Московский дом национальностей | Дайджест от 1 декабря 2016
Дайджест от 1 декабря 2016
 

Московский дом национальностей

Межнациональный вечер «Москва в ритмах городов мира» пройдет 6 декабря

Автор: Автор не указан

Издание: Москва24, 28.11.2016

XII Межнациональный вечер «Москва в ритмах народов мира» пройдет 6 декабря в клубе Известия Hall, сообщает пресс-служба Московского дома национальностей.

В рамках вечера москвичи и гости столицы будут пообщаться, посмотреть за выступлениями национальных творческих коллективов и современных групп, творчество которых основано на фольклорных традициях с использованием современных технологий.

Гостей фестиваля ожидает этно-шоу программа: на большой сцене выступят представители регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья: Прибалтики, Армении, Грузии, Азербайджана, Средней Азии, Польши и Греции.

Пригласительные билеты можно получить в ГБУ «Московский дом национальностей».

Фестиваль традиционных видов борьбы народов России пройдет в Москве

Автор: Автор не указан

Издание: Национальный акцент, 29.11.2016

XI Фестиваль традиционный видов борьбы народов России состоится 3 декабря в московском Дворце борьбы имени Ивана Ярыгина, сообщила «НацАкценту» пресс-служба Департамента нацполитики и межрегиональных связей столицы.

В нем примут участие около 150 спортсменов из Москвы, Алтая, Башкортостана, Бурятии, Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Кыргызстана, Якутии, Татарстана, Тывы, Хакасии, Чечни, Чувашии, Забайкальского края, Иркутской области, Нижнего Новгорода, Тамбова, Монголии и других регионов.

Спортсмены в открытом лично-командном первенстве посоревнуются в русской борьбе «за вороток», тувинской хуреш, татаро-башкирской борьбе на поясах, якутской хапсагай, чувашской керешу и традиционной борьбе кавказских народов. По тувинской борьбе хуреш состоится абсолютное первенство среди победителей. Лучшие получат кубки, медали, дипломы и призы.

Мероприятие направлено на формирование атмосферы межнационального согласия и пропаганду здорового образа жизни. Оно «демонстрирует широкой общественности многообразие спортивных традиций и культурное наследие народов России», отметили в пресс-службе. Фестиваль организует московский Департамент нацполитики при поддержке Департамента спорта и туризма столицы, Московского дома национальностей, Российского конгресса народов Кавказа и других.

В Московском доме национальностей прошёл киновечер для чувашского землячества

Автор: Автор не указан

Издание: Чебоксары.ру, 29.11.2016

В Московском доме национальностей прошёл киновечер для чувашского землячества

24 ноября в Московском доме национальностей в рамках Года российского кино прошёл вечер, посвященный чувашским художественным и документальным фильмам, актёрам-уроженцам Чувашской Республики. Как сказанов пресс-релизе Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики, организовало мероприятие чувашское землячество города Москвы при поддержке Полномочного представительства Чувашской Республики при Президенте Российской Федерации. В роли ведущего выступил руководитель Московской чувашской национально-культурной автономии Анатолий Григорьев.

Участников вечера тепло приветствовал исполняющий обязанности полномочного представителя Чувашской Республики при Президенте Российской Федерации Валерий Шакин. Поздравляя присутствующих, он отметил, что вклад чувашского народа в развитие российского кинематографа невозможно переоценить. «20-е годы XX века – время бурного, стремительного развития национальной культуры и время зарождения чувашской кинематографии. Зачинатель чувашского театра Иоаким Степанович Максимов-Кошкинский, увлекшись новой для Чувашии областью искусства – кино, стал организатором и руководителем студии «Чувашкино», ставшей одной из первых киностудий в автономных республиках. Ближайшим другом И.С. Максимова-Кошкинского, вдохновителем и помощником в создании кинолент стала его жена – талантливая актриса Тани Юн. Практически на одном энтузиазме они смогли создать уникальные для того времени фильмы».

Заместитель директора Московского дома национальностей Алексей Дрожжин в своём выступлении отметил, что в реалиях современного мира необходимо проводить мероприятия, подобные сегодняшнему вечеру, которые не дают народу забывать свою историю, культуру.

Гостями вечера стали: внучка легендарного комдива Василия Ивановича Чапаева – Татьяна Александровна Чапаева, директор государственной студии «Чувашкино» – Николай Ильич Медведев, наш земляк, сыгравший в фильме «Сеспель» роль второго плана – Владимир Николаевич Бурмистров и многие другие.

Вечер открыл фильм «История чувашского кинематографа». Директор государственной студии «Чувашкино» Николай Медведев коротко познакомил с историей становления студии «Чувашкино», рассказал о снятых фильмах и актерах. Большим сюрпризом для всех стала демонстрация фильма «Ял», снятого ещё в 1928 году. Он ставился исключительно силами национальных кадров. И.С. Максимов-Кошкинский выступил в качестве режиссёра, сценариста, актёра. В съёмках активно участвовали чувашские крестьяне. Эта уникальная кинолента произвела неизгладимое впечатление на зрителей, поразив всех глубиной и яркостью образов, созданных её участниками.

Владимир Бурмистров, снявшийся в фильме «Сеспель», порадовал присутствующих своим глубоким и бархатным голосом,  исполнив несколько песен, в том числе и песню «Нимене», которую он спел в фильме «Сеспель».

В завершение вечера Татьяна Чапаева представила на суд зрителей короткометражный фильм «Пластика речи», снятый её дочерью Аллой. Главную роль в фильме сыграл внук Татьяны Александровны – Гриша. «Пластика речи» – новелла о мальчике, оставшемся без отца, потерявшем друзей и способность говорить, но осознавшем, что творчество способно победить и одиночество, и предательство, и недуг. Всех зрителей тронула судьба мальчика, многие не смогли скрыть выступившие на глазах слёзы.

В завершение вечера всех порадовали своим талантом любимые всеми чувашские исполнители – Ирина Шоркина и Елена Соловьева, которые исполнили популярные песни из известных кинофильмов.

Источник: Полномочное представительство Чувашской Республики при Президенте Российской Федерации

В Чебоксарах проходит персональная выставка Станислава Воронова «Дорогами предков»

Автор: Мой город — Чебоксары

Издание: Мой город — Чебоксары, 29.11.2016

В культурно-выставочном центре «Радуга» проходит персональная выставка Станислава Воронова «Дорогами предков» .

Выставка является логическим продолжением большого художественного переосмысления исторического прошлого чувашского народа, предпринятого художником в последние годы. Несколько масштабных выставок под названием «О болгарах с пристрастием», посвященных этой теме, состоялись в 2013-14 гг. в Центральном доме художников в Москве, Московском доме национальностей, Чувашской национальной художественной галерее в Чебоксарах.

Нынешняя выставка под названием «Дорогами предков» связана с историческими местами пребывания предков чувашского народа. Горный Алтай является исторической родиной многих тюркских народов, которые в течение многих веков по различным причинам мигрировали с территории Северного Китая на запад. В их числе были и протоболгарские племена, оставившие там следы своего пребывания. В традициях, быте, культуре и языке алтайских народов можно найти много общего с чувашским.

Крым в VII-IX веках также был заселен родственными нам племенами. Именно здесь в VII веке возникло первое болгарское государство – Великая Болгария, послужившая впоследствии основой для создания двух других болгарских государств: Дунайской Болгарии и Волжской Болгарии. Наследниками же Волжской Болгарии являются уже чуваши.

Казалось бы, зачем современным людям углубляться в такую глубокую старину? Какую цель преследует художник, пытающийся художественными средствами рассказать историю? Насколько могут быть интересны эти работы современникам?

На все эти вопросы художник отвечает простым и доступным языком красок, передающих красоту природы Алтая и Крыма, обычаев и традиций местных народов. Он как бы переносит нас в далекое прошлое своих предков, некогда живших в этих местах, и дополняет историю чувашского народа новыми яркими художественными образами.

Выставка продлится до 25 декабря.

Москвичи стали чаще называть детей старинными именами

Автор: Автор не указан

Издание: Татьянин день, 29.11.2016

Эксперты объясняют это разворотом к православию и духовности.

Московские загсы сообщили статистику по самым популярным детским именам за последние десять лет. Лидируют в списке Александр и Анастасия, сообщает газета «Московский комсомолец».

Однако, как отмечают специалисты, с начала двухтысячных в столице набирает обороты мода на старославянские имена, такие как Савва, Евдокия, Авдотья, Добрыня, Клима, Лавра.

«Три Луки, два Саввы, две Евдокии, а так же Добромира, Лукерья и Фома! Теряемся, как таких деток называть сокращённо», — улыбаются воспитатели детских садов, зачитывая список воспитанников.

По словам семейного психолога Натальи Панфиловой, подобный интерес объясняется просто — сейчас в России происходит «разворот к православию и духовности». «Это подталкивает родителей к выбору имён, которые были в те времена, когда в стране была сильна духовная составляющая. Отсюда появляются такие имена, как Фрол, Ефросинья, Мефодий. Причём зачастую это осознанный выбор, а не дань моде», — сказала «МК» Панфилова.

Она добавила, что в московских парках сейчас можно встретить совсем юных девушек в скромных нарядах: длинных юбках, платках. «И это не глубоко религиозные барышни, а обычные москвички, которые пытаются выстроить свою жизнь в соответствии со старинными духовными правилами», — сказала психолог.

По её мнению, сама история нашей страны подводит россиян к подобному выбору. В стране очень долго держалась коммунистическая идеология, потом наступили 90-е годы, когда у людей выбили почву из-под ног и было непонятно, во что вообще нужно и можно верить. Так что сейчас вполне закономерно наступило время, когда народ стал поглядывать в сторону духовности.

Как считает главный специалист Дома национальностей Жанна Логашова, ещё одна причина популярности старославянских имён кроется в том, что в старину их обладатели, как считалось, отличались некими недюжинными способностями. «Вспомним, к примеру, былинных богатырей. Родители, которые назвали сына Добрыней, осознанно или подсознательно желают, чтобы он обладал теми же качествами», — сказала газете Логашова.

На вопрос — не породит ли нетипичное для современности «прозванье» комплексы у младшего поколения, психологи отвечают с оптимизмом. По словам Натальи Панфиловой, так как это не единичные случаи, и таких детей действительно много, то едва ли это станет для них проблемой. «Когда в первом классе встретятся Ефросинья, Федот и Лука, они не будут чувствовать себя «белыми воронами». Я куда более настороженно отношусь, когда слышу откровенно редкие имена, которые в Москве никогда не были приняты. Скажем, Цветочек, Май, Рассвет. Такие дети будут, скорее всего, чувствовать себя уязвлёнными, чудачества родителей им могут аукнуться», — сказала Панфилова.

Другие необычные имена

В настоящее время в России не существует официального запрета на странные и неблагозвучные имена, которые родители выбирают своим детям. Сотрудники загсов ориентируются исключительно на здравый смысл. Именно поэтому некоторые родители не пытаются обуздать фантазию и выходят из загсов с документами на новорожденного Господина или Будду-Александра (такие имена были зарегистрированы в прошлые годы в столичном регионе).

Ранее в пресс-службе столичного управления загса сообщили, что среди самых необычных имён для новорожденных москвичей в 2015 году оказались Меркурий и Радость. Ещё один ребенок с необычным именем ранее родился в Пермском крае. Родители решили назвать своего сына Люцифером.

Недавно в Госдуму был внесён законопроект о запрете регистрировать «дикие» имена. Правда, речь идёт скорее об именах, состоящих из числительных, цифр, аббревиатур и ненормативной лексики. Автор проекта сенатор Валентина Петренко считает, что тем самым дети будут защищены в правах на имя, а родители не смогут злоупотреблять своими родительскими правами.

Сменить имя

Если ребёнку категорически не нравится имя, которое ему дали родители, то закон на его стороне: можно прийти в загс и поменять на то, которое по вкусу. Для этого понадобится только паспорт, а в случае, если заявителю меньше 18 лет, — согласие родителей. Сегодня эта процедура считается совсем не редкой у москвичей. Часто соотечественники меняют имя даже не по причине неблагозвучности. Недавно был случай, когда некто Михаил принёс в загс заявление о том, что отныне хочет называться Алексеем. Также был Артём, который стал Артемием, и Виталий, который превратился в Прохора.

Ещё одна тенденция: россияне отказываются от полных имён в пользу уменьшительных: была Александра стала по паспорту Саша, была Елизавета — стала Лизой.

В последние годы возросло количество мигрантов, которые официально берут себе русские имена. И это вполне объяснимо: в России гораздо более приветливо воспринимают Шуру нежели Шухрата и Антона нежели Алибека.

Украинский опыт

Как сообщают украинские «Вести», на Украине бытует тенденция давать детям экзотические имена. Девочек именуют Теонами, Персеями, Наоми и Меланиями, а мальчикам дают старинные имена — Святозар, Варлам, Самсон.

В пятёрку наиболее распространенных женских имён страны вошли Анастасия, Анна, София, Мария и Полина. Среди мужских — Артём, Арсений, Денис, Даниил и Иван.

Что касается регионов, то в Харьковской, Сумской, Донецкой и Луганской областях уже нередки такие имена, как Кира, Урсула, Божена, а для мальчиков — Вальтасар, Гордей и Доброслав.

В то же время в Тернополе и Ивано-Франковске в моде более привычные Мария, Соломия, Христина, Даниил, Назарий и Святослав. Правда, есть и оригиналы. Так, в Ивано-Франковской области мальчика недавно назвали Ярошем.

А в Киеве стали появляться Мелании — именно так зовут супругу избранного президента США. По-прежнему детей называют в честь героинь сериалов. Например, в Винницкой области на свет появилась Михрима — так звали героиню турецкой саги «Великолепный век» о Роксолане, а в Днепре и Киеве теперь живут Теоны — тезки героинь «Игры престолов».

По словам детского психолога Ольги Лисовенко, мода на необычные имена была всегда. «Даздраперма — это уже классический пример. Но следует не переборщить, поскольку «Теона Витальевна» или «Ярош Васильевич» когда-то пойдут в школу, на работу. И если им будет не очень удобно из-за своих имён, то и жизнь у них может сложиться не так, как они хотят. Тем более, если имена касаются нынешних политиков, ведь неизвестно, что у нас в стране будет через десять лет, как к этим людям будут относиться», — цитируют Лисовенко украинские «Вести».

Коллекцию одежды для ЭКСПО-2017 представили карагандинцы в Москве

Автор: Валентина Елизарова

Издание: inform.kz, 28.11.2016

Карагандинцы приняли участие в IV Московском молодежном фестивале казахской песни «Алтын куз 2016», передает корреспондент МИА «Казинформ».

Официальным партнером этого мероприятия стал дом моды Ирины Нечаевой. В Москве была представлена коллекция одежды «Журек толгауы» («Мелодии души»), разработанная для ЭКСПО-2017.

«Фестиваль собрал талантливую молодежь с разных частей России и Казахстана. Приятно, что оценили нашу коллекцию. Еще приятнее слышать на сцене московского университета песни на языке родной страны. Переполняет чувство гордости от того, с каким уважением относятся к истории и культуре Казахстана, — поделилась Ирина Нечаева. — Спасибо Москве за эмоции, за теплоту, за любовь к нашей казахской культуре и музыке».

В свою очередь, карагандинцам выразил благодарность Московский дом национальностей. «В этом проекте ярко проявлена деятельность московских казахских этнообъединений, направленная на сохранение и укрепление межнационального согласия и межкультурного сотрудничества. Своим участием вы подтвердили то, что народы Казахстана и России объединяет не только прошлое, но и настоящее», — отмечено в благодарственном письме.

Фестиваль «Алтын куз» (Золотая осень) направлен на возрождение традиций популяризации казахского музыкального искусства, укрепление межэтнического согласия и межкультурного сотрудничества в молодежной среде. Его цель — поиск молодых талантов. Организаторы — Московское общество казахской культуры «Мурагер», Московский фонд «Казахская диаспора» и объединение казахстанских студентов вузов России. Фестиваль проводится при поддержке департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма г. Москвы, Посольства Республики Казахстан в Российской Федерации, Евразийской экономической комиссии, а также при содействии государственного бюджетного учреждения «Московский дом национальностей».

Напомним, финал V Московского молодежного фестиваля казахской песни «Алтын Куз 2016» («Золотая осень») прошел во Дворце культуры МГТУ имени Баумана. В нем приняли участие победители отборочных туров из Казани, Омска, Челябинска и Екатеринбурга и певцы из Москвы. Выступление конкурсантов было поделено на блок казахской песни и блок, посвященный Году российского кино. Первое место в фестивале занял Владимир Чарыев из Москвы, который до пяти лет жил в городе Алматы. Второе место получил Базарбай Мурат, студент 4 курса Казанской государственной консерватории имени Жиганова, родившийся в городе Синьцзян (КНР). Третье место занял Алий Тлюняев, студент 2 курса Российской академии музыки имени Гнесиных. Приз зрительских симпатий завоевала Курал Каламкас, в номинации «За лучшее исполнение композиции на казахском языке» победил Владимир Чарыев. Финалисты и другие участники получили от организаторов и партнеров ценные призы.

Государственная национальная политика

ФАДН разработало пособие по вопросам взаимодействия государства и религиозных организаций

Автор: Агентство «Москва»

Издание: Агентство «Москва», 28.11.2016

Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН России) совместно с МВД РФ и Минюстом РФ разработало пособие по вопросам взаимодействия государства и религиозных организаций. Об этом сообщили в пресс-службе ФАДН России.

Пособие содержит информацию об основных традиционных религиях народов России, а также более малочисленных и относительно новых религиозных конфессиях. В пособие включены сведения о централизованных религиозных организациях, а также рекомендации по взаимодействию органов исполнительной власти и органов правопорядка с религиозными объединениями в сфере противодействия религиозному экстремизму и другой антиобщественной религиозной деятельности.

«Значительное внимание уделено актуальным вопросам государственного законодательства о религии, в том числе последним изменениям, вступившим в силу с принятием поправок в Федеральный закон «О противодействии терроризму», Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ и отдельные законодательные акты в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности», — уточнили в пресс-службе.

Отмечается, что в ближайшее время также будут выпущены методические рекомендации о порядке строительства культовых сооружений, согласовании с населением, заинтересованными органами власти и религиозными организациями.

Межнациональная идиллия: чиновников оценят по уровню эффективности нацполитики

Автор: Life.ru

Издание: Life.ru, 28.11.2016

Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН) вместе с экспертами научат чиновников как «не проспать» момент зарождения и развития конфликтов на национальной почве.

Беспорядки и конфликты внутри страны на национальной и религиозной почве являются наиболее опасными проявлениями социально-политических проблем, угрожающих в случае их запущенности стабильности и самой целостности того или иного государства.

Согласно данным ВЦИОМ, подобных разногласий опасаются 42% россиян. Для предотвращения и превентивного купирования межнациональных конфликтов в российских регионах на профильную госпрограмму предлагается выделить до 40 миллиардов рублей, а сам документ уже разработан и готовится к внесению в Государственную думу. В свою очередь, профильное Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН) вместе с экспертами готовит перечень целевых индикаторов по оценке эффективности деятельности органов власти субъектов Федерации в разрезе своевременного мониторинга и предотвращения конфликтов на национальной почве. Об этом заявил заместитель руководителя ФАДН Андрей Меженько. Как пояснили в пресс-службе ФАДН, вопрос о перечне целевых индикаторов по оценке эффективности деятельности органов власти субъектов был поднят ещё на заседании Совета при президенте по межнациональным отношениям, который прошёл в Астрахани. 

— Вопрос сложный и требует всестороннего анализа, работа по данному направлению ведётся совместно с Советом при президенте РФ по межнациональным отношениям, с заинтересованными органами власти, экспертным сообществом, — пояснили в пресс-службе. 

И, хотя пока рано говорить о точном перечне, состояние межнациональных отношений в регионе, отсутствие конфликтов, гармоничное развитие многонационального и многоконфессионального общества, укрепление гражданского самосознания в той или иной формулировке будут учитываться обязательно, заверили чиновники.

Основную ставку, по сути, делают на систему мониторинга состояния межнациональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций. На сегодняшний день к системе подключено восемьдесят два субъекта Федерации. При её разработке в ФАДН исходили из того, что система должна решать не только вопросы сбора информации и её анализа, что не является довольно сложной задачей. Основным параметром будущей системы должно стать реагирование на происходящие события и процессы, которые требуют дополнительного внимания, регулирования со стороны органов власти, экспертной оценки от общественных организаций, дополнительного изучения научного сообщества.

— Особо подчёркиваем, что наш продукт — полностью российская разработка наших технических гениев, кроме того, мы тесно взаимодействуем с государственным поисковиком «Спутник», который разработал для нашей системы специальную версию браузера, — пояснили в ведомстве.

Предполагается, что любой чиновник, который занимается национальными вопросами, может использовать её в своей повседневной работе.

— К нам регулярно от экспертов из разных регионов приходят предложения по её дальнейшему развитию и доработке. Это живая, постоянно совершенствуемая система, которая, используя сложные математические модели, решает те задачи, которые мы перед ней ставим. И, хотя система уже запущена, для того, чтобы она стала действительно незаменимым помощником в ежедневной работе, ещё многое надо сделать, особенно на муниципальном уровне, — рассказали в ФАДН.

Национальная статья расходов

Автор: Антон Быков

Издание: polit.ru, 28.11.2016

В проекте государственного бюджета может появиться новая статья расходов на госпрограмму по реализации национальной политики, над которой работает Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН). Ожидается, что проект стоимостью 40 миллиардов рублей будет представлен в Госдуме 5 декабря. Известно, что правительство намерено расширить полномочия ФАДН, а по слухам даже повысить статус до министерского. Дополнительные расходы в бюджет могут быть вписаны несмотря на то, что объемы финансирования госпрограмм в 2016 году сокращены более чем на 411 млрд рублей.

Проект госпрограммы «Реализация государственной национальной политики» на 2017-2025 годы направлен на «достижение приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации», говорится в пояснительной записке, которая оказалась в распоряжении «Известий». Программа будет определять дальнейшее развитие системы общественно-государственного партнерства, языковой политики и укрепления единства российской нации.

Госпрограмма состоит из восьми подпрограмм, самые дорогие из которых — «Гражданская идентичность и этнокультурное развитие народов РФ (16,7 млрд рублей) и «Государственно-общественное партнерство» (11,2 млрд рублей). Подпрограмма «Русский язык и языки народов России» оценивается в 479 млн рублей, «Коренные малочисленные народы РФ» — в 2,6 млрд, «Социально-культурная адаптация и интеграция мигрантов» — в 763 млн, «Российское казачество» — в 765 млн, «Профилактика экстремизма на национальной религиозной почве — в 4,7 млрд, на обеспечение реализации программы предусмотрено 358,4 млн.

В ближайшее время проект должны согласовать с профильными федеральными органами исполнительной власти, а на следующей неделе документ будет направлен в Минэкономразвития и Минфин. «Мы должны утвердить ряд мероприятий, которые сейчас добавляют федеральные органы исполнительной власти. Свои уже внесли Минкультуры, Ростуризм, Росмолодежь, Роспечать, Минобразования и МВД», — сказал изданию заместитель руководителя ФАДН Михаил Ипатов.

Среди таких мероприятий он упомянул молодежные патриотические и образовательные форумы, посвященные, в частности, профилактике и противодействию экстремизму на национальной и религиозной почве.

Новая госпрограмма разрабатывается для замещения действующей федеральной целевой программы (ФЦП) «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов РФ», принятой в 2013 году и рассчитанной до 2020 года. Впоследствии ФЦП была признана неполноценной, поскольку в ней отсутствовали задачи профилактики и противодействия экстремизму и терроризму, контроля миграции, мониторинга этноконфессиональной ситуации в регионах. В новой госпрограмме эти направления стали ключевыми.

31 октября на заседании президентского совета по межнациональным отношениям Владимир Путин констатировал положительные результаты работы властей по укреплению межнационального согласия. Президент напомнил, что правительство готовит профильную программу, которая должна стать «единым магистральным документом» для реализации стратегии национальной политики, однако вопрос о том, какая структура будет координировать национальные вопросы, на тот момент еще был не решен. На федеральном уровне по этому направлению работают более 10 органов власти, а кроме них есть еще региональные и муниципальные структуры, которые зачастую работаю в рассинхрон. Для организации этой работы в 2015 году и было создано ФАДН.

Руководитель ФАДН Игорь Баринов в ходе заседания заявил, что за полтора года деятельности агентства удалось добиться положительной динамики в реализации главных задач. Например, выросло количество субъектов (с 43 до 53), которые получают поддержку из федерального бюджета на реализацию программ по укреплению единства российской нации. По мнению Баринова, дальнейшее совершенствование механизмов реализации государственной национальной политики возможно только в рамках государственной программы, которую разрабатывает ФАДН.

Ранее агентство запустило систему мониторинга межэтнических отношений и выявления зон «повышенного напряжения». К ней подключены 82 региона, в 32 субъектах созданы или создаются муниципальные системы. По словам Ипатова, эта государственная система мониторинга позволяет предупреждать масштабные конфликты на национальной почве. Мониторинг ведется, в том числе, в соцсетях.

Обо всех всплесках агрессии оперативно сообщается в органы власти и полицию региона. «В соцсетях сразу видно, что за человек, можно сразу подключить диаспору, национальную автономию, участковым и муниципалитет, чтобы сразу отреагировали», — отметил Ипатов. Кроме того, ФАДН разрабатывает методические рекомендации реагирования на конфликтные ситуации, которые необходимо адаптировать под региональную специфику.

Согласно результатам первого мониторинга, проведенного агентством, только 5% населения испытывают неприязнь или отмечают нарушение прав по национальному признаку.

Госпрограмма состоит из восьми подпрограмм, самые дорогие из которых — «Гражданская идентичность и этнокультурное развитие народов РФ (16,7 млрд рублей) и «Государственно-общественное партнерство» (11,2 млрд рублей). Подпрограмма «Русский язык и языки народов России» оценивается в 479 млн рублей, «Коренные малочисленные народы РФ» — в 2,6 млрд, «Социально-культурная адаптация и интеграция мигрантов» — в 763 млн, «Российское казачество» — в 765 млн, «Профилактика экстремизма на национальной религиозной почве — в 4,7 млрд, на обеспечение реализации программы предусмотрено 358,4 млн.

На форуме «Российский Кавказ» выработают рекомендации по улучшению имиджа региона

Автор: ТАСС

Издание: ТАСС, 30.11.2016

Основной темой форума станет гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений на Северном Кавказе

МОСКВА, 30 ноября. /ТАСС/. Участники форума «Российский Кавказ» в Пятигорске выработают практические рекомендации по улучшению имиджа Кавказа в глазах россиян. Об этом ТАСС сообщил руководитель Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) Игорь Баринов.

«Ожидается, что на форуме удастся выработать практические рекомендации по тому, как улучшить имидж Кавказа в глазах россиян, увеличить его привлекательность для внутренних и иностранных туристов. Кроме того, планируется обсудить, как гармонично сочетать этническое многообразие региона, его богатые традиции и обычаи с общегражданской российской идентичностью», — сказал он.

Гармонизация межрелигиозных, межконфессиональных и межнациональных отношений на Северном Кавказе станет основной темой форума, считает Баринов. «Для стабилизации обстановки на Северном Кавказе уже было многое сделано, и сейчас основная задача — сохранить воцарившуюся атмосферу мира и согласия. У российского Кавказа огромный потенциал и как сельскохозяйственного региона, и как туристического», — отметил эксперт.

Важными для форума станут занятия политологической школы «Каспий», которые пройдут на базе Пятигорского государственного университета. «Участникам программ школы предоставляется уникальная возможность общения и дискуссии с российскими и зарубежными экспертами мирового уровня в рамках форума, что позволяет эффективно выстраивать научно- исследовательское взаимодействие», — пояснил Баринов.

«Это площадка для молодых политологов и исследователей гуманитарного профиля, она призвана популяризировать политологическое знание и содействовать становлению будущих поколений политологов. Слушателей школы объединяет возможность поддерживать коммуникацию с единомышленниками, обмениваться своими идеями и получать новые знания в области политической науки», — резюмировал руководитель ФАДН.

IV Международный политологический форум «Российский Кавказ» пройдет в Пятигорске 1-2 декабря этого года по инициативе Федерального агентства по делам национальностей и Министерства РФ по делам Северного Кавказа. Предыдущий форум проходил с 9 по 14 декабря в Махачкале и собрал на своих площадках более 800 участников.

Международный политологический форум «Российский Кавказ — 2016» открывается в Пятигорске

Автор: ТАСС

Издание: ТАСС, 01.12.2016

Среди тем панельных дискуссий значатся формирование образа СКФО в СМИ, повышение эффективности реализации государственной нацполитики и роль в этом институтов гражданского общества

ПЯТИГОРСК, 1 декабря. /ТАСС/. IV Международный политологический форум «Российский Кавказ — 2016», открывающийся в четверг в Пятигорске, соберет более 350 участников, сообщили ТАСС в оргкомитете форума.

«Будут участвовать руководители и министры национальной политики регионов СКФО, ученые, духовенство, представители общественных организаций, эксперты», — сказали в оргкомитете. Там уточнили, что в рамках форума состоятся три пленарных заседания по актуальным вопросам приграничного сотрудничества стран Каспийского бассейна, а также приоритетам социально-экономического развития и подходам к реализации государственной национальной политики на Северном Кавказе.

Среди тем панельных дискуссий обозначены формирование образа Северного Кавказа в федеральных и международных СМИ, повышение эффективности реализации государственной национальной политики и роль в этом институтов гражданского общества. Большое внимание будет уделено проявлениям и профилактике экстремизма на национальной и религиозной почве, воспитанию и образованию молодежи. Важными для форума станут занятия политологической школы «Каспий», которые пройдут на базе Пятигорского государственного университета.

IV Международный политологический форум «Российский Кавказ» пройдет в Пятигорске 1-2 декабря по инициативе Федерального агентства по делам национальностей и Министерства РФ по делам Северного Кавказа. Предыдущий форум проходил с 9 по 14 декабря 2015 года в Махачкале и собрал на своих площадках более 800 участников. В программу вошло 14 деловых мероприятий, в том числе две выездные панельные дискуссии. ТАСС выступает информационным партнером мероприятия.

В России появился новый федеральный муфтият

Автор: Валерия Маркова

Издание: Московский Комсомолец, 30.11.2016

Четвертая власть ислама

В среду в Москве состоялось первое заседание религиозной организации «Духовное собрание мусульман России» (ДСМ РФ). Духовными партнерами Собрания стали более 10 региональных муфтиятов. Избранный на мероприятии глава новой структуры — муфтий Альбир Крганов, заверил, что собор не стремится конкурировать с уже существующими духовными организациями, а, напротив, намерен их объединить и стать открытой для всех площадкой для дискуссий.

Учредителями нового муфтията выступили Духовное управление мусульман (ДУМ) Чувашской Республики, ДУМ Сибири, ДУМ Москвы и Центрального региона, организации мусульман Томска и Томской области и сел, входящих в состав муфтията Чувашии. После часовой дискуссии, в ходе которой собравшиеся муфтии говорили о необходимости создания централизованного управления для объединения российских мусульман, поиска ответов на новые жизненные вызовы и борьбы с экстремизмом и «Исламским государством» (террористическая организация запрещена в России), новоизбранному главе собора вручили предметы, которые изображены на эмблеме муфтията. Посох, чалму и перо с чернильницей. По словам организаторов, именно эти предметы привезли с собой сподвижники пророка Мухаммеда на берега Волги, куда они отправились для проповеди ислама. Название новой структуры созвучно основанному Екатериной II Оренбургскому магометанскому духовному собранию.

Духовных организаций мусульман в России немало. Ислам — вторая по численности верующих религия в России после христианства, по данным переписи населения 2002 года, численность традиционно мусульманских народов в стране составила около 10% населения, а по данным, озвученным главой Федерального агентства по делам национальностей Игорем Бариновым, в России действуют 82 муфтията. Наиболее крупные из них — Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ), возглавляемое муфтием Талгатом Таджуддином, Духовное управление мусульман Российской Федерации (ДУМРФ), возглавляемое муфтием Равилем Гайнутдином, и Координационный центр мусульман Северного Кавказа. Таким образом, Духовное собрание мусульман России стало четвертой силой, претендующей на объединение российских муфтиятов.

«Мы не разрушаем имеющиеся религиозные центры, не создаем новые, а с чистого листа объединяем самостоятельные, уже существующие на протяжении 20–30 лет общепризнанные духовные организации», — объявил на Собрании Альбир Крганов.

Напомним, что предложение укрупнить муфтияты весной этого года высказал глава Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов. По его мнению, их большое количество «создает дополнительные возможности для проникновения в умму (общину мусульман. — В.М.) экстремистских идей».

Деятельность региональных органов власти

Стратегия национальной политики города Москвы на период до 2025 года

Автор: Автор не указан

Издание: Управа района Некрасовка (г.Москвы), 28.11.2016

Город Москва стал центром формирования российского государства как единение многих народов, языков, культур и религий, общих для всех духовно-нравственных ценностей, объединяющих идей патриотизма, многонациональность которого стала не сферой противоборства, а мощным фактором общественного развития. Благодаря этому город Москва не знал межнациональных и межрелигиозных войн и, став столицей, сохраняя связь времен, единый культурный цивилизационный код, основанный на русской культуре и русском языке, историко-культурном наследии всех народов России, создал великое, исторически успешное многонациональное государство.

Сохраняя свою историческую преемственность, москвичи, являясь неотъемлемой составной частью российской гражданской нации, вносят достойный вклад в сохранение и развитие многовекового союза братских народов всей страны. Основы национальной политики позволяют городу Москве олицетворять многонациональность российского народа, гарантировать удовлетворение этнокультурных потребностей граждан на основе многовековых российских традиций гармонизации межнациональных отношений и выполнять историческую миссию центра многонационального единения народов России, Русского мира и евразийского сообщества.

1. Общие положения

1.1. Стратегия национальной политики города Москвы на период до 2025 года (далее — Стратегия) направлена на активизацию и мобилизацию человеческого, интеллектуального и делового потенциала городского сообщества в целях безопасного, гармоничного и поступательного развития города Москвы, соблюдение и защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина.

1.2. Стратегия основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683, Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и города Москвы; обеспечении преемственности с предыдущими стратегическими и программными документами, разработанными и реализованными в городе Москве; учете современных международных реалий, новых вызовов и тенденций в межнациональных отношениях; адаптации к московским условиям передового опыта регионов России и зарубежных стран.

1.3. Развивая основные положения Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года и являясь одним из инструментов ее реализации, настоящая Стратегия в то же время представляет собой самостоятельный документ стратегического планирования национальной политики на региональном уровне.

1.4. Настоящая Стратегия определяет основное содержание, систему взглядов и ценностей национальной политики города Москвы, долгосрочные, отвечающие реалиям XXI века перспективы национального развития города Москвы, обеспечивает перевод стратегического видения национальной политики в практическую плоскость путем раскрытия основных направлений реализации национальной политики.

1.5. В Стратегии отражаются вопросы состояния межнациональных отношений в городе Москве, раскрываются новые факторы и вызовы в данной сфере, формулируются принципы и цели национальной политики, определяются основные направления и задачи, а также механизмы реализации национальной политики города Москвы.

1.6. Решая задачу по укреплению общероссийской гражданской нации, в Стратегии констатируется, что в городе Москве исторически сложилось московское сообщество, члены которого, несмотря на различие национальностей, составляют единую культурно-историческую общность «москвичи».

1.7. Стратегия реализуется во взаимодействии органов исполнительной и законодательной (представительной) власти, органов местного самоуправления в городе Москве и институтов гражданского общества города Москвы.

2. Современное состояние межнациональных отношений

в городе Москве

2.1. Город Москва — столица России — является крупнейшим субъектом Российской Федерации с многонациональной структурой населения.

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, на территории города Москвы проживает около 12 млн. человек, представляющих многие этнические общности страны, ближнего и дальнего зарубежья.

В городе Москве проживают представители более 160 народов. Наиболее многочисленными группами из числа лиц, указавших национальность, являются русские — 91,6%, украинцы — 1,4%, татары — 1,4%, армяне — 1%, азербайджанцы — 0,5%, евреи — 0,5%. Остальные группы составляют менее 0,5% населения.

Кроме того, в городе Москве единовременно находится до 1,5 млн. иностранных граждан.

2.2. В городе Москве продолжают работать традиционные механизмы межнационального саморегулирования и общежития, а также механизмы адаптации и интеграции вновь прибывших представителей различных национальных групп из субъектов Российской Федерации и зарубежных стран в городское сообщество.

2.3. В столице Российской Федерации зарегистрированы и осуществляют свою деятельность более 100 национальных общественных объединений, в том числе и национально-культурных автономий.

2.4. Этнический состав населения города Москвы, характер протекающих межнациональных и межрелигиозных процессов обусловлен специфической ролью города Москвы в Российской Федерации.

2.5. Особенности города Москвы, влияющие на характер межнациональных отношений и содержание национальной политики, заключаются в том, что город Москва выступает в качестве:

2.5.1. Политического, культурного и информационного центра Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, формирующего представление о России в мире, в том числе в сфере межнациональных отношений, объекта внимания российских и зарубежных средств массовой информации.

2.5.2. Экономического и финансового центра Российской Федерации, наиболее сильного в экономическом плане субъекта Российской Федерации, что обуславливает высокую степень межнационального и межрелигиозного взаимодействия, интенсивность межрегиональной и международной миграции, прежде всего трудовой.

2.5.3. Многонационального и многорелигиозного центра Российской Федерации, сохраняющего национально-культурное достояние народов, средоточия национальных, религиозных, региональных и международных интересов.

2.5.4. Международного туристского центра, что позволяет использовать туризм в качестве инструмента общественной дипломатии и межкультурной коммуникации.

2.6. В настоящее время устойчивое большинство жителей города Москвы ориентировано на межнациональное и межрелигиозное согласие и сотрудничество. Согласно опросам общественного мнения около 75% опрошенных москвичей оценили межэтнические отношения в столице как достаточно спокойные. Почти 90% москвичей ответили, что не чувствуют враждебности к людям другой национальности, и столько же считают недопустимым использование насилия в межнациональных и межрелигиозных спорах.

2.7. Вместе с тем у значительной части жителей города Москвы наблюдаются настороженность к представителям отдельных национальных и религиозных меньшинств, различного рода опасения в связи с наличием в городе Москве большого числа мигрантов. В городе Москве отмечены проявления деятельности радикальных националистических организаций, эмиссаров экстремистских религиозных течений. Миграционные потоки привносят в город Москву напряженность в отношениях между отдельными национальностями, вовлеченными в неурегулированные межнациональные и межрелигиозные конфликты в России и за рубежом.

2.8. В течение последних нескольких лет возник ряд новых факторов, непосредственно влияющих на цели, задачи и направления реализации национальной политики города Москвы, а именно:

2.8.1. Кризисные явления в российской и мировой экономике, внешние экономические санкции в отношении Российской Федерации, которые могут служить фактором снижения уровня жизни москвичей разных национальностей.

2.8.2. Нарастание трудовой миграции в город Москву из субъектов Российской Федерации и других государств, а также последствия миграционного кризиса в Европе и на Ближнем Востоке.

2.8.3. Социально-политический кризис и вооруженный конфликт на Украине, обусловившие перемещение большого количества людей в Россию и в город Москву в частности.

2.8.4. Целенаправленная политика отдельных стран и политических сил по подрыву межнационального согласия и единства народов Российской Федерации и целостности Русского мира.

2.8.5. Трудности в социокультурной и языковой адаптации мигрантов к московской и общероссийской среде в целом, тенденция к формированию обособленных языковых и культурных сообществ (этнических анклавов) с целью удовлетворения материальных и коммуникативных запросов по признакам этнического, регионального происхождения и религиозной принадлежности.

2.8.6. Рост угрозы терроризма и религиозного экстремизма вследствие активной позиции Российской Федерации в борьбе с международным терроризмом.

2.8.7. Развитие информационно-коммуникационных технологий, создающих новые возможности и новые риски в сфере межнациональных отношений, связанные с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, для пропаганды экстремистских идей, провоцирования межнациональных конфликтов, манипулирования сознанием людей, прежде всего молодежи.

2.8.8. Увеличение территории города Москвы в 2,5 раза в 2012 году за счет присоединения обширных, слабо урбанизированных территорий с иным типом расселения жителей, численность которых быстро растет, в том числе за счет внутренней и внешней миграции населения.

3. Принципы и цели национальной политики города Москвы

3.1. Основные принципы национальной политики города Москвы соответствуют Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, отвечают принципам демократического, социально ориентированного общества и включают в себя:

3.1.1. Приоритет государственных интересов и российской гражданской нации относительно интересов этнических и религиозных групп, нарушающих целостность российского общества.

3.1.2. Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от национальной принадлежности и отношения к религии.

3.1.3. Единство городского сообщества на основе исторического многонационального наследия, русской культуры и русского языка как родного языка русского народа, языка межнационального общения народов России и постсоветского пространства.

3.1.4. Необходимость соблюдения общепринятых норм, традиций и правил поведения и общежития в городе Москве представителями всех национальностей и религий.

3.1.5. Уважение к особенностям национальных идентичностей и культур всех народов, представители которых проживают в городе Москве.

3.2. Целями национальной политики города Москвы являются:

3.2.1. Упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности российской нации в городе Москве.

3.2.2. Консолидация многонационального городского сообщества москвичей, учет и защита интересов москвичей.

3.2.3. Гармонизация отношений национального большинства и национальных меньшинств вне зависимости от их численности и религиозной принадлежности.

3.2.4. Сохранение, соразмерное развитие и поддержка сложившейся национальной структуры городского сообщества путем рациональной демографической и миграционной политики.

3.2.5. Обеспечение высокого уровня региональной безопасности города Москвы и качества государственного управления в сфере национальной политики.

3.2.6. Социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов в городское сообщество.

4. Основные направления и задачи национальной политики

города Москвы

4.1. Совершенствование государственного управления в сфере национальной политики и привлечение органов местного самоуправления к участию в реализации национальной политики города Москвы:

4.1.1. Формирование в рамках реализации национальной политики города Москвы системы взаимодействия и координации органов исполнительной и законодательной (представительной) власти города Москвы, органов местного самоуправления, национальных и межнациональных общественных объединений, средств массовой информации, научно-исследовательских и образовательных организаций.

4.1.2. Совершенствование нормативно-правовой базы города Москвы в сфере реализации национальной политики.

4.1.3. Организация научного и экспертно-аналитического сопровождения реализации национальной политики города Москвы.

4.1.4. Обеспечение дополнительного профессионального образования по вопросам реализации национальной политики государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, а также лиц, замещающих муниципальные должности.

4.1.5. Осуществление постоянного мониторинга состояния межнациональных отношений в городе Москве.

4.2. Формирование механизмов выявления, учета и реализации интересов москвичей в рамках национальной политики города Москвы:

4.2.1. Совершенствование деятельности Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Московский дом национальностей» и его Общественного совета в целях выявления и учета мнений и интересов москвичей различных национальностей и их национальных сообществ.

4.2.2. Осуществление мероприятий по гармонизации отношений между национальным большинством и национальными меньшинствами в рамках городского сообщества.

4.2.3. Создание механизма общественной дипломатии, а также общественного контроля, включающего функционирование общественной инспекции по делам национальностей.

4.2.4. Содействие разработке, заключению и реализации общественных договоров между представителями различных этнических групп в городе Москве с целью обеспечения межнационального согласия и конструктивного межэтнического взаимодействия.

4.3. Содействие сохранению и развитию культурного и духовного потенциала народов, проживающих в городе Москве:

4.3.1. Обеспечение сохранения и приумножения духовного и культурного потенциала многонационального состава жителей города Москвы на основе идей единства и дружбы народов, межнационального согласия и патриотизма.

4.3.2. Распространение знаний об истории и культуре народов, проживающих в городе Москве, в том числе посредством создания и развития базы данных об исторических памятных местах в городе Москве, связанных с представителями народов Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья.

4.3.3. Формирование культуры межнационального общения в соответствии с общепринятыми нормами морали и традиционными духовно-нравственными ценностями жителей города Москвы.

4.3.4. Развитие этнографического и культурно-познавательного туризма, соответствующих экскурсионных маршрутов, популяризация объектов туристского показа, тесно связанных с жизнью представителей различных национальностей, в том числе видных деятелей культуры, науки, искусства.

4.3.5. Развитие добровольческого движения в сфере сохранения культурного наследия народов, проживающих в городе Москве.

4.3.6. Оказание возможной государственной поддержки в проведении научных исследований, научно-популярных публикаций, создания произведений литературы, искусства, кино и телевидения, интернет-продукции, освещающих значимые исторические события и общие достижения народов, проживающих в городе Москве.

4.4. Развитие системы гражданско-патриотического воспитания и образования москвичей, прежде всего молодежи:

4.4.1. Содействие распространению идей интернационализма, патриотизма, духовной, культурно-исторической и цивилизационной общности российского народа.

4.4.2. Разработка и реализация мероприятий, посвященных изучению многовекового опыта взаимодействия народов России, истоков общероссийского единства и солидарности.

4.4.3. Содействие разработке и реализации образовательных программ, включающих сведения о культурных ценностях и национальных традициях народов России.

4.4.4. Создание условий, содействующих формированию у подрастающего поколения гражданской, национальной и цивилизационной идентичности, правового сознания, воспитанию культуры межнационального общения.

4.4.5. Развитие инфраструктуры реализации национальной политики города Москвы в административных округах города Москвы, включая дома дружбы, интерактивные клубы межнационального общения.

4.4.6. Развитие системы гражданско-патриотического воспитания москвичей в сфере межнациональных отношений в образовательных организациях города Москвы.

4.4.7. Совершенствование учебно-методической деятельности по развитию системы воспитания и образования в сфере межнациональных отношений по линии «семья — детский сад — школа — вуз» в городе Москве.

4.4.8. Обеспечение дополнительного профессионального образования научно-педагогических кадров, а также представителей общественных организаций в области национальной политики.

4.5. Противодействие национальному и религиозному экстремизму:

4.5.1. Развитие общественных институтов предупреждения межнациональных конфликтов, распространения национального и религиозного экстремизма и связанных с ними криминальных проявлений и массовых беспорядков.

4.5.2. Формирование в обществе обстановки неприятия идей экстремизма, ксенофобии, национальной и религиозной исключительности, нацизма, расизма, шовинизма и русофобии, направленных на подрыв общественно-политической стабильности, межнационального мира и согласия.

4.5.3. Реализация мер по профилактике недобросовестного использования национального фактора в избирательном процессе и в партийных программах.

4.5.4. Содействие общественным инициативам по мониторингу средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет в целях профилактики и выявления публикаций, направленных на разжигание межнациональной или межрелигиозной розни.

4.5.5. Использование технологий распространения информации посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, включая социальные сети, электронную почту, интеллектуальные поисковые системы, социально ориентированные компьютерные игры и блогосферу, а также мобильной связи и других электронных ресурсов в интересах гармонизации межнациональных отношений, этнокультурного созидания, противодействия этническому экстремизму и терроризму.

4.6. Реализация эффективной миграционной политики, содействие адаптации и интеграции в городское сообщество мигрантов при уважении интересов и традиций москвичей:

4.6.1. Оптимизация привлечения иностранной рабочей силы и создание экономических условий для снижения зависимости экономики города Москвы от иностранной рабочей силы за счет обеспечения права трудоустройства граждан Российской Федерации, российских соотечественников, проживающих за рубежом, а также граждан стран — участников Союзного государства Белоруссии и России, Евразийского экономического союза.

4.6.2. Осуществление взаимодействия между органами исполнительной власти города Москвы, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в сфере миграции, и институтами гражданского общества в области разработки и реализации национальной и миграционной политики города Москвы.

4.6.3. Создание условий для адаптации и интеграции мигрантов в городское сообщество, изучения русского языка, приобщения мигрантов к ценностям, культуре и традициям москвичей.

4.6.4. Формирование условий, препятствующих созданию в городе Москве различного рода национальных территориальных образований (этнических анклавов), изменению сложившегося национального состава на местах.

4.6.5. Вовлечение национальных общественных объединений, в том числе национально-культурных автономий, в процесс социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов на основе использования инфраструктуры многофункциональных миграционных, культурных, просветительских и образовательных организаций.

4.7. Стимулирование положительной динамики рождаемости среди жителей города Москвы как части многонационального российского народа:

4.7.1. Развитие демографического потенциала города Москвы за счет стимулирования рождаемости среди жителей города Москвы и сохранения межнационального баланса в городе Москве.

4.7.2. Пропаганда традиционных семейных ценностей как духовно-нравственного фундамента демографической политики в целях укрепления и поддержки семьи, повышения уровня рождаемости жителей города Москвы.

4.7.3. Анализ, прогнозирование и предупреждение негативных влияний национальных, миграционных и цивилизационных процессов в мире на этнодемографическую ситуацию в городе Москве.

4.8. Развитие межнационального, межрегионального и международного сотрудничества в области национальной политики:

4.8.1. Развитие системы договорных отношений между городом Москвой и субъектами Российской Федерации о совместной деятельности в области национальной и миграционной политики.

4.8.2. Развитие межрегиональных культурных связей, распространение классических (традиционных) и современных произведений литературы и искусства народов России и стран ближнего зарубежья, в том числе с привлечением региональных теле- и радиоканалов, организация художественных выставок, гастролей творческих коллективов.

4.8.3. Использование ресурса общественной дипломатии путем вовлечения институтов гражданского общества города Москвы в решение задач межнационального, межрегионального и международного культурного и гуманитарного сотрудничества как средства развития и налаживания межцивилизационного диалога, обеспечения взаимопонимания между народами.

4.8.4. Развитие системы мер поддержки российских соотечественников, проживающих за рубежом, содействие в сохранении их в едином культурном, образовательном, гуманитарном и интеграционном пространстве.

4.8.5. Взаимодействие с региональными и международными неправительственными организациями, включая евразийские, в целях недопущения дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности, использования двойных стандартов в понимании гражданских свобод.

4.9. Информационное обеспечение реализации национальной политики города Москвы:

4.9.1. Создание в сфере национальной политики новых, отвечающих требованиям современного информационного общества понятийно-категориального аппарата, смыслов и образов.

4.9.2. Развитие московского информационного пространства на основе идей духовного и культурного единства российского народа, патриотизма, межнационального согласия, противодействия этническому и религиозному экстремизму, любым формам дискриминации.

4.9.3. Распространение печатной рекламной продукции, производство и размещение в теле- и радиоэфире социальной рекламы и иной видеопродукции, поддержка создания тематических радио- и телепередач, газетных и журнальных рубрик, интернет-проектов, направленных на реализацию целей и задач национальной политики города Москвы.

4.9.4. Организация выступлений в средствах массовой информации руководителей государственных органов города Москвы, представителей институтов гражданского общества, национальных общественных объединений и религиозных организаций по актуальным вопросам, связанным с реализацией национальной политики города Москвы.

4.9.5. Осуществление органами государственной власти города Москвы с участием институтов гражданского общества, экспертного и журналистского сообщества мониторинга публикаций печатных и электронных средств массовой информации по вопросам реализации национальной политики города Москвы, а также проведение регулярных семинаров для журналистов по повышению их квалификации в данной сфере.

4.10. Повышение роли и значения национальной политики города Москвы в социально-экономическом развитии города Москвы:

4.10.1. Проведение комплексного анализа и учет влияния межнациональных отношений и миграционных процессов на социально-экономическое и общественно-политическое развитие города Москвы.

4.10.2. Поддержание межнационального согласия как ключевого фактора социального, экономического и научно-технического развития города Москвы, обеспечения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности города Москвы в системе глобальной экономики.

5. Механизмы реализации национальной политики города Москвы

5.1. Практическая реализация национальной политики города Москвы предусматривает создание системы управления, учитывающей проявления национального фактора в различных областях жизни городского сообщества, и ее оптимизацию посредством управленческих решений органов исполнительной власти города Москвы, в ведении которых находится соответствующая сфера жизнедеятельности города Москвы.

5.2. Общую координацию реализации национальной политики города Москвы осуществляет Департамент национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы.

5.3. Учитывая тесную взаимосвязь межнациональных отношений и миграционных процессов, протекающих в городе Москве и Московской области, координация реализации национальной политики города Москвы осуществляется с использованием возможностей Объединенной коллегии исполнительных органов государственной власти города Москвы и Московской области и иных совместных органов.

5.4. Основными механизмами реализации национальной политики в городе Москве являются:

5.4.1. Стратегическое планирование, включающее настоящую Стратегию, программу (план мероприятий) реализации национальной политики города Москвы.

5.4.2. Государственно-частное и общественно-государственное партнерство в реализации национальной политики города Москвы.

5.4.3. Обеспечение стабильного финансирования реализации национальной политики города Москвы за счет выделяемых в установленном порядке средств бюджета города Москвы, а также за счет средств, привлекаемых в установленном порядке из внебюджетных источников.

5.4.4. Развитие инфраструктуры, деятельность которой направлена на решение задач национальной политики города Москвы.

5.4.5. Поддержка деятельности национальных и межнациональных общественных объединений, в том числе ассоциаций, фондов, национально-культурных автономий, как средства выявления и удовлетворения этнокультурных запросов граждан, достижения стабильности межнациональных отношений, предупреждения конфликтов на национальной почве.

5.4.6. Содействие повышению социальной ответственности бизнеса и привлечение в установленном порядке дополнительных источников финансирования мероприятий в области реализации национальной политики города Москвы.

5.4.7. Стимулирование общественных объединений, организаций и индивидуальных предпринимателей, активно участвующих в реализации национальной политики города Москвы.

5.4.8. Содействие развитию экономического взаимодействия города Москвы с субъектами Российской Федерации и городами стран — участниц Евразийского экономического союза в целях укрепления добрососедских отношений и межнационального сотрудничества.

5.4.9. Содействие развитию сотрудничества Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Московский дом национальностей» с домами национальностей, домами дружбы, центрами национальной культуры, клубами межнационального общения и другими учреждениями, осуществляющими функции в сфере национальной политики в субъектах Российской Федерации и зарубежных странах.

5.4.10. Обеспечение прозрачности источников финансирования в сфере национальной политики города Москвы, а также совершенствование механизмов финансовой отчетности.

5.4.11. Разработка и утверждение основных характеристик (индикаторов), позволяющих оценивать состояние межнациональных отношений в городе, эффективность деятельности органов исполнительной власти города Москвы по реализации задач национальной политики города Москвы, поставленных в настоящей Стратегии.

5.4.12. Осуществление контроля за ходом реализации национальной политики города Москвы.

5.4.13. Проведение мониторинга состояния межнациональных отношений в городе Москве.

5.4.14. Осуществление корректировки мероприятий в сфере национальной политики города Москвы по результатам анализа ее реализации и мониторинга состояния межнациональных отношений в городе Москве.

5.5. Реализация национальной политики города Москвы осуществляется также путем заключения договоров и соглашений города Москвы с субъектами Российской Федерации по вопросам реализации национальной политики.

5.6. Информационная и аналитическая поддержка реализации национальной политики в городе Москве осуществляется посредством привлечения информационных ресурсов заинтересованных государственных органов и органов местного самоуправления, государственных научных учреждений, экспертного и журналистского сообщества.

Укрепление межнациональных отношений

Народы Москвы примут участие в танцевальном этническом фестивале

Автор: Владимир Светлов

Издание: Вечерняя Москва, 28.11.2016

6 декабря в 19:00 в клубе «Известия Холл» пройдет XII Межнациональный вечер «Москва в ритмах народов мира».

Организатором этого ежегодного праздника стал «Московский дом национальностей» при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы.

Межнациональный вечер «Москва в ритмах народов мира» уже не первый год собирает на клубные площадки Москвы более полутора тысяч молодых людей разных национальностей. В дружеской и неформальной атмосфере ребята общаются, поддерживают национальные творческие коллективы, танцуют, знакомятся с новыми интересными, современными музыкальными группами, творчество которых основано на фольклорных традициях с использованием современных технологий.

За 11 лет существования фестиваль стал одним из главных этнических событий года для москвичей.

Перед гостями праздника выступят лучшие музыкальные и танцевальные коллективы различных регионов России, стран Ближнего и Дальнего зарубежья. Незабываемые мелодии и ритмы Центральной России, Северного Кавказа, Сибири, Прибалтики, Армении, Грузии, Азербайджана, Средней Азии, Польши, Греции никого не оставят равнодушным.

В Москве пройдет Фестиваль традиционных видов борьбы

Автор: Автор не указан

Издание: Байкал Медиа Консалтинг, 30.11.2016

3 декабря во Дворце борьбы имени Ивана Ярыгина (ул. Авиамоторная, д. 40) состоится XI Фестиваль традиционных видов борьбы народов России.

XI Фестиваль традиционных видов борьбы народов России

Фестиваль представляет собой открытое лично-командное первенство по традиционным видам борьбы: русской «за вороток», тувинской хуреш, татаро-башкирской на поясах, якутской хапсагай, чувашской керешу и традиционной борьбе народов Кавказа.

Абсолютное первенство среди победителей в этом году состоится по тувинской традиционной борьбе хуреш. Победителям и призерам будут вручены кубки, медали, дипломы и призы.

Фестиваль направлен на формирование в городе Москве атмосферы межнационального согласия, а также на пропаганду здорового образа жизни. Мероприятие демонстрирует широкой общественности многообразие спортивных традиций и культурное наследие народов России.

В этом году в соревнованиях принимают участие около 150 спортсменов, представляющих команды национально-культурных объединений города Москвы, Алтая, Башкортостана, Бурятии, Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Кыргызстана, Якутии, Татарстана, Тывы, Хакасии, Чечни, Чувашии, Забайкальского края, Иркутской области, Нижнего Новгорода, Тамбова, Монголии и др.

В Москве пройдет праздник кавказской культуры

Автор: ЮГА.ру

Издание: ЮГА.ру, 28.11.2016

В Москве 5 декабря состоится VI Московский фестиваль культуры народов Кавказа

Праздничное мероприятие, организованное Российским конгрессом народов Кавказа при поддержке правительства Москвы пройдет 5 декабря в театре «Россия» на Пушкинской площади.

Фестиваль традиционно соберет гостей разных национальностей и вероисповеданий, среди которых главы регионов, послы иностранных государств, представители органов государственной власти, видные общественно-политические, научные, культурные деятели, спортсмены.

Каждый год мероприятие меняет главную тему. В этот раз праздник посвящен Году российского кино и вкладу народов Кавказа в советский и российский кинематограф. Именно Кавказ подарил целую плеяду гениальных актеров и режиссеров: Георгий Данелия, Сергей Параджанов, Карен Шахназаров, Армен Джигарханян, Вахтанг Кикабидзе, Лия Ахеджакова, Олег Басилашвили, Фрунзик Мкртчян, Софико Чиаурели, Полад Бюль Бюль оглы и многие другие.

Помимо выступлений прославленных танцевальных коллективов и артистов Юга России и Закавказья, в программе фестиваля предусмотрены розыгрыши призов. Билеты на мероприятие распространяются бесплатно.

В Тюмени прошли детские «Национальные игры»

Автор: Светлана Вершинина

Издание: Тюменская область сегодня, 28.11.2016

В Тюмени на базе средней школы № 17 состоялась ежегодная детская командная эстафета подвижных игр народов Тюменской области «Национальная игра».

Четыре детские команды, представляющие свой этнос состязались в четырех встречах и демонстрировали выносливость, силу и ловкость.

По словам организаторов, главная цель мероприятия — вовлечь подрастающее поколение в командную игру, а также познакомить ребят с национальными видами состязаний других народов. «В таком состязании выигрывают все без исключения. Главное, что ребята в рамках здорового соперничества узнают особенности спортивной культуры других народов, с которыми вместе проживают на территории Тюменской области. Мероприятие проводится с учетом особенностей детского восприятия через состязательную форму, где есть место азарту», — отмечает Сергей Филь, автор проекта, начальник центра взаимодействия с территориальными информационно-методическими службами Дворца национальных культур «Строитель».

По правилам мероприятия, в игре принимают участие четыре команды из различных национально-культурных общественных объединений. Среди участников — команда чеченских ребят «Орлы», татарская команда «Дружные ребята», представители украинского этноса «Вірні друзі» и русской культуры «Русичи». Каждая из команд за четыре встречи и шестнадцать мини-турниров знакомит участников со своим видом эстафеты.

В судейский состав впервые вошел мастер спорта Советского Союза, тренер I категории Анатолий Архипов, первый заместитель директора Дворца национальных культур «Строитель» Алексей Головинский и автор проекта, начальник центра взаимодействия с территориальными информационно-методическими службами, обладатель II разряда по настольному теннису Сергей Филь. Судьи оценивали аккуратность, ловкость, быстроту и сплоченность команд.

Игра оказалась не из простых, поскольку ребята знакомились с правилами другой команды впервые. За 16 мини-встреч участники демонстрировали свою силу и ловкость в национальных играх «Бег волоча ноги», «Двенадцать палочек», «Бег с ведром воды в коромысле», «Курочка и петух». По результатам командной эстафеты 1 место заняла команда из автономии сибирских татар и татар, проживающих на территории Тюменской области «Дружные ребята», 2 место досталось представителям «Общества русской культуры» «Русичи», 3 место завоевали ребята из команды «Орлы», представляющие региональную общественную организацию вайнахского народа «Вайнах, замыкают четверку лидеров участники из общественной организации «Украинцы Тюменской области» «Вірні друзі».

По итогам встречи каждый из участников был награжден медалью, а все команды кубками и дипломами. Отметим, ежегодная детская командная эстафета подвижных игр народов Тюменской области «Национальная игра» проходит в Тюмени раз в полгода в течение пяти лет и объединяет молодежь различных этносов на спортивных площадках города.

Народы России

В Челябинске прошел пятый Съезд народов Южного Урала

Автор: Правительство Челябинской обл.

Издание: Правительство Челябинской обл., 29.11.2016

В мероприятии приняли участие представители национально-культурных объединений, религиозных конфессий, органов законодательной и исполнительной власти, делегации из разных городов и районов области, сообщает пресс-служба официального представителя Республики Башкортостан в Челябинской области.

По словам заместителя начальника управления общественных связей правительства Челябинской области Ильи Аносова, без дружбы и взаимопонимания между народами немыслима социальная и политическая стабильность, поэтому установление прочного межнационального мира должно быть заботой каждого, кто считает себя российским патриотом.

В работе форума принял участие официальный представитель Республики Башкортостан в Челябинской области Амур Хабибуллин, который поприветствовал всех участником форума и поблагодарил губернатора Челябинской области Бориса Дубровского за сложившиеся добрососедские межрегиональные взаимоотношения между Республикой Башкортостан и Челябинской областью. Также он отметил важную роль съезда в воспитании чувства патриотизма и дружбы народов у молодежи.

Участники встречи говорили о традициях мира и дружбы, которые сложились на Южном Урале, и о необходимости беречь эти традиции. Съезд проходил в концертном зале «Родина» и завершился концертом органной музыки.

Главу ФАДН просят защитить интересы коренных народов Таймыра в связи со строительством нефтяного терминала

Автор: Росбалт

Издание: Росбалт, 30.11.2016

Гринпис России и Ассоциация коренных малочисленных народов Таймыра направили обращение главе Федерального агентства по делам национальностей Игорю Баринову. В письме они просят защитить интересы коренных жителей Тамыра при реализации проекта «Независимой нефтегазовой компании» в Красноярском крае.

Как сообщили представители Гринпис Россия на брифинге в московском пресс-центре «Росбалта», речь идет о проекте «Обустройство Пяйхского и Северо-Пяйхского месторождений. Нефтяной терминал «Таналау». Авторы обращения озабочены возможными рисками при его реализации, а также вредом, который он может иметь для традиционной деятельности коренного населения.

Как пояснил руководитель энергетической программы Гринпис России Владимир Чупров, в районе поселка Байкаловск предполагается строительство терминала, из которого танкеры будут транспортировать до 5 млн тонн нефти в год. По его мнению, в тяжелых ледовых условиях велик риск аварии и разлива нефти, который нанесет невосполнимый урон природе Арктики, между тем как проект нефтяного терминала «Таналау» хоть и получил положительное заключение государственной экологической экспертизы, однако оценка экологических рисков была проведена только для самого терминала без рассмотрения вопросов транспортировки.

Завкафедрой безопасности в нефтегазовом комплексе Морского университета (Владивосток), профессор Яна Блиновская представила результаты исследования по моделированию ущерба при возможной танкерной аварии, выполненного по заказу Гринпис Россия.

Как отметила Блиновская, были рассмотрены три места моделируемого разлива при транспортировке нефти с терминала при возможной аварии: Байкаловск (нижнее течение Енисея), Воронцово (устье Енисея, перед впадением в Енисейский залив), Лескино (центральная часть Енисейского залива). Как следует из данных моделирования, вавария — при худшем сценарии — может привести к загрязнению не менее 45 км побережья заказника Бреховские острова. «Через пять суток протяженность загрязнения в районе Байкаловска может составить не менее 83,5 км, в районе Воронцово — 90 км, в Енисейском заливе — 79,5 км)», — пояснила Блиновская, отметив, впрочем, что речь, конечно, идет только о возможной аварии.

По словам Владимира Чупрова, ландшафт, в зоне, прилегающей к строительству, уже сильно меняется: на снимках из космоса видно, что территория покрыта следами от вездеходов. А, как известно, почва тундры очень плохо восстанавливается.

Как сообщил руководитель арктического проекта «Гринпис России» Оганес Таргулян, жители Крайнего Севера из Ассоциации коренных малочисленных народов Таймыра обратились к экологам за помощью ее в 2015 году. По его словам, жители, которые исконно занимались охотой и рыболовством, испытывают опасения за свой промысел. Кроме того, нарушения природного ландшафта создает проблему для выпаса оленей. Также, жители сообщают об угрозах применения оружия, которые они якобы получали от работников нефтяной компании при попытке пройти на территории, где располагаются их родовые захоронения. Об этом сказано в письме главе ФАДН, подписанном совместно Гринпис Россия и Ассоциаций. Кроме того, по версии экологов, в районе строительства находится могильники сибирской язвы.

Экологи отметили, что побывали в Байкаловске дважды — в апреле и августе 2016 года. Причем во второй визит они столкнулись с противодействием неизвестных лиц, которые привели в негодность моторы на лодках, что выяснилось после их разгрузки. В ходе этой экспедиции были обнаружены нарушения почвенного покрова, свалки мусора (хотя, по словам местных жителей, к приезду экологов их пытались убрать). «Мягкие хранилища» нефтепродуктов были перенесены из охранной зоны Енисея на берег реки Таналау. Это, впрочем, в случае возможной аварийной ситуации, по словам Таргуляна, все равно может привести к попаданию нефтепродуктов в Енисей.

Руководитель программы по экологической политике ТЭК российского отделения Всемирного фонда дикой природы Алексей Книжников отметил, что разделяет опасения гринписовцев в отношении данного проекта, связанных с отсутствием плана по ликвидации возможных разливов нефти в арктических условиях.В связи с этим он напомнил об аварии танкера «Надежда» в ноябре 2015 года и разрыв нефтепровода в ноябре 2016 года в порту Тамань на территории ЗАО «Таманьнефтегаз», обратив внимание на их последствия. При этом он обратил внимания, что эти происшествия происходили в портах, куда можно было оперативно привлечь знпачительные силы для их ликвидации. В море это сделать намного сложнее, считает Книжников. Он особо подчеркнул, что, реализация проектов по освоению нефтяных терминалов должна предваряться полноценными общественными публичными слушаниями. В случае с терминалом «Таналау», по версии экологов, слушания прошли в Дудинке, а не в Байкальске.

Кроме того, подчеркнул Книжников, при планировании таких объектов необходимо рассматривать и альтернативные варианты, минимизирующие ущерб природной среде, наносимый хозяйственной деятельностью человека. По его словам стратегическая экологическая оценка проекта позволяет найти подобную альтернативу. В пример Книжников привел Ванкоровское месторождение на севере Красноярского края, когда в ходе экологического анализа было принято решение по строительству трубопровода, не связанного с прохождением через арктические моря.

Представители Татарстана благодарны руководству Мордовии за сохранение татарских школ

Автор: Татьяна НИКИТИНА

Издание: 113rus.ru, 29.11.2016

Два дня в Мордовии работала большая делегация педагогов Республики Татарстан во главе с заместителем министра образования и науки Ильдаром Мухаметовым.

— Никакого тревожного сигнала не было, — ища подвох в журналистских вопросах, заметил Ильдар Мухаметов. — У нас есть государственная программа по сохранению, изучению и развитию государственных языков, в рамках которой мы ежегодно выезжаем в регионы, где компактно проживают татары, знакомимся с образовательными объектами.

Вот и в Мордовии гости посетили ряд школ. В гимназии №19 г. Саранска они познакомились с работой Республиканского межшкольного центра национальных культур. Здесь же прошли мастер-классы педагогов.

В Мордовии 19 школ с изучением татарского языка плюс две поликультурные школы, где также преподается этот язык. Но не только преподавание национального языка оказалось в поле зрения педагогов Татарстана. Они познакомились с работой Республиканского лицея для одаренных детей, побывали в Институте национальной культуры МГУ им. Н.П. Огарева, а также в Кривозерской школе Лямбирского района и в Лямбирском детском саде №3. Итоги дней татарского просвещения в Республике Мордовия подвели за «круглым столом».

— Мы благодарны региональным властям за то, что они бережно относятся к этнокультурным школам. Это продуманная, мудрая политика руководства Мордовии. Огромное вам спасибо, — сказал Ильдар Мухаметов после увиденного в нашей республике.

Два региона во многом поддерживают друг друга. Учебники для татарских школ Мордовии Татарстан передает бесплатно. Мордовия также помогает мордовским школам в регионах, в том числе в Татарстане.

В работе «круглого стола» участвовали первый заместитель министра образования РМ Елена Солдатова, заместитель Председателя Госсобрания РМ Иван Москаев, председатель комитета по социальной политике Госсобрания РМ, председатель автономии «Якташлар» Рафаиль Аширов.

Итогом встречи стало подписание Соглашения о взаимном сотрудничестве между Министерством образования и науки Республики Татарстан и Министерством образования Республики Мордовия.

Татьяна НИКИТИНА, «Известия Мордовии»

В Крыму на русском языке обучаются 96,9% школьников

Автор: Служба новостей Керчь.ФМ

Издание: Kerch.fm, 30.11.2016

В Крыму, где согласно 10 статьи Конституции Крыма три государственных языка — русский, украинский и крымскотатарский, 96,9% школьников обучаются на русском, 2,9 % обучаются на крымскотатарском и всего 0,2% на украинском языке. Такую статистику предоставило на информзапрос Керчь.ФМ министерство образования Республики Крым.

В соответствии со статьей 14 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», граждане России имеют право на получение дошкольного, начального и основного общего образования (с1 по 9 классы) на родных языках, а также право на изучение родных языков в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

Как сообщила Министр образования Крыма Наталья Гончарова, в Республике функционирует 15 общеобразовательных организаций с крымскотатарским языком обучения (201 класс, 3651 учащийся), 1 — с украинским языком обучения (9 классов, 132 учащихся). Кроме того, на базе общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения открыты классы с крымскотатарским (137 классов, 1730 учащихся) и украинским (19 классов, 239 учащихся) языками обучения.

Процесс обучении проходит по Примерным программам, разработанным минобразом Крыма, одобренных соответствующим федеральным министерством.

Для обеспечения права на обучение на родном языке из бюджета Крыма выделено 32510,6 тысяч рублей. На эти деньги были переведены 45 наименований и изданы 45 тысяч экземпляров учебников на крымскотатарском языке. До конца 2016 года министр заявила об издании еще 21 наименования переводных учебников на крымскотатарском языке.

Также, в Симферополе, Евпатории, Ялте, Белогорском, Кировском районах организовано изучение армянского, болгарского, греческого и немецкого (как родного) языков.

В Керчи ситуация с обучением на государственных языках более прозаическая. По информации заместителя главы администрации Керчи Дилявера Мельгазиева, в нашем городе нет ни одного класса с крымскотатарским или украинским языком обучения. Все 100% учащихся Керчи обучаются на русском языке. Единственная школа, где изучают крымскотатарский язык как урок — Школа № 10, в районе компактного проживания крымских татар — пос. Джаныкой. Еще 2 школы — № 4 и № 23 смогли позволить себе преподавать как факультатив и как кружок крымскотатарский язык. Что касается государственного украинского языка, то он изучается факультативно только в Школе № 9.

Всего в городе остался задействован только один учитель украинского языка.

Также Мельгазиев сообщил, что изучение родных языков в школах организовано в соответствии с пожеланиями родителей и обучающихся.

По словам родителей, если еще на 2014/2015 год обучения был какой-то интерес к изучению украинского языка, то в 2016/2017 интерес упал до минимума.

«В нашей школе преподаватели украинского языка переучились, кто на библиотекаря, кто на учителя музыки, а в школе старшего ребенка сказали, что на факультатив по изучению крымскотатарского языка должны записаться как минимум 7 человек, чтобы ввести преподавателя. По видимому, семь человек не набралось, и нет ни кружка, ни урока, ни факультатива. Теперь мы ходим в частном порядке к репетитору», — рассказала мама школьников.

Диаспоры и землячества

Аура магария!: в Москве прошел День культуры Грузии

Автор: Автор не указан

Издание: gr-sily.ru, 28.11.2016

26 ноября в Московском дворце пионеров состоялся яркий, необыкновенной красоты праздник – «День культуры Грузии».

Мероприятие прошло в рамках Московского детского фестиваля национальных культур «Мой дом – Москва», посвященного 75-летию битвы под Москвой.

Его организаторами выступили: Департамент образования города Москвы, Департамент национальной политики, межрегиональных связей и туризма г. Москвы, ГБУ «Воробьевы горы» и МДП.

Девиз фестиваля: «Единство в различиях: гармония разнообразия».

«Наш фестиваль еще молод, но уже пользуется огромной популярностью у москвичей», – сказал, открывая мероприятие, заместитель руководителя Департамента национальной политики г. Москвы Иван Петров, отметив теплыми, сердечными словами приветствия и ветеранов-фронтовиков, и почетных гостей фестиваля.

Он напомнил, что цель фестиваля – создать условия для культурного диалога между москвичами разных национальностей, содействовать формированию у детей и юношества общих ценностей, развивать в молодежной среде культуру межнационального общения.

От имени Правительства Москвы Иван Петров искренне поблагодарил участников фестиваля, их родителей, директоров школ, Московский дворец пионеров – всех, благодаря кому зрительный зал был уже переполнен, а гримерные заряжены обоймами молодых, готовых удивлять своей огненной красотой танцоров.

Концерт открыл образцовый хореографический коллектив «Иверия», художественный руководитель заслуженный работник культуры РФ Гиви Цимакуридзе.