Московский дом национальностей | Заседание Совета ЦФО и Общественной палаты округа. Выступление В.Ю. Зорина
Заседание Совета ЦФО и Общественной палаты округа. Выступление В.Ю. Зорина
17 февраля 2016, 18:00 Москва

Тема: «Реализация Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: риски и решения»

Российская Федерация – исторически сложилось как многонациональное и поликонфессиональное государство, для которого межэтнические отношения были актуальны со дня его основания. Главная задача этнополитики на современном этапе, как и во все времена- разработка проекта гражданской нации и обеспечение гражданского единства в условиях многообразия страны и этнокультурного развития общностей и регионов.

Три года назад была принята Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года.. Для страны это был непростой период,мы пережили большие успехи и немалые испытания, среди которых –Олимпиада,воссоединение с Крымом, усилившееся политическое и экономическое давление со стороны Евросоюза, растущие санкции наших европейских и американских партнеров, попытки раскачать политическую стабильность, в том числе и за счет этноконфессионального фактора, ухудшение отношений с НАТО.

Конечно эти «усилия» привели к обратному результату, беспрецедентные меры в отношении нашей суверенной страны – наоборот – способствовали объединению и консолидации многонационального народа России. Можно с уверенностью сказать: проект единства российской гражданской нации выдержал очередные испытания, и это является важным фактором преодоления ксенофобии, экстремистских и радикальных настроений, национализма и религиозной нетерпимости. С особой силой мероприятия, посвященные 70-летию Великой победы, доказали верность наших людей идеалам единства, справедливости и патриотизма.

Сразу следует подчеркнуть, что новая идеология гражданского нациестроительства ни в коей мере не означает отрицание или растворение российских национальностей (наций в этническом смысле слова) в некой монокультурной общности под названием «российская нация». Последняя есть, прежде всего, форма надэтнической гражданской идентичности россиян, которые представляют собой по историческому и культурному наследию и по современным лояльностям и патриотизму представителей одного народа – российского народа, многообразного, но единого.
Как и всегда это было в нашей истории, объединяющую роль в этом единстве играет русский народ. Как отмечает В.В.Путин, « … великая миссия русских – объединять, скреплять цивилизацию. Языком, культурой, «всемирной отзывчивостью» . Одной из важнейших новаций Стратегии является положение о том, что русский народ рассматривается в ней не только как субъект, но и объект государственной национальной политики.

Если добавить к ней статью В.В. Путина «Россия: национальный вопрос» и «Концепцию миграционной политики до 2025 года» , то можно сказать, что в 2012 году страна получила триаду доктринальных документов, которые позволяют разработать дорожные карты достижения внутриполитической стабильности в обществе. И эти документы, видимо, должны лежать на столе у каждого руководителя, эксперта, лидера национальных организаций. Этого пока еще не наступило. Нередко в СМИ, да и на научных конференциях можно услышать критику отдельных положений Стратегии, которых в ней нет, и которые были отвергнуты еще на стадии предварительного обсуждения.
Достаточно сказать, что в первом варианте Стратегии было 6 разделов, сейчас их 4. Уточнены многие формулировки, дана взвешенная, объективная оценка многовековому политико-правовому опыту многонационального Российского государства, исключены или уточнены чуждые нашим традициям понятия и термины. Практически речь идет о восстановлении этнокультурного суверенитета нашей страны. Дело не в том что мы отказываемся от таких программ как толерантность, мультикультурализм, политкорректность, Европейской хартии региональных языков. Просто наша собственная практика, наш 1152-летний опыт шире, глубже и фундаментальнее этих понятий. Например в Европе на одну страну в среднем приходится 9-10 языков, тогда как в РФ – 277 языков, наречий и диалектов, причем 89 из них используется в качестве языков обучения (30) и изучения (59), а с учетом Крыма эта цифра возросла до 97. ВГТРК ведет передачи на 54 языках. Кстати следует напомнить, что Украина ратифицировала Хартию, но именно ущемление русского языка в этой стране до сих пор не замечают эксперты Евросоюза.

Вслед за принятием Стратегии ГНП последовали сопровождающие управленческие решения и мероприятия на федеральном и региональном уровне. Сегодня все эксперты едины во мнении, что идет явное улучшение межнациональных и межконфессиональных отношений. Уверен -это не разовое явление, а долговременный тренд, и самые свежие исследования свидетельствуют, что данная тенденция стала константой.

Сейчас стоит сложная задача закрепить положительный результат в условиях новых вызовов и рисков, с которыми наша страна столкнулась за последнее время. Это, в первую очередь, развивающийся социально-экономический кризис, к сожалению, он — явление ни одного нынешнего года. Нам придется жить с ним и дальше, и очень важно, чтобы у определенных сил не наступило желание осуществить этнизацию социальных конфликтов, а подобные факты уже просматриваются. Ни в коем случае нельзя замалчивать межнациональную напряженность и весь негатив списывать на бытовые причины, но не менее опасно переводить все социально-экономические проблемы в этническую плоскость.

Однако академик В.А.Тишков считает, что: » расслабляться не стоит. Остаются возможными случаи спонтанного недовольства и массового выхода за правовое поле». Член Общественной Палаты проф. И.Е.Дискин предупреждает: «Попытки атаковать концепт гражданской нации продолжаются, и их нельзя недооценивать».

Как правило, в последнее время рост напряженности в межнациональных отношениях связан с ростом как внешних, так и внутренних миграционных потоков, которые оказывают деструктивное влияние на состояние межэтнических отношений. По уровню внешней миграции Россия вышла на второе место после США. Сейчас же многие мигранты, прибывающие в страну, обладают не только низким уровнем образования и знания русского языка, но и часто не предрасположены к принятию и соблюдению общероссийских социально- культурных ценностей и правил поведения, что порождает мигрантофобию. В свою очередь, мигрантофобия приводит к обострению этнического экстремизма, национализма. Этот вызов особенно ощутим в Москве и столичной области, которые принимают около 40 процентов миграционного потока страны.
Однако фундаментальных и непреодолимых факторов для роста межэтнической вражды и этнического национализма в стране нет.

Напряженность и конфликты возникают там, где неблагоприятная социально- экономическая обстановка соединяется с плохим управлением, там, где политики и безответственные общественные активисты используют этнический и религиозный факторы для достижения власти и собственного благополучия. Только государство обладает всеми средствами обеспечить межэтническое согласие, и только оно имеет право применять силу для противодействия разжиганию розни и проявления насилия. Поэтому предупреждение и оперативное урегулирование конфликтных ситуаций в сфере межэтнических отношений – одно из основных принципов государственной национальной политики в России.

Об этом свидетельствует и опыт субьектов федерации ЦФО. Это один из самых “русских” регионов и, в то же время, одна из самых многонациональных территорий страны. .Если же учитывать иностранных специалистов и студентов, то этнокультурная палитра округа чрезвычайно разнообразна и далеко уходит за перечень 193 народов. Только в РУДН учатся студенты из 155 стран мира. За последние годы в ЦФО накоплен позитивный опыт регулирования этноконфессиональных отношений, патриотического воспитания молодежи и студенчества.

Тем не менее, прошедший период реализации Стратегии государственной национальной политики проявил проблемы, противоречия и кризисные места этого процесса, которые имеют как субъективную, так и объективную природу.
Прежде всего, это слабое информационное обеспечение реализации Указа Президента РФ, утвердившего « Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», и всей триады доктринальных документов, о которых я говорил в начале доклада.

Несмотря на развернутую работу по реализации Стратегии в обществе, в экспертном сообществе, в СМИ отмечается скепсис, недоверие и даже жестка критика как Стратегии государственной национальной политики, так и техник и технологий ее реализации. На обыденном уровне слышатся такие категоричные замечания, что «национальной политики нет» или что «национальная политика ангажирована и работает на интересы отдельных народов, этнических групп или субъектов РФ». Массированной атаке подвергается концепт единой российской гражданской нации.

Самым сложным вопросом в сфере реализации национальной политики является противодействие экстремизму. Вопросы профилактики и противодействия экстремизму, проблема снижения негативизма межгрупповых отношений, задача формирования установок толерантного поведения являются постоянным предметом анализа и обсуждения координационных структур органов государственной власти всех регионов.

Можно отметить за последние годы тенденцию снижения активности националистических организаций. Некоторые такие организации, не находя поддержки у населения, прекратили свое существование. Но деятельность отдельных представителей этих организаций переместилась в виртуальные социальные сети. В завуалированных формах групповой активности проявления националистически мотивированной деятельности все же имеют место.
Безусловно, дают о себе знать и новые риски, которые пришли к нам с ИГИЛОМ и сирийскими событиями, хотя, в принципе, мы были к ним готовы. Те российские граждане и граждане СНГ, которые оказались в рядах Исламского государства, сейчас, после бомбежек, начинают уходить с этой территории. А куда они пойдут? Обратно, откуда пришли, и Россия — один из этих адресов, и это тоже создаст дополнительные сложности.

Особая забота и особая зона риска — современная молодежь, главный объект идеологической обработки и нападок со стороны экстремистов, радикалов разных мастей и того же ИГИЛ. Нужна серьезная работа по противодействию экстремистским и радикальным взглядам среди школьников и студентов. Я бы даже предложил в вузах ввести такой предмет: террология( от слова терроризм).

Также важно в условиях сильнейшего внешнего давления повышать культуру межнационального общения, а этому мешает этнокультурный дальтонизм. На студенческих семинарах часто прошу: назовите 10 ведущих национальностей, народов нашей Российской Федерации. И ни в одной аудитории пока не встретил полного ответа. Большинство даже 5 назвать не может. Следовательно, подобным ликбезом, всеобучем надо очень серьезно заниматься, чтобы мы ясно представляли в какой стране, с каким этническим окружением мы живем. Недавно Ассоциация этнологов и антропологов России выступила с предложением провести этнологический диктант на знание культур и народов нашей страны. Думаю, можно было бы поддержать это начинание и провести диктант во всероссийском масштабе.

В Стратегии указана цель — формирование общероссийской гражданской нации, что особенно важно в нынешних международных условиях .Одновременно заявлена политика этнокультурного развития всех народов страны. Это получило даже свой термин — двуединая задача.

Вроде, все предельно ясно, но нам пытаются навязать войны идентичности. Начинаются рассуждения, что важнее для гражданина, имеющего российский паспорт, то что он аварец, ингуш, или россиянин? Что ставить во главу угла? Людей сознательно запутывают. Но на самом деле, исходя из наших доктринальных документов, одно вытекает из другого, и нет никакого противоречия в том, что я, российский гражданин. люблю свою малую родину. Краткое выражение «Россия — нация наций» адекватно выражает эту ситуацию.

К сожалению, радикально настроенные националисты есть в разных этнических группах, как в больших так и в малочисленных, вот с ними и надо бороться, но без экзальтации, а серьезно и планомерно. Слово «национализм» не содержит положительной коннотации, и рассуждения о «хорошем» и «плохом» национализме — бесперспективно и опасно. Тем более, в последнее время прослеживается еще одна тенденция — смыкание этнонационалистов с радикальной оппозицией. Она очень опасно. Особенно, когда этнонационалисты различных уровней пытаются оседлать миграционную тему. Здесь особая ответственность ложится на органы муниципального управления: город, село, район. Ведь именно там принимаются практические решения, не в Белом доме и не в пределах садового кольца выделяется место для строительства культового сооружения, места на рынке и формируются школьные классы, такие вещи решаются по месту жительства людей.

Думаю, слабым звеном антитеррористической деятельности является еще не преодоленное не доверие правоохранительных и силовых органов к институтам гражданского общества, национально-культурным объединениям, организациям местного населения, с которыми им нужно налаживать более активный диалог и сотрудничество. Квалификация руководителей, работающих в этнокультурной сфере, тоже нуждается в повышении. У нас около 23 000 органов местного самоуправления в стране, вот и посчитайте, какую массу специалистов надо подготовить, чтобы чиновник, работающий в регионе, обладал хотя бы минимальными знаниями в этнокультурной политике, традициях и обычаях наших народов.

В Стратегии особо подчеркивается, что цели государственной национальной политики достигаются совместными действиями гражданского общества и государства на основе конституционных принципов демократии и федерализма, принципов единства, патриотизма и социальной справедливости, стабильного и суверенного развития России, уважения национального достоинства ее граждан и служит основой для решения долгосрочных задач государственного строительства, успешного развития страны в экономической и социально-культурной сферах. В Центральном федеральном округе по данным Минюста насчитывается около 74 тысяч зарегистрированных некоммерческих организаций, каждое третье из них в своих уставных целях имеет этно-культурное содержание. Жизнь показала, что национально-культурные объединения и некоммерческие организации являются активным сектором гражданского общества. При правильной постановке взаимоотношения с органами власти они становятся реальными помощниками и партнёрами в реализации целей и задач этнополитики государства.

Вместе с тем эксперты отмечают недостаточную патриотическую направленность деятельности ряда национально-культурных организаций и автономий и казачьих обществ, как равно и недостаточная политико-правовая грамотность их руководителей, определенная изоляция их от общероссийского демократического процесса, зацикливание на решении узких этносоциальных задач.

Эксперты отмечают другие «узкие места» и резервы в реализации Стратегии по сформулированным в ней задачам. Среди них низкая активность региональных лидеров общественного мнения, представителей различных уровней власти в пропаганде ценностей российской нации. Крайне редко из уст лидеров третьего сектора звучат такие понятия как патриотизм, любовь к отечеству, региону, родному краю. В результате – слабое понимание основной массой населения смысла происходящих в стране и мире процессов, содержания, преимуществ и приоритетов (культурных, социальных, политических, правовых, мировоззренческих) принадлежности к российской идентичности как к универсальному самоопределению российского гражданина.

Следует отметить так же медленную переориентацию НКО и НКА в своей деятельности на проекты, направленные на формирование общероссийского патриотизма и общегражданского самосознания. Именно об этом свидетельствует анализ, проведенный по итогам грантовых конкурсов в прошлом и нынешнем году. Следует напомнить, что нам предстоит решить двуединую задачу: содействовать формированию общероссийской гражданской нации и этнокультурному развитию народов страны. Пока в практической деятельности как национально-культурных автономии (за исключением ФЕНКА и ФНКА РН), так и других общественных национально- культурных объединений преобладает вторая часть «двуединой задачи».

Одним из механизмов решения этой задачи является создание площадок для межкультурного обмена национально-культурных обьединений, организации диалога с представителями силовых структур и органов местного самоуправления. В Москве, например, такой площадкой является Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Московский дом национальностей» (далее «МДН»). Являясь структурным подразделением Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы, МДН вот уже более 17 лет продолжает реализацию своей деятельности, направленной на гармонизацию межнациональных отношений, укрепление межэтнического согласия, упрочение дружбы народов в столичном мегаполисе.

В 2015 году было проведено свыше 830 мероприятий разной тематической направленности,в которых приняло участие 35 тыс.человек. Учреждением ведется активная работа для поддержания продуктивного диалога между обществом и властью по вопросам межэтнических отношений, профилактики ксенофобии и экстремизма в молодежной среде, социокультурной адаптации мигрантов. Укрепилось сотрудничество с национальными общественными организациями и национально-культурными автономиями Москвы, расширились связи с землячествами, научно-образовательными учреждениями, органами государственной власти столицы. Московский дом национальностей продолжает выполнять свою функцию связующего звена между Правительством Москвы и институтами гражданского общества города.

ГБУ «МДН» по праву можно считать организационно-методическим центром многогранной культурно-просветительской работы, обеспечивающим разнообразную деятельность национальных организаций, взаимного духовного обогащения народов во имя достижения главной цели – межнационального мира и согласия.

В настоящий момент перед Домом национальностей открылись новые, масштабные задачи в сфере реализации государственной национальной политики в г. Москве. Одним из новых, перспективных направлений деятельности Дома является содействие развитию туризма в столичном регионе, который обладает огромными потенциальными ресурсами для развития туристической отрасли в самых разных формах. Москва, являясь большим европейским городом, древней столицей государства, центром культурной, экономической, политической жизни России дает возможность для развития просветительского туризма этнической тематики, что, прежде всего, особо привлекает внимание к национальной составляющей туристических объектов столицы.

Уважаемые коллеги! Приближаются выборы. Как правило — это период этнической мобилизации. В нынешних геополитических условиях это опасно. Нужен Пакт между ведущими политическими силами страны о неиспользовании национального фактора в выборных кампаниях 2016 года, и прежде всего это касается парламентских партий. Недавно такое предложение прозвучало от руководства ФАДН и даже было поддержано представителями ряда партий. Пока на федеральном уровне идёт дискуссия, может быть, можно было бы осуществить это предложение на региональном уровне. В нашей недавней истории уже были спекуляции и виртуальные дискуссии перед выборами на тему принятия Закона о русском народе, возвращение графы «национальность» в паспорт, разворачивались целые «войны идентичностей»- что главнее: я — татарин, или я — россиянин, я- сибиряк, или я- русский и т.д. Выборы проходят, а осадок, как говорится, остаётся.

Вышеперечисленными позициями, конечно, не исчерпывается список «узких» мест в реализации современной этнополитики. В каждом округе, каждом субъекте Федерации его можно и должно продолжить.

Стратегия государственной национальной политики не может отвечать на все вопросы современного общества, предложить рецепт решения всех проблем для всех этнокультурных сообществ и регионов, но она представляет своеобразный гуманитарный стандарт, минимум состояния этнокультурной политики. Поэтому в механизмах реализации Стратегии заложены возможности уточнения её приоритетных направлений. Особенно в новых геополитических условиях. В городе Москве сейчас идёт активная работа по подготовке Стратегии национальной политики в столичном мегаполисе.В проекте документа, который прошёл беспрецендентное обсуждение, учитываются новые политические риски и вызовы, среди которых миграция, международный терроризм, безопасность граждан. Стратегия должна служить делу воспитания патриотизма, обьединения москвичей всех национальностей, сохранения этнокультурной специфики столичного мегаполиса, содействовать гармонизации межэтнических отношений в городе.

Так что почивать на лаврах по поводу улучшения межнациональных отношений в последнее время, не следует. Впереди у нас напряженная и серьезная работа. И институты гражданского общества, экспертное и научное сообщество готовы принять в ней самое активное участие.