Московский дом национальностей | Дайджест от 01 сентября 2016
Дайджест от 01 сентября 2016
 

Московский дом национальностей

Творческий вечер Линды Нигматулиной

Автор: Юлия Бурулёва

Издание: citycelebrity.ru, 29.08.2016

25 августа в Московском Доме Национальностей состоялся Творческий вечер актрисы театра и кино Линды Нигматулиной. Это своего рода итог за прошедшие 11 лет ее насыщенной деятельности, которая охватывает не только кино, театр, но и музыку, а также ряд разноплановых социальных проектов.

Атмосферу Родных мест актрисы можно было прочувствовать еще до начала мероприятия — гостей вечера встречали в казахских национальных костюмах и угощали наивкуснейшими баурсаками.

Насладившись ими, зрителей приглашали в зал, на просмотр видеофильма «Моя история» о том, какими были эти 11 лет и какие непростые события пришлось преодолеть героине вечера.

Также были представлены отрывки многих фильмов, где Линда принимала участие. Среди которых особенно запомнились и активно обсуждались фильмы «Молоко, сметана, творог» (2011) и Вычислитель (1014).

Театральная составляющая деятельности актрисы была представлена спектаклем «Жестокий урок»- первая театральная постановка Линды. Это тяжелая драма, которая основана на реальных событиях и которая позволяет задуматься о том, что мы делаем в этой жизни, куда идем и стремимся и что же будет завтра…

Проект Первого канала «Лед и пламень», где актриса впервые (!) освоила коньки также явился значимым этапом в жизни Линды. В паре с призером Туринской Олимпиады Русланом Гончаровым Линде и здесь неоднократно приходилось бороться..

Литературное направление стало сюрпризом для всех гостей вечера. Мало кто знает, что Линда пишет стихи и некоторые из них прозвучали…

Как например:

«100 тысяч раз я убеждалась в пороках тех, кого люблю..

100 тысяч раз не расставалась, 100 тысяч слез еще пролью..

Кому-то очень дорогому 100 тысяч раз шептала я,

Что я люблю…Теперь другому душа обещана моя…

Я думала мои морали 100 тысяч раз правдивы, но

Они бессовестно мне лгали — не мне одной, не так давно…»

Одно из стихотворений прочел гость вечера — брат Линды, известный актер Саид Дашук-Нигматулин. Это было неповторимое прочтение, которое никого из зрителей и гостей вечера не оставили равнодушными.

Своими выступлениями порадовали и друзья артистки — певица Милена Дайнего и участник проекта Голос, певец Армении Sunny Cross.

В финале вечера Линда исполнила несколько своих авторских песен и все желающие смогли лично поблагодарить актрису, получить автограф и фото на память. Линда, в свою очередь, поблагодарила зрителей, организаторов концерта и лично Московский дом национальностей в лице Гульнары Исаковой.

Текст и фото предоставлены пиар-службой

Д.А. Каргаполов: «Горечь вызывает даже не столько невежественное мнение обывателя, сколько отношение властей»

Автор: Марат Гайнуллин

Издание: ruvera.ru, 29.08.2016

В Челябинске может возродиться старообрядческая культура. На данный момент старообрядческой церкви в городе нет. Корреспондент портала «Челябинск сегодня» побеседовал с председателем челябинской старообрядческой Поморской общины Древлеправославной Поморской церкви Дмитрием Каргаполовым. Парадокс, но вдохновили Дмитрия Анфимовича на этот духовный путь отнюдь не благоприятные обстоятельства, а напротив, гробовое молчание вокруг его челябинских единоверцев. Как будто и нет в этом городе тех, кого называли «наследниками Руси изначальной»…

«Это такое убожество»…

— Да, имено полное молчание во всем, что касается нас, — говорит Дмитрий Анфимович. — Вот посмотрите: не так давно в Московском доме национальностей прошла международная старообрядческая конференция «Старообрядчество, государство и общество в современном мире». И что же? Ваши коллеги, челябинские журналисты, об этом стыдливо умолчали. Как умолчали и представители власти. Между тем произошло событие поистине историческое! Никогда еще главы староверческих согласий не собирались вместе для обсуждения насущных вопросов.

Быть может, упрек в наш адрес объясняется устоявшимися в обществе стереотипами? Обыватель традиционно мыслит: старообрядцы, дескать, это раскольники, сектанты, почти что еретики, словом, какие-то темные люди, с которыми и связываться-то нет никакого желания…

— Отчасти согласен с вами. В нашем обществе действительно довольно живуче суеверие, иначе и не назовешь. Старообрядцы могут вызвать интерес разве что какой-то своей «экзотикой»: старинными иконами, рукописными и старопечатными книгами, знаменным пением, особой домотканой народной одеждой и прочим антиквариатом… Но горечь вызывает даже не столько невежественное мнение обывателя, сколько отношение властей. Не так давно достаточно влиятельный чиновник из администрации Челябинска после посещения нашего старообрядческого молитвенного дома резюмировал с нескрываемой брезгливостью: «Все это такое убожество»…

Вот и другой пример. Казалось бы, кто как не министерство культуры Челябинской области должно отнестись к нам с пониманием! Но и в этом учреждении на самом высоком уровне ответили нам явной отпиской: «Учитывая уникальность реликвий, а также острую необходимость решения проблемы сохранения исторического и культурного наследия, хранящегося в молельном доме, прошу вас рассмотреть возможность передачи исторических объектов в областное учреждение культуры «Челябинский государственный краеведческий музей».

Признать конфессией

Но разве это не выход?

— Конечно же, нет! Ведь речь идет о сохранении и защите религиозных святынь! А такое решение чиновников от минкульта идет вразрез с традицией богослужения как Русской Православной Церкви, так и старообрядческой, поскольку разрываются единство и слаженность духовной молитвы.

Впрочем, некоторую часть раритетов из нашей драгоценной коллекции мы уже разместили в фондах Челябинской академии культуры и искусств. Значительную часть реликвий члены нашей общины вынуждены хранить по своим квартирам. Это уникальнейшие архивные документы, фотографии, фильмы и исторические свидетельства по истории казачества и старообрядчества Челябинска.

А коль скоро мы начали беседу с московской конференции, то замечу, что одним из главных на ней стал вопрос сохранения старообрядческого культурного наследия. Второй не менее важный вопрос связан с отсутствием законодательной базы по признанию старообрядчества традиционной конфессией в России.

Приветствуя участников конференции, глава администрации президента РФ Сергей Иванов заявил: «Наше государство с уважением относится к старообрядчеству как к традиционной древлеправославной религии, которая на протяжении многих веков играла особую роль в истории России, становлении и развитии ее духовности».

Молиться соборно

Именно на промышленном Урале позиции старообрядцев в свое время были наиболее сильны, не так ли?

— Именно так исторически и сложилось. И уже после дарования свободы вероисповедания российским религиозным меньшинствам в 1905 году челябинские старообрядцы уверенно заявили об обретенном праве молиться соборно по отеческому преданию. А это значит, что общине требовалось помещение для проведения богослужений.

Первой благотворительницей общины стала троицкая мещанка Варвара Поликарповна Гордеева. Она и завещала свое имение в Челябинске по улице Степной (ныне улица Коммуны. — прим. авт.) в полную собственность челябинской старообрядческой общине Поморского согласия. Между прочим, в этом молитвенном доме в годы Первой мировой войны члены общины не только совершали молебны о выздоровлении, панихиды по умершим, но и выхаживали раненых солдат и офицеров.

Сегодня трудно представить себе, что в начале прошлого века почти в центре Челябинска, напротив городской больницы, возвышались восьмиконечные кресты на могилах старообрядческого кладбища. На территории этого кладбища в 1908 году вознесся шестиглавый храм Святой Троицы.

Храм закрыли, но не взорвали

На это здание, кажется, покушался комиссар 1-й Казанской дивизии и легендарный «челябинский Пинкертон», как называли в 20-е годы Эмилия Чоппа?

— В областном госархиве обнаружен уникальный документ — докладная записка начальника административного отдела Эмилия Чоппа в горсовет «с ходатайством перед президиумом городского совета существующий договор на пользование молитвенным домом расторгнуть и, не передавая другой группе, использовать под культурные или иные государственные нужды». На этом заседании как раз и расторгли договор с группой верующих старообрядцев на пользование молитвенным домом на улице Воровского и закрыли его в 1930 году. Так челябинская старообрядческая Поморская община прекратила свое существование на долгие годы. По счастью, храм не взорвали.

Между тем, согласно архивным документам, законным правопреемником храма Святой Троицы, а также имения, завещанного Варварой Гордеевой, является челябинская старообрядческая Поморская община Древлеправославной Поморской церкви.

Сегодня мы поддерживаем инициативу председателя комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска Сергея Чигинцева по рассмотрению депутатами гордумы вопроса создания пула помещений, которые не очень привлекательны с точки зрения коммерческого использования, для размещения социально ориентированных НКО. Радует нас и инициатива депутата областного Заксобрания Николая Аржанова, предложившего рассмотреть вопрос о предоставлении помещения для проведения богослужений и размещения экспонатов постоянно действующего музея при молитвенном доме. По крайней мере, примерно так было сделано в Кургане, где местной старообрядческой общине передали дом бывшего земского врача в центре города. Это самое оптимальное предложение в нынешних условиях.

В Челябинске есть такие дома?

— И не один! Например, двухэтажное здание с хорошей акустикой по улице Труда, 89. Это выявленный объект культурного наследия — памятник архитектуры. Челябинцам оно известно как бывшее бюро по обмену жилплощади, сегодня здесь размещается склад документов по приватизации жилья. Дом построен еще в 1895 году купцом Антоном Беляевским. Ему, кстати, принадлежал находившийся на этом же участке пивоваренный завод.

Как в других российских городах относятся к культуре старообрядцев?

— В Москве есть культурно-паломнический центр имени протопопа Аввакума, в Нарьян-Маре действует старообрядческий церковный комплекс с воскресной школой и домом для паломников. В Боровске Калужской области воздвигнута часовня, по сути, паломнический центр в память мучениц и исповедниц боярыни Феодосии Морозовой, княгини Евдокии Урусовой и Марии Даниловой, где они приняли смерть и были похоронены.

В Екатеринбурге уникальные изделия поморских мастеров хранятся в художественной галерее Храма-на-Крови, в городе открыт первый музей «Невьянская икона». В «исчезнувшем городе» Пустозерске на предполагаемом месте казни Аввакума установлен памятник великомученику…

Имени Демидова

У вас уже есть концепция старообрядческого музея в Челябинске?

— Мы видим его не как старообрядческий, но как тематический музей древнерусского и современного искусства. Он должен служить популяризации, сохранению и экспонированию культурного наследия, которое формирует толерантное отношение, столь необходимое для жителей многоконфессионального региона, каким и является Челябинская область. Именно поэтому многие челябинские историки и краеведы, искусствоведы и культурологи предлагают назвать музей старообрядчества Южно-Уральским центром славянской письменности, культуры, искусства, истории, казачьего и старообрядческого быта. Ему даже и название придумали — «Русич», а носить он будет имя создателя металлургической промышленности в уральском регионе Акинфия Демидова.

Кстати, такой центр мог появиться еще в 2002 году, когда было заключено соглашение о сотрудничестве РПСЦ с администрацией Челябинской области. В этом документе как раз и предусматривалось создание челябинского отделения Московского музея истории и культуры старообрядчества. И уже тогда он мог бы стать третьим в России паломническим памятником по увековечиванию памяти наших предков по освоению Урала и Сибири после Боровска и Пустозерска. Но некоторые чиновники, похоже, этого понять не хотят…

В Минске открылся передвижной выставочный проект «Герои атомного фронта. Место подвига – Чернобыль»

Автор: Автор не указан

Издание: minatom.ru, 30.08.2016

В рамках федеральной целевой программы «Культура России 2012-2018» и проведения памятно-мемориальных мероприятий, посвященных 30-летия событий на Чернобыльской АЭС, Фонд поддержки искусства и культуры «Красный угол» проводит масштабный передвижной выставочный проект «Герои атомного фронта. Место подвига — Чернобыль».

Проект состоит из серии передвижных выставок, которые пройдут на крупнейших выставочных площадках городов России и Республики Беларусь в течение 2016 года. Выставочный проект успешно стартовал 25 августа в Республике Беларусь в Государственном учреждении «Музей города Минска» картинной галерее им. Михаила Савицкого. В преддверии открытия экспозиции прошла пресс-конференция с участием крупнейших белорусских СМИ и партнеров проекта.

На пресс-конференцию пришли поддержать проект Советник Посольства Российской Федерации в Республике Беларусь Монастырская Н.В., Заместитель председателя Белорусского союза художников Хоботов Л.В., Заместитель председателя Белорусского Фонда мира Чирко А.В., Председатель Комитета ветеранов чернобыльцев Каменков В.П., сотрудники Департамента по ликвидации последствий на ЧАЭС, директор филиала БОРБИЦ Борисевич Н.Я. и другие партнеры проекта.

В экспозицию выставки вошли документальные рисунки, наброски, художественные репортажи с места событий, созданные художниками в период ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС в 1986 году, а также цикл картин выдающегося белорусского художника Михаила Савицкого «Черная быль» — посвященный аварии на Чернобыльской АЭС и тематические картины белорусских художников.

В проекте приняли участие работы известных российских художников: Ковальчука Андрея Николаевича, Телина Владимира Никитовича, Гавриляченко Сергея Александровича, Ромашко Евгения Викторовича, Ольги Гречиной, Сергея Геты и многих других. С белорусской стороны, работы художников Владимира Кожуха, Виктора Шматова, Виктора Барабанцева, Ивана Миско и др.

Главная задача выставочного проекта — собрать уникальный художественный и документальный пласт, посвященный героическому и самоотверженному труду ликвидаторов и представить его обширной аудитории, привлечь художественными средствами внимание общественности к подвигу ликвидаторов Чернобыля.

Передвигаясь по разным городам и регионам, выставочный проект станет просветительской площадкой, местом для дискуссий, пресс-конференций и круглых столов. Во время работы выставки пройдут «уроки мужества» для школьников и молодежи города Минск, для этого в экспозиции проекта представлены уникальные фото- и видеоархивы, позволяющие зрителю узнать о событиях и подвиге ликвидаторов на Чернобыльской АЭС

Выставка продлится до 23 сентября 2016 года. После этого экспозиция будет выставлена в городе Москве с 01 по 18 ноября 2016 года в Московском Доме национальностей.

Государственная национальная политика

Правительство утвердило 10-летний план реализации концепции развития коренных народов Севера

Автор: Ненецкое информационное агентство – 24

Издание: Ненецкое информационное агентство – 24, 29.08.2016

Российское правительство утвердило план реализации в 2016-2025 годах Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (КМНС).

Соответствующее распоряжение кабинета министров 25 августа подписано премьер-министром Дмитрием Медведевым и в субботу размещено на сайте правительства.

Концепция устойчивого развития КМНС была утверждена правительством в феврале 2009 года. Первый этап концепции был реализован в 2009-2011 годах, второй — в 2012-2015 годах. Третий этап окажется самым длинным — десятилетним.

План, подготовленный Федеральным агентством по делам национальностей, включает комплекс мер, направленных на сохранение исконной среды обитания КМНС, их образа жизни, модернизацию хозяйственной деятельности и всей социальной сферы (включая систему образования, здравоохранения, культуры) в местах их традиционного проживания.

Согласно документу, уже в нынешнем году должны быть подготовлены предложения по определению порядка отнесения граждан к КМНС. Этот вопрос поднимается уже много лет, но до сих пор не решён.

Кроме того, в плане на 2016 год — выработка предложений по совершенствованию механизма создания, охраны, использования и упразднения территорий традиционного природопользования КМНС, а также предложений по определению компенсации за возможный ущерб от хозяйственной деятельности на этих территориях.

В 2017 году начнётся создание модельных территорий традиционного природопользования федерального значения, разработка нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность общин КМНС, совершенствование законодательства в сфере рыболовства для коренных народов.

Отдельной строкой в плане прописано оказание универсальных услуг связи в местах традиционного проживания КМНС, включая интернет. Минкомсвязь рассчитывает «закрыть» эту проблему к 2020 году.

В числе других пунктов 10-летнего плана — развитие этнографического туризма и телемедицины, повышение доступности транспортных услуг, энергетики, повышение уровня занятости в местах традиционного проживания КМНС, пресечение незаконного оборота алкогольной продукции в тундре, проведение Всероссийского фестиваля национальных видов спорта КМНС и спартакиады народов Севера России «Заполярные игры», поддержка языков северных народов, проведение межрегионального смотра деятельности этнокультурных центров, развитие сотрудничества с международными организациями.

На основании федерального плана регионам предложено разработать свои программы реализации концепции.

В России могут изменить порядок получения гражданства

Автор: Говорит Москва

Издание: Говорит Москва, 29.08.2016

Дмитрий Медведев намерен распорядиться изучить такую возможность.

Таким образом, премьер отреагировал на выступление на форуме соотечественников «В единстве с Россией» представителя российской диаспоры в Турции.

Он, в частности, просил упростить получение российского гражданства для детей, которые родились в Турции в смешенных семьях.

«Это всегда очень сложный вопрос, но это не значит, что то, что есть, должно оставаться на века. Критерии определения гражданства очень сильно поменялись против тех, которые использовались в конце 19 – начале 20 века», — сказал Медведев. Он отметил, что на эту проблему можно посмотреть «под новым углом».

Совет рассмотрит претендентов на премию за укрепление единства российской нации

Автор: Автор не указан

Издание: Национальный акцент, 30.08.2016

Президиум президентского Совета по межнациональным отношениям планирует 7 сентября рассмотреть результаты работы экспертов, изучивших поступившие заявки на присуждение премии за укрепление единства российской нации. Об этом рассказал источник «НацАкцента» в Совете.

По данным «НацАкцента» сейчас на премию претендуют 14 человек. В списке кандидатов назывались имена главы Дагестана, почетного председателя Ассамблеи народов России Рамазана Абдулатипова, главы Союза армян России Ары Абрамяна, члена Совета по межнациональным отношениям, замиректора института этнологии и антропологии РАН Владимира Зорина, президента Федеральной национально-культурной автономии российских немцев Генриха Мартенса, бывшего министра РФ по делам национальностей и федеративным отношениям Вячеслава Михайлова и творческой группы создателей художественного фильма «Коробка»: режиссера Эдуарда Бордукова, продюсеров Михаила Дегтяря и Елены Гликман.

Окончательное решение о присуждении премии примет президент России после консультаций с Советом по межнациональным отношениям.  

Деятельность региональных органов власти

В Самарской области утвержден почетный знак Губернатора «За вклад в укрепление дружбы народов»

Автор: НИА Самара

Издание: НИА Самара, 31.08.2016

Он выполнен из металла золотистого цвета и имеет форму пятиконечной звезды.

Этим почетным знаком награждаются граждане Российской Федерации за плодотворную деятельность, направленную на укрепление единства российской нации, гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений, укрепление мира, дружбы и сотрудничества между народами, проживающими в Самарской области.

Почетный знак Губернатора Самарской области «За вклад в укрепление дружбы народов» выполнен из металла золотистого цвета и имеет форму пятиконечной звезды. Лучи звезды образуют ребристые треугольники золотистого цвета.

В центральной части почетного знака — круглый медальон с посеребренным изображением герба Самарской области на белом поле. По окружности медальона на золотистом поле выполнена надпись золотисто коричневыми прямыми литерами «ЗА ВКЛАД В УКРЕПЛЕНИЕ ДРУЖБЫ НАРОДОВ САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ».

Почетный знак при помощи ушка и кольца соединяется с горизонтальной колодкой (лента муаровая цвета флага Российской Федерации).

Награжденному почетным знаком будет вручаться почетный знак, удостоверение к нему, а также выплачиваться единовременное денежное вознаграждение.

Укрепление межнациональных отношений

Самых толерантных жителей Самарской области отметят почетным знаком «За вклад в укрепление дружбы народов»

Автор: Автор не указан

Издание: Самарская газета, 31.08.2016

Указ об учреждении памятного знака был подписан губернатором Самарской области Николаем Меркушкиным.

Как сообщает информационный портал о дружбе народов «ВСЕ МЫ-РОССИЯ!», награду смогут получить жители региона, ведущие плодотворную деятельность, направленную на укрепление единства российской нации, гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений, укрепление мира, дружбы и сотрудничества между народами, проживающими в Самарской области.

Награждение почетным знаком осуществляется при наличии у представляемого к награждению Почетной грамоты Губернатора Самарской области.

Ходатайство о награждении возбуждается по основному месту работы или месту общественной деятельности представляемого к награждению в коллективах организаций любых организационно-правовых форм и форм собственности.

Награжденному почетным знаком будет вручаться почетный знак, удостоверение к нему, а также выплачиваться единовременное денежное вознаграждение.

В Самаре отметят «Культ плова»

Автор: TLTonline.ru

Издание: Тольятти онлайн, 29.08.2016

Третьего сентября в Самаре состоится крупный ежегодный благотворительный фестиваль «Культ плова». Все желающие смогут попробовать плов, приготовленный разными поварами

Тольятти, 29 августа 2016 — Тольятти Онлайн.

До этого он проходил в Москве, в нем участвовали повара и рестораны восточной кухни», 27 августа текущего года он прошел в Санкт-Петербурге , в сентябре мероприятие состоится в Самаре. Организатор проекта- «Фабрика фестивалей» сообщает, что «Культ плова» объединит людей различного возраста, национальности и религии. Средства, полученные от продажи плова, пойдут в один из благотворительных фондов-партнеров проекта. Известно, что после Самары фестиваль проведут в Симферополе. За все время проведения «Культов плова» (всего было восемь фестивалей) гости съели больше двух тысяч тарелок плова, приготовленного тридцатью поварами.

Начало мероприятия в 10 часов утра. Место проведения — микрорайон Крутые Ключи.

Завершилось голосование жюри конкурса «СМИротворец-Волга»

Автор: Автор не указан

Издание: Национальный акцент, 29.08.2016

Жюри окружного этапа по ПФО VIII Всероссийского конкурса «СМИротворец» на лучшее освещение в СМИ вопросов межнациональных и этноконфессиональных отношений определило 17 победителей окружного этапа. Их имена назовут в Самаре 10 сентября. Помимо церемонии награждения лауреатов ждут профильные семинары по журналистике, а также знакомство с проблемами и особенностями национальной политики Самарской области.  

17 победителей были отобраны членами жюри из 46 СМИ Приволжского федерального округа средств, которые попали в шорт-лист ПФО. Всего же в окружном этапе приняли участие 1056 работ от более чем 150 СМИ из ПФО.

В состав жюри Окружного этапа по ПФО вошли председатель Самарской региональной общественной организации «Союз народов Самарской области» Ростислав Хугаев, президент Гильдии межэтнической журналистики (ГМЖ), журналист ГРК «Радио России» Маргарита Лянге, руководитель отделения ГМЖ в Чеченской Республике, главный редактор газеты «Столица плюс» Иса Закриев, член отделения ГМЖ в Республике Коми, заместитель руководителя ИА «Коми-информ» Полина Романова, и руководитель Самарского отделения ГМЖ тележурналист Арина Фечина. Возглавил жюри «СМИротворец-Волга 2016» вице-губернатор, руководитель Администрации губернатора Самарской области Дмитрий Овчинников.

Заявки на окружной этап принимались до 10 августа. Занявшие первые места в номинациях автоматически попадают в шорт-лист федерального этапа общероссийского конкурса. Награждение лауреатов Всероссийского конкурса «СМИротворец» пройдет в Москве 24 ноября.

Организаторы конкурса Федеральное агентство по делам национальностей и Гильдия межэтнической журналистки. Информационную поддержку конкурсу оказывают ТАСС, «Российская газета» и «Радио России».  

Конгресс народов соберет диаспоры со всего края

Автор: Автор не указан

Издание: otvprim.ru, 30.08.2016

Приморье готовится к главному межнациональному событию года. Диаспоры и общественные организации со всего края встретятся на одной площадке — Спортивной гавани. Здесь развернется «Многонациональное подворье». Четырнадцать народов познакомят гостей мероприятия со своими культурными ценностями, историей и обычаями. Приморье — один из самых многонациональных субъектов нашей страны. В рамках конгресса представители национальных диаспор обсудят с краевыми чиновниками важные вопросы по взаимодействию.

Владимир Новиков, глава Совета муниципальных образований Приморского края:

— У каждой национальности есть свои праздники, свои обычаи, которые они хранят, передают из поколения в поколение. Конгресс народов дает возможность более ярко, более плотно и значимо показать для всех жителей Приморья свою культуру и свой быт. Я знаю, что все территории очень активно к этому готовятся.

Жители Тувы напишут диктант, который должен выявить уровень знаний о народах, населяющих Россию

Автор: Министерство культуры

Издание: Министерство культуры — Кызыл, 31.08.2016

Всероссийская просветительская акция «Большой этнографический диктант» пройдет во всех субъектах Российской Федерации

Большой этнографический диктант позволит оценить уровень знаний россиян о народах, населяющих Россию, окажет содействие национально-культурному развитию народов Российской Федерации, будет направлен на сохранение их этнокультурной самобытности, укрепление межнационального мира и согласия. Проведение такой акции не только позволит провести своеобразный мониторинг компетентности, но и привлечет внимание к этнографии как науке и еще раз поможет продемонстрировать, что многонациональность нашей страны – это источник нашей силы и конкурентоспособности. Написать этнографический диктант сможет любой житель России, участие в нем будет бесплатным. Мероприятие состоится одновременно во всех регионах страны по местному времени регионов, участники диктанта получат одинаковые по уровню сложности задания, которые нужно будет выполнить в определенный промежуток времени. Текст диктанта будет включать в себя 30 тестовых заданий. Итоги торжественно подведут 4 ноября – в день народного единства. Организаторы подчеркивают, что сплоченность народов России – залог безопасности нашей страны. Непростые внешнеполитические реалии, расширение спектра национальных культур и религиозных течений внутри страны настоятельно требуют активизации работы в области этнокультурного образования детей и взрослых, что способствует укреплению единства российской нации. Акция «Большой этнографический диктант» станет одним из шагов на пути формирования комплексной межпредметной интеграции в этнокультурном образовании детей и взрослых, поможет в решении проблем региональной составляющей в образовании. Организатор диктанта — Федеральное агентство по делам национальностей, организующее мероприятие в рамках реализации Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года.

Президента Киргизии просят наградить русского парня, который выносил женщин из горящей типографии

Автор: Автор не указан

Издание: Комсомольская правда, 29.08.2016

Случайный прохожий Юрий Лугвин вместе с рабочими полез в охваченное огнем здание

«Ищут пожарные, ищет милиция…» История — почти как в известном стихотворении Сергея Михалкова.

Напомним, на прошлой неделе во время пожара в типографии на северо-востоке Москвы погибли 17 женщин, три россиянки и 14 гражданок Киргизии. Пожар начался со взрыва люминесцентной лампы, огонь быстро перекинулся на бумагу и краску. За несколько минут четырехэтажное здание заволокло дымом. В раздевалке на четвертом этаже оказались заблокированы женщины. Очевидцы рассказывают, как они громко кричали из окон, просили спасти их. Пожарных еще не было. Поэтому на помощь кинулись местные работяги. Войти в здание через дверь, по лестнице, было уже невозможно. Всюду бушевал огонь. Поэтому начали выбивать окна и полезли внутрь.

Рассказывают, что среди «спасателей» пятеро сотрудников типографии, киргизов по национальности, и русский парень, который в момент пожара просто проходил мимо. Мужчины залезли в здание через окна, вышибали двери, искали живых. Так совместными усилиями вынесли из огня четырех женщин. Тех самых, о которых потом все писали: «четыре человека госпитализированы». (К сожалению, одна из раненых скончалась в больнице, трое все еще в тяжелом состоянии — Авт.).

Говорят, когда к горящему зданию приехали журналисты, эти ребята-герои какое-то время скромно стояли в толпе. В суматохе на них мало кто обратил внимание. С парнем-славянином мельком пообщался один из журналистов. Поэтому известно его имя — Юрий Лугвин.

На этой неделе в киргизских соцсетях началась кампания. Президента Киргизии Алмазбека Атамбаева просят вручить шестерым «спасателям» госнаграды, а Лугвина специально для этого пригласить в Бишкек. Волна началась с сообщения редактора местного информагентства 24.kg Асель Оторбаевой: «Юрий Лугвин и наши пятеро кыргызстанцев тихо, без пиара, сделали то, что многие бы не смогли сделать. В огонь шагнуть, чтобы спасти чью-то жизнь, это нелегко, согласитесь». Под этим обращением подписались уже несколько тысяч человек.

Напомним, в марте этого года Владимир Путин наградил медалью «За спасение погибавших» 28-летнего гражданина Киргизии Марата Исаева. На станции метро «Красносельская» молодой человек увидел, как с платформы на рельсы упала женщина и потеряла сознание. Вместе с дежурившим на платформе полицейским Исаева сумел уложить москвичку в специальный желоб буквально за несколько секунд до прибытия поезда.

P.S. В свою очередь, ищет Юрия и «Комсомолка». Судя по всему, из соцсетей свою страничку парень удалил. Просьба откликнуться Юрия Лугвина или людей, которые его знают. Напишите нам: moskva@kp.ru.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Владелец типографии, в которой сгорели 17 женщин, бросился в бега

Четырехэтажное здание типографии на Алтуфьевском шоссе загорелось утром в субботу. У предприятия сейчас куча заказов, поэтому работают в выходные и в две смены. В это время, около 8 часов утра, здесь пересменка — одни сотрудники только пришли на работу, другие сидели в раздевалке, пили чай (подробности)

Шестерых молодых людей наградят за спасение пострадавших в пожаре в Москве

Автор: Айдана Абдуваитова

Издание: Вечерний Бишкек, 30.08.2016

Президент Алмазбек Атамбаев дал поручение поощрить шестерых молодых людей, которые вытащили из горящего здания типографии в Москве четверых пострадавших. Об этом «ВБ» проинформировали в аппарате президента.

«Сегодня президент дал поручение правительству проработать этот вопрос. Возможно, будет государственная награда или ведомственная. Сейчас идет работа над тем, чтобы связаться с этими людьми», — сообщил «ВБ» руководитель отдела по информационному обеспечению Алмаз Усенов.

Напомним, в спасении женщин участвовали шесть молодых людей. Как рассказали «ВБ» в кыргызской диаспоре, они работали в этой типографии и сдали смену, когда началось возгорание. Прибывшие на место спасатели не сразу приступили к тушению пожара и ждали инструкций.

Не дожидаясь действий спасателей, Азамат Акматов, Адыл Шакиров, Азизбек Абдыгапар уулу, Маматсабыр Алимбек уулу, Таалайбек Марип уулу и местный житель Юрий самостоятельно пробрались на верхние этажи горящей типографии и смогли вытащить из здания четырех работников — двух женщин и двоих мужчин. Позже в больнице скончалась одна из пострадавших, состояние остальных врачи оценивают как удовлетворительное.

После публикации в социальных сетях пользователи попросили руководство страны обратить внимание и поощрить молодых людей.

Народы России

Телеканал «Культура» покажет фильм о традициях народов КЧР

Автор: Черкесская епархия Русской Православной Церкви

Издание: Черкесская епархия Русской Православной Церкви, 29.08.2016

Съемочная группа телеканала «Культура», посетила Карачаево-Черкесию с целью создания документального фильма в рамках телепроекта «Россия, любовь моя» о традициях обычаях и культуре народов, проживающих в регионе.

«Наша цель — показать всей России, как живут на Кавказе, в частности, в Карачаево-Черкесии. Каждый народ обладает уникальными и интересными традициями. Нас особенно поразило многообразие обычаев, и больше всего удивило то, что все живут мирно и дружно, как одна семья. Очень хочется, чтобы о таком прекрасном уголке нашей страны знали все ее жители», — рассказала корреспонденту РИА Карачаево-Черкесия автор и сценарист проекта «Россия, любовь моя» Марианна Арманд.

Неотъемлемой частью быта народов Кавказа исторически являлись обычаи гостеприимства, дружеской взаимопомощи или куначества. В рамках проекта автор расскажет зрителям о культурном наследии народов КЧР и об их этническом своеобразии.

Большое внимание автор проекта уделила свадебным обрядам народов КЧР. Несмотря на то, что во многом они схожи, у каждой национальности есть свои тонкости.

«Необычные, на наш взгляд, традиции и обряды существуют в быту народов Карачаево-Черкесии и сегодня. Например, похищение невесты. Это древний и красивый обычай. Вроде у всех наций он одинаковый, но в то же время у всех есть свои тонкости. Неискушенному зрителю это все очень интересно. Нам хочется рассказать об этом всей стране», — сказала М. Ардманд.

Наряду с этим М. Арманд подчеркнула, что съемочную группу приятно поразило прославленное гостеприимство и радушие. Она отметила, что в каждом доме, где побывала съемочная группа, гостей встречали как самых долгожданных и желанных.

Съемки документального фильма о народах Карачаево-Черкесии проходят при поддержке министерства по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати КЧР и министерства культуры КЧР.

Зачем хантам «пятая графа»?

Автор: Светлана Голякова

Издание: vsluh.ru, 25.08.2016

В случае с теми, кто появился на свет в тундре, да еще задолго до того, как туда добрались цифровые технологии, нередко документы составляли некорректно.

Как ни странно, отмена «той самой», «пресловутой» — каких только эпитетов не придумывали в 1990-е правозащитники — графы «национальность» в российском паспорте, обернулась большой проблемой для тех, кого на национальной карте страны видно не так отчетливо. Это представители коренных малочисленных народов Севера. В те же 90-е, чтобы защитить их от натиска нефтяников и газовиков, был принят ряд документов, гарантирующих права коренному населению на территориях, где активно добываются «черное» и прочее золото страны. Но как доказать, если в главном, для любого гражданина России, документе не написано, «кто я»? Вопрос обсуждается до сих пор.

В том числе и об этом в Тюмени говорили руководители областных общественных организаций и представители российской Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока 23 августа на заседании рабочей группы по вопросам экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера.

Сейчас подтвердить свою национальность можно только с помощью свидетельства о рождении, где до сих пор записывается национальность родителей. Но в случае с теми, кто появился на свет в тундре, да еще задолго до того, как туда добрались цифровые технологии, нередко документы составляли некорректно, нередко родителей записывали русскими, чтобы избежать проблем с вливанием в «единую общность — советский народ» или потому что у рода фамилия очень похожа на русскую, нередко документы вообще терялись при бесконечных переездах с одного стойбища на другое.

Поэтому первый вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Нина Вейсалова отметила, что разработка механизма документального подтверждения принадлежности граждан Российской Федерации к коренным малочисленным народам сегодня — это один из главных вопросов.

«Одно из предложений, как это сделать — это создать федеральный реестр, базу данных, перечень, как угодно можно это назвать, где будут отражены все коренные народы в соответствии с их хозяйственной деятельностью. В первую очередь это те, кто ведет кочевой образ жизни или занимается традиционной хозяйственной деятельностью. Сегодня это самая уязвимая категория населения. Такая работа ведется во многих регионах, хотелось бы распространить их опыт на те регионы, где еще очень слабо ведется работа в отношении коренных малочисленных народов». В Тюменской области такой реестр создан. В нем сегодня — 86 жителей Уватского района. Это ханты, переехавшие «с севера на юг» в 60-е годы XX века, когда на их родовые угодья в Кондинском районе пришли покорители Севера. Живут так, как с незапамятных времен по берегам рек Туртас и Демьянка жили остяки — охота и рыболовство.

Уватский район сегодня тоже нефтеносный, но недропользователи, осваивая новые участки, учитывают интересы коренных жителей, выстраивая совместную работу с областной общественной организацией коренных малочисленных народов «Кедр» и областным комитетом по делам национальностей. Одно из новых предложений «Кедра» — организовать в Демьянской школе-интернате факультатив по изучению языка ханты, чтобы дети, живя на «большой земле» не забывали языка своих родителей. Уже нашли и молодого педагога, носителя языка.

«У нашей Ассоциации 34 отделения, — говорит Нина Вейсалова. — Тюменская организация «Кедр» — одна из самых опытных членов Ассоциации. Здесь наработана очень большая практика по защите прав коренных малочисленных народов, по сохранению и развитию национальных видов спорта и национальной культуры в целом. Такая организация может быть примером для многих в нашей Ассоциации».

Насчет развития интереса к национальной культуре у «Кедра» далеко идущие планы. Организовав в 2012 году в музее-заповеднике на озере Андреевское интерактивную зону «Традиционный быт коренных малочисленных народов Севера Тюменской области», удалось существенно увеличить турпоток — если за 2011 год насчитали семь с небольшим тысяч посетителей, то в 2015 году там побывали 18,5 тысячи человек.

Экскурсоводами работают ненцы, ханты и манси. Настоящим хитом новогодних каникул 2016 года в Тюмени стало катание на оленьих упряжках, в целом в первом полугодии это года уже 11 тысяч жителей и гостей областной столицы побывали на «Стойбище». Оно стало одной из площадок для проведения российско-американского форума Стэндфордского университета и вошло в программу зарубежных участников чемпионата по летнему биатлону, детской футбольной команды из г. Целле, Германия и многих других. И к тому же музей-заповедник с интерактивной зоной вошли в программу импортозамещения Федерального агентства по туризму — как часть проекта «Великий чайный путь». Осенью на стойбище по этой программе ждут группы туристов из Санкт-Петербурга и Москвы.

В Уватском районе МУП «ПОХ Кедровый» — это уже не просто хозяйство, где работают все взрослые ханты, а инвестиционный проект, включающий в себя организацию этнографического комплекса, открытие цеха по производству сетей, охотничьих лыж, берестяной посуды и, что немаловажно, — все это с обязательным обучением подрастающего поколения традиционным промыслам.

Диаспоры и землячества

Черкесы устроили прогулку по Москве для популяризации национального костюма

Автор: Автор не указан

Издание: Кавказский узел, 30.08.2016

Группа черкесов, живущих в Москве, 26 августа прошла вокруг Красной площади в черкесских национальных костюмах. Молодые люди фотографировались с прохожими и говорили, что таким образом хотят популяризировать черкесский костюм.

Черкесы продемонстрировали национальные костюмы в центре Москвы

В демонстрации костюмов 26 августа в центре Москвы приняли участие около 13 человек. Мужчины и женщины в черкесских национальных костюмах прошли вокруг Красной площади, по центральным улицам.

Они останавливалась, когда прохожие просили сфотографироваться с ними или просто подходили к ним и осматривали, ощупывали их одежды. Среди тех, кто заинтересовался происходящим, были как россияне, так и иностранцы, передает корреспондент «Кавказского узла».

Инициатор демонстрации черкесских костюмов Лариса Хадипаш сообщила, что подобное мероприятие проводится впервые в Москве.

«Такая демонстрация связана с идеей популяризации черкесского костюма», — рассказала корреспонденту «Кавказского узла» Лариса Хадипаш.

По ее словам, черкесский национальный костюм — и женский, и мужской — считаются в принципе эталоном моды на Северном Кавказе.

«Нам бы хотелось, чтобы мода на стилизованную национальную одежду, на черкесский национальный костюм или на какие-то элементы национальной одежды снова возвращалась», — сказала Лариса Хадипаш.

Она также добавила, что в истории есть примеры того, что черкесская одежда ценилась.

«Если мы обратимся к истории, черкесский костюм не гнушались носить и русские цари. Если говорить о современной истории, то королевская охрана короля Иордании, где есть большая диаспора черкесов, ходит в черкесской национальной одежде», — рассказала Лариса.

О том, что короля Иордании в наше время охраняют черкесы, говорится в опубликованной 10 апреля 2014 года статье «Черкесская охрана короля Иордании» на сайте «Натпресс». Черкесская гвардия в Иордании возникла в начале 20-х годов прошлого века, отмечается в статье.

Женский костюм, по ее словам, подчеркивает женственность, красоту, элегантность, особенно такие элементы, как золотые пояса, серебряные нагрудники.

«Нам бы хотелось, чтобы черкесский костюм использовался не только для выступлений ансамблей, так как этот костюм служит элементом театральной атрибутики, а мы бы хотели, чтобы этот костюм вернулся в обычную жизнь со сцены, это символизирует возвращение к прошлому, к своим корням», — отметила инициатор акции.

В целом, по ее словам, мероприятие носило культурно-пропагандистскую функцию.

«Черкесская национальная одежда — это ещё одна вещь, которая делает всех нас адыгами»

Участники мероприятия рассказали корреспонденту «Кавказского узла» о значении для них национальной одежды.

«Черкесская национальная одежда — это ещё одна вещь, которая делает всех нас адыгами. Черкесы, меняя что-то старое и добавляя некие эксклюзивные элементы, пронесли через века свою национальную одежду, элементы которой переняли многие народы Кавказа, в частности казаки. Исключительно красивый наряд, который мы сегодня называем «адыга фаща», начал формироваться еще в VI веке нашей эры», — заявила Расита Батырова.

Адыги (или черкесы) — общее название единого народа в России и за рубежом, разделенного на кабардинцев, черкесов, адыгейцев. Общая численность адыгов в России, согласно итогам переписи 2010 года, составляет 718 727 человек. При этом большинство адыгов проживают за пределами России, говорится в справке «Адыги» в разделе «Справочник» на «Кавказском узле».

Она отметила, что окончательный вариант костюма адыги показали миру в конце ХVIII — начале XIX веков. «Одежда, которая дошла до нас сегодня, — это прототип того костюма. Осознание принадлежности к народу с такой древней богатой культурой меня очень радует и накладывает такую ответственность, как изучение и истории своего народа, и память о нем», — сказала Расита Батырова.

Беслан Теувэж заявил, что гордится национальным костюмом черкесов.

«Когда я надеваю черкеску, я чувствую, как души предков вселяются в меня. Походка, осанка, поведение, речь, мысли, всё она во мне меняет. Стараешься соответствовать ей — и в мыслях, и в делах. Понимаешь, какую ответственность ты несёшь в этот момент», — рассказал Беслан Теувэж.

Прохожие высказали заинтересованность в происходящем

Демонстрация черкесских национальных костюмов также нашла живой отклик у прохожих.

«Дело в том, что мне нравятся не только эти костюмы, но и сам народ – черкесы и осетины, ингуши и чеченцы. В свое время я встретила на Кавказе очень хороших людей и хочу сказать, что они очень доброжелательные, очень открытые. Поэтому я рада, что они приехали в Москву и в таких шикарных костюмах прошли здесь», — рассказала корреспонденту «Кавказского узла» гражданка Швеции.

«Мне очень нравятся их костюмы, их быт, гостеприимство. Когда я была в Сочи, на одной из экскурсий мы поехали в дом к черкесской семье, и мне стал интересен этот народ, их традиции», — сообщила корреспонденту «Кавказского узла» жительница Москвы Светлана.

Однако часть жителей города высказала критику в связи с демонстрацией черкесского костюма.

«Смущает холодное оружие, которое является частью такого костюма», — заявила корреспонденту «Кавказского узла» москвичка по имени Ольга.

Также по поводу черкесской шашки высказался пользователь Интернета под ником Arabat в одном из обсуждений форума оружейного портала «Guns.ru». «Опасная шашка. С ее помощью можно долго и упорно подтверждать все, что угодно», — написал он.

Концерт алтайской этнической музыки пройдет в Москве

Автор: Автор не указан

Издание: Республика Алтай, 31.08.2016

Концерт алтайской этнической музыки «Легенды и мифы Горного Алтая» пройдет 21 октября в Центральном Доме Художника в Москве, в нем примут участие самые яркие и титулованные музыканты Алтая.

На сцене артисты исполнят со сцены произведения, под звуки которых оживут герои народных мифов и таинственных легенд. Специальным гостем мероприятия станет Полномочный представитель Республики Алтай в Москве Ирина Лозовая.

В концерте примет участие Болот Байрышев, заслуженный артист Республики Алтай, заслуженный артист Российской Федерации; исполнитель традиционного алтайского горлового пения — кай; музыкант, виртуозно играющий на всех национальных инструментах — комусе, топшууре, шооре; участник и победитель многочисленных фестивалей и музыкальных проектов по всему миру — во Франции, Австрии, Венгрии, Японии, Турции, Германии, Испании, Норвегии и многих других странах.

Раиса (Тандалай) Модорова родилась и выросла в селе Мендру-Соккон Усть-Канского района Республики Алтай, в многодетной семье. Петь начала с раннего детства. Она обладает голосом богатого тембра и большим разножанровым репертуаром: от традиционных алтайских песен до русских романсов и песен собственного сочинения. Тандалай является участницей и лауреатом многих фестивалей этнической музыки и музыкальных конкурсов.

Алексей Чичаков – музыкант мультиинструменталист, композитор, аранжировщик, автор песен. Владеет техникой горлового пения, играет на таких музыкальных инструментах как флейта, акарина, варган, гитара, топшур, клавишные, перкуссия, и другие. Выступает в различных музыкальных жанрах – этно, фолк, рок, блюз. Является руководителем этно-фолк-рок группы «Белуха Jam». В настоящий момент записывает альбом со своей группой и готовит к записи второй сольный альбом, в который войдут экспериментальная лаборатория, горловое пение, ethno-dance-blues-rock-музыка на русском, алтайском и английском языках, сообщается на сайте Постпредства.

Кавказская молодежь в Москве: проблемы адаптации

Автор: Автор не указан

Издание: Научное общество кавказоведов, 01.09.2016

Укрепление российской нации, сохранение многонационального единства народов России выступает одним из приоритетов государственной национальной политики. Немаловажной её составляющей являются процессы внутрироссийской миграции, адаптации и интеграции народов из национальных республик Северного Кавказа в других регионах Российской Федерации, особенно в столичном субъекте. Не зря говорят, что в Москве, как в капле воды, отражается все пространство нашей многонациональной Родины (1).

Сегодня Департамент культуры г. Москвы реализует ряд программ в области реализации молодежной политики, направленных на гармонизацию отношений между молодежными сообществами города. Хотя и они оставляют открытым вопрос восприятия московской молодежью идентичности «москвича», как члена закрытого общества, в которое нет желания никого пускать (2).

Молодежь из республик Северного Кавказа, приезжая на учебу и заработки в Москву, вливается в многонациональную и многоконфессиональную среду российской столицы, привнося в ее культуру свои традиции, немалая часть из которых выступает для москвичей «чужой» и «непонятной». На «новых москвичей» столица Российской Федерации наводит чувство эйфории, особенности, поскольку молодым людям удалось уехать из родного провинциального города (аула, кишлака, села). Им представляются широкие возможности, карьерный рост, высокие заработки.

По мнению Л.М. Дробижевой, вчерашние жители Махачкалы, Дербента, Грозного подчеркивают свою новую городскую идентичность и говорят, что являются «москвичами» гораздо чаще, нежели русские, прожившие в столице не один десяток лет. Однако со временем, в процессе проживания в Москве, это чувство угасает и через 2-3 года завершается процесс адаптации. Наиболее успешно ее проходят мужчины и лица с высшим образованием. А В.И. Мукомель к числу наиболее интегрируемым в московское общество из кавказских народов относит даргинцев и кумыков, а наименее – кабардинцев и аварцев.

Институт диаспоры, с одной стороны, способствует формированию социальных лифтов, «неформальной поддержки» для кавказской молодежи. С другой стороны, молодые люди, оказавшиеся в новых условиях жизни, стремятся общаться со своими сверстниками из своих же республик, избегая русского населения столицы, что не способствует их социокультурной интеграции в городскую среду. А.О. Булатов, при проведении социологического исследования среди студентов московских университетов, отмечает повышенную агрессивность, демонстративную маскулинность, нахальное поведение по отношению к девушкам среди недавних мигрантов. В отношении москвичей они имеют сложившуюся систему стереотипов, таких как «маменькины сынки», «живут на всем готовом», «не уважают старших», «больше любят собак, чем людей», «мужчины не мужественные, женщины не женственные».

Однако, проживая в Москве более пяти лет, кавказская молодежь изменяет свое впечатление, характеризует москвичей с положительной черты как трудоспособных и грамотных специалистов, адаптируясь в русскую социокультурную среду говорят о лучшем качестве жизни, нежели на малой родине: «Здесь (в Москве) в миллион раз лучше, чем в Азербайджане, и в тысячу раз лучше, чем в Дагестане». Осваиваясь в Москве, многие вчерашние мигранты, предпочитают не иметь связей со своими земляками, а формируют устойчивые дружеские и деловые связи с представителями принимающей стороны. И если в Дагестане человек, занявший более-менее значимый пост, был обязан принимать и решать все возможные проблемы своих родственников и земляков, то в Москве кавказцы, поднимаясь по карьерной лестнице, все меньше контактируют с представителями своей малой родины (3).

Процесс адаптации кавказской молодежи в Москве во многом обеспечивается и за счет религиозного фактора. В случае абхазов, армян, бацбийцев (4), грузин, осетин, христианская религия способствует улучшению процесса общения с русскими ровесниками, сближает общие традиционные ценности. Ислам, широко распространенный на Кавказе, стимулирует налаживание контактов с другими мусульманскими народами России, от татар крымских до татар сибирских, и продолжая выходцами из Средней Азии, приезжающими на заработки в Москву. Открытие нового здания Соборной Мечети на Проспекте Мира выступило тому наглядным примером.

Среди основных религий также следует выделить иудаизм, носителями которого выступают горские евреи, а также единичные случаи буддизма. Есть представители кавказской молодежи и в нетрадиционных религиях (сектах), таких как Армия Спасения, Баптистской церкви (5), Свидетели Иеговы, но в данном случае присутствует не элемент интеграции в российское общество, среду обитания столицы, а изоляционизм и отмежевание от населения Москвы.

В качестве примера межкультурной адаптации приведем армянскую диаспору, которая в Москве считается одной из старейших среди кавказских народов. Армяне со времен Российской империи кооптировались в политическую, военную и экономическую элиту страны (6). Многие из них не только сохранили свои традиции, но и восприняли немалое их число из российской культуры, а также установили теснейшие межкультурные контакты с другими народами России.

Во время проведения социологического исследования по состоянию межрелигиозной жизни в Москве, респондент Л.А. сообщила, что имеет подругу-мусульманку. Она рассказывала про нее: «Она – прекрасная женщина. На христианскую Пасху обычно красит яи?ца! Когда я спрашиваю ее?, зачем она это делает, она отвечает: «А все красят, вот и я крашу». Информатор Ю.А. имеет друзеи?-мусульман. Он говорит: «Вы заметили, в моеи? фамилии есть слово «Аллах». Мои друзья-мусульмане, шутя, называют меня братом» (7). Армянская молодежь, ввиду длительности проживания диаспоры, легко адаптируется в российское общество, не имеет преград в процессе адаптации в мультикультурной среде.

На основании изложенного можно сделать следующие выводы.

Во-первых, в процессе интеграции кавказской молодежи в московское сообщество, следует учитывать фактор радикальных объединений и этнической преступности. События на Манежной площади 2010 г. и в Бирюлево 2013 г. продемонстрировали взрывоопасный потенциал сложившихся сегодня межэтнических отношений в столичном регионе (8).

Во-вторых, в условиях объявления джихада против Российской Федерации со стороны запрещенной в нашей стране террористической группировки «Исламское государство» необходимо проведение разъяснительных мероприятий, выявление проявлений экстремизма на раннем этапе.

В-третьих, кавказскую молодежь, обучающуюся в Москве, необходимо рассматривать в качестве профессионального кадрового резерва для республик Северного Кавказа, их социально-экономического развития.

Бредихин Антон Викторович — кандидат исторических наук, научный сотрудник сектора политологического и культурологического анализа Центра проблем развития и модернизации ФГБНУ «Национальный институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова Российской академии наук»

Примечания

(1) Ресурс межэтнического согласия в Москве [Электронныи? ресурс]/ Рук. проекта и отв. редактор Л.М. Дробижева. — М.: Институт социологии РАН, 2014.- 124 с. 1 CD ROM, Официальный сайт Института социологии РАН, URL: http://www.isras.ru/inab_2014_02.html. (2) Борусяк Л. Патриотизм как ксенофобия (результаты опроса молодых москвичеи?)// Вестник общественного мнения. Дискуссии. 2004. № 6 (74). С. 58-70.

(3) Булатов А.О. Что думают москвичи и недавние мигранты друг о друге// Новые этнические группы в России. Пути гражданской интеграции (под ред. Степанова В.В., Тишкова В.А.) — М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2009. С. 182-189.

(4) Бредихин А.В. Православные вайнахи — бацбийцы и их связи с Россией// Историческая память и диалог поколений в постсоветском обществе. Сборник статей № 2. – М.: Научное общество кавказоведов, ИП Лобанов В.И., Книжный мир, 2016. С. 168-172.

(5) Бредихин А.В. Баптистский путь к деградации грузинского общества// Научное общество кавказоведов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kavkazoved.info/news/2015/08/11/baptistskij-put-k-degradacii-gruzinskogo-obschestva.html

(6) Бредихин А.В. Советскость и российскость: формы преемственности наднациональной идентичности через призму поколений // Историческая память и диалог поколений в постсоветском обществе. Сборник статей № 1. – М.: Научное общество кавказоведов, ИП Лобанов В.И., Книжный мир, 2016. С. 117-123.

(7) Бабич И.Л. Особенности межрелигиозной? жизни в современной? Москве/ Исследования по прикладной? и неотложной? этнологии. – М., ИЭА РАН, 2016. – Вып. 252. – 39 с.

(8) Кульбачевская О.В. Вызовы для молодежной политики Москвы в условиях текущей этнополитической ситуации // Россиийское студенчество: идентичность, жизненные стратегии и гражданскии? потенциал / Ред. Тишков В.А., Бараш Р.Э., Степанов В.В. – Москва: ИЭА РАН, 2014. С. 28-32.

* * *

Материал подготовлен в рамках проекта Научного общества кавказоведов, «Этнокультурная идентичность в контексте интеграционных процессов на постсоветском пространстве», при реализации которого используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации №79-рп от 01.04.2015 и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Союз пенсионеров России»

Первая мусульманская гостиница появится в Петербурге

Автор: Святослав Тарасенко

Издание: Metro, 31.08.2016

Отель «Шёлковый пути» учитывает все религиозные тонкости, но открыт для представителей любых конфессий

В середине сентября на Ленинском проспекте в Петербурге откроют новый мини-отель – «Шёлковый путь». Под 19 номеров для верующих отдадут третий этаж известного узбекского ресторана. Как рассказала Metro совладелица гостиницы и идейный вдохновитель проекта Наталья Рудакова, в отеле будут созданы все условия для комфортного проживания мусульман. В каждом номере предусмотрен указатель направления на Мекку, наличие молельного коврика, а также правильное расположение кроватей. А ещё по желанию гостей им могут быть предоставлены экземпляры Корана на разных языках – арабском, русском или английском.

– Изначально концепция была в том, чтобы каждый номер оформить в стиле одной страны, по которой пролегал Великий шёлковый путь, – объясняет Наталья. – Но потом мы поняли, что создать такие интерьеры очень сложно. Поэтому оформление просто выдержано в восточном стиле. Используются арабские, узбекские и другие мотивы. Диаспоры, присутствующие в Петербурге, обещали помочь с картинами, которые мы собираемся повесить в фойе. Там будут полотна мастеров из Туркменистана, Узбекистана, Афганистана и других стран. Также в гостинице будут представлены национальные сувениры.

Услугами дизайнеров владельцы отеля не пользовались, подбирали всё сами.

– В некоторых номерах используются изголовья кроватей и журнальные столики, привезённые из узбекской Хивы, вырезанные вручную из уникального дерева – карагача. Элементы стен в некоторых номерах и потолок в холле отеля, также как и интерьер ресторана, были расписаны приглашенными мастерами из Узбекистана.

«Шёлковый путь» планирует получить три «луны» по только что утверждённой в России классификации «Халяль». Одна луна предполагает специальное оборудование номера, включающее указание направления на Мекку, ещё две – наличие халяльной еды и молитвенных залов.

– Требованиям четырёх лун мы, к сожалению, вряд ли будем соответствовать, – говорит Рудакова. – Здесь необходимо, в частности, обслуживание гостей исключительно персоналом того же пола.

Впрочем, в отеле рады будут представителям любых конфессий. Для этого «Шёлковый путь» планирует получить три звезды по обычной классификации.

Как рассказали Metro в консалтинговой компании Maris, объект будет пользоваться спросом среди своей целевой группы, но вряд ли может быть тиражирован в Петербурге, как это сделано в Казани или Москве.

– С нашей точки зрения, на сегодняшний день спрос на подобные нишевые проекты в Санкт-Петербурге не настолько высок, чтобы воплощение данной концепции на более крупном проекте было финансово успешным, – заключают они.