18 мая 2024 г. была проведена автобусная экскурсия для москвичей и гостей столицы по маршруту, разработанному Московским домом национальностей – «Многонациональная Москва в культурной, социальной, повседневной жизни» экскурсия 6 в рамках проекта «Прогулки по многонациональной Москве».
Экскурсия началась с рассказа о том, как А.М. Горький, будучи известным писателем, в тридцатые годы прошлого века выступил с инициативой создания государственного учебного учреждения, которое ныне называется Литературный институт имени А.М. Горького. Институт помещается в старинной усадьбе, где родился писатель и публицист А.И. Герцен. Заведение дает высшее образование (очная и заочная форма обучения, программа профессиональной переподготовки) с присвоением квалификаций «литературный работник», «переводчик художественной литературы».
В это же время в Москве создавались и вузы технической направленности. Одним из них стал Московский автомобильно-дорожный институт – МАДИ, ныне технический университет. Для него на Ленинградском проспекте было специально выстроено монументальное здание с колоннами в стиле так называемого «советского классицизма».
В настоящее время в МАДИ действуют 12 факультетов, более 50 кафедр; осуществляется подготовка высококвалифицированных кадров для автомобильного транспорта, дорожно-мостового и аэродромного строительства.
За Ленинградским проспектом располагается еще одно учебное заведение – Государственное училище циркового и эстрадного искусства. И хотя выпускникам выдается диплом о среднем специальном образовании, ценится он чрезвычайно высоко, поскольку училище готовит профессионалов высочайшего уровня. Учащиеся получают разностороннюю подготовку. Они изучают историю мировой культуры, историю цирка, историю костюма, историю изобразительного искусства, хореографию, пантомиму, прочие дисциплины. Наряду с цирковой ареной выпускники, которых за годы существования училища насчитывается более пяти тысяч человек, работают также и на эстраде.
В некоторых же учебных заведениях Москвы можно получить не одно высшее образование. Обучение в Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном Университете дает возможность приобрести два высших образования: светское и духовное. Университет располагается в здании бывшего Московского Епархиального Дома, выстроенном в 1902 году для административных органов управления московской епархией, просветительской, миссионерской деятельности.
О преемственности обучения напоминает и вошедшая в историю «Школа математических и навигацких наук», созданная по повелению императора Петра I. Она располагалась на Сухаревской площади, в здании ныне не существующей Сухаревой башни. Созданная для подготовки моряков, а также артиллеристов, инженеров армии и флота, эта Школа была первым в России артиллерийским, инженерным и морским училищем, предшественником современной системы инженерно-технического образования.
Слушателей познакомили с историей создания первого по дате основания технического университета России — Московского высшего технического училища имени Н.Э. Баумана. Его начало было положено в первой трети XIX века императрицей Марией Федоровной, вдовой императора Павла I.
В продолжение автобусной экскурсии участники познакомились с несколькими вузами Москвы, в частности — с первым по времени возникновения высшим учебным заведением города — Славяно–греко-латинской академией, Московским университетом, который был основан в 1755 году во времена правления императрицы Елизаветы Петровны. Слушатели узнали о медицинском клиническом городке на Девичьем поле, который стал одним из самых значительных комплексов, предназначенных для учебной и научно-исследовательской деятельности, построенных в Москве в конце XIX века.
Среди построенных в этот период зрительных залов выделяется комплекс Московской государственной консерватории. По влиянию на музыкальное образование, на культуру Консерваторию им. П.И. Чайковского иногда называют «музыкальным университетом».