Московский дом национальностей | Лекция 2 «История железнодорожного транспорта и вокзалов Москвы» в рамках проекта «Пути идейные и железные. Пути развития архитектуры, живописи и кинематографа в многонациональной Москве. Железные дороги – путь от диковинки до повседневности»
Лекция 2 «История железнодорожного транспорта и вокзалов Москвы» в рамках проекта «Пути идейные и железные. Пути развития архитектуры, живописи и кинематографа в многонациональной Москве. Железные дороги – путь от диковинки до повседневности»
 22 января 2024  Московский дом национальностей Лекция 2 «История железнодорожного транспорта и вокзалов Москвы» в рамках проекта «Пути идейные и железные. Пути развития архитектуры, живописи и кинематографа в многонациональной Москве. Железные дороги – путь от диковинки до повседневности»

22 января 2024 г. для москвичей и гостей столицы была проведена лекция  «История железнодорожного транспорта и вокзалов Москвы». Лекция №2.,  в рамках проекта «Пути идейные и железные. Пути развития архитектуры, живописи и кинематографа в многонациональной Москве. Железные дороги – путь от диковинки до повседневности», разработанная Московским домом национальностей. 

На второй лекции цикла, посвященного истории железных дорог, слушатели узнали об истории создания Ярославского и Казанского вокзалов, а также историю строительства железных дорог до Русского Севера и на Восток. Отдельно была освещена история строительства Транссибирской железнодорожной магистрали.

Лектор подробно остановился на истории создания зданий вокзалов, рассказав о том, как они меняли свой облик и как менялись их названия с увеличением протяженности железнодорожных путей.

Так, слушатели узнали, что Ярославский вокзал изначально назывался Троицким, поскольку дорогу проложили до Троице-Сергиевой лавры, затем после 1918 года короткое время именовался Северным, поскольку привычное название Ярославский ассоциировалось с ярославским восстанием 1918 года.

Облик вокзала был выработан архитектором Ф.О. Шехтелем на протяжении нескольких лет его предыдущей работы. Так, один их павильонов Всероссийской выставки и дом в Таганроге можно считать прообразами существующего Ярославского вокзала. Также вокзал был украшен картинами художника К. Коровина. Сегодня эти картины находятся в Третьяковской галерее, а вокзал украшен их полноценными копиями.

Вторая часть лекции была посвящена Казанскому вокзалу.

Слушатели узнали о том, что основная идея облика нового вокзала «ворота на Восток» принадлежала Н.К. фон Мекку – собственнику Рязано-Уральской железной дороги.

На иллюстрациях были показаны эскизы и макет вокзала, отражавшие изменение замысла А.В. Щусева, творческий поиск наиболее удачного решения.

Также лектор остановился на судьбе Н.К. фон Мекка в годы после Революции.

Подробно было рассказано о строительстве казанского участка железной дороги.