Московский дом национальностей | Дайджест от 15 января 2018
Дайджест от 15 января 2018
 

Московский дом национальностей

Наши ремесла как бизнес самобытный и уникальный

Автор: Елена Булова

Издание: Вечерняя Москва (vm.ru), 11.01.2018

«Ассамблея народных ремесел», совместный проект «ВМ» и Московского дома национальностей, продолжает активно развиваться. Сегодня президент Ассоциации участников рынка арт-индустрии Ирина Егорова делится своими соображениями о перспективности и проблемах новой для столицы отрасли креативной индустрии и необходимости пересмотра старого взгляда на столичных ремесленников.

— Ирина Игоревна, сегодня в мире наблюдается довольно интересная тенденция: впервые за много лет возникла конкуренция на уровне «промышленник-ремесленник». Что происходит?

— Меняется структура потребления. Люди больше не хотят ширпотреба. Им нужны красивые и уникальные вещи, но не слишком дорогие.

Поэтому изделия креативных предприятий сегодня очень востребованы. Кроме того, рост цифровизации и роботизации приводит к сокращению рабочих мест. Многие, у кого развито творческое мышление и есть умелые руки, способны реализовать себя в ремесленной деятельности. Тренд DIY (сделай сам или сделай для себя) набирает популярность в большинстве стран мира, в том числе и в России. И если человек по-настоящему увлекается каким-то ремеслом, то это хобби зачастую перерастает в профессиональную деятельность и становится основным источником заработка.

В постиндустриальном мире с его фирменными товарами и сходством продуктов, где бы они ни продавались, нестандартизированный характер ремесел обеспечивает им конкурентоспособность и демонстрирует их яркий контраст.

Совершенно очевидно, что ремесленный сектор, состоящий из мастеров-производителей, оптовиков, розничных продавцов и политиков, небезразличных к современному ремесленничеству, должен начать рассматривать себя как отдельную неиндустриализированную отрасль. И отрасль эта должна относиться к креативной индустрии. А она, в свою очередь, должна создать креативную экономику.

— Как выглядит сегодня креативная индустрия на мировом уровне?

— Мировая креативная индустрия — это 3 процента мирового ВВП. В ней заняты 29 миллионов работников, то есть 1 процент активного населения Земли. Креативная индустрия способствует развитию рынка труда особо уязвимых групп населения — молодежи и женщин.

По сравнению с другими отраслями в креативной индустрии занято больше всего молодежи в возрасте от 15 до 29 лет (около 20 процентов), высока здесь и доля самозанятых (их доля более 30 процентов), малый и средний бизнес также активно включаются в данную сферу. Креативная индустрия способствует развитию новых, гибких форм занятости, обеспечивает приемлемые формы занятости для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Такая область креативной индустрии, как «Наследие», к которой относятся народные художественные промыслы и традиционное ремесленничество, позволяет находить резервы для развития сельских территорий и моногородов. Для примера, по количеству создаваемых рабочих мест в Европе креативные индустрии занимают третье место, создавая в 2,5 раза больше рабочих мест, чем автомобилестроение, а включение поддерживающих механизмов государственного регулирования в таком секторе креативной индустрии, как «Традиционное культурное самовыражение», позволило повысить долю занятой молодежи (в общей численности молодежи) на 20 процентов, снизив уровень безработицы среди этой категории населения.

Что еще важно. Промышленность — это всегда господство машины над человеком и капитала над трудом. Ремесла же, в противоположность — отрасль, где машины не доминируют, где децентрализованная структура препятствует жесткому контролю машин и людей.

Мне кажется, что пришло время пересмотреть старые взгляды и перестать относиться к ремесленникам как к «деревенской отрасли» и связывать ее только лишь с культурным наследием.

Почему? Потому что современный ремесленник создает изделия своими руками, при этом производит товары, которые востребованы в широком рыночном пространстве. Продавая их, он извлекает прибыль и тем самым укрепляет национальное богатство. В ремеслах человек, его ум и руки важнее станков и оборудования. И мировой тренд показывает, что сегодня ремесленный сектор рассматривается как отдельная индустрия. Отрасль без индустриализации в традиционном смысле, но с очень широким охватом потребностей людей.

Александр Кожохин, «Вечерняя Москва» Люди больше не хотят ширпотреба. Им нужны красивые и уникальные вещи, но не слишком дорогие

— Значит, у нас возникла необходимость того, чтобы ремесленники вышли из дезорганизованного состояния?

— Дело не в состоянии, а в условиях. Требуется создание предпосылок для профессионального развития мастеров, что приведет к росту рынка изделий hand-made. Одна из оперативных задач — оградить ремесленную отрасль от мнения, что их изделия низкого уровня дизайна и качества. Ремесленники не нуждаются в снисходительном покровительстве, их портит чрезмерно романтизированное отношение, позиция преклонения, которая порой бытует. Мы часто слышим, что ремесла — это наши скрепы.

Культурные корни у большей части ремесел безусловно есть, но все равно государству стоит относиться к ремесленникам разумно, как к отдельному сектору малого бизнеса, прежде всего. А значит, нужны статистические и экономические данные по рынку ремесленников, нужно понимание, как ремеслам развиваться. Пока невозможно получить данные даже о внутренних продажах, тем более о показателях экспорта. Хотя международный опыт рисует очень оптимистичные картинки по росту экспорта. Во многих странах Европы и Азии эксперты констатируют, что ремесленная продукция стала наконец-то бизнес-предложением.

— И чем нас тут обогащает западный опыт?

— Американский Совет по содействию экспорту ремесленной продукции констатирует, что за последние пять лет произошел рост совокупного экспорта изделий из искусственного металла, дерева, текстиля, вышитых и вязаных изделий, имитационных украшений на 53 процента.

Министерство промышленности и торговли РФ тоже обратило внимание на развитие экспорта в секторе народно-художественных промыслов (НХП), отметив в этой продукции инновационность. Началась активная работа с Российским экспортным центром по представлению продукции НХП на зарубежных выставках. Думаю, это принесет результаты.

В Англии исследования, которые заказал Совет ремесел, тоже дали интересные результаты.

Если оценивать весь бизнес-сектор Великобритании, ремесленники занимают последнее место, но потенциал этого сектора точно такой же, как в других секторах малого и среднего бизнеса. Более всего поразили следующие данные: еще в 2003 году ремесленники Англии (32 000 мастеров) получили совокупный доход более 800 млн фунтов стерлингов. Это оказалось больше, чем рыболовный сектор, лесное хозяйство, производство спортивных товаров, производство мотоциклов и велосипедов. А уже в 2016 году показатели ремесленной отрасли поднялись до уровня 3,6 млрд (!) фунтов стерлингов. Такой рост обусловлен активной поддержкой государством развития креативной индустрии, сектора которой связаны друг с другом и рост одного влечет за собой рост другого.

— Давайте сделаем шаг в сторону и поговорим о том, что очень близко к понятиям народных ремесел, но ими не является. Гжель, Жостово — это ведь уже народные художественные промыслы. Чем их нужно поддерживать?

— Предприятия народных художественных промыслов поддерживаются государством как из федерального, так и из региональных бюджетов, поскольку это безусловно уникальное культурное явление. Павловопосадские платки, гжельский фарфор, хохломская расписная деревянная посуда, жостовские подносы, дымковская игрушка, торжокское золотое шитье — это народное искусство.

Сегодня чуть больше 80 предприятий НХП включено в федеральный реестр Министерства промышленности и торговли РФ. России важно сохранить народные художественные промыслы как культурные основы и духовные скрепы поколений, особенно те исторические промыслы, которым больше сотни лет, оберегая их как подлинное народное искусство, не давая им скатиться в сувенирщину.

Антон Гердо, «Вечерняя Москва» По мнению Ирины Егоровой, нецелесообразно сравнивать продуктовый магазин и магазин изделий ручной работы

— Ситуация с народными художественными промыслами понятна. Давайте вернемся к ремеслам, которые с вашей точки зрения могут занять свою нишу, став бизнесом самобытным и уникальным.

— У ремесленного бизнеса большие перспективы в XXI веке, но без поддержки вряд ли сами ремесленные предприятия смогут справиться.

Мастер вынужден брать на себя вопросы не только создания, но и сбыта продукции. В этом его надо поощрять и поддерживать. Активное внедрение в рынок позволит ему эффективно коммуницировать с потребителями, получать больше прибыли и в конце концов платить больше налогов. Уже сейчас ремесленники открывают свои авторские салоны или собственные галереи изделий ручной работы.

В работе «Ассамблеи народных ремесел» участвовала галерея, продающая только кукол ручной работы, как традиционно русских, так и коллекционных авторских. Понятно, что продажи у них незначительные и они больше зарабатывают на экскурсиях по галерее и мастерклассах, ведя просветительскую деятельность.

Но поскольку продажи все-таки есть, то возникает торговый сбор, который может задушить бизнес галереи. Москва могла бы оказать огромную помощь, освободив от торгового сбора салоны и галереи изделий ручной работы производства отечественных мастеров и ремесленных предприятий, субсидировать расходы на аренду помещений. Согласитесь, разве можно сравнивать продуктовый магазин и магазин изделий ручной работы? Никогда.

— Сейчас точки сбыта работ ремесленников «привязывают» к туристическим тропам. Как вы к этому относитесь?

— Мне хотелось бы, чтобы специалисты по туризму формировали маршруты в расчете на ремесленные предприятия и мастерские. Не все ремесленники создают сувенирку, следовательно, далеко не все готовы торговать с лотков в местах стоянки туристических автобусов. Кроме того, турист в основном покупает сувениры стоимостью не более 1200 рублей, а основные покупки укладываются в диапазоне от 180 до 600 рублей. Производя изделия вручную, непросто выйти на такую цену, поэтому львиная доля туристических сувениров производится в Китае.

Что тут можно сделать? Во всем мире трендом становится этническая составляющая. Мы, выезжая в любую страну, хотим увидеть ее историю, необыкновенный колорит, увидеть и понять культуру страны, познакомиться с обычаями. Наличие ремесленников является базовым компонентом, который сам по себе привлекает туристов. Ремесленников надо объединять на территориях, в кластерах, как сейчас модно говорить, а вокруг них уже создавать туристические маршруты.

— Как, например, стеклодувные мастерские в Венеции или Праге?

— Именно. Или как рынок ремесел Ковент-Гардене в Лондоне. Или как существующий рынок искусств в Ницце, рынки в Мельбурне, в китайском Хэджоу, в Бостоне. Все они привлекают туристов, которые туда приезжают специально и, конечно же, покупают то, что понравится. Турист ведь хочет из страны привезти уникальную вещь, а не продукцию глобальных брендов, которую можно купить в моллах любой мировой столицы.

Не могу не обратить внимание на качество российской сувенирной продукции дешевого сегмента. К сожалению, не всегда она отличается хорошим дизайном и привлекательностью.

Игорь Ивандиков, «Вечерняя Москва» Ремесленник, ограниченный в средствах, будет стремиться экономить на всем, в том числе и на качестве

— Что нужно сделать, чтобы уровень продукции ремесленников рос год от года?

— Сейчас много говорят о необходимости и способности к обучению на протяжении всей жизни. Это касается и ремесленников. Очень многие приходят в ремесленничество без художественного или дизайнерского образования.

Было бы неплохо, если бы государство выделяло субсидии общественным организациям для реализации курсов повышения квалификации ремесленников — в том числе по дизайну, маркетингу, продвижению в сети интернет и прочим важным областям знаний, которые необходимы для успеха. Качество готового изделия — это еще и качество оборудования и материалов, которые используются при изготовлении.

Ремесленники были бы рады государственной поддержке в виде субсидии на создание рабочей мастерской. Это важно и с точки зрения повышения качества, и для защиты прав потребителя. Потребитель, покупая что-то у ремесленника, должен быть уверен, что он приобретает изделие безопасное и что прослужит оно ему долго.

Сейчас этот момент вообще выпадает из поля внимания. А значит, ремесленник, ограниченный в средствах, будет стремиться экономить на всем, в том числе и на качестве. Сделать работу ремесленника комфортной и цивилизованной, чтобы всем сторонам было выгодно, — это и есть задача государства. Сам ремесленник в одиночку с этим не справится.

— Разве ремесленник не может взять стартовый кредит в банке?

— Ремесленники — люди по-хорошему одержимые свои делом, у них есть драйв, но вряд ли вы найдете хоть одни банк, который с распростертыми объятиями встретит их и с радостью даст стартовый кредит. Поэтому государственную поддержку, если она состоится, будет трудно переоценить. Признание ремесленников в обществе должно быть не просто в виде акций, грамот, показательных выступлений чиновников высокого ранга, гораздо большую пользу принесет появление плакатов на фасадах зданий, остановках транспорта и в других общественных местах, которые будут формировать позитивное отношение к изделиям ручной работы и к позиционированию этого вида творчества как традиционного и в то же время современного. Это же касается и рекламы на телевидении. Думаю, все хорошо представляют расценки на рекламу? Ну не под силу мелкому ремесленнику хоть как-нибудь пробраться в СМИ.

— А ярмарки выходного дня продуктивны?

— Ограничиться лишь созданием временных ярмарок — тоже не совсем правильно. Заходя в модный бутик, вы зачастую найдете в продаже украшения и аксессуары ручной работы. Рынок ремесленной продукции гораздо шире, чем ярмарки выходного дня и лотки на туристических маршрутах. Изделия ручной работы должны проникать в разные бизнесы. Например, хозяева кафе могут заказывать посуду у гончаров и керамистов, а владельцы ресторанов — у «фарфоровых» фабрик. А где-то могла бы быть уместна гжельская посуда или дятьковский хрусталь.

И вот эти связки надо искать, продвигать, с ними можно и нужно работать. Кстати, в этом могут помочь общественные организации, которые уже работают над развитием ремесленничества. Их тоже надо стимулировать, так как именно они способны свести к минимуму расходы ремесленников на рекламу, продвижение, на участие в мероприятиях и т. д.

На меня произвел впечатление опыт одной американской ассоциации, которая раз в месяц собирает всех блогеров, демонстрирует им новинки от ремесленников, а блогеры затем рассказывают о продукции на своих страницах.

У нас пока такой работы не ведется.

Было бы своевременным провести исследование по спросу на изделия ручной работы как внутри страны, так и на экспорт. Индия в свое время проанализировала ассортимент и определила, что текстиль, изделия из металла и керамики обладают большим потенциалом для развития. Сегодня индийские ремесленники формируют 2 процента в экспорте. В Китае на долю ремесленников приходится 17 процентов экспорта, и государство оказывает им беспрецедентную помощь, финансируя оснащение и механизацию процессов ремесленников, где это возможно, чтобы снизить стоимость изделий и повысить производительность труда. Китай нацелен на то, чтобы ремесленники активно продавали свои изделия за рубеж. Государство помогает им с логистикой, чтобы быстро, недорого и эффективно доставлять товары в любую точку мира.

— Что вы ждете от «Ассамблеи народных ремесел» в контексте нашего разговора?

— Во-первых, она могла бы собрать все предложения о возможной государственной поддержке ремесел в Москве, оформить в единый документ и инициировать создание межведомственной рабочей группы, например при Департаменте науки, промышленности и предпринимательства, по разработке «дорожной карты» развития ремесленничества в Москве.

Хотелось бы, чтобы в «дорожной карте» отдельным пунктом было создание территории для ремесленников, где будут размещаться мастерские, магазины изделий hand-made, выставочные залы и площадки для ярмарок, куда будут приезжать туристы и москвичи круглый год.

Во-вторых, необходимо составить реестры магазинов, которые продают изделия ручной работы, и все-таки найти решение, чтобы освободить их от торгового сбора и, возможно, частично субсидировать расходы на аренду.

В-третьих, нужна грантовая поддержка ремесленникам для развития их деятельности. Ну и, наконец, социальная реклама — хорошо бы сделать месяц рекламы изделий ручной работы на улицах Москвы и в столичных СМИ. Учредить ежегодную премию «Московский ремесленник». Нам очень важно начать делать шаги, которые помогут московскому ремесленничеству стать успешным и эффективным, а также создать опыт, который можно было бы транслировать во все регионы страны!

СПРАВКА

Ирина Егорова родилась 29 сентября 1970 года в Ульяновске. Президент Ассоциации участников рынка арт-индустрии; эксперт по проекту «Комфортная правовая среда» партии «Единая Россия»; заместитель руководителя рабочей группы по подготовке законопроекта Государственной думы о ремесленной деятельности; член экспертного совета при Минпромторге по развитию индустрии детских товаров.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram! Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва» Новости по теме Возвращаем ремесла народу и славу мастерам 27 декабря 2017 Город больших возможностей 11 декабря 2017 Духовная культура государства 11 декабря 2017 Союз науки и искусства 11 декабря 2017 Все новости по теме Организации:

В Москве отметят 100-летие со дня рождения знаменитых канатоходцев Рабадана Абакарова и Яраги Гаджикурбанова

Автор: РИА «Дагестан»

Издание: РИА «Дагестан», 14.01.2018

МОСКВА, 14 января – РИА «Дагестан». На следующей неделе, 18 января, в Московском доме национальностей состоится вечер, посвященный 100-летию со дня рождения канатоходцев, основателей всемирно известной цирковой династии «Цовкра», народных артистов РСФСР и Дагестанской АССР Рабадана Абакарова и Яраги Гаджикурбанова. Об этом информагентству сообщили в пресс-службе Московского центра культуры «Дагестан».

Среди приглашенных гостей – потомки знаменитой династии, артисты цирка, видные общественные деятели, представители этнокультурных объединений столицы и молодежных организаций.

В программе вечера – показ документального видеофильма – «Между небом и землей» – о жизни и творчестве артистов, выставка архивных фотографий, цирковые номера, в том числе эффектные номера с кинжалами, национальные музыка и танцы.

Также перед гостями выступит потомственный канатоходец династии Абакаровых, частый гость престижных мероприятий Москвы и крупнейших городов мира Расул Абакаров.

К 125ти летию памяти генерала Панфилова

Автор: Автор не указан

Издание: ia-centr.ru, 12.01.2018

16 января 2018 г. в Московском Доме ветеранов войн и Вооруженных сил пройдет мероприятие, посвященное 125-летию легендарного генерала И.В. Панфилова.

В рамках мероприятия состоятся выступления ветеранов и почетных гостей, награждение их памятными грамотами, а также концерт, посвященный памяти генерала И.В. Панфилова.

После концерта будет организован фуршет для всех приглашенных гостей и вручение памятных подарков.

Мероприятие направлено на сохранение исторической памяти, формирование и воспитание патриотов Родины, знающих историю героической защиты нашей многонациональной страны от нападения фашистских захватчиков, на выработку новых, современных методов воспитания. Движение «Нас Миллионы Панфиловцев» призвано широко распространить положительный пример объединения патриотически настроенной молодежи из разных регионов и стран. Движение укрепляет дружбу, консолидирует молодых людей из различных стран на общих, присущих нам ценностях. Движение ставит цель координации всех акций, посвященных героям – панфиловцам в странах СНГ, а также оказывает помощь педагогам в патриотическом воспитании молодежи.

Организаторы мероприятия: Координационный Совет по развитию движения «Нас Миллионы Панфиловцев», «Единство» — центр поддержки добровольческих движений

НКО участники мероприятия: Российское Военно-Историческое Общество, Фонд «Благодарение», Фонд «Все вместе», мемориальный центр «Свеча памяти», Фонд «Мое отечество», МОО Парк Героев, Музей Победы, Московский Дом ветеранов войн и Вооруженных сил, МАНО «Ночные волки», Политологический Центр «Север-Юг», Фонд «Память», Российско- Казахстанская Автономия

Приглашены:

С.С. Собянин, мер Москвы

С.К. Шойгу, Министр обороны РФ

А.Б.Александрова, Председатель комитета общественных связей г. Москвы

В.И. Сучков, Руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы

И.А. Слухай, Председатель Московского Городского Совета ветиранов войны

В.Б. Тарасов, Директор Московского дома национальностей

Представители Посольства Киргизии

Представители Посольства Казахстана

В.С. Лановой, Народный артист СССР, сопредседатель движения;

М.И. Ножкин Народный артист РСФСР;

В.И. Долгих Председатель Московского городского совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов.

Алуа Байкадамова, внучка генерала Панфилова

Представитель Духовного Управления Мусульман (ДУМ)

И др.

Количество и состав участников: на мероприятии будут присутствовать 450 человек, руководители школ и гимназий г. Москвы и МО, школьников и ветеранов.

ДАТА, ВРЕМЯ: 16 января в 15-30

КОНТАКТ ДЛЯ СМИ: Галицкий Алексей, Директор центр «Единство»

+79857631423, емейл: info@dobrovolec.online

В Москве в день 90-летнего юбилея почтили память Худу Мамедова

Автор: Вестник Кавказа

Издание: Вестник Кавказа, 13.01.2018

Накануне в Московском Доме национальностей вечер был посвящен 90-летию Худу Мамедова, известного советского, азербайджанского ученого и академика. Мероприятие было организовано Региональной национально-культурной автономией азербайджанцев МО и является частью проекта-эпопеи «Выдающиеся азербайджанцы, внесшие вклад в величие и мощь России».

Депутат Госдумы, глава межпарламентской группы дружбы Россия-Азербайджан Дмитрий Савельев направил приветственное письмо, в котором подчеркнул, что многовековая дружба двух стран и их народов основана на заслугах таких великих людей, как Худу Мамедов.

Советник по гуманитарным вопросам азербайджанского посольства Вугар Имамалиев также заявил, что целая плеяда азербайджанских ученых, как Худу Мамедов, стали своеобразными проводниками дружбы двух стран, поскольку их помнят и ценят и в России, и в Азербайджане.

С речами в ходе вечера памяти выступили члены Ассамблеи народов России, турецкой, узбекской, татарской и других московских национально-общественных организаций, а также политологи, ученые и известные представители азербайджанской диаспоры.

По телефону участники мероприятия поговорили с Фаигом Мусаевым, учеников Худу Мамедова, живущим сегодня в США.

Напомним, что Худу Мамедов, родившийся 14 декабря 1927 года, получил образование в Бакинском государственном университете, на геолого-географическом университете, и в дальнейшем вся его жизнь была связана с геологией. Основные работы ученого написаны по кристаллохимии и кристаллографии, в 1970 году он стал доктором наук, в 1973 году — профессором, а в 1976 году — академиком.

Заслуженная артистка Республики Татарстан Флора Вафина приглашает на свой творческий вечер

Автор: Татарский национальный центр Московской обл.

Издание: Татарский национальный центр Московской обл., 10.01.2018

25 января в Московском доме национальностей состоится благотворительный творческий вечер заслуженной артистки Республики Татарстан Флоры Вафиной — музыкально-литературная композиция «Свет любви».

Организаторы вечера — Московский дом национальностей и Московское отделение Российского творческого союза работников культуры.

Флора Вафина — известный автор-исполнитель, член Российского авторского общества (РАО) с 1997 года, член Союза писателей-переводчиков России и Российского творческого Союза работников культуры (с 2011 г.), заслуженная артистка Республики Татарстан (2013 г.).

Начало вечера — в 19:00.

Вход свободный но предварительному списку.

О своём желании прийти на творческий вечер для включения в список можно сообщить по телефону: +7(925)-276-55-15

Пресс-служба РОО «ТНЦ МО»

* Facebook ()

* Вконтакте (0)

* Google+

* Комментарии (0) www.38i.ru

Укрепление межнациональных отношений

Префекты САО и ереванского округа Аван подписали меморандум о дружбе

Автор: Надежда Петрова

Издание: Дмитровец, 28.12.2017

Сотрудничество было закреплено документально

Соглашение о многостороннем содружестве подписали префект САО Владислав Базанчук и его армянский коллега — префект административного округа Аван Манвел Джавадян. Документ предполагает взаимодействие в гуманитарно-культурной, торгово-экономической и научно-технической областях.

— Северный округ и округ Аван дружат уже не первый год. Сегодня сотрудничество закреплено документально, — заявил Владислав Базанчук.

Владислав Базанчук также отметил, что на территории САО проживает наиболее крупная армянская диаспора Москвы, которая вносит большой вклад в общее развитие округа. В свою очередь Манвел Джавадян признался, что многие аспекты деятельности САО ему нравятся, и уже в ближайшее время в Аване появится несколько полезных нововведений. (ео)

Диаспоры и землячества

«Прикоснуться к тайнам Востока». В Москве пройдет выставка-ярмарка «Тюбетейка»

Автор: Фергана

Издание: Фергана, 10.01.2018

С 15 по 21 января 2018 года в Москве в формате восточного базара пройдет выставка-ярмарка «Тюбетейка». В рамках ярмарки состоятся показы мод и мастер-классы, можно будет купить этнические товары и попробовать национальные блюда народов Центральной Азии. Один из организаторов мероприятия Фатима Арифджанова год назад с успехом провела в Москве выставку узбекских товаров. В интервью «Фергане» Арифджанова рассказала, как начала заниматься продвижением азиатской культуры в Москве, чем отличается «Тюбетейка» от других подобных мероприятий и почему на выставке будут показаны фильмы о Центральной Азии.

– В марте 2017 года вы провели выставку «Когда цветет гранат… Хранители традиций Узбекистана». Можно ли считать нынешний фестиваль «Тюбетейка» ее продолжением?

– На прошлогодней выставке были представлены изделия традиционных мастеров, работающих в классической манере. Я и раньше реализовывала некоторые проекты, участвовала в других выставках, но не таких масштабных. Лично для меня прошлая выставка стала лакмусовой бумажкой, которая показала, насколько тема азиатского искусства и традиций интересна москвичам и стоит ли мне идти дальше в этом направлении. Как оказалось, путь был выбран верно. Весь год я занималась различными проектами, «Тюбетейка» станет самым большим из них. Так уж вышло, что проект этот оказался не только международным, но и межрегиональным. Кроме стран Центральной Азии у нас будут представлены Азербайджан и Дагестан.

Отдельно хотелось бы сказать, что «Тюбетейка» выходит за рамки привычного для Москвы формата ярмарки. Да, здесь будут продаваться созданные мастерами изделия традиционных искусств и ремесел, но помимо этого ярмарка планируется как целый ряд культурных мероприятий.

Фатима Арифджанова в офисе информационного агентства «Фергана», декабрь 2017 г.

– Что же ожидает ваших гостей в рамках ярмарки?

– Всего, конечно, не перечислишь, но кое о чем упомянуть необходимо. Так, со среды 17 января мы начнем кинопоказ. Откроет его художественный фильм Жавохира Закирова «Ташкент. Любовь Моя». Его премьера уже состоялась в Ташкенте и Лондоне, а московскую премьеру организуем мы. После Закирова будет две премьеры узбекского классика кино Али Хамраева, созданные совместно с российским Фондом Марджани – «Страсти Савицкого» и «Солнечный Павел Беньков». Кроме того, в рамках кинопоказа мы презентуем документальные фильмы Фирдавса Абдухаликова, журналиста и автора знаменитого проекта «Культурное наследие Узбекистана в музеях мира». Это будет не просто кино, а возможность полюбоваться уникальными объектами материальной и художественной культуры, которые были созданы в Узбекистане и хранятся в музеях мира.

Своей выставкой мы хотим показать во всей полноте и разнообразии жизнь стран Центральной Азии и Прикаспийского региона. И тут наших гостей ждут настоящие открытия.

Например, все знают знаменитый Музей азербайджанского ковра в Баку, но мало кто там был. Теперь же в рамках проведения нашей ярмарки этот музей приезжает в Москву, и у всех желающих будет возможность его посетить. Кроме того, наших гостей ждут чрезвычайно интересные лекции искусствоведов. Так, из Дагестана приедет Раиса Исмаилова (востоковед, переводчик с арабского языка, специалист по кайтагской вышивке. – прим. ред.), которая привезет из Дагестана кайтагскую вышивку, до сих пор хранящую свои тайны. В мире очень немного людей, которые способны читать ее цвета и символы, а Раиса Исмаилова владеет этим мастерством в совершенстве.

Таким образом, наша выставка по сути своей становится целым фестивалем. Этот фестиваль даст возможность людям не просто познакомиться с бытом и культурой Востока, но и прикоснуться к самым сокровенным его тайнам.

– Вы уже упомянули о Российской федерации, представленной Дагестаном, а также об Азербайджане. Чего нам ждать от других участников выставки?

– Ждать надо самого интересного. Например, Туркмения будет представлена вышивкой и тканями. Как вы знаете, мир сейчас проявляет особенный интерес к экоматериалам, а если они соединены с этническим своеобразием, то интерес удваивается. Кроме того, мастер ювелирного дела привезет из Туркмении оригинальные серебряные украшения.

Азербайджан кроме ковров и украшений представит разнообразные сладости.

Сладости, мед и сухофрукты привезут к нам и из Киргизии. Кроме того, кыргызстанцы презентуют коллекцию одежды из войлока.

Вы наверняка слышали про икат. Это ручная техника ткачества, чрезвычайно интересная. (Создается она способом резервирования, то есть обвязывании пучков нитей с целью поэтапного окрашивания их в определенные цвета. – прим. «Ферганы»). Так вот, к нам из Таджикистана приезжает девушка – мастер иката. Она делает в этой технике различные современные вещи – сумочки, клатчи и прочее. Из Таджикистана же приедет семейная пара – специалисты по керамике и куклам.

Казахстан будет представлен дизайнерской одеждой. Вообще же от Казахстана мы ждем в этом году многого: Национальный культурный центр казахов в Москве собирается продемонстрировать нам свою национальную продукцию.

Фатима Арифджанова

Из Узбекистана традиционно ожидается большое количество ювелиров и дизайнеров.

Отдельно отмечу, что в этом году у нас будет совершенно особая дизайнерская история. Мы решили скооперироваться с Рафом Сардаровым (бакинец, модельер, стилист, дизайнер, член Творческого союза художников России, Международной Федерации Художников и Международной Ассоциации союза дизайнеров. – прим. «Ферганы»), который делает красивые коллекции и украшения. На выставке он будет возглавлять фэшн-направление. По приглашению Рафа приедут дизайнеры из других стране и сделают совместный показ – зрелище, я думаю, будет необыкновенное. Кроме того, сам Раф проведет своего рода мастер-классы – будет рассказывать начинающим дизайнерам о тонкостях создания коллекций.

Вообще говоря, у нас на ярмарке предусмотрена не только просветительская, но и обучающая сторона. Кроме уже упомянутых мероприятий, для молодежи мы организуем лекции и встречи с видными представителями блогосферы и бизнеса, которые поделятся своим опытом.

У нас есть друзья среди московских издательств. Это «Белый город», который представит книги, связанные с декоративно-прикладным искусством и книги восточных поэтов, а также издательский дом Марджани, выпустивший серию восточных сказок.

Кроме них в выставке примет участие московский интернет-проект «Ярмарка Мастеров», он презентует свою керамику.

– На такой ярмарке, конечно, всегда особый интерес вызывает еда. Что вы приготовили для своих гостей в этот раз?

– У нас будет фуд-корт с национальной кухней. Когда говорят о Центральной Азии, в первую очередь, конечно, вспоминают плов. Плов, само собой, будет и у нас, но не только плов. Гости смогут попробовать не ресторанную кухню, а домашнюю, то есть ту, которую жители региона готовят сами для себя – причем самую разную. Но на открытии мероприятия 15 января, разумеется, будет приготовлен плов. Специально ради этого к нам прилетит шеф-повар одного популярного в Ташкенте ресторана, он участвовал в приготовлении плова, который вошел в книгу рекордов Гиннеса. Шеф будет давать мастер-классы, готовить на глазах у публики и организовывать подачу национальных блюд для ресторанов. Мы также планируем поиграть с фэшн-стилем, с модными тенденциями современной кухни с национальным колоритом

Официальная страница выставки «Тюбетейка» в Фейсбуке

– Сколько стоит аренда места на вашей выставке?

– Участие стоит 4000 рублей за один квадратный метр на всю неделю. Для гостей из других стран будет скидка в 50%, так как им предстоят дополнительные расходы на проезд и проживание. Нельзя считать этот проект буквально коммерческим. Москвичи и вообще россияне увидят, что такое Восток, а люди из Центральной Азии попробуют понять, что такое Москва, какая здесь публика, какие перспективы, что здесь будет продаваться.

– Есть ли у вас планы на перспективу?

– Да, конечно. Я бы хотела проводить такого рода ярмарку на постоянной основе два раза в год. Зимнюю сессию можно устраивать в павильонах или выставочных центрах, а летнюю – на открытых площадках, так, чтобы в нашем фестивале могли участвовать танцевальные и даже театральные группы. Особое внимание мы будем уделять молодежи и людям, которые хотят показать себя, проявить так или иначе. Имея уже некоторый опыт, я уверена, что у нас получится, что проект будет интересен многим людям. Нам важно, чтобы каждый, кто придет к нам, нашел тут что-то интересное и полезное для себя. Но не менее важна для нас обратная связь. Мы должны понимать, что понравилось людям, что вызвало их особенный интерес.

– Для меня, как для журналиста, пишущего про жизнь мигрантов, очень важно, чтобы москвичи узнали богатую культуру, традиции, наконец, вкусную кухню людей, которых в Москве по большей части считают грубой рабочей силой.

– Так случилось, что я сама, приехав в Москву, не проходила классический путь мигранта. Однако для меня всегда было важно, как на нас глядят москвичи. Я не хотела, чтобы про нас думали, будто мы люди, способные только улицы убирать. К счастью, отношение к нам постепенно меняется в лучшую сторону. Я вижу, как после первой нашей выставки люди отсюда стали уже совершенно осознанно ездить в Узбекистан, Таджикистан, Киргизию – и вообще в Центральную Азию. И я вижу, как эти люди возвращаются оттуда, полные восторга. Наверное, они понимали, что едут в гостеприимные восточные страны, но они не понимали до конца, насколько это гостеприимство и дружелюбие укоренено в самой нашей природе, они были поражены, как мыслят и живут люди, которых они привыкли считать просто трудовыми мигрантами. Увидев наши страны своими глазами, москвичи возвращаются в свой родной город. И, возвратившись, они начинают совсем по-другому относиться к моим соотечественникам. Это очень важно.

– Вы не могли бы немного рассказать о себе?

– Я родом из Ташкента. По образованию маркетолог – эксперт качества продовольственных товаров. В Москву приехала 16 лет назад. Сначала все было как у всех. Найти хорошую работу нельзя, так как нет российского гражданства. Снять квартиру трудно, потому что приезжая. И даже отличный русский язык, который для меня как родной, мне тут не мог ничем помочь. Я помню, как сложно мне было это понять и как всегда хотелось изменить такой несправедливый порядок вещей.

Сначала я работала секретарем в Боткинской больнице и в других местах. Но этого мне было, конечно, недостаточно. Я очень скучала по дому и искала возможности как можно чаще ездить на родину. Я устроилась в компанию, которая продавала швейное оборудование. Со своим руководителем летала в Ташкент и участвовала в выставках, так мы хотели выйти с нашей продукцией на рынок Узбекистана. Потом я открыла свою компанию, и у меня появилась возможность работать с дизайнерами и портными Узбекистана. Таким образом я вдруг увидела мир с другой стороны.

В Узбекистане, я, разумеется, покупала себе какие-то интересные вещи. Я привозила их в Москву и подруги, увидев их, говорили: «я тоже хочу такое». И вот это самое «я тоже хочу» привело к тому, что я сначала стала возить вещи и себе, и подругам, а потом решила показать продукцию узбекских дизайнеров на одной здешней выставке. И это оказалось востребовано, и стало покупаться. Я начала участвовать не только в специализированных выставках, но и в других проектах, где была интересна этническая составляющая. Таким образом, у меня появилась возможность чаще ездить домой, покупать вещи, показывать их здесь.

Затем появилась потребность больше рассказывать людям о нашей культуре и традициях. Например, если я привозила сюзане (вышитый вручную настенный ковер, который изготавливают в основном в Таджикистане, Узбекистане и Иране. Слово «сюзане» в переводе с таджикского языка означает «шитый иглой». – прим. «Ферганы»), люди хотели, чтобы я рассказала про узоры на ковре, их смысл, историю их появления и так далее. Так у меня и появилась идея провести выставку. Выставка эта прошла год назад, и это оказалась не просто ярмарка-продажа, но целое культурное мероприятие. Это был своего рода экскурс в традиции и культуру Востока, где мы объясняли самые разные вещи, начиная от цветов, используемых в керамике и заканчивая значением элементов в традиционной вышивке. И вот как раз после этого и возникла идея «Тюбетейки», куда я, пользуясь случаем, приглашаю всех жителей и гостей столицы!

Записала Екатерина Иващенко

Международное информационное агентство «Фергана»

Национальные товары стран Центральной Азии представят на фестивале «Тюбетейка» в Москве

Автор: РИА Мода

Издание: РИА Мода, 15.01.2018

С 15 по 21 января2018 года в Москве в формате восточного базара пройдет выставка-ярмарка «Тюбетейка».

Как сообщает информационное агентство «Фергана», в рамках мероприятия компании и частные лица из центральноазиатских стран представят жителям российской столицы этнические товары и национальные блюда. Также пройдут показы мод и мастер-классы.

Как заявила одна из организаторов мероприятия Фатима Арифджанова, «своей выставкой мы хотим показать во всей полноте и разнообразии жизнь стран Центральной Азии и Прикаспийского региона». В частности, по ее словам, на ярмарке свою продукцию покажет знаменитый Музей азербайджанского ковра из Баку. Раиса Исмаилова (востоковед, переводчик с арабского языка) привезет из Дагестана кайтагскую вышивку, до сих пор хранящую свои тайны. Туркмения будет представлена вышивкой и тканями. «Как вы знаете, мир сейчас проявляет особенный интерес к экоматериалам, а если они соединены с этническим своеобразием, то интерес удваивается. Кроме того, мастер ювелирного дела привезет из Туркмении оригинальные серебряные украшения», – отметила Фатима Арифджанова.

Азербайджан также кроме ковров и украшений представит разнообразные сладости, а из Киргизии привезут коллекцию одежды из войлока. ИзТаджикистана приедет мастер иката, которая делает в этой технике различные современные вещи: сумочки, клатчи и т.д. Казахстан будет представлен дизайнерской одеждой. Из Узбекистана традиционно ожидается большое количество ювелиров и дизайнеров.

«Отдельно отмечу, что в этом году у нас будет совершенно особая дизайнерская история. Мы решили скооперироваться с Рафом Сардаровым (бакинец, модельер, стилист, дизайнер, член Творческого союза художников России, Международной федерации художников и Международной ассоциации союзадизайнеров), который делает красивые коллекции и украшения. На выставке онбудет возглавлять фэшн-направление. По приглашению Рафа приедут дизайнеры издругих стране и сделают совместный показ – зрелище, я думаю, будет необыкновенное. Кроме того, сам Раф проведет своего рода мастер-классы – будет рассказывать начинающим дизайнерам о тонкостях создания коллекций», – рассказала Фатима Арифджанова.