4 июня 2016 года на территории государственного объединенного музея-заповедника «Коломенское» в Москве в десятый раз пройдет традиционный национальный государственный праздник народа саха – «ЫСЫАХ».
Впервые Ысыах заявил о себе в столице России десять лет назад, в год 375-летия вхождения Якутии в состав Российского государства. Тогда в честь этой даты в Коломенском было установлено памятное Сэргэ – свидетельство многолетней дружбы и единства народов России, символ гостеприимства.
Каждый Ысыах в Москве – уникален, неповторим и незабываем, неслучайно он собирает тысячи гостей и участников.
Организаторами праздника являются Правительство и Постоянное Представительство Республики Саха (Якутия), соорганизаторами — Департамент межрегионального сотрудничества, национальной политики и туризма города Москвы, Московский Дом Национальностей, РОО «Якутское землячество» и Администрация музея-заповедника «Коломенское».
И в этом году Программа программа, как всегда, очень насыщена и привлекательна. Гости Ысыаха знакомятся с церемонией алгыс, якутским хомусом, принимают участие в осуохае , состязаниях боотуров в национальных видах спорта, а также участников праздника ждут конкурсы и игры, выставка-ярмарка, конкурс красоты, гала концерт и многое другое. Все это – красивые и эффектные зрелища, а кроме того, отличный шанс познакомиться с уникальной культурой народа саха.
На якутском празднике в Коломенском любят бывать многочисленные москвичи и гости столицы, руководители дипломатических миссий иностранных государств и представительств субъектов России, депутаты Госдумы и члены Совета Федераций, Правительства Москвы и зарубежные гости.
В этом году с самобытной культурой народа саха в Москве познакомят лучшие творческие, фольклорные коллективы Чурапчинского района Якутии. Это один из крупнейших районов республики, который имеет богатые традиции и историю.
Особый интерес у гостей Ысыаха вызывает национальная обрядовая церемония, с которой и начинается национальный праздник.
Церемонию всегда проводит алгысчыт из Якутии: он разжигает огонь, взывая к светлым богам Айыы снизойти к людям милостью, ниспослать им мира, добра и благополучия. Это действо, по обычаю, проводится в часы самого высокого солнцестояния – с 11 до 12 часов дня. Церемония состоит из нескольких частей: обрядов очищения, благословения и кумысопития, и каждый раз ее непосредственными участниками становятся лучшие фольклорные ансамбли Якутии.
Неотъемлемой частью национального праздника встречи лета являются спортивные состязания по якутским видам спорта. Традиционно на Московском Ысыахе они посвящаются памяти Олимпийского чемпиона Романа Дмитриева. Самые ловкие и сильные соревнуются в якутских прыжках, якутской вертушке, национальной борьбе хапсагай и мас-рестлинге (перетягивании палки).
Пожалуй, только на якутском Ысыахе можно увидеть весь цвет национальных костюмов народов, населяющих Россию. В этом году национальные наряды представят участницы конкурса красоты и таланта «Кыталык Куо».
Традиционно проводится и конкурс игры на хомусе (варгане), поскольку именно этот уникальный музыкальный инструмент занимает особое место в культуре народов мира.
Во все времена Ысыах гордился своим осуохаем — круговым танцем на большой поляне. Как и русский хоровод, он символизирует собой солнцеворот, годовой круг. Это энергетический танец-ритуал общения. По древнему обычаю считается, что каждый участник хоровода заряжается энергией на весь год.
Гостей с утра угощают кумысом. Национальный напиток кумыс пьют из чорона — сакрального сосуда. Во время Ысыаха через распитие кумыса осуществляется приобщение людей к высшим таинствам бытия. Кумыс в представлении народа Саха является священным напитком и символом благодати изобилия.
Неизменный интерес гостей праздника вызывает «Город мастеров» — выставка-продажа изделий народных промыслов, сувенирной продукции, ювелирных украшений и изделий из природных материалов — меха, конского волоса, дерева, бивня мамонта.
Словом, на национальном празднике народа саха Ысыах никто не остается без доброго слова, сувенира, а уж отличное настроение гарантировано всем и каждому, кто пришел за этим на Московский Ысыах в Коломенское.