29 февраля 2024 г. для москвичей и гостей столицы была проведена лекция «Развитие русского искусства». Лекция №2 , разработанная Московским домом национальностей.
Во второй лекции проекта выступающий рассказал слушателям о создании художниками мизансцен с тяжелой жизнью многонационального народа. Это стало обычным в творчестве передвижников. Лектор ознакомил нас с историей возникновения творческого объединения «Артель художников», которая в 1870 году превратилась в «Товарищество передвижных выставок», вдохновлявшееся идеями народничества. Четырнадцать лучших выпускников Императорской Академии художеств предпочли Большой золотой медали свободу творчества. В товарищество объединились московские и петербургские живописцы, которые взялись за просветительскую работу и организацию выставок.
Передвижники противопоставляли свое творчество академизму. Они отправлялись со своими работами и «представлениями» о живописи в «народ». Художники хотели познакомить жителей провинции с современным русским искусством, а заодно и продать свои картины.
Лектор продемонстрировал фото полотен, которые были выставлены на общественное обозрение передвижниками. Это такие работы, как «Христос в пустыне» И.Н. Крамского (2-я выставка, 1872/1873), «Бурлаки на Волге» И.Е. Репина, «Встреча иконы» К.А. Савицкого, «Витязь на распутье» В.М. Васнецова (6-я выставка, 1878), «Утро стрелецкой казни» В.И. Сурикова, «Крах банка» В.Е. Маковского (9-я выставка, 1881), «Крестный ход в Курской губернии» И.Е. Репина, «Меншиков в Березове» В.И. Сурикова, «Неизвестная» И.Н. Крамского (11-я выставка, 1883), «Не ждали» И.Е. Репина (12-я выставка 1884), «Боярыня Морозова» В.И. Сурикова, «На бульваре» В.Е. Маковского (15-я выставка, 1887), «Всюду жизнь» Н.А. Ярошенко (16-я выставка, 1888/1889), «Утро в сосновом лесу» И.И. Шишкина (17-я выставка, 1889/1890), «Тихая обитель» (19-я выставка, 1891/1892), «Над вечным покоем» И.И. Левитана (22-я выставка, 1894/1895). Лучшие произведения передвижников приобретались П.М. Третьяковым и составили основу Третьяковской галереи.