖНИКАМИ, писателями, композиторами, с людьми других профессий, различными организациями. Особенно активна связь общества «Арарат» с Центральной библиотекой им. Некрасова, где имеются отделы национальных литератур. С помощью общества «Арарат» заметно пополнился армянский раздел, и сейчас в библиотеке он самый объемный. Специальной литературой благодаря деятельности Долбакяна снабжался и отдел востоковедения Санкт-Петербургского университета.

Огромное место уделялось обществом и издательской деятельности, которой Долбакян начал заниматься еще до создания общества «Арарат». Он был основателем и редактором бюллетеня Армянской общины Москвы. Успел выпустить четыре номера. Тогда, помимо всего, общество имело 20-минутную передачу на радиостанции «Эхо Москвы». В условиях полной дезинформации пытались представлять правдивую картину того, что происходило в Армении и Арцахе.

В последнее десятилетие (до кончины) Долбакяну удалось опубликовать ряд книг, где он автор-составитель, и редактор, и переводчик. Среди них книга Рафаеля Ишханяна «Вопросы происхождения древнейшей истории армянского народа» в переводе Э. Долбакяна. На одной из презентаций книги, изданной Долбакяном, присутствовала и автор этой статьи. Это книга жителя Норса Нахиджеванской области Абгара Маркаряна. Простой человек написал патриотическую книгу о своей деревне, о ее жителях, которые вынуждены покинуть свой край. Эта книга представляет большой интерес для этнографов. Она издана на средства сына автора в одной из московских типографий.

Эмануил Долбакян был большим патриотом, и вся его жизнь до краев была заполнена интересной актуальной работой — научной и общественной. Для многих он был непререкаемым авторитетом, патриотом своей страны, всегда оставаясь в русле современности.

Новости домов дружбы и национальностей Российской Федерации

В Доме Дружбы народов Чувашии открылась выставка чувашского художника из Республики Татарстан Валериана Киргизина

Автор: Министерство культуры Чувашской республики

Издание: Министерство культуры Чувашской республики, 10.08.2020

В выставочном зале Дома Дружбы народов АУ «РЦНТ» Дк тракторостроителей» Минкультуры Чувашии открылась персональная выставка чувашского художника из Республики Татарстан Валериана Киргизина. Её организаторы — ЧРОО «Ассамблея представителей народов, проживающих в Чувашской Республике» и Ассамблея народов и Дом Дружбы народов Татарстана, Чувашский общественно-культурный центр Спасского муниципального района Республики Татарстан.

Для Валерияна Николаевича экспозиция имеет особый смысл и ее название «Прикосновение к истокам» выбрано в связи с памятными датами 100-летия образования ТАССР и Чувашской автономной области. На открытии присутствовали родственники, друзья и коллеги.

Открывая экспозицию, Лев Кураков подчеркнул, что выходец из простой семьи стал великолепным живописцем, преодолел многочисленные препятствия в жизни, в том числе неизлечимую болезнь. А сегодня его пейзажи, этюды и портреты украшают музеи, частные галереи ценителей искусства на всей планете: в Америке, России, Италии, Испании, Франции. Знаком трогательной благодарности Лев Пантелеймонович назвал портрет врача, спасшего жизнь талантливому художнику. «Все полотна мастера разные, но объединены силой единения и дружбы, красотой, яркостью природы», — сказал Лев Кураков.

Директор Дома Дружбы народов РТ Ирек Шарипов отметил объединяющую силу искусства в работах Валерияна Киргизина. Авторская экспозиция «Прикосновение к истокам» с огромным успехом путешествовала по Татарстану, а теперь остановилась в Чувашии. У неё огромная аудитория. «Она посвящена общечеловеческим ценностям, проникновенно представлены пейзажи современных Булгар, природы, взаимодействие между людьми разных национальностей», — отметил Ирек Шарипов.

Первые рисунки Валериян Киргизин помнит до сих пор. Он рисовал на оборотной стороне и полях документов своего отца, на любых клочках бумаги, которые попадали в поле зрения, на картонных коробок. Рисовать его учил родственник и будущий художник увлёкся этим судьбоносным занятием. В молодости Валериян Николаевич учился в Лениногорском музыкально-художественном педагогическом колледже, Чувашском педагогическом университете им. И. Яковлева (класс российского художника-живописца, педагога Николая Овчинникова). После окончания учебных заведений он устроился учителем рисования в школу искусств г. Куйбышева и проработал там более 30 лет, а также преподавал в Спасском техникуме отраслевых технологий Республики Татарстан.

Работы мастера хранятся в Музее болгарской цивилизации в Болгаре, они украшают частные галереи, их раскупают российские и зарубежные ценители искусства. На счету художника множество выставок международного, всероссийского и республиканского уровня в г. Ухта Республики Коми, Казани, Чебоксарах, Болгаре (Булгаре), Нурлате, Бугульме. По окончании персональной выставки «Северное сияние» в Ухте, Валериян Киргизин подарил устроителям мероприятия порядка 70 своих работ. Это — художник, учитель, взрастивший не одно поколение ценителей и любителей живописи. Он вложил в своих учеников умение познать живопись, природу, цвет, знакомил с шедеврами мастеров кисти.

Порядка ста художественных полотен автора, написанные в традиционной технике масляной живописи, доступны уже сегодня к просмотру всем жителям и гостям Чебоксар. Много добрых и хороших тёплых слов прозвучало в адрес художника в этот вечер.

Справка. Валериян Николаевич Киргизин родился 5 октября 1949 года в поселке имени 3-го Съезда Андреевского сельского поселения Татарской АССР. Закончил Лениногорское музыкально-художественное педагогическое училище (1969) В 1975 году поступил в Чебоксарский педагогический институт им. И. Яковлева. В течении многих лет преподавал живопись в Куйбышевской школе искусств. С 2010 по 2014 год работал в Спасском техникуме отраслевых технологий.

Собрание Молодежного совета при Санкт-Петербургском Доме национальностей

Автор: Санкт-Петербургский Дом национальностей

Издание: Санкт-Петербургский Дом национальностей, 08.08.2020

Заседание Молодежного совета при Санкт-Петербургском Доме национальностей состоялось 6 августа на Моховой, 15. Мероприятие началось с приветственных слов от исполняющего обязанности заместителя директора Санкт-Петербургского Дома национальностей Дмитрия Федотова и председателя Молодежного Совета при СПб ГКУ «СПб Дом национальностей» Юлии Носовой. По повестке заседания рассмотрели предложения по интеграции Молодежного Совета в молодежную структуру Санкт-Петербурга, участие членов МолСовета в различных мероприятиях, в том числе организованных учреждением и проекты, реализуемые самим Советом.

В процессе собрания директор Санкт-Петербургского Дома национальностей Валерий Николаев предложил участникам внести ряд изменений в положение о Молодежном совете, об увеличении полномочий членов Совета до двух лет, изменении порядока приема в члены Совета. Заседание получилось продуктивным и прошло в дружественной обстановке. Несмотря на некоторые ограничения, связанные с противодействием распространению в Санкт-Петербурге коронавирусной инфекции (COVID-19) и участием части Молодежного совета в формате видеоконференции, члены Совета смогли в полной мере обсудить все насущные вопросы и разработать план дальнейших действий для реализации задуманных проектов и мероприятий.

VI Молодежный суглан Республики Саха (Якутия)

Автор: Пресс-служба ДДН им. Кулаковского

Издание: Дом дружбы народов им. А.Е.Кулаковского, 08.08.2020

Сегодня, 7 августа, в Доме дружбы народов им. А.Е. Кулаковского начал свою работу VI Молодежный суглан Республики Саха (Якутия) — 2020, посвященный Году памяти и славы в РФ, Году патриотизма в РС (Я), 30-летию Ассоциации КМНССиДВ, в онлайн-режиме через платформу ZOOM.

Для нас всех это новая форма работы в условиях пандемии коронавируса, которая позволяет связаться с сородичами из разных уголков нашей страны. На суглане поднимаются актуальные вопросы жизни молодого поколения северян.

Со своих рабочих мест в работе суглана принимают участие и.о. Председателя Правительства РС (Я) Андрей Тарасенко, руководители законодательной и исполнительной власти республики, общественники и лидеры молодежного движения коренных народов Якутии и регионов России.

В программе суглана: круглый стол «Меры государственной поддержки молодежи», дискуссионная площадка «Опыт реализации и подготовки молодежных инициатив к Международному Десятилетию родных языков коренных народов», онлайн-семинар по обмену опытом работы молодежных объединений, проектная мастерская молодежи КМНС РС (Я).

Идейными вдохновителями и организаторами молодежного суглана являются Молодежный Совет Ассоциации КМНС РС (Я) (Михаил Кривошапкин, Саргылана Слепцова, Спиридон Кейметинов, Борис Осипов), Уполномоченный по правам КМНС РС (Я) Лена Иванова, Министерство по развитию Арктики и делам народов Севера РС (Я), Министерство по внешним связям и делам народов РС (Я), Министерство по делам молодежи и социальным коммуникациям РС (Я), Ассоциация КМНС РС (Я), ДДН им. А.Е. Кулаковского.

В Альметьевске обсудили вопросы открытия местного Дома Дружбы

Автор: Информационный центр ДДнТ

Издание: Ассамблея и Дом Дружбы народов Татарстана, 04.08.2020

Руководитель исполнительного комитета Ассамблеи народов Татарстана Константин Яковлев и директор Дома Дружбы народов РТ Ирек Шарипов посетили Альметьевск, где обсудили вопросы создания ресурсного центра для деятельности местных национально-культурных автономий.

В ходе визита были проведены встречи с руководителем представительства Ассамблеи народов Татарстана в Альметьевском районе Фикратом Бакировым, активом национально-культурных автономий района. Также состоялась встреча с руководством Альметьевского муниципального района, в лице главы администрации Тимура Нагуманова и его заместителей Олега Шабалина и Светланы Лаптевой.

В ходе встречи был рассмотрен вопрос открытия Дома Дружбы народов в Альметьевске. Сейчас рассматривается несколько зданий для размещения учреждения. Одним из перспективных зданий для размещения Дома Дружбы является здание муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Детская художественная школа № 1» (ул.Островского, д.7), которая в ближайшее время переедет в новое здание.

Как было отмечено, объект располагает следующими ресурсами:

— 10 кабинетов для размещения офисов национально-культурных автономий;

— помещения для репетиционных залов;

— помещения для Многонациональной воскресной школы.

Кроме того, прилегающая к зданию территория может быть использована для создания сквера Дружбы народов, установки сценической площадки и интерактивных зон. Также, при необходимости, за счет этой территории можно расширить основное здание путем постройки пристроя.