Московский дом национальностей | Выставка «Архитектурные сокровища России»
Выставка «Архитектурные сокровища России»
С 22 сентября по 22 октября 2023 МДН

Информация о мероприятии

Ирина Жаринова+7 (495) 625-47-56irinaszh@mdn.ru

Троицкий собор (XVI в.)

Троицкий собор (XVI в.)

Владимирская обл., г. Александров

В 1824 году по углам собора были возведены 4 малых купола, исказившие первоначальный вид собора. В 1880-х гг. искусствоведом Филимоновым и художником Белоусовым были произведены масштабные реставрационные работы, открыты многие фрески и заменён иконостас.

В 1922 из Троицкого собора были вывезены многие ценности.

В 1926 году архитектор Барановский, возвращая собору изначальный вид, снял малые купола.

В 1946 году власти позволили возобновить богослужения, и на многие годы Троицкий собор стал единственным действующим храмом в районе. В 1980-е годы начались реставрационные работы, в 2010 году восстановили пятиярусный тябловый иконостас.

Ростовский Борисоглебский монастырь. Звонница (1690 г.)

Ростовский Борисоглебский монастырь. Звонница (1690 г.)

Ярославская обл. г. Борисоглебск

Трехпролётная звонница находится на месте существовавшей ранее деревянной церкви Иоанна Предтечи, о чем свидетельствуют монастырские вкладные книги. Ее строительство шло два года и завершилось в 1682 году. Освящение звонницы состоялось 25 октября 1682 года (по старому стилю).

В силу своего выгодного положения в монастырском ансамбле борисоглебская звонница воспринимается как центр всей застройки обители. Это одно из немногих сооружений XVII столетия, которое сохранилось до нашего времени практически без изменений.

В XVIII-XIX вв. колокольный подбор звонницы состоял всего из десяти колоколов, самый большой из которых весил 261 пуд и был создан в 1758 году на сумму монастырскую". В этот период состав подбора неоднократно менялся. Были отлиты на замену поврежденным колокола большего веса. Самый старинный колокол датировали XVII веком. После октября 1917 года Борисоглебский монастырь разделил судьбу многих православных обителей в России. По ходатайству П.Д. Барановского здесь был создан музей.

В наши дни на звоннице находятся около двадцати колоколов современного производства.

Свято-Боголюбский женский монастырь

Свято-Боголюбский женский монастырь

Владимирская область, с. Боголюбово

Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы (1751—1758гг.)

Белокаменный храм Рождества Богородицы рухнул в 1722 году, но в 1751–1758 годах был построен заново.

Собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери (1855—1866) архитектор К.А. Тон

Церковь Покрова на Нерли (ок. 1158 г.)

Церковь Покрова на Нерли (ок. 1158 г.)

Владимирская область, с. Боголюбово

Планировали разобрать из-за ветхости в 1748 году, однако позже было принято решение отремонтировать.

Поновляли церковь в 1877 году, тогда же утрачены изначальные росписи.

Археологические исследования, проведенные Н.Н. Ворониным в 1950-е годы, показали, что храм имел галереи, стоявшие на фундаментах, И.Э. Грабарь расценивал её не только как «самый совершенный храм, созданный на Руси, но и один из величайших памятников мирового искусства».

Портал Дмитриевского собора

Портал Дмитриевского собора

г. Владимир

Великолепный резной портал Дмитриевского собора, выполненный местными мастерами, одно из самых поразительных белокаменных сооружений, украшенных резьбой.

Рельефы с изображением святых, скачущих всадников, сидящего на троне библейского царя Давида, Александра Македонского, вознесшегося к небесам, Давида, побеждающего льва, совершающие свои подвиги Геракла, львиных масок на языке символов прославляют красоту и совершенство мира, созданного по законам божественной гармонии, утверждают идею превосходства княжеской власти.

Собор Димитрия Солунского (Дмитриевский собор) (1194-1197 гг.)

Собор Димитрия Солунского (Дмитриевский собор) (1194-1197 гг.)

г. Владимир

Построен в 1194—1197 годах.

В 1237 году повреждён и разграблен монголо-татарами. В последствии храм горел ещё в 1536, 1719 и 1760 годах.

В ходе поновления 1837—1839 храм лишился некоторых частей: лестничных башен и галерей, которые были ошибочно сочтены поздними привнесениями. После их уничтожения по стенам пошли трещины.

В 1918 году в соборе работала Комиссия по сохранению памятников живописи под руководством Игоря Грабаря. В 1919 году храм был закрыт для богослужений.

В ходе последнего этапа реставрационных работ (1999—2004) были устроены водосточные трубы, заменен крест на куполе, создан микроклимат, а также рельефы и белый камень были покрыты защитной пластической смесью.

Собор Успения Пресвятой Богородицы  (Успенский собор) (1158—1160 гг.)

Собор Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор) (1158—1160 гг.)

г. Владимир

Белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158—1160 годах. Уже в 1161 году собор был расписан.

После пожара 1185 года Всеволод Большое Гнездо, младший брат Андрея Боголюбского, значительно расширил собор. К храму были пристроены боковые галереи, и он оказался как бы внутри нового большого собора.

Храм 1158—1160 годов был украшен скульптурным декором зооантропоморфного типа. Этот декор при обстройке собора галереями во второй половине 1180-х годов не сохранился.

Когда Владимир был взят войском хана Батыя в 1238 году. Собор был подожжён монголами, все находившиеся в нём женщины княжеской семьи и владыка Митрофан погибли.

В 1767 году Екатерина II распорядилась воссоздать благолепие древнего храма и подарила прекрасный барочный иконостас.

Первая научная реставрация собора была поведена в 1882—1884 годах: проводились внутренние работы, в ходе которых, в частности, были открыты фрески Рублёва.

В 1886—1891 годах под руководством академика И.Е. Забелина собор отреставрировали снаружи: убрали контрфорсы, восстановили растёсанные окна и позакомарное покрытие, луковичные главки были заменили равноценными шлемовидными.

926 году собор был закрыт для богослужения и был передан Владимирскому историческому музею (с 1958 года — Владимиро-Суздальский музей-заповедник).

944 году собор был вновь освящён, и сегодня одновременно является действующим собором и отделом музея.

ая крупная и продолжительная реставрация ХХ века была проведена в конце 1970-х — начале 1980-х. В результате реставрационных работ был очищен и покрыт специальным составом белый камень, позолочены купола. Внутри собора укрепили красочный слой фресок, отрегулировали температурно-влажностный режим.

енский собор является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».

Проездная башня Николо-Карельского монастыря. (впервые упоминается в XV в.)  Перевезена в Коломенское в 1933 г.

Проездная башня Николо-Карельского монастыря. (впервые упоминается в XV в.) Перевезена в Коломенское в 1933 г.

Москва. Музей-заповедник «Коломенское»

оло-Карельский монастырь был основан в конце XIV — начале XV века в двух километрах от Белого моря, в устье реки Северная Двина. В 1692 году вокруг обители была построена бревенчатая ограда с семью башнями.

930-е годы ввиду начавшегося строительство оборонного предприятия было решено перевезти башню вместе с частью бревенчатых стен в Коломенское.

Ансамбль Передних ворот (1672-1673 гг.)

Ансамбль Передних ворот (1672-1673 гг.)

Москва. Музей-заповедник «Коломенское»

Передние ворота были построены напротив церкви Вознесения в 1672-1673 гг.

ледование фасадов в 1976—1977 годах проводили архитекторы С. А. Гаврилов, А. Г. Кудрявцев по руководством Н. Н. Свешникова. Была обнаружена система раскраски фасадов. Раскрытие покраски по заданию архитекторов выполнял в 1976 году художник-реставратор В. М. Сорокатый. В 1994 году архитектором И. Булычевым под научным руководством С. А. Гаврилова и И. А. Левакова разработан проект восстановления двуглавого орла. В 1996 году исследование и обмер ворот завершил архитектор С. А. Гаврилов.

Церковь Исидора Блаженного (церковь Вознесения Господня в валах) (1566 г.)

Церковь Исидора Блаженного (церковь Вознесения Господня в валах) (1566 г.)

Ярославская область, г. Ростов

Построена в камне в 1566 году.

В 1786 году мастера обновили роспись стен и демонтировали иконостас.

В XIX веке соорудили серебряную гробницу юродивого (в 1817 году), вместо старой колокольни выстроена новая в классицистических формах.

В 1836 году возле храма построили каменный дом в два этажа, чтобы там могли проживать служители церкви.

В 1845 г. на входе внешнего двора церкви были построены ворота из камня. К сегодняшнему дню ни одно из построений не осталось целым.

В 1920 году П.Д. Барановским проведены исследование и частичный обмер храма.

В 1955 году над церковью начал тщательную работу архитектор Л. А. Давид. Была цель придать церкви первоначальный вид.

В 2000 году храм возвратили во владения Православной церкви. Возобновились богослужения.

Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади  (Казанский собор). (между 1630-1636) Воссоздан в 1990-1993 гг.

Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади (Казанский собор). (между 1630-1636) Воссоздан в 1990-1993 гг.

Москва

Каменный собор был выстроен в 1630-х годах после пожара, уничтожавшего деревянный храм, и освящён в 1636 году в присутствии царяМихаила Фёдоровича.

К 1650-му перед собором построили паперть и шатровую колокольню.

В 1730-х гг. храм получил четырехскатную кровлю, а в 1760-х был перестроен в классицистическом духе.

В 1925 году началась реставрация собора под руководством Петра Барановского, в ходе которой планировалось вернуть первоначальный облик собору.

К 1929 году были воссозданы древние кокошники, а так же предполагаемый декор стен. В 1936 году собор разобрали.

Непосредственно перед разбором храма П.Д. Барановскому удалось сделать необходимые обмеры и провести фотофиксацию.

В 1990 году было принято решение о воссоздании собора. Проект разработали архитекторы Геннадий Мокеев и Олег Игоревич Журин, которому Барановский передал обмеры и другие материалы по Казанскому собору.

Возобновлённый собор был освящён патриархом Алексием II 4 ноября — в день празднования Казанской иконы Божией Матери.

Церковь Архангела Михаила на Пристани (Свирская церковь)  (1180-1197гг.)

Церковь Архангела Михаила на Пристани (Свирская церковь) (1180-1197гг.)

г. Смоленск

Построен в 1180-1197 годах.

В 1609—1611 гг. во время осады Смоленска войска Речи Посполитой использовали здание в качестве крепости. Затем, в 1611 году в храме был устроен католический приход.

В начале XVIII века верхние части стен и своды переложили, изменив отделку фасадов, в стенах пристроек были пробиты большие окна.

В 1733 году к храму был пристроен теплый придел.

В 1775—1785 гг. были построены каменные: колокольня, ограда и одноэтажный дом.

В 1930 году храм был закрыт, в 1963 году при устройстве кровель храма по проекту П. Д. Барановского были удалены некоторые архитектурные детали XIX века.

В 1976—1982 годах по проекту С. С. Подъяпольского и Т. Е. Каменевой была проведена реставрация фасадов, с восстановлением архитектурных форм XII века: узкие высокие окна храма, окна барабана, киот над южным порталом и др. Так же была проведена реставрация отдельных деталей XVIII века: восьмигранные окна на южном и северном фасадах, карнизы.

Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (серед. XVII в)

Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (серед. XVII в.)

Смоленская обл., г. Вязьма. Иоанно-Предтеченский монастырь

Храм в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии был построен в Иоанно-Предтеченском монастыре в Вязьме в XVII веке. Традиционно время постройки относили к 1635—1638 годам. Однако последние исследования говорят в пользу возведения храма в период после 1654 года.

Храм, как и весь монастырь, сильно пострадал во время войны 1812 года, когда церковное имущество было разграблено. Церковь сгорела и оставалась в запустении до 1830-х годов, когда настоятель архимандрит Вениамин на пожертвования прихожан восстановил храм и вновь освятил его в 1837 году. При этом к зданию была пристроена квадратная в плане трапезная.

В 1912 году Пётр Барановский произвёл обмеры и исследования храма, что позволило в 1960—1980-х годах провести консервацию, а затем реставрацию церкви. В 1918 году монастырь был закрыт, но церковь продолжала действовать как приходская до 1930 года, когда была отобрана у верующих. Весь монастырь был передан спичечной фабрике.

Во время Великой Отечественной войны все постройки монастыря сильно пострадали. В 1946 году трапезная церкви отдана городскому архиву. С начала 1960-х годов под руководством Барановского начата реставрация храма, которая продолжилась до XXI века. В 2017-м году на здании установлена памятная доска в честь Петра Барановского. Храмы монастыря были возвращены Русской православной церкви 26 мая 1989 года. Северный придел церкви освящён в 2009 году, а главный престол — в 2012 году.

Храм Святых Апостолов Петра и Павла на Городя́нке. (1146 г.)

Храм Святых Апостолов Петра и Павла на Городя́нке (1146 г.)

г. Смоленск

Храм был построен в 1146 году при смоленском князе Ростиславе Мстиславиче.

Во время польской интервенции 1611—1654 годов храм был превращён в костёл. Затем храм вновь становится православным.

В XVIII веке храмовый комплекс был полностью перестроен. К храму Петра и Павла с запада примкнул храм святой великомученицы Варвары.

В 1812 году храм был разграблен французами. Восстанавливался на средства из государственной казны.

В 1935 году храм был закрыт.

В 1943 году во время боёв за освобождение Смоленска храм вновь подвергся разрушениям. Он был восстановлен в предполагаемых первоначальных формах в 1962—1963 годах под руководством архитектора Петра Барановского. Третий этаж палат был разобран, храм отделён от Варварьинской церкви.

Церковная жизнь была возобновлена 26 мая 1991 года.

Церковь во имя святой Варвары Великомученицы (серед. XVIII в.)

Церковь во имя святой Варвары Великомученицы (серед. XVIII в.)

г. Смоленск

Церковь во имя святой Варвары Великомученицы построена в середине XVIII века на средства смоленских купцов А. А. Кремлицына и А. Ф. Сысоева.

К середине XVIII века приход древнего храма св. Апостолов Петра и Павла вырос настолько, что было принято решение возвести рядом со старым храмом новый. У западного торца бывшего дворцового корпуса возвели шатровую колокольню с двумя высокими лестницами, а над самим дворцом был надстроен третий этаж, где расположилась придельная церковь во имя святой великомученицы Варвары.

В 30-х годах XX века храм был закрыт. В 1962—1963 годах состоялась реставрация Петропавловской церкви под руководством П. Д. Барановского. В ходе реставрационных работ храму XII века вернули исторический облик, отделив его от архиепископских палат. При этом восточная часть Варваринской церкви была разобрана; третий этаж палат удалили.

Собор Георгия Победоносца (Георгиевский собор) (1230-1234 гг.)

Собор Георгия Победоносца (Георгиевский собор) (1230-1234 гг.)

Владимирская обл., г. Юрьев-Польский

Сооружён в 1230—1234 годах князем Святославом Всеволодовичем. Последний большой белокаменный храм, который успели возвести на Руси до татаро-монгольского нашествия.
Предположительно собор построен рядом с местом, где находилась более ранняя Георгиевская церковь XII века.

В 1230 году Святослав, сын Всеволода III Большое Гнездо, разобрал церковь, которая «обветшала и поломалася». Вместо неё четыре года спустя соорудили «церковь чудну зело, вельми украси ю резным камением от подошвы и до верху».

На стенах собора имелись уникальные рельефы, часть которых была утрачена. До нашего времени дошло около 450 резных белокаменных фрагментов, среди которых есть изображения святых, а также животных, птиц и грифонов.

В 1326—1327 годах в Москве по образцу Георгиевского собора был построен Успенский собор, ставшим первым каменным храмом Москвы.

В XV в. значительная часть здания обрушилась. В 1471 году силами Василия Ермолина по приказу великого князя московского Ивана III собор был восстановлен, но потерял первоначальные пропорции и стал значительно более приземистым. При этом, зодчий, понимая значение исторического сооружения, не заменил обрушившиеся части здания кирпичной кладкой, а собрал все белокаменные блоки и украшавшие их рельефы. Однако, не имея зарисовок храма и его точного плана, он большинство камней поставил произвольно, перепутав сюжеты, в результате чего образовался своеобразный «ребус» из белокаменных рельефов.

Восстановленное Ермолиным здание не раз подвергалось новым изменениям и обстройкам. В 1781 году к храму была пристроена четырёхъярусная колокольня, в 1817 году расширили Троицкий предел, который превратился в полноценный храм, в 1827 году с южной стороны была пристроена ризница. Древний храм буквально утонул в позднейших пристройках.

Впервые предложил освободить древний храм от пристроек XVIII—XIX веков протоиерей Александр Знаменский, который был настоятелем храма с 1889 по 1917 год. Вместо гипертрофированного Троицкого придела поблизости был построен новый Троицкий собор (освящён в 1915 году), однако разборка пристроек до Октябрьской революции 1917 года так и не началась.

В 1923 году храм был закрыт. В 1923—1936 гг. колокольня, ризница и тёплый придел были разобраны при реставрационных работах, которыми руководили Пётр Барановский и Игорь Грабарь. Последующие реставрации собора проводились в 1957—1962 и 1980-х годах.

В конце 2015 года распоряжением Правительства России Георгиевский собор признан особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации.
В 2017 году стал доступным архив реставратора Петра Барановского, посвятившего исследованиям Георгиевского собора почти сорок лет. Эти документы дают представление о первоначальном облике памятника и оказывают большую помощь в разработке программы по его спасению.

Собор Михаила Архангела (XVIII-XIX вв.)

Владимирская обл., г. Юрьев-Польский, Архангельский монастырь

В 1560 году был построен первый каменный храм, средства на его строительство пожертвовал князь Иван Михайлович Кубенский. В 1636 году храм был с трех сторон окружен папертями, а в конце XVIII века обветшавшее здание было разобрано. Строительство нового собора велось на средства жителей города; работы начались в 1792 году, а закончились в 1806 году. Еще около двух лет продолжалась внутренняя отделка храма, и в 1808 году прибывший специально из Владимира епископ Ксенофонт (Троепольский) освятил новый собор.

В Михайло-Архангельском соборе были погребены многие настоятели монастыря, в том числе здесь находится гробница сына основателя монастыря, схимонаха князя Дмитрия Святославича, который скончался в 1269 году.

В советское время внутреннее убранство собора было уничтожено, в здании были размещены выставочные залы музея, находящиеся там и по сей день.

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчково (1671-1687 гг.)

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчково (1671-1687 гг.)

г. Ярославль

Согласно преданию, на месте храма когда-то стоял Вознесенский женский монастырь, разорённый в 1609 году отрядом польских интервентов.

В 1658 году жители слободы получили от царя Алексея Михайловича разрешение «строить им церковь тёплую каменную с трапезою», но строительство было отложено, так как все мастера были заняты восстановлением города после большого пожара.

К 1665 была возведена тёплая одноглавая церковь, освящённая в честь Вознесения Господня, с приделом Казанской иконы Богоматери.

Однако небольшая церковь не могла удовлетворить потребности жителей богатой Толчковской слободы.

В августе 1671 года было получено разрешение митрополита Ионы Сысоевича. Для изготовления кирпича поставили два завода — в Толчкове и в Коровницкой слободе. Средства на строительство собирали всем приходом во главе с попом Абросимом и диаконом Родионом.

Возведение столь необычного храма заняло шестнадцать лет. В 1687 году перенесли иконы и церковную утварь из старой деревянной церкви, и новый храм был освящён во имя Святого Иоанна Предтечи.

На рубеже XVII—XVIII веков рядом с храмом построили шестиярусную колокольню в стиле московского барокко. Колокольня, как и церковь, стала самой высокой в Ярославле — её высота 45 м, соразмерно высоте средней главы храма.

В конце XVIII века были заменены главы храма: боковые поставили луковичные, а среднюю главу сделали в барочном вкусе, крупнее и более вытянутой, что гармонировало со стилем колокольни и сделало силуэт храма более устремлённым ввысь. В 1859 году все главы и кресты летнего и зимнего храмов были вызолочены на средства ярославского купца Фёдора Ивановича Крашенинникова, работы обошлись ему в 10 000 рублей серебром. В 1876 году перестроили обветшавшую церковную ограду.

В 1902 году был произведён капитальный ремонт храма. Благодаря поддержке министра финансов Сергея Витте из средств Государственного казначейства на эти цели были выделены 64 тысячи рублей.

В 1904 году исправлены и вызолочены червонным золотом все пятнадцать глав на храме. Работы производил крестьянин И. А. Краснов. В 1904 году начата и в 1905 году окончена промывка и реставрация стенописи.

После 1917 года храм передали в ведение Ярославского музея, но уже в 1936 году включили в территорию завода. В церкви устроили склад зерна, галерею использовали для хранения сыпучих красителей, кислоты, карбида. В колокольне разместили кузницу.

В 1937 году горсовет обязал завод выгородить храм Иоанна Предтечи из заводской территории, «ввиду того, что памятник разрушается», но сделано это было только в 1951 году. К тому времени была утрачена значительная часть фресок, а оставшиеся находились в катастрофическом состоянии.

В 1959 году храм Иоанна Предтечи передали Ярославо-Ростовскому музею-заповеднику.

Церковь-колокольня Распятия Христова и Марфины палаты (XVI век)

Церковь-колокольня Распятия Христова и Марфины палаты (XVI век)

Владимирская область, г. Александров

Уникальный памятник представляет собой первую шатровую колокольню на Руси. Её высота составляет 56 метров.

Первоначальное здание церкви, скорее всего, возведено в начале XVI века. Этот храм был освящён в честь Алексея Митрополита. В 1570-х гг. пристроена открытая галерея с пилонами по рёбрам восьмигранного столпа, соединёнными арками и сводами, над ней устроены кокошники и восьмерик звонницы. В конце XVII века с юга сделана одноэтажная пристройка с кельями для постриженной в монахини царевны Марфы (жила в монастыре в 1698—1707 гг.). По желанию инокини Марфы церковь в нижней части колокольни переосвящена в честь Распятия Христова.

В конце XVII века на Распятской колокольне висело двенадцать колоколов, один из них пятисотпудовый «благовестник». В петровское время колокола были утрачены – переплавлены по указу царя. В 1823 году александровские купцы Каленов и Уголков «от усердия» подарили монастырю пятисотпудовый, но не столь «благозвучный» колокол (мало серебра в нем). Позже и его перелили на металл.

В 1969 году проводились реставрационные работы над памятником. Был открыт и восстановлен белокаменный цоколь, произведен ремонт шатра, крыши, лестниц, Марфиной палаты. Удалены поздние перегородки, сбита штукатурка со стен. Устроено водяное отопление. В палате сохранилась старинная кафельная печь.

Доказано существование в Слободе и каменных дворцов. Фундамент одного из них обнаружен в раскопе 1968 года (белокаменная кладка стен и опор с глубины 2 м), а другого, двухэтажного, — длиной 34 м и шириной 12 м — в раскопе 1970 г. экспедицией академика Б. А. Рыбакова.

В 1980-е годы колокольня вновь реставрировалась. (арх. Шерстобитова Л.Е., инж. Щелоков О.О.).

Церковь Воскресения из села Билюково в Плёсе. (1699г.) Перенесена в Плёс в 1982 г.

Церковь Воскресения из села Билюково в Плёсе. (1699г.) Перенесена в Плёс в 1982 г.

Ивановская обл., г. Плёс

Церковь была построена в 1699 году в селе Билюково Ивановской области, а в 1833 году приписана к Свято-Троицкому храму села Аньково Ивановской области. Первоначально она представляла собой бревенчатый необшитый сруб на фундаменте из «диких камней» — валунов. Позднее стены храма обшили тёсом. В первой половине XIX века под сруб подвели кирпичный фундамент, а затем над трапезной пристроили шатровую колокольню типа «восьмерик на четверике». Последняя, таким образом, примыкала к западному фасаду церкви и по высоте немного превышала завершение четверика.

В 1930-х годах колокольня была снесена, а здание самой церкви приспособлено под сельский клуб. В ходе реставрации было установлено, что внутренняя часть храма несколько раз переделывалась — были подняты потолки, а также растесаны проходы между трапезной и центром. Кроме того, на крыше был не маленький четверик, а восьмерик на четверике с главкой.

В 1982 году была перенесена из села Билюково Ильинского района Ивановской области и отреставрирована по проекту Александра Ополовникова.

Церковь Святого великомученика Георгия Победоносца. (1685 г.) Перевезена в Коломенское в 2000-х годах

Церковь Святого великомученика Георгия Победоносца. (1685 г.) Перевезена в Коломенское в 2000-х годах

Москва. Музей-заповедник «Коломенское»

Церковь Георгия Победоносца — памятник деревянного зодчества Русского Севера в московском музее-заповеднике «Коломенское». Построена в 1685 году на берегу реки Ёрги (современная Архангельская область), сохранилась в почти оригинальном облике до начала XXI века, в 2008—2011 разобрана, перевезена в Москву и восстановлена на территории Коломенского.

Изначально Георгиевская церковь являлась частью кладбищенского церковного ансамбля Среднепогостского прихода в отдалённой деревне Семёновская на берегу Ёрги. По документам Вологодской епархии известно, что Георгиевская церковь была возведена в 1685 году на средства прихожан.

В 1890-е годы была обшита тёсом, а внутри украшена росписями оставшихся неизвестными художников. Георгиевская церковь в этом облике сохранялась вплоть до начала XXI века. В 1930-х годах Среднепогостские церкви были закрыты, внутреннее убранство разграблено, позже в Георгиевской церкви был клуб, затем склад. Во второй половине XX века деревни бывшего прихода практически опустели.

С 2003 года специалисты Московского объединённого музея-заповедника начали разработку проекта реставрации находившейся к тому времени под угрозой разрушения Георгиевской церкви. Инициировал проект художник Иван Глазунов, случайно обнаруживший никому до того не известную церковь. В 2008 храм был разобран и перевезён в Москву, в 2009 начались работы по реставрации храма и восстановлению его на территории парка Коломенское, близ комплекса музея деревянного зодчества.

В 2011 году возведение церкви на новом месте было завершено. При реставрации сруба были использованы новые брёвна взамен обветшавших. В настоящее время Георгиевская церковь, как и другие экспозиции музея деревянного зодчества в Коломенском, открыта для посещения в летние месяцы.

Церковь Илии Пророка на Ивановой горе (1744 г.)

Церковь Илии Пророка на Ивановой горе (1744 г.)

Владимирская обл., г. Суздаль

Каменная Ильинская церковь была возведена в 1744 году на месте деревянной.

В XVIII веке рядом с Ильинской церковью располагался и небольшой зимний храм — церковь Иоанна Богослова.

В первые годы советской власти церковь Иоанна Богослова, а также трапезная и колокольня Ильинской церкви были разрушены.

Проект восстановления храма был разработан в 1970-х годах, но реализовать его удалось только в начале XXI века: колокольня и трапезная были полностью восстановлены в 2010 году.

Церковь Антипия, епископа Пергамского (Антипиевская церковь) (1745 г.)

Церковь Антипия, епископа Пергамского (Антипиевская церковь) (1745 г.)

Владимирская обл., г. Суздаль

Построена в 1745 году.

После революции храм закрыли, всё внутреннее убранство расхитили. В Антипиевской церкви был устроен гараж. В 1959 году была произведена реставрация под руководством Алексея Варганова, в ходе которой восстановлена наружная расцветка колокольни в соответствии со вкусами посада XVII века.

Ростовский кремль (1650-1680 гг.)

Ростовский кремль (1650-1680 гг.)

Ярославская обл., г. Ростов

Ппервоначально резиденция митрополита Ростовской епархии, называвшаяся митрополичьим (архиерейским) двором.

Ростовский кремль был построен в 1650—1680-е годы, по единому замыслу заказчика — митрополита Ионы Сысоевича. Этот замысел предполагал создание рая в полном соответствии с библейским описанием: окружённый стенами с башнями райский сад с зеркалом пруда в центре.

После того, как в 1787 г. было принято решение о переносе архиерейской кафедры из Ростова в Ярославль, Ростовский митрополичий двор утратил свою функцию, был оставлен без внимания и постепенно обветшал. Богослужений в храмах ансамбля не велось, и архиереи были готовы продать его на слом. Однако благодаря просвещённому ростовскому купечеству в 1860-е — 1880-е гг. архитектурный комплекс был отреставрирован на его средства.

По инициативе А. А. Титова, И. А. Шлякова в октябре 1883 года в Белой палате кремля был открыт Ростовский музей церковных древностей. В 1886 году кремль принял под своё покровительство наследник императорского престола, будущий император Николай II. В 1910 году Государственная дума законодательно закрепила общероссийский статус музея, постановив отпускать из казны деньги на его содержание.

Многие памятники ансамбля были повреждены в результате смерча 24 августа 1953 года. Аварийно-восстановительные работы отдельных объектов Ростовского кремля переросли в научную реставрацию по воссозданию первоначального облика всего ансамбля. Работами руководил выдающийся реставратор В. С. Баниге, приехавший в Ростов почти сразу после смерча. В 1957 году на большей части объектов реставрационные работы были закончены. Из-за отсутствия финансирования завершение реставрации состоялось позднее.

В 1991 году Русской православной церкви был передан Успенский собор Ростовского кремля.

Успенский Горицкий монастырь (ок. 1362 г.)

Успенский Горицкий монастырь (ок. 1362 г.)

Ярославская обл. г. Переславль-Залесский

На территории монастыря с 1919 года расположен Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Время основания Богородицкого мужского монастыря на возвышенности («горице») к югу от Переславля традиционно относится к 1362 году.

Разорён в 1382 году войском Тохтамыша.

Поскольку монастырский архив утрачен, то восстановить историю монастыря не возможно.

В 1744 г. монастырь был упразднён и отдан для помещения архиерейского дома вновь учрежденной Переславской епархии. За время пребывания в нём архиереев многие прежние строения были снесены «за ветхостью». На их месте появились новые.

В 1788 году Переславская епархия была упразднена. Бывший монастырь перестал служить архиерейской резиденцией.

В 1887 году обветшавший ансамбль старинных построек пострадал от урагана, который снёс верхушки башен. В то время на его территории располагалось Переславское духовное училище.

После революции в 1919 году в монастырь переведён Переславский музей-заповедник. Основные реставрационные работы продолжались с 1950-х по 1970-е годы (в том числе под руководством И. Б. Пуришева). В 1960-е годы на территорию музея были перевезены две деревянные часовни из окрестных деревень.

Спасо-Андроников монастырь. (сер. XIV в.)

Спасо-Андроников монастырь. (сер. XIV в.)

г. Москва

Согласно легенде, в 1354 году митрополит Киевский и всея Руси Алексий по пути в Константинополь попал в шторм. Святитель дал обет построить в Москве собор в честь того святого или праздника, в день которого он благополучно достигнет бухты Золотой Рог. День пришёлся на празднование Спасу Нерукотворному.

В 1356 году Алексий, будучи повторно в Константинополе, привёз в Москву икону Спаса Нерукотворного Образа (первая половина XIV века), которая была при освящении Спасского собора обители 16 августа 1357 года и стала особо почитаемой святыней Андроникова монастыря, поэтому датировка основания Андроникова монастыря митрополитом Алексием в Заяузье на великокняжеской земле приходится на 1357 год.

В 1747—1756 годах стены монастыря были отстроены в камне. По проекту архитектора Родиона Казакова на месте старой колокольни, над Святыми воротами, воздвигли новую высотой 73 м.

Во время пожара 1748 года сильно пострадали библиотека и архив монастыря.

В ходе секуляризации 1764 года монастырь был лишён вотчин и отнесен ко 2-му классу.

В XVIII веке стенопись Спасского собора была почти полностью счищена; с тех пор собор не расписывался. Во время реставрации 1763—1779 годов к собору пристроили крытую паперть.

В 1812 году монастырь был разорён французами. Пожар уничтожил архив монастыря. Сгорел иконостас, и обрушились барабан и глава Спасского собора.

В 1846—1850 гг. собор был значительно переделан по проекту Петра Герасимова: с юга к собору был пристроен придел Успения Божией Матери, с севера — святого Андроника. Закомары и кокошники убрали под четырёхскатную крышу, а над ним подняли восьмигранный барабан с шатровой крышей.

В XIX веке при Андрониковом монастыре действовали духовное училище и библиотека.

Монастырь был закрыт в 1918 году. На его территории, как и на территории бывших Ивановского и Новоспасского монастырей, располагался до 1922 года один из первых концентрационных лагерей ВЧК для офицеров и политических противников новой власти; в лагере проводились массовые расстрелы. В 1922—1928 годах в монастыре располагалась колония для беспризорников. В 1928 году территория была передана в ведение рабочего коллектива завода «Серп и Молот», в монастырских зданиях, в том числе и в храмах, устроили 200 комнат для рабочих. В 1930—1940-х годах там располагались также учреждения наркомата обороны.

В 1929—1932 годах уничтожена колокольня монастыря, 13 сентября 1927 года —некрополь Андроникова монастыря.

Заслуга в сохранении ветшавшего памятника и превращении его в музей принадлежит Петру Барановскому и Г. Ф. Сенатову, большую роль в выявлении первоначальных форм собора сыграли работы Петра Максимова и Бориса Огнева.

Исследованиями Барановского и Максимова было впервые установлено, что после многочисленных переделок сохранился белокаменный Спасский собор Андроникова монастыря XV века.

Каменный Спасский собор возведен между 1410 и 1427 годом. На сегодняшний день это самый древний каменный собор Москвы за пределами Кремля.

К 1000-летию Суздаля

Город Суздаль сегодня относится к Владимирской области и стоит на берегу реки Каменка. Сегодня население Суздаля невелико, но много веков назад это был один из крупнейших городов Северо-Восточной Руси.

На долю города Суздаля выпало много испытаний. В XI веке в результате междоусобной борьбы князя Олега Черниговского с детьми Владимира Мономаха князьями Изяславом и Мстиславом город был сожжен. С переходом князя Андрея Боголюбского из-под руки Юрия Долгорукого к самостоятельному княжению, Суздаль утратил свое первенство. Столичный статус был передан городу Владимиру. В XIII веке Суздаль становится столицей Суздальского княжества.

Во время Смуты, Суздаль дважды оказывался в руках польских интервентов. После окончания Смутного времени Суздаль оказался разорен.

По указу Петра I Суздаль становится уездным городом Московской губернии. Через год Московская губерния делится на девять провинций, и Суздаль становится центром одной из них. Однако в 1776 году город Суздаль опять получает статус уездного города.

Во времена Екатерины II в Суздале проходит активное каменное строительство, причем преимущественно гражданский зданий. Через город активно ведется торговля, что способствует процветанию уездного города.

Однако после строительства Николаевской железной дороги, которая обошла Суздаль стороной, значение города как торгового центра снижается.

В 1922 году в Суздале основан Суздальский историко-художественный музей, который в 1958 году становится частью Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

В 1992 году наиболее значимые достопримечательности Суздаля – Кремль, Спасо-Евфимиев монастырь, Покровский монастырь, церковь Бориса и Глеба в Кидекше – занесены в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.