Московский дом национальностей | Лекция 3 «Пути развития русской архитектуры на примере Москвы и Московского княжества» в рамках проекта «Пути идейные и железные. Пути развития архитектуры, живописи и кинематографа в многонациональной Москве. Железные дороги – путь от диковинки до повседневности»
Лекция 3 «Пути развития русской архитектуры на примере Москвы и Московского княжества» в рамках проекта «Пути идейные и железные. Пути развития архитектуры, живописи и кинематографа в многонациональной Москве. Железные дороги – путь от диковинки до повседневности»
 25 января 2024  Московский дом национальностей Лекция 3 «Пути развития русской архитектуры на примере Москвы и Московского княжества» в рамках проекта «Пути идейные и железные. Пути развития архитектуры, живописи и кинематографа в многонациональной Москве. Железные дороги – путь от диковинки до повседневности»

25 января 2024 г. для москвичей и гостей столицы была проведена лекция  «Пути развития русской архитектуры на примере Москвы и Московского княжества». Лекция №3,  в рамках проекта «Пути идейные и железные. Пути развития архитектуры, живописи и кинематографа в многонациональной Москве. Железные дороги – путь от диковинки до повседневности», разработанная  Московским домом национальностей. 

Лекция была посвящена истории, путям развития и разнообразию форм стиля барокко в России.

Слушатели узнали о сложных процессах, происходивших в науке и в повседневной жизни в Европе XVI – XVII веков, которые породили стиль барокко, как ответ на знание о несовершенстве мира и человека, как попытку примирить человека и природу, идеал и реальность. Так и возникли криволинейные, волнообразные планы и фасады стиля барокко.

Европейское барокко зародилось в Италии, распространилось по Европе через Францию и Австрию и приобрело несколько иной характер в Северной Европе. Именно там с этим стилем и познакомились участники Великого Посольства Петра I.

В России стиль барокко не возник сразу, но формировался постепенно под влиянием больше голландских, меньше итальянских мастеров.

К работам итальянских мастеров относится церковь Знамения в Дубровицах, выстроенная в имении Голицына до Великого Посольства. Однако этот памятник стал сразу исключением и остается им до сих пор.

Лектор рассказала о стиле Великого Посольства, петровском и аннинском барокко, отметив ориентированность архитектуры храмов на лютеранские образцы.

Во второй части лекции был разобран вопрос формирования елизаветинского барокко и тенденции к смене вектора с голландского и немецкого на французский.

Барокко эпохи Елизаветы Петровны очень пышно и богато, законодателем архитектурных мод становится Санкт-Петербург. Москва же находится в некоторой оппозиции к столичным архитекторам, и здесь продолжают строиться храмы и дома несколько архаичных планов и композиций, но с барочным декором, как например церковь Никиты Мученика на Старой Басманной или церковь Алексия Митрополита в Рогожской слободе.

В заключение было рассказано о кратком периоде барочетто в начале царствования Екатерины Великой.

Сохранившаяся церковь св. Екатерины на Всполье – великолепный памятник этого периода.

Лекция была проиллюстрирована планами, чертежами и фотографиями рассматриваемых памятников.