Московский дом национальностей | Семинар по культуре кочевых народов: кочевники Ирана (алацик) и кочевники-оленеводы Саян (цаатаны), в рамках проекта «Палитра культур»
Семинар по культуре кочевых народов: кочевники Ирана (алацик) и кочевники-оленеводы Саян (цаатаны), в рамках проекта «Палитра культур»
 12 октября 2024  ГБОУ Школа №1321 «Ковчег» ул. Авиамоторная, д. 30А, корп.1 Семинар по культуре кочевых народов: кочевники Ирана (алацик) и кочевники-оленеводы Саян (цаатаны), в рамках проекта «Палитра культур»

В ГБОУ «Школа № 1321» прошёл семинар по культуре кочевых народов: кочевники Ирана (алацик) и кочевники-оленеводы Саян (цаатаны) в рамках проекта «Палитра культур», организованный отделом по работе с молодёжью Московского дома национальностей.

Эксперт семинара по культуре кочевых народов пригласила гостей на первый семинар про Кочевников Ирана (алацик). Кочевники живут в юртах, жилище называется алацик. К кочевникам Ирана относятся более 20 разных народов, а на семинаре речь шла о шахсевенах, бахтиярах (переводится «кузнец удачи») и кашкаев. Они, как и многие другие кочевые народы, пасут овец, доят коров, причём дойкой занимаются мужчины, из молока изготавливают сыры. Женщины шьют ковры, на них присутствуют красивые орнаменты: гранат – символ счастья; звезда – символ уюта и дома, также присутствуют орнаменты птиц, деревьев — всё это ручная работа.

Гостей семинара нарядили в традиционные костюмы кочевников Ирана. Например, мужской шанхсевенский костюм называется шаовар, белая рубашка – перахан, жилетка – циликер, головной убор – яглох (в переводе «вершина»). Женщины примерили национальный костюм, один из нарядов народа кашкаи.

На семинаре загадали иранские загадки, а также ближе познакомились с иранской культурой. Гости изучили поэзию Омар Хайяма, они читали строчки из его стихотворений. Омар Хайям — персидский философ, он сделал большой вклад в иранскую культуру.

Государство Иран до революции было светской страной: одевались по-современному свободно, слушали джаз. После революции уже были приняты строгие меры. Разных религий придерживались кочевники Ирана, одна из них – зороастризм.

На семинаре эксперт познакомила гостей с национальными инструментами кочевников Ирана, присутствующие сыграли на национальных музыкальных инструментах и станцевали под них.

Следующий семинар эксперт музея кочевых культур провела на тему кочевников-оленеводов Саян (цаатаны). Тувинцы, тубалары, тоджинцы, сойоты относятся к кочевникам цаатан. Проживают народы в Монголии и Тыве. Цаатанов зовут ещё «разделённые границей». До 1940 года Республика Тыва была независимой, но в годы Великой Отечественной Войны Тува сделала большой вклад в помощь советской армии: помогала одеждой, едой, лошадями, отдала свой золотой запас. Также есть версия, что Иосиф Сталин собрал всех шаманов, что били в бубны во время войны, обращались к духам за помощью в Победе ВОВ.

Кочевники-оленеводы Саян также, как и многие изготавливают молоко, но только из оленя, делают олений сыр, сушат мясо. Мягкие рога оленя называются – панты.

Традиционная игра оленеводов Саян – игра «Асык», состоит из кости (овцы, бараны или мелкий скот). В игре могут выпасть разные позиции, которые похожи на животных: конь, овечка, коза, верблюд.

Шаманизм очень развит среди кочевников цаатан. Шаману приходят видения. Бубны шаманы не изготавливают, их делают помощники. Считается, что сколько граней у шаманского бубна, в скольких мирах может побывать шаман, а также сколько обрядов провёл шаман, столько верёвочек добавляется в головной убор шамана. Если шаман с кем-то общается, кто к нему обращается с какой-либо просьбой, то он ему кидает колотушку и рассказывает то, что должен знать обращающийся – проводит обряд камлания. «Кам» – по-тюркски переводится, как шаман.

Считается, что у кочевников из числа коренных народов миры делятся на нижний, средний и верхний. У кочевников-оленеводов Саян три закона:

1. Всему своё время.

2. У всего есть свой смысл.

3. Мера, время и смысл (в общем понятии).

Для гостей семинара подготовили интерактив, в темноте с зажжённой свечкой рассказали две сказки про кочевников.

В завершение семинара выступил Аныев-Очурдяпов Урсул, исполнитель алтайских песен. Урсул исполнил традиционную обрядовую песню «Когда восходит вечерняя звезда». На Алтае её исполняют часто, обязательно на праздниках. Затем Урсул спел народный гимн Республики Алтай и песню «Мен Алтай» (я — алтаец), а также исполнил национальный танец, изображающий езду на лошади. Лошадь считается символом Алтая. Очаг по центру присутствует у народов Алтая в жилище, к нему обращаются, когда приветствуют духов.