Московский дом национальностей | Презентация фотовыставки «Петроглифы и наскальные рисунки Сахары Ливии»
Презентация фотовыставки «Петроглифы и наскальные рисунки Сахары Ливии»
Презентация фотовыставки «Петроглифы и наскальные рисунки Сахары Ливии» Презентация фотовыставки «Петроглифы и наскальные рисунки Сахары Ливии» Презентация фотовыставки «Петроглифы и наскальные рисунки Сахары Ливии» Презентация фотовыставки «Петроглифы и наскальные рисунки Сахары Ливии» Презентация фотовыставки «Петроглифы и наскальные рисунки Сахары Ливии» Презентация фотовыставки «Петроглифы и наскальные рисунки Сахары Ливии»
Внимание! Для входа в здание Московского дома национальностей и посещения мероприятия Вам необходимо предъявить паспорт
03 июля 2025, 16:00 МДН

Информация о мероприятии

Карелина Ольга+7 (495) 625-43-22

3 июля 2025 года в 16.00 в ГБУ г. Москвы «Московский дом национальностей» по адресу: ул. Новая Басманная, д. 4, стр. 1 открывается фотовыставка «Петроглифы и наскальная живопись Сахары Ливии».

Выставка посвящена 70-летию установления дипломатических отношений между СССР-Россией и Ливией.

Организаторами фотовыставки являются:

Посольство Государства Ливия в Российской Федерации

Комиссия по общественной безопасности и народной дипломатии Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы

Российско-Африканский клуб МГУ имени М.В. Ломоносова

При поддержке:

Посольства Российской Федерации в Государстве Ливия

Посольства Российской Федерации в Тунисской Республике

Представительства Россотрудничества в Тунисской Республике

Русского Дома в Тунисе

Фотовыставка рассказывает о произведениях древних культур, обнаруженных в пустыне Сахара, регионе, раскинувшемся на многие тысячи квадратных километров.

Наскальная живопись и петроглифы этого региона объявлены «Сокровищами Человечества» Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

В Ливии находятся четыре огромных «музея под открытым небом» – вади Матхандуш, Увейнат и горный массив Акакус, которые остаются для большинства россиян Terra incognita.

Тем больший интерес вызывают авторские фотокартины Н.А. Сологубовского, представленные на выставке. На них можно увидеть сохранившиеся с тех древних времен наскальные рисунки и петроглифы, принадлежащие четырем основным периодам сахарской наскальной живописи:

Первый – «эпоха охотников», длившаяся (по разным оценкам) с 12-10 тысячелетия до 8-4 тысячелетия до н.э., для которой характерны огромные петроглифы диких зверей и человекоподобных существ.

Второй – «эпоха пастухов» с 8-4 тысячелетия до н.э. до 4,5-1,5 тысячелетия до н.э.), с фресками, на которых изображены нарисованные разными красками животные, а также различные бытовые сцены.

Третий – «эпоха лошади», когда в Феззане с 11 века до н.э. в течение полутора тысяч лет существовало Царство гарамантов.

Четвертый – рисунки «эпохи верблюда» (1 век до н.э. – 5 век н.э.).

Интересно, что эти «эпохи» можно встретить в одних и тех же горных пещерах. Они наслаиваются друг на друга, переплетаются, дополняя или контрастируя. Так наскальные рисунки и петроглифы, созданные руками неизвестных мастеров, образуют уходящую вглубь тысячелетий нить, которая связывает нас с людьми, жившими на заре Истории Человечества.

Наскальная живопись не только проливает свет на прошлое народов Африки, но и проясняет вопросы о культурном наследии Средиземноморья. Благодаря российским ученым можно увидеть другой мир, затерянный среди бескрайних песков Сахары, мир искусства, созданного на заре Человечества.

На фотовыставке в Московском доме ациональностей будет представлена новая книга о Ливийской Сахаре и показаны ливийские и российские фильмы.

Фотовыставка призвана сблизить людей, еще раз привлечь внимание общественности к Ливии, переживающей трудные времена становления новой государственности. Предполагается, что фотовыставка будет экспонирована и в других городах России, а также и за рубежом.

Участники российских экспедиций в Сахару:

А.Б. Подцероб – историк, востоковед, ученый, дипломат, Чрезвычайный и Полномочный посол СССР и России в Ливии в 1976-1980 гг. и 1996-2000 гг.

Н.А. Сологубовский – историк, востоковед, писатель, кинематографист.

И.Н. Сологубовский – востоковед, дизайнер, архитектор.

В церемонии открытия фотовыставки примут участие представители Посольства Республики Ливия в Российской Федерации, работники дипломатических представительств зарубежных стран, аккредитованных в Российской Федерации, МИД России, Россотрудничества, работники науки, культуры и вузов Москвы: МГУ имени М.В. Ломоносова, Института Африки и Института востоковедения РАН, представители зарубежных и российских СМИ, студенты, руководители и актив национально-культурных и общественных организаций столицы, комиссий Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы.

 

 

 

70 лет назад, 4 сентября 1955 г., установлены дипломатические отношения СССР с Ливией

 

В советский период Россия оказывала активную помощь ливийцам в разных сферах. Советские специалисты направлялись в Ливию для разработки нефтяных месторождений, строительства ЛЭП, атомного центра «Таджура» и для укрепления армии и флота, в том числе для подготовки офицерских кадров.

Сегодня в целях достижения консенсуса между Востоком (Тобрук) и Западом (Триполи) Ливии российская сторона находится в тесном контакте со всеми ливийскими политическими силами. 

Россия исходит из безальтернативности политического урегулирования в Ливии и выступает за необходимость учета мнений всех ливийских сторон, в том числе при планировании международного содействия по прекращению конфликта.

В контактах со всеми ливийскими сторонами Россия призывает к скорейшему прекращению военных операций и воссозданию единых государственных институтов, включая силовые структуры.

Россия неименно занимает твердую позицию в поддержку политического процесса, основанного на императиве обеспечения единства, суверенитета и территориальной целостности Ливии.

Россия последовательно исходит из того, что у ливийского конфликта нет военного решения, что все противоречия могут и должны быть урегулированы политическими методами за столом переговоров самими ливийцами

Такая активная вовлеченность России в ливийские дела открывает перспективы возобновления полноценного торгово-экономического сотрудничества между Россией и Ливией, подключения российских компаний к национальным проектам развития, в том числе на современном этапе   восстановления ливийской экономики. Речь, прежде всего, идет о приоритетных для Ливии сферах энергетики, промышленной и транспортной инфраструктуры.

 

 

70 years ago, on September 4, 1955,
diplomatic relations with Libya were established

 

During the Soviet period, Russia provided active assistance to the Libyans in various areas. Soviet specialists were sent to Libya to develop oil fields, build power transmission lines, the Tajura nuclear center, and to strengthen the army and navy, including the training of officer personnel.

Today, in order to achieve consensus between the East (Tobruk) and West (Tripoli) of Libya, the Russian side is in close contact with all Libyan political forces.

Russia proceeds from the fact that there is no alternative to a political settlement in Libya and advocates the need to take into account the opinions of all Libyan parties, including when planning international assistance to end the conflict.

In contacts with all Libyan parties, Russia calls for an early cessation of military operations and the restoration of unified state institutions, including security forces.

Russia is invariably taking a firm position in support of the political process based on the imperative of ensuring the unity, sovereignty and territorial integrity of Libya.

Russia consistently proceeds from the fact that there is no military solution to the Libyan conflict, that all contradictions can and should be resolved by political methods at the negotiating table by the Libyans themselves

Such active involvement of Russia in Libyan affairs opens up prospects for the resumption of full-fledged trade and economic cooperation between Russia and Libya, the involvement of Russian companies in national development projects, including at the current stage of the restoration of the Libyan economy. First of all, we are talking about the priority areas for Libya — energy, industrial and transport infrastructure.

 

 

Николай Алексеевич Сологубовский – публицист, историк, писатель, кинематографист.

В 1970 году окончил университет восточных языков при Московском государственном институте, в 1975 г. – Всесоюзный государственный институт кинематографии (операторский факультет, мастерская А. Колошина, мастерская С. Медынского).

С 1976 по 1980 г. – корреспондент Агентства печати «Новости» (АПН) в Гвинее, с 1985 по 1990 г. – корреспондент АПН в Тунисе.

Соавтор (вместе с С.В. Филатовым) книг «Тысяча и одна история, рассказанная в Хаммамете» (2003), «Самые лучшие курорты Туниса» (2005), «Средиземноморье. Диалог цивилизаций» (2006).

Автор книг «Люблю, значит, живу» (2006), «Ира! Все будет хорошо!» (2007), «Анастасия Александровна Ширинская. Судьба и память» (2012), «Дневник Жана Мулена» (2023) и других книг. 

Исполнительный директор по Тунису телевизионных сериалов киностудии «Элегия»(ЦПШ, Мосфильм) «Офицеры» (2005), «Апостол» (2006), «Офицеры-2» (2008).

Автор сценария и оператор документального фильма «Анастасия» (2008) (премия НИКА Российской киноакадемии за «Лучший неигровой фильм»,  2008 г.), получивший Гран-при и другие призы и дипломы на кинофестивалях России, Украины, Франции, Туниса, Болгарии. Автор документальных фильмов «Анастасия. Рассказы о Севастополе», «Севастополь. Парад ветеранов», «Сахара. Лувр под открытым небом» и других фильмов.

Участник экспедиций в пустыню Сахара (Ливия, Алжир, Марокко, Тунис, 2005-2014 гг.)

Автор фотовыставок «Сокровища Ливийской Сахары» в Информцентре ООН в Москве, Международном центре Рерихов, Фотоцентре Союза журналистов России (Москва, 2011 г.), Центральном Доме ученых (Москва, 2012), лицее «Вторая школа» (Москва, 2014), Левитановском культурном центре (Плёс, 2015).

С октября 2008 года – действительный член Императорского Православного Палестинского Общества.

Награжден медалью «За освоение целинных и залежных земель» (1966), знаком Андрея Первозванного (2011), знаком «Орден Великого князя Сергия Александровича» (2013), орденом Святого Станислава третьей степени (2013), крестом «За увековечение памяти Отечественной войны 1812 года» (2013).

 

 

Античность. Лептис Магна и Сабрата

 

Искусство – это высшее, самое сокровенное призвание человека.

Огюст Роден

 

Культуры Сахары находились на протяжении многих веков в тесном контакте с греческой культурой на севере, египетской на востоке, карфагенской на западе и с африканскими культурами на юге. Это привело к появлению крупных городов на берегах Средиземного моря, таких как Лептис Магна и Сабрата. 

Лептис Магну основали карфагеняне в VII в. до н.э. Город избежал печальной участи Карфагена, который был полностью разрушен римлянами, и в 111 году до н.э. стал частью Римской империи. При императоре Августе были возведены Форум, Театр, Рынок, Храмы и многие другие здания. При императоре Адриане – Термы, Цирк, Гимнасиум и Акведук.

Особенно много сделал для процветания Лептис Магны император Септимий Север, родившийся здесь в 146 г. Он дал новый импульс развитию города, построив Северианскую Триумфальную Арку, новый Форум, Базилику, Нимфеон. Дома украшались статуями и мозаичными картинами.

Величественные руины Сабраты сохранили следы трех исторических эпох: карфагенской, римской и византийской. О первой из них напоминает Мавзолей, о третьей – Базилика Юстиниана. О римском периоде – Форум с колонными портиками, Курия, Храм Юпитера, Амфитеатр, Термы и цистерны, руины Акведука и жилых домов, украшенных мозаичными картинами. Но главным сокровищем Сабраты был Театр, построенный в 180 г. н.э., который вмещал 5 тысяч зрителей. Он был украшен арками и двухъярусной колоннадой коринфского стиля. 

К сожалению, многие сокровища античных городов были вывезены в Европу, другие погибли во времена бесконечных конфликтов и войн.

На фотокартинах Выставки – сохранившиеся с древних времен петроглифы и рисунки четырех основных периодов наскального искусства Сахары:

 

Первый – «эпоха охотников», длившаяся (по разным оценкам) с 12-10 тысячелетия до 8-4 тысячелетия до н.э., для которой характерны огромные петроглифы диких зверей и человекоподобных существ.

 

Второй – «эпоха пастухов» (с 8-4 тысячелетия до н.э. до 4,5-1,5 тысячелетия до н.э.), с фресками, на которых изображены нарисованные разными красками животные, а также различные бытовые сцены.

 

Третий – «эпоха лошади», когда в Феззане, с 11 века до н.э. в течение полутора тысяч лет существовало Царство гарамантов.

 

Четвертый – рисунки «эпохи верблюда» (1 век до н.э. – 5 век н.э.).

 

Интересно, что эти «эпохи» можно встретить в одних и тех же горных пещерах. Они наслаиваются друг на друга, переплетаются, дополняя или контрастируя. Так наскальные рисунки и петроглифы, созданные руками неизвестных мастеров, образуют уходящую вглубь тысячелетий нить, которая связывает нас с людьми, жившими на заре Истории Человечества.