30 марта в Музее кочевой культуры состоялся семинар по культуре кочевых народов: кочевники Лапландии (саамы) и кочевники Крайнего Севера (ненецкий чум) в рамках проекта «Палитра культур». В мероприятии приняли участие школьники и активисты молодежных НКА и НОО г. Москвы. Встреча прошла в настоящих национальных жилищах, наполненных старинными артефактами, которые привезены из экспедиций и хранятся в Музее кочевой культуры. В рамках семинара состоялось чаепитие с элементами традиционной кухни кочевых народов мира и мастер-класс Аныева Урсула, который исполнил песни «Шаман» и «Отар-отар», а также сыграл на варгане. Семинар проводился с целью развития этнокультурной компетентности молодежи, формирования способности межкультурного диалога, укрепления незыблемости ценностей добрососедства, межнационального мира и согласия в российском обществе.
Саамы, они же лапландцы, они же лопари – один из древнейших народов Европы. Первым их упоминанием считается отрывок из «Германии» древнеримского историка Тацита (I в н.э.), хотя они заселили свои земли гораздо раньше. Но несмотря на давнюю историю знакомства других европейских народов с саамами, те всегда оставались для соседей народом загадочным. Саамы имели репутацию сильных колдунов, которых боялись соседи, а Лапландия в книгах европейских писателей превратилась в сказочную страну. Тем не менее, люди, которые там жили, вели обычную для себя жизнь — пасли оленей, рыбачили и охотились. Гости семинара узнали многое про саамов, их колдунов-нойдов и оленей.
Ненцы – самый многочисленный коренной народ Российской Арктики. В «Повести временных лет» их называли самоедами. В зависимости от традиционного места обитания рода мужчины занимаются оленеводством, охотой и рыбалкой. А женщины умеют собирать чум всего за полчаса. Самое дорогое в чуме — нюк, это накидка из оленьих шкур, которой накрывают жилище. Именно она держит тепло и спасает от пронзительного северного ветра. Чтобы ее изготовить, нужно минимум 80 оленьих шкур. В ходе семинара гости узнали, как поставить чум, когда на улице минус 30, как приручить оленя, смогли примерить традиционные костюмы, услышать песню шамана, поговорить о тундре, ее жителях, традициях и верованиях.