Московский дом национальностей | Дайджест от 10 апреля 2020 года
Дайджест от 10 апреля 2020 года
 

Московский дом национальностей

Из опыта работы домов национальностей. Часть I.

Автор: Автор не указан

Издание: Политическое образование, 02.04.2020

Этническое многообразие Российской Федерации, в которой живут и трудятся более 146 млн человек 193 национальностей. – позитивный фактор развития современного российского общества. Современная национальная политика Российского государства направлена на то, чтобы все народы страны независимо от национальной принадлежности, численности и отношения к религии имели равные права, всем им было комфортно в месте их проживания, а нормой межнационального общения являлись мир и добрососедство, согласие, интернациональные традиции, веротерпимость, взаимоуважение к представителям других национальностей и т.д.

Концептуальное значение в реализации этой политики имеет Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина от 6 октября 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. от 19 декабря 2012 г. № 1666» и принятые в его развитие распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении планов мероприятий по ее реализации.

Для решения вопросов в этнокультурной сфере необходим комплексный подход, объединяющий действия законодательных и исполнительных органов власти, создание целевых программ и механизмов их претворения в жизнь, в т. ч. по использованию потенциала существующих культурно-просветительных и образовательных учреждений, а также образование новых моделей регулирования этнических процессов.

Одним из инструментов проведения такой политики являются государственные этнокультурные учреждения: дома национальностей (далее – ДН), дома дружбы, центры национальных культур, интерактивные клубы межнационального общения и т.д. Несмотря на разные названия, по существу, это аналогичные учреждения, поскольку их деятельность направлена на гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений. Дома национальностей – новая институция современности, которая нуждается в изучении и обобщении опыта работы. Методический аспект имеет концептуальное значение, являясь системообразующим в формировании структуры и всех видов деятельности ДН, что обуславливает эффективность менеджмента и высокий статус учреждения как государственного этнокультурного центра среди других культурно-просветительских учреждений.

Дома национальностей имеют исторические корни. Прообразом их были добровольные национальные общества, которые создавались в многонациональной России с XVIII века. В Петербурге одним из первых добровольных обществ был немецкий «Шустер-клуб», а в губернии – финское общество при приходе Св. Елизаветы в г. Кронштадте. В 1913 г. в России насчитывалось почти 500 национально-культурных добровольных обществ, в столице – около 150. После Российской революции 1917 г. в стране активно происходил процесс образования этнокультурных обществ и клубных учреждений. Например, в Петрограде существовало 12 национальных домов просвещения, в т. ч. для мусульман – Дом народов Востока. Эти учреждения финансировались государством и вели культурно-просветительную работу под идеологическим контролем коммунистической партии. К началу 1930-х годов большинство национальных организаций были ликвидированы.

Процесс возрождения национально-культурных общественных организаций (НКО) в стране начался в 80-е годы XX века. Быстрый рост их числа привел активистов этнических объединений к выводу о необходимости создания межнациональных центров. Инициатива была поддержана властью. В Ленинграде в 1982 г. был создан центр «Эйкумена», преобразованный позднее в дом национальных культур, на базе которого в 2005 г. правительством города был образован Санкт-Петербургский Дом национальностей. В Москве правительством города в 1998 г. был учрежден Московский дом национальностей. За прошедшее время образование домов национальностей интенсивно проходило во многих регионах страны. В 90-е годы были попытки централизовать этот процесс, Ассамблея народов России в 2004 г. даже разработала проект создания Дома народов России, но эти инициативы не увенчались успехом. Одним из новых учреждений стал Дом дружбы Ленинградской области, учрежденный в 2014 г. На Общественном форуме национального единства (г. Пермь, 2016 г.) было отмечено, что в России 167 таких учреждений.

Дома национальностей – особый вид государственных (казенных, бюджетных) учреждений социально-культурной направленности с широким спектром деятельности, которым властью предназначена роль центров межкультурного общения национальной общественности в целях оказания содействия разным национально-культурным организациям в реализации государственной национальной политики, создания условий для удовлетворения интересов и потребностей этнических групп в общественной жизни, духовной сфере, области культуры и образования с этническим компонентом, сохранения традиций, гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, достижения взаимопонимания, взаимоуважения, согласия между народами многонационального российского государства. Таким образом, ДН выступают в роли проводника государственной национальной политики и действенного механизма стабилизации социальной жизни общества.

Методические аспекты охватывают все функциональные направления деятельности ДН и включают как собственно методическую работу, так и другие виды, выступая в качестве действенного инструмента их осуществления. Это позволяет повысить эффективность производственного процесса как внутри учреждения, так и во взаимодействии с внешней средой по разным аспектам. Главные задачи методических функций направлены на совершенствование работы учреждения по пропаганде традиционной культуры народов России, ее сохранению и развитию в современных условиях, а также поддержку процессов взаимовлияния и взаимообогащения посредством проведения различных мероприятий в русле целевых федеральных и региональных программ.

Содержание и характер методической работы ДН зависит от множества факторов, в т. ч. структуры и статуса учреждения, координации работы в этом направлении разных подразделений, уровня материально-финансового обеспечения, кадрового состава, наличия и размеров площади помещений для мероприятий и т.д. Проблем много, но в данной статье мы коснемся лишь некоторых основных аспектов деятельности ДН с методической точки зрения.

Источниками для написания данной работы явился опыт работы нескольких домов национальностей разных регионов страны, но основными стали деятельность Московского дома национальностей (МДН) и Дома дружбы Ленинградской области (ДДЛО). Эти два учреждения несоизмеримы между собой по многим параметрам, но сопоставимы по характеру деятельности, которая у обоих находится в русле задач по реализации Стратегии государственной национальной политики РФ. Особое значение имеет накопленный за 20 лет опыт работы МДН, практически выполняющего сегодня функции всероссийского научно-методического центра для региональных учреждений. Приводить примеры о деятельности других ДН в небольшой статье нецелесообразно, а информация об этом содержится в фотоснимках приложения.

В уставных документах всех учреждений, независимо от их организационно-правовой формы и названия, закрепляются основные цели и задачи ДН по содействию в реализации государственной национальной политики, которые, собственно, и определяют аспекты методической деятельности в разных аспектах. В целом, концептуальные положения, регламентирующие деятельность всех типов ДН, стандартные, хотя имеют и отличия в содержании, обусловленные местными особенностями территорий.

За прошедшие годы актуальность направлений и содержание деятельности МДН подтвердились позитивными результатами. Возникли новые направления деятельности, расширились межправительственные и зарубежные контакты, усилилась социальная направленность мероприятий, активизировалась работа с НКО (в Москве зарегистрировано свыше 100 национальных объединений) и т.д. Существенным моментом явился тот факт, что уставные цели, задачи и виды деятельности детерминировали разработку и применение проектно-программного метода работы учреждения. Это позволило придать всему комплексу мероприятий МДН системный характер, улучшить методику их организации, объединить многие темы, модернизировав содержание и форму презентации материала. Это проекты «Информационное обеспечение государственной национальной политики в Российской Федерации», «Славянское единство», «Государственные символы», «Этнология», «Регионы России», «Дни национальных республик Российской Федерации», «Фестиваль этнических видов спорта», «Национальный телекинофорум», «Национальные праздники», межрегиональный фестиваль национальных культур «Многоцветие России», «Красота спасет мир», «Этноарт», «Москва в ритмах народов мира», «Территория мира и согласия», «Единство в многообразии», «Дни родного языка в МДН», «Театр как средство сохранения и популяризации культуры народов России», «Мелодии континентов», «Старая Москва» и др. Проблемно-программный подход повлиял на изменение структуры ДН, в котором созданы научно-методический отдел, пресс-центр и другие подразделения.

Большое значение для выполнения учреждением своих задач имеет система и характер его взаимоотношений с государственными и общественными структурами. С одной стороны, деятельность МДН координируется Департаментом национальной политики и межрегиональных связей города Москвы, а с другой – учреждение входит в систему других, высшего ранга государственных и общественных организаций.

В уставе Дома дружбы Ленинградской области, учредителем которого выступил комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области, были определены, в основном, аналогичные цели и задачи. Представители ДДЛО также входят в состав местных государственных органов власти и общественных советов по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений в регионе. В учреждении реализуется ряд перспективных проектов. В 2018 году учреждением было организовано более 280 мероприятий, установлены контакты с аналогичными учреждениями в других регионах России и странах СНГ. Особое внимание уделяется взаимодействию и сотрудничеству с НКО, которых зарегистрировано в области. На базе ДД функционирует Молодежный общественный совет по межнациональным отношениям, объединения художников области «Этновзгляд» и мастеров декоративно-прикладного искусства «Палата ремесел», филармония «Полифония» и др. В Интернете создан сайт ДДЛО «Форум народов Ленинградской области».

Методическая работа является одним из основных направлений деятельности домов национальностей, но почти никогда не являлась темой специальных научных исследований. Спектр вопросов, нуждающихся в методическом обеспечении, чрезвычайно широк. Это проблемы выработки вариантов структуры учреждений применительно к особенностям административно-территориальных образований; определение содержания деятельности и организационно-экономического механизма функционирования, методических приемов коммуникационных процессов в социуме, создание методических рекомендаций по организации разных видов мероприятий с этническим компонентом, подготовка кадров и т.д.

В целом методическая работа включает следующие аспекты:

– изучение, обобщение и распространение опыта работы российских и зарубежных аналогичных учреждений и организаций;

– разработка методических рекомендаций по организации мероприятий с учетом их тематики, составу участников и т.д.;

– оказание консультационной помощи учреждениям, общественным организациям, специалистам и всем заинтересованным лицам;

– изучение специфики организации и деятельности ДН в регионах РФ в целях совершенствования собственной работы;

– установление контактов с государственными органами власти и культурно-просветительскими учреждениями с целью выработки текущих и перспективных совместных программ и их реализации;

– повышение квалификации кадров учреждения.

Для всех форм учреждений виды методической работы можно систематизировать, что позволяет создать универсальную модель, определенный алгоритм функциональных действий, которые могут осуществляться отдельно или в разных вариациях с другими способами, выбор которых зависит от конкретных условий. Наиболее распространенными методическими приемами являются функциональный, секционный, региональный и комплексный приемы.

Функциональный способ означает, что в рамках методического подразделения сотрудники выполняют однотипные функции в соответствии с должностными инструкциями, ранжирующие служебные обязанности по видам, сложности, опыта предыдущей деятельности и стажа, имеют одинаковое образование и соответствующую профессиональную подготовку. Секционный способ означает выделение в общем объеме методической работы отдельных направлений, обусловленных ситуационной или перспективной необходимостью разработки конкретных проблем в соответствии с направлениями работы учреждения в этнокультурной сфере (например, работа с молодежью, административными и правоохранительными органами, миграционной службой и др.). Региональный вид предполагает возможность аккумуляции (обобщения и анализа) методической группой в соответствии с уровнем своей компетентности опыта работы с национальными диаспорами, государственными и общественными структурами конкретного региона. Комплексный способ означает гибкое сочетание предыдущих вариантов в зависимости от ситуации, содержания и характера этнокультурных проблем в разных областях социума конкретного региона и решения их с участием государственных организаций. Данный подход наиболее эффективен, поскольку предполагает максимальное использование всех имеющихся возможностей и ресурсов.

Методическая работа является как начальным, так и завершающим, качественно высшим этапом любого вида деятельности, поскольку базируется на экспертно-аналитическом изучении практического опыта ДН и предполагает разработку новых инновационных технологий.

Исходя из адресной направленности, методическая работа может быть ориентирована на внутреннюю и внешнюю среду. Первое направление направлено на удовлетворение потребностей собственно ДН. Объем и качество этой работы зависит от его ведомственной принадлежности и системы подчиненности, юридического статуса, компетенции, масштабов деятельности, учета особенностей этнодемографической ситуации территории, состояния межнациональных и межконфессиональных отношений, наличия государственных целевых этнокультурных программ, финансирования, квалификации сотрудников и др. Внешняя методическая работа ДН направлена на обслуживание потребностей окружающей среды.

В зависимости от уровня учреждения (муниципальное, городское, региональное) ранжируются виды и содержание методической помощи, которая может быть ограничена рамками территории, где он находится, либо распространяться вне ее. Собственно научно-методическая работа может быть разной степени сложности: от оказания консультационных услуг до проведения семинаров, конференций, тренингов, рецензирования и др. При проведении аналогичных по формату мероприятий для потенциальных организаторов могут быть составлены методические рекомендации, учитывающие специфику состава аудитории, место, время и условия проведения. Накопление подобных методических материалов представляется перспективным и может составить справочный банк информации.

Необходимым условием эффективности работы ДН является качество организационной культуры учреждения, которая также может включать внешние и внутренние аспекты. Внешний аспект ориентирован на презентацию ДН в целом, как учреждения со своими, отличительными от других организаций, целями и задачами, формами работы, имиджем, спецификой структурных подразделений, в частности методической службы. В этом плане для формирования позитивного имиджа учреждения следует учитывать информационные возможности существующего при ДН пресс-центра, роль материально-финансовых факторов, информационные и консультационные возможности, а также квалификацию персонала, обладающего специальными знаниями для работы в национальной среде (владение национальным языком, основами этнопсихологии и др.). Важную составляющую имиджа ДН представляет публичная демонстрация гражданской позиции коллектива при оценке неоднозначно оцениваемых в социуме проблем национальной политики. В целом, для совершенствования производственных задач каждого ДН необходимы контакты и обмен опытом, а также публикация научно-методической литературы по вопросам их функциональной деятельности.

Таким образом, методическая служба является своеобразным штабом, в котором изучается и аккумулируется опыт работы ДН, включающий как отдельное направление деятельности, так и другие проблемно-тематические аспекты работы ДН, нуждающиеся в методическом обеспечении, в т. ч. взаимодействии с разными правительственными органами и неправительственными организациями, реализующими функции в этнокультурной среде (НКО, союз соотечественников и др.). Методическая работа, объединяя все аспекты деятельности учреждения, образует взаимосвязанную систему, которая выступает в роли неформального организационно-консультативного центра учреждения.

Она разрабатывает стратегию, тактику и методику взаимодействия ДН в этнической среде путем проведения культурно-просветительной, образовательной, воспитательной и иной деятельности, документальные свидетельства о которых (печатные издания, фото, видео- и аудиоматериалы) могут храниться в библиотеке или методическом кабинете ДН, представляя ценный источник и для разработки методик деятельности учреждения в разных аспектах.

Организационно-аналитическая деятельность представляет научно-исследовательское направление, имеющее прикладное значение в практике ДН. Темы научных исследований, как правило, связаны с национальными проблемами в области этнополитологии и культурологии. Ситуация с состоянием научно-практической работы в ДН значительно улучшилась после принятия федеральной и региональных Стратегий национальной политики, в которых среди важных задач были обозначены организация научного и экспертно-аналитического сопровождения их реализации; оказание государственной поддержки в проведении научных исследований и научно-популярных публикаций; осуществление постоянного мониторинга состояния межнациональных отношений, в т. ч. публикаций результатов в печатных и электронных СМИ и т.д.

В числе мероприятий можно перечислить научные совещания, встречи с представителями органов власти разного уровня и политиками, учеными, деятелями культуры, проведение конференций и собраний; обсуждение проблематики научных конференций и планирование публикаций сборников докладов по их итогам, участие в них представителей ДН, экспертов; презентация новых изданий, опубликованных государственными учреждениями, в т. ч. и ДН, а также за счет НКО и спонсоров. В ряде случаев публикации материалов содержат и методический материал. Это, в основном, планы тренингов для молодежной аудитории, семинарских занятий по профилактике деструктивных явлений в национальной сфере, методические рекомендации для преподавателей русского языка среди мигрантов, крупных событиях в истории некоторых народов России, а также видеопродукция для разной аудитории.

Исследовательская работа в каждом ДН осуществляется с учетом этнокультурных особенностей региона, но также зависит от организационных возможностей учреждения и научного потенциала коллектива. Научные темы могут охватывать самый широкий круг проблем. Результаты научных исследований обычно публикуются.

Романова Нина Михайловна – научный консультант Российского этнографического музея, кандидат исторических наук.

Источник: Реализация государственнои? национальнои? политики: опыт города Москвы и регионов России: [сборник] / Правительство Москвы, Департамент нац. политики и межрегион. связеи? г. Москвы, Московскии? дом национальностеи?: [сост. Г. В. Бурова, Л. Д. Чанглян, С. А. Орешин]. — М.: ГБУ «МДН», 2019. – 400 с. — ISBN 978-5-9247-0104-2. I. Бурова, Г. В., сост.

Ключевые слова: Дом национальностей, Дом дружбы, Стратегия государственной национальной политики РФ, методическая деятельность, этнополитология, этнокультурная политика.

Keywords: House of Nationalities, House of Friendship, Strategy of State National Policy of the Russian Federation, methodological activity, ethnopolitology, ethnocultural policy.

В столице состоялся семинар на тему профилактики экстремизма у молодежи

Автор: Крюковские ведомости

Издание: Крюковские ведомости, 07.04.2020

В столице состоялся семинар на тему профилактики экстремизма у молодежи

18 марта в Московском доме национальностей состоялся семинар «Социально-психологические механизмы профилактики экстремизма у молодежи», проводимый в рамках проекта «Этнокультурные коммуникации: власть и гражданское общество в многонациональном столичном мегаполисе». В нем приняли участие сотрудники префектур и управ административных округов Москвы.

Мероприятие открыл эксперт I категории отдела методического обеспечения и взаимодействия с НОО и территориальными органами исполнительной власти Х.Д. Хатамов, который поприветствовал участников семинара и передал слово кандидату педагогических наук, доценту кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования Московского государственного психолого-психологического университета, председателю правления Ассоциации исламских психологов, главному редактору журнала «Ислам: личность и общество», консультанту Центра психологической помощи и психологической посткризисной реабилитации О.С. Павловой.

В начале выступления О.С. Павлова рассказала участникам семинара о своей работе по профилактике и противодействию экстремизму, а также акцентировала внимание на многогранности и сложности этой темы, потому что научное общество до сих пор не может определить точные причины вовлечения в экстремистскую деятельность из-за большого количества предпосылок и разработать эффективный и единый для всех случаев метод дерадикализации. Вместе с тем выделяют несколько общих групп причин вовлечения в экстремистские и асоциальные сообщества: психологические, политические и экономические.

Эксперт отметила, что наибольшую вовлеченность имеет молодежь от 16 до 25 лет, так как она наиболее чувствительна к пропаганде экстремизма по следующим причинам: подвержена чужому влиянию, внушению и манипулированию; недостаточно стрессоустойчива; имеет интернет-зависимость; романтизирует и героизирует противоправные и агрессивные действия; имеет пониженный инстинкт самосохранения и маленькую социальную ответственность.

Отдельно О.С. Павлова поделилась информацией о причинах эффективности интернет-пропаганды (80 % молодежи попадают в экстремистские организации через интернет-ресурсы). Вербовщики используют стиль постеров к известным фильмам, комиксам и играм, стереотипы и ценности современной массовой молодежной культуры, а также архетипы мужественности, героизма, брутальности и жертвенности. Кроме того, отметив, что психологические причины являются первостепенными для вовлечения в экстремистскую деятельность, эксперт выделила основные из них: одиночество, психологические травмы, кризисные ситуации и др.

В завершение мероприятия слушатели поблагодарили докладчика за интересную лекцию и задали интересующие вопросы.

«Мы видим, что у таджикских школьников есть тяга к русскому языку»

Автор: Светлана Сметанина

Издание: Русский мир, 06.04.2020

«Если Россия открыла двери для наших абитуриентов и даёт им возможность получить достойное образование, то почему бы нам – диаспорам и общинам – не помочь и не встать рядом, чтобы быть полезными», – так считает глава таджикской диаспоры «Памир», представитель Федерации мигрантов России в Республике Северная Осетия Арсен Худододов. Сегодня по его инициативе реализуется важный проект «Русские книги – детям Таджикистана».

– Как возник проект «Русские книги – детям Таджикистана»?

– К организации такого проекта меня подтолкнула ситуация с мигрантами из Таджикистана, а точнее, их низкий уровень знания русского языка и то, с какими проблемами они сталкиваются из-за этого. В настоящий момент на территории Российской Федерации находится около миллиона граждан Таджикистана, которые здесь живут и работают. Многим здесь приходится нелегко, потому что, хотя Россия и дружественная страна, но здесь другая культура, другой климат и язык. Коммуникация и сотрудничество в России для большинства таджиков даётся с большим трудом – из-за недостаточного знания русского языка, невозможности грамотно изложить свои мысли и отстоять свою точку зрения. Всё это рождает нетерпение и нежелание как таджиков, так и россиян помогать друг другу.

Языковой барьер играет решающую роль в проблеме интеграции двух общностей. По статистике на 2019 год две трети таджикских студентов (от общего числа обучающихся за рубежом) обучались в России. На сегодняшний день в российских вузах обучаются около 22 тысяч студентов из Таджикистана, 10 тысяч из которых получают образование на бюджетной основе. Это очень хорошая статистика, и я очень рад тому, что наше молодое поколение тянется получать образование в России.

И в этом году Таджикистан получил наибольшую долю российских образовательных грантов из всех стран Содружества Независимых Государств. Об этом на своей пресс-конференции рассказал российский посол в Душанбе Игорь Лякин-Фролов. И также в этом году Государственная Дума РФ ратифицировала соглашение о постройке пяти русскоязычных школ в крупных городах Таджикистана. Это беспрецедентный шаг – Россия протянула руку помощи в широком изучении русского языка в дружественной стране.

Но несмотря на все эти меры, в данный момент труднодоступные районы Таджикистана всё ещё остаются без внимания. В связи с чем мы организовали проект «Русские книги – детям Таджикистана».

Основная цель проекта – поднять уровень русского языка среди школьников, особенно в труднодоступных районах республики. Второе – это помощь абитуриентам, планирующим поступление в российские вузы. Третий момент – поднять уровень русского языка у трудовых мигрантов, находящихся на территории России.

Первые шаги в это направлении уже сделаны. В октябре 2014 года на четвёртом Межпарламентском форуме по межрегиональному сотрудничеству России и Таджикистана между правительством Республики Северная Осетия – Алания и Горно-Бадахшанской автономной областью Таджикистана был подписан договор о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. И там также прописаны направления взаимодействия в образовательном плане. В этой связи наша таджикская диаспора выступает с инициативой организации дополнительных занятий по русскому языку для таджикских школьников.

На первых порах в Таджикистан уже было отправлено полтонны книг. Министерство образования и науки Северной Осетии сообщило о готовности предоставить около 3500 учебников, пособий и книг русских классиков и современников. К акции также присоединилась Всероссийская общественная организация «Отдам даром». Несколько школ города Беслана передали книги для своих сверстников в трудно доступных районах Таджикистана. Это мы получили в прошлом году к началу нового учебного года. Общественная палата Северной Осетии также передала в общей сложности более 1500 книг нашей диаспоре для отправки в Таджикистан.

Благодаря сотрудничеству с некоторыми таджикскими общинами, которые находятся на территории России, несколько школ Горно-Бадахшанской области были обеспечены школьной мебелью и компьютерной техникой для проведения дополнительных уроков по русскому языку и литературе. В Северной Осетии для представителей таджикской диаспоры открыта воскресная школа с изучением русского языка.

Наш проект «Русские книги – детям Таджикистана» работает с октября 2018 года. И главная проблема, с которой мы столкнулись, – это финансирование. Также были проблемы с привлечением к нашему проекту региональных общин Таджикистана, находящихся на территории России. Но мы работаем над этим и сейчас находим понимание у наших земляков и соотечественников. И это подтверждает, что наш проект имеет будущее. Также мы планируем организовать дополнительные занятия по русскому языку в школах Горно-Бадахшанского района Таджикистана.

– А какая сейчас ситуация в Таджикистане с русским языком? В школьной программе он ведь остаётся?

– Да, русский язык изучается, но, естественно, не в том объёме, который мы получали ещё при Советском Союзе. Объём часов по русскому языку уменьшился в разы. Если в СССР мы изучали русский язык шесть раз в неделю, а также отдельно русскую литературу, то сегодня это один урок в неделю русского языка и литературы.

Но жизнь сегодня доказывает обратное – русский язык очень нужен, поскольку много трудовых мигрантов из Таджикистана стремятся приехать в Россию.

– Вы сказали, что планируете помочь с организацией дополнительных уроков русского языка. А кто их будет проводить? Ещё остались учителя русского языка?

– Да, учителя ещё есть. А главное, мы видим, что у самих школьников есть тяга к русскому языку и желание его изучать. И как раз наш проект предполагает обучение не только школьников, но и самих учителей. Мы рассматриваем возможность дистанционного обучения для учителей. На сегодня мы получили около ста писем из школ Таджикистана с просьбой предоставить им необходимую оргтехнику для таких занятий – принтеры, проекторы, чтобы распечатать учебный материал и увидеть его на экране. И мы сейчас работаем с нашими общинами, чтобы помочь в этом вопросе.

Если Россия открыла двери для наших абитуриентов и даёт им возможность получить достойное образование, то почему бы нам – диаспорам и общинам – не помочь и не встать рядом, чтобы быть полезными. Надеемся, что как только ограничения из-за коронавируса будут сняты, мы сможем, как и планировали, провести презентацию своего проекта в Московском доме национальностей, где соберём наших соотечественников, проживающих в Москве.

Мероприятия и практики по укреплению межнациональных отношений в Москве

Жители Косино-Ухтомского могут присоединиться к онлайн лекции о народностях России

Автор: Управа района Косино-Ухтомский г.Москвы

Издание: Управа района Косино-Ухтомский г.Москвы, 02.04.2020

Лекцию в онлайн формате проведут сотрудники культурного центра «Акулово» в ВАО. Трансляция пройдет 2 апреля в 19.00. Об этом сообщила заместитель директора КЦ «Акулово» Анна Хижняк.

— Наш культурный центр совместно с приглашенным лектором готовит виртуальную программу, благодаря которой ее зрители и слушатели узнают о культуре и традициях народов России, — рассказала Хижняк.

По ее словам, нет на земле ни одного государства, где жило бы столько разных народов, как в нашей стране — это более 200 национальностей (этнических групп). Население нашей Родины говорит на многих десятках языках.

Зрители могут присоединиться к трансляции, которая будет проходить с 19.00 до 20.00 на платформе социальной сети Вконтакте https://vk.com/klasterakulovo.

Москва не увидит нивхских пончиков с Сахалина минимум до осени

Автор: Евгений Аверин

Издание: Сахалин и Курилы, 04.04.2020

Представители коренных этносов Сахалина получили отбой на участие в традиционной выставке-ярмарке «Сокровища Севера» в Москве. Как сообщила корреспонденту РИА «Сахалин-Курилы» член Общественной палаты области Екатерина Королева, из-за эпидемии коронавируса организаторы этого мероприятия перенесли его на осень. Точную дату проведения назвать сейчас не возьмется никто. Соответствующие уведомления сахалинцы получили наряду с другими участниками выставки.

— Нас, как, наверное, и всех, это расстроило, — отметила Королева. — Выставка была юбилейной, 15-й по счету, к тому же в этом году отмечается 30-летие образования Ассоциации коренных малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока РФ, которая является одним из организаторов «Сокровищ». Но безопасность прежде всего. Надеемся, что все закончится благополучно, и мы обязательно соберемся в Москве.

Напомним, выставку планировали провести с 29 апреля по 3 мая включительно.

Наша делегация возлагала на юбилейную выставку-ярмарку большие надежды. В этом году сахалинцы собирались провести конференцию «Рыба в питании коренных этносов РФ». Принять участие в ней еще раньше дали согласие гости из зарубежных стран, депутаты Госдумы, сотрудники миинсельхоза и Агентства по рыболовству. Встреча была задумана как серьезный разговор о традиционном рыболовстве и инструмент для сохранения биоразнообразия и традиционных знаний коренных народов, пояснила Королева.

Кроме того, представители коренных народов Сахалина подготовили большой рыбный фестиваль — он также должен был пройти в рамках «Сокровищ Севера» и познакомить участников со всем разнообразием рыбных блюд. Одной из островных «фишек» здесь должна была стать одежда с украшениями из рыбьей кожи, пошивом которой занимается единственная в области община «Тухш» (Огонь) из Ноглик. Ее руководство собиралось провести мастер-класс.

Кроме того, наши земляки рассчитывали удивить участников выставки таким редким блюдом как рыбные пончики на организуемом в рамках «Сокровищ Севера» кулинарном фестивале «Ковчег вкуса». Основания для таких ожиданий более чем весомые — в прошлом году на этом же фестивале победителями были названы фиточаи из трав нашей Тымовской долины, их привезла Татьяна Шкалыгина из местной общины «Койвонгун» (Лиственица). Так же среди призеров была сахалинская клоповка, официально именуемая красникой, ее представляла общественная организация «Кых-кых» (Лебедь) из Охи.

Это достаточно весомое признание заслуг — в «Ковчег» номинируются редчайшие продукты и рецепты блюд, которые требуют сохранения на мировом уровне. Поэтому сахалинцы не теряют оптимизма, заявляя, что даже эпидемия приходит и уходит, а мастерство и любовь к своей земле остаются.

Новости домов дружбы и национальностей Российской Федерации

Принимаются видеозаявки на участие во втором туре фестиваля «Соцветие дружное Урала»

Автор: Елизавета Корчагина

Издание: Дом дружбы народов Челябинской области, 02.04.2020

11 апреля 2020 года «Дом дружбы народов Челябинской области» при поддержке Министерства культуры Челябинской области проводит второй тур Областного фестиваля «Соцветие дружное Урала». Ввиду карантинных мероприятий на территории Челябинской области второй тур будет проведен в ВИДЕОФОРМАТЕ!

В фестивале принимают участие детские и взрослые творческие самодеятельные коллективы, национально-культурные объединения. Участники фестиваля «Соцветие дружное Урала» исполняют одно сценическое произведение, организовывают творческую выставку по самодеятельному творчеству. Особый колорит фестивалю придает исполнение в программе национальных номеров, в национальных костюмах на родном языке.

Видеозаписи конкурсных номеров и выставок в соответствии с заявками принимаются оргкомитетом по электронной почте согласно Положения о фестивале до 10 апреля включительно. 11 апреля члены жюри проведут дистанционный отсмотр, по результатам которого будут определены победители отборочного тура фестиваля. Они будут отмечены дипломами Лауреата, а все участники будут награждены дипломами фестиваля.

«Соцветие дружное Урала» погружает зрителей в атмосферу нарaодной самобытности, будто объединяя в большой многонациональный хоровод. Фестиваль позволяет объединить представителей разных национальностей, населяющих Челябинскую область, отразить развитие самодеятельного национального творчества в знании родного языка, родной культуры, показать многоцветную палитру ремёсел, рукоделий, песен, танцев, стихов, показать обществу России ценность и развитие многонационального самодеятельного искусства и творчества как залог будущего единства национальных культур Южного Урала!

Остальные туры фестиваля пройдут осенью 2020 года, а 4 ноября состоится Гала-концерт, посвященный Дню народного единства. Дом дружбы народов Челябинской области приглашает стать участниками фестиваля «Соцветие дружное Урала»!

Артисты удмуртской эстрады выступили в #Домашнем концерте

Автор: Ассамблея и Дом Дружбы народов Татарстана

Издание: Ассамблея и Дом Дружбы народов Татарстана, 04.04.2020

(4 апреля 2020 года) Национальный проект «Эктоника» (Удмуртия) организовала часовой душевный #Домашний концерт с артистами удмуртской эстрады, в число которых вошёл активист национально-культурной автономии удмуртов Республики Татарстан, исполнитель Павел Александров.

Эктоника — это традиционная удмуртская культура в современной обработке. Оригинальный и уникальный проект Удмуртской Республики, который не имеет аналогов в России. Эктоника — позитивный проект, всегда создающий тренды. Проект, который не только поддерживает удмуртскую культуру, но и развивает её во всех направлениях.

В рамках онлайн-концерта, который прошёл под хэштэгами #Дорын умойгес #Лучше Дома #Дорын пуке , состоялось живое исполнение лучших удмуртских хитов звездами эстрады: Алена Тимерханова, Иван Котельников, Павел Александров, Алина Антонова, Вадим Дмитриев, Альбина Беспалова, Богдан Афиногенов, Елизавета Корнева, Артемий Гаврилов, Александр Ашихмин.

В своём выступлении автор-исполнитель, активист удмуртской автономии Татарстана Павел Александров (творческий псевдоним Shoner Paul) исполнил авторскую композицию «Gorden» («Красным»).

Насладиться #Домашним концертом можно в записи в официальной группе Вконтакте «Эктоника».

Информационный центр ДДнТ

В чем секрет и особенности национальных танцев? Узнаем из новой серии материалов

Автор: Ассамблея и Дом Дружбы народов Татарстана

Издание: Ассамблея и Дом Дружбы народов Татарстана, 04.04.2020

(4 апреля 2020) Об особенностях азербайджанского танца рассказала активистка молодежного отделения Азербайджанской НКА, хореограф Дома дружбы народов Татарстана Аида Гумматова.

Хореографией девушка начала заниматься у Теи Пертая еще в девятилетнем возрасте и ходила на занятия вместе с мамой, которая танцевала в старшей группе, а Аида в младшей. Народные танцы получались у девочки настолько хорошо, что довольно быстро она стала танцевать наравне со взрослыми, а в 14 уже стала преподавателем.

— Я начала с грузинских танцев, — рассказывает Аида, — сначала ребенком танцевала в грузинском  коллективе тети Теи «Сакартвело», потом меня перевели в «Оцнеба», к взрослым танцорам. Вы знаете, что оцнеба по-грузински мечта? И это было моей мечтой танцевать там, — смеется девушка. — А потом я пошла в азербайджанскую танцевальную группу, в ансамбль «Бута». Но так получилось, что там год почти никто не преподавал и ансамбль почти распался, а я танцевала «сольники».Сама смотрела по видео азербайджанские танцы и училась. Тогда в моем репертуаре появились такие танцы, как «Сары Гялин». Это переводится с азербайджанского и как «невеста в желтом одеянии», и как «младшая невеста». «Гялин» значит невеста, а слово «сары» имеет два значения — «младшая» и «желтое», символизирующее светлое начало человеческой души, которое отождествляется с ее высокими, чистыми качествами и соотносится с идеалом женской красоты. Еще один известный танец Узундере  переводится как «длинное ущелье», и он тоже связан со свадьбой. Узундере — это название местности, где было длинное ущелье, по которому перед свадьбой проводили невесту. Сам танец означал прощание невесты с родительским домом!

— Получается, что в азербайджанских танцах много именно свадебной тематики?

— Да, причем и в мужских танцах тоже. У нас ведь мужская свадьба и женская свадьба проходят отдельно. И среди мужской части есть такие соревновательные танцы, которые парни исполняют под звук барабана Нагара. Причем то, что играет барабанщик, и то, что танцуют ребята, должно идеально совпадать! А танец-то очень быстрый. Когда смотришь на это, возникает ощущение, что они месяцами вместе репетировали, настолько синхронны ноги и звуки барабана, если барабанщик внезапно останавливается, танцор тут же замирает… Я, кстати, тоже умею так. Помню, была в Ленкорани, на исторической родине, и мы пошли на мужскую свадьбу, ну и кто-то подтолкнул меня вперед: «Иди, танцуй, ты же больше движений знаешь!» — заливается смехом Аида, — я вышла, а через некоторое время смотрю, никто уже из парней не танцует. Один из них потом подошел к моему отцу: «Ты свою дочь больше не приводи. У нас так никто из ребят танцевать не выйдет!»

— А есть в азербайджанских танцах какая-то своя символика?

— Конечно, в одном из танцев, помню, было: парень стоит на коленях и делает такие движения, словно рассекает себе грудь и достает оттуда сердце, предлагая его девушке. Или в других парных танцах, когда парень приглашает девушку, а она то откликается, то уклоняется от него и убегает. Это символ отношений мужчин и женщин. Вообще, когда я преподаю, то мотивирую учеников, чтобы они характер народа передавали в танце. Я говорю: «На сцене зритель только кого-то одного из всей группы видит, так танцуй, чтобы весь танец на твои горящие глаза смотрели, так улыбайся, чтобы зубы с задних рядов было видно!»

Особенности азербайджанских танцев от Аиды Гумматовой:

* Многие азербайджанские танцы связаны со свадебными обрядами.

* У мужчин ноги и барабан должны действовать в одном ритме.

* Много символики отношений мужчины и женщины.

Журнал «Наш Дом — Татарстан»

Онлайн мастер-классы по танцам народов мира и домашний концерт артистов удмуртской эстрады: чем запомнилась прошедшая неделя

Автор: Ассамблея и Дом Дружбы народов Татарстана

Издание: Ассамблея и Дом Дружбы народов Татарстана, 06.04.2020

(6 апреля 2020) Редакция портала Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана подвела итоги прошедшей недели.

30 марта в Татарстане начались онлайн мастер-классы по танцам народов мира

Интернет-ресурс «Официальный Татарстан» совместно с Молодежной Ассамблеей народов Татарстана запустили цикл онлайн мастер-классов по танцам народов мира «ЭтноРитмы».

30 марта конкурс детских рисунков о финно-угорских народах стартовал в Татарстане

В рамках первого Онлайн-фестиваля Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана «Национальная палитра финно-угорских народов Татарстана» продолжился приём творческих работ на конкурс детских рисунков.

30 марта состоялась запись очередной передачи «Национальный вопрос и — ответ»

Её гостями стали руководитель общественной организации белорусов Казани Сергей Маруденко и заведующая музеем Янки Купалы Римма Абызова.

31 марта Активистка национально-культурной автономии казахов Республики Татарстан, поэтесса Ксения Дмитрюк дала интервью Порталу Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана. 

Поэтесса рассказала об общественной работе, литературе и своих планах.

1 апреля ушел из жизни Алексей Эссен

Ушел из жизни Алексей Григорьевич Эссен, инженер по охране труда Дома Дружбы народов Татарстана, член Российского дворянского собрания и предводитель татарстанского дворянства.

4 апреля артисты удмуртской эстрады выступили на Домашнем концерте

Национальный проект «Эктоника» (Удмуртия) организовал часовой #ДомашнийКонцерт артистов удмуртской эстрады, в число которых вошёл вокальный исполнитель и активист Нацфсионально-культурной автономии удмуртов Республики Татарстан Павел Александров.

Информационный центр ДДнТ

Самоизоляция не помешала стартовать в Иванове Школе медиакоммуникации для этнокультурных НКО

Автор: Ивановский дом национальностей

Издание: Ивановский дом национальностей, 08.04.2020

Первое занятие в рамках образовательного проекта, реализуемого Гильдией межэтнической журналистики, прошло в дистанционном формате.

В онлайн-конференции приняли участие представители более десяти национальных общественных объединений Ивановской области, в том числе областной и городской национально-культурных автономий татар, Еврейской НКА, Национально-культурного центра удинов, Белорусского НКЦ «Крыница», Центра украинской культуры «Мрия», Ассоциации иностранных студентов, ЦАТД «Восток» и других.

Открыла занятие президент Гильдии межэтнической журналистики Маргарита Лянге, которая рассказала слушателям ивановской Школы о проекте и о том, какие знания они получат за три месяца обучения. Первым заданием стал тест на знакомство с основными принципами взаимодействия в медиапространстве. Как пояснила Маргарита Лянге, цель тестирования состоит не в том, чтобы на первом же занятии получить правильные ответы – важно понять уровень подготовки на начальном этапе для более целенаправленной и эффективной работы в дальнейшем.

Уже по окончании веб-конференции члены ивановской группы Школы медиакоммуникации поделились своими впечатлениями о курсах, участниками которфых они стали. Все признались, что тест оказался довольно сложным, но было очень интересно, и есть желание учиться дальше.

О проекте

Школа медиакоммуникации – это образовательный проект Гильдии межэтнической журналистики, реализуемый при поддержке Фонда президентских грантов в 15-ти регионах России.  Курс составлен профессиональными журналистами и рассчитан на сотрудников пресс-служб национально-культурных объединений. До июня 2020 года  слушатели научатся составлять пресс-лист организации, готовить и распространять пресс-релизы, проводить пресс-мероприятия, вести социальные сети НКО, а также побывают в региональных редакциях СМИ. По результатам обучения выпускники получат сертификаты. Ведут занятия региональные кураторы – профессиональные журналисты, члены Гильдии межэтнической журналистики, прошедшие обучение на базе факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова в Москве.

Новости диаспор и землячеств Москвы и области

Вьетнамская община Москвы шьет и раздает москвичам бесплатно многоразовые маски

Автор: Москвич Mag

Издание: Москвич Mag, 07.04.2020

Эпидемия дает немало примеров солидарности, но этот, кажется, особенно трогательный.

Вьетнамская община Москвы начала производство многоразовых масок для своих соседей, сообщает паблик «Интересная Москва». Это следствие разделения труда между московскими диаспорами: представителям этой азиатской республики принадлежат швейные производства, на которых трудятся их же соотечественники. Живущие рядом с рынком «Садовод» вьетнамцы пошили и выставили перед продуктовыми магазинами в Люблино несколько ящиков с многоразовыми масками. И инструкциями по пользованию — стирать (даже перед первым использованием) при температуре не ниже 60 градусов, затем прогладить утюгом.

Судя по комментариям вьетнамцев, это не разовый красивый жест — они и дальше будут изготавливать маски на своих производствах в разных районах Москвы. Однако уже сейчас они испытывают трудности с сырьем: оно просто заканчивается. Представители общины призвали всех своих коллег по швейному цеху следовать их примеру и компенсировать невиданный дефицит этого жизненно важного медицинского товара. Тем более что маски запретили продавать вне аптек (а это значит, что, например, в «Яндекс.Лавке», продающей их без наценки, их тоже скоро не будет), но в самих аптеках они не всегда в наличии.

Интересно, кстати, что в самом Вьетнаме с эпидемией справляются на удивление благополучно — в этой стране данный момент 245 заболевших, а летальных исходов просто не было.

При Московской абхазской диаспоре создан Штаб помощи Абхазии

Автор: Апсныпресс

Издание: Апсныпресс, 06.04.2020

Первостепенная задача Штаба – выработать механизм поиска и закупки качественного медицинского оборудования и средств личной защиты.

Сухум. 6 апреля. Апсныпресс. Штаб помощи Абхазии по предупреждению и борьбе с распространением вируса COVID-19 создан при Московской абхазской диаспоре распоряжением председателя правления РОО «МАД» Бесланом Агрба. Об этом сообщает пресс-служба МАД.

Как говорится в сообщении, основная цель работы Штаба – поиск и приобретение медицинского оборудования, проведение переговоров с поставщиками, заключение контрактов, осуществление закупочных процедур, оформление разрешительных документов на вывоз груза и организация его доставки.

Отмечается, что работа Штаба ведется во взаимодействии с представителями движения «Мы вместе», а также в координации с Минздравсоцобеспечения РА и Оперативным штабом РА по защите населения от короновирусной инфекции. Руководителем Штаба помощи Абхазии при МАД назначен Беслан Шакая.

Первостепенная задача Штаба – выработать механизм поиска и закупки качественного медицинского оборудования и средств личной защиты. «Весь перечень необходимых принадлежностей на сегодняшний день является высоко дефицитным, что вызывает немало сложностей в решении вопросов закупки. Сотрудники Штаба в круглосуточном режиме и без выходных ведут переговоры и отрабатывают каналы поставок.

Большую помощь Штабу оказывает Ассоциация врачей Абхазии в Москве, консультируя и активно участвуя в поиске оборудования», — говорится в сообщении.

Беслан Шакая видит задачу непростой, но мотивация ее выполнения крайне высока: «Давайте подумаем о наших родственниках, о детях, в которых наше будущее, о старших, кто дал нам жизнь. МАД надеется, что эта благотворительная акция найдет отклик в сердцах каждого неравнодушного к судьбе Абхазии».

Кроме того, одной из функций Штаба является мобилизация финансовых ресурсов и информационное сопровождение деятельности команды Штаба. На 6 апреля силами членов МАД собрано 6 981 000 рублей. Эта сумма, совокупно с денежными средствами, привлеченными движением «Мы вместе» в размере 42 715 000, обеспечила возможность приобретения большой партии необходимого медицинского оборудования – тест-систем ПЦР, электрокардиографов, дефибрилляторов, вакуумных респираторов, комплектов защиты, защитных очков, перчаток, медицинских и респираторных масок, а также 21 аппарата ИВЛ. Весь перечень гуманитарного груза будет закуплен и направлен в адрес Минздрава РА для доукомплектации больниц.