Московский дом национальностей | Дайджест от 17 февраля 2020 года
Дайджест от 17 февраля 2020 года
 

Московский дом национальностей

В Москве открылась персональная выставка татарстанской художницы

Автор: Татар-информ

Издание: Татар-информ, 16.02.2020

В представленных работах художница Полина Илюшкина знакомит с родным Татарстаном.

(Казань, 16 февраля, «Татар-информ»). В Московском доме национальностей открылась персональная выставка татарстанской художницы Полины Илюшкиной «С мольбертом по земному шару». Об этом сообщает пресс-служба Полпредства РТ в РФ.Тематикой выставки стали буддистские и исламские страны Азии в живописи и графике. Художница представила картины, написанные с 2011-го по 2019 год в Китае, Иране, Узбекистане, Таджикистане, Казахстане, России, Турции, Вьетнаме, Мьянме, Шри-Ланке, Доминиканской Республике, Сербии и других странах. В представленных работах художница знакомит и с родным Татарстаном. Открытие выставки состоялось при участии президента Международной академии культуры и искусства, народного художника РАХ Петра Стронского, академика Российской академии художеств Александра Трошина, заместителя Полномочного представителя РТ Эмиля Файзуллина и других. На церемонии открытия также выступил камерный оркестр RENAISSANCE.Эмиль Файзуллин отметил, что символичным является место проведения выставки – Московский дом национальностей, а год 100-летия образования ТАССР и 75-летия Великой Победы начинается с яркой выставки. «Картины не просто впечатляют, они говорят о глубине, мастерстве и, безусловно, таланте молодого художника», – сказал Эмиль Венерович.Полина Валериевна родилась в Казани. В 2009 году окончила в Казанское художественное училище имени Н. И. Фешина, в 2015-м – МГАХИ имени В.И. Сурикова. Полина Илюшкина – член Союза художников России, лауреат международных фестивалей, участник академических, международных, всероссийских выставок.Выставка будет работать по 25 февраля.

Выставка удмуртской философии (видео)

Автор: Алина Мифтахова, Дмитрий Кравченко

Издание: stv-media.ru, 13.02.2020

«Жизнь начинается со свадьбы» – так гласит удмуртская поговорка и с таким же девизом в доме дружбы народов «Родник» открылась выставка удмуртского рукоделия, главная тема которой – свадебные обычаи. Национальные костюмы и традиционные предметы быта – любой желающий может здесь прикоснуться к традициям этого народа.

В Челны из соседней республики привезли порядка 70 экспонатов: это и вышивка, и ткачество, и резьба по дереву. Их специально собирают мастера в домах народного творчества под присмотром ученых-этнографов Удмуртии.

Наталья Прокопьева, ведущий методист отдела декоративно-прикладного искусства и ремёсел «Дом народного творчества» Удмуртской республики: «Эта выставка участвовала в очень известных конкурсах, например в евразийском конкурсе «Этно-Эрато», который организует Московский Дом Национальностей, и была лауреатом этой выставки. Кроме того она экспонировалась в Манеже в Москве, в выставочном зале Манеж».

Каждый предмет одежды удмуртов богато украшен яркой и пестрой вышивкой, которую интересно рассматривать. Такие насыщенные цвета орнаментов делают жизнь более праздничной.

«Вот это полотенце называется пояс зар, это очень архаичное древнее свадебное полотенце».

Свадебный сюлык, а именно так называется подвенечная накидка удмуртских невест, обычно была белого цвета, ее украшали тесьмой, а узоры расшивали черной нитью. Этот наряд – один из самых важных в жизни женщины, ведь в таком сюлыке она ходила до рождения ребенка. Считается, что вышитый орнамент защищает детей еще в утробе матери. Каждый узор является оберегом и несёт в себе своеобразный смысл.

Валентина Билык, председатель Удмуртского национально-культурного общества «Зардон»: «Когда вот смотришь на эти изделия, все костюмы, понимаешь, что это вот не просто так, например, взяли, наткали полотно, сшили из каких-то кусочков платья. Это же целая философия! Это целая философия, потому что настолько глубоко наши предки всё смотрели».

На выставке зрители могут не только увидеть уникальные изделия, но и познакомиться с ними поближе – потрогать, ощутить мягкость ткани. А специалисты подробно всё объяснят. Всех, кто интересуется культурой и традициями удмуртского народа, ждут в Доме дружбы народов до 12 марта.

Народная артистка Марий Эл проведет творческий вечер в Москве

Автор: Ирина Мирошина

Издание: Марийская правда, 15.02.2020

В рамках 100-летия Марий Эл в Москве пройдет творческий вечер Светланы Строгановой.

Народная артистка Марий Эл представит свою программу 29 февраля в Московском доме национальностей. Мероприятие пройдёт в рамках проекта «Моско марий т?выра р?дер» (Центр притяжения марийской культуры в городе Москве).

В программе творческого вечера стихи русских и марийских поэтов, монологи из спектаклей репертуара Марийского национального театра драмы имени М. Шкетана, поставленных по произведениям классиков марийской драматургии М. Шкетана, С. Чавайна, С. Николаева, а также марийские народные песни, современные композиторские марийские песни, песни самодеятельных авторов.

Артистка расскажет о своих творческих планах и ответит на вопросы зрителей. Начало мероприятия в 14 часов по адресу Москва, ул. Новая Басманная, д. 4, стр. 1.

К юбилею о народном герое

Автор: Автор не указан

Издание: Алатырские вести, 14.02.2020

В преддверии дня рождения Василия Чапаева в Московском доме национальностей состоялась премьера тематического просветительского фильма «Люди-легенды. Василий Иванович Чапаев», созданного в рамках празднования 100-летия Чувашской автономной области.

Фильм представила режиссер и продюсер картины Ольга Лаптева. Она поблагодарила за поддержку Правительства республик Чувашия, Башкортостан и Татарстан и всех партнеров, принимавших участие в создании фильма.

«Наш фильм о том, как герой Гражданской войны Василий Иванович Чапаев до сих пор преображает мир, несмотря на то, что его уже нет с нами целый век. Это одновременно и фильм-исследование, и фильм-путешествие. Нашей душе и сердцу нужны герои…», – сказала Ольга Лаптева.

В ходе торжественной части мероприятия прозвучали выступления депутата Государственной Думы, президента Федеральнойнационально-культурной автономии чувашей России Леонида Черкесова, Полномочного представителя Чувашской Республики приПрезиденте Российской Федерации Петра Чекмарева, внука легендарного Василия Ивановича – Аркадия Чапаева, дочери народного артиста СССР Бориса Бабочкина Татьяны Бабочкиной.

Депутат Государственной Думы Леонид Черкесов торжественно вручил режиссеру Благодарственное письмо «За активную работу по поиску интересных проектов в отечественном кинопроизводстве и большую продюсерскую находку по выпуску на большой экран документального фильма «Люди-легенды: Василий Чапаев». Он также высказал пожелание об обязательной демонстрации фильма во всех учебных заведениях Чувашской Республики, высоко оценив идею и сценарий фильма, как мотивирующий фактор в деле воспитания молодежи и студентов, объективного изучения и понимания истории и культуры края.

Директор Московского дома национальностей Владимир Тарасов вручил Ольге Лаптевой Благодарственную грамоту «За достойный вклад в патриотическое воспитание молодежи и сохранение

памяти о народном герое В.И. Чапаеве».

В данный момент картина заявлена для участия в конкурсных показах российских фестивалей. В текущей работе – субтитрирование ленты на английском языке.

Государственная национальная политика

В России создадут организацию по реализации национальной политики государства

Автор: Парламентская газета

Издание: Парламентская газета, 14.02.2020

Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН) предложило учредить общероссийскую общественно-государственную организацию «Ассамблея народов России». Соответствующий проект указа президента размещён на портале проектов нормативных правовых актов.

Как указывается в пояснительной записке, проект разработан во исполнение поручения главы государства, которое он дал в январе по итогам заседания Совета по межнациональным отношениям.

Отмечается, что создание такой организации позволит выстроить централизованную систему общественных объединений и повысить эффективность реализации Стратегии государственной национальной политики.

Ассамблею предлагается учредить с участием заинтересованных межэтнических общественных объединений.  Читайте по теме

Путин поручил создать учебник по государственной национальной политике

Основной целью её работы будет содействие в реализации национальной политики государства, содействие в сохранении этнокультурного и языкового многообразия страны, помощь в разработке и реализации программ в сфере межнациональных отношений.

Также организация будет содействовать в профилактике социальной напряжённости на национальной и религиозной почве, оказывать информационную, консультативную  и методическую помощь НКО, гражданам, и иностранцам в сфере реализации национальной политики.

Кроме того, ассамблея будет помогать в оказании поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом, содействовать развитию их связей с Россией.

Субсидии Ассамблее народов России будут предоставляться в рамках госпрограммы «Реализация государственной национальной политики». ФАДН разработает правила предоставления этих субсидий в течение трёх месяцев после вступления указа в силу.

В январе Владимир Путин поручил создать организацию по реализации государственной национальной политики. Это было одно из первых поручений, данных президентом премьер-министру Михаилу Мишустину, занявшему пост председателя Правительства 16 января. Также глава государства поручил представить предложения по повышению эффективности процесса адаптации и интеграции мигрантов.

Мероприятия и практики по укреплению межнациональных отношений в Москве

Национальные сокровища Кавказа показали в Москве на «Восточном базаре. Тюбетейка» (видео)

Автор: Москва-Баку

Издание: Москва-Баку, 14.02.2020

Редкие национальные костюмы, как например платье дагестанской невесты-балхарки, можно увидеть на международном фестивале культур «Восточный базар. Тюбетейка», открывшемся в Москве. Главная тема фестиваля в этом году – Кавказ. Сокровища Северного и Южного Кавказа для москвичей и гостей столицы здесь, на фестивале культур «Тюбетейка» открыла искусствовед, этнограф Раиса Исмаилова. Раиса занимается возрождением уникальной дагестанской вышивки, которая называется кайтагская.  Смотреть на Youtube

Ее работы хранятся в частных коллекциях, а также в Музее ковра Азербайджана. Кроме того, в экспозиции выставки «Сокровища Кавказа» можно увидеть уникальные национальные костюмы грузинского народа хевсуры из частной коллекции. Хевсур называют воинами гор, их одежда, благодаря сложной вышивке и яркости, считается одной из самых красивых и колоритных среди других этнографических групп грузин. «Чем они уникальны? Во-первых, это домотканая шерсть и ее тяжело сохранить на протяжении 100-200 лет. Это костюм конца 19 начало 20 века, вышивка крестом, бисер. Очень интересный головной убор в виде венца», — рассказала о костюмах Раиса Исмаилова.

На выставке представлены и другие национальные костюмы народов Северного и Южного Кавказа. Например, женский костюм народности агулы, женское платье горских евреев,платье лезгин и женский наряд азербайджанской девушки. Все четыре наряда приехали из Дагестана из Музея истории мировых культур и религий. «Конечно, сейчас современные девушки не носят такие платья. Поэтому дагестанский модельер Вера Огошкина сделала такую инсталляцию, восстановила по старинным рисункам и образцам одежды. Таким образом, мы пытаемся популяризировать национальный костюм», — рассказала участница выставки.

В культуре Дагестана особое место занимает вышивка. На выставке представлена уникальная дагестанская даргинская вышивка кайтаг, которую возродили, спустя 100 лет.  «Профессор Оксфордского университета увидел странные экземпляры вышивки в музее Востока, в Эрмитаже, в Российском этнографическом музее и озадачился вопросом, что это такое и откуда они. Он поехал на Кавказ, стал изучать рисунки, вышивки. Собрал огромную коллекцию и издал каталог. Воссозданные вышивки выставлялись впервые в 2012 году на выставке в Дагестане. После этого мы провели уже около 50 выставок. Несколько лет назад была большая выставка этих работ в Баку. Было представлено около 60 работ», — говорит искусствовед, этнограф Раиса Исмаилова.

Здесь же можно ознакомиться и с коврами. Старинные ковры конца 19 века. Они были достаточно длинные и в старину их развешивали в маленьких комнатах по периметру на три стены. Азербайджан на выставке представлен золотным шитьем в технике «гюлябятин». Мастерицы вручную вышивали различные узоры на футлярах для расчесок, ножниц, зеркал, молельного камня.

Свои традиции очень ярко и самобытно на фестивале представили и другие страны и народы – прежде всего из Средней Азии – Узбекистана, Кыргызстана, а также России — Татарстана, Башкирии… Каждая страна погрузила гостя в свой разнообразный и очень яркий и самобытный мир. Здесь можно войти в кыргзызскую юрту или полежать на пышном узбекском диване и попить ароматный чай, попробовать плов, почувствовать себя путешественником в мир Востока. Также гостей ожидает богатая программа в кухнями народов мира, лекциями и другими разнообразными мероприятиями.

Организатор ежегодного фестиваля «Восточный базар. Тюбетейка» — специалист по этническим тканям, декоратор, человек, который живет красотой Востока и любовью к нему Фатима Арифджанова. Фестиваль «Восточный базар. Тюбетейка» — прекрасная площадка для знакомства с историческим и культурным наследием народов. «Здесь настолько разнообразное творчество представлено, можно посмотреть старинные экспозиции и современные, такие мастера здесь представлены. Восхищаешься тем, что делаю люди! Все приходите и посмотрите. Азербайджан, Кыргызстан, Узбекистан — это здорово, что все объединяются в одной стране. Можно все посмотреть и даже купить. Чтоб все почувствовать надо прийти и окунуться в эту атмосферу», — поделились своими впечатлениями гости фестиваля.

В прошлом году фестиваль посетило более 4 тысяч человек, в этом году по словам организаторов он соберет более 6 тысяч. Посетить фестиваль и почувствовать глубину традиций можно до 16 февраля.

Новости домов дружбы и национальностей Российской Федерации

Армянский праздник Терендез в Иванове

Автор: Ивановский дом национальностей

Издание: Ивановский дом национальностей, 14.02.2020

Национальный армянский праздник Терендез отметили представители ивановской армянской общины. Торжества прошли на территории строящейся на улице Станкостроителей областного центра Армянской Апостольской Церкви Святого Ованеса.

Начались торжества с богослужения, которое провел  настоятель и духовный пастырь армян города Иваново Иерей Гарник Лорецян. Затем действие переместилось на улицу, к обязательному для Терендеза костру. Прыжки через костер, зажигание свечей, национальная армянская музыка, хоровод вокруг огня, праздничный обед с блюдами из злаков – все традиции древнего праздника были соблюдены.

Национальный армянский праздник Терендез отмечается ежегодно 13.Изначально это был языческий праздник в ритуале огнепоклонников и назывался Дерендез, что с армянского переводится как «сноп сена перед вашим домом», обозначая пожелание хорошего урожая. После того, как Армения приняла христианство, изменилось и название праздника, и его суть. Главными участниками Терендеза стали юноши и девушки – молодожены или те, кто только собирается связать свои судьбы узами брака.

Важным атрибутом праздничного действа остается костер, через который прыгают влюбленные пары. Считается, что если им удастся прыгнуть, не разнимая рук, то их семья будет крепкой, а любовь — вечной. Под конец все берутся за руки и водят вокруг огня хоровод. Согласно старинным армянским поверьям, праздничный костер в этот день дает благополучие тем, кого он коснется своими языками.

Макет Армянской Апостольской Церкви в Иванове — такой она станет после завершения строительства

Новости диаспор и землячеств Москвы и области

Муса Джалиль в Подмосковье: Загорянские стихи

Автор: Алексей ГАЛАНИН

Издание: Татарский национальный центр Московской обл., 14.02.2020

Накануне Дня рождения известного татарского поэьа-антифашиста, Героя Советского Союза Мусы Джалиля предлагаем вашему вниманию очерк подмосковного писателя из города Балашихи, члена Союза журналистов России Алексея Евгеньевича Галанина «Загорянские стихи Мусы Джалиля»

Загорянские стихи Мусы Джалиля

Эта тема для очерка возникла неожиданно. В моих руках оказалось обращение членов фрязинского отделения общественной организации «Российские учёные социалистической ориентации». Они просили главу городского поселения Загорянский увековечить память Героя Советского Союза, председателя Союза писателей Татарской АССР Мусы Джалиля, зверски казнённого фашистами 25 августа 1944 года. Известные учёные, среди которых заслуженный деятель науки и техники РФ академик О.И. Яковлев, профессора В.В. Мериакри, Е.Л. Котюргин, Е.И. Нефедов и другие, а также представители татарской общественности и руководители фрязинских музеев предложили переименовать улицу Лагерную, где в доме № 6 жил в конце 30-х годов известный татарский писатель, в улицу Мусы Джалиля, а на его доме установить мемориальную доску.

Как же оказался «татарский Пушкин», как его часто именуют русские почитатели поэтического искусства, в Щёлковском районе? Это я и попытался выяснить.

Но вначале небольшая предыстория. Татарская диаспора в Щёлкове возникла в начале прошлого века, когда с Волги для работы на доломитовом руднике стали приезжать не только жители Татарстана, но и других поволжских республик и областей. Деревня Хотово стала настоящей татарской столицей восточного Подмосковья.

Сразу после войны в Щёлкове открылось мусульманское кладбище, а уже в постсоветское время появилась красивая мечеть, ставшая одной из достопримечательностей города. Татарская диаспора в Щёлковском районе и сейчас большая и сплоченная.

Но великий татарский поэт Муса Джалиль (Залилов) родился не в Подмосковье. Он появился на свет в 1906 году в деревне Мустафино бывшей Оренбургской губернии. Первое его стихотворение было опубликовано еще в 1919 году в газете «Кызыл юлдуз» («Красная звезда»). Потом он учился на рабфаке в Казани, работал в редакциях различных газет и журналов. В 1929 вступил в партию большевиков. А в 1931 году окончил 1-й Московский государственный университет, после чего стал профессиональным писателем. До войны у него вышло двенадцать поэтических сборников.

Так Муса оказался в Москве, которая покорила его своей красотой. А вскоре он встретил девушку, которая заставила его восточное сердце биться в унисон любви. Его возлюбленную звали Амина, а жила она с родителями в Загорянке. Туда же вскоре стал часто приезжать Муса. Жизнерадостный, неутомимый шутник, любивший весёлые компании и долгие вечерние беседы, очень понравился девушке из Загорянки. А ещё через некоторое время Амина и Муса стали супругами.

В то время Джалиль работал заведующим литературной частью татарской оперной студии при Московской консерватории. Загорянка сразу понравилась татарскому поэту. Здесь он чувствовал себя свободно. Подмосковные леса навевали спокойствие и умиротворение. Недаром одни из лучших своих строк Джалиль написал именно на Щёлковской земле.

В Москве супруги жили в Столешниковом переулке в двенадцатиметровой комнате. В ней располагались круглый и письменный столы, большое кресло, кровать, шифоньер, книжный шкаф, стулья. «Здесь не то что ему, но и маленькой Чулпан (дочери Джалилей) негде было повернуться», — позже вспоминала в книге «Муса Джалиль — Красная ромашка» жена поэта Амина Залилова. Вот почему их так тянуло в Подмосковье, на волю, в лес и покой.

В Загорянку Муса приезжал в основном на выходные. «Утро Мусы начиналось с зарядки, — пишет Амина. — Двухпудовая гиря в его руках теряла внушительность, казалась игрушечной. У него были гантели, и каждое утро он упражнялся с ними довольно долго, явно ощущая радость от своей неутомимости и силы».

Он очень любил зиму, находя радость в одиноком общении с молчаливой зимней природой. Его страсть к спорту отразилась в стихотворениях «Следы лыж», «Во время катанья на лыжах», которые он написал в Загорянке.

— Нередко Муса катался на лыжах в одной майке, — продолжает Амина. — Он не боялся зимы и как бы бросал ей дружеский вызов. Под зимним солнцем его мускулы отливали густым летним загаром и даже как будто успевали ещё немного загореть.

В летние месяцы на даче под Казанью или в Подмосковье он вставал в шесть-семь утра и бежал купаться. Правда, и поболеть великий татарский поэт тоже любил. Хотя это, наверное, свойственно всем творческим людям. Но получалось это у Джалиля редко — было много работы. Зато когда получалось, то он с удовольствием следил, лежа в кровати, как ему заваривают крепкий чай, бегают за малиновым вареньем, меряют температуру, спешат за лекарствами в аптеку.

А однажды Муса заболел по-настоящему. Случилось это в конце 1937 года. «В тот день Муса уехал с Чулпан в Загорянку, — вспоминает его жена Амина. — На даче он посадил ее в санки, вынес на улицу и уселся рядом с книжкой. Прошел час, другой. Дочь спала. Замерзший Муса боялся потревожить ее сон. Ночью у него внезапно отнялись ноги, он застудил себе какие-то нервные узлы. В воскресенье утром ко мне прибежали сказать, что я должна немедленно ехать за город».

Когда Амина вошла в комнату, Муса приподнялся, обнял жену и заплакал. Но вера в собственные силы помогла ему одолеть болезнь, встать на ноги. Он вышел на улицу в марте 1938 года неуверенной походкой, желто-серый, худой. Характер его после выздоровления нисколько не изменился, хотя болел он месяца четыре.

Муса всегда был в окружении московских друзей. К нему в гости приходили «татарские москвичи» — известные татарские деятели культуры Махмуд Максуд, Ахмет Файзи, Латыф Хамиди. Они играли в шахматы, выпускали общими усилиями маленькую газету, помещали в ней шуточные экспромты. Но особенно сдружился Джалиль с писателем Габитом Мусреповым, будущим Героем Социалистического Труда. Тем более что и жена Габита тоже жила в Загорянке, вместе со своими родителями. Кстати, тесть Мусрепова, скульптор- любитель Г. Тимербаев, вылепил тогда же первый бюст поэта.

— К нам часто приходили музыканты, артисты, — вспоминала Амина. — Джалилю приходилось делать все: и составлять репертуар для студии, и создавать новые песни и либретто. Все труды окупились с лихвой, когда в 1939 году в Казани открылся оперный театр, выросший на основе студии. Это был большой подарок татарскому народу.

Вместе со студией перебралась в Казань и семья Джалилей. Хотя, будучи в Москве, Муса обязательно старался приехать в милую сердцу Загорянку, навестить родителей жены.

Вскоре Мусу Джалиля избрали председателем правления Союза писателей Татарии. «Днем работать Джалилю было почти невозможно, — пишет Амина. — Чаще всего он трудился вечерами и ночью. По обоим столам, стульям, по единственному подоконнику раскладывались черновики. Особенно много вариантов прошла «Алтынчеч». По комнате нельзя было пройти: всюду лежали листы бумаги, но не пропадал одному ему известный порядок».

Так они прожили семь предвоенных счастливых лет, ставших наиболее плодотворными для Мусы Джалиля. Прожили дружно и в согласии. А затем наступило 22 июня 1941 года.

Джалиль тут же записывается в ряды Красной армии — иначе быть не могло, он ведь не только поэт и председатель татарского Союза писателей, но и коммунист. В июле 1941 года супруги встретились в последний раз. «Чулпан не узнала отца, бритого, в выгоревшей гимнастерке, — вспоминает Амина. — Испугалась, не шла к нему на руки. У Мусы на глазах выступили слезы». Он говорил о рукописях, о составлении сборников, тревожился о том, как будут жить его любимые жена и дочь, когда он уйдет на фронт. Словно предвидел нехорошее.

В армии Джалиль вначале служил рядовым, затем окончил курсы политработников и в звании старшего политрука был направлен на Волховский фронт. «Чтоб нашего счастья врагам не отдать, тебя я покинул, родная… Я — раненый — грудью вперед упаду, дорогу врагу преграждая», — писал он в стихотворении, адресованном родной Амине.

А с июля 1942 года от него перестали приходить домой письма. Как раз в то самое время в окружении погибла 2-я ударная армия генерала Власова. Тот, кто не смог пробиться к своим, либо погиб в лесах и болотах, либо попал в плен. Джалилю выпала доля узника. В плену он назвался Гумеровым.

Сначала его бросили в Холмский лагерь, а весной 1943 года Джалиль попал в Радом. Фашисты отнеслись к нему сурово — коммунист, политрук. К тому же Джалиль пытался поднять восстание в лагере. Осуществить это, к сожалению, не удалось. В ночь на 12 августа 1943 года гитлеровские солдаты арестовали Джалиля и его товарищей за распространение листовок и агитацию. «Татарскому Пушкину» пришлось скитаться по тюрьмам. Вскоре он попал в знаменитый Моабит — берлинскую тюрьму для смертников. Но даже здесь он не переставал писать. Он верил, что вернется домой, а его стихи найдут читателей.

Так появились знаменитые «Моабитские тетради». В заточении Джалиль написал 115 стихов. И не только военных. «Как волшебный клубок из сказки, песни — на всем моём пути… Идите по следу до самой последней, коль захотите меня найти!» — писал он в стихотворении «Волшебный клубок» всего за несколько месяцев до гибели.

Прежде чем пойти на казнь, Муса 25 августа 1944 года отдал свои записи другу — бельгийскому антифашисту Андре Тиммермансу, который и отнёс уже после войны в советское консульство самодельный блокнот Джалиля. А ещё один блокнот со стихотворениями Мусы Джалиля привёз в Казань возвратившийся из плена солдат Терегулов.

Но ещё раньше советские солдаты, штурмовавшие Берлин и захватившие тюрьму Моабит, нашли вырванную из какой-то книги страницу, на которой было написано: «Я, татарский поэт Муса Джалиль, заключен в моабитскую тюрьму за политическую работу против фашистов и приговорён к смертной казни…».

После войны «Моабитские тетради» Мусы Джалиля были, как он и завещал, изданы. Они стали также знамениты, как и другие книги о войне. Посмертно поэту было присвоено звание Героя Советского Союза. Ну а Амина Залилова дожила до 93 лет. Родственники поэта до сих пор живут в Загорянке.

Имя Джалиля увековечено не только в Татарстане. В Москве в честь него названа улица. Пора и в Щёлковском районе отдать дань уважения великому поэту. Это предлагали сделать и ученые из Фрязина. Причем не только переименовать улицу Лагерную (кстати, очень символичное название, если вспомнить судьбу Мусы), но и установить на доме Джалиля мемориальную доску. По-моему, вполне разумное предложение, ведь подвиг «татарского Пушкина» должен остаться в памяти и жителей Загорянки, которую так любил Муса Джалиль.