Московский дом национальностей | Дайджест от 30 июня 2016
Дайджест от 30 июня 2016
 

Московский дом национальностей

Старообрядцы ограничились охранительством

Автор: Алексей Зыгмонт

Издание: Независимая газета, 30.06.2016

Представители различных согласий отказались от экуменизма и политики, но договорились беречь обычаи

Международная конференция «Старообрядчество, государство и общество в современном мире» состоялась 23–24 июня в Московском доме национальностей. Старообрядцы России, ближнего и дальнего зарубежья впервые за несколько веков разногласий обсудили настоящее и будущее староверия, его место в сегодняшнем мире и перспективы сотрудничества. Напомним, что событие готовилось еще с начала этого года: 3 марта усилиями Межстарообрядческой рабочей группы был организован круглый стол «Актуальные проблемы старообрядчества», на котором вопрос об объединении староверов на базе социально-культурной деятельности был поставлен впервые.

Аудитория нынешнего мероприятия составила около 100–120 человек, почти сплошь мужчины, с бородами, в разноцветных вышитых рубахах, подпоясанных пеньковыми поясами. Меньшая часть – мужчины в костюмах, несколько женщин в традиционно заколотых под подбородком платках. Люди съехались со всей России, из Украины, Молдавии, Румынии, Литвы и Австралии. Церемонные приветствия зачитали предстоятели двух поповских организаций – патриарх Русской древлеправославной церкви (РДЦ) Александр (Калинин) и митрополит Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) Корнилий (Титов), а также член совета беспоповской Древлеправославной поморской церкви, председатель Центрального совета Древлеправославной церкви Латвии и др.

Глава РДЦ в своей речи противопоставил старообрядчество, российское государство и общество «современному миру», не забыв при этом напомнить о 75-летии со дня начала Великой Отечественной войны («мы объединились и выстояли перед общим врагом»), и сказал, что теперь русские люди должны проявить солидарность в ситуации новой эры безбожия, когда утрачены исторические корни, духовные ориентиры и пр. Митрополит Корнилий уделил особое внимание сохранению обычаев, любви к Отечеству и всесторонней поддержке, которую старообрядчеству оказывает государственная власть. Словно в подтверждение его слов тут же были зачитаны приветствия руководителя администрации президента Сергея Иванова, заместителя председателя правительства России Сергея Приходько и других чиновников.

Из выступлений участников можно было сделать вывод, что форма сотрудничества множества организаций, общин и толков из разных стран носит несколько парадоксальный характер: с одной стороны, они все идентифицируют себя со старообрядчеством в целом и настаивают на «ментальном единстве» друг с другом, однако не считают свою деятельность экуменической, говорят о невозможности литургического общения и о неразрешимости имеющихся между ними богословских противоречий. Неоднократно звучали также декларации о том, что старообрядцам не следует «лезть в политику». Единственной областью, в которой возможно сотрудничество, таким образом, осталась культурно-социальная сфера: поднимались вопросы о роли старообрядцев в сохранении культуры, трансляции наследия, развитии образования, хозяйства и т.д. Роль эта неизменно оценивалась как «значительная». Хотя большая часть всего обсуждения носила абстрактный характер, говорилось и о конкретных инициативах: представитель общины живущих в Румынии русских-липован рассказал о разработанных им учебниках русского языка, а гость из Бурятии – об успешных попытках внедрить в специализированные школы преподавание старославянского языка.

В выступлении Михаила Овчинникова – гостя из Австралии, основателя Русского музея в Сиднее, – обозначился любопытный зазор в плане хозяйственной этики тех, кто живет в России, и эмигрантов. Если первые по привычке относили капитал к сфере «современного мира» глобализации и общества потребления, в котором правят бал безнравственность, неверие и всякого рода пороки, то вторые решительно изымали бизнес из этого списка и настаивали на том, что деньги человеку даны самим Богом, и даны не для эгоистических целей, а для роста благосостояния всего общества – в том числе и на пользу старообрядчества.

Еще один эпизод, прервавший череду протокольных выступлений, – очень краткая речь старообрядца, пытавшегося вернуться в Приморье из эмиграции в Боливии. Оказалось, что его обманул местный чиновник, обещавший 2,5 тыс. га земли для занятий сельским хозяйством и обещания своего не сдержавший. Сообщив об этом, докладчик на секунду замешкался, сказал, что техника закуплена, простаивает и что говорить ему больше не о чем. Собрание несколько оживилось, внесло предложение «пробивать вопрос через Путина» и вообще воздействовать на власти.

Нынешняя конференция, как признавали все собравшиеся, стала первой ласточкой осторожного соработничества старообрядцев в деле сохранения своего наследия. На очереди – одобренное и уже почти что щедро профинансированное российскими властями празднование 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума, которое должно состояться в 2020 году, но о котором все говорят так, как будто оно предстоит уже завтра.

Дружба народов

Автор: Элина Хадеева

Издание: Рязанские ведомости, 28.06.2016

Российско-армянский молодежный форум завершает свою работу

В РГУ имени С.А. Есенина подвели итоги Российско-Армянского молодежного форума. Он проводился в рамках празднования Дня молодежи. На заседании приняли резолюцию форума.

Открытие состоялось в субботу, 25 июня, в Московском доме национальностей. Форум проводился при поддержке Министерства образования и науки РФ, Министерства молодежи и спорта Армении, Федерального агентства по делам молодежи, Национального совета молодежных и детских объединений и Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина.

Исполняющий обязанности ректора РГУ Алексей Зимин отметил, что для вуза взаимодействие с Арменией является стратегическим приоритетом развития:

– Общение между молодежью наших стран сегодня – это прочная основа для их эффективного взаимодействия в будущем. Наш университет с 2006 года активно взаимодействует с Арменией. Две недели назад представители естественно-научного факультета посетили Ереванский лингвистический госуниверситет имени В.Я. Брюсова и обсудили вопросы подготовки студентов по этому направлению. Я уверен, что этот форум не только укрепит отношения между Россией и Арменией и переведет их на новый уровень, но и позволит предложениям, которые внесены в резолюцию форума, стать основой для построения новых форм взаимодействия между молодежью двух стран. Я хочу верить в то, что он принесет не только практическую пользу, но и массу положительных эмоций от общения.

На заседании также присутствовали заместитель председателя правительства области Елена Буняшина, председатель Рязанского регионального отделения Союза армян России Арам Казарян, главный редактор «Блогньюз» Константин Тер-Накалян, председатель Армянского духовно-культурного объединения «ЛУЙС» Александр Мирзоян и другие.

Директор центра реализации молодежных мероприятий Давид Айрапетян заметил положительное свойство представленных предложений: все множество идей можно воплотить в жизнь: найти ресурсы, спонсоров, волонтеров. Гости поблагодарили город за гостеприимство и отметили эффективную работу форума, несмотря на жаркую нерабочую погоду. В форуме приняли участие студенты из Еревана, Москвы, Санкт-Петербурга, Пятигорска, Рязани и других городов. 28 июня форум официально завершит свою работу.

Отделения землячества Ненецкого округа открылись ещё в пяти российских городах

Автор: Информационный центр финно-угорских народов

Издание: finugor.ru, 29.06.2016

Землячество Ненецкого автономного округа в Москве открыло региональные отделения в Великом Новгороде, Твери, Ярославле, Ульяновске и Костроме. Об этом сообщает официальный сайт Администрации НАО.

 В состав некоммерческой организации вошли более 120 человек, чья судьба связана с Ненецким округом. Их малой родиной являются Нарьян-Мар, сельские населённые пункты округа, Большеземельская тундра.

В мае землячеству НАО в Москве исполнился год, его возглавляет Вячеслав Выучейский, бывший председатель Собрания депутатов НАО и народный депутат РСФСР, родившийся в Канинской тундре.

— Ненецкое землячество в Москве создано для того, чтобы наши земляки, оказавшиеся в столице, общались между собой и не теряли связи с родной землей, — рассказал он об идее объединения земляков в общественную организацию.

В землячестве и его филиалах в российских городах рады оказать помощь студентам из НАО, солдатам срочной службы и всем уроженцам Ненецкого округа. В настоящее время Ненецкое землячество тесно сотрудничает с аналогичными объединениями выходцев из Ненецкого округа в Архангельске и Санкт-Петербурге.

Свою первую годовщину со дня образования землячество отметило форумом «Мы вместе!», который состоялся в Московском Доме Национальностей. Почётными гостями в числе других приглашённых стали уроженцы округа — художница, писательница, автор логотипа землячества Нина Валейская, выпускница Нарьян-Марской школы искусств, студентка музыкальной академии им. Гнесиных Наталья Банина. Мероприятие было проведено в том числе на средства окружного гранта, выигранного в результате конкурса некоммерческих организаций. Конкурс традиционно проводит Департамент региональной политики Ненецкого автономного округа. Существенную помощь в организации встреч и мероприятий ненецкого землячества в рамках форума оказали Администрация Ненецкого автономного округа, ООО «СК Русьвьетпетро», ООО «Нобель Ойл» и ООО «РН-Северная нефть». 

В пяти российских городах открылись землячества НАО

Автор: Автор не указан

Издание: Север — Ненецкая ТРК, 30.06.2016

Отделения землячества Ненецкого округа открылись еще в пяти российских городах — в Великом Новгороде, Твери, Ярославле, Ульяновске и Костроме. В состав некоммерческой организации вошли более 120 человек, чья судьба связана с Ненецким округом. В землячестве и его филиалах в российских городах рады оказать помощь студентам, солдатам срочной службы и всем уроженцам Ненецкого округа.

В мае землячеству Ненецкого округа в Москве исполнился год, его возглавляет Вячеслав Выучейский, бывший председатель Собрания депутатов округа и народный депутат РСФСР, родившийся в Канинской тундре. Он стоял у истоков создания общественной организации, объединяющей выходцев из Ненецкого округа. В настоящее время Ненецкое землячество тесно сотрудничает с аналогичными объединениями выходцев из Ненецкого округа в Архангельске и Санкт-Петербурге. Свою первую годовщину со дня образования землячество отметило форумом «Мы вместе!», который состоялся в Московском Доме Национальностей. Почетными гостями в числе других приглашенных стали уроженцы округа — художница, писательница, автор логотипа землячества Нина Валейская, выпускница Нарьян-Марской школы искусств, студентка музыкальной академии имени Гнесиных Наталья Банина.

Мероприятие было проведено на средства окружного гранта, выигранного в результате конкурса некоммерческих организаций. Конкурс традиционно проводит Департамент региональной политики Ненецкого автономного округа. Существенную помощь в организации встреч и мероприятий ненецкого землячества в рамках форума оказали Администрация Ненецкого автономного округа, компании » Русьвьетпетро», «Нобель Ойл» и «РН-Северная нефть».

АНАР: «Не представляю свою духовную жизнь без руской литературы»

Автор: Автор не указан

Издание: Эхо (Баку), 30.06.2016

В Москве состоялась презентация новоизданных книг Анара на русском языке

В последние годы в Москве было издано довольно много книг народного писателя Анара. Среди них — повесть «Наваждение» и рассказы, изданные издательством «Вече», и кинодастан «Деде Горгуд», изданный издательством «Дом Марджани».

В популярной серии «Библиотека «Огонька» 40-тысячным тиражом был выпущен сборник рассказов «Я, ты, он и телефон», журнал «Дружба народов» в разных номерах опубликовал повести «Белый овен, черный овен» и «Амулет от сглаза».

В этом году два ведущих издательства выпустили еще две книги писателя: «Художественная литература» выпустила двухтомник, куда вошли прозаические произведения писателя. Во вступительном слове от издательства говорится: «Издательство «Художественная литература» впервые за много лет представляет в Москве на русском языке произведения, пожалуй, самого известного писателя Анара.

Его первые литературные опыты появились в России еще несколько десятилетий назад и сразу стали образцом нового остросовременного письма. Затем были годы, отданные политике: Анар, которого сейчас уже чаще зовут Анар муаллим (Анар учитель), в свое время был очень активным депутатом съезда народных депутатов СССР, затем многие годы плодотворно участвовал в работе депутатского корпуса независимого Азербайджана.

Давно и успешно возглавляет Союз писателей республики. С настоящего двухтомника начинается возвращение большого писателя-интернационалиста к российскому читателю.

В двухтомник вошли лучшие произведения как прошлых лет, так и нынешнего времени, написанные талантливым мастером, сыном одного из самых авторитетных основоположников современной азербайджанской литературы — легендарного Расула Рза».

Первый том открывается «Вводным словом», написанным Чингизом Айтматовым, в него включены также рассказы и повести: «Контакт» и «Комната в отеле».

Во второй том вошли повести и романы: «Белый лиман», «Шестой этаж пятиэтажного дома», «Юбилей Данте», «Цейтнот», «Белый овен, черный овен», «Амулет от сглаза». В конце дана статья доктора филологии Абузера Багирова о творчестве и биографии Анара.

В книгу, вышедшую в издательстве «Время», вошли роман-воспоминание «Без вас», киноповесть «Поединок в Париже» («Бунин и Банин»), эссе о Владимире Маяковском, Дмитрии Шостаковиче, Константине Симонове, Юрии Трифонове, Евгении Евтушенко, Василии Аксенове, Владимире Амлинском, Римме Казаковой и дополненный вариант «Ночных мыслей».

В презентации от издательства говорится: «Я хочу чувствовать как восточный человек и думать как западный» — вот точный творческий автопортрет Анара, выдающегося прозаика и драматурга.

Его книги переведены на 32 языка. Миру он интересен — как понятен и интересен ему самому целый мир.

В эту книгу Анар включил не только переведенный им совместно с дочерью Гюнель Анаргызы с азербайджанского роман-воспоминание о родителях, но и написанные по-русски киноповесть (Париж, «Иван Бунин», «Шамаханская царица» Умм эль Банин), а также воспоминания о русских друзьях и отточенные до афористичности «Ночные мысли».

«Ум и мудрость — разные вещи. Ум может быть и злым, коварным, жестоким. Мудрость — это всегда доброта, понимание и прощение».

Новая книга Анара — по-настоящему мудрая».

14 июня в Москве в Доме национальностей состоялась презентация новоизданных книг. Выступая на презентации, председатель общества «Оджаг» Тофик Меликли сказал: «Анар сыграл важную роль в развитии азербайджанской литературы. В своих произведениях он затрагивает самые актуальные проблемы нашего времени, отражая современного человека в поисках нравственных идеалов. Добро и зло, совесть и человеческое достоинство, истина и справедливость — вот ценности, которые хотят постичь его герои. Произведения Анара публиковались огромными тиражами во многих странах. Москва является центром, благодаря которому Анар и другие азербайджанские писатели вышли и выходят на широкую международную читательскую аудиторию».

Выступившие на презентации народный художник Таир Салахов, московские литераторы: прозаик и критик Людмила Лаврова, поэт-переводчик Михаил Синельников, главный редактор журнала «Дружба народов» Александр Эбонаидзе, писатель, директор издательства «Художественная литература» Георгий Пряхин и другие отметили, что эта новая встреча российских читателей с азербайджанским писателем сыграет важную роль в развитии культурных отношений между нашими странами; выступавшие подчеркнули, что творчество Анара наряду с сохранением национальных литературных традиций в то же время стало важным литературным событием мирового значения.

От имени народного поэта Казахстана Олжаса Сулейменова Анара поздравил Ермек Толганов и подарил ему книгу «Олжас и я», выпущенную в честь юбилея народного поэта, в которую вошли статьи об О.Сулейменове, в том числе и статья Анара «Олжас всегда Олжас».

Таир Салахов, которого связывают узы долгой дружбы с Анаром и его семьей, сказал в своем выступлении: «Расул Рза был выдающимся человеком. Он с честью и с достоинством выполнял свой долг и как поэт, и как общественный деятель. Я горжусь тем, что создал его портрет, был близок с ним и имел возможность общаться с ним. Ваша семья многому научила меня. Я горжусь и своей дружбой с Анаром. Его произведения искренны, полны света и любви».

В конце выступил Анар, выразив глубокую признательность издательствам, всем выступившим, организаторам презентации во главе с Тофиком Меликли. «Особо хочу отметить нашего великого художника Таира Салахова. Он рассказал о своей дружбе с моим отцом.

Отец был много старше Таира, но, познакомившись с его первыми рисунками, увидев в нем большой талант, поддержал его. А позже уже Таир, как знаменитый художник, поддержал Расула Рза.

Нарисовав портрет в очень тяжелый период жизни отца, он тем самым оказал ему моральную поддержку. Таир создал и мой портрет, и я горжусь этим.

Он начал работу над ним в один из зимних снежных морозных дней в своей мастерской в Ичери Шехер. До этого другой наш великий художник, наш близкий с Таиром друг, ныне покойный Тогрул Нариманбеков создал несколько прекрасных моих портретов.

На каждый сеанс потратив часа два-три, я думал, что и на картину Таира понадобится один, ну, в крайнем случае, три сеанса. Но на этот раз сеансы продлились почти месяц, и художник создал несколько вариантов моего портрета.

Я был поражен творческим процессом художника. Тогда меня все в основном могли видеть с трубкой, но как-то я пришел на сеанс без нее. Таир послал помощника в магазин за трубкой, и пока тот не вернулся, он работу не начинал. Это стало для меня ярким примером истинного профессионализма».

Далее Анар сказал: «Сегодня для меня на самом деле большой праздник. Я вновь представил свои произведения российским читателям. Не представляю свою духовную жизнь без русской литературы, без русской культуры.

Сейчас многие скучают по СССР, чувствует ностальгию по тем временам. У меня нет подобной ностальгии по СССР. У истории свои законы, и рано или поздно эта страна должны была распасться.

Но нельзя обрывать культурные, литературные связи. Если мы хотим взаимопонимания, дружбы, доброго отношения друг к другу, то самым испытанным посредником в этом является литература, искусство, культура. Если мои книги хоть немного могут помочь в этом деле, я буду очень рад.

Вечер завершился церемонией подписания книг.

Государственная национальная политика

СМИ: Совет по межнациональным отношениям предложил амнистировать нелегалов

Автор: РИА Новости

Издание: РИА Новости, 30.06.2016

МОСКВА, 30 июн — РИА Новости. Совет по межнациональным отношениям при президенте готовит пакет предложений по противодействию нелегальной миграции, который подразумевает амнистию для мигрантов, пишет газета «Известия».

Глава Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) РФ Игорь Баринов в марте заявил, что допускает амнистию в отношении нелегальных мигрантов, занятых в реальном секторе экономики и соответствующих требованиям российского законодательства.

«Пример Европы показывает, что в числе мигрантов могут прибывать и экстремисты. Сейчас в России, по оценкам миграционных служб, 2,5-3 миллиона нелегальных мигрантов, а некоторые эксперты называют число до 5 миллионов. С ними надо что-то делать. Необходимо контролировать, где они находятся», — рассказал изданию председатель комиссии совета по миграционным вопросам Асламбек Паскачев.

Также предлагается, помимо ограничительных мер, ввести амнистию для нарушителей миграционного законодательства. Как считает Паскачев, выявленному гражданину другого государства, который давно живет в России нелегально, надо назначить наказание в виде штрафа и обязать его легализоваться и впредь соблюдать все законы, и только при повторном нарушении нужно закрывать ему въезд.

«Амнистия — это путь к тому, чтобы мигранты впоследствии имели возможность требовать и иных преференций, о чем свидетельствует практика европейских государств», — пишет издание со ссылкой на Паскачева.

Деятельность региональных органов власти

В округе заработает единая государственная информационная система учета коренных малочисленных народов

Автор: Служба информации РИЦ

Издание: РИЦ «Югра», 28.06.2016

Сегодня на расширенном заседании Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера в рамках проведения Дней Югры в Совете Федерации рассмотрен вопрос «О развитии законодательства в области обеспечения прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».

Вопрос внесен представителями Думы, Правительства округа и Ассоциации «Спасение Югры». Югорчане выступили с инициативой создания единой государственной информационной системы учета коренных малочисленных народов России.

«Действует 4 федеральных закона, которые регулируют жизнедеятельность коренных малочисленных народов Севера, порядка 13 законов принято в Югре. Сегодня важно определить статус тех, ради кого они приняты, поскольку документального подтверждения национальности сегодня в паспорте не существует», — отметил президент общественной организации «Спасение Югры» Александр Новьюхов.

По его словам, реестр станет официальным документом, подтверждающим статус представителя коренных малочисленных народов Севера, и даст возможность определять меры государственной поддержки: «Это порядка 32 наименований основных показателей, которые сегодня крайне необходимы для государства. Посредством такого банка данных будут сформулированы основные направления социально-экономического развития коренных народов Севера».

Александр Новьюхов также акцентировал внимание на том, что сегодня представители других национальностей ради получения мер государственной поддержки обманным путем присваивают статус коренных малочисленных народов Севера, поэтому очень важно разработать правовые механизмы для того, чтобы документально, экспертно подтвердить такой статус.

Наработки Югры в этом направлении стали базовыми для появления такого рода документа. «Мы признаем, что в Ханты-Мансийском автономном округе и соседнем Ямало-Ненецком автономном округе – лучшая практика по законопроектной деятельности, по региональным программам, направленным на оказание поддержки КМНС. У вас есть чему поучиться», — отметил заместитель руководителя Федерального агентства по делам национальностей Павел Семенов.

Его поддержал председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрий Азаров. Он высказал мнение, что Югра станет пилотной площадкой по созданию и реализации единой системы учета коренных малочисленных народов с последующим тиражированием опыта на Российскую Федерацию.

Члены Комитета единогласно приняли решение включить в проект постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О государственной поддержке социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» рекомендации Правительству России по созданию единой государственной информационной системы учета коренных малочисленных народов России, разработав и утвердив порядок ее ведения.

Москва выделит Союзу армян России 1,5 млн руб на праздник «Абрикос»

Автор: Автор не указан

Издание: riamo.ru, 30.06.2016

Власти Москвы постановили выделить Союзу армян России субсидию в 1,5 миллиона рублей на организацию многонационального праздника «Абрикос».

Власти Москвы постановили выделить Союзу армян России субсидию в 1,5 миллиона рублей на организацию многонационального праздника «Абрикос», говорится в документе столичного департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма, имеющемся в распоряжении РИАМО.

«Приказываю предоставить по результатам конкурсного отбора общероссийской общественной организации «Союз армян России» субсидию в размере 1,5 миллионов рублей <…> в целях возмещения части затрат на подготовку, организацию и проведение многонационального праздника «Абрикос», — говорится в сообщении.

В прошлом году многонациональный «Праздник абрикоса» состоялся в столичном парке «Музеон» в июле. Мероприятие провел Союз армян России при поддержке правительства Москвы, совета при президенте РФ по межнациональным отношениям, министерства культуры РФ и Федерального агентства по делам национальностей. На мероприятии выступили музыкальные и танцевальные коллективы, канатоходцы. Гости смогли поучаствовать в мастер-классах по плетению ковров, спортивным единоборствам и выпечке лаваша, прогуляться по выставке-ярмарке «Восточный базар» и попробовать армянские абрикосы.

Укрепление межнациональных отношений

В Петербурге прошел шахматный турнир «Кубок национальностей»

Автор: Росбалт

Издание: Росбалт, 29.06.2016

26 июня в шахматно-шашечном клубе им. М.М. Ботвинника состоялся шахматный турнир «Кубок национальностей», посвященный 71-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, сообщили в Доме национальностей.

В турнире приняли участие 18 шахматистов из шести команд: «Мордовия-1», «Сестрорецк», «Иркутск», «Мордовия-2», «Нятва» НАО и «Афганистан».

В начале турнира лидировали 2 команды — «Мордовия-1» и «Афганистан». В четвертом раунде «Мордовия-1» вырвалась вперед по очкам и завоевала первое место на турнире. На втором месте команда «Сестрорецк», на третьем месте команда «Афганистан».

Всем участникам турнира вручили именные грамоты, а команды-победители получили памятные кубки.

Считается, что история шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет. Известно множество версий, объясняющих развитие шахмат и их распространение во всем мире — «индийская», «византийская» и др. Согласно наиболее распространенной из них, первая известная игра-прародитель, чатуранга, появилась в Индии не позже VI века нашей эры. Попав в соседние с Индией страны, чатуранга претерпела ряд изменений. Потомком ее на Арабском Востоке стал шатрандж, а в Юго-Восточной Азии — сянци (Китай), макрук (Таиланд) и сеги (Япония). Шатрандж в IX-X веках от арабов попал в Европу и Африку. Европейские игроки продолжили модификацию игры, в результате к XV веку были те правила, которые сегодня известны как «классические». Окончательно правила были стандартизованы в XIX веке, когда стали систематически проводиться международные турниры. С 1886 года разыгрывается звание чемпиона мира по шахматам. С 1924 года существует Международная шахматная федерация — ФИДЕ, под эгидой которой, начиная с середины XX века, проводится большинство международных соревнований.

«Росбалт» реализует проект «Лица Петербурга». Отличительная черта Северной столицы — многонациональный состав населения. Для Петербурга эта особенность характерна в большей степени, чем для большинства городов России. Люди самых разных национальностей строили, создавали, формировали город на Неве и его уникальную атмосферу.

Удмуртский праздник Гербер пройдет в Москве 16 июля

Автор: Автор не указан

Издание: Известия Удмуртской Республики, 28.06.2016

В саду «Эрмитаж» выступят творческие коллективы, будет работать ярмарка.

Удмуртский национальный праздник Гербер пройдет в саду «Эрмитаж» в Москве 16 июля, сообщает пресс-служба главы и правительства республики.

На центральной сцене выступят лучшие творческие коллективы Удмуртии и звезды российской эстрады. Под праздничными шатрами будет работать выставка-ярмарка удмуртских производителей экологически чистых продуктов питания, мастеров декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

На специализированной выставке социально-экономического, туристического и инвестиционного потенциала Удмуртии будут представлены ключевые достижения региона в промышленной, аграрной, социальной, культурной, научной и образовательной сфере.

В этот же день можно будет увидеть интерактивное шоу с участием членов семьи маленького Пети Чайковского, который 175 лет назад родился в небольшом городе – Воткинске.

Праздник завершится зажигательной этнодискотекой с участием ведущих исполнителей удмуртской эстрады.

Напомним, Гербер проводится в российской столице при поддержке правительства Москвы и правительства Удмуртской Республики, Федерального агентства по делам национальностей, региональной общественной организации «Удмуртское землячество» и Ассамблеи народов России.

В числе почетных гостей праздника руководитель Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма Правительства Москвы Владимир Черников, руководитель Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов, официальные представители субъектов Российской Федерации, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представители посольств зарубежных стран, общественные организации, постпредства, землячества Москвы и многие другие.

В 2015 году Гербер в Москве проходил в парке «Музеон».

В платном онлайн-кинотеатре Первого канала появится сериал Павла Бардина «Салам Масква»

Автор: Автор не указан

Издание: Афиша, 28.06.2016

В платном онлайн-кинотеатре Первого канала появится сериал Павла Бардина «Салам Масква» — об этом сообщается на сайте канала.

Проект был снят еще в 2013 году, однако за 3 года в эфир так и не вышел. Он снят в формате мокьюментари, то есть псевдодокументального фильма, и посвящен мигрантам и межнациональным отношениям в столице. Его главные герои, Рустам и Саня, сотрудники «национального» отдела ГУВД. Каждая серия фильма рассказывает об одном из их расследований, где действующими лицами становятся представители разных диаспор: таджикской, дагестанской, вьетнамской.

«Авторы показывают, что плохие и хорошие, подлые и благородные люди есть среди всех национальностей. Что бороться надо не с «чужими», не с «этническими преступниками», а с преступностью. С криминалом, не имеющим национальности и мешающем жить и москвичам, и тем, кто приезжает в Москву», — говорится в описании сериала. Первый эпизод появится на сайте 30 июня, 2 и 3 серии — 7 июля, далее по две серии будут публиковать каждый четверг.

Павел Бардин — автор художественного фильма о скинхедах «Россия 88». Проект получил премию «Ника» в категории «Открытие года», а позже был признан экстремистским.

Перепечами и обрядовой кашей угостят гостей удмуртского праздника «Гербер» в московском саду «Эрмитаж»

Автор: Дмитрий Винокуров

Издание: Удмуртия ИА, 28.06.2016

Самый популярный национальный праздник в удмуртском обрядовом календаре – «Гербер» – второй год подряд будут отмечать в Москве. 16 июля с 12:00 до 22:00 его почетных гостей в столичном саду «Эрмитаж» угостят перепечами и обрядовой кашей, сообщает пресс-служба Постпредства Удмуртии при президенте России.

В программе на центральной сцене праздника – выступления лучших творческих коллективов республики и звезд российской эстрады. Под праздничными шатрами будут работать выставка-ярмарка производителей экологически чистых продуктов питания из республики, мастеров декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Артисты и мастера народных промыслов продемонстрируют старинные обряды и ремесла удмуртского народа.

На специализированной выставке социально-экономического, туристического и инвестиционного потенциала региона представят ключевые достижения в промышленной, аграрной, социальной, культурной, научной и образовательной сфере.

Завершится праздник зажигательной этнодискотекой с участием ведущих исполнителей удмуртской эстрады.

Гербер в российской столице проводят при поддержке правительств Москвы и Удмуртии, Федерального агентства по делам национальностей, региональной общественной организации «Удмуртское землячество» и Ассамблеи народов России. К участию в празднике пригласили руководителя департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма правительства Москвы Владимира Черникова, руководителя Федерального агентства по делам национальностей Игоря Баринова, официальных представителей регионов, депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, представителей зарубежных посольств, общественных организаций.

Напомним, московский «Гербер» в этом году перенесли со 2 на 16 июля. Сменили и место проведения праздника – с парка «Останкино» на сад «Эрмитаж». Впервые удмуртский национальный праздник провели в Москве 25 июля 2015 года в «Музеоне».

В Ижевске в этом году «Гербер» прошел 12 июня в День города. Республиканский праздник состоялся 25 июня в деревне Бабья Сюмсинского района.

На всероссийском пленэре художники познакомились с традициями марийцев

Автор: Автор не указан

Издание: Национальный акцент, 29.06.2016

Десятидневный всероссийский пленэр «Марий Эл — земля предков: традиции и современность» прошел в Новоторъяльском районе республики. Центр марийской культуры подготовил для художников разнообразную программу, сообщает МариМедиа.

Художники посетили моления на священной горе Чембулат и получили возможность участвовать в древнем марийском земледельческом празднике «Агавайрем» в деревне Немда-Обалыш. Для «погружения» в этнический материал для художников провели тематические беседы, а также организовали портретные сессии с участием местных жителей, посещения колоритных марийских домов.

29 июня в республиканском музее изобразительных искусств в Йошкар-Оле жюри отберет созданные в ходе пленэра произведения в фонды музея. Осенью в Национальной художественной галерее планируется проведение выставки пленэрных работ с последующим изданием каталога.

Чем мусульманская молодежь приколола москвичей

Автор: IslamNews.ru

Издание: IslamNews.ru, 29.06.2016

В дни священного для мусульман месяца активисты молодежного объединения «Седьмое поколение» проводят акцию «Значок Рамадана». В рамках этой акции волонтеры организации посещают различные ифтары, на которых дарят значки с надписью «Рамадан: изменить мир к лучшему!» Накануне такие значки были подарены гостям шатра Рамадана.

— Прикольный значок: я не кричу всем, что я мусульманин, но данный аксессуар подчеркивает моё особенное отношение к благословенному месяцу, — поделился своими впечатлениями в беседе с журналистом IslamNews Артур Лутфуллин, который с радостью принял подарок молодежи.

— А мне в метро подходили люди, даже спрашивали, где такой можно приобрести, — добавила подруга Артура Лейсан Хужина. – Сегодня одна дама светская интересовалась. Возможно, у неё мусульманские корни, но внешне так и не скажешь. Так вот этот значок её очень приколол.

По мнению организатора акции координатора молодежного объединения «Седьмое поколение» Алмаза Абдрахманова, подобные атрибуты создают правильное отношение к Рамадану:

– Это не просто значок. Это – старт к действию, призыв относится к Рамадану правильно, не замыкаться в себе, менять мир к лучшему. В то же время, значок не обязывает делать то, что для многих этнических мусульман сложно: носить платок, совершать намаз и даже поститься. Они просто одевают значок, отмечая свою принадлежность к многомиллионной российской умме. При этом свою солидарность выражают и немусульмане. Профессор и заведующий кафедрой русского языка РУДН Владимир Синячкин, например, сегодня с радостью принял подарок и выступал со уже значком, – отметил Алмаз.

Стоит отметить, что молодежным объединением «Седьмое поколение» данная акция проводится с 2010 года. За время проведения акции было роздано более 1000 значков Рамадана.

Выставка «Народы Крыма» развернута в Омске

Автор: Автор не указан

Издание: ТВ Культура, 29.06.2016

Традиционный костюм, предметы быта и домашнего убранства, музыкальные инструменты: экспонаты из Крымского этнографического музея составили выставку «Народы Крыма», которая открылась в Омске. Экспозиция рассказывает о жизни черноморского полуострова, отличительной чертой которого всегда были: полиэтничность, многообразие языков и культур.

Гостя в доме крымских татар по традиции хозяйка обязательно встречает ароматным кофе. Зерна самого мелкого помола, что называется — «в пыль», и сегодня заваривают в старинных джезве. Коллекция медной посуды — это гордость Крымского этнографического музея. Кофемолки, чебуречницы и куманы, сосуды для омовения, до сих пор в быту народов Крыма. А гугумы — кувшины для воды, исполненные известным греческим мастером Яниди, шли на экспорт.

«Он оставлял на стенках сосуда свои инициалы. Где-то можно встретить «Яни» или «Яниди», — рассказывает заместитель директора Крымского этнографического музея Людмила Науменко. — И украшал предметы своеобразным орнаментом: рыбки, пальмы».

По доцифровому клейму серебра, специалисты его называют «пила-молния», сотрудникам музея еще предстоит установить имя мастера, изготовившего ипишли-кушак — женский крымско-татарский пояс. Жених преподнес его в качестве свадебного подарка невесте в конце XVIII века. Столетие спустя, в день рождения своей семьи, Мина Пурман по эстонскому обычаю обрезала девичью косу и сплела своему суженому цепочку для часов. Обустраивать быт переселенцы из Эстонии в Крым приезжали не только со своими традициями. В бочонках они привозили… соль.

«Вещи передавались жителями Крыма, многие пережили депортацию, вернулись в Крым, — рассказывает директор Крымского этнографического музея Юрий Лаптев. — Наш музей — поистине народный. Наши сотрудники совершили своеобразный подвиг с 1992 года: вся коллекция собиралась, покупалась в экспедициях с нуля».

За четверть века сотрудники симферопольского этнографического музея собрали более тринадцати тысяч экспонатов. Среди них — армянский дудук, цыганский бубен, украинская вышиванка. Это — семейные реликвии коренных народов Крыма и предметы переселенцев, для которых полуостров стал второй родиной.

В Москве прошёл национальный праздник «Шумбрат»

Автор: Автор не указан

Издание: mordoviatv.ru, 29.06.2016

Его организаторы – правительство Москвы и республики Мордовия, а также межрегиональная общественная организация «Мордовское землячество». Традиционным приветствием древней мордвы открывается праздник «Шумбрат» на московской земле. Зажжение свечи – ещё один ритуал, который сохранился и в наши дни. Среди почётных гостей – большая делегация из Мордовии. Гостей праздника приветствовал митрополит саранский и мордовский Зиновий. Архиепископ отметил — межнациональное и межрелигиозное единство способствует развитию во всех сферах жизни современного общества. Владыка вручил награды организаторам праздника «Шумбрат», в том числе активистам общественной организации «Мордовское землячество», которая уже больше 5 лет помогает выходцам из нашей республики адаптироваться к жизни в мегаполисе. «Приходят люди по трудоустройству, приходят люди по бизнесу, по каким-то культурным мероприятиям. Кто-то хочет выпустить книгу, выступление провести. Мы стараемся помогать, искать возможности, в том числе финансовые», — говорит председатель Совета межрегиональной общественной организации «Мордовское землячество» Виктор Гришин.

Народы России

Якутский «Ысыах» объединил более 150 тысяч человек

Автор: РИА Новости

Издание: РИА Новости, 27.06.2016

ЯКУТСК, 27 июн — РИА Новости. Более 150 тысяч человек собрал национальный якутский праздник «Ысыах», который ежегодно отмечают в местности Ус-Хатын возле Якутска, сообщили РИА Новости в пресс-службе главы и правительства Якутии.

«Для гостей праздника, прошедшего 25-26 июня возле Якутска, организовано множество праздничных мероприятий: спортивные состязания, певческие и танцевальные конкурсы, масштабные конные скачки на призы главы Якутска. Праздничные мероприятия посетили многочисленные гости из других регионов России и иностранных государств», — сказал собеседник агентства.

Кроме того, на протяжении двух дней в рамках празднования прошли состязания сильнейших многоборцев и мас-рестлеров. Апофеозом «Ысыаха» стала древняя церемония встречи солнца, которая была проведена утром 26 июня.

«Ысыах» — это праздник единения народов Якутии, он символизирует возрождение всего живого и сообщает о наступлении настоящего лета. Сегодня этот праздник стал по-настоящему многонациональным и мы гордимся, что через него старшее поколение передает молодёжи наши традиции и культуру», — привели в пресс-службе правительства республики слова председателя правительства Якутии Галины Данчиковой.

Как отметил на открытии «Ысыаха» заместитель полномочного представителя президента РФ в ДФО Владимир Солодов, якутский праздник стал ярким примером сохранения культурных и исторических ценностей всех жителей России, вне зависимости от их вероисповедания и национальности.

«Праздничные мероприятия «Ысыаха» продолжится в других улусах республики до конца июня», — уточнили в пресс-службе правительства республики.

Ответственных за тофов и эвенков назначат в правительстве Иркутской области

Автор: Байкал Инфо

Издание: Байкал Инфо, 27.06.2016

Министерство, ответственное за решение вопросов коренных малочисленных народов Иркутской области будет определено в ближайшее время. Об этом заявил председатель регионального правительства Александр Битаров по итогам встречи с уполномоченным по правам человека Валерием Лукиным. Как сообщает 27 июня 2016 года пресс-служба омбудсмена, председатель правительства также подтвердил, что необходимо разработать долгосрочную программу по организации и обеспечению их традиционного образа жизни, на чем настаивает уполномоченный.

Сейчас в Нижнеудинском районе насчитывается около 650 тофаларов, живущих в трёх населенных пунктах: Нерха, Алыгжер и Верхняя Гутара с общей численностью жителей 1128 человек в 300 км от районного центра. Тофы, хоть далеко и не в полной мере, но сохранили традиционные виды деятельности: охоту, рыбалку, оленеводство и сбор дикоросов. Других возможностей для занятости в Тофаларии нет. Из-за низкой регулярности авиарейсов, единственного вида транспортного сообщения, возникают проблемы с медицинским обслуживанием граждан, получением образования и другие, что нарушает элементарные права граждан и вызывает их жалобы. Особое беспокойство у жителей Тофаларии вызывают вопросы сохранения их исконной среды обитания, устойчивого энергоснабжения, а также обеспечения продуктами и промышленными товарами первой необходимости.

По мнению Валерия Лукина, региональные и местные власти должны для сохранения уникального этноса комплексно и системно принимать меры по повышению уровня жизни коренных малочисленных народов, созданию им условий для сохранения и развития традиционных видов деятельности, художественных промыслов, родного языка и самобытной культуры. Сейчас ситуация с реализацией конституционных прав и гарантий коренных малочисленных народов остаётся сложной.

Валерий Лукин с удовлетворением отметил, что после обнародования его спецдоклада по итогам 2015 года впервые на уровне председателя правительства региона состоялся серьёзный и заинтересованный разговор о необходимости практического решения проблем коренных малочисленных народов.

Справка. В Иркутской области живут тофы и эвенки. По данным переписи населения 2010 года их численность составляла соответственно 657 и 956 человек. Эвенки живут на территории Катангского, Качугского, Казачинско-Ленского, Усть-Кутского, Мамско-Чуйского, Бодайбинского и Киренского районов в 36 населенных пунктах.

Диаспоры и землячества

По грузинским местам Москвы

Автор: Алена Савельева

Издание: sputnik-georgia.ru, 30.06.2016

В начале XVIII века в Москве возникла Грузинская слобода. Спустя почти 300 лет слобода превратилась в Пресненский район со множеством исторических памятников. Sputnik решил прогуляться по бывшему грузинскому поселению и посмотреть, что изменилось с тех пор, а также узнать, где еще в Москве можно найти грузинские места.

Село Воскресенское (ныне Пресненский район) в 1729 году было подарено грузинскому царю Вахтангу VI, который вместе со своей свитой находился здесь в изгнании. Так образовалась Грузинская слобода, просуществовавшая чуть меньше века. Исторические памятники того времени практически не сохранились. Но о грузинском поселении напоминает топонимика – Большая и Малая Грузинская улицы, Грузинский вал, Грузинская площадь и Грузинский переулок.

Большая Грузинская улица начинается от Московского зоопарка. На его территории, в тени деревьев, стоит неприметный деревянный дом. Сейчас в здании находится служба безопасности зоопарка. Однако многие сотрудники учреждения даже не подозревают, что в XVIII веке здесь жил царевич и историк Вахушти Багратиони (сын царя Вахтанга VI). В советское время в отреставрированном здании находился дом-мемориал истории грузинского поселения в Москве XVII-XVIII веков, но в 1990-х годах музей прекратил свою работу. Сегодня дом, несмотря на принадлежность к объектам культурного наследия, теряет свою историю. Найти в свободном доступе какую-либо информацию о нем практически невозможно.

По соседству с зоопарком находится Храм Георгия Победоносца в Грузинах, духовный центр грузинской диаспоры в Москве. Попадая на его территорию, перемещаешься в «край вечной весны». Грузинская речь, указатели на трех языках (русском, грузинском и английском) и, конечно, аджарский хачапури.

Первое здание от входа – Георгиевское подворье. Здесь ежедневно пекут хлеб и готовят блюда грузинской кухни: от оджахури до лобио.

«Вся наша выпечка делается на территории подворья», — любезно сообщает продавщица. И, действительно, покидая кулинарию, мы сталкиваемся с мужчиной, который несет очередную порцию свежих пирожков. Он, как и многие служители храма, грузин. А вот настоятель, отец Федор, русский, но грузинский тоже знает. Его он специально осваивал с учителем, так как церковная служба здесь ведется на двух языках.

Служители храма трепетно относятся к сохранению истории не только святыни, но и всей Грузинской слободы. Девушка из церковной лавки, Маргарита Хубулия, с радостью согласилась провести нам экскурсию и рассказать о возрождении грузинских традиций.

«В начале XVIII века, когда грузины обустраивали слободу, они привозили с собой горсть земли, им казалось, что так они будут ближе к Родине. Ведь покинуть её пришлось по вынужденным обстоятельствам — Грузия была захвачена турками. Поэтому здесь, в Москве, грузины старались создать свою маленькую Грузию с духовным центром».

Интерес к святыне и, в целом, к истории грузинского поселения появился совсем недавно, здание было полностью возвращено храму лишь в 2015 году. А археологические раскопки сегодня только набирают обороты. Маргарита показала нам две могильные плиты, которые были найдены на территории зоопарка. По её словам, их принадлежность еще не установлена, но речь идет о XVIII веке.

Здание храма состоит из двух частей – старой из белого камня и новой из красного кирпича. Если внешне церковь нуждается в реставрации, то внутреннее убранство относится к нашему времени. Маленький снаружи храм оказывается просторным и нарядным внутри. Его стены расписаны изображениями евангелистов и грузинских святых.

Маргарита Хубулия, экскурсовод и служительница церкви:

«Все убранство церкви – современное, но здесь хранятся мощи Святого Георгия, которые привезли нам из Сербии. Мы отмечаем все православные праздники, в том числе грузинские. В храм часто приходят известные грузинские деятели культуры – недавно, например, заходила Тамара Гвердцители, а вчера у нас был Ираклий Пирцхалава c детьми, записывал ребят в церковный хор при воскресной школе».

Сегодня здание нуждается в реставрации. Однако для этого нужно финансирование. Пока храм обеспечивает себя с помощью пожертвований и средств, вырученных Георгиевским подворьем.

Храм Георгия Победоносца – единственная грузинская церковь в Москве. Однако с грузинскими фамилиями связан еще один храм – Всех Святых во Всехсвятском. Он был построен по инициативе имеретинской царевны Дарьи Арчиловны. До начала XX века в храме проводились церковные обряды на русском и грузинском языках. А около храма находилось грузинское кладбище. Сегодня о связи с Грузией напоминает только настенная роспись, изображающая грузинских святых — Нино, Тамару и Дарью и несколько мемориальных досок в честь представителей грузинских княжеских родов.

Грузинское кладбище не уцелело, но другие захоронения находятся в усыпальнице грузинских царей в Сретенской церкви. Под алтарем Большого собора Донского монастыря покоятся представители царского рода Багратионов. Попасть туда можно только во время церковной службы – утром и вечером. Батюшка рассказал нам, что представители Русской и Грузинской Православных Церквей освятили усыпальницу. Также он отметил, что грузины активно помогали в восстановлении. Кроме того, в усыпальнице можно увидеть иконы в грузинском стиле и даже встретить прихожан-грузин. Грузинские праздники в храме не отмечаются, но каждый год проводится панихида по умершим.

Возвращаясь на Большую Грузинскую улицу, мы прощаемся с духовной жизнью и окунаемся в искусство. По соседству с Храмом Георгия Победоносца в Грузинах находится галерея-мастерская Зураба Церетели. Опознать её можно по многочисленным памятникам, расположенным около здания. Здесь нас встретила сотрудница музея которая рассказала, чем эта галерея Церетели отличается от других московских (всего их около 5).

Анна Белявская, научный сотрудник музея:

«Наша мастерская была открыта в 1993 году, а музеем она стала только в 2009-ом. Галерею можно смело назвать «душой Церетели», именно в ней он активно трудился над своими работами. Кроме того, Зураб Константинович каждый день радует нас своим присутствием».

В галерее-мастерской представлены только работы Церетели. Три этажа живописи, шелкографии, эмали, а также экспонатов из гипса, камня и бронзы. Выставка продолжается под открытом небом во внутреннем дворе музея. Масштабы по-настоящему удивляют. В маленьком парке собраны оригинальные монументы и копии работ, которые уже установлены во многих частях света. Анна отметила, что экспозиция регулярно пополняется. Помимо Москвы, работы Церетели можно встретить в Нью-Йорке (монумент «Добро побеждает Зло»), Лондоне (монумент «Разрушить стену недоверия»), Париже (бронзовая скульптура «Рождение Нового Человека») и в других городах мира.

Не забывает скульптор и про родной Тбилиси. Грузинской столице он подарил памятник Святого Георгия Победоносца, который установлен на главной площади города. Кроме того, в своем творчестве Церетели часто обращается к грузинским мотивам.

Анна Белявская, научный сотрудник музея:

«У Церетели есть серия эмалей, посвященная жизни и быту Тифлиса XIX века, работы напоминают примитивизм Пиросмани. Зураб Константинович очень почитает творчество грузинского художника. Кстати, эту экспозицию можно увидеть во внутреннем дворе нашего музея».

В Москве скульптуры Церетели встречаются практически на каждом шагу. Например, в 700 метрах от музея, на Тишинской площади, находится памятник «Дружба навеки», посвященный российско-грузинским отношениям. Это сооружение было установлено в 1983 году к 200-летию заключения Георгиевского трактата. Памятник выполнен в виде колонны, включающей в себя буквы русского и грузинского алфавитов. У её основания высечены цитаты известных деятелей двух стран о дружбе и единстве.

На Большой Грузинской улице можно найти работу и другого грузинского скульптора – Мераба Бердзенишвили. Рядом с галереей-мастерской Зураба Церетели, в Георгиевском сквере, возвышается памятник Шота Руставели. Он был установлен в 1966 году к 800-летию грузинского государственного деятеля и поэта. У подножия памятника всегда стоит букет желтых роз.

Сегодня Георгиевский сквер – это зона тихого отдыха. Здесь, на скамейках с табличками-цитатами Руставели, москвичи и гости столицы прячутся от городского шума. Однако обычному на первый взгляд скверу уже более ста лет. Он был разбит в 1898 году в честь российско-грузинской дружбы.

Грузинские места в Москве есть не только в Пресненском районе (бывшей Грузинской слободе). Например, на Кутузовском проспекте стоит памятник Петру Багратиону, представителю царской династии Грузии (Багратиони) и участнику Отечественной войны 1812 года. Автором монумента стал Мераб Мерабишвили.

А на улице Лесной, у дома 55, можно увидеть вывеску «Оптовая торговля кавказскими фруктами Каландадзе», которой уже более ста лет. Здесь в 1905 году находилась подпольная типография большевиков, законспирированная под фруктовую лавку. Однако на первом этаже действительно продавались кавказские фрукты и сыр сулугуни. Силован Кобидзе, управляющий магазином, был по совместительству революционером и активным участником забастовок.

Но самым важным грузинским местом является посольство Грузии на Малом Ржевском переулке (бывшая улица Палиашвили). Здание было построено в начале XX века. Сегодня здесь находится секция интересов Грузии при посольстве Швейцарии.