26 февраля 2025 года в Московском доме национальностей состоится концерт к 110-летию со дня рождения поэта Евгения Долматовского.
Евгений Долматовский начинал как поэт в ту пору, когда происходило формирование, становление советской песни как жанра. Был период, когда использовались для новых песен старые мотивы, и, скажем, сентиментальный вальс начала нашего века, переведенный в темп марша, становился боевой революционной песней.
В середине тридцатых годов, участвуя в строительстве первой очереди Московского метрополитена, Долматовскому комсомольская ячейка поручила сочинить песню для своей ударной комсомольской бригады. Стихотворение было написано. Но где взять музыку? Композиторов в бригаде не было, пришлось приспособить мотив известной военной песни, благо размер и ритм позволяли. Потом, через два десятилетия, та песня строителей переживет второе рождение и станет основой для песни «Комсомольцы-добровольцы» (музыка М. Фрадкина).
По примеру Василия Лебедева-Кумача Евгений Долматовский пробовал свои силы в кино. Экран был самой массовой трибуной песни: еще не было ни телевидения, ни магнитофонов, пластинки выпускались редко и малыми тиражами. К тому же вырабатывались принципы участия песни в фильме. Герои имели свою мелодию, не стеснялись петь песню, выражающую главную мысль, идею своего пребывания и действия на экране. Она оказывалась неотрывной частью сюжета, становилась необходимой как некий поэтический образ, остававшийся у людей после зрелища.
Когда 23 июня 1941 года Долматовский уходил на фронт, с ним вместе отправились такие песни, как «Любимый город» и «Ты ждешь, Лизавета» (музыка Никиты Богословского), «Морской ястреб» и «Все стало вокруг голубым и зеленым» (музыка Юрия Милютина), «Моя любимая» и «Песня 52 дивизии» (музыка Матвея Блантера).
Евгений Аронович вспоминал: «Очень нужны были песни на войне. Во фронтовой газете, где служили Александр Твардовский, Александр Безыменский, Борис Палийчук и я, был даже специальный раздел «На знакомый мотив»: мы приспосабливали к знакомым мотивам новые слова. Но мы имели возможность работать и с композиторами. Во время Белорусской операции к майору Михаилу Светлову и ко мне был прислан политуправлением композитор Матвей Блантер. Мы писали преимущественно песни дивизий; некоторые из них и сегодня официально числятся маршами этих соединений. (Матвей Блантер и Тихон Хренников участвовали в Берлинской победной операции.)
Из созданных на фронте и распространившихся, доживших до наших дней песен, «Случайный вальс», музыка Марка Фрадкина».
За послевоенные годы родилось несколько молодежных песен о выстраданном, завоеванном и нуждающемся в защите мире. Создание этих песен было связано со Всемирными фестивалями молодежи и студентов. На Берлинском фестивале первую премию и звание лауреата присудили «Маршу советской молодежи» (С. Туликов — Е. Долматовский), а песней московского Всемирного фестиваля 1956 года стала песня «Если бы парни всей земли», сочиненная Евгением Долматовским и Василием Соловьевым-Седым. Песня была задумана Бернесом, и впервые спета им.
Евгений Аронович Долматовский писал песни с Вано Мурадели, Аркадием Островским, Павлом Аедоницким, Александрой Пахмутовой, Эдуардом Колмановским, Яном Френкелем, Александром Долуханяном, Борисом Мокроусовым, Борисом Александровым… Эти мастера, такие разные, тоже были учителями и товарищами поэта, и Евгений Аронович всегда был благодарен композиторам, включившим его стихи в орбиту своего творчества. В нашем концерте прозвучат самые красивые песни на стихи поэта в исполнении ведущих мастеров театра, кино и эстрады. Автор и ведущая концерта Марина Арвели.