Московский дом национальностей | Дайджест от 16 сентября 2021 года
Дайджест от 16 сентября 2021 года
 

Московский дом национальностей

В столице пройдет Межнациональный вечер «Москва в ритмах народов мира»

Автор: ДНПиМС города Москвы

Издание: ДНПиМС города Москвы, 14.09.2021

XVII Межнациональный вечер «Москва в ритмах народов мира» состоится в клубе «Известия Холл» 19 сентября 2021 года в 18:00. Организатор мероприятия – Московский дом национальностей при поддержке столичного Департамента национальной политики и межрегиональных связей.

Вечер «Москва в ритмах народов мира» с 2004 года собирает молодых людей разных национальностей. В дружеской и неформальной атмосфере молодежь общается, поддерживает национальные творческие коллективы, танцует, знакомится с новыми интересными музыкальными группами, творчество которых основано на фольклорных традициях с использованием современных технологий.

За годы своего существования фестиваль стал одним из главных этнокультурных событий Москвы и привлекает все больше любителей национальной музыки.

В организации и проведении проекта активно участвуют молодежные национальные общественные организации. Объединение усилий представителей более 30 различных национальностей вокруг общего дела подает достойный пример межнациональной дружбы и сотрудничества.

В 2021 году вечер «Москва в ритмах народов мира» пройдет как оффлайн, так и онлайн. Посмотреть и послушать музыкальные и творческие коллективы фестиваля, этно-шоу программу и зажигательные танцы можно будет на YouTube канале Московского дома национальностей. Свое мастерство продемонстрируют самобытные вокалисты, музыкальные и танцевальные коллективы, представляющие культуры Марий Эл, Сербии, Израиля, Армении, Осетии, Мордовии, Бурятии, Узбекистана, Башкирии, Калмыкии, Африки и др.

На большой сцене выступят хедлайнеры вечера: OYME, «Дара Яра», «Килиманджаро». Покажут свое музыкальное мастерство известные исполнители в жанре world music: Агата Симора, «Мостов бэнд», «Карнай Сурнай».  Танцевальные ансамбли «Ритмы дружбы», «Тамо Далеко», «Алтын Ай» и «Седкл», «Бахор», Hayordik познакомят зрителей с танцами народов мира. Имена еще нескольких участников пока держатся в секрете.

Ведущими вечера выступят финалистка шоу «Голос», ведущая первого канала Алла Омелюта и Глеб Ровинский.

В этот вечер состоится церемония награждения победителей Молодежной интеллектуальной лиги. Призы от Московского дома национальностей получат активные молодежные лидеры и члены молодежных объединений, которые набрали максимальное количество баллов, участвуя в интеллектуальных проектах в течение всего года.

Регистрация на фестиваль.

В Нижнем Новгороде прошла Межрегиональная патриотическая акция «Алтарь Отечества»

Автор: ДНПиМС города Москвы

Издание: ДНПиМС города Москвы, 13.09.2021

11-12 сентября 2021 года состоялась Межрегиональная патриотическая акция «Алтарь Отечества», посвященная героическому подвигу народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, которое в 1612 году освободило Москву от иноземных захватчиков.

Мероприятие было организовано Департаментом национальной политики и межрегиональных связей города Москвы и ГБУ города Москвы «Московский дом национальностей» и посвящено Дню города Москвы, 800-летию образования Нижнего Новгорода и 800-летию со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского.

Под девизом «Благодарная столица» участники патриотической акции «Алтарь Отечества» прошли по маршруту народного ополчения 1612 года, только в обратном направлении – из Москвы в Нижний Новгород.

Участниками акции стали председатель правления Региональной общественной организации «Нижегородское землячество в столице», Почетный гражданин Нижегородской области Виктор Карпочев, директор Татарского культурного центра города Москвы, президент Некоммерческого фонда содействия сохранению национальных традиций «Землячество нижегородских татар» Анвер Хусаинов, президент Региональной общественной организации «Тульское землячество» Евгений Давыдов, советник Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Владимир Бортников, представители указанных землячеств и организаций, а также творческие коллективы столицы.

11 сентября, в День города Москвы, участники акции возложили корзины с цветами у стен Московского Кремля, к Вечному огню и Могиле Неизвестного Солдата в Александровском саду.

После церемонии делегация направилась в город Балахну Нижегородской области.

В городе Балахне делегация встретилась с представителями администрации города, посетила Дом Москвы, возложила цветы к памятнику Кузьме Минину и приняла участие в концерте-митинге, посвященном Дню города Балахны. В рамках концерта перед зрителями выступил приглашенный из столицы заслуженный артист Российской Федерации Владимир Девятов с коллективом «Ярмарка».

12 сентября делегация направилась в Нижний Новгород. В Нижнем Новгороде делегация встретилась с представителями Министерства культуры Нижегородской области, посетила Нижегородский Кремль, возложила корзины с цветами к памятникам князю Александру Невскому, Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, Вечному огню.

Заключительным мероприятием стал концерт-митинг, посвященный патриотической акции «Алтарь Отечества». Мероприятие проходило на территории Александровского сада, на концертной площадке «Ракушка». Было оглашено приветствие в адрес участников акции от имени председателя Законодательного Собрания Нижегородской области Евгения Люлина. С приветственным словом к участникам акции обратился Почетный гражданин города Балахны, директор Балахнинского технического техникума Владимир Блинков. 

Перед зрителями выступили солисты Нижегородского театра оперы и балета им. А.С.Пушкина, областной ансамбль Style-quartet, образцовый хореографический коллектив «Радуга» из Нижнего Новгорода. 

В рамках концерта перед зрителями выступили приглашенные артисты из Москвы: кавалер Ордена Мужества, ветеран боевых действий в Афганистане и Чечне Алексей Трофимов, заслуженная артистка России Татьяна Кошелева, хор патриаршего подворья храмов «Зарядье», ансамбль Татарского культурного центра города Москвы «Ильдан», лауреаты международных и всероссийских конкурсов, группа «Пятеро».   

Межрегиональная патриотическая акция «Алтарь Отечества» прошла на высоком организационном уровне, сплотила вокруг себя активных и неравнодушных к судьбе России людей – представителей всех поколений, разных народов и вероисповеданий, подчеркнула в очередной раз важность и необходимость сохранения исторической памяти о защитниках Отечества, благодаря которым сегодня мы живем в свободной и независимой стране.

Акция «Алтарь Отечества» стала свидетельством крепкой дружбы и многолетнего плодотворного сотрудничества города Москвы и Нижегородской области.

Где жили Любовь Орлова и Фаина Раневская?

Автор: СТОличность

Издание: СТОличность, 14.09.2021

С 18 сентября по 13 ноября Московский дом национальностей проведёт 24 бесплатные автобусные экскурсии. Каждый тур рассчитан на 54 человека (надо зарегистрироваться на сайте МДН).

«На экскурсиях можно узнать, где жили и работали представители разных народов и какой вклад они внесли в развитие Москвы. Также гиды расскажут, какие тайны и легенды хранят улицы, дома и памятники города», — рассказали в МДН. Первая экскурсия будет посвящена музею-заповеднику «Царицыно», но по дороге группа сделает несколько остановок. 16 октября автобус проедет вокруг Кремля, по Бульварному и Садовому кольцу, центральным проспектам города, а экскурсовод расскажет об участии иностранцев в строительстве старой Москвы. Заключительная экскурсия будет посвящена знаменитым женщинам Москвы. Экскурсанты увидят дома, где жили актрисы Любовь Орлова и Фаина Раневская, останавливалась танцовщица Айседора Дункан.

Где учат свадебным обрядам?

Автор: СТОличность

Издание: СТОличность, 14.09.2021

4 и 5 сентября посетители парка «Савёловский» познакомились с русскими обычаями и ремёслами.

В субботу здесь показали, как в древности молодёжь отмечала Красную горку (обычно праздник проходил в первое воскресенье после Пасхи): юноши и девушки гуляли и искали себе пару. В парке даже создали соответствующую атмосферу — фотозоны в виде любовных гнёздышек, представления о подготовке русской свадьбы, свадебных обрядах и кухне. Девушки могли своими руками смастерить украшения невесты, игрушки-обереги и приготовить угощения, а юноши — показать силу и ловкость в боях подушками, перетягивании каната и городках. На следующий день главной темой фестиваля стали народные ремёсла. Мероприятие организовал Московский дом национальностей при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы.

Концертную программу организовали в Московском доме национальностей

Автор: Басманные вести

Издание: Басманные вести, 15.09.2021

В Московском доме национальностей 12 сентября провели концертную программу «День города».

В рамках мероприятия выступили студенты столичных университетов, профессиональные певцы и музыканты. Гости насладились зажигательными танцами народов Закавказье, магическими мотивами горлового пения, а также эстрадными хитами и фольклорными композициями, проинформировали на сайте культурного учреждения.

Встречу провели в рамках проекта «Знаменательные и памятные даты».

Стоит добавить, что сотрудники Московского дома национальностей регулярно проводят культурные и образовательные мероприятия для всех желающих.

Московский дом национальностей организовал семинар по культуре кочевых народов в рамках проекта «Межкультурный диалог в Москве»

Автор: Московский дом национальностей

Издание: dnrf.ru, 16.09.2021

11 сентября в Музее кочевой культуры ГБОУ школы № 1321 «Ковчег» состоялся семинар по культуре кочевых народов: Кочевники Великой степи (монгольская юрта) и кочевники Северной Африки (шатер бедуинов) в рамках проекта «Межкультурный диалог в Москве».

Организатор семинара – отдел по работе с молодежью Московского дома национальностей.

В мероприятии приняли участие активисты молодежных НКА и НОО г. Москвы.

С приветственными словами открыла мероприятие заместитель начальника отдела по работе с молодежью С.Т. Аблотия, которая представила антрополога, аспиранта ИЭА РАН, специалиста по культурам кочевников-оленеводов Станислава Терешкова и экскурсовода Музея кочевой культуры Дарью Якунину. Станислав является участником экспедиций в Туву, Монголию, Тибет, на Чукотку, Ямал, а также в русскую и скандинавскую Лапландию.

Музей кочевой культуры в Москве разрушает стандартные представления о том, каким должно быть музейное пространство. Здесь нет застекленных витрин и стендов, а ко всем экспонатам можно прикоснуться руками. Это негосударственный музей. Его основал известный путешественник и член Русского географического общества Константин Куксин. Вместе с командой единомышленников он постепенно отстроил на территории двора настоящие юрты, яранги, шатры, чумы и создал в них соответствующий антураж. В этом музее можно узнать о традициях и обычаях кочевых племен Крайнего Севера, Великой Степи и даже Африки. А еще здесь можно поиграть на этнических музыкальных инструментах, примерить старинные одеяния и настоящую кольчугу или познакомиться с древними манускриптами. Все экспонаты были привезены из далеких стран.

Гости смогли приобщиться к тонкостям культуры кочевых народов, в которую глубоко погрузились благодаря услышанным древним легендам и сказаниям, аутентичному убранству жилищ, детально отражающему быт кочевников, колоритным национальным костюмам и дегустации традиционной кухни кочевых народов мира.

За чаепитием в просторной юрте, сидя на подушках у круглого стола, участники не только продегустировали национальную еду и напитки, включающие в себя сушеное мясо конины, вяленое мясо оленины и традиционный чай тюркских народов, но и ознакомились с особенностями и смыслами названий блюд.

Монголия поражает своим природным достоянием — бескрайние просторы степей, безжизненные пустыни и солончаки, величественные горные районы, голубые озера и ледяные реки, табуны лошадей и караваны верблюдов. Но самое главное среди этого великолепия — люди, сохраняющие из поколения в поколение традиционный уклад жизни. Об этом и многом другом гостям рассказали на семинаре.

В ходе семинара гости узнали о черных шатрах обитателей пустыни, о бедуинском гостеприимстве, о народной медицине и козьем молоке. Участники семинара не только услышали, как найти воду в пустыне и напоить всю семью и скот, но и как сварить кофе за 12 часов, как не попасть впросак и определить семейный статус женщины издалека.

Гости поблагодарили организаторов и экспертов за познавательный семинар.

Мероприятия и практики по укреплению межнациональных отношений в Москве

В Москве пройдет Международный студенческий фестиваль «Мы — россияне»

Автор: ДНПиМС города Москвы

Издание: ДНПиМС города Москвы, 13.09.2021

17 сентября 2021 года Молодежная Ассамблея народов России «МЫ —РОССИЯНЕ» при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы проводит Международный студенческий фестиваль «Мы — россияне».

Цель мероприятия — укрепление связей между народами России, а также со странами Евразии; расширение деловых и творческих контактов в международной студенческой среде.

Фестиваль «Мы — россияне» является стартовой площадкой для формирования экспертного молодежного сообщества. Лучших участников в дальнейшем планируется привлекать к экспертной работе на мероприятиях международного и федерального уровней, способствующих формированию современной международной молодежной повестки.

Программой фестиваля предусмотрены культурные и образовательные мероприятия с участием специалистов в сфере межнациональных отношений, в том числе панельные дискуссии на темы: «Молодежь как движущая сила национального гостеприимства», «Инновации и технологии в создании молодежных национальных проектов» и другие. Также в рамках фестиваля будут проходить конкурс фотографий «Лица многонациональной Москвы», конкурс песни «Мелодии единства», конкурс видеороликов «Мой край», конкурс ансамблей народного танца, концерт «В дружбе сила».

В фестивале в качестве гостей творческой программы и участников деловой программы могут принять участие молодежные делегации и отдельные представители государств-участников СНГ в возрасте от 18 до 35 лет.

Мероприятие пройдет с соблюдением всех противоэпидемиологических мер. 

Время проведения Фестиваля: с 12:00 до 20:30.

Торжественное открытие – 15:00.

Дискуссионные площадки – 16:30 (зал Ученого Совета).

Концертная программа – 18:00.

Место проведения: Российский университет дружбы народов, город Москва, улица Миклухо-Маклая, дом 6.

Анкета-заявка

Сайт Фестиваля

В Москве состоится конференция «Этнокультурное развитие столицы – форма противодействия экстремизму»

Автор: ДНПиМС города Москвы

Издание: ДНПиМС города Москвы, 13.09.2021

Мероприятие пройдет в форме круглого стола в рамках Международного проекта «Терроризм – угроза цивилизации», который реализуется при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы.

Тематические направления работы Конференции:

* Этнокультурная политика в повседневной практической деятельности молодежных, студенческих организаций и национально-культурных объединений столицы.

* Деятельность молодежных секций национально-культурных объединений и студенческих организаций ВУЗов Москвы по противодействию угрозам экстремизма.

* Культурное и этническое многообразие Москвы – форма противодействия экстремизму.

* Общие вопросы обеспечения безопасности культурного и духовного пространства Москвы.

* Этнокультурный потенциал Москвы и возможности молодежных секций национально-культурных объединений и студенческих организаций ВУЗов Москвы как средство противодействия деструктивным процессам в сфере массовой культуры, сети Интернет и других СМИ.

* Образовательно-гуманитарные проекты как фактор этнокультурного развития столицы.

Организаторы Конференции в соответствии с положениями Стратегии национальной политики города Москвы на период до 2025 года ставят своей целью усиление профилактической работы по противодействию идеологии и практике экстремизма в молодежной среде столицы и поиск ее наиболее эффективных форм и методов. Одним из итогов мероприятия станет привлечение интеллектуального потенциала молодежных и студенческих организаций столичных ВУЗов и национально-культурных объединений, диаспор и миграционного сообщества Москвы к творческому осмыслению и практической реализации данной темы.

Конференция проводится с учетом эпидемиологической обстановки в городе в форме круглого стола, а также в режиме онлайн с использованием технических возможностей МПГУ.

Адрес: МПГУ, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.

Оранжевое настроение // В конце лета на ВДНХ отметили праздник «Абрикос».

Автор: Валентина Попова

Издание: СТОличность, 14.09.2021

Абрикос неразрывно связан с историей Армении. По легенде, библейский Ной нашёл абрикосовую косточку на горе Арарат и вырезал из выросшего дерева один из древнейших музыкальных инструментов – дудук.

28 августа на ВДНХ и дудук звучал, и солнечными фруктами угощали. В этот день на главной выставочной площадке страны москвичи и гости города могли «попробовать» «Абрикос» – многонациональный праздник, который проводится уже 11 лет.

«Приехали с семьёй погулять, перекусить, проводить лето и зарядились тут позитивным оранжевым настроением, – делится впечатлениями москвичка Елена Тимашева. – Изучили с детьми фотовыставку на цент­ральной аллее (она называлась «Этническое многообразие народов России и СНГ». – Ред.), посмотрели выступления разных коллективов. Было весело и познавательно. Детям ещё очень понравились ростовые куклы и клоуны с мыльными пузырями».

Программа праздника дейст­вительно оказалась насыщенной. С самого утра на футбольных полях за призовые места боролись участники турнира по мини-футболу «Абрикосовый мяч». Победила команда из Ярославля. В Шахматном клубе любители настольных игр сражались в нарды и шахматы. А в Доме культуры своё мастерство показывали 50 национальных коллективов и исполнителей из Москвы и других регионов России.

Но главные события, конечно же, разворачивались у павиль­она «Армения» – зрители как раз смогли увидеть его обновлённый после реконст­рукции облик. Гостей у входа встречал Московский казачий духовой оркестр имени Платова, а внутри детям показывали кукольный спектакль «Три поросёнка» Московского армянского театра. Здесь же, а также в павильоне «Слово» прошли модные показы национального костюма и детской одежды – «Абрикосик». На территории выставочного комплекса звучала музыка известных армянских композиторов Арама Хачатуряна и Арно Бабаджаняна, а на открытой сцене прошёл традиционный джазовый фестиваль Apricot Jam, где выступали Маргарита Позоян, Лианна Ароян, Анаит Погосян.

Несколько тонн абрикосов, собранных в Армении, доставили в Москву спецрейсом. Фруктами угощали гостей праздника. Фото: Эдуард Кудрявицкий

Организовал праздник Союз армян России при поддержке Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, ФАДН и Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы.

«Это не армянский праздник, а праздник всех народов Москвы. Праздник любви, праздник, когда мы встречаемся с друзьями», – заявил президент Союза армян России Ара Абрамян. «На празднике «Абрикос» присут­ствуют представители многих национальностей, москвичи и гости столицы, граждане России и граждане других государств, – отметил и руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Виталий Сучков. – Россия и Моск­ва всегда были, есть и будут многонациональными. Мы являем собой пример дружбы, взаимопонимания и межнационального мира для всех стран планеты».

Сколько команд участвовало в Спартакиаде?

Автор: СТОличность

Издание: СТОличность, 14.09.2021

В минувшее воскресенье при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы прошла VIII Спартакиада землячеств и национально-культурных объединений столицы.

В мероприятии ежегодно принимает участие больше 15 команд, а общее количество спортсменов превышает 300 человек. Благодаря Спартакиаде молодёжь приобщается к активному отдыху и новым видам спорта, члены национально-культурных общественных организаций знакомятся, общаются друг с другом и получают дополнительный стимул для участия в общественной жизни города.

Новости диаспор и землячеств Москвы и области

Время отмечать Мехргон // Как живут в Москве выходцы из Таджикистана.

Автор: Михаил Калмацкий

Издание: СТОличность, 14.09.2021

Как живут в Москве выходцы из Таджикистана.

Таджикская диаспора в Москве начала формироваться в ­90-е годы. Тогда в столицу России люди бежали из-за гражданской войны. Сейчас большинство приезжает на заработки. В каких отраслях столичной экономики трудятся граждане Таджикистана? Как адаптируются к жизни в Москве?

На вопросы «СтоЛИЧНОСТИ» ответил руководитель общественной организации содействия развитию физической культуры и спорта «Памир» Анзор Назархудоев.

Для работы нужен патент

– Переселенцы из Таджикистана стали появляться в Москве после распада СССР. Тогда это было некоренное население, в основном русскоязычное, – вспоминает Назархудоев. – Дальше были гражданская война, разруха, безработица. И в поисках лучшей жизни в Москву поехали не только русские, но и таджики. Позже люди стали ездить в российскую столицу на время, чтобы заработать денег.

– Как вы оказались в Москве?

– Я родился в Душанбе, учился в русской школе. Приехал в Москву в начале 2000-х. Сначала искал работу, потом занялся ­предпринимательством. Мои дети окончили тут школу. Сын сейчас служит в россий­ской армии, дочь поступает в вуз.

– Сколько сейчас в городе приезжих из Таджикистана?

– В Москве и области – ­450–500 тыс. человек. Цифра в по­следние годы не растёт. Все, кто хотел здесь оказаться навсегда, уже это сделали. А на временную работу прибывают и убывают одни и те же люди. Обычно они трудятся здесь один сезон. Например, на стройке или в сельском хозяйстве работают с апреля и до ноября.

– Строителей много?

– Это самая востребованная сфера. Многие из наших в этом деле уже давно, всему научились и стали хорошими специалистами. Есть даже самостоятельные бригады из приезжих.

Второе по популярности место работы – рынки: продуктовые, вещевые, строительные. На третьем месте – сфера ЖХК. Немало выходцев из Таджикистана можно встретить и в сфере услуг – в общепите или в салонах красоты.

– Патент для работы в Москве надо приобретать?

– Да, но сложностей с этим нет. В миграционном центре Сахарово действует система одного окна, там всё понятно и прозрачно.

– Слышал не раз, что у мигрантов рабочий день – не 8 часов, а куда больше. Это так?

– Надо понимать, что люди приехали сюда на полгода, чтобы улучшить своё благосос­тояние. Для этого они готовы трудиться хоть в две смены. Если на основной работе это не получается, ищут дополнительную. У большинства дома есть семьи, которым отправляют до половины зарплаты. К счастью, доходы в Москве позволяют зарабатывать не только на текущую жизнь, но даже откладывать деньги на покупку жилья на родине или что-то ещё.

Земляки с одной улицы

– Как вообще устроена таджикская диаспора?

– У нас есть свои землячества разных уровней – районов, городов, иногда даже улиц. Каждое землячество выбирает своего руководителя, который взаимодействует с более высоким уровнем. Получается некая вертикаль. Поддер­живать связь друг с другом достаточно просто в наш век технологий. Создаётся группа в одной из соцсетей, и это даёт возможность постоянно быть на связи. Это очень пригодилось в прошлом году во время пандемии.

– Как приезжие пережили это время?

– Было тяжело. Границы закрылись, выехать невозможно. А ведь наши граждане должны каждые 90 дней покидать страну и потом въезжать обратно, чтобы оформить регистрацию и патент. Хорошо, что Правительство РФ разрешило им здесь остаться. Работы стало очень мало – остановились стройки, закрылись рынки, люди остались без зарплаты. Но оплачивать квартиру и что-то кушать надо. Некоторым даже родные из Таджикистана обратно пересылали деньги в Москву. Другим помогла диаспора. Мы выясняли, кто нуждается в помощи, объявляли сбор средств, развозили продуктовые наборы. Не только наши сограждане помогали друг другу, но и местное население.

– Быстро ли осваиваются те, кто приезжает впервые? Всё-таки новая страна, огромный мегаполис.

– Всё зависит от знания языка. Сложнее тем, кому приходится учить его прямо в ходе работы. Но обычно к концу пребывания в Москве даже те, кто приехал сюда, не зная ни слова по-русски, уже прилично говорят. В помощь им – различные курсы от общественных организаций. В вопросах адаптации нам также помогает Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы и Федерация мигрантов России. У нас с ними очень тесное партнёр­ство.

Что касается знакомства с Москвой, к сожалению, у сезонных рабочих просто нет времени хорошо узнать город. Хотя бывают и знатоки русской культуры, которые находят возможность посмотреть досто­примечательности, посетить Третьяковскую галерею. Знаю и любителей спорта, которые с удовольствием ходят на футбол.

Одна на всех Победа

– Поговорим не о сезонных работниках, а о тех, кто живёт здесь постоянно. Чем они занимаются?

– Среди наших сограждан много квалифицированных специалистов. Есть врачи, есть педагоги. Многие стали гражданами РФ, тем более что разрешено иметь двойное граждан­ство. Эти люди полностью влились в московскую жизнь, связали своё будущее с Россией. Дети тех, кто приехал в Москву в 90-е, уже выросли. Они здесь родились, окончили школы, вузы. У них другое мышление, менталитет. Но мы стараемся, чтобы они не теряли свои корни – знали культуру, традиции своих предков.

– Каким образом?

– Отмечаем все наши главные праздники – Навруз, Ураза-байрам, Курбан-байрам. Или, скажем, древнейший праздник таджикского народа Мехргон. Он приходится на осень, когда собран урожай, а на столах полно даров природы.

Пока не было эпидемиологических ограничений, два раза в месяц проходили концерты артистов, приезжающих из Таджикистана. Есть и спортивные мероприятия. Например, наш «Памир» каждый год организует футбольные турниры районного и городского уровня. Несколько лет назад провели большую спартакиаду на стадионе «Янтарь» в Строгине. Шесть сотен спортсменов, которых поддер­живали 3–4 тыс. зрителей, соревновались в футболе, волейболе, лёгкой атлетике, дзюдо.

– В городских, российских праздниках тоже участвуете?

– Обязательно – День города, спартакиада. И конечно, шествие «Бессмертного полка». Последний раз до пандемии нас даже по телевизору показывали. Мы тогда заранее пригласили желающих собраться у ст. метро «Белорусская», собралось 1,5 тыс. человек. Прошли по Тверской улице через весь центр до ст. метро «Добрынинская». Выглядели очень колоритно, в национальных одеждах с народными инструментами, которые называются «даф» – это такой барабан.

– 9 Мая для Таджикистана такой же большой праздник, как и для России?

– Это наш общий праздник, как и наша общая Победа. У меня два деда не вернулись с войны. Один был артиллеристом, окончил офицерские курсы и отправился на фронт. Но даже не успел вступить в бой. Под Ленинградом их поезд попал под бомбёжку… Второй служил в пехоте. Пропал без вести где-то в Чехии.

– Не могу не спросить о событиях в Афганистане. На ваш взгляд, нет ли угрозы, что экстремистские идеи могут проникнут из Афганистана в соседний Таджикистан или даже в Россию?

– Люди в Таджикистане ищут стабильности и хотят жить в мире. Их больше устраивает тот путь светского, демократического государства, которым сейчас идёт наша страна. Экстремизм развивается, если для этого есть почва, и этому нужно противостоять. Здесь большую роль играет присутствие в Таджикистане 201-й российской военной базы. Экстремизм опасен, это осознают и простые люди, и государство. И все будут работать над тем, чтобы прикрыть возможные лазейки, чтобы он не просочился в Таджикистан и тем более в Россию.

«Нет луны — не надо активничать»

Автор: Татьяна Уланова

Издание: СТОличность, 14.09.2021

«Алтай. В жизни не видел ничего более прекрасного. Я жил там в юности четыре года – и до сих пор… вспоминаю это время как чудный сон», – признавался учёный-орнитолог, писатель Виталий Бианки.

Горный Алтай в самом деле прекрасен. Там возвышается величественная Белуха. Бегут, журча, холодные Катунь и Бия, чтобы образовать могучую Обь. Скрывает глубокие тайны Золотое озеро – Алтын-Кёль.

– Благодать, конечно, – соглашается представитель землячества горноалтайцев в Моск­ве Александр Тискинек. – Но нельзя ведь совсем выпасть из цивилизации. Если человек хочет развиваться, получать академическое образование, Алтай хоть на время приходится покидать.

Альпы, но без людей

– Известно, сколько горно-алтайцев сейчас живёт в Моск­ве?

– Цифра плавающая: и 2 тыс., и 3 тыс. бывает. На меро­приятия обычно приходят человек 600. У нас ведь ещё народности разные. К тому же многие до сих пор путают Республику Алтай и соседний Алтайский край. В 1990-е, когда думали, как назвать наш регион, одним из вариантов был Алтай-Теле (в честь телеутов, теленгитов). Но ведь у нас есть ещё челканцы, кумандинцы, тубалары… В республике сейчас 220 тыс. жителей, из них меньше трети – алтайские народности. И примерно 1% периодически бывает в Моск­ве. Многие возвращаются на родину: экономисты, юристы, люди творческих профессий – дома они востребованы, здесь им проще проявить себя, реализовать свои идеи. Земля Горного Алтая тянет обратно.

– Тем не менее землячество существует…

– И довольно давно. Мы участвуем и в Совете землячеств. Это не номинальная структура, а объединение, где представители национальных сообществ общаются друг с другом, обмениваются опытом, готовят и проводят в жизнь важные проекты. По сути ведь это модель России.

– Какие праздники традиционно отмечаете с земляками в столице?

– Конечно, Чага-Байрам (в переводе с алтайского «праздник белого месяца»). Это Новый год по восточному календарю, он есть у многих народностей. Ещё существует Алтай-фест – мероприятие, которое обычно проводится в Аптекарском огороде. Надеюсь, в мае будущего года седьмой фестиваль пройдёт в широком формате. И мы снова будем знакомить гостей с культурой, обрядами, продукцией Горного Алтая. То же самое касается праздника Эл-Ойын, во время которого проводятся соревнования по традиционным видам спорта: борьбе на поясах, стрельбе из лука, выбиванию кнутом на скорость деревянных плашек… У нас ведь необычный, даже специфичный регион. Надо показывать его во всей красе.

Чуйскому тракту, к слову, в следующем году 100 лет. Уже планируем мероприятия. Хотим вспомнить писателя и инженера Вячеслава Шишкова – может быть, устроим интерактивную выставку возле дома на Тверской, где он жил. ­Чтобы люди сами по­пробовали антикварными инструментами построить кусочек дороги на Монголию.

Взять в тайгу курут

– Как развивается туризм в вашем регионе?

– Сейчас он переживает новое рождение. Раньше был только дикий, палаточный. Хотя и сейчас у нас не Швейцария. В 1990-е гг., кстати, швейцарцы восхищались первозданностью нашей природы: «Вот так выглядели Альпы до того, как туда пришли люди». Говорили они это, между прочим, с некоторой грустью. Так что, если кому-то нравится большую часть пути рассматривать из машины, Альпы и Сочи – в их распоряжении. Алтай же надо заслужить.

– При этом базы отдыха у вас растут как грибы после дождя – всё комфортнее и презентабельнее…

– Цивилизация, конечно, наступает. Но баланс должен быть сохранён. Рассматриваются разные проекты. Однако отношения с природой для нас – самое важное. Когда алтаец пересекает горный перевал, он должен провести обряд, поговорить с духами. Это исконная традиция, идущая с древних времён: уважение к природе, исключающее потребительское отношение к ней.

Множество традиций связано с горловым пением. Но мало кто слышал его в реальном времени. Это пение нельзя сделать объектом массмедиа. Оно не передаётся по каналам Ютьюба – будет казаться, что это наложенный звук. Комуз (или варган) кочевники всегда брали на охоту, использовали его во время шаманских мистерий. Возможно, это один из древнейших инструментов, найденных при раскопках.

А ещё алтайцы до сих пор внимательно относятся к фазам Луны. Сейчас Луна убывающая, например. Ещё чуть-чуть – и я не смог бы дать вам интервью…

– Серьёзно?

– А вы как думали?! Когда нет луны, не надо сильно активничать. Раньше люди даже из юрты нечасто выходили в это время.

– Поговорим о еде. Горно-алтайская кухня специфична, как и сам регион?

– Традиции идут от кочевого образа жизни. Например, курут: сыр долго коптят над костром, а когда он сильно затвердеет, берут с собой в тайгу, если нужно долго идти. Там-то этот курут с мёдом и пригодится! И насытит, и сил придаст! В южной части республики кочевники часто сушили мясо, тёрли его и заливали кипятком. Вот он, фастфуд!

А знаете ли вы, что в прежние времена у людей здесь были хорошие зубы, потому что они употребляли живицу кедровую? И в витамине С не было недостатка – из сибирской пихты он усваивается гораздо лучше, чем из цитрусовых. Да, возникали у людей проблемы с суставами – бесконечные спуски с гор отражались на коленях. Но тут же можно было сорвать сабельник болотный, отрезать нижнюю часть стебля и заварить.

Лабазник и кипрей, золотой корень и красный… На территории в радиусе нескольких километров можно набрать и тонизирующих трав, и заживляющих, и успокаивающих. Даже президент говорил, что часто пьёт алтайские травы. Записать бы все рецепты с нашими лекарст­венными растениями – вот где была бы настоящая ­медицина!

Кстати

Первые поселения на территории Горного Алтая появились 280 тыс. лет назад. История этой земли богата событиями. Только за последние 99 лет – несколько преобразований: Ойратская автономная область, Горно-Алтайская АО, Горно-Алтайская АССР, Горно-Алтайская ССР, Республика Горный Алтай. И наконец с 7 мая 1992 г. – Республика Алтай.

Извлекая главные уроки // Работа над ошибками: как избежать конфликтов в школе, где учатся самые разные дети?

Автор: Юлия Борта

Издание: СТОличность, 14.09.2021

В этом году 1 сентября в Москве начали учиться 1,5 млн школьников и 800 тыс. студентов колледжей и университетов – дети и подростки разных национально­стей, культур и религий, выходцы из разных регионов нашей страны и зарубежных государств. Как не допустить среди учащихся конфликтов на национальной и религиозной почве? Какова роль родителей и учителей в этом процессе?

Эти вопросы «СтоЛИЧНОСТЬ» обсудила с замдиректора Института социально-гуманитарного образования МПГУ, руководителем АНО Центр «Этносфера», членом Президиума Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, кандидатом исторических наук Еленой Омельченко.

– Елена Александровна, изменилось ли в последнее время отношение столичных школьников к детям мигрантов, которые учатся с ними рядом – за соседней партой, в параллельном классе?

– Чтобы точно ответить на ваш вопрос, нужны результаты специальных исследований. Единственное, могу сказать: дети дружат между собой не по признаку национальности. Весной мы много ездили по российским регионам, проводили языковую диагностику в школах с большой долей детей из семей мигрантов. И везде ребята из Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, Азербайджана, Молдовы, даже очень плохо говорящие по-русски, называли в числе своих друзей ребят с русскими именами.

Другой вопрос – родители школьников. Вот здесь отношение к определённой части одноклассников своих ­сыновей и дочерей может быть ­достаточно напряжённым. А ведь приобретение позитивного опыта межнационального общения – это залог дальнейшей успешной жизни в современном мультикультурном мире. Узнавать о том, что люди могут иметь разный достаток и другие условия жизни, ребёнок должен не только из кинофильмов. Но почему-то от этого опыта многие родители предпочитают своих детей оберегать. Как и от многих других вещей и явлений, которые могут вызвать у их чада переживания и вопросы. Такая стратегия часто приводит к тому, что ребёнок вырастает нечутким, неспособным к сочувствию и эмпатии.

– Скажите, какими компетенциями должен обладать учитель в многонациональном классе? Нужна ли ему специальная подготовка?

– Педагог такого класса в первую очередь должен знать об этнокультурных различиях, быть психологически готовым работать в условиях культурного разнообразия. В идеале учителю стоит лучше узнать своих учеников – из каких стран и регионов они приехали, какой язык для них родной, какие у них интересы и хобби. Тогда он сможет выстраивать учебный процесс, учитывая их индивидуальные особенности, а также встраивать в учебную и воспитательную работу межкультурный контент. Например, объясняя задачу на вычисление расстояний по математике, взять не какие-то города А и В, а конкретные, родные для его учеников географические точки. Заодно можно ещё пару слов сказать о том, в каких странах эти города находятся и каким богатым культурным наследием обладают. Ведь тогда, например, Рашид из Таджикистана в глазах ребят сможет стать не только сыном дворника, но и выходцем из таинст­венной земли, таящей в себе память о Великой Персии. Рассказывая о Кавказской войне и имаме Шамиле, можно сказать и о том, что упомянутые в учебнике очаги сопротивления – дагестанские аулы – позже стали родиной многих смелых и отважных героев СССР и России, защитивших нашу страну от фашистского вторжения, а в современности – например, испытывающих новые истребители. Конечно, это требует от педагога определённой подготовки – но он обязательно получит обратную связь и благодарность своих учеников, будет вознаграждён их мотивацией и желанием учиться. А помочь московским учителям повысить свою квалификацию в данных вопросах можем мы на факультете регионо­ведения и этнокультурного образования Московского педагогического государственного университета. У нас многие курсы в системе непрерывного дополнительного профессионального образования затрагивают эту тематику.

Как раскрыть таланты

– Вы много занимались вопросом адаптации детей из семей мигрантов в столичных школах. Почему они требуют особого внимания?

– Такие дети в определённой степени вынужденные, невольные мигранты. Они не принимали решения о переезде в другую страну самостоятельно, а следовали за родителями. Они не виноваты в том, что попали в новую для них языковую и культурную среду, в школу с новыми требованиями и правилами. И они так же, как и любой другой ребёнок в России, имеют право на получение образования.

Особое внимание им необходимо прежде всего потому, что эти дети могут слабо владеть русским языком или не владеть им вообще. Другой проблемой может стать несоответствие между уровнем знаний, полученных в стране происхождения, и российскими образовательными стандартами. Просто в силу того, что требования и учебные программы разные. Кроме того, можно иметь дело с конфликтом привезённых семейных моделей поведения и норм, характерных для российской действительно­сти. Бывает и так, что ребёнок мигрантов неплохо разговаривает по-русски, но для понимания учебных текстов этого недостаточно, и тогда он начинает плохо успевать по ряду предметов. Не потому, что не умеет решать задачи или проводить опыты, а потому, что суть заданий ему неясна.

– И что делать?

– На мой взгляд, вне зависимости от того, сколько детей из семей мигрантов учатся в классе, при правильной организации работы школы в течение одного года (максимум двух) большинство проблем адаптации будут решены. Для этого нужно прежде всего организовать интенсивное изучение русского языка по методике «русский язык как иностранный». Параллельно должны решаться вопросы с культурной, социальной и психологической адаптацией ребёнка. В много­национальных и многоконфессиональных детских коллективах необходимо проводить мероприятия, во время которых ребята могли бы подружиться, сплотиться. Важна профилактика возникновения межэтнической напряжённости. Конечно, для этой работы требуются специальная подготовка учителей, дополнительные финансовые вливания. Но результат окупит затраты: в моей практике очень много случаев, когда дети из семей мигрантов, пройдя период адаптации, выбивались в категорию лучших в школе учеников, выигрывали олимпиады и сдавали на высокие баллы итоговые экзамены. А главное – эти ребята начинают ассоциировать своё будущее, свою жизнь с Россией. Они, скорее всего, станут хорошо образованными и квалифицированными специалистами, способными внести значимый вклад в развитие нашей страны.

Узнать друг друга

– Немало приезжих и в столичных вузах. Как предотвращать конфликтные ситуации между ­ними?

– Прежде всего нужно знакомить их с Москвой и москвичами, с принятыми у нас правилами поведения и общения. Организовывать мероприятия и проекты, чтобы студенты разных национальностей общались между собой, завязывали дружеские контакты, вместе делали добрые дела на благо нашего города. И конечно, повышать уровень их знаний, знакомить с этнокультурным разнообразием нашего мира. Ведь ксенофобия – это боязнь чужого. А если чужое стало знакомым, известным, то и бояться будет нечего.

– Каково вообще отношение столичной молодёжи к мигрантам, насколько они готовы их принимать, знают ли их культуру?

– Этот вопрос тоже требует дополнительных исследований. Но по опыту проведения меро­приятий в ряде московских вузов, представления достаточно скудные – как о нашей многонациональной России, так и о странах мира, откуда в основном приезжают студенты-иност­ранцы. Предметы типа этнологии и антропологии, этики межнационального общения должны включаться в учебные планы. В вузах нужно активнее создавать клубы межнационального общения, проводить просветительские встречи. Помните: была раньше отличная практика интернациональных клубов? Иметь площадку для общения, возможность знакомиться друг с другом – это очень важно для молодёжи во все времена. Повторюсь: если в детстве и молодости люди приобретают позитивный опыт межэтнического взаимодейст­вия, они уже никогда не станут ярыми националистами и ­ксенофобами.

С планами на осень

– В Москве регулярно проводятся этнографические олимпиады. Каковы их результаты?

– Проект «Московская этно­графическая олимпиада» реализуется уже четвёртый год, и это очень успешная инициатива Правительства Москвы. В олимпиаде результаты – не главное. Наша задача – пробудить у ребят интерес к изучению этнокультурного разнообразия. Попробовать свои силы в этнографии может каждый – через бесплатное мобильное приложение ­»Этно­графическая олимпиада».

– Что-то из опыта европей­ских стран мы можем применить у себя?

– Позитивных практик много у Германии, Италии, Нидерландов, Швеции, Норвегии. Так, полезным для России мог бы быть норвежский опыт, когда местные пенсионеры берут «шефство» над вновь прибывшими семьями мигрантов. Для пенсионеров это возможность удовлетворить жажду общения, для мигрантов – постоянная практика в новом языке, возможность получить ответы на вопросы. Также я считаю, что мы должны ввести практику интеграционных контрактов. Мигранты при получении того или иного статуса в России должны проходить минимальный курс русского языка, получать базовые знания о нашей культуре, традициях. Действующей системы экзаменов (тестирований), на мой взгляд, недостаточно, нужно обеспечивать именно системное обучение, курсовую работу с мигрантами.

– Расскажите о мероприятиях, которые пройдут в ближайшее время.

– На осень у нас много планов. Это и продолжение проекта «Москва – столица многонациональной России» в вузах, и конкурс двуязычных эссе «Билинг­ва», и наш совместный проект с Департаментом образования и науки «Москва многоликая и разноязычная» для столичных школ и колледжей. Для педагогов продолжим курсы повышения квалификации и организацию семинаров, дискуссий для обмена опытом, с особым вниманием к молодым учителям и классным руководителям. Опыт поликультурного образования будем обсуждать в конце ноября – начале ­декаб­ря на между­народной площадке семинара из цикла «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество». Обычно участие в нём принимают представители более 40 регионов России и ряда зарубежных стран. Главное – чтобы все были здоровы, чтобы пандемия, ограничивающая реализацию некоторых намеченных планов, отступила.

«Татарча диктант» прошел в Коломне

Автор: Коломенская правда

Издание: Коломенская правда, 14.09.2021

11 сентября библиотека Лажечникова стала площадкой для проведения всемирной акции «ТАТАРЧА ДИКТАНТ». Активисты местной татарской национально-культурной автономии поучаствовали в мероприятии и написали диктант на татарском языке.

«Татарча диктант» проходил уже шестой раз. Принять участие в акции может любой желающий, независимо от возраста, пола, образования, вероисповедания, профессии, семейного положения и интересов. «Проект, созданный Всемирным форумом татарской молодежи по аналогии с «Тотальным диктантом», получил широкую популярность… Это не столько испытание и проверка знаний, сколько событие, объединяющее людей. Надо идти на этот диктант, как на праздник», — призывает Гузель Сагитова.

Коломенские татары успешно справились с написанием текста и получили благодарственные письма из республики Татарстан.