Московский дом национальностей | Дайджест от 20 июля 2017
Дайджест от 20 июля 2017
 

Московский дом национальностей

Конкурс этномоды «Этно-Эрато» начал принимать заявки

Автор: Финноугория

Издание: Финноугория, 17.07.2017

Организаторы конкурса национальной моды «Этно-Эрато 2017» объявили о начале приема заявок на участие. На конкурс ждут молодых художников-модельеров, дизайнеров, студентов, членов национально-культурных автономий, общественных объединений, студенческих сообществ и землячеств.

Для участия нужно отправить в Московский дом национальностей по электронной почте заявку, портфолио, фотографии и контактные данные до 15 ноября. Конкурсанты будут соревноваться в таких номинациях, как «Лучший славянский костюм», «Лучший костюм народов Кавказа», «Лучший восточный костюм», «Лучший костюм финно-угорских народов», «Лучший костюм народов Севера, Сибири и Дальнего Востока», «Ретро этнического костюма», «Этнические мотивы в современном костюме», «Лучший этнический сценический костюм» в действии (хореография, отрывки из спектакля, вокальное сопровождение и др.). Также будут учреждены специальные призы конкурса «За профессионализм», «Подающий надежды кутюрье», «За бережное сохранение народных традиций».

Конкурсный день состоится 9 декабря в МДН. Гала-концерт победителей и лауреатов проведут 10 декабря в Большом зале Правительства Москвы.

Нацакцент

Активист «Коми войтыр» в Москве Яна Васильченкова: «Мы готовы поддержать каждого нашего земляка в Москве»

Автор: Bnkomi.Ru

Издание: Bnkomi.Ru, 19.07.2017

Проживающие в Москве представители коми народа договорились о создании в столице России представительства Межрегионального общественного движения «Коми войтыр». Решение было принято на прошедшей недавно встрече активистов движения в Москве. О планах по созданию представительства и целях участников встречи БНК рассказала возможный руководитель будущего представительства Яна Васильченкова.

Фото Яны Васильченковой

– Как родилось решение о создании представительства «Коми войтыр» в Москве?

– Мы собрались узким кругом 14 июля. Пришли самые главные наши активисты, те, кто готов активно участвовать в развитии движения в столице. Мы познакомились с новым сотрудником представительства Коми в Москве Юрием Шихановым, пообщались с помощником члена Совета Федерации от Коми Валерия Маркова Светланой Белорусовой, с земляками и активистами Галиной Алфимовой и Вероникой Ортяновой. Они обе имеют корни в республике Коми и душой болеют за нее. Главное, ради чего мы собрались — создание в столице страны представительства общества «Коми войтыр», необходимость которого назрела уже давно. Предполагается, что на его базе будет организован некий консультативный совет, который станет тесно взаимодействовать с давно действующем в Москве землячеством «Парма», Постоянным представительством Коми в Москве, с крупными культурно-образовательными площадками города, а также со столичными органами власти.

– А для самого представительства кто или что может стать базой в Москве? Сколько готовых к сотрудничеству наших земляков проживает в столице?

– Для начала мы планируем объединить под своим крылом коми молодежь Москвы. В столичном регионе обучается около 500 студентов из нашей республики. Количество, конечно, меняется, но мы будем стараться искать с ними контакт. Активно будем подключать представителей старшего поколения – наших мудрых наставников. В столице и ее пригородах проживает немало наших земляков, желающих активно участвовать в наших будущих мероприятиях. Через них будем привлекать и других. Возможно, круг общения с представителями Коми в столице будем развивать через социальные сети. Мы готовы к диалогу. И готовы поддержать каждого нашего земляка, проживающего на территории Московского региона.

– Какие еще задачи вы ставите перед собой? В каких мероприятиях планируете участвовать?

– Мы будем принимать активное участие в различных московских, общероссийских и даже международных проектах. Например, планируем работать по такому направлению как Арктика. Этой темой активно занимается известный полярник Артур Чилингаров. Планируем развивать сотрудничество с ним и его коллегами. Будем взаимодействовать с Московским Домом Национальностей. Подадим информацию о нас в Министерство культуры Российской Федерации, что даст возможность участвовать в проводимых этим министерством мероприятиях. И, конечно же, собираемся наладить контакт со всеми заинтересованными организациями Республики Коми. Что примечательно, объединившись на базе представительства «Коми войтыр», наши земляки смогут в будущем участвовать в съездах коми народа, представляя там свои интересы.

– Какие шаги будут первыми?

– Поскольку на дворе лето и время отпусков, месяц с небольшим мы выделили на то, чтобы обдумать уже оговоренные планы, предложить новые проекты. За это время проведем мониторинг интересных предложений, которые есть как в Республике Коми, так и на московских и международных площадках. Ближе к концу августа коллеги пришлют мне свои предложения. Сразу после этого распланируем конкретную работу. А также организуем встречу уже в расширенном составе. А дальше начнем работу.

«Благодаря клипу Vaya, наша аудитория в соцсетях значительно расширилась и помолодела»

Автор: Автор не указан

Издание: stolica-s.su, 20.07.2017

В планах певицы Ежевики издание нового альбома, съемки клипа с участием британского музыканта Уилла Джонса и выпуск линии одежды под брендом «Ойме».

Группа «Ойме» под руководством Ежевики Спиркиной отправилась в очередную шестую этнографическую экспедицию. Отважная команда певицы перемещается по просторам России на стареньком автомобиле «Пежо 206» и уже записала эрзянские песни деревенских бабушек и самодеятельных коллективов в Самарской области! Зачем Ежевика исследует своих респонденток на ощупь — узнала Татьяна Михайлова.

Профессиональная жизнь фольклорного коллектива полна событий и планов. Недавно группа «Ойме» стала победителем фестиваля «КлипFest» в Москве. Клип Vaya лидировал сразу в трех номинациях! В июне Ежевика отправилась в очередную этнографическую экспедицию. А все начиналось в 2011 году с родного Кочкуровского района, где исследователи объехали села Мурань, Новую Пырму, Старые Турдаки… Позже за съемки эрзянской свадьбы фотограф Михаил Панков получил приз на международном конкурсе в Китае…

По российским дорогам «Ойме» вместе с волонтерами передвигается на «Пежо 206», за рулем Ежевика. Энтузиасты ночуют у деревенских бабушек или в самых дешевых гостиницах. «На тот раз мы побывали в Шенталинском и Сапринском районах Самарской области, — рассказывает Ежевика. — Впервые за шесть лет поездка осуществлялась не на собственные средства. Я бросила клич в Интернете и люди откликнулись! Помогла тольяттинская мордва и студия звукозаписи Владимира Осинского… В организации поездки посодействовал Николай Спиркин. Как правило, первая экспедиция имеет разведывательный характер… Если найдем спонсоров, вернемся в Самарскую область, чтобы записать уже определенных людей. Я с большим интересом слушаю, как деревенские бабушки поют старинные песни. Пару раз даже обнимала респондентку, прикладывала ладони к телу, стараясь понять, как распространяется звук. В вокальном процессе участвует весь организм! Это очень интересно! (Смеется — «С») Скоро отправимся в интереснейшие села Чиндяново и Поводимово Дубенского района. На все нужны деньги. Недавно эрзяне-«википедисты» подали заявку на грант для технического обеспечения нашей экспедиций и саму поездку. Обращаюсь ко всем, кто пишет в «Википедию»: поддержать идею! Если все получится, как задумано, осенью отправимся в очередную этнографическую поездку. Хочется побывать в Теризморге, в Зубово-Полянском районе и некоторых районах Самарской области».

В группе oymeexpeditions в соцсети «ВКонтакте» размещены сведения о об экспедициях «Ойме» за шесть лет. Имеется также аккаунты на «Ютубе» и в «Инстаграме». Там приводятся краткие историко-географические справки о местности, а также фотографии, видеоматериалы, информация о респондентах. Благодаря поддержке эстонского фонда «Фенно-Угрия» oymeexpeditions превратилась в культурный проект «Штатол» (родовая свеча). В его рамках в Московском доме национальностей проходят тематические фотовыставки, финно-угорские и русские перформансы, выступают народные ансамбли, выпускаются музыкальные альбомы. Скоро «Ойме» выпустит некоммерческое мобильное приложение на трех языках: русском, английском и эрзянском. Пользователи получат доступ к песням и фото группы, видеозаписям мордовских праздников и обрядов. «Благодаря клипу Vaya, наша аудитория в соцсетях значительно расширилась и помолодела, — продолжает Ежевика. — Оказывается, там тинэйджеры всего мира играют в «Евровидение», то есть устраивают свои конкурсы клипов. В одной из групп победил наш клип Vaya! Это очень приятно! Сейчас мы записываем второй музыкальный альбом в стиле word-miuzik. Его презентация, скорее всего, состоится в Мордовии». Также снимается новый клип «Ойме» с британским музыкантом Уиллом Джонсом на песню Tears of a Butterfly. Режиссером выступает продюсер Школы «Клипмейкер» Алексей Дубровин.

И это еще не все. Недавно группа начала сотрудничать с дизайнерами из Коми. В планах команды Ежевики выпуск линии повседневной молодежной одежды под брендом «Ойме».

Круглый стол «Русское монашество на Святой Горе Афон»

Автор: Автор не указан

Издание: infokolomna.ru, 17.07.2017

12 июля в Культурном центре «Дом Озерова» прошел круглый стол, приуроченный к празднованию 1000-летнего присутствия русского монашества на Святой Горе Афон. Организаторами выступили Государственное бюджетное учреждение «Московский дом национальностей», управление по культуре и туризму администрации городского округа Коломна и Муниципальное бюджетное учреждение «Культурный центр «Дом Озерова».

Афон в течение многих лет играл исключительно важную роль в развитии отечественной духовности и культуры как в эпоху Киевской Руси, так и в последующие времена. Особенно важным было становление монашества, духовности, книжности, культуры и просветительства по всей Руси под воздействием Афона.

В 2016 году исполнилось 1000 лет присутствия русского монашества на Святой Горе Афон. Такая внушительная дата праздновалась и в России, и в Греции. В рамках этого события проводилось множество торжественных, культурно-просветительских и научно-образовательных мероприятий.

В конференции приняли участие ведущие специалисты Московского дома национальностей: ведущий эксперт ЦИ и ОТОИВ, кандидат исторических наук Сергей Орешин, начальник ЦИ и ОТОИВ Галина Бурова, эксперт I категории ЦИ и ОТОИВ Виталий Политов; директор МБУ «Историко-культурный заповедник «Коломенский кремль», кандидат исторических наук, лауреат Макарьевской и Забелинской премий Евгений Ломако, член Союза писателей России, заместитель главного редактора литературно-художественного издания «Коломенский альманах» Роман Славацкий, игумен Димитрий, клирик Богоявленского храма и другие.

Участники обсудили целый спектр вопросов, связанных с возрождением духовно-культурного наследия, говорили о становлении и развитии ряда славянских обителей на Афоне, затронули исторические связи Коломны со Святой Горой Афон, провели обзор литературы по данной теме.

Укрепление межнациональных отношений

Федеральное агентство по делам национальностей и Гильдия межэтнической журналистики объявляют старт конкурса «СМИротворец-2017»

Автор: ГТРК Ямал

Издание: ГТРК Ямал, 18.07.2017

Федеральное агентство по делам национальностей и Гильдия межэтнической журналистики объявляют старт конкурса «СМИротворец-2017»

Федеральное агентство по делам национальностей и Гильдия межэтнической журналистики объявляют о начале приема работ на IX Всероссийский конкурс средств массовой информации на лучшее освещение вопросов межнациональных и этноконфессиональных отношений «СМИротворец-2017».

Конкурс проводится в рамках Государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики» по инициативе и при поддержке Гильдии межэтнической журналистики.

Цель творческого состязания — поощрение профессиональной деятельности журналистов, освещающих в СМИ жизнь, культуру, традиции народов многонациональной России, вопросы этнокультурного развития и взаимодействия народов, а также — деятельность российского государства и институтов гражданского общества по укреплению единства российской нации.

К участию приглашаются журналисты федеральных, региональных и национально-культурных СМИ. Конкурс проводится отдельно для массовых изданий и изданий локальных (в том числе этнических) в шести номинациях: «Телевидение», «Радио»,? «Пресса», «Интернет», «Детские и молодежные СМИ»,? «Этно-туризм».

В целях привлечения нового поколения журналистов к грамотному освещению этно-культурной тематики в медиа-пространстве впервые вводится специальная номинация «Поколение мультимедиа», в которой будут рассмотрены работы студентов профильных факультетов вузов.

На конкурс могут быть представлены материалы, которые были опубликованы (вышли в эфир) в СМИ в период с 01 августа 2016 г. до 01 августа 2017 г.

Для номинации «Поколение мультимедиа» — материалы должны быть размещены в СМИ, сообществах социальных сетей, видеохостингах в период с 01 августа 2016 г. до 01 августа 2017 г.

Жюри конкурса будет сформировано отдельно для федеральных/региональных и локальных/этнических СМИ. Традиционно в его состав входят редакторы ведущих СМИ, известные журналисты, представители федеральных органов исполнительной власти, национально-культурных общественных объединений и ученые — этнологи. Задача экспертов — выделить самые актуальные и профессиональные работы в столь тонкой и порой взрывоопасной теме, как межнациональные отношения.

В рамках конкурса «СМИротворец-2017» пройдут окружные этапы. Лучших журналистов Южного федерального округа назовут 15 сентября в столице Республики Калмыкия — Элисте. В первой декаде октября состоятся финалы окружных этапов: по Уральскому федеральному округу — в Ханты-Мансийске, по Сибирскому федеральному округу — в Красноярске. Работы, получившие первые места в номинациях окружных этапов будут включены в шорт-лист общероссийского конкурса. Имена лучших журналистов России, освещающих тематику межнациональных отношений, назовут в Москве 28 ноября 2017 года.

Организаторы творческого состязания отмечают, что из года в год увеличивается количество участников конкурса и растет профессиональный уровень представленных работ. Ежегодно эксперты рассматривают тысячи работ из всех без исключения регионов России. И это — закономерно, ведь в Российской Федерации живут представители 193 народов, которые сохраняют свою культуру и традиции. Все они являются гражданами одной огромной страны и составляют единую российскую нацию.

Прием работ на IX Всероссийского конкурса средств массовой информации «СМИротворец-2017» продлится:

для СМИ Южного федерального округа — до 15 августа 2017 г.

для СМИ Сибирского и Уральского федеральных округов — до 10 сентября 2017 г.

для СМИ Дальневосточного, Центрального, Приволжского, Северо-Западного и Северо-Кавказского — до 10 октября 2017 года.

Ознакомиться с Положением о конкурсе можно по ссылке: http://concours.nazaccent.ru/2017/

Дополнительная информация по телефону: +7 (495) 978-02-89.

Материалы следует направлять на эл.адрес konkurs@nazaccent.ru или по почтовому адресу: 125009, Москва, ул. Тверская д.7, ая 92 «Гильдия межэтнической журналистики», «СМИротворец-2017».

Народы России

Что общего между эвенками и бурятами

Автор: Автор не указан

Издание: Центр Льва Гумелева, 18.07.2017

Эвенки-орочоны с древности населяют север нашей республики. Но знает о них большинство населения Бурятии до обидного мало. А ведь рядом с нами живет народ с богатейшей историей и традициями. Они частично похожи на наши, а различия весьма интересны. Чтобы немного восполнить этот пробел, мы расскажем об особенностях психологии наших северных соседей. Происхождение

Есть разные версии происхождения эвенков. Одни считали, что они формировались в степных районах южнее Байкала. Другие пишут, что у эвенков и маньчжуров были общие предки, а их прародина — территория между реками Хуанхэ и Янцзы. Третьи называют предком эвенков народ увань. Это небольшая племенная группа народа Хи, куда входили еще мохэ и чжурчжени — предки маньчжур. Населял народ Хи Большой Хинганский хребет. В XII веке увани с другими племенами начали кочевать на север. К ним присоединялись тюркские и монгольские племена. Такой сплав разных народов и огромная территория расселения не могли не разделить эвенков не только на разные племена, но и на разные типы хозяйствования. Особенности этнического формирования тунгусов привели к тому, что для них характерны три антропологических типа, а также три различных хозяйственно-культурных группы: оленеводы, скотоводы и рыболовы.

Фото автора

Поселившиеся в тайге эвенки занимались охотой и рыболовством, жившие в лесостепях — скотоводством, в том числе оленеводством. Эвенков-оленеводов называли орочонами от слова «орон» — олень. Понятно, что они расселялись в северной таежной зоне. К концу XIX — началу XX века орочоны расселялись по левобережным притокам среднего течения реки Витим, в верховьях Олекмы и Алдана, среднем течении Маи (правый приток Алдана) и по левобережным притокам верхнего Амура. Три мира

Как и в бурятском шаманизме, эвенки делили мир на три части: верхний, средний и нижний. Верхний и нижний миры могли посещать шаманы. Интересно, что эвенки верили в то, что в нижний мир можно попасть через расщелины и пещеры на земной поверхности, и обходили их стороной.

Фото автора

Похожи у нас и названия звезды Венера. У эвенков — Чолбон, у монголов — Цолмон. Оба народа верили в очищающую силу огня. Приносили ему жертвы, бросали первый нетронутый кусочек еды. Невеста у эвенков, как и у монголов, приобщалась к роду мужа после того, как «угощала» огонь жиром. Естественно, что почтительное отношение к огню предусматривало ряд запретов: не осквернять огонь сжиганием нечистых вещей, недопустимо плевать в огонь. Правда, есть отличие, вызванное жизнью эвенков в лесу: не сжигать смолистые шишки и березовые наплывы. Иначе хозяин очага и его олень, будучи ранеными, сгорят от жара. Разделка мяса

Эвенки, как и буряты, умели мастерски разделывать тушу животного ножом, не повреждая кости и не проливая кровь на землю. На первой весенней охоте эвенки первую добычу полностью раздавали сородичам. Верили, что после этого род всегда будет сытым и сохранится охотничья удача. Кстати, на охоте эвенки ни в коем случае не позволяют надругаться над останками убитых животных. Медведя и вовсе почтительно называли амикан — дедушка.

Эвенки, как и буряты, считали, что медведь когда-то был человеком, жившим с женщиной. Поэтому верили, что медведь не тронет женщину, если она обнажит перед ним груди. Даже русские сибиряки в конце XIX — начале XX века уже прониклись уважительным отношением к медведю и тоже называли его «хозяин», «дедушка» и пр. Нельзя было о медведе вслух неуважительно отзываться или ругать его, так как считалось, он «услышит» и обязательно отомстит. Разделка медведя после охоты заслуживает отдельного рассказа. «Тебя не я убил!»

Обряд, совершавшийся после добычи медведя, был связан с существовавшим представлением, что убитый зверь вновь оживает и поэтому необходимо оградить себя от его мести. К убитому медведю все участники охоты подходили с криками, имитирующими карканье ворон.

Сам охотник громко кричал: «Это не я тебя убил!». А далее все зависело от национальности. Эвенк кричал, мол, это тебя бурят или русский убил! Соответственно, бурят или русский кричал о том, что его убил тунгус. Эти же слова повторяли все присутствующие. Таким образом, охотники переадресовывали вину за его смерть кому-нибудь постороннему.

Эвенки шкуру медведя снимали только с одной стороны, чтобы на охоте медведи не могли напасть сразу с двух сторон. Пока снимали шкуру, один из участников охоты изготавливал из коры лиственницы плоскостное изображение ворона, мазал кровью ему клюв и надевал на него небольшой кусок мяса. Затем фигурку ворона клали на ближайший пень или на изготовленный неподалеку лабаз. Этим эвенки хотели показать, что якобы виновником смерти является не человек, а ворон. При свежевании медведя кости отделяли по суставам, приговаривая: «Дедушка, осторожно, здесь бревно!». Волк-родственник

Если монгольские народы называли своим предком Буртэ шоно — бурого волка, то и для эвенков он был иргичи — дальним родственником, кормильцем.

Поэтому стоит помнить, что эмоциональная сдержанность эвенков обусловлена еще и тем, что древние охотники боялись спугнуть добычу шумом. Эвенки никогда не будут убивать на охоте больше, чем необходимо. Если у оленевода по какой-то причине погибали олени, все родственники давали ему по одному, чтобы восстановить стадо. Или еще обычай — «нимат». Добытое мясо справедливо распределяется между всеми членами рода, угощаются все жители эвенкийского села. Так эвенки «подстраховывали» друг друга во времена, когда удача на охоте могла от них отвернуться. Нет слова «вор»

Ссыльный декабрист В. Кюхельбекер называл тунгусов «сибирскими аристократами» за внутренний такт, гостеприимство, культуру общения с природой. А первый енисейский губернатор А. Степанов писал: «их костюмы напоминают камзолы испанских грандов…».

Эвенкийский писатель Алитет Немтушкин в своем произведении «Прекрасные люди», в котором речь идет о незадачливых эвенках, оставивших в Центральном парке Красноярска свои парадные костюмы и не нашедших их после прогулки, пишет так:

«На фактории посмеялись, поудивлялись и прилепили им общую кличку «курортники». Какова же была радость Гирго Удыгира, когда через несколько дней он с почтовым самолетом получил пакет.

— Егор! Егор! Иди сюда! Какие прекрасные люди живут в том городе! — кричал он своему другу.

В пакете были документы «курортников» и записка: «Дорогие наши кормильцы и поильцы, спасибо вам за костюмчики, которые вы нам, можно сказать, любезно подарили. Они нам с Петькой хорошо подошли. Заглянув в карманы, мы вообще оказались на седьмом небе и тут же направили свои стопы в ресторанчик, где с удовольствием выпили за ваше здоровье».

Жорес Трошев, еще один писатель, так говорил об этом народе и этой земле: «Ошеломила, заворожила красота тамошних мест, люди подкупили своей искренностью и добротой… Это прекрасный народ с кристальной честностью. В эвенкийском языке нет слова «вор» …».

И это при том, что эвенкам пришлось гораздо тяжелее приспосабливаться к новой жизни после революции.

— Сегодня мы ведем речь о выживании, и если у других народов это касается отдельных групп населения, то у нас — всего народа, его традиций, уклада, как следствие, языка и культуры. Произошел, на первый взгляд, парадокс: жили в тайге, ели сырую рыбу и печень, и окружающий мир казался понятным и благодатным. Пошли по стопам цивилизации — потерялись, заблудились в той же тайге. И рабочего класса из нас не получилось… Весь XX век стал для эвенков непосильным испытанием, а в нашей стране, бывшем СССР, оно было еще и укутано лицемерием. Принимались различного рода постановления «об улучшении» и «дальнейшем развитии», а подразумевалось ухудшение, — такое горькое интервью дано еще в 90-х годах первым президентом Ассоциации малочисленных народов севера Республики Бурятия П.С. Степановым.

Справка infpol.ru Чуть более полутора тысяч эвенков-орочонов проживает в северных районах Бурятии: в Баунтовском, Северобайкальском, Курумканском, Баргузинском. Андрей Ян

Фото автора