Московский дом национальностей | Комиссия по общественной безопасности и народной дипломатии Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы. Фотовыставка «Петроглифы и наскальные рисунки Сахары Ливии»
Комиссия по общественной безопасности и народной дипломатии Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы. Фотовыставка «Петроглифы и наскальные рисунки Сахары Ливии»
 01-30 июля 2025  Московский дом национальностей Комиссия по общественной безопасности и народной дипломатии Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы. Фотовыставка «Петроглифы и наскальные рисунки Сахары Ливии»

С 1 по 30 июля 2025 года в Государственном бюджетном учреждении города Москвы «Московский дом национальностей» прошла фотовыставка «Петроглифы и наскальные рисунки Сахары Ливии».

Организаторами фотовыставки выступили:

  • Посольство Государства Ливия в Российской Федерации;

  • Комиссия по общественной безопасности и народной дипломатии Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы;

  • Российско-Африканский клуб МГУ имени М.В. Ломоносова.

При поддержке:

  • Посольства Российской Федерации в Государстве Ливия;

  • Посольства Российской Федерации в Тунисской Республике;

  • Представительства Россотрудничества в Тунисской Республике;

  • Русского дома в Тунисе.

Выставка посвящена 70-летию установления дипломатических отношений между СССР/Россией и Ливией.

В Ливии находятся четыре огромных «музея под открытым небом» – вади Матхандуш, Увейнат и горный массив Акакус, которые остаются для большинства россиян terra incognita.

В экспозиции выставки были представлены авторские фотокартины Н.А. Сологубовского. На них можно увидеть сохранившиеся с древних времён наскальные рисунки и петроглифы, принадлежащие четырём основным периодам сахарской наскальной живописи:

  1. Первый – «эпоха охотников» (по разным оценкам, с XII–X тысячелетия до VIII–IV тысячелетия до н.э.), для которой характерны огромные петроглифы диких зверей и человекоподобных существ.

  2. Второй – «эпоха пастухов» (с VIII–IV тысячелетия до н.э. до IV–I тысячелетия до н.э.) с фресками, на которых изображены животные, выполненные разными красками, а также бытовые сцены.

  3. Третий – «эпоха лошади», когда в Феззане с XI века до н.э. в течение полутора тысяч лет существовало Царство гарамантов.

  4. Четвёртый – «эпоха верблюда» (I век до н.э. – V век н.э.).

Интересно, что эти «эпохи» можно встретить в одних и тех же горных пещерах. Они наслаиваются друг на друга, переплетаются, дополняя или контрастируя. Так наскальные рисунки и петроглифы, созданные руками неизвестных мастеров, образуют уходящую вглубь тысячелетий нить, которая связывает нас с людьми, жившими на заре истории человечества.

Наскальная живопись не только проливает свет на прошлое народов Африки, но и проясняет вопросы о культурном наследии Средиземноморья. Благодаря российским учёным мы можем увидеть другой мир, затерянный среди бескрайних песков Сахары, – мир искусства, созданного на заре человечества.

Участники российских экспедиций в Сахару:

  • А.Б. Подцероб – историк, востоковед, учёный, дипломат, Чрезвычайный и Полномочный Посол СССР и России в Ливии (1976–1980, 1996–2000);

  • Н.А. Сологубовский – историк, востоковед, дизайнер, писатель, кинематографист, архитектор;